Биоэлектрическая активность мозга при восприятии цвета в условиях фотостимулирующего воздействия
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения биоэлектрической активности мозга при восприятии цвета в условиях фотостимулирующего воздействия 8
1.1. Психология восприятия цвета 8
1.2. Биоэлектрическая активность мозга и ее характеристики 19
1.3. Влияние цвета на активность мозга 34
Глава 2. Эмпирическое исследование биоэлектрической активности мозга при восприятии цвета в условиях фотостимулирующего воздействия 43
2.1. Организация и методы исследования 43
2.2. Анализ результатов исследования 45
Заключение 56
Список использованной литературы
Глава 1. Теоретические аспекты изучения биоэлектрической активности мозга при восприятии цвета в условиях фотостимулирующего воздействия 8
1.1. Психология восприятия цвета 8
1.2. Биоэлектрическая активность мозга и ее характеристики 19
1.3. Влияние цвета на активность мозга 34
Глава 2. Эмпирическое исследование биоэлектрической активности мозга при восприятии цвета в условиях фотостимулирующего воздействия 43
2.1. Организация и методы исследования 43
2.2. Анализ результатов исследования 45
Заключение 56
Список использованной литературы
Цвет всегда оказывал воздействие на человека: знание оттенков неба и облаков помогало прогнозировать погоду, цвет ягод и фруктов говорит о степени их зрелости, окраска рыб и насекомых предостерегает нас от вероятной угрозы. Человек живёт в мире цвета и воспринимает этот мир посредством цвета.
Невозможно отрицать влияние на настроение определенных цветов одежды, интерьера. Один цвет может расслабить, успокоить, воодушевить. Другой цвет вселяет панику или раздражает. Это происходит из-за того, что различные цвета способны стимулировать разные участки головного мозга и гипофиз, который отвечает за выработку гормонов, регулирующих обмен веществ, сон, аппетит и т.д. Поэтому мы являемся очень зависимыми от цветов, в окружении которых находимся.
Цвет влияет на аппетит, на давление. Как правило мы не обращаем внимание на воздействие цвета. Однако, к примеру, в пасмурный день, когда за окном мы видим только серость, настроение может ухудшаться.
Благодаря верному применению цвета в повседневной жизни можно добиться успеха, повысить работоспособность, улучшить память, изменить настроение.
Феномен цветовосприятия и характерные черты взаимодействия человеческого организма с цветом издревле интересовали исследователей. Древние эзотерики, средневековые герметики и современные парапсихологи - сотни поколений ученых стремились разгадать загадку глубинного воздействия цвета на внутреннюю жизнь человека. Древние индусы считали человека «светоносным» («теджаси»), подразумевая под этим фундаментальное единство цветовых энергий и «соков» тела. Согласно доктринам индийских йогов, человеческий организм соткан из переплетающихся вибраций звуков и цветов, мелодий и световых потоков, динамика которых полностью определяет жизнедеятельность и психическую жизнь человека.
Цвета, с самого рождения окружающие каждого из нас, оказывают на организм, нервную систему и психику человека объективное, прямое воздействие.
Не отвергая значимости предметных культурно-историческими связей цвета в становлении его значений, следует признать, что основным условием в формировании цветовых смыслов является объективный характер цветового воздействия на человека, как об этом свидетельствуют данные психофизиологических и психологических исследований.
Знания, приобретенные в результате исследований многих поколений психологов, и на данный момент обширно применяются во всех сферах человеческой деятельности, начиная с самодиагностики, коррекции собственного поведения, анализа семейных конфликтов и причин, затрудняющих устройство своей личной жизни, заканчивая тестированием при приёме на работу, контролем динамики волевой и эмоциональной сферы спортсменов в процессе тренировок и во время соревнований; отбором кандидатов в психотерапевтические группы, для более адекватного подбора психотерапевтических воздействий; проведения судебно-психологических экспертиз; анализа внутреннего состояния трудновоспитуемых подростков и несовершеннолетних преступников с целью направленной глубинной коррекции их поведения, исследования психического состояния при различных заболеваниях и их лечением. Применение возможностей цвета, на данный момент, актуально в работе медиков, художников, психологов, строителей, рекламщиков, ученых и политиков. Психологическое воздействие цвета является важным знанием при работе дизайнеров и оформителей с цветовым и световым оформлением помещений различного назначения; в работе педагогов при диагностировании учащихся и т.п.
Применение методов аудиовизуальной стимуляции (АВС) широко применяется при психокоррекции и терапии в психологических центрах, центрах здоровья и т.д. Применение такой методики улучшает когнитивные процессы, общее состояние, снимает тревожность, позволяет снять стрессовые состояния. В литературе имеются данные о том, что цветовая фотостимуляция улучшает показатели памяти, внимания, скорости переработки информации, положительно влияет на уровень ситуативной тревожности и т.д. Данный тип воздействия связан с одновременным воздействием ритмичных цветовых мельканий, которые изменяют функциональное состояние нервной системы и действием цвета, влияние которого на перечисленные эффекты недостаточно изучено. Изучение влияния цвета на психические состояния человека доступны в литературе и имеют разный результат, так как на его восприятие влияют множество факторов в том числе социокультурные, факторы определяющие психические состояния человека и т.д. Именно это вызвало интерес, отражается ли восприятие разных цветов при цветовой фотостимуляции на активности мозга.
Недостаточная изученность данной проблемы и ее теоретическая и практическая значимость определяют актуальность настоящего исследования.
Целью исследования является биоэлектрическая активность мозга при восприятии цвета в условиях фотостимулирующего воздействия.
Объектом исследования является биоэлектрическая активность мозга Предметом исследования является влияние цветовой фотостимуляции на биоэлектрическую активность головного мозга
Задачи исследования:
• Проанализировать литературу, связанную с темой дипломной работы;
• Провести регистрацию ЭЭГ головного мозга в исходном состоянии, с закрытыми глазами, в пробе плацебо и при цветовой фотостимуляции (ЦФС) частотой 10Гц красным, зеленым и синим цветами;
• Провести по полученным данным ЭЭГ электромагнитную томографию мозга низкого разрешения (LORETA) в указанных пробах;
• Выявить различия в функциональном состоянии головного мозга между пробами:
- исходное состояние - ЦФС красным, зеленым и синим цветами;
- закрытые глаза - ЦФС красным, зеленым и синим цветами;
- исходное состояние - плацебо-эффект;
- закрытые глаза - плацебо-эффект.
Гипотезы исследования:
1. Цветовая фотостимуляция частотой 10Гц оказывает влияние на показатели активности головного мозга.
2. Цветовые воздействия красным, зеленым и синим цветами при фотостимуляции вызывают различные эффекты на функциональное состояние мозга.
Теоретико-методологическую основу исследования составили труды зарубежных и отечественных психологов и психофизиологов, посвященные изучению психофизиологического и психологического воздействия цвета на психику человека. Библиографической основой послужили исследовательские работы М.В. Яценко, Н.З. Кайгородовой, Г.Г. Князева, Е.А. Климова, О.М. Базанова, Л.Р. Зенкова, А.И. Ольшанниковой, Б.А. Базыма, И.В. Равич-Щербо, М. Люшера, Г. Уолтера, J. Martin, L.D. Hoffman, W. Klimesch, R.W. Bunham, C.J. Bartlesonи других, направленные на диагностику изучения влияния цвета на активность мозга.
Методы исследования
1. Теоретический анализ источников;
2. Регистрация электроэнцефолограммы;
3. Цветовая фотостимуляция частотой 10Гц;
4. Метод независимых компонент (ICA);
5. Метод электромагнитной томографии мозга низкого разрешения (LORETA);
6. Метод статистической проверки - Т-критерий Стьюдента.
Экспериментальная база - исследование проводилось на базе кафедры общей и прикладной психологии Алтайского государственного университета. Выборку составили студенты в количестве 20 человек, из которых 13 девушек и 7 юношей в возрасте от 18 до 22 лет.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения и списка литературы, в котором 129 источников, из них 74 на иностранном языке. В работе имеются 11 рисунков.
Невозможно отрицать влияние на настроение определенных цветов одежды, интерьера. Один цвет может расслабить, успокоить, воодушевить. Другой цвет вселяет панику или раздражает. Это происходит из-за того, что различные цвета способны стимулировать разные участки головного мозга и гипофиз, который отвечает за выработку гормонов, регулирующих обмен веществ, сон, аппетит и т.д. Поэтому мы являемся очень зависимыми от цветов, в окружении которых находимся.
Цвет влияет на аппетит, на давление. Как правило мы не обращаем внимание на воздействие цвета. Однако, к примеру, в пасмурный день, когда за окном мы видим только серость, настроение может ухудшаться.
Благодаря верному применению цвета в повседневной жизни можно добиться успеха, повысить работоспособность, улучшить память, изменить настроение.
Феномен цветовосприятия и характерные черты взаимодействия человеческого организма с цветом издревле интересовали исследователей. Древние эзотерики, средневековые герметики и современные парапсихологи - сотни поколений ученых стремились разгадать загадку глубинного воздействия цвета на внутреннюю жизнь человека. Древние индусы считали человека «светоносным» («теджаси»), подразумевая под этим фундаментальное единство цветовых энергий и «соков» тела. Согласно доктринам индийских йогов, человеческий организм соткан из переплетающихся вибраций звуков и цветов, мелодий и световых потоков, динамика которых полностью определяет жизнедеятельность и психическую жизнь человека.
Цвета, с самого рождения окружающие каждого из нас, оказывают на организм, нервную систему и психику человека объективное, прямое воздействие.
Не отвергая значимости предметных культурно-историческими связей цвета в становлении его значений, следует признать, что основным условием в формировании цветовых смыслов является объективный характер цветового воздействия на человека, как об этом свидетельствуют данные психофизиологических и психологических исследований.
Знания, приобретенные в результате исследований многих поколений психологов, и на данный момент обширно применяются во всех сферах человеческой деятельности, начиная с самодиагностики, коррекции собственного поведения, анализа семейных конфликтов и причин, затрудняющих устройство своей личной жизни, заканчивая тестированием при приёме на работу, контролем динамики волевой и эмоциональной сферы спортсменов в процессе тренировок и во время соревнований; отбором кандидатов в психотерапевтические группы, для более адекватного подбора психотерапевтических воздействий; проведения судебно-психологических экспертиз; анализа внутреннего состояния трудновоспитуемых подростков и несовершеннолетних преступников с целью направленной глубинной коррекции их поведения, исследования психического состояния при различных заболеваниях и их лечением. Применение возможностей цвета, на данный момент, актуально в работе медиков, художников, психологов, строителей, рекламщиков, ученых и политиков. Психологическое воздействие цвета является важным знанием при работе дизайнеров и оформителей с цветовым и световым оформлением помещений различного назначения; в работе педагогов при диагностировании учащихся и т.п.
Применение методов аудиовизуальной стимуляции (АВС) широко применяется при психокоррекции и терапии в психологических центрах, центрах здоровья и т.д. Применение такой методики улучшает когнитивные процессы, общее состояние, снимает тревожность, позволяет снять стрессовые состояния. В литературе имеются данные о том, что цветовая фотостимуляция улучшает показатели памяти, внимания, скорости переработки информации, положительно влияет на уровень ситуативной тревожности и т.д. Данный тип воздействия связан с одновременным воздействием ритмичных цветовых мельканий, которые изменяют функциональное состояние нервной системы и действием цвета, влияние которого на перечисленные эффекты недостаточно изучено. Изучение влияния цвета на психические состояния человека доступны в литературе и имеют разный результат, так как на его восприятие влияют множество факторов в том числе социокультурные, факторы определяющие психические состояния человека и т.д. Именно это вызвало интерес, отражается ли восприятие разных цветов при цветовой фотостимуляции на активности мозга.
Недостаточная изученность данной проблемы и ее теоретическая и практическая значимость определяют актуальность настоящего исследования.
Целью исследования является биоэлектрическая активность мозга при восприятии цвета в условиях фотостимулирующего воздействия.
Объектом исследования является биоэлектрическая активность мозга Предметом исследования является влияние цветовой фотостимуляции на биоэлектрическую активность головного мозга
Задачи исследования:
• Проанализировать литературу, связанную с темой дипломной работы;
• Провести регистрацию ЭЭГ головного мозга в исходном состоянии, с закрытыми глазами, в пробе плацебо и при цветовой фотостимуляции (ЦФС) частотой 10Гц красным, зеленым и синим цветами;
• Провести по полученным данным ЭЭГ электромагнитную томографию мозга низкого разрешения (LORETA) в указанных пробах;
• Выявить различия в функциональном состоянии головного мозга между пробами:
- исходное состояние - ЦФС красным, зеленым и синим цветами;
- закрытые глаза - ЦФС красным, зеленым и синим цветами;
- исходное состояние - плацебо-эффект;
- закрытые глаза - плацебо-эффект.
Гипотезы исследования:
1. Цветовая фотостимуляция частотой 10Гц оказывает влияние на показатели активности головного мозга.
2. Цветовые воздействия красным, зеленым и синим цветами при фотостимуляции вызывают различные эффекты на функциональное состояние мозга.
Теоретико-методологическую основу исследования составили труды зарубежных и отечественных психологов и психофизиологов, посвященные изучению психофизиологического и психологического воздействия цвета на психику человека. Библиографической основой послужили исследовательские работы М.В. Яценко, Н.З. Кайгородовой, Г.Г. Князева, Е.А. Климова, О.М. Базанова, Л.Р. Зенкова, А.И. Ольшанниковой, Б.А. Базыма, И.В. Равич-Щербо, М. Люшера, Г. Уолтера, J. Martin, L.D. Hoffman, W. Klimesch, R.W. Bunham, C.J. Bartlesonи других, направленные на диагностику изучения влияния цвета на активность мозга.
Методы исследования
1. Теоретический анализ источников;
2. Регистрация электроэнцефолограммы;
3. Цветовая фотостимуляция частотой 10Гц;
4. Метод независимых компонент (ICA);
5. Метод электромагнитной томографии мозга низкого разрешения (LORETA);
6. Метод статистической проверки - Т-критерий Стьюдента.
Экспериментальная база - исследование проводилось на базе кафедры общей и прикладной психологии Алтайского государственного университета. Выборку составили студенты в количестве 20 человек, из которых 13 девушек и 7 юношей в возрасте от 18 до 22 лет.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения и списка литературы, в котором 129 источников, из них 74 на иностранном языке. В работе имеются 11 рисунков.
Недостаточная изученность исследования биоэлектрической активности мозга при восприятии цвета в условиях фотостимулирующего воздействия и его теоретическая и практическая значимость определяют актуальность настоящего исследования. Но вместе с тем это создает и определенные трудности для подведения теоретико -методологической базы при описании этой темы и создания программы практического применения.
В ходе теоретического анализа литературных источников решены поставленные задачи. Было установлено, что цвет обладает вполне конкретными свойствами, которые помогают создать благоприятные условия для жизнедеятельности человека, его отдыха или работы, которые вызывают те или иные эмоции, а также побуждают к определенным действиям.
При этом, вариант метода основанный на ритмических фотостимуляциях достаточно широко используется. Было отмечено, что воздействие ритмических фотостимуляций может вызывать различные эффекты (как клинические, так и психологические), однако систематического исследования подобных эффектов практически не проводилось. В литературе имеются данные о том, что цветовая фотостимуляция улучшает показатели памяти, внимания, скорости переработки информации, положительно влияет на уровень ситуативной тревожности и т.д. Данный тип воздействия связан с одновременным воздействием ритмичных цветовых мельканий, которые изменяют функциональное состояние нервной системы и действием цвета, влияние которого на перечисленные эффекты недостаточно изучено. Влияние цвета на психические состояния человека доступны в литературе и имеют разный результат. На восприятие влияют множество факторов в том числе социокультурные, факторы определяющие психические состояния человека и т.д. Именно это вызвало интерес, отражается ли восприятие разных цветов при цветовой фотостимуляции на активности мозга. Вместе с тем изучение этих эффектов при лечебных фотостимуляциях может раскрыть особенности механизмов адаптивных перестроек психофизиологического состояния.
В ходе выполнения исследования была реализована цель данной работы - исследование биоэлектрической активности мозга при восприятии цвета в условиях фотостимулирующего воздействия. Полученные в ходе исследования результаты подтверждают выдвинутую гипотезу о том, цветовая фотостимуляция частотой 10Гц влияет на показатели биоэлектрической активности мозга.
Кроме того, в ходе выполнения исследования частично подтвердилась другая гипотеза, что цветовые воздействия красным, зеленым и синим цветами при фотостимуляции вызывают различные эффекты на функциональное состояние мозга.
Для формирования окончательных выводов необходимо продолжить исследование на большей эмпирической выборке. Тем не менее, можно сделать определенные заключения из проведенного исследования:
1. Существуют достоверные различия (p<0,05) между пробами ЦФС частотой 10Гц синим и красным цветами в диапазоне дельта- и гамма- ритмов, проявляющиеся во 10 поле Бродмана.
2. Существуют достоверные различия (p<0,05) между пробами плацебо и исходным состоянием во всем частотном диапазоне, проявляющиеся в 9, 10, 11 и 18 полях Бродмана.
3. Существую достоверные различия (p<0,05) между исходным состоянием и ЦФС частотой 10Гц красным цветом в диапазоне гамма-ритма, проявляющееся в 19 поле Бродмана.
4. Существую достоверные различия (p<0,05) между исходным состоянием и ЦФС частотой 10Гц зеленым и синим цветами в диапазоне альфа- и гамма-ритмов, проявляющееся в 19 поле Бродмана.
5. Существую достоверные различия между (p<0,05) пробами плацебо и ЦФС частотой 10Гц красным, зеленым и синим цветами во всем частотном диапазоне, проявляющиеся в 9, 10 и 11 полях Бродмана.
6. Существую достоверные различия (p<0,05) между закрытыми глазами и ЦФС частотой 10Гц красным, зеленым и синим цветами в диапазоне дельта-, тета-, альфа-, бета1- и гамма-ритмов проявляющиеся в 11 поле Бродмана.
Таким образом проведенный анализ данных позволил выявить различия в частотном диапазоне ЭЭГ и в полях активности головного мозга в рассматриваемых функциональных состояниях.
Итак, гипотезы, выдвинутые в ходе работы, подтвердились, поставленные цели нами достигнуты. Выпускная квалификационная работа может быть очередным шагом на пути изучения биоэлектрической активности мозга при восприятии цвета в условиях фотостимулирующего воздействия.
В ходе теоретического анализа литературных источников решены поставленные задачи. Было установлено, что цвет обладает вполне конкретными свойствами, которые помогают создать благоприятные условия для жизнедеятельности человека, его отдыха или работы, которые вызывают те или иные эмоции, а также побуждают к определенным действиям.
При этом, вариант метода основанный на ритмических фотостимуляциях достаточно широко используется. Было отмечено, что воздействие ритмических фотостимуляций может вызывать различные эффекты (как клинические, так и психологические), однако систематического исследования подобных эффектов практически не проводилось. В литературе имеются данные о том, что цветовая фотостимуляция улучшает показатели памяти, внимания, скорости переработки информации, положительно влияет на уровень ситуативной тревожности и т.д. Данный тип воздействия связан с одновременным воздействием ритмичных цветовых мельканий, которые изменяют функциональное состояние нервной системы и действием цвета, влияние которого на перечисленные эффекты недостаточно изучено. Влияние цвета на психические состояния человека доступны в литературе и имеют разный результат. На восприятие влияют множество факторов в том числе социокультурные, факторы определяющие психические состояния человека и т.д. Именно это вызвало интерес, отражается ли восприятие разных цветов при цветовой фотостимуляции на активности мозга. Вместе с тем изучение этих эффектов при лечебных фотостимуляциях может раскрыть особенности механизмов адаптивных перестроек психофизиологического состояния.
В ходе выполнения исследования была реализована цель данной работы - исследование биоэлектрической активности мозга при восприятии цвета в условиях фотостимулирующего воздействия. Полученные в ходе исследования результаты подтверждают выдвинутую гипотезу о том, цветовая фотостимуляция частотой 10Гц влияет на показатели биоэлектрической активности мозга.
Кроме того, в ходе выполнения исследования частично подтвердилась другая гипотеза, что цветовые воздействия красным, зеленым и синим цветами при фотостимуляции вызывают различные эффекты на функциональное состояние мозга.
Для формирования окончательных выводов необходимо продолжить исследование на большей эмпирической выборке. Тем не менее, можно сделать определенные заключения из проведенного исследования:
1. Существуют достоверные различия (p<0,05) между пробами ЦФС частотой 10Гц синим и красным цветами в диапазоне дельта- и гамма- ритмов, проявляющиеся во 10 поле Бродмана.
2. Существуют достоверные различия (p<0,05) между пробами плацебо и исходным состоянием во всем частотном диапазоне, проявляющиеся в 9, 10, 11 и 18 полях Бродмана.
3. Существую достоверные различия (p<0,05) между исходным состоянием и ЦФС частотой 10Гц красным цветом в диапазоне гамма-ритма, проявляющееся в 19 поле Бродмана.
4. Существую достоверные различия (p<0,05) между исходным состоянием и ЦФС частотой 10Гц зеленым и синим цветами в диапазоне альфа- и гамма-ритмов, проявляющееся в 19 поле Бродмана.
5. Существую достоверные различия между (p<0,05) пробами плацебо и ЦФС частотой 10Гц красным, зеленым и синим цветами во всем частотном диапазоне, проявляющиеся в 9, 10 и 11 полях Бродмана.
6. Существую достоверные различия (p<0,05) между закрытыми глазами и ЦФС частотой 10Гц красным, зеленым и синим цветами в диапазоне дельта-, тета-, альфа-, бета1- и гамма-ритмов проявляющиеся в 11 поле Бродмана.
Таким образом проведенный анализ данных позволил выявить различия в частотном диапазоне ЭЭГ и в полях активности головного мозга в рассматриваемых функциональных состояниях.
Итак, гипотезы, выдвинутые в ходе работы, подтвердились, поставленные цели нами достигнуты. Выпускная квалификационная работа может быть очередным шагом на пути изучения биоэлектрической активности мозга при восприятии цвета в условиях фотостимулирующего воздействия.



