Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения биоэлектрической активности мозга при восприятии цвета в условиях фотостимулирующего воздействия 8
1.1. Психология восприятия цвета 8
1.2. Биоэлектрическая активность мозга и ее характеристики 19
1.3. Влияние цвета на активность мозга 34
Глава 2. Эмпирическое исследование биоэлектрической активности мозга при восприятии цвета в условиях фотостимулирующего воздействия 43
2.1. Организация и методы исследования 43
2.2. Анализ результатов исследования 45
Заключение 56
Список использованной литературы
Цвет всегда оказывал воздействие на человека: знание оттенков неба и облаков помогало прогнозировать погоду, цвет ягод и фруктов говорит о степени их зрелости, окраска рыб и насекомых предостерегает нас от вероятной угрозы. Человек живёт в мире цвета и воспринимает этот мир посредством цвета.
Невозможно отрицать влияние на настроение определенных цветов одежды, интерьера. Один цвет может расслабить, успокоить, воодушевить. Другой цвет вселяет панику или раздражает. Это происходит из-за того, что различные цвета способны стимулировать разные участки головного мозга и гипофиз, который отвечает за выработку гормонов, регулирующих обмен веществ, сон, аппетит и т.д. Поэтому мы являемся очень зависимыми от цветов, в окружении которых находимся.
Цвет влияет на аппетит, на давление. Как правило мы не обращаем внимание на воздействие цвета. Однако, к примеру, в пасмурный день, когда за окном мы видим только серость, настроение может ухудшаться.
Благодаря верному применению цвета в повседневной жизни можно добиться успеха, повысить работоспособность, улучшить память, изменить настроение.
Феномен цветовосприятия и характерные черты взаимодействия человеческого организма с цветом издревле интересовали исследователей. Древние эзотерики, средневековые герметики и современные парапсихологи - сотни поколений ученых стремились разгадать загадку глубинного воздействия цвета на внутреннюю жизнь человека. Древние индусы считали человека «светоносным» («теджаси»), подразумевая под этим фундаментальное единство цветовых энергий и «соков» тела. Согласно доктринам индийских йогов, человеческий организм соткан из переплетающихся вибраций звуков и цветов, мелодий и световых потоков, динамика которых полностью определяет жизнедеятельность и психическую жизнь человека.
Цвета, с самого рождения окружающие каждого из нас, оказывают на организм, нервную систему и психику человека объективное, прямое воздействие.
Не отвергая значимости предметных культурно-историческими связей цвета в становлении его значений, следует признать, что основным условием в формировании цветовых смыслов является объективный характер цветового воздействия на человека, как об этом свидетельствуют данные психофизиологических и психологических исследований.
Знания, приобретенные в результате исследований многих поколений психологов, и на данный момент обширно применяются во всех сферах человеческой деятельности, начиная с самодиагностики, коррекции собственного поведения, анализа семейных конфликтов и причин, затрудняющих устройство своей личной жизни, заканчивая тестированием при приёме на работу, контролем динамики волевой и эмоциональной сферы спортсменов в процессе тренировок и во время соревнований; отбором кандидатов в психотерапевтические группы, для более адекватного подбора психотерапевтических воздействий; проведения судебно-психологических экспертиз; анализа внутреннего состояния трудновоспитуемых подростков и несовершеннолетних преступников с целью направленной глубинной коррекции их поведения, исследования психического состояния при различных заболеваниях и их лечением. Применение возможностей цвета, на данный момент, актуально в работе медиков, художников, психологов, строителей, рекламщиков, ученых и политиков. Психологическое воздействие цвета является важным знанием при работе дизайнеров и оформителей с цветовым и световым оформлением помещений различного назначения; в работе педагогов при диагностировании учащихся и т.п.
Применение методов аудиовизуальной стимуляции (АВС) широко применяется при психокоррекции и терапии в психологических центрах, центрах здоровья и т.д. Применение такой методики улучшает когнитивные процессы, общее состояние, снимает тревожность, позволяет снять стрессовые состояния. В литературе имеются данные о том, что цветовая фотостимуляция улучшает показатели памяти, внимания, скорости переработки информации, положительно влияет на уровень ситуативной тревожности и т.д. Данный тип воздействия связан с одновременным воздействием ритмичных цветовых мельканий, которые изменяют функциональное состояние нервной системы и действием цвета, влияние которого на перечисленные эффекты недостаточно изучено. Изучение влияния цвета на психические состояния человека доступны в литературе и имеют разный результат, так как на его восприятие влияют множество факторов в том числе социокультурные, факторы определяющие психические состояния человека и т.д. Именно это вызвало интерес, отражается ли восприятие разных цветов при цветовой фотостимуляции на активности мозга.
Недостаточная изученность данной проблемы и ее теоретическая и практическая значимость определяют актуальность настоящего исследования.
Целью исследования является биоэлектрическая активность мозга при восприятии цвета в условиях фотостимулирующего воздействия.
Объектом исследования является биоэлектрическая активность мозга Предметом исследования является влияние цветовой фотостимуляции на биоэлектрическую активность головного мозга
Задачи исследования:
• Проанализировать литературу, связанную с темой дипломной работы;
• Провести регистрацию ЭЭГ головного мозга в исходном состоянии, с закрытыми глазами, в пробе плацебо и при цветовой фотостимуляции (ЦФС) частотой 10Гц красным, зеленым и синим цветами;
• Провести по полученным данным ЭЭГ электромагнитную томографию мозга низкого разрешения (LORETA) в указанных пробах;
• Выявить различия в функциональном состоянии головного мозга между пробами:
- исходное состояние - ЦФС красным, зеленым и синим цветами;
- закрытые глаза - ЦФС красным, зеленым и синим цветами;
- исходное состояние - плацебо-эффект;
- закрытые глаза - плацебо-эффект.
Гипотезы исследования:
1. Цветовая фотостимуляция частотой 10Гц оказывает влияние на показатели активности головного мозга.
2. Цветовые воздействия красным, зеленым и синим цветами при фотостимуляции вызывают различные эффекты на функциональное состояние мозга.
Теоретико-методологическую основу исследования составили труды зарубежных и отечественных психологов и психофизиологов, посвященные изучению психофизиологического и психологического воздействия цвета на психику человека. Библиографической основой послужили исследовательские работы М.В. Яценко, Н.З. Кайгородовой, Г.Г. Князева, Е.А. Климова, О.М. Базанова, Л.Р. Зенкова, А.И. Ольшанниковой, Б.А. Базыма, И.В. Равич-Щербо, М. Люшера, Г. Уолтера, J. Martin, L.D. Hoffman, W. Klimesch, R.W. Bunham, C.J. Bartlesonи других, направленные на диагностику изучения влияния цвета на активность мозга.
Методы исследования
1. Теоретический анализ источников;
2. Регистрация электроэнцефолограммы;
3. Цветовая фотостимуляция частотой 10Гц;
4. Метод независимых компонент (ICA);
5. Метод электромагнитной томографии мозга низкого разрешения (LORETA);
6. Метод статистической проверки - Т-критерий Стьюдента.
Экспериментальная база - исследование проводилось на базе кафедры общей и прикладной психологии Алтайского государственного университета. Выборку составили студенты в количестве 20 человек, из которых 13 девушек и 7 юношей в возрасте от 18 до 22 лет.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения и списка литературы, в котором 129 источников, из них 74 на иностранном языке. В работе имеются 11 рисунков.
Недостаточная изученность исследования биоэлектрической активности мозга при восприятии цвета в условиях фотостимулирующего воздействия и его теоретическая и практическая значимость определяют актуальность настоящего исследования. Но вместе с тем это создает и определенные трудности для подведения теоретико -методологической базы при описании этой темы и создания программы практического применения.
В ходе теоретического анализа литературных источников решены поставленные задачи. Было установлено, что цвет обладает вполне конкретными свойствами, которые помогают создать благоприятные условия для жизнедеятельности человека, его отдыха или работы, которые вызывают те или иные эмоции, а также побуждают к определенным действиям.
При этом, вариант метода основанный на ритмических фотостимуляциях достаточно широко используется. Было отмечено, что воздействие ритмических фотостимуляций может вызывать различные эффекты (как клинические, так и психологические), однако систематического исследования подобных эффектов практически не проводилось. В литературе имеются данные о том, что цветовая фотостимуляция улучшает показатели памяти, внимания, скорости переработки информации, положительно влияет на уровень ситуативной тревожности и т.д. Данный тип воздействия связан с одновременным воздействием ритмичных цветовых мельканий, которые изменяют функциональное состояние нервной системы и действием цвета, влияние которого на перечисленные эффекты недостаточно изучено. Влияние цвета на психические состояния человека доступны в литературе и имеют разный результат. На восприятие влияют множество факторов в том числе социокультурные, факторы определяющие психические состояния человека и т.д. Именно это вызвало интерес, отражается ли восприятие разных цветов при цветовой фотостимуляции на активности мозга. Вместе с тем изучение этих эффектов при лечебных фотостимуляциях может раскрыть особенности механизмов адаптивных перестроек психофизиологического состояния.
В ходе выполнения исследования была реализована цель данной работы - исследование биоэлектрической активности мозга при восприятии цвета в условиях фотостимулирующего воздействия. Полученные в ходе исследования результаты подтверждают выдвинутую гипотезу о том, цветовая фотостимуляция частотой 10Гц влияет на показатели биоэлектрической активности мозга.
Кроме того, в ходе выполнения исследования частично подтвердилась другая гипотеза, что цветовые воздействия красным, зеленым и синим цветами при фотостимуляции вызывают различные эффекты на функциональное состояние мозга.
Для формирования окончательных выводов необходимо продолжить исследование на большей эмпирической выборке. Тем не менее, можно сделать определенные заключения из проведенного исследования:
1. Существуют достоверные различия (p<0,05) между пробами ЦФС частотой 10Гц синим и красным цветами в диапазоне дельта- и гамма- ритмов, проявляющиеся во 10 поле Бродмана.
2. Существуют достоверные различия (p<0,05) между пробами плацебо и исходным состоянием во всем частотном диапазоне, проявляющиеся в 9, 10, 11 и 18 полях Бродмана.
3. Существую достоверные различия (p<0,05) между исходным состоянием и ЦФС частотой 10Гц красным цветом в диапазоне гамма-ритма, проявляющееся в 19 поле Бродмана.
4. Существую достоверные различия (p<0,05) между исходным состоянием и ЦФС частотой 10Гц зеленым и синим цветами в диапазоне альфа- и гамма-ритмов, проявляющееся в 19 поле Бродмана.
5. Существую достоверные различия между (p<0,05) пробами плацебо и ЦФС частотой 10Гц красным, зеленым и синим цветами во всем частотном диапазоне, проявляющиеся в 9, 10 и 11 полях Бродмана.
6. Существую достоверные различия (p<0,05) между закрытыми глазами и ЦФС частотой 10Гц красным, зеленым и синим цветами в диапазоне дельта-, тета-, альфа-, бета1- и гамма-ритмов проявляющиеся в 11 поле Бродмана.
Таким образом проведенный анализ данных позволил выявить различия в частотном диапазоне ЭЭГ и в полях активности головного мозга в рассматриваемых функциональных состояниях.
Итак, гипотезы, выдвинутые в ходе работы, подтвердились, поставленные цели нами достигнуты. Выпускная квалификационная работа может быть очередным шагом на пути изучения биоэлектрической активности мозга при восприятии цвета в условиях фотостимулирующего воздействия.
1. Араби Л.С., Сысоев В.Н., Кремнева Т.В. Аудиовизуальная стимуляция в комплексной терапии психогенно-обусловленных расстройств // Вестник психотерапии, 2011. № 39. С. 9-17.
2. Базанова О.М., Афтанас Л. И. Использование индивидуальных характеристик ЭЭГ для повышения эффективности биоуправления // Журн. невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова, 2006. Т. 106, № 2. С. 31-36.
3. Базанова О.М. Современная интерпретация альфа-активности ЭЭГ. // Международный неврологический жур нал, 2011. № 8. С. 96-104.
4. Базанова О.М., Кузьминова О.И., Николенко Е. Д. Реакция ЭЭГ- активации при различных нейрогуморальных состояниях // Физиология человека, 2014. Т. 40, № 4. С. 27-35.
5. Бамматмурзаева, Д. М. Электрическая активность головного мозга у студентов при интернет-аддикции // Успехи современного естествознания, 2013. № 9. С. 89-90.
6. Бельский Е.Д., Часов В.А. // Клинико -электрофизиологические показатели функционального состояния головного мозга человека: труды ЛИЭТИНа, вып. 27. Л., 1971. С. 110-119.
7. Бехтерева Н.П., Нагорнова Ж.В. Динамика когерентности ЭЭГ при выполнении заданий на невербальную (образную) креативность // Физиология человека, 2007. Т. 33, № 5. С. 5-13.
8. Блок В. Уровни бодрствования и внимания. В кн.: Экспериментальная психология. Под ред. П. Фресса и Ж. Пиаже. - М., 1970, вып. III.
9. Бондс Л. Магия цвета. Цветотерапия на каждый день / Л. Бондс. - М.: ПИТЕР, Санкт - Петербург, 1997. 365 с.
10. Бушов Ю.В., Ходакович М.Ю. ЭЭГ-корреляты процесса актуализации долговременной памяти при оценке длительности коротких зрительных сигналов // Вестн. ТГПУ, 2007. № 10 (73). С. 16-20.
11. Бушов Ю.В., Светлик М.В., Крутенкова Е.П. Межполушарные фазовые взаимодействия между высоко- и низкочастотными ритмами ЭЭГ при восприятии коротких интервалов времени // Вестн. ТГПУ, 2011. № 3 (15). С. 152-160.
12. Воробьева Е. В., Харитонова И. Ю. Генотип-средовые детерминанты мощности ритмических составляющих ЭЭГ при вербально-ассоциативной деятельности // Новые исследования, 2010. Т. 1, № 23. С. 5-16.
13. Гавриш Н.В., Равич-Щербо И.В., Шибаровская Г.А., Шляхта Н.Ф.
Индивидуальная ЭЭГ, ее онтогенетическая стабильность и
генотипическая обусловленность. // В кн.: Мозг и психическая деятельность. М.: Наука, 1984. С. 125-137.
14. Голиков Н. В. Физиологические основы электроэнцефалографии. Л.: Изд-во ЛГУ, 1966. С. 3-31.
15. Голуб Я.В., Жиров В.М. Медико-психологические аспекты применения светозвуковой стимуляции и биологически обратной связи. СПб.: «КЭРИ», 2007. 93 с.
16. Готовский Ю.В., Вышеславцев А.П., Косарева Л.Б., Перов Ю.Ф., Шрайбман М.М. Цветовая светотерапия. М.: ИМЕДИС, 2001, 432 с.
17. Грэй Д.А. Сила нервной системы, интроверсия- экстраверсия, условные рефлексы и реакция активации. // Вопросы психологии, 1968. № 3. С. 77-89.
18. Гусельников В. И. Электрофизиология головного мозга. М.: Высшая школа, 1976. 423 с.
19. Данилова Н. Н. Психофизиологическая диагностика функциональных состояний. М.: Изд-во МГУ, 1992. 192 с.
20. Демина Л.Д., Кайгородова Н.З., Супрун А.Г. Психологическая адаптация к умственному труду в условиях нервно-эмоционального напряжения. Новосибирск: НГУ, 1993. 147 с.
21. Депсамес Л.П. Методические рекомендации к самостоятельной работе по дисциплине «технология цвета» / Депсамес Л.П., Жаркова Н.А. Н. Новгород: НГПУ им. К. Минина, 2012. - 56с.
22. Дикая Л. Г., Щедров В. И. Направленность и эффективность индивидуальных стилей саморегуляции функционального состояния человека // Соц. и гуманитар. науки на Дальнем Востоке, 2013. №2 (38). С. 129-141.
23. Дубровская, О.Н. Восьмицветный тест Люшера / О.Н. Дубровская. М.: Когито-Центр, 2011. - 233 с.
24. Еремина Л.Ю. Психологические особенности личности школьников и их влияние на успешность сдачи итогового школьного экзамена (на материале ЕГЭ и традиционного экзамена). Автореф. канд. психол. наук. М.: МГПУ, 2007. 24с.
25. Зенков Л.Р. Клиническая электроэнцефалография. М.: МЕДпресс- информ, 2004. 367с.
26. Иващенко О.И., Берус А.В., Журавлев А.Б., Мямлин В.В.
Индивидуально-типологические особенности базовых свойств личности в норме и их ЭЭГ-корреляты. // Физиология человека, 1999. Т. 25, № 2. С. 46-55.
27. Каменкович В.М. // Журнал высшей нервной деятельности. 1998. Т. 48, вып. 3. С. 449-457.
28. Кайгородова Н.З., Яценко М.В. Влияние индивидуально -
типологических особенностей человека на умственную работоспособность и показатели фоновой ЭЭГ // Известия АГУ, 2000. Т. 17, № 3. С. 91-94.
29. Кайгородова Н.З., Яценко М.В. Исходный уровень активации и
эффективность умственной работоспособности в зависимости от индивидуально-типологических особенностей (закона Йеркса -
Додсона). // Валеология, 2001. № 4. С. 31-36.
30. Кайгородова Н.З., Сысолина Н.В. Взаимосвязь солнечной активности в пренатальном онтогенезе с морфофункциональными особенностями семилетних детей // Естественные и технические науки. 2009. № 4 (42). С. 101-103.
31. Кайгородова Н.З., Яценко М.В. ЭЭГ-корреляты умственной
работоспособности в контексте индивидуально-типологических
особенностей студентов // Психология обучения, 2012. № 7. С. 15-22.
32. Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. Казань: Изд. Казан. ун-та, 1969. 278 с.
33. Князев Г.Г. Осцилляции мозга и поведение человека: эволюционный подход // Методологические проблемы современной психологии: иллюзии и реальность. Материалы Сибирского психологического форума 16-18 сентября 2004. Томск: Томский государственный университет, 2004. С. 570-576.
34. Краева Н.А. Роль цвета в интерьере и его влияние на человека / Краева Н.А., Касаткина Е.А. // Educatio, 2015. № 4(11)-3. С. 167-169.
35. Кропотов Ю. Д. Количественная ЭЭГ, вызванные потенциалы мозга человека и нейротерапия // перевод с англ. под ред. В. А. Пономарева. Донецк: Издатель Заславский А. Ю., 2010. 512 с.
36. Кураев Г.А., Чораян И.О. Влияние личностных характеристик на параметры адаптивности и изменение психоэмоционального тонуса при умственных и физических нагрузках. // Валеология, 2001. № 3. С. 4-13
37. Кьяццари С. Цвет для жизни // Сузи Кьяццари; М.: Эксмо, 2010. 256 с.
38. Линдсли Д. Внимание, сознание, сон и бодрствование. / В кн.: Нейрофизиологические механизмы внимания. / Под ред. Е. Д. Холмской. М.: изд-во МГУ, 1979. С. 15-49.
39. Лурия А. Р. Высшие корковые функции и их нарушения при локальных поражениях мозга. М.: Изд-во МГУ, 1962. 433 с.
40. Новикова Л.В. Влияние цвета и света на человека / Новикова Л.В., Иванушкина И.Ю. // Биомедицинская инженерия и электроника, 2012. № 2 (2). С. 154-156.
41. Равич-Щербо И.В., Марютина Т.М., Григоренко Е.Л. Психогенетика. М.: Аспект Пресс, 2000. 447 с.
42. Резникова Т.Н. Влияние психофизиологического состояния на цветовое восприятие ритмических фотостимуляций / Резникова Т. Н., Хоменко Ю. Г., Святогор И. А. // Pacific Medical Journal, 2006. № 2. С. 78-80.
43. Сандомирский М.Е. Аудиовизуальная стимуляция в групповой психотерапии // Медицинская наука: материалы республ. конференции молодых ученых республики Башкортостан. Уфа.: Баш. Гос. мед. университет, 2003. 111 с.
44. Серов Н.В. Светоцветовая терапия (Терапевтическое значение цвета: информация, цвет, интеллект). СПб: «Речь», 2001. 4-48 с.
45. Серов Н.В. Цвет культуры: Психология, Культурология, Физиология / Н.В. Серов. СПб: «Речь», 2003. 130 -290 с.
46. Слободский-Плюснин Я.Ю. ЭЭГ-корреляты эксплицитарной и имплицитарной обработки информации. Автореф. дис. канд. биол. наук. Новосибирск, 2011. 21 с.
47. Строганова Т.А., Цетлин М.М. Психофизиологические характеристики индивидуальных особенностей темперамента детей первых лет жизни, перенесших раннюю зрительную депривацию // Физиол. чел., 1998. Т. 24, № 3. С. 27-33.
48. Традиция: русская энциклопедия [Электронный ресурс] // URL: https://tniditio.viki/traditio.viki/Воздействие цвета на нервную систему (дата обращения: 11.03.22)
49. Уолтер Г. Живой мозг. М.: Медицина, 1966. 301с.
50. Усанова Л.Д., Усанова А.Д., Скрипаль А.В. Анализ влияния аудиовизуальной стимуляции на параметры электроэнцефалограммы и
скорость распространения пульсовой волны человека // Мед. техника, 2012. № 1. С. 26-31.
51. Хитрова М.А. Влияние цвета на психику и здоровье человека // Бюллетень медицинских интернет-конференций, 2013. № 11-3. С. 1284-1287.
52. Хомская, Е.Д. Нейропсихология: 4-е издание. СПб.: Питер, 2005. 496с.
53. Яценко М. В. Влияние факторов внешней среды и индивидуально - типологических особенностей на умственную работоспособность и состояние биоэлектрической активности головного мозга. Авт.: дисс. канд. наук. Барнаул, 2002. 22 с.
54. Яценко М.В. Эффект воздействия цветостимуляции на ситуативную тревожность и умственную работоспособность студентов первого курса / Яценко М.В., Кайгородова Н.З., Молоков М.В., Белкин М.Н. // Известия АлтГУ. Барнаул, 2014. 2-1(82). С. 79-83.
55. Aftanas L.I, Reva. N.V, Varlamov. A.A, Pavlov. S.V, Makhnev. V.P Analysis of evoked EEG synchronization and desynchronization in conditions of emotional activation in humans: temporal and topographic characteristics // Neurosci Behav. Physiol, 2004. V. 34, N 8. P. 859-867.
56. Anokhin. A.P, Muller V., Lindenberger U. et al. Genetic influences on dynamic complexity of brain oscillations // Neurosci. Lett, 2006. V. 397, № 1-2. P. 93-98.
57. Balconi M., Lucchiari C. Consciousness and arousal effects on emotional face processing as revealed by brain oscillations. A gamma band analysis. Int. J. Psychophysiol. 2008. 67(1): 41 -46.
58. Basar E., Basar-Eroglu C. et al., Brain oscillations in perception and memory // Int. Psychophysiol. 2000. 3 35 (2-3). Р. 95-124.
59. Bazanova O.M, Mernaya. E.M Alpha-activity fluctuations in various hormonal states and associated with them musical performance proved differently in the opposite individual alpha peak frequency groups // Revista Espanola de Neuropsicologia, 2008. 10(1). Р. 100-101.
60. Burgess N., Maguire EA, O'Keefe J. The human hippocampus and spatial and episodic memory // Neuron. 2002. Vol. 35, № 4. P. 625—641.
61. Buzsaki G. Theta oscillations in the hippocampus // Neuron. 2002. Vol. 33, № 3. P. 325— 340.
62. Clark R.C, Veltmeyer D., Hamilton R.J. et al. Spontaneous alpha peak frequency predicts working memory pertormance across the age span // Int. J. Psychophysiol, 2004. V. 53. P. 1-9.
63. Control mechanisms in working memory: A possible function of EEG theta oscillations / Sauseng P., [et al.] // Neuroscience and Biobehavioral Reviews. 2010. Vol. 34. P. 1015 — 1022.
64. Dinshah P. Ghadiali, Spectro-Chrome Metry Encyclopedia Hardcover, 1997 240p.
65. Doppelmayr M., Klimesch W., Pachinger T., Ripper B. In- dividual differences in brain dynamics: important implications for the calculation of event-related band power // Biol. Cybern., 1998. V. 79, № 1. P. 49-57.
66. Duvernoy H.M. The human hippocampus: functional anatomy,
vascularization and serial section with MRI. 3rd ed. New York: Springer, 2005. 232 p.
67. Gale A. Electroencephalographic studies of extraversion- intraversion: a case study in the psichophysiology of individual differences. // Personal and individual differencies, 1983. V. 4, № 4. Р. 136-141.
68. Gilliand K., Andress D., Bracy S. Differences in EEG alfa index between extraverts and introverts. // Psichophisiology, 1981, v. 18, № 2. 156 p.
69. Harmony T., Fernandez T., Silva J., Bernal J., Diaz' Comas L., Reyes A., Marosi E., Rodriguez M. EEG delta activity: an indicator of attention to internal processing during performance of mental tasks. Intern. J. Psychophysiol. 1996. 24(1-2). Р. 161-171.
70. Hasselmo M.E., Stern C.E. Theta rhythm and the encoding and retrieval of space and time // Neuroimage. 2014. Vol. 85. P. 656—666.
71. Herrmann C.S., Elliott M.A. // Proceeding of the seventeenth Annual Meeting of the International Society for Psychophysics. 2001. P. 427-431.
72. Hoffman L.D. EEG, ERPs and food consumption / L.D. Hoffman, J. Polich // Biological Psychology, 1998. Vol. 48. P. 139-151
73. Hoffman L.D. Neuroelectric assessment of nutrient intake / L. D. Hoffman, A. Friedmann, P. Saltman, J. Polich // International Journal of Psychophysiology, 1999. Vol. 32, Is. 2. P. 93-106.
74. Hooper G.S Comparison of the distributions of classical and adaptively aligned EEG power spectra // Int. J. Psychophysiol, 2005. V. 55, № 2. P. 179-189.
75. Hummel F. and Gerloff C. Larger Interregional Synchrony is Associated with Greater Behavioral Success in a Complex Sensory Integration Task in Humans //Cereb. Cortex, 2005. V. 15(5). P. 670-678.
76. Fishbein D. Ingestion of carbohydrates varying in complexity produce differential brain responses / D. Fishbein, R. W. Thatcher and D. S. Cantor. // Clinical EEG, 1990. Vol. 21(1). P. 5-11.
77. Frontal-midline theta from the perspective of hippocampal «theta» / Mitchell D.J., [et al.] // Prog. Neurobiol. 2008. Vol. 86, № 3. P. 156 — 85.
78. Guillery R.W., Harting J.K. Structure and connections of the thalamic reticular nucleus: Advancing views over half a century // J. Comp. Neurol. 2003. Vol. 463, № 4. P. 360—371.
79. Jensen O., Goel P., Kopell N., Pohja M., Hari R., Ermentroutf B. On the human sensorimotor-cortex beta rhythm: Sources and modeling // Neuro Image, 2005. Т. 26. P. 347-355.
80. Joosten, E. & van Lankveld, Giel & Spronck, Pieter. (2010). Colors and Emotions in Video Games. 11th International Conference on Intelligent Games and Simulation, GAME-ON 2010.
81. Kaiser D. A Basic Principles of Quantitative EEG // J. Adult Develop, 2005. V. 12, № 2/3. P. 99-104.
82. Kaiser J., Lutzenberger W. Human gamma-band activity: a window to cognitive processing. Neuroreport. 2005. Р. 207-211.
83. Kamei T., Toriumi Y., Kimura H., Ohno S., Kumano H., Kimura K. Decrease in serum cortisol during yoga exercise is correlated with alpha wave activation // Percept. Mot. Skills, 2000. V. 90, № 3 (Pt. 1). P. 1027-32.
84. Kamijo T., Murakami M. Regular physical exercise improves physical motor functions and biochemical markers in middle-age and elderly women // J. Phys. Act. Health, 2009. V 6, № 1. P. 55-62.
85. Kandel E.R., Schwartz J.H., Jessell T.M., Principles of neural sciences, 3rd Edition, Prentice Hall International, 1991. 1135p.
86. Kandel E.R, Schwartz J.H, Jessell T.M., Principles of Neural Science, 4th ed. McGraw-Hill, New York, 2000. 1414p.
87. Klados M.A., Frantzidis C., Vivas A.B., Papadelis C., Lithari C., Pappas C., Bamidis P.D. A framework combining delta eventrelated oscillations (EPRs) and synchronization effects (ERD/ERS) to study emotional processing. Comput. Intel. Neurosci. 2009. art. no. 549419.
88. Klimesch W., Vogt F., and Doppelmayr M. Interindividual differences in alpha and theta power reflect memory performance //Intelligence. 1999. V. 27(4). P. 347-362.
89. Klimesch W., Sauseng P., and Hanslmayr S. EEG alpha oscillations: the inhibition-timing hypothesis // Brain research reviews, 2007. V. 53(1). P. 63-88.
90. Klimesch W. EEG alpha and theta oscillations reflect cog nitive and memory performance: a review and analysis // Brain research reviews., 1999b. V. 29(2-3). P. 169-195.
91. Klimesch W., Doppelmayr M., Russegger H., and Pachinger T. Theta band power in the human scalp EEG and the encoding of new information // Neuroreport. 1996b. V. 7(7). P. 1235- 1240.
92. Klimesch W., Doppelmayr M., Schwaiger J., Auinger P., Winkler T. Paradoxical' alpha synchronization in a memory task // Cognitive Brain Research. 1999 c. V. 7(4). P. 493-501.
93. Klimesch W., Schack B., Sauseng P. The functional significance of theta and upper alpha oscillations //Exp Psychol. 2005. V. 52(2). P. 99-108.
94. Klimesch W., Sauseng P., Hanslmayr S. EEG alpha oscillations: The inhibition-timing hypothesis // Brain Res. Rev. 2007. V. 53. P. 63-88.
95. Klimesch W. Alpha-band oscillations, attention, and con- trolled access to stored information //Trends in cognitive sciences. 2012. V. 16(12). P. 606-617.
96. Knyazev G.G. Motivation, emotion, and their inhibitory control mirrored in brain oscillations. Neurosci. Biobehav. Rev. 2007.
97. Korol D. L Role of estrogen in balancing contributions from multiple memory systems // Neurobiol. Learn. Mem. 2004. V. 82, № 3. P. 309-323.
98. Kyle Brennan, B.S. Bachelor of Science Communication, Ohio University January 24, 2011. 97р.
99. Lega B.C., Jacobs J., Kahana M. Human hippocampal theta oscillations and the formation of episodic memories // Hippocampus. 2012. Vol 22, № 4. P. 748—761.
100. Long M., Lang W., Diekmann V., Kornhuber H. H. The Frontal Theta Rhythm Indicating Motor and Cognitive Learning // Current Trends m Event-Related Potentials Rescarch/R. Jonsonetal. (eds). Amsterdamm, Elsevier, 1987. P. 322-327.
101. Lutzenberger W., Pulvermuller F., Birbaumer N. Words fhd pseudowords elicit distinct patterns of 30-Hz activity in humans. Neurosci. Lett, 1994, 176, Р. 115-118.
102. Moretti D. V, Miniussi C., Frisoni G. B, Geroldi C., Zanetti O., Binetti G., Rossini P. M Hippocampal atrophy and EEG markers in subjects with mild cognitive impairment // Clin. Neurophysiol. 2007. V. 118, № 12. P. 2716-2729.
103. Nakashima K. Relationship between frontal midline theta activity in EEG and concentration / K. Nakashima, H. Sato // J Hum Ergol (Tokyo). 1993. Vol. 22(1). P. 63-67.
104. Nunez P., Wingeier B., Silberstein R. Spatial-temporal structures of human alpha rhythms: theory, microcurrent sources, multiscale measurements, and global binding of networks // Hum. Brain Mapp. 2001. V. 13. P. 125-164.
105. Nuwer M. Clinical use of QEEG // Clin. Neurophysiol. 2003. V. 114, № 12. P. 22-25.
106. O'Gorman J. G Extraversion and the EEG: I. An evaluation of Gale's hypothesis. // Biol Psychol, 1984, v. 19, Issue 2. Р. 95-112.
107. O'Gorman J. G Extraversion and the EEG: II. A test of Gale's hypothesis. // Biol Psychol, 1984, v. 19, Issue 2. Р. 113- 136.
108. Orzel-Gryglewska J. Consequences of sleep deprivation // Int J Occup Med Environ Health. 2010. Vol. 23(1). P. 95-114.
109. Phillips R. L. Morphine effects on the spontaneous elec- troencephalogram in polydrug abusers: correlations with subjective self-reports / R. L. Phillips, R. Herning, E. D. London // Neuro- psychopharmacology. 1994. Vol. 10(3). P. 171-181.
110. Plutchik R, Kellerman H. Emotion, theory, research, and experience, v. 1. New York: Academic Press, 1980. 399p.
111. Pulvermuller F., Preissl H., Lutzenberger W., Birbaumer N. Spectral responses in the gamma-band: physiological signs of higher cognitive processes? NeuroReport, 1995, V. 6. Р. 2057-2064.
112. Robinson D. L. The technical, neurological and psychological significance of «alpha», «delta» and «theta» waves confounded in EEG evoked potentials: a study of peak latencies / D. L. Robinson // Clin. Neurophysiol. 1999. Vol. 110. P. 1427-1434.
113. Sanchez D. I. Effect of 10 and 20 Hz photic stimulation on stress and temperature of the fingers / Sanchez D. I., Collins T., Stone R. // Computer Applications and Industrial Electronics (ISCAIE). 2012. № 13399935. Р. 142 - 146.
114. Sherman S. M. Exploring the thalamus and its role in cor tical function / S. M. Sherman, R. W. Guillery. Cambridge, MA: MIT Press, 2005. 497р.
115. Singer W. Response synchronization of cortical neurons: an epiphenomenon or a solution to the binding problem? Ibro News, 1991, V. 19, №1, P. 6-7.
116. Singer W., Gray C.M. Visual feature integration and the temporal correlation hypothesis. Annu. Rev. Neurosci, 1995. v. 18. P. 555-586.
117. Smith B. D The lateralized processing of affect in emotionally labile extraverts and introverts: central and autonomic effects. // Biol. Psychol., 1995, v. 39, Iss. 2-3. P. 143-157.
118. Smit C. M, Wright. M. J, Hansell. N. K et al. Genetic variation of individual alpha frequency (IAF) and alpha power in a large adolescent twin sample // Int. J. Psychophysiol. 2006. V. 61, № 2. P. 235-243.
119. Spydel J.D., Ford M.R., Sheer D.E. Task dependent cerebral lateralization of the 40 biz EEG rhythm. Psychophysiology, 1979 №16, P. 347-350.
120. Synaptic kainate receptors in CA1 interneurons gate the threshold of theta-frequency-induced long6term potentiation / Clarke V.R.J., [et al.] // J Neurosci. 2012 Vol. 32, №50. P.18215—26.
121. Tiitinen R., Sibkkonen J., Reinkainen K. et al. Selective attention enhances the auditory 40-Hz transient response in humans. Nature, 1993, 364, P. 59-60.
122. Thatcher R. W, Krause P. J, Hrybyk M. Cortico-cortical associations and EEG coherence: a two-compartmental model // Electroencephalogr Clin Neurophysiol. 1986. V. 64(2). P. 123- 143.
123. Thacher R.W, North D., Biver C. EEG and intelligence: relations between EEG coherence, EEG phase delay and power // Clin. Neurophysiol. 2005. V. 116 (9). P. 2129-2141.
124. Thatcher R.W, North D.M, Biver C.J Intelligence and EEG phase reset: a two compartmental model of phase shift and lock // Neuroimage. 2008. V. 42, № 4. P. 1639-1653.
125. Tops M., van Peer. J.M, Wester A.E et al. State- dependent regulation of cortical activity by cortisol: An EEG study // Neuroscience Letters. 2006. V. 404, № 2. P. 39-43.
126. Vinogradova O.S., Kitchigina V.F., Zenchenko C.I. Pacemaker neurons of the forebrain medical septal area and theta rhythm of the hippocampus // Membr. Cell. Biol. 1998. Vol. 11, № 6. P. 715—725.
127. Wang C., Szabo J.S, Dykman R.A. Effects of a carbohydrate supplement upon resting brain activity // Integr Physiol Behav Sci. 2004. Vol. 39(2). P. 126-138.
128. Wankowski C.E. Hippocampal show waves distribution and phase relationships in the course of approach leaning. // Arch. Neurob. Psychiat., 1973, V. 3. p. 74-90.
129. Wolfson, Sandy & Case, G. (2000). Effects of sound and colour on responses to a computer game. Interacting with Computers. 13. P. 183-192.