Глава 1.Теоретический анализ арт-дизайна. 7
1.1. Теоретические основы и история возникновения арт-дизайна 7
1.2.Основные виды современных материалов, применяемых в художественной практике арт-дизайна 15
1.3. Художественно концептуальное многообразие, смешение стилей и методов, индивидуальный творческий подход и экспериментирование в арт - дизайне 19
Глава 2.Разработка и основные этапы изготовления изделий с применением эпоксидной смо 26
2.1.Общая концепция проекта и основные этапы изготовления изделий в арт - дизайне 26
2.2.Эпоксидная смола как современный материал в арт-дизайне: получение, виды, свойства, особенности.29
3.2. Поэтапное описание изготовления светильника из эпоксидной смолы.
36Y
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 43
Актуальность темы исследования. Арт-дизайн достаточно новое явление в современном проектном творчестве, он заявил о себе во второй половине XX века в эпоху постмодернизма, когда своеобразие, индивидуальность, эксперименты с материалом, формой и общей концепцией стали яркой особенностью авторского стиля. Исследования показывают, что становление и формирование арт-дизайна как самостоятельного направления в проектировании идет на протяжении всего времени его существования, отличительные признаки еще не приобрели необходимого обобщения и конкретики.
По словам британского исследователя А.Коулза арт-дизайн - это «тот тип искусства, на который вы смотрите сидя на нем», при этом важно отметить, что два основных «ингредиента» арт-дизайна - дизайн и искусство - не механически совмещаются в объекте, а взаимодействуют на концептуальной основе [18].
Рассматривать арт-дизайн как явление, безусловно следует не изолировано, а в рамках общей системы дизайна, и того как он интегрируется с другими видами проектного творчества, так как он развивается параллельно с другими видами искусства, то может совмещать в себе черты других направлений, но смысловая нагрузка и цель идут с ними в разрез.Так же очень важную роль играет материал, он влияет не только на форму объекта, но и на общую концепцию и смысловую нагрузку. Эпоксидная смола является достаточно популярным материалом в промышленности, в сферу дизайна она вошла относительно не давно, то как она интегрируется с арт - дизайном в полной мере не определено. Актуальность темы исследования определяет неполная проработка теоретической составляющей феномена арт-дизайна в трудах исследователей и ограниченная возможность использования современных материалов в рамках создания арт-объектов.
Степень разработанности темы исследования.В настоящее время опубликовано небольшое количество работ, которые посвящены изучению темы арт-дизайна и применению эпоксидной смолы в дизайн-творчестве. Его проблематика рассматривается в разных контекстах и с использованием разных подходов к исследуемому феномену, выходит на множество смежных направлений искусства, областей знания, степень разработанности которых существенно влияет и на степень разработанности проблем арт-дизайна: Выготский В.Л. «Психология искусства»,Рыклин, М. К. Искусство как препятствие», Нельсон Дж. «Проблемы дизайна».
Традиционно арт-дизайн изучается культурологами, искусствоведами, дизайнерами, рассматривающими его, как специфический вид искусства, наряду с изобразительным, декоративно-прикладным искусством, архитектурой: Вощук, О. Постмодернистская интерпретация арт-дизайна. Рассматривается основная теория дизайна, предполагающая изучение общих закономерностей, специфических особенностей, видов, функций, выразительных возможностей: Степанов, А.В. «Арт-дизайн: структура и содержание понятия», Михеева М.М. «Современные методы в дизайне»:.
Связь арт-дизайна и используемого материала так же исследуется в работах деятелей искусства: Коськов М.А. «Предметное творчество: в 3 -х частях»,Ларионова А.И «Эпоксидная смола в дизайн-творчесвте».
Цель исследования - выявить возможность использования эпоксидной смолы как современного материала в арт-дизайне.
Задачи исследования
1. Проанализировать методические материалы и научную литературу по теме исследования;
2. Раскрыть понятие арт-дизайна. Выделить и систематизировать основные аспекты и особенности арт-дизайна;
3. Изучить целесообразность использования эпоксидной смолы в арт- дизайне;
4. Определить основные этапы и технологические особенности создания создания изделия из эпоксидной смолы;
5. Разработать теоретическую часть и выполнить практический проект изделия с использованием эпоксидной смолы;
Объект исследования - арт-дизайн как один из видов дизайна. Предметом исследования является эпоксидная смола, как современный материал арт-дизайна.
Методологическая основа исследования. В процессе исследования были использованы отдельные элементы системного подхода, способствующие выработке эффективной стратегии при поиске и анализе источников по теме исследования, элементы аксиологического подхода, который выполняет роль связующего звена между теорией и практикой, и главной особенностью которого является концепция взаимозависимого, взаимодействующего мира, культур, творческих концептов.
Элементы функционального подхода, который позволяет рассматривать отношения системы арт-дизайна и использования в нем современных материалов с другими системами дизайна абстрактно, не вникая впроцессы, происходящие конкретно в каждой системе. Семантический подход, который заключается в реконструкции этимологии слов, превращающихся в понятия, концепты и факты.
Методы исследования. В процессе исследования использовались следующие методы: анализ, классификация, обобщение, синтез, практическое моделирование.
Теоретическая значимость: исследование обогащает теоретические разработки практического аспекта использования эпоксидной смолы в арт- дизайне, систематизируя имеющиеся данные, и выявляя ключевые признаки и особенности процесса создания арт-объекта. Аналитические данные расширяют представления о эпоксидной смоле и арт-дизайне как виде проектного творчества, о материалах, которые используются при создании проекта.
Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы в учебной и практической деятельности по разработке интерьеров, в практике арт-дизайна.
Полученную в ходе работы информацию можно использовать в качестве инструкции при создании объекта арт-дизайна с использованием эпоксидной смолы.
Научная новизна данной работы состоит в глубоком анализе феномена арт-дизайна, который позволяет применить полученные данные в процессе моделирования дизайна интерьера и создания изделий арт-дизайна с использованием такого современного материала, как эпоксидная смола.
В соответствии с поставленными задачами, на основании изученных научных источников и литературы, можно сделать следующие выводы.
Арт-дизайн является достаточно новым направлением в искусстве, он начал зарождаться в Италии с появлением группы «Алхимия» в 1967 году, за время его становления он приобрел ряд отличительных признаков, но окончательно еще не сформировался:
1. Смешение стилей, материалов, методов
2. Главное в объектах арт-дизайна - концепция
3. Направленность на эмоциональное восприятие арт-объекта зрителем
4. Экспериментирование
Так как арт-дизайн существует в одном пространстве с другими направлениями в искусстве, то они оказывают влияние на процесс его формирования. Дизайн и искусство всегда оказывали влияние друг на друга: «Граница, отделяющая дизайн от искусства, всегда была подвижной и условной, во всяком случае более проницаемой, чем кажется многим решительно разводящим в разные стороны пользу и красоту, практичность и духовность, материальную предметность и художественную образность»[10].
Соответственно арт-дизайн необходимо рассматривать не изолировано от других видов искусств, а в совокупности, так как в процессе становления он вбирает в себя отличительные признаки других видов искусств.
Арт-дизайн так или иначе является частью культуры, его можно рассматривать как одно из средств формирования целостной художественной среды, в настоящее время изделия арт-дизайна больше направлены на элитарность, нежели чем на массовое производство.
Эпоксидная смола и другие полимерные соединения, как материал в арт- дизайне активно используется не так давно, в отличии от более привычных материалов. Целесообразность применения этого материала определяется рядом преимуществ эпоксидной смолы в сравнении с другими материалами. Она обладает устойчивостью к механическим повреждениям, в застывшем состоянии, она по прочности может сравниться с камнем, так же устойчива к химическим воздействиям, и перепадам температуры.
Современное художественное проектирование характеризуется внедрением новых материалов, стилей, направлений и форм, а так же экспериментированием в различных направлениях. Определенные свойства эпоксидной смолы привлекают многих дизайнеров и позволяют работать с ней в различных направлениях. Что позволяет развиваться как художнику, проектировщику, и создавать новые формы.
1. Аронов В. Р. Дизайн в культуре ХХ века 1945-1990./ Аронов В.Р. М.: Дмитрий Аронов. 2013. 406 с.
2. Байер В.Е. Материаловедение для архитекторов, реставраторов, дизайнеров: Учеб. пособие / В.Е. Байер. - М.: 2004. - 250, с.: ил.
3. Белоусова, Ю. В. Понятие «арт-дизайн» в контексте современных исследований / Ю. В. Беловусова, Д. С. Лекомцева, В. А. Трунова // Креативные основы художественного образования : материалы Международной научно¬практической конференции, 28-30 марта 2011 г., г. Екатеринбург / Рос. гос. проф.- пед. ун-т, Урал. отд-ние Рос. акад. образования. - Екатеринбург, 2011. - С. 22-27.
4. Быстрова Т.Ю. Вещь, форма, стиль. Введение в философию дизайна / Быстрова Т.Ю. — Москва, Екатеринбург : Кабинетный ученый, 2018. — 374 с.
5. Власов В.Г. Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства [Текст]: в 8 т. / В.Г. Власов. - П.: ЛИТА, 2000. - Т.1. - 864 с.
6. Вощук Оксана / Арт-дизайн в Санкт-Петербурге: постмодернистская интерпретация// ДИ, 2007, № 1. - С. 110-112.
7. Воробьев А., Смолы, применяемые в радиоэлектронной промышленности. Компоненты и технологии, 2003 № 3, с. 166-167.
8. Генисаретский О.И. Проектная культура и концептуализм / Социально - культурные проблемы образа жизни и предметной среды: сборник статей. М.: ВНИИТЭ, 1987. С. 39 - 53.
9. Джонс Дж. К. Методы проектирования. М., 1986. 243 с.
10. Жеребило Т.В. Термины и понятия лингвистики: Лексика. Лексикология.
Фразеология. Лексикография: Словарь-справочник. - Назрань: ООО
«Пилигрим», 2011. - 128 с.
11. Заева-Бурдонская Е. А. Средовой подход и проблемы стиля в дизайне // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. ВЕСТНИК МГХПУ. № 1-2. 2009. С. 3-15.
12. Каган М. С. Морфология искусства / М. С. Каган. - Л.: Искусство, 1972 - 440 с.
13. Койнова Н.В. Роль ВХУТЕМАСа и Баухауза в становлении образования в области промышленного дизайна // Академический вестник УралНИИпроект РААСН. 2011. №1. - с. 87.
14. Козлов М.А. Понятие арт-дизайна и арт-объекта в мире современного искусства / М.А. Козлов // Форум. Серия: гуманитарные и экономические науки. - В. - н. 2. - 2015. - с. 82-86.
15. Комлев Н.Г. Словарь иностранных слов . - Москва : Эксмо, 2006 (Тверь : Тверской полиграфкомбинат). - 669, [2] с.
16. Кондратьева К.А. Дизайн и экология культуры / К.А. Кондратьева. - М.: МВХПУ им. Строганова, 2000. 105 с.
17. Котельников, Н. П. Архитектурно-дизайнерское материаловедение: электронное учебно-методическое пособие / Н. П. Котельников ; Тольяттинский государственный университет. - Тольятти: Тольяттинский гос. ун-т, 2018, - 107 с.
18. Коулз.А - DesignArt: on art is romance with design / А. Коулз. - London: Tate Publishin,2005. 144 p.
19. Кошут Д. Искусство после философии / Искусствознание. 2001. №1.
С. 543—563.
20. Лаврентьев, А. Н. История дизайна: учебное пособие /
А.Н.Лаврентьев. - М.:Гардарики, 2007. 303 с.: ил.
21. Медведев В. Ю. сущность дизайна : учебное пособие для студентов
высших учебных заведений, обучающихся по специальности 052400 -
"Дизайн" / В.Ю. Медведев ; Федер. агентство по образованию, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "С.-Петерб. гос. ун-т технологии и дизайна". - 2-е изд., испр. и доп. - Санкт-Петербург : СПГУТД, 2007. - 91 с. ; 20 см.. - Библиогр.: с. 89-90.
22. Мелконян К.А., Марченко М.Н. Развитие пространственного мышления у студентов дизайнеров // Международный журнал экспериментального образования. - 2016. - № 12-3. - С. 446-447;
23. Михайлов С. М. Основы дизайна : Учебник для специальности 2902.00 «Дизайн архитектурной среды»/ С. М. Михайлов, Л. М. Кулеева. — Казань : «Новое Знание», 1999. — 240 с., ил.
24. Морозова М. А. Арт-дизайн в зарубежном проектировании мебели XX - начала XXI вв. : диссертация ... кандидата искусствоведения : 17.00.06 / Морозова Маргарита Алексеевна; [Место защиты: С.-Петерб. гос. ун-т технологии и дизайна]. - Санкт-Петербург, 2008. - 175 с ил.
25. Смирнова, Л.Э. История и теория дизайна [Текст] : учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности "Декоративно-прикладное искусство и дизайн" / Л. Э. Смирнова ; М-во образования и науки Российской Федерации, Сибирский федеральный ун-т. - Красноярск : СФУ, 2014. - 223 с. : ил.
26. Седельник В.Д. Дадаизм и постмодернизм // Германия. ХХ век: Модернизм, авангард, постмодернизм. - М., 2008. - С. 45-72.
27. Степанов А.В. Арт-дизайн: структура и содержание понятия / А. В. Степанов // Вестник Учебно-методического объединения по профессионально-педагогическому образованию. Дизайн-образование : специализированный выпуск / авт.-сост. Е. В. Ткаченко, С. М. Кожуховская, В. Э. Штейнберг. — Екатеринбург, 2007. — Вып. 2 (41). — С. 135-138.
28. Степанов А. В. Арт-дизайн в системе проектной культуры / А. В. Степанов // Арт-дизайн: структура, содержание и перспективы развития специализации : сборник научных трудов / Рос. гос. проф.-пед. ун-т. - Екатеринбург, 2009. - С. 12-15.
29. Уварова, И. Арт-дизайн в современной культуре / И. Уварова // Философско-культурологические и педагогические проблемы современного дизайна и искусства : материалы Междунар. науч.-практ. конф., 24-25 марта 2010 г., г. Екатеринбург / Рос. гос. проф.-пед. ун-т. - Екатеринбург : Издательство РГППУ, 2010. - С. 109-114.
30. Фатеева, Н. А. Арт-дизайн в контексте артизации современной культуры / Н. А. Фатеева, А. Б. Костерина // XXI век - век дизайна: материалы Всероссийской научно-практической конференции. — Екатеринбург, 2014. - С. 167-173 с.
31. Шайхутдинова А.Р., Саерова К.В., Петрова Н.С., Исследование эпоксидной смолы и ее применение в дизайне / Поколение будущего: взгляд молодых ученых. - 2019, 238 с.
32. Шимко В.Т. Архитектурно-дизайнерское проектирование. Основы
теории / Шимко В.Т. — М.: СПЦ-принт, 2003. - 135 с.
33. Эдгар Алан По: «Поэтический паринцип» / По Э.А. - Домашний журнал - 1850. - С.1.