Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КИТАЙСКОЙ МИГРАЦИИ В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ В КОНЦЕ XX-НАЧАЛЕ XXI ВВ

Работа №89123

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

муниципальное право

Объем работы139
Год сдачи2022
Стоимость4850 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
235
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ МИГРАЦИОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ 21
Ключевые этапы развития миграционной политики 21
Основополагающие принципы миграционного законодательства 33
Регулирование миграционных процессов в ШОС 47
ГЛАВА 2. КЛЮЧЕВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КИТАЙСКОЙ МИГРАЦИИ В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ 63
Особенности трудовой миграции в приграничных регионах Сибири и Дальнего Востока 63
Развитие миграционных процессов в образовательном пространстве Большого Алтая 74
Перспективы развития приграничных миграционных процессов 86
ГЛАВА 3. СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ АДАПТАЦИЯ КИТАЙСКОЙ ДИАСПОРЫ 98
Роль китайской диаспоры в социально-экономическом развитии СФО и ДФО
Специфика культурной интеграции китайских мигрантов в российское общество
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 117
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 124



Актуальность выбранной темы. Российско-китайские взаимоотношения охватывают широкий комплекс областей, включающий развивающиеся межрегиональные торгово-экономические связи, масштабные инвестиционные проекты, участие граждан двух государств в программах культурного обмена, проведение деловых и дипломатических переговоров на высшем уровне, активное участие в работе международных организаций, таких как ООН, ШОС, БРИКС и др.
В двустороннем сотрудничестве миграционный аспект занимает особое место, поскольку тесно связан с проведением проектов и практических стратегий по развитию совместных экономических зон в Центральной Азии и на Дальнем Востоке, мероприятий в рамках академической мобильности студентов и преподавателей, работой специальных групп по решению актуальных региональных проблем. Несмотря на функционирование обширной законодательной базы, единая миграционная политика двух государств до сих пор не выработана. Между Россией и Китаем существуют различия в подходах к развитию внешнеполитической стратегии в отношении миграционных процессов. Правительство КНР ориентировано на расширение экономического взаимодействия и числа привлекаемых специалистов к реализации ключевых задач политики «Идти вовне», а для российской стороны главным остается сотрудничество в области межгосударственной безопасности и осторожный подход к вопросам трансграничных перемещений населения. Необходимо учитывать, что оба государства в современном мире оказывают немалое геополитическое воздействие на Азиатско-Тихоокеанский регион, поэтому выбор необходимого пути развития совместной миграционной политики имеет особое значение в силу сложившихся международных факторов.
Российско-китайское сотрудничество включает в себя ряд проектов и соглашений экономического характера, которые предусматривают участие отечественных и зарубежных специалистов в производственном процессе.
Политика в миграционной области как часть стратегического партнерства РФ и КНР требует комплексного научно-практического изучения, поскольку при детальном рассмотрении взаимоотношений двух стран можно найти ключ к решению многих региональных проблем, в том числе и содействовать экономическому развитию приграничных территорий и созданию единой нормативно-правовой базы по защите прав мигрантов на совместном производстве.
В российском обществе продолжает существовать интерес к восточной культуре, поскольку идет активная разработка совместных с Китаем инвестиционных проектов в Сибири, Дальнем Востоке. Ведется торговля между приграничными районами, реализуются образовательные программы и курсы повышения квалификации учебных центров РФ и КНР, проводит активную просветительскую работу Институт Конфуция в крупных городах. Но по-прежнему остается не до конца разрешенной проблема заселения и освоения восточных территорий. Сложности вызывает и адаптация иностранных граждан из-за различий в культуре, языке и менталитете жителей РФ и КНР. Для решения давних проблем необходимо проанализировать закономерности китайской миграции на российские восточные территории и предложить меры по социокультурной адаптации граждан КНР в принимающем обществе. Этим и определяется актуальность нашей работы.
Степень изученности. В историографии миграционных процессов из Китая в Россию можно выделить два периода: десятилетие после распада Советского Союза (с 1991 по 2001 гг.) и современный период (с 2002 по 2014 гг.). В проведенном исследовании представлены публикации обширного характера: от общероссийской ситуации с регулированием китайской миграции до изучения положения диаспоры граждан КНР в Сибири и на Дальнем Востоке. К различным аспектам миграционных процессов из КНР в собственных научных изысканиях обращались учёные-востоковеды, экономисты, демографы, сотрудники научно-исследовательских институтов и образовательных учреждений.
Отметим, что проблематика китайской миграции до начала 1990-х гг. не была приоритетным направлением исследований отечественных ученых. Только с середины первого периода появились первые научные публикации о сложившейся миграционной и демографической обстановке в восточных регионах России, а в центре внимания академического сообщества оказались вопросы о потенциальном возникновении угрозы китайской экспансии в приграничных территориях, нерегулируемом миграционном притоке населения из соседнего государства.
Первыми начали изучать проблематику миграционных процессов из Китайской Народной Республики в сибирские и дальневосточные регионы специалисты Дальневосточного отделения Российской Академии Наук, которые специализировались на проведении социологических исследований. В публикациях Института было затронуто положение китайской диаспоры в восточных регионах, специфика её социокультурной адаптации в обществе и особенности взаимодействия иностранных граждан с органами государственной власти РФ и КНР1.
Научное изучение миграционных процессов из КНР было продолжено специалистами Московского Центра Карнеги, ключевые результаты их проведенных исследовательских работ закреплены в ряде публикаций. В 1998 г. издана книга сотрудничающего с Центром востоковеда Д.В. Тренина «Китайская проблема России»2, в следующем году сборники научных работ:
«Перспективы Дальневосточного региона: межстрановые взаимодействия»3,
«Перспективы Дальневосточного региона: население, миграции, рынки труда», освященные специфике трансграничных передвижений населения и основным закономерностям миграционных процессов из КНР. Д.В. Тренин в собственных публикациях неоднократно отмечал значение исследований миграционных процессов в проведении комплексной региональной политики, позволяющей разрешить демографическую проблему Сибири и Дальнего Востока. В его работах прослеживается тесная взаимосвязь трансграничных перемещений иностранных граждан с иными областями российско-китайского сотрудничества – экономической, инвестиционной, торгово-промышленной.
Результаты проведенного исследования ученых Центра Карнеги послужили основой для изданной в 2001 году научной работы В.Г. Гельбраса
«Китайская реальность России», в которой опровергнуто утверждение, сложившееся в академической науке: преобладающая часть китайских мигрантов ориентирована не на дальневосточные регионы, а на европейскую часть России, ближе к Москве, Санкт-Петербургу и соседним с ними областям2.
Проблема массовой китайской миграции в восточные регионы России и перспективы её законодательного регулирования нашли свое отражение в работах конца 1990 – начала 2000-х гг. сотрудника ИИАЭНДВ Г.Б. Дудченко3, ученого секретаря Института экономических исследований Дальневосточного отделения РАН, Е.Л. Мотрич4, доктора политических наук, сотрудника государственного университета Сан-Диего в США М.А. Алексеева, профессора Иркутского государственного университета В.И. Дятлова2 и др. Вышеперечисленные ученые на основе проведенного анализа подчеркивают в плане отстаивания национальных интересов России от возможного появления китайской угрозы, что в сложившихся геополитических условиях в рамках Азиатско-Тихоокеанского региона опасности неконтролируемой миграции из КНР на территорию РФ не существует.
Подчеркнем, что тематика миграционных процессов из КНР в РФ со второй половины XX века является одной из приоритетных направлений исследований китайских ученых, поскольку решение вопроса о экономическом и законодательном урегулировании миграционных потоков из Китайской Народной Республики в сибирские и дальневосточные регионы имеет государственную значимость в силу сложившейся геополитической ситуации.
Среди ключевых работ выделенного периода стоит выделить сборник статей «Зарубежные китайцы» под редакцией заведующего кафедрой исследований Китая университета Манчестера, профессора Хун Лю3. В представленном сборнике ученым-исследователем были определены основополагающие теоретические вопросы приграничного российско- китайского взаимодействия и современное состояние миграционных процессов из КНР в РФ в региональном пространстве. Проведенный анализ продемонстрировал, что китайская миграция в значительной мере является косвенным результатом внешнеполитической стратегии китайского правительства, направленной на расширение торгово-экономического влияния КНР как на близлежащие регионы с Россией, так и на евразийский континент.
Стоит выделить работу профессоров Дж. Хали, Ч. Тан и Ю. Хали
«Новые Императоры Азии. Зарубежные китайцы, их стратегии и сравнительные преимущества», изданную в 1998 г.1 В книге затронуты результаты исследования предпринимательской деятельности китайской диаспоры, проанализирована её деловая активность в приграничных районах России и психологические особенности адаптации граждан КНР в ином социокультурном обществе.
При изучении зарубежной историографии во втором указанном нами периоде стоит выделить её ключевые особенности. Преобладающее большинство исследователей миграционных процессов являются китайскими гражданами или потомками китайских мигрантов, поэтому определенное внимание в проведенных исследованиях уделяется роли граждан КНР в социально-экономическом положении регионов России и сопредельных государств и влиянию на развитие китайской диаспоры иной культурной среды. В иностранной литературе достаточно редко рассматриваются вопросы региональной безопасности и демографические проблемы России.
В КНР проведением комплексного анализа миграционных процессов, разработкой рекомендаций для правительства по вопросам правового регулирования внешней миграции, координацией работы исследователей Китая в данном направлении, организацией профильных научных мероприятий в высших учебных заведениях занимается научно- исследовательский институт Истории китайских мигрантов.
При рассмотрении материалов китайских ученых можно определить ключевые аспекты научных разработок: изучение особенностей миграции граждан КНР в российские регионы, анализ причин сложностей социокультурной интеграции в принимающее общество, возможные способы разрешения проблемы трансграничных перемещений и оказания соответствующих государственных услуг на законодательном уровне.
Исследователи Чжао Диндун и Ли Сяошэн обозначили преобладающие факторы миграции из КНР в приграничные территории Российской Федерации:
– исторический фактор;
– демографический фактор;
– фактор природных ресурсов;
– институциональный фактор;
– фактор наличия у мигрантов тесных родственных и земляческих связей;
– фактор глобализации.
Авторы указали, что данные факторы связаны с традиционным перемещением народов соседних территорий РФ и КНР, с уменьшением численности населения Сибири и Дальнего Востока, возросшей необходимостью в привлечении иностранной рабочей силы для работы на совместных российско-китайских предприятиях и освоения природных ресурсов, а также с необходимостью стимулирования и контроля трансграничного передвижения населения уполномоченными государственными органами по вопросам миграции в условиях развития мировой китайской миграции, влияющей на локальные трансграничные передвижения.
Китайские исследователи демонстрируют, что процесс китайской миграции в регионы РФ соответствует существующим мировым тенденциям при возможных геополитических ограничениях1. Трансграничные перемещения населения КНР имеют исторические предпосылки, которые непосредственно связаны с давними торгово-экономическими связями восточных регионов. На современном этапе миграционные процессы из КНР активно поддерживаются сложившимися китайскими землячествами в других государствах, в том числе в России, и тесно связаны с экономическими процессами Азиатско-Тихоокеанского региона.
В своей работе доктор права Университета Внутренней Монголии Лун Чанхай определил современные тенденции увеличения численности китайских мигрантов в районах Сибири и Дальнего Востока1. Возникшие явления в трансграничных перемещениях населения вызваны происходящим процессом усиления российско-китайского сотрудничества, внушающей демографической разницей между провинциями КНР и российскими регионами, нехваткой квалифицированных специалистов на совместных предприятиях.
В плане законодательного регулирования, с точки зрения ученого- исследователя Дэн Чжитао, необходимо развивать межгосударственное сотрудничество, включающее вопросы управления миграционными потоками, предотвращения нелегальных пересечений границы, совместной координации миграционного контроля2. Первоочередная задача на правительственном уровне состоит в необходимости решения вопросов приграничного сотрудничества, в частности, способствовать организации и проведению программ культурно-академического обмена между жителями данных территорий на региональном и федеральном уровнях. Необходимо полностью соблюдать двусторонние и многосторонние договоры о российско-китайском взаимовыгодном стратегическом партнерстве в части развития торгово-экономического сотрудничества. Исследователь демонстрирует важность привлечения мигрантов для экономического развития Сибири и Дальнего Востока, отмечая преимущества китайской рабочей силы в совместном производстве.
Особое место в изучении китайского сообщества в России занимают работы ведущего научного сотрудника Института Дальнего Востока РАН, доктора исторических наук, А.Г. Ларина. Проводимый анализ многосторонних процессов китайской миграции в российских регионах охватывает период с середины XIX в. и до наших дней1. А. Г. Лариным были выделены специфические черты миграционных процессов из КНР в исторической ретроспективе и показано, как видоизменялась их структура в определенные временные промежутки. Ученый особенное внимание обращал на современное положение китайской диаспоры в российских регионах, отмечая ее взаимосвязь с внешнеполитической стратегией КНР.
Тематика миграционной политики РФ и КНР, их межрегионального взаимодействия по-прежнему остается актуальной в отечественной академической науке. Сторонники развития партнерского сотрудничества с соседним государством, особенно М. Л. Титаренко, доказывали стратегическую необходимость привлекать капитал и квалифицированную рабочую силу из соседних провинций для развития приграничных территорий государств. Но эксперты, проявляющие скептицизм в отношении сотрудничества с КНР, считают необходимым вводить ограничения на привлечение иностранных инвестиций, разработать и проводить собственную экономическую политику, полностью основанную на национальных интересах. В частности, М. В. Александрова указывает в исследованиях отстаивание правительством КНР собственных внешнеполитических интересов при решении вопросов использования природных ресурсов, и подчеркивает односторонний формат ведения миграционной политики в рамках сотрудничества России и Китая1. Единственный вариант разрешения данной ситуации – разработка отечественной стратегии экономического развития сибирских и дальневосточных регионов.
Работы отечественных и зарубежных учёных, затрагивающих миграционный аспект российско-китайского сотрудничества, имеют практическую ориентацию на изучение внутренних и внешних факторов трансграничных передвижений, причин появления в СМИ идей «китайской экспансии», торгово-экономического взаимодействия населения приграничных территорий, создание актуальных проектов по регулированию социально-демографической обстановки.
Особенное внимание в исследованиях уделено положению китайской диаспоры в российских регионах, показано её развитие с учетом влияния других областей сотрудничества РФ и КНР. Подобный подход предопределён практической направленностью изучаемого вопроса и геополитическими изменениями в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Объект исследования: миграционные процессы из Китайской Народной Республики в регионы Восточной Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.
Предмет исследования: ключевые тенденции в законодательном регулировании миграционных процессов из Китайской Народной Республики и их последствия для социально-экономического и культурного развития приграничных регионов Российской Федерации.
Цель работы: комплексное исследование основных направлений миграционных процессов из Китайской Народной Республики в российских регионах Восточной Сибири и Дальнего Востока с учётом сложившейся региональной социокультурной специфики, геополитических и внутренних факторов российско-китайского сотрудничества.
Задачи, поставленные для достижения цели:
- дать оценку законодательной базе Российской Федерации и Шанхайской организации сотрудничества в отношении миграции из Китайской Народной Республики;
- выявить ключевые особенности миграционных процессов из Китайской Народной Республики на территории Восточной Сибири и Дальнего Востока;
- предложить меры по социокультурной интеграции китайских мигрантов в российское общество.
Хронологические рамки исследования – конец 1991 по 2014 гг. Указанный временной промежуток включает развитие миграционного взаимодействия с начала установления дипломатических связей РФ и КНР 27 декабря 1991 г. и до совместного саммита в Шанхае, состоявшегося в 2014 г. В данный период времени состоялось официальное оформление дипломатического сотрудничества двух государств, подписаны основополагающие нормативно-правовые акты, определены планы развития приграничных территорий России и Китая.
Территориальные рамки включают в себя два государства, находящиеся во взаимоотношениях стратегического взаимодействия, – Российскую Федерацию (особенно, Восточная Сибирь и Дальний Восток) и Китайскую Народную Республику, но в нашем исследовании, в силу значимости геополитических факторов миграционных процессов затрагивают и страны, состоящие в Шанхайской организации сотрудничества.
Методология и методы. С теоретической точки зрения проведенное исследование основывается на концепции интернационального либерализма, которая выражается в возрастающем влиянии «мягкой силы» Китайской Народной Республики на миграционные процессы в сопредельных территориях с Российской Федерацией. В значительной мере, подобные интеграционные явления связаны с геополитическими факторами и ускоренными темпами социально-экономического развития приграничных регионов. Используя положения данной теории, мы подчеркнули в исследовании доминирующую роль миграции из Китая в Россию как ключевого фактора развития международного сотрудничества двух государств и в их вовлечении в взаимодействие многостороннего формата с соседними государствами.
На основе позитивистского подхода нами были изучены современные закономерности миграционных процессов из провинций КНР в приграничных с РФ территориях для того, чтобы комплексно оценить социокультурные последствия интеграционных явлений и определить эффективность законодательных мер в части регулирования трансграничных перемещений населения. В исследовании было продемонстрировано, что миграция жителей сопредельных с Россией регионах во многом обусловлена проводимой политикой КНР «Идти вовне».
Через положения концепции миграционной подвижности мы в проведенном исследовании выявили, что для разрешения проблем в управлении процессами миграции на уровне регионов невозможно ограничиваться только запретительными действиями и санкциями. Необходимо проводить оптимизацию пограничного контроля и совместно с китайскими коллегами разрабатывать комплекс мер, напрямую связанных с национальными интересами двух государств.
На основе вышеуказанных концепций нами в исследовании были применены положения системного подхода, который показывает китайскую миграцию как многогранную систему взаимосвязанных между собой внутренних и внешних факторов, что помогает более детально отследить и объяснить динамику развития приграничного сотрудничества РФ и КНР. Продемонстрировано, что система китайской миграции непосредственно связана с другими аспектами российско-китайского сотрудничества – историческим, экономическим, социокультурным и дипломатическим. В геополитическом плане системный подход рассматривает миграционные процессы из Китайской Народной Республики как системообразующие связи между приграничными регионами, но подобное взаимодействие носит ассиметричный характер из-за различий в социально-экономическом развитии РФ и КНР.
Используя положения теории миграционной цепи, мы показали в исследовании, что процесс социокультурной интеграции китайской диаспоры в российском обществе напрямую связан с развитием торгово-экономических связей с восточными партнерами и проводимой политикой культурной дипломатии Институтом Конфуция.
Применение структурно-функционального метода позволило исследования современного состояния субъектов правового регулирования миграционных взаимоотношений с позиций эффективности региональной политики в части управления интеграционными процессами на российско- китайской границе.
Таким образом, на основании ключевых позиций системного подхода и структурно-функционального метода, миграционные процессы из КНР в РФ как многогранную структуру со взаимодействующими элементами сотрудничества двух государств. Поэтому изучение взаимосвязи различных внешнеполитических, внутриполитических, экономических, социальных факторов, определяющих российско-китайское сотрудничество, позволяет составить объективное научное представление развития двухсторонних отношений, в том числе миграционных. В рамках системного подхода миграционные процессы из Китая в российские регионы были изучены как на межгосударственном, так и на межрегиональном уровне, с учетом влияния внешних и внутренних факторов (внешнеполитическая стратегия КНР и недостаточно развитый уровень инфраструктуры российских регионов соответственно). Показано, что сотрудничество России и Китая в части законодательного регулирования тесно взаимодействует с дипломатическими, социокультурными и экономическими процессами в рамках двустороннего и многостороннего взаимодействия. Это значит, что системный подход позволяет представить миграционный аспект сотрудничества как комплексную систему с множеством связей на различных уровнях взаимодействия с учетом сложившихся исторических и геополитических условий.
Отметим, что при составлении работы основополагающим принципом выступил хронологический, с помощью которого было поэтапно показано развитие миграционных процессов из Китайской Народной Республики в восточные регионы Российской Федерации. Ключевые события в миграционном взаимодействии РФ и КНР в двустороннем и многостороннем форматах отображены с помощью историко-описательного метода.
При написании работы были использованы следующие общенаучные методы: методы синтеза и обобщения позволили выделить закономерности развития миграционных процессов из Китайской Народной Республики в российские регионы и определить характерные особенности трансграничного взаимодействия. С помощью метода дедукции и индукции был показан анализ от общего к частному и наоборот в российско-китайском сотрудничестве на примерах из экономического и миграционного взаимодействий. Для описания ключевых моментов в развитии миграционных процессов из КНР в регионах РФ применен историко- описательный метод. При проведении комплексного изучения научных работ, нормативно-правовых актов и правительственных проектов применен аналитический метод. Для изучения статистических данных Управления по вопросам миграции МВД РФ использовался статистический метод.
Источниковая база исследования разделена на несколько групп. Необходимо отметить нормативно-правовые акты по отношению к миграционным процессам из КНР. В основополагающие нормативно- правовые акты, приведенные в исследовании, отнесены Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о безвизовых групповых туристических поездках от 29 февраля 2000 года1; Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о временной трудовой деятельности граждан Российской Федерации в Китайской Народной Республике и граждан Китайской Народной Республики в Российской Федерации от 3 ноября 2000 года2; Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве в борьбе с незаконной миграцией, подписанное 22 марта 2013 года3, и др. В приведенных документах регламентированы правила въезда на территорию России, порядок получения визы, вида на жительства, разрешения на работу и трудоустройства иностранных граждан, обозначены их основные права и обязанности. Законодательная база во многом носит ограничительный характер и направлена на предотвращение нелегальной миграции в приграничных районах.
Нами в исследовании были представлены материалы выступлений известных политиков, таких как Ху Цзиньтао1, В. Поставнин2, В. Федоров3. На межгосударственном уровне ими неоднократно подчеркивалась значимость китайской миграции для социально-экономического развития российских регионов и необходимость налаживать межкультурные связи на локальном уровне
Отдельно выделим официальную статистику Управления по вопросам миграции Министерства внутренних дел Российской Федерации, в которой показана динамика китайской миграции в российских регионах в указанный нами период, приведены основные закономерности трансграничных передвижений населения4.
Новизна исследования. В исследовании представлены способы социокультурной интеграции китайских мигрантов в региональном пространстве Сибири и Дальнего Востока, ранее не изученные комплексно в академической науке. Нами приведено научное обоснование миграционных процессов в рамках Университета Шанхайской организации сотрудничества. В исследовании проведен анализ нормативно-правовых актов, ранее не представленных широко в научных исследованиях. Дана хронология миграционных процессов в исторической ретроспективе.
Практическая значимость результатов работы. Практическая значимость результатов работы определяется тем, что фактические данные, указанные в исследовании, их трактовка, выводы, а также оценки могут использоваться для дальнейших миграционных, демографических и экономических исследований, для подготовки аналитических отчётов Министерства внутренних дел и Управления по вопросам миграции, для устранения недопонимания между представителями бизнес-структур России и Китая, сформированного различным менталитетом и культурой.
Полученные результаты исследования будут востребованы для разработки комплексной миграционной политики профильными органами государственной власти.
В исследовании отображены предложения по социокультурной адаптации китайских мигрантов в российское общество, показаны возможные варианты академического взаимодействия высших учебных заведений РФ и КНР в вопросе образовательной миграции студентов двух стран.
Апробация. Апробация исследования осуществлена в форме 14 опубликованных научных статей по теме магистерской диссертации и в ходе публичных выступлений в рамках конференций «Россия и Китай: история и перспективы сотрудничества» (г. Благовещенск 2020-2021 гг.), «Сибирь в пространстве международных отношений: прошлое, настоящее, будущее» (г. Иркутск 2020 г.), IX международная студенческая конференция «Россия в глобальном мире», 62-я Международная сетевая научно-техническая конференция (МСНТК) молодых ученых, аспирантов, магистрантов и студентов «Наука, техника и инженерное образование в эпоху цифровизации и глобализации», 6-я всероссийская научная конференция молодых востоковедов «Китай и соседи», всероссийская ежегодная открытая научная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых исторического факультета ИГУ «КЛИО»-2021, Международная научная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов»-2020,2022, Вторая научная конференция студентов и аспирантов «Актуальные проблемы исследования стран Азии и Африки: традиции и современность».
Ключевые результаты исследования были представлены экспертному жюри стипендиального конкурса Фонда Владимира Потанина, в результате автор данной диссертации стал стипендиатом Фонда и получил финансирование на дальнейшее проведение научных изысканий.
Отдельные положения магистерской диссертации использовались в публичных практических занятиях по российской политике «Поворота на Восток» и общих направлениях миграции в сибирских и дальневосточных регионах в рамках работы XIII Дипломатического семинара молодых специалистов (г. Новосибирск) и III Ежегодной летней школы по миграции (г. Санкт-Петербург).
Структура. Магистерская диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения и списка использованных источников и литературы. Первая и вторая главы содержат 3 подглавы каждая, третья глава – 2 подглавы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Стоит отметить, что процессы международной миграции представляют собой социально-экономические и политические явления, имеющие прямые связи с интересами государства по обеспечению национальной безопасности. Развитие системы трансграничной мобильности населения оказывает довольно значительное влияние на геополитическую обстановку Азиатско- Тихоокеанского региона. В сложившихся внешнеэкономических и внутренних условий Россия и Китай должны проработать все допустимые варианты развития миграционных процессов в законодательном и исполнительном аспектах, разработать комплексную стратегию, которая отвечает приоритетным национальным задачам, в том числе интересам усиления российско-китайского сотрудничества и взаимодействия с восточными партнерами. С учётом усиления сотрудничества между РФ и КНР изучение миграционного аспекта становится особенно актуальным.
После распада СССР и изменения Россией курса социально- экономического развития миграционная ситуация на совместной границе с КНР значительно изменилась: активизировались тесные экономические и культурные связи, появились первые проекты академической мобильности, начала стремительное развитие двусторонняя «челночная» торговля, у граждан двух государств появилась возможность беспрепятственно совершать трансграничные передвижения.
На современном этапе, в условиях реализации между РФ и КНР сотрудничества стратегического партнерства, государства активно поддерживают не только двусторонний формат общения, в рамках Шанхайской организации сотрудничества в полной мере используют возможности многосторонних контактов. Стоит отметить, что фактор географического расположения и специфика социально-экономического развития РФ и КНР определяют увеличение объемов миграционных процессов между двумя государствами. Указанные факторы, с одной стороны, благоприятствуют приросту масштабов трансграничной торговли и развитию культурно-академического взаимодействия, а с другой – являются источником конфликтных ситуаций, проявляющихся в элементах «мигрантофобии».
Все вышеперечисленное доказывает, что всеобъемлющее и целостное исследование особенностей трансграничных взаимодействий, раскрытие взаимных связей миграции с государственными целями и задачами, а также проведение глубокого компаративного анализа стратегии КНР и РФ в области управления приграничными процессами является одним из наиболее актуальных и первостепенных научных направлений.
Трансграничная миграция в межрегиональном сотрудничестве значительно влияет на развитие экономического положения приграничных регионов двух государств. На сотрудничество негативное влияние оказали отечественная миграционная политика, имеющая ограничительный характер, невозможность полностью контролировать трудовую, образовательную и туристическую деятельность всех приезжающих граждан из КНР, нелегальное положение «челночной торговли». С возобновления тесных дипломатических контактов российская и китайская стороны активно проводят переговоры, результатом которых являются стратегии развития приграничных областей. Данные проекты носят в значительной мере рекомендательный характер и не всегда полностью выполняются сторонами в силу внутренних факторов. Необходимо выделить отношение китайских специалистов к работе в восточных регионах, которые считаются либо доступными источниками сырьевых ресурсов, либо в качестве ключевого транспортного пункта на пути в европейскую часть России. Необходимо констатировать фактически полную недоступность сведений государственной статистики и отсутствующую структуру региональных отделений Управления по вопросам миграции, которое начало развиваться только после установления политического строя и принятия Конституции Российской Федерации. Только с начала периода 2000-х гг. Правительство РФ смогло скоординировать работу ведомств по вопросам миграции и начать полномасштабное ведение статистики въезжающих иностранных граждан, в том числе и из КНР.
На современном этапе остались не до конца разрешенными проблемы жёсткого государственного контроля над процедурами выдачи виз, разрешения на трудоустройство и бюрократической составляющей, что не способствует укреплению взаимоотношений между двумя странами. Немалую роль в интеграционных процессах играют стереотипы о приезжих специалистах, рабочих из КНР и возможной «китайской экспансии», стремящейся установить геополитическое доминирование над сибирскими и дальневосточными регионами. Отметим, что отечественная миграционная политика остается недостаточно совершенной в решении проблем социальной интеграции мигрантов и исполнении гарантий соблюдения их прав и интересов в рамках отечественного законодательства. Но вышеуказанные недочёты в совместном взаимодействии России и Китая возможно разрешить. Для решения проблем необходимо организовать подготовка и обучение отечественных профессиональных специалистов для работы в дальневосточных регионах, обеспечив им достойный уровень оплаты труда и решив жилищный вопрос. Необходимо создавать равные рабочие условия в рамках производственного процесса, как для соотечественников, так и для китайских специалистов. Большей части китайских мигрантов необходима адаптация к непривычному для них социокультурному окружению через обучающие программы, позволяющие легче общаться с местным населением и понимать основные законы жизни и традиции в российских регионах. Только совместными усилиями государственных органов власти и гражданского общества возможно не только и способствовать расширению российско-китайского взаимодействия на региональном и межправительственном уровне.
Миграционные процессы из Китайской Народной Республики непосредственно оказывают влияние на региональный рынок труда, что способствует тесному развитию связей на локальном уровне между отечественными и зарубежными работодателями, приводит к активному трансграничному передвижению населения в рамках Азиатско- Тихоокеанского региона и Шанхайской организации сотрудничества. Несмотря на значимость процессов трудовой миграции в рамках восточных районов, муниципальные власти Дальнего Востока с недоверием относятся к нелегальной деятельности китайских граждан, связанной с загрязнением окружающей среды, незаконной вырубкой лесов и контрабандой некачественных товаров широкого потребления из КНР. Данные противоречия не основаны на достоверной информации, подтвержденной на официальном уровне. Поэтому регулировать процессы трудовой миграции из китайских провинций в российские регионы и прекратить распространение неподтвержденной информации можно комплексными законодательными, социокультурными и просветительскими методами, принятыми совместно органами государственной власти и некоммерческими организациями, занимающимися работой с иностранными гражданами.
Для проведения полномасштабной государственной миграционной политики необходимо в законодательном и исполнительном плане урегулировать работу местных профильных МВД. Особенно стоит упорядочить статистику всех категорий мигрантов с помощью квалифицированных специалистов в областях демографии, востоковедения, международных отношений в Азиатско-Тихоокеанском регионе, таможенного дела.
Российский рынок труда в восточных регионах нуждается в расширении специализаций и в гарантии максимально возможного охвата трудоустройства, особенно для выпускников вузов и ссузов. Миграционные процессы из Китайской Народной Республики не представляют опасности для сибирских и дальневосточных регионов, только способствуют улучшению их социально-экономического положения и привлечению заинтересованных в положительной динамике развития инвесторов и предпринимателей. Следует обратить пристальное внимание на детальную проработку отечественной стратегии по развитию Сибирского и Дальневосточного федеральных округов. Существующие законодательные положения в социально-экономической области находятся на недостаточно совершенном уровне.
Восточные регионы нуждаются в квалифицированных российских и китайских специалистах, заинтересованных в реализации полномасштабных проектов в рамках приграничных территорий. Только совместными усилиями правительств России и Китая возможно найти компромиссные решения и проводить последовательную миграционную политику в многогранных вариантах в Азиатско-Тихоокеанском регионе и в Шанхайской организации сотрудничества.
Отдельное место в развитии трансграничных процессов между РФ и КНР занимает проблематика социокультурной адаптации китайских специалистов и студентов в российском обществе. Различия в языковых системах, сложности в образовательном процессе, скептицизм в отношении возрастающих темпов миграции населения из сопредельных территорий Азиатско-Тихоокеанского региона, распространение неподтвержденной информации о деятельности китайских специалистов на совместных с РФ предприятиях и лесных хозяйствах вызывают противоречия в российско- китайском сотрудничестве, что не стимулирует развитие приоритетных направлений.
В разрешении сложностей социокультурной адаптации переселенцев из КНР и сложившейся китайской диаспоры в восточных регионах России необходимо совместно с правозащитными, благотворительными и образовательными организациями реализовывать полномасштабные просветительские программы и юридические консультации. Данные мероприятия должны быть направлены на освещение ключевых моментов в российском миграционном законодательстве, формирование обширных знаний об истории, государственном языке, культуре и образе жизни РФ, способствовать формированию положительного имиджа, как отдельного государства, так и в целом сотрудничества с КНР. Методы «народной дипломатии» стимулируют интеграционные процессы не только в совместной российско-китайской академической среде и в ШОС. Данным явлениям во многом способствует деятельность отделений Института Конфуция и партнеров системы Университета ШОС, которые стимулируют академическую мобильность профессорско-преподавательского состава, студентов и аспирантов, научных сотрудников ведущих высших учебных заведений в региональном пространстве Большого Алтая. Проведение образовательных программ по стратегически значимым естественнонаучным и гуманитарным направлениям с привлечением китайских ученых и практиков, работодателей совместных предприятий с российской стороной позволяет будущим специалистам лучше развивать собственные профессиональные навыки и налаживать деловые контакты с потенциальными партнерами. Подобная политика стимулирует и процессы трудовой миграции из китайских провинций в российские регионы, позволяет стабилизировать рынок труда за счёт использования иностранной рабочей силы.
Для того, чтобы развивать тесные дипломатические, экономические, культурные, образовательные и приграничные связи в рамках двустороннего сотрудничества с Китайской Народной Республикой, необходимо учитывать влияние миграционного фактора на указанные области, поскольку они взаимосвязаны. Рациональное управление трансграничными процессами между двумя государствами способствует продвижению и реализации высокотехнологических проектов, улучшает социально-экономическое и инвестиционное положение приграничных территорий, позволяет с научной и практической точки зрения оценить происходящие внутренние и внешние процессы в рамках Азиатско-Тихоокеанского региона и Шанхайской организации сотрудничества. Поэтому разрешение возникающих противоречий в миграционных процессах – это прямой путь к дальнейшему развитию российско-китайского взаимодействия, выгодного для двух сторон.



1. Декларация о создании Шанхайской организации сотрудничества [Электронный ресурс]: Официальный сайт Президента России. – Режим доступа: http://www.kremlin.ru/supplement/3406 (дата обращения: 06.10.2020).
2. Московское совместное заявление глав государств России и Китая
// Сборник российско-китайских документов. 1999–2007. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007. – 508 с.
3. О внесении изменений в Федеральный Закон «О правовом положении иностранных граждан в РФ: Федер. закон от 6 января 2007 г. № 2- ФЗ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.tveruniversal.ru/ zakon-grazhdanstvo/ federalnyj-zakon-6-01-2007.html (дата обращения: 17.03.2021).
4. О ратификации Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой : Закон Российской Федерации. – М. : Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, №4. – Ст. 253.
5. Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности: Закон Российской Федерации. – М. : Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, №50. – Ст. 4850.
6. Постановление Правительства РФ от 03.09.1992 г. № 662 "О заключении Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о принципах направления и приема китайских граждан на работу на предприятиях, в объединениях и организациях России" [Электронный ресурс]: Официальный интернет-портал правовой информации –
Режим доступа: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docview&page=1&print=1&nd=1 02018277&rdk=0 (дата обращения: 06.11.2020).
7. Программа сотрудничества между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири Российской Федерации и Северо-Востока Китайской
Народной Республики (2009–2018 годы) // Проблемы Дальнего Востока. – 2009. – № 10. – С. 3–9.
8. Протокол между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о создании Совместной рабочей группы по вопросам миграции от 16 мая 2006 года [Электронный ресурс]: СПС "Гарант". – Режим доступа: https://base.garant.ru/2563976/ (дата обращения: 06.11.2020).
9. Российская Федерация. Президент (1992 – Б.Н. Ельцин) : Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1992, №21. – Ст. 1825.
10. Распоряжение Правительства РФ от 21 августа 2012 г. № 1502-р "Об утверждении плана мероприятий по реализации в 2012-2015 годах (первый этап) Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года" [Электронный ресурс]: СПС "Гарант". – Режим доступа: https://base.garant.ru/2561160/ (дата обращения: 06.10.2020).
11. Сборник российско-китайских документов, 1999-2007 гг. / [редкомис.: А. П. Лосюков (пред. комис.) и др.]. – Москва : ОЛМА Медиа Групп, 2007. – 511 с.
12. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве в борьбе с незаконной миграцией (Москва, 22 марта 2013 г.) [Электронный ресурс]: СПС "Гарант". – Режим доступа: https://base.garant.ru/70354664/ (дата обращения: 06.10.2020).
13. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о безвизовых групповых туристических поездках (Москва, 11 декабря 1992 г.) [Электронный ресурс]: Официальный интернет-портал правовой информации. – Режим доступа: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&link_id=2&nd=102020273 (дата обращения: 06.11.2020).
14. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о безвизовых групповых туристических поездках (Москва, 29 февраля 2000 г.) [Электронный ресурс]: СПС "Гарант". – Режим доступа: https://base.garant.ru/2562816/ (дата обращения: 06.11.2020).
15. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о временной трудовой деятельности граждан Российской Федерации в Китайской Народной Республике и граждан Китайской Народной Республики в Российской Федерации (Пекин, 3 ноября 2000 г.) [Электронный ресурс]: СПС "Гарант". – Режим доступа: https://base.garant.ru/2561160/ (дата обращения: 06.10.2020)
16. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики 1992 г. о безвизовых групповых туристических поездках [Электронный ресурс]: Официальный сайт Правительства Российской Федерации. – Режим доступа: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&link_id=2&nd=102020273 (дата обращения: 06.11.2020).
17. Указ Президента РФ от 16 декабря 1993 г. № 2146 "О привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы" [Электронный ресурс]: СПС "Гарант". –
Режим доступа: https://base.garant.ru/4093063/ (дата обращения: 06.11.2020).
18. Указ Президента РФ от 9 августа 1994 г. № 1668 "О Федеральной миграционной программе" [Электронный ресурс]: СПС "Гарант". – Режим доступа: https://base.garant.ru/3959852/ (дата обращения: 06.10.2020).
19. Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации" от 31.05.2002 № 62-ФЗ (с посл. изм и доп. от 01.05.2016 № 124-ФЗ) // "Собрание законодательства РФ. – 2002. – № 22. – ст. 2031.
20. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" [Электронный ресурс]: СПС "Гарант". – Режим доступа: http://ivo.garant.ru/#/document/184755/paragraph/485087/doclis t/7852/ (дата обращения: 06.10.2020).
21. Хартия Шанхайской организации сотрудничества [Электронный ресурс]: Официальный сайт Президента России. – Режим доступа: http://archive.kremlin.ru/text/docs/2002 /06/106755.html (дата обращения: 17.03.2021).
22. Абрамова, Н. А. Проблемы интеграции приграничных территорий России в подсистеме международных отношений России и Китая / Н. А. Абрамова // Управление мегаполисом. – 2010. – № 6. – С. 47–54.
23. Авдеев, Ю. А. Проблемы национальной безопасности России в свете демографической и миграционной ситуации в ДВФО / Ю. А. Авдеев // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. – 2008. – № 3. – С. 84 – 86.
24. Александрова, М. В. Российско-китайские приграничные экономические отношения / М. В. Александрова – М., 2005. – С. 228–229.
25. Алексеев, М.А. Угрожает ли России китайская миграция? (Территориальная безопасность и межэтнические отношения в Приморском крае) / М. А. Алексеев // Мировая экономика и международные отношения. – 2000. – №11-12. – С. 12.
26. Андриченко, Л. В. Миграционное законодательство Российской Федерации: тенденции развития и практика применения / Л. В. Андриченко, И. В. Плюгина; Ин-т законодательства и сравнит. правоведения при Правительстве Рос. Федерации. – Москва : Норма: ИНФРА-М, 2019. – 391 с.
27. Арефьев, А.Л. Китайские студенты в России / А. Л. Арефьев // Высшее образование в России. – 2010. – № 12 – С. 54-67.
28. Бабаян, Д. Демографический компонент российско-китайских отношений: вызовы и выгоды / Д. Бабаян // Проблемы Дальнего Востока. – 2011. – № 6. – С.14–19.

29. Бояринцев, И. Демографический аспект российских геополитических интересов в Северо-Восточной Азии / И. Бояринцев // Проблемы Дальнего Востока. – 2008. – № 6. – С. 69–80.
30. Бурцева И. А. Социокультурные особенности России и Китая и их влияние на российско-китайские экономические отношения / И. А. Бурцева, В. Ю. Романова, С.С. Конторусова // Социально-экономические науки и гуманитарные исследования. – 2015. – № 6. – С. 13–24.
31. Бурцева, К.Ю. Тенденции интеграции и сотрудничества университетов в условиях глобализации экономики / К. Ю. Бурцева // Вектор науки ТГУ. – 2014. – № 2. – С. 28-33.
32. Ван Гохун. Перспективы Российско-китайского сотрудничества в области трудовой миграции / Ван Гохун // Вестник Томского государственного университета. – 2017. – № 416. – С. 61-68.
33. Варламова, Н.В. Особенности менталитета китайских студентов / Н.В. Варламова // Омский науч. вестник. – 2012. – № 1. – С. 30-38.
34. Ващук, А. С. Сотрудничество России с другими государствами – участниками ШОС в миграционной сфере и его значение для российского Дальнего Востока / А. С. Ващук // Россия и АТР. – 2009. – № 4. – C. 87-101.
35. Влияние мигрантов из Китайской Народной Республики на демографическую, экономическую и миграционную ситуацию региона [Электронный ресурс]. –
Режим доступа: https: ufms.irkutsk.ru/files/oapik_chn.doc (дата обращения: 23.10.2020).
36. Галенович, Ю. М. Россия – Китай: Шесть договоров / Ю. М. Галенович. – М. : Муравей, 2003. – 408 с.
37. Гельбрас, В.Г. Китайская реальность России / В. Г. Гельбрас. – М.: Муравей, 2001. – 319 с.
38. Глобализация и интеграционные процессы в Азиатско- Тихоокеанском регионе: правовое и экономическое исследование / [И. И. Шувалов и др.]; под ред. акад. РАН Т. Я. Хабриевой; Ин-т законодательства и
сравнит правоведения при Правительстве Рос. Федерации. – Москва: ИНФРА-М, 2016. – 331 с.
39. Демографическая политика и миграционные процессы в Сибири: "круглый стол"/ [под ред. проф. Ю. Г. Чернышова]. – Барнаул: Изд-во Алт. гос. ун-та, 2007. – 14 с.
40. Деятельность подразделений органов внутренних дел по вопросам миграции: правовые и организационные аспекты: учеб. пособие для студентов вузов / А. С. Прудников, С. О. Харламов, Т. А. Прудникова, П. О. Дутов; под общ. А. С. Прудникова; [Моск. ун-т МВД России им. В. Я. Кикотя]. – Москва: ЮНИТИ: ЮНИТИ-ДАНА, 2018. – 215 с.
41. Доклад директора Института Дальнего Востока РАН (Москва) академика М. Титаренко на пленарном заседании 4-го Дальневосточного международного экономического форума в Хабаровске 8 сентября 2009 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.debri-dv.ru/article/1944 (дата обращения: 03.12.2019).
42. Доклад председателя КНР Ху Цзиньтао [Электронный ресурс]: Официальный сайт Министерства иностранных дел КНР. – Режим доступа: https://www.fmprc.gov.cn/rus/zxxx/201206/t20120611_765737.html (дата обращения: 03.12.2020).
43. Дудченко, Г. Б. Граждане КНР во Владивостоке: реалии современности / Г. Б. Дудченко // Россия и АТР. – 2001. – №4. – С. 10-15.
44. Дятлов, В. И. Трансграничные миграции и принимающее общество: механизмы и практики взаимной адаптации: монография / науч. ред. проф. В. И. Дятлов. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2009. – 396 с.
45. Журинская, О. В. Регулирование миграционных потоков граждан Китая на территории Дальнего Востока России / О. В. Журинская // ARS ADMINISTRANDI. – 2010. – №4. – С. 16-25.
46. Забияко, А. П. Русские и китайцы: этномиграционные процессы на Дальнем Востоке / А. П. Забияко, Р. А. Кобызов, Л. А. Понкратова // Благовещенск: Амурский гос. ун-т, 2009. – 412 с.
47. Заикина, Е. В. Особенности миграционных процессов в академической среде Университета Шанхайской организации сотрудничества / Е. В. Заикина // Лучший студент - 2022: международная IV книжная коллекция таланливых студентов – Нур-Султан, 2022. – С. 50-55.
48. Заикина, Е. В. Влияние российско-китайского инвестиционного сотрудничества на развитие Сибири на современном этапе / Е. В. Заикина // КЛИО-2020: материалы Всероссийской ежегодной открытой научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых исторического факультета ИГУ. Иркутск, 20 ноября 2020 г. / ФГБОУ ВО «ИГУ»; [науч. ред. Е. А. Матвеева]. – Иркутск: Издательство ИГУ, 2020 – С. 103-106.
49. Заикина, Е. В. Особенности влияния китайской трудовой миграции на развитие дальневосточных регионов в 2000-е гг. / Е. В. Заикина // Материалы Международного молодежного научного форума
«ЛОМОНОСОВ-2021» [Электронный ресурс] / Отв. ред. И.А. Алешковский, А.В. Андриянов, Е.А. Антипов, Е.И. Зимакова. – Режим доступа: https://lomonosov-msu.ru/archive/Lomonosov_2021/data/section_3_21898.htm (дата обращения: 10.10.2021).
50. Заикина, Е. В. Специфика социокультурной интеграции китайских мигрантов в российское общество / Е. В. Заикина // Многонациональная Россия: вчера, сегодня, завтра: сборник материалов научно-практической конференции, 20 октября 2020 г. / отв. ред. Н.Н. Розанова. – Смоленск: Изд- во СмолГУ, 2020. – С. 243-248.
51. Заикина, Е.В. Анализ правового аспекта российско-китайского сотрудничества в области урегулирования миграционных процессов в конце XX-начале XXI вв. / Е. В. Заикина // Россия в глобальном мире: новые вызовы и возможности : сборник работ IX международной студенческой научной конференции, Санкт-Петербург, 25–27 марта 2021 года / Санкт- Петербургский государственный университет. – Санкт-Петербург: ООО "Скифия-принт", 2021. – С. 21-27
52. Заикина, Е.В. Влияние китайской трудовой миграции на развитие сибирских регионов в XXI веке / Е. В. Заикина // Материалы Международного молодежного научного форума «ЛОМОНОСОВ-2020» [Электронный ресурс] / Отв.ред. И.А. Алешковский, А.В. Андриянов, Е.А. Антипов. – Режим доступа: https://lomonosov- msu.ru/archive/Lomonosov_2020/index.htm (дата обращения: 05.05.2021).
53. Заикина, Е.В. Значение российско-китайского инвестиционного сотрудничества для развития Сибири на современном этапе / Е. В. Заикина // Сибирь в пространстве международных отношений: прошлое, настоящее, будущее. 2020: материалы регион. студ. науч.-практ. конф., г. Иркутск, 27 марта 2020 г. / отв. ред. Д.Я. Майдачевский. – Иркутск: Изд-во БГУ, 2020. – С. 115-119.
54. Заикина, Е.В. Особенности и перспективы развития современного российско-китайского миграционного сотрудничества в Сибири и Дальнем Востоке. / Е. В. Заикина // ВОСТОК – ЗАПАД: история и современность: ежегодник. Вып. 1 / отв. ред. Д. В. Кузнецов. – Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2021 – С. 197-203.
55. Заикина, Е.В. Особенности российско-китайского взаимодействия в области регулирования миграции в приграничных регионах в конце XX- начале XXI вв. / Е. В. Заикина // Наука, техника и инженерное образование в эпоху цифровизации и глобализации: Материалы 63 Международной сетевой научно-технической конференции молодых ученых, аспирантов, магистрантов и студентов, Бешкек, 25–26 марта 2021 года. – Часть II – Бешкек: Издательский дом "Калем", 2021. – С. 172-178.
56. Заикина, Е.В. Роль китайской трудовой миграции в экономическом развитии Дальнего Востока на современном этапе / Е. В. Заикина // Россия и Китай: история и перспективы сотрудничества : Материалы X международной научно-практической конференции, Благовещенск-Хэйхэ, 02–04 июня 2020 года. – Благовещенск-Хэйхэ: Благовещенский государственный педагогический университет, 2020. – С.449-453.
57. Заикина, Е.В. – «Основные тенденции и перспективы развития миграционной политики Российской Федерации и Китайской Народной Республики в рамках Шанхайской Организации Сотрудничества» / Е. В. Заикина // Қазақстан және Түркі әлемі: қоғамдық ғылымдар саласындағы өзекті мәселелер. Халықаралық онлайн симпозиум материалдары. – 24 сәуір 2021 жыл. – Нұр-Сұлтан, 2021. – С. 398-406.
58. Заикина, Е. В. Влияние российско-китайского инвестиционного сотрудничества на развитие Дальнего Востока на современном этапе / Е. В. Заикина // Россия и Китай: история и перспективы сотрудничества : Материалы XI международной научно-практической конференции, Благовещенск, 11–12 мая 2021 года / Отв. редактор А.В. Друзяка. – Благовещенск: Благовещенский государственный педагогический университет, 2021. – С.30-32.
59. Заикина, Е. В. Российско-китайское сотрудничество в рамках ШОС глазами иностранных исследователей / Е. В. Заикина // Мой выбор - наука! : сборник материалов VI Региональной молодежной конференции, XLVI научной конференции студентов, магистрантов, аспирантов и учащихся лицейных классов, Барнаул, 17–27 апреля 2019 года. – Барнаул: Алтайский государственный университет, 2020. – С. 295-301.
60. Заикина, Е. В. Перспективы развития российско-китайского сотрудничества в области миграционной политики на современном этапе / Е. В. Заикина // КЛИО-2021: материалы Всероссийской ежегодной открытой научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых исторического факультета ИГУ. Иркутск, 26 ноября 2021 г. / ФГБОУ ВО
«ИГУ»; [науч. ред. Е. А. Матвеева]. – Иркутск: Издательство ИГУ, 2021 – С. 250-253.
61. Занданова, О. Ф. К вопросу об экономической эффективности привлечения и использования иностранной рабочей силы / О. Ф. Занданова // Приоритетные направления социально-экономического развития Байкальского региона и Востока России в условиях глобальных и
региональных вызовов : материалы Междунар. науч.-практ. конф. Улан-Удэ, 20-22 июня 2013 г. – Улан-Удэ : Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2013. – С. 180–185.
62. Занданова, О. Ф. Региональные аспекты миграционного сотрудничества России с Китаем / О. Ф. Занданова // Baikal Research Journal.
– 2015. – Т. 6. – № 6. – С. 6-13.
63. Зраева, И. М. Правовое регулирование миграционного учета в Российской Федерации: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 030501 "Юриспруденция"/ И. М. Зраева, Т. А. Прудникова, С. А. Акимова; под ред. А. С. Прудникова; Моск. ун-т МВД России. – Москва : ЮНИТИ: Закон и право, 2010. – 182 с.
64. Интервью заместителя Министра иностранных дел И.В. Моргулова китайскому информагентству «Синьхуа» [Электронный ресурс]: Министерство Иностранных дел Российской Федерации. – Режим доступа: http://archive.mid.ru//brp_4.nsf/newsline/31D9DCA01765C88043257DCC003455 E6 (дата обращения: 01.03.2020).
65. Интервью Чрезвычайного и Полномочного посла КНР в РФ г-на Ли Хуэя информационному агентству «ТПП-Информ» [Электронный ресурс]: Посольство КНР в РФ. – Режим доступа: http://ru.china- embassy.org/rus/sghd/t1067133.htm (дата обращения: 20.02.2020).
66. Использование иностранной рабочей силы на рынке труда Амурской области в 2008 году: Записка. / Амурстат. – Благовещенск, 2009. – 39 с.
67. Капицын, В. М. Миграционная политика: опыт России и зарубежных стран : учебник для студентов вузов/ В. М. Капицын. – Москва : ИНФРА-М, 2019. – 416 с.
68. Каширская, А. В. Проблема миграции в приграничном сотрудничестве России и Китая / А. В. Каширская // Управленческое консультирование. – 2013. – № 4 (52). – С. 69-74.
69. Климин, И. И. Россия и Китай: политические, экономические, гуманитарные и миграционные отношения (1989-2017) / И. И. Климин; М-во

науки и высш. образования Рос. Федерации, С.-Петерб. политехн. ун-т Петра Великого. – Санкт-Петербург: Политех-пресс, 2019. – 334 с.
70. Кожирова, С. Факторы китайской миграции / С. Кожирова // Информационно-аналитический журнал. − 2010. − № 6 (58). − С. 27-35.
71. Козыкина, Н. В. Миграционные процессы в Забайкальском крае. Состояние и тенденции развития / Н. В. Козыкина. – Екатеринбург: Уральский федеральный университет, ЭБС АСВ, 2012. – 160 c.
72. Красинец, Е.С. К характеристике китайской миграции в современной России. / Е. С. Красинец, Т. В. Шевцова // Миграционное право.
– 2012. – № 1. – С. 33.
73. Ларин, А. Г. Китайские мигранты в России. История и современность / А. Г. Ларин – М. : Восточная книга, 2009. – 512 с.
74. Ларин, А.Г. Российско-китайские отношения и китайские мигранты в оценке россиян / А. Г. Ларин // Проблемы Дальнего Востока. – 2008. – № 5. – С. 111–123.
75. Ларин, В.Л. Китай и Дальний Восток России в первой половине 90-х: проблемы регионального взаимодействия / В. Л. Ларин. – Владивосток : РАН. Дальневост. отд-ние. Ин-т истории, археологии и этнографии народов Дал. Востока, 1998. – С. 159-176.
76. Лифшиц, М. Экономико-демографическая роль миграции в глобальном мире и перспективы России / М. Лифшиц // Международная миграция населения. Вызовы глобализации / Гл. ред. серии В. А. Ионцев. − М. : ТЕИС, 2011. − Вып. 24. − С. 29-40.
77. Лузянин, С. Г. Россия – Китай: формирование обновленного мира
/ С. Г. Лузянин; Федер. гос. бюджет. учреждение науки Ин-т Дальнего Востока Рос. акад. наук. – Москва: Весь Мир, 2018. – 323 с.
78. Лю Цян. Расхождение интересов Китая и России в рамках Шанхайской организации сотрудничества / Лю Цян // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2015. – № 2. – С. 105- 108.
79. Макаров, А. В. Миграционные процессы как фактор воздействия на развитие приоритетов России и Китая в условиях стратегии пограничного сотрудничества / А. В. Макаров, А. С. Жукова // Проблемы торгово- экономического сотрудничества рос. Дальнего Востока и Северо-Востока Китая : в 2-х книгах / отв. редакторы: А. В. Островский, Чжу Юй. – Москва, 2019. – С. 168-184.
80. Медушевский, Н. А. Миграционные процессы современности. Ситуативное явление или глобальный исторический вызов?: / Н. А. Медушевский, А. Р. Шишкина. – Москва: ЛЕНАНД, 2018. – 164 с.
81. Миленький, А. В. Трудовая миграция: российско-китайские отношения / А. В. Миленький, П. Ван // Интерактивная наука. – 2019. –
№ 10 (44). – С. 42-44.
82. Мониторинг легальной (законной) внешней трудовой миграции за 2008 год. / Федеральная миграционная служба. – М., 2009. – 116 с.
83. Мотрич, Е.Л. Демографический потенциал и присутствие китайцев на Российском Дальнем Востоке / Е.Л. Мотрич // Проблемы Дальнего Востока. – 2001. – №6. – С.55-63.
84. Мочульский, А.Ф. Экономический аспект деятельности Шанхайской организации сотрудничества: декларации и реальность / А.Ф. Мочульский // Ежегодник ИМИ – М. : МГИМО – Университет, 2012. – С. 371-381.
85. Пальников, М.С. Китайская миграция и будущее России [Электронный ресурс] // Перспективы. Фонд исторической перспективы. – Режим доступа: http://www.perspektivy.info/print.php?ID=35987. (дата обращения: 20.02.2020).
86. Перспективы Дальневосточного региона: межстрановые взаимодействия: сб. ст. / Под ред. Г. Витковской и Д. Тренина. – М., 1999 г. – 126 с.
87. Перспективы Дальневосточного региона: население, миграции, рынки труда: сб. ст. / Под ред. Г. Витковской и Д. Тренина. – М., 1999 г. – 128 с.
88. Политика иммиграции и натурализации в России: состояние дел и направления развития / Под ред. С.Н. Градировского. М., 2005. – 310 с.
89. Понкратова, Л.А. Китайская трудовая миграция на Дальний Восток России: современные реалии и перспективы / Л. А. Понкратова // Российское предпринимательство. – 2010. – Том 11. – № 7. – С. 185-190.
90. Понкратова, Л.А. Трансграничная миграция в контактной зоне России и Китая / Л. А. Понкратова // Россия и Китай на дальневосточных рубежах. Мост через Амур. Вып.7 / Сборник материалов международной научной конференции. – Благовещенск: Амурский гос. ун-т, 2006. – С. 62-81.
91. Просеков, С. А. Миграционные риски «переходного» Китая: современные тенденции и перспективы / С. А. Просеков // Наука. Общество. Оборона. – 2016. – № 2 (7). – C. 1-4.
92. Прудникова, Т. А. Административно-правовое регулирование миграционных процессов : современность и перспективы : монография / Т. А. Прудникова. – Москва : ЮНИТИ, 2015. – 320 с.
93. Прудникова, Т. А. Основные направления деятельности Федеральной миграционной службы России: вопросы теории и практики : учебное пособие для студентов вузов / Т. А. Прудникова, А. Л. Миронов, С. А. Акимова ; под ред. А. С. Прудникова. – Москва : ЮНИТИ: Закон и право, 2013. – 221 с.
94. Прудникова, Т. А. Правовые и организационные особенности миграционной политики в ряде зарубежных стран: учебное пособие для студентов вузов / Т. А. Прудникова, С. А. Егоров, С. А. Акимова ; под ред. А. С. Прудникова. – Москва : ЮНИТИ: Закон и право, 2013. – 133 с.
95. Российско-китайский диалог: модель 2017: доклад № 33/2017 / [С.Г. Лузянин (рук.) и др.; Х. Чжао (рук.) и др.]; [гл. ред. И.С. Иванов];
Российский совет по международным делам (РСМД). – М.: НП РСМД, 2017.
– 167 с.
96. Россия и Китай: история и перспективы сотрудничества: материалы VI междунар. научно-практ. конф. / отв. ред. Д. В. Буяров, Д. В. Кузнецов. – Благовещенск : Изд-во БГПУ, 2016. – 686 с.
97. Рушанин, В.Я. Россия и Китай: диалог в сфере культуры и образования / В.Я. Рушанин, Г.Я. Гревцева // Вестник Челяб. гос. акад. культуры и искусств. – 2015. – № 3 (43). – С. 119-126.
98. Сюнь Юань. Китайский опыт совершенствования миграционной политики: основные этапы и нерешенные проблемы / Сюнь Юань // Вестник МГОУ. Серия: История и политические науки. – 2018. – № 5. – С. 131-143.
99. Топилин, А. Миграция и внутренний рынок труда: Анализ и проблемы регулирования / А. Топилин // Экономист. – 2014. – № 11. – С. 73- 82.
100. Торопов, Б. В. Миграционные процессы в системе российско- китайского стратегического партнерства / Б. В. Торопов // Азиатско- Тихоокеанский регион: экономика, политика, право. – 2011. – № 2. – С. 24- 30.
101. Тренин, Д.В. Китайская проблема России / Д. В. Тренин ; Моск. центр Карнеги. – М., 1998. – 57 c.
102. Трифонов, В. И. Особенности внешнеполитического взаимодействия России и Китая на современном этапе / В. И. Трифонов // Китай в мировой и региональной политике. История и современность. –2011.– Т.16, № 16. – С. 32–43.
103. Трофимова, Т. С. Особенности реализации права граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в странах- участниках ШОС / Т. С. Трофимова // Вестник Московского университета МВД России. – 2018. – № 2. – С. 20-24.
104. Управление миграционными процессами в трудовой сфере : / Г. В. Романова, А. А. Сафина, Т. Н. Гурьянова [и др.] ; под редакцией Н. Ш.
Валеева. – Казань : Казанский национальный исследовательский технологический университет, 2016. – 136 c.
105. Федоров, В. П. Россия: внутренние и внешние опасности / В. Федоров. – Изд. 2-е, испр. и доп. – М. : Огни ТД, 2005. – 381 с.
106. Халеев, В. А. Россия в миграционной стратегии Китая: история и современное состояние / В. А. Халеев // Научное обозрение. Серия 1: Экономика и право. – 2012. – № 6. – С. 293-298.
107. Хамматова, А. Д. Взаимосвязь внешних и внутренних конфликтов в Китае с миграционными процессами / А. Д. Хамматова, В. Р. Сагитова // Казанский вестник молодых учёных. – 2020. – Т. 4. № 4. – С. 158-166.
108. Цзоу, Л. Территориально-пограничные противоречия и миграционные риски в российско-китайских отношениях / Л. Цзоу // Каспийский регион: политика, экономика, культура. – 2016. – № 3 (48). – С. 51-58.
109. Цивилизация идеология ШОС. [Электронный ресурс] // Информационный портал Шанхайской организации сотрудничества. – Режим доступа: http://www.infoshos.ru/ru/?hasFlash=true&idn=1131 (дата обращения: 01.02.2021).
110. Цинь Мин. Исследования по вопросам китайско-российской культурной дипломатии в рамках стратегического партнёрства / Цинь Мин. – Институт северо-восточной Азии, 2014. – С. 4–21.
111. Чанхай, Л. Особенности миграционной политики современного Китая / Л. Чанхай, А. И. Коробеев // Журнал российского права. – 2010. – № 9 (165). – С. 77-82.
112. Чесноков, А.С. Миграционная политика и миграционные процессы в странах ШОС / А. С. Чесноков // Известия Уральского государственного экономического университета. − 2010. − №3(80). − С. 154-160.
113. Юйцзюнь, Ф. Китайские государственные интересы в отношениях между Китаем и Россией. / Ф. Юйцзюнь // Исследования по России. – 2007. –
№2. – С. 41-51.
114. Haley G. New Asian Emperors. The Overseas Chinese, their strategies and comparative advantages / Haley G., Tan Ch., Haley U. – London, Butterworth- Heinemann, 1998. – 250 pp.
115. The Chinese overseas / Ed. Hong Liu. NY, Routledge – Vol. 4: Homeland ties and agencies of interaction. – 2006. – 466 pp.
116. Анализ социальных факторов китайско-российской трансграничной миграции: история и современность (历史与现实:中俄边民跨境流动的社会因素分析.[杂志]) / Чжао Диндун, Ли Сяошэн (赵定东,李效生) // Демографические исследования (人口研究) – 2003. – № 27(3). – С. 61-63.
117. Китайские мигранты в России: история и современность (俄罗斯的中国移民:历史与现状 [杂志]) / Лун Чанхай (龙长海) // Вестник института Суйхуа (绥化学院学报) – 2011. – С.86-89.
118. Размышления и контрмеры по так называемому китайскому
«миграционному вопросу» в российском приграничье (俄境内所谓中国“移民问题”的对策性思考 [杂志]) / Дэн Чжитао (邓志涛). // Мировая экономика и политика (世界经济与 政治论). – 2005. – № 3. – С.77- 80.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ