Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МЕДИЦИНСКИЙ ТУРИЗМ В РОССИИ: СОСТОЯНИЕ, ПЕРСПЕКТИВЫ,РАЗВИТИЕ

Работа №89115

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

география

Объем работы89 с.
Год сдачи2021
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
127
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


1 ПОНЯТИЕ МЕДИЦИНСКОГО ТУРИЗМА В СОСТАВЕ ОБЩИХ
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ТУРИЗМЕ 7
1.1 Эволюция осмысления сущности медицинского туризма 7
1.2Технология организации туров в медицинском туризме 16
1.3 Современное состояние индустрии медицинского туризма 20
2 АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ МЕДИЦИНСКОГО ТУРИЗМА В
РОССИИ 26
2.1 Исторические предпосылки возникновения и становления медицинского
туризма в России 26
2.2 Этапы формирования и развития современного рынка медицинских
услуг 30
2.3 Анализ состояния медицинского туризма в России на современном
этапе 40
2.4 Оценка предпосылок развития и определение перспективных
направлений модернизации рынка медицинского туризма в посткризисный период 44
3 РАЗРАБОТКА МЕДИЦИНСКОГО ТУРА В СЕТЬ САНАТОРИЕВ
«КУРОРТ БЕЛОКУРИХА» 55
3.1 Характеристика сети санаториев «Курорт Белокуриха» 55
3.2 Разработка программы обслуживания туристов и расчет стоимости
медицинского тура 61
3.3 Продвижение медицинского тура на рынке России 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 78
ПРИЛОЖЕНИЯ 83


С каждым годом спрос на путешествия, в рамках которых предоставляются медицинские услуги, растёт. Причиной тому являются несколько составляющих: экономическая - во многих странах лечение и восстановительные мероприятия обходятся пациенту значительно дешевле, чем на родине; уровень качества и сервиса - пациент обладает правом выбора места для лечения согласно техническим и научным возможностям дестинации, а также своим финансовым возможностям; и, наконец, культурно-досуговый потенциал местности, где осуществляется медицинская помощь.
По экспертным оценкам, рынок в России становится все более конкурентоспособным, появляется больше достойных частных медицинских центров, что способствует переменам в сознании сотрудников медицинской сферы и уровне обслуживания. Однако, несмотря на целый ряд положительных перемен и отдельных моментов в отрасли, в сфере въездного медицинского туризма в России можно выделить целый ряд вопросов, которые требуют решения:
• недостаток средств в сфере здравоохранения;
• отсутствие должной инфраструктуры: недорогого и комфортного проживания, медицинского перевода и сопровождения, а также наличие языкового барьера и сложности в получении визы;
• малодоступность ряда направлений для граждан России, глобальное отставание, как в оборудовании, так и в образовании врачей;
• низкий уровень языковых компетенций медицинских работников;
• низкий уровень развития маркетинга в сфере медицинского туризма в Российской Федерации, представленного за рубежом.
Все это подтверждает актуальность темы исследования.
Цель исследования - выявление особенностей развития медицинского туризма в России и разработка медицинского тура на примере Алтайского края.
Задачи:
1. Уточнить дефиницию медицинского туризма в составе
понятийно-терминологического аппарата туристско-
рекреационной деятельности;
2. Представить инфраструктуру медицинского туризма в России;
3. Выявить ключевые направления развития данного рыночного сегмента;
4. Разработать программу медицинского тура в Алтайский край и рассчитать его стоимость;
5. Предложить пути продвижения медицинского тура на рынке России.
Объект исследования - состояние медицинского туризма в России.
Предмет исследования - медицинский туризм.
Современная медицина играет важную роль в индустрии международного туризма. Рассматривая механизмы повышения качества медицинской помощи, можно обнаружить перечень возможностей, одной из которых является медицинский туризм. Среди зарубежных исследователей, обратившихся к вопросу его изучения, можно выделить К. Рихтера, Х. Нарштедта, К. Каспарова. В отечественной литературе научных разработок, посвященных собственно медицинскому туризму и не носящих рекламного характера, пока не появилось. Хотя российские исследователи много внимания уделяют туризму оздоровительному и лечебному.
Здесь представляют интерес работы И.В. Зорина, В.А. Квартального,
A. Н. Новгородцевой, Э.А. Зелетдиновой, А.Б. Косолапова и многих других. Большинство из них рассматривают туризм разновидностью путешествия, где его участники находятся вне постоянного места жительства с целью отдыха, оздоровления, реабилитации. В какой-то степени вопросы медицинского туризма поднимаются в работах М.С. Соколова, Н.Г. Куцевола, М.Н. Мулихова, и других. Элементы сравнительного анализа отечественного и западного медицинского туризма и предоставляемых услуг можно найти в публикациях И.В. Зорина, Т.П. Кавериной, В.А. Квартальнова, К. Шаинян.
Однако все эти исследования конкретно медицинскому туризму не посвящены. Интерес медицинских социологов к проблеме растет, но и они не выделяют медицинский туризм в качестве отдельной темы своих изысканий. Так, появились медико-социологические исследования В.В.Деларю,
B. А.Архангельского, В.Н. Дьяченко, Е.Н Илюхиной, Д.И.Казначеева, Н.А. Перепелкиной, К.С. Свиридовой, Т.А. Хадиковой, М.А.Чудновской, посвященные медико-туристической проблематике, но все эти авторы сосредоточили свое внимание на курортном регионе, который аккумулирует функции оздоровительного и лечебного, но не медицинского туризма.
Теоретико-методологическую основу данной работы преимущественно составляют труды зарубежных исследователей, среди которых можно выделить Джона Коннелла (JohnConnell), Дэвида Хэнкока (DavidHancock), Гленна И. Коэна (I.GlennCohen) и других. Анализ отечественной научной и публицистической литературы показал, что лишь немногочисленные из работ посвящены собственно медицинскому туризму, а не охватывают смежные сферы или ссылаются на синонимичные понятия. В некоторой степени теоретические аспекты специфики медицинского туризма освещены в работах А.И. Зорина, И.В. Барчукова, В.А. Набедрик, и других.
В работе использованы методы: социокультурный, анализа и синтеза, системный, статистический. Нормативно-правовую основу исследования составили законы, постановления и нормативные акты федеральных и региональных органов власти, а также иные материалы по формированию и реализации устойчивого развития туристской отрасли в Российской Федерации. Эмпирическая база работы представляет собой статистические данные, полученные из официальных источников, опубликованных в административных и профессиональных Интернет-ресурсах, периодической профильной литературе, а также выборочные данные аналитических документов по соответствующей тематике.
Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В работе рассмотрены особенности организации медицинских туров в России. Термином «медицинский туризм» обозначается путешествие в другой город или страну с целью получения специализированных медицинских услуг (диагностика, лечение, реабилитация).
В работе проведено исследование возможностей комплексного использования ресурсов для разработки туристического продукта в сфере медицинского туризма с учетом современных условий и тенденций.
Тур разработан в соответствии с приоритетами, обозначенными в программе развития туризма в Алтайском крае № 125 от 23.03.2020 года. Разработанный тур может быть использован турфирмами России для подготовки постоянно действующих программ в Алтайском крае
Ключевые характеристики медицинского туризма: перемещение людей с целью получения медицинских услуг, наличие специализированных центров, которые их предоставляют, наличие сопутствующих услуг (проживание, питание, транспорт и др.), регулярность оказания услуг и отработанность схемы. Отличительной особенностью медицинского туризма является возможность совместить высококвалифицированные медицинские услуги и отдых в городах и странах с уникальными условиями. Главной целью такого сочетания является наиболее полная реабилитация организма после медицинских процедур.
Технология создания медицинского тура включает деятельность туроператора (оператор медицинских услуг) по подготовке комплекса основных и дополнительных услуг. Любой медицинский тур - формируемый комплекс основных и дополнительных услуг, предоставляемых туристу. Тур составляют основные и дополнительные услуги, который предоставляются туристу. Организацией тура занимается оператор медицинского туризма, который напрямую или через посредника проводит переговоры с медицинским учреждением, обговаривает стоимость услуг, сроки их оказания, бронирует места, организует транспортировку пациента, готовит комплекс необходимых дополнительных услуг.
Мировой рынок медицинского туризма развивается высокими темпами. Все больше и больше людей в последнее время предпочитают получать медицинскую помощь за рубежом. В соответствии с потребностями пациентов появилось огромное количество медицинских и дополнительных услуг. К настоящему времени рынок медицинского туризма сегментирован по географическому и технологическому принципам. На рынке медицинского туризма сложились многофункциональные центры (Израиль, Сингапур), где предоставляются качественные и недорогие услуги. Существуют элитные центры, например, кардиологии (Германия, Австрия, Швейцария) или пластической хирургии (Франция, Швеция). Широко распространены моноспециализированные центры, которые сосредоточены на оказания услуг в рамках одного медицинского направления.
Одним из серьезных направлений развития рынка медицинских услуг в Росси может являться медицинский туризм. Россия является привлекательной страной для медицинских туристов, т.к. имеет высококвалифицированных специалистов, уникальные природные условия и конкурентные цены на медицинские услуги. Однако отсутствие развитой инфраструктуры сдерживает рост данного сегмента. Для развития в стране медицинского туризма следует рассмотреть возможность специализации на отдельных направлениях, таких, например, как лечебно-оздоровительный туризм.
Российский внутренний рынок медицинского туризма находится в стадии формирования, и пока его объемы незначительны. В России действуют многофункциональные центры медицинского туризма, прежде всего, Москва и Санкт-Петербург; существуют узкоспециализированные медицинские центры мирового уровня. Платные медицинские услуги пользуются спросом, прежде всего, у граждан России. Основные направления российского медицинского туризма, имеющие международное значение: офтальмология, лечение опорно-двигательного аппарата,
стоматология. Среди ключевых проблем российского рынка медицинского туризма в работе выделены: неразвитая медицинская инфраструктура и дефицит на рынке интересных предложений и информации о выгодных предложениях из медицинских центров в регионах России.
В проектной части работы разработан новый лечебно-оздоровительный тур в г.Белокуриха в сеть санаториев «Курорт Белокуриха». Цель разработанного тура — оказание медицинской помощи разной направленности на базе высокотехнологичной сети санаториев для широкого круга лиц. Для оказания медицинских услуг выбрана сеть санаториев «Курорт Белокуриха»:
— это крупная и современная российский сеть санаториев;
— наличие инновационного оборудования и профессионального персонала;
— Центр обладает международным признанием и хорошим имиджем.
Разработаны четырнадцати и одиннадцати дневные
специализированные туры, включающие полный комплекс медицинских услуг (консультация, диагностика, лечение) по двум направлениям - реабилитация после Covid-19 и оздоровительный тур, а также услуги проживания и питание, дополнительные услуги. Организуется трансфер пациентов от аэропорта г.Барнаул до санаториев в г.Белокириха. Весь комплекс базовых услуг реализуется на базе сети санаториев «Курорт Белокуриха», где имеется стационар.
Расчет стоимости тура показал, что самой затратной является стоимость лечения и проживания в санатории, при умеренной стоимости остальных пунктов. Стоимость медицинских услуг включает полный комплекс: консультация, полная диагностика, лечение.
Для продвижения лечебно-оздоровительного тура предлагается использовать работу с агентствами; разработать рекламную кампанию (в периодических изданиях, на радио, в сети Интернет, в печатной рекламной продукции); стимулировать потребителей (дисконтные карты, скидки). Предлагается разработать рекламную кампанию в Интернете, с целью продвижение на рынке туристских ресурсов, и прежде всего медицинских туров, при этом, особое значении должно быть уделено медицинскому туризму, так как в настоящее время это является наиболее актуальным вопрос в сфере туризма.



1. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации: Федеральный Закон от 21.11.2011 г. N 323-ФЗ // [электронный ресурс]. - режим доступа: http://pravo.gov.ru
2. Об основах туристской деятельности в Российской Федерации: Федеральный Закон от 24.11.1996 N 132-ФЗ // [электронный ресурс]. - режим доступа: http://pravo.gov.ru
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 02.08.2011 № 644 «О федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)» // Собр. Законодательства Российской Федерации. 2011. № 34
4. Гельман В. Я. Диспропорции развития здравоохранения и
медицинский туризм // Научный рецензируемый электронный журнал [«МЕДИЦИНА» № 4, 2017] [электронный ресурс]. - режим доступа:
https://www.fsmj.ru/015311.html
5.Орлова В.С., Щербакова А.А, Перспективы развития лечебно-оздоровительного туризма в регионе // Проблемы развития территории. - 2014. - Вып. 4 (72). - с. 34-47
6. Борисова А.В. Иерусалимский Ю.Ю. История развития санаторно¬курортного дела в России. Соврем. проблемы сервиса и туризма. 2009; 3: 31¬
34.
7. Гайдук С.В., Загоруйченко А.А., Козаченко О.А. Отдельные аспекты совершенствования системы санаторно-курортных учреждений. Бюл. Национального научно-исследовательского института общественного здоровья имени Н.А. Семашко. 2015; 1: 41-45.
8. Гайдук С.В, Гришина Н.К., Сердюковский С.М. Современные тенденции развития санаторно-курортного рынка Российской Федерации. Проблемы соц. гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2016; 24(1): 18-21. http://dx.doi.org/10.1016/0869-866X-2016-1-18-21
9. Гвозденко Т.А. Место профилактики и восстановительного лечения в сохранении здоровья // Здоровье. Медицинская экология. Наука. 2014; 2(56): 6-8
10. Скворцова А.В., Скворцов И.П Медицинский туризм - как часть
социальной медицины // Журнал научных статей здоровье и образование в XXI веке[электронный ресурс]. - режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/meditsinskiy-turizm-kak-chast-sotsialnoy- meditsiny
11. Александрова А.Ю. Международный туризм 2002. - 470 с.
12. Величкина, А.В. Развитие сферы туризма // [Электронный ресурс]- Режим доступа: http://esc.vscc.ac.ru/article/522/full
13. Ветитнев, А. М., Кусков А. С. Лечебный туризм 2010. - 592 с.
14. Егорова, Л.И. Российский туристский продукт на международном рынке: состояние и перспективы // [Электронный ресурс]- Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/rossiyskiy-turistskiy-produkt-na- mezhdunarodnom-rynke-sostoyanie-i-perspektivy/viewer
15. Зорин, И.В., Квартальнов В.А. Энциклопедия туризма 2003. - 368 с.
16. Дурович, А.П., Кабушкин Н.И., Сергеева Т.М. и др. Организация туризма / Под общ. ред. Н.И. Кабушкина и др. А.П. Дурович [и др.]. Мн.: Новое знание, 2003. - 409 с.
17. Грачева, О.Ю., Маркова Ю.А., Мишина Л.А. и др. Организация туристического бизнеса: технология создания турпродукта / О.Ю. Грачева [и др.]. М.: Дашков и К, 2009. - 276 с.
18. Красная, С. А. Культурный туризм: просветительская сущность и факторы развития// Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата культурологи / С. А. Красная М. 2006. - 25 с.
19. Севастьянова, С.А., Региональное планирование развитие туризм / С.А. Севастьянова. М.: КНОРУС, 2008. - 97 с.
20. Сафонова, Л.Д. Социальные технологии в сфере сервиса и туризма / Л.Д. Сафонова. М.: Академия, 2009. - 128 с.
21. Яковлев, Г.А. Экономика и статистика туризма / Г.А. Яковлев. М: Издательство РДЛ, 2003 - 240 с.
22. Зорин И.В., Каверина Т.П., Квартальнов В.А. Туризм как вид деятельности / Финансы и статистика, М., 2001. - 295 с.
23. А.Д.Чудновский Туризм и гостиничное хозяйство 2001. - 217 с.
24. Саак, Л.И. Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме СПб.: Питер, 2006. - 512 с.
25. Самойленко, А.А. География туризма / Ростов на Дону: Феникс, 2006. - 368.
26. Папирян, Г. А. Маркетинг в туризме /.: Финансы и кредит, 2005. - 278 с.
Т1. Романов, А.А. География туризма / А.А. Романов, Р.Г. Саакянц. М.: Советский спорт, 2002. - 354 с.
28. Полевая, М.В. Модернизация системы подготовки кадров для
индустрии туризма [Текст]: автореферат диссертации кандидата
экономических наук: 08.00.05 / М.В. Полевая. - М., 2011. - 48 с.
29. Архипова, В.Ф. Об инфраструктуре как определяющем факторе развития туризма в регионе [Электронный ресурс] / В.Ф. Архипова, А.С. Левизов. - Режим доступа: http: //www.roman.by/r 78201.html
30. Бабкин, А.В. Специальные виды туризма / А.В. Бабкин Ростов н/Д: Феникс, 2008. — 252 с.
31. Сайт «Курорт Белокуриха» // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.belokurikha.ru/.
32. Игнатова, А.В. Современные тенденции развития рынка
медицинского туризма [Электронный ресурс]: Диссертация кандидата экономических наук: 08.00.05 / А.В. Игнатова. - Режим доступа:
file:///C:/Users/admin/Desktop/dissignatovaev.pdf
33. Косолапов А.Б. Организация туристской деятельности
[Электронный ресурс] / А.Б. Косолапов. - Режим доступа: https://cdn1.ozone.ru/multimedia/1019853349.pdf.
34. Российская ассоциация медицинского туризма // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rmta.ru/.
35. Никитина О.А. Организационно-экономические модели развития международного медицинского туризма: выбор модели для России //
[Электронный ресурс].- Режим доступа:
file:///C:/Users/admin/Downloads/organizatsionno-ekonomicheskie-modeli- razvitiya-mezhdunarodnogo-meditsinskogo-turizma-vybor-modeli-dlya-rossii.pdf.
36. Федеральная служба государственной статистики // [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://rosstat. gov.ru/.
36. Васильева, В. О. Анализ действующей системы управления качеством и разработка предложений по ее совершенствованию на предприятии (на примере турфирмы «Мой горящий тур» г. Барнаул): магистерская диссертация по направлению подготовки/ В.О. Васильева, О.В. Отто : 43.04.02 - Туризм. - Барнаул: [б.и.], 2016.
37. Елканова Д.И. Осипов Д.А. Романов В.В. Сорокина Е.В. Основы индустрии гостеприимства / Д.и. Елканова, Д.А. Осипов, В.В. Романов, Е.В. Сорокина: Litres, 5 сент. 2017 г. - 264 с.
38. Кашуба, К. А. Маркетинг услуг санаторно-курортных организаций: магистерская диссертация по направлению подготовки/ К.А. Кашуба, А.Г.Редькин: 43.04.01 - Сервис. - Барнаул: [б.и.], 2017.
39. Колочева В.В. Управление качеством услуг / В.В. Колочева: Litres, 29 янв. 2019 г. 136 с.
40. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. Экспресс-курс / Ф. Котлер: Питер 2016 - 480 с.
41. Махов С.Ю. Оценка рекреационных систем / Махов С.Ю.: Litres, 21 окт. 2017 г. - 321с.
42. Орешин Р В. Автоматизация взаимодействия пользователей SRM-технологии на рынке телекоммуникационных услуг : выпускная квалификационная работа бакалавра по направлению подготовки/ Р.В. Орешкин, А.Г. Зиновьев: 38.03.05 - Бизнес-информатика. - Барнаул, 2017.
43. Писарева Е.В. Реалии теории и практики маркетинга на развивающихся рынках / Е.В. Писарева: Kontep 2015 - 121с.
44. Покровский Н.Е. Черняева Т И. Туризм: от социальной теории к практике управления / Н.Е. Покровский, Т.И. Черняева: Litres, 20 июл. 2017 г.423 с.
45. Практикум по формированию туристского продукта [Электронный ресурс] / АлтГУ ; сост.: Н.Г. Прудникова, Н.Н. Праздникова, А.В. Дудник. - Электрон. текст. дан. (1,8 Мб). - Барнаул : АлтГУ, 2019. - 1 электрон. опт. диск (DVD). - № гос. регистрации 0321901484.
46. Развитие сферы туризма: повышение эффективности
использования потенциала территорий Сборник статей: Litres, 16 нояб. 2019 г. - 7633 с.
47. Свердлов, М. Ю. Экономико-математические методы и моделирование [Электронный ресурс] : учеб. пособие / М. Ю. Свердлов, А. Г. Зиновьев, Е. С. Половникова ; АлтГУ - Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2017. - 1 эл. опт. диск (CD-ROM). - № гос. регистрации 0321702319.
48. Сохрынина, А. Е. Инновационная деятельность туристского предприятия как способ конкуренции в современных экономических условиях : магистерская диссертация по направлению подготовки/ А.Е. Сохрынина, Н.Н. Праздникова: 43.04.01 - Сервис. - Барнаул: [б.и.], 2017.
49. Стрижова О. С. Мониторинг развития туристской индустрии в Алтайском крае : магистерская диссертация по направлению подготовки/ О.С. Стрижова, Н.Н. Праздникова: 43.04.02 - Туризм. - Барнаул: [б.и.], 2017.
50. Суворова, Ю. В. Исследование внутреннего и въездного туризма в Алтайском крае: современное состояние, проблемы и перспективы : магистерская диссертация по направлению подготовки/ Ю.В. Суворова, Л.И. Донскова: 43.04.01 - Сервис. - Барнаул: [б.и.], 2017.
51. Технологии и организация въездного и выездного туризма : учеб. пособие / Алтайский государственный университет ; сост.: В.А. Быкова, Н.Г. Прудникова, В.В. Пуричи. - Барнаул : АлтГУ, 2019. - 1 CD-R (1 Мб). - № гос. регистрации 0321903985. - Текст : электронный.
52. Технология продаж туристских услуг в СКСиТ : учебно-методическое пособие / АлтГУ, Гегр. фак. ; сост.: Н.Г. Прудникова, М.Н. Игнатенко, О.М. Маслова. - Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2019. - 50 с.
53. Третьяк О.А Маркетинг: новые ориентиры модели управления. Учебник / О.А. Третьяк: Проспект 2016-367с.
54. Туристские формальности в СКСиТ : учебно-методическое пособие / АлтГУ, Гегр. фак. ; сост.: Н.Г. Прудникова, М.Н. Игнатенко, А.В. Дудник. - Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2019. - 39



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ