Конституционное право Российской Федерации – наука и учебная дисциплина (Барнаульский кооперативный техникум)
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О КОНСТИТУЦИОННОМ ПРАВЕ КАК О НАУКЕ И УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ 6
1.1 Предмет и система конституционного права 6
1.2 Источники конституционного права 11
2. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО РОССИИ КАК УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА 17
2.1 Формирование отрасли конституционного права 17
2.2 Развитие науки конституционного права на современном этапе 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О КОНСТИТУЦИОННОМ ПРАВЕ КАК О НАУКЕ И УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ 6
1.1 Предмет и система конституционного права 6
1.2 Источники конституционного права 11
2. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО РОССИИ КАК УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА 17
2.1 Формирование отрасли конституционного права 17
2.2 Развитие науки конституционного права на современном этапе 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30
Проблема формирования представления о конституционном праве как о науке и учебной дисциплине, актуальна. Если рассматривать конституционное право как науку, то можно выделить проблему тесного пересечения с иными науками, с иными отраслями права, сложность в определении предмета науки. Применительно же к конституционному праву как к учебной дисциплине сложным является определение круга вопросов, которые подлежат обязательному изучению. Существование частных теорий конституционного права, исследование его с различных позиций, а также отсутствие запрета на создание разных планов учебных дисциплин порождает многообразие учебников и учебных пособий, содержание которых может значительно отличаться, как по формулировкам, так и по составу вопросов, определенных как обязательные для изучения.
Подобное разнообразие стимулирует развитие науки, но осложняет изучение учебной дисциплины конституционного права, потому что в результате изучения ее по учебникам и учебным пособиям различных авторов формируется разное представление, что неверно по сути, потому что объем и характер минимальных знаний должен быть одинаков. Все, что выходит за пределы стандарта образования может различаться, но базовые знания должны быть тождественны.
Поэтому исследование понятия конституционного права как науки и учебной дисциплины сохраняет свою актуальность на протяжении длительного периода времени, в том числе, потому что не существует единого и всеми признанного воззрения как относительно самой науки конституционного права, так и относительного конституционного права как учебной дисциплины.
Целью работы является анализ конституционного права как науки и учебной дисциплины.
Для достижения поставленной цели необходимо последовательно решить следующие задачи исследования:
охарактеризовать предмет конституционного права;
проанализировать источники конституционного права;
исследовать формирование отрасли конституционного права;
рассмотреть развитие науки конституционного права на современном этапе.
Объектом данного исследования являются общественные отношения, возникающие в формирования, развития и реализации конституционного права.
Предмет исследования – теоретические воззрения относительно конституционного права как отрасли права и как учебной дисциплины.
Методологическую основу исследования составили как общенаучный диалектический метод познания правовой действительности, так и ряд частно-научных методов: логико-теоретический, историко-юридический, сравнительно-правовой и системно-структурный. Применялись и такие методы, как сравнительный и статистический анализ фактических данных, изучались правовые акты и литературные источники.
Теоретическую основу исследования составили труды российских ученых в области конституционного права. Так, исследованию понятия и признаков преступления внимание уделяли С.А. Авакьян, М.В. Баглай, А.В. Безруков, Е.И. Козлова, Е.В. Кутафин, М.Н. Марченко, С.М. Шахрай и другие ученые и исследователи.
Нормативно-правовой базой работы является Конституция Российской Федерации, Всеобщая декларация прав человека, а также иное российское законодательство, в том числе законодательство советского периода времени, уже утратившее силу.
Структура работы состоит из введения, двух глав, включающих четыре параграфа, заключения, списка использованной литературы.
Подобное разнообразие стимулирует развитие науки, но осложняет изучение учебной дисциплины конституционного права, потому что в результате изучения ее по учебникам и учебным пособиям различных авторов формируется разное представление, что неверно по сути, потому что объем и характер минимальных знаний должен быть одинаков. Все, что выходит за пределы стандарта образования может различаться, но базовые знания должны быть тождественны.
Поэтому исследование понятия конституционного права как науки и учебной дисциплины сохраняет свою актуальность на протяжении длительного периода времени, в том числе, потому что не существует единого и всеми признанного воззрения как относительно самой науки конституционного права, так и относительного конституционного права как учебной дисциплины.
Целью работы является анализ конституционного права как науки и учебной дисциплины.
Для достижения поставленной цели необходимо последовательно решить следующие задачи исследования:
охарактеризовать предмет конституционного права;
проанализировать источники конституционного права;
исследовать формирование отрасли конституционного права;
рассмотреть развитие науки конституционного права на современном этапе.
Объектом данного исследования являются общественные отношения, возникающие в формирования, развития и реализации конституционного права.
Предмет исследования – теоретические воззрения относительно конституционного права как отрасли права и как учебной дисциплины.
Методологическую основу исследования составили как общенаучный диалектический метод познания правовой действительности, так и ряд частно-научных методов: логико-теоретический, историко-юридический, сравнительно-правовой и системно-структурный. Применялись и такие методы, как сравнительный и статистический анализ фактических данных, изучались правовые акты и литературные источники.
Теоретическую основу исследования составили труды российских ученых в области конституционного права. Так, исследованию понятия и признаков преступления внимание уделяли С.А. Авакьян, М.В. Баглай, А.В. Безруков, Е.И. Козлова, Е.В. Кутафин, М.Н. Марченко, С.М. Шахрай и другие ученые и исследователи.
Нормативно-правовой базой работы является Конституция Российской Федерации, Всеобщая декларация прав человека, а также иное российское законодательство, в том числе законодательство советского периода времени, уже утратившее силу.
Структура работы состоит из введения, двух глав, включающих четыре параграфа, заключения, списка использованной литературы.
Конституционное право – это основополагающая отрасль права, ориентированная на регулирование наиболее важных общественных отношений. В настоящее время не существует единой и принимаемой всеми формулировки предмета конституционного права, однако наиболее распространенным является воззрение о том, что конституционное право охватывает наиболее значимые общественные отношения, основные положения о которых закреплены в Конституции РФ. Как научная дисциплина конституционное право таже не рассматривается стандартно. В зависимости от субъективного мнения того или иного ученого, данная дисциплина может включать разные разделы, где внимание может концентрироваться на тех или иных вопросах. Иными словами, существует определенная разница в аспекте значимости социальных отношений, которые изучаются в рамках конституционного права как учебной дисциплины.
Источники конституционного права в России достаточно многочисленны. Базовым и основным источником является Конституция РФ. Все остальные источники формируются в строгом соответствии с положениями основного закона нашей страны. С учетом определения предмета конституционного права как включающего наиболее важные ценности, определяется и состав источников. В нашей стране в качестве источников признаются нормативные правовые акты, которые могут приниматься как органами законодательной, так и органами исполнительной ветвей власти. Спорным до настоящего времени является вопрос о допустимости признания правовых позиций Конституционного Суда РФ в качестве источников права. Проведенный анализ позволяет утверждать, что излагаемые в решениях данного высшего суда правовые позиции не отвечают признакам нормативных источников, но имеют не меньшее, а порой и большее значение, чем непосредственно нормативные правовые акты.
Формирование конституционного права как самостоятельной отрасли в составе праве России осуществлялось постепенно. Первоначальным и доминирующим было воззрение, согласно которому конституционное право отождествлялось с государственным правом. По мере изменения общественных отношений, а также воззрений на признаваемые ценности, выделения как приоритетных прав и свобод человека, было сформировано и представление именно о конституционном праве, которое шире, чем государственное право.
Наука конституционного права в настоящее время активно развивается. Любое развитие, в том числе развитие науки, предполагает наличие проблем и поиска их решений. Проведенное исследование позволяет утверждать, что до настоящего время сохраняется ряд проблем, до разрешения которых не может быть сформировано полноценное представление о конституционном праве. В числе подобных проблем выделены четыре основных. Все эти проблемы, в конечном итоге, обусловлены отсутствием окончательной сформированности представления о правильном, наиболее целесообразном построении правоотношений между населением и государством. Данная проблема в последние годы активно разрешается государством, в том числе за счет проведения административной реформы.
Источники конституционного права в России достаточно многочисленны. Базовым и основным источником является Конституция РФ. Все остальные источники формируются в строгом соответствии с положениями основного закона нашей страны. С учетом определения предмета конституционного права как включающего наиболее важные ценности, определяется и состав источников. В нашей стране в качестве источников признаются нормативные правовые акты, которые могут приниматься как органами законодательной, так и органами исполнительной ветвей власти. Спорным до настоящего времени является вопрос о допустимости признания правовых позиций Конституционного Суда РФ в качестве источников права. Проведенный анализ позволяет утверждать, что излагаемые в решениях данного высшего суда правовые позиции не отвечают признакам нормативных источников, но имеют не меньшее, а порой и большее значение, чем непосредственно нормативные правовые акты.
Формирование конституционного права как самостоятельной отрасли в составе праве России осуществлялось постепенно. Первоначальным и доминирующим было воззрение, согласно которому конституционное право отождествлялось с государственным правом. По мере изменения общественных отношений, а также воззрений на признаваемые ценности, выделения как приоритетных прав и свобод человека, было сформировано и представление именно о конституционном праве, которое шире, чем государственное право.
Наука конституционного права в настоящее время активно развивается. Любое развитие, в том числе развитие науки, предполагает наличие проблем и поиска их решений. Проведенное исследование позволяет утверждать, что до настоящего время сохраняется ряд проблем, до разрешения которых не может быть сформировано полноценное представление о конституционном праве. В числе подобных проблем выделены четыре основных. Все эти проблемы, в конечном итоге, обусловлены отсутствием окончательной сформированности представления о правильном, наиболее целесообразном построении правоотношений между населением и государством. Данная проблема в последние годы активно разрешается государством, в том числе за счет проведения административной реформы.



