ГЛАВА 1. НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА И СОВРЕМЕННЫЙ РЫНОК СУВЕНИРОВ 7
1.1 Нетрадиционные техники декоративно-прикладного искусства:
история их развития, особенности выполнения изделий 7
1.2 Сувениры. Состояние современного рынка сувенирной продукции, его
значение 17
1.3 Проблемы рынка сувениров и их возможные пути решения 24
ГЛАВА 2. ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ СУВЕНИРА В НЕТРАДИЦИОННОЙ ТЕХНИКЕ «ФЛАФФИ ТЕДДИ ДОЛЛ» 28
2.1 Описание техники и обоснование выбора прототипа изделия 28
2.2 Материалы и инструменты, необходимые для изготовления изделия 31
2.3 Этапы и принципы создания изделия 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЯ 64
В современном мире, мире постоянно расширяющихся горизонтов перед людьми открываются новые возможности во многих областях, сферах и отраслях. Это время новых, неожиданных и оригинальных идей и открытий, улучшающих духовный мир человека. Область декоративно- прикладного искусства также ощущает влияние этих новшеств, претерпевает изменения и совершенствования: возникают новые направления, совершенно отличные от предыдущих, усложняются технологии изготовления предметов искусства, появляются нетрадиционные техники, основанные на синтезе различных материалов, идей, которые позволяют выйти искусству на более совершенный уровень. В нынешнее время специалисты декоративно-прикладного искусства не имеют ограничений ни в выборе материалов, ни выборе технологий и техник. Они могут изготавливать сувениры из любого подручного сырья, будь тот создан природой или же человеком, обладают они и свободой в выборе техники исполнения, начиная с традиционных и заканчивая смешанными [7]. Исходя из того, что традиционные техники основываются на исторически сложившихся художественных ценностях, они будут иметь преимущество перед смешанными, но учитывая тот факт, что в нетрадиционных техниках нет строгого контроля, а есть полная творческая свобода, то следует вывод, что традиционные техники остаются позади. К сожалению, может возникнуть проблема - не имея должного развития и усовершенствования традиционных техник, у людей может сложиться впечатление, что декоративно-прикладное искусство находится в состоянии регресса, поскольку этим техникам присущи определенная каноничность и шаблонность образов. В свою очередь, их комбинирование с нетрадиционными техниками позволит избежать подобной проблемы.
Использование различных техник декоративно прикладного искусства окажет положительное воздействие как на само творчество, так и на сувенирную отрасль, поскольку на основе составления различных вариантов комбинаций элементов, присущих этим техникам (материалы, идеи, исполнение) будет решена проблема упадка.
Актуальность данного исследования обусловлена тем, что использование нетрадиционных техник декоративно-прикладного
искусства в создании сувенирной продукции позволит повысить интерес общества к творчеству и приобщит к духовной культуре и историческим культурным ценностям. Кроме того, от этого напрямую зависит имидж региона или страны.
Объектом исследования являются техники декоративно-
прикладного искусства. Предметом исследования являются нетрадиционные техники декоративно-прикладного искусства, применяемые в создании сувенирных изделий.
Цель исследования - создание сувенирного изделия в нетрадиционной технике декоративно-прикладного искусства.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
1. Исследовать вопрос о применении нетрадиционных материалов в современных техниках декоративно¬прикладного искусства;
2. Проанализировать современный рынок сувениров, выявить
его особенности, проблемы и обозначить возможные пути их решения;
3. Определить значение нетрадиционных техник для сувенирной отрасли и региона;
4. Выполнить сувенирное изделие в технике флаффи тедди долл в материале.
Поставленные задачи исследовательской работы автор решает, определив методы исследования: теоретический и сравнительный анализ источников, описательно-аналитический метод, изучение литературы, документов и результатов деятельности, создание изделия. Изученность темы: имеющаяся в нашем распоряжении литература показывает, что вопросы, рассматриваемые в данной исследовательской работе, ранее не поднимались. Отсюда следуют выводы о слабой изученности темы и ее возможной новизне.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования результатов исследования в области декоративно¬прикладного искусства. Выпускная квалификационная работа содержит возможные предложения по решению некоторых проблем современного сувенирного рынка, а также технологию создания сувенирного изделия в современной смешанной технике. В структуру исследовательской работы входит введение, две главы, заключение, список использованной литературы и источников и приложения. В первой главе работы рассмотрены некоторые нетрадиционные техники декоративно¬
прикладного искусства, которые возможно использовать при создании сувенирной продукции, кратко охарактеризован современный сувенирный рынок, изучено его состояние на сегодняшний день и выявлены проблемы сувенирного рынка и возможные пути их решения. Вторая глава посвящена практической части исследовательской работы и содержит описание техники, использованной при изготовлении изделия, ее особенности, необходимые материалы и саму технологию изготовления изделия в технике флаффи тедди долл.
В ходе исследовательской работы были рассмотрены теоретические и практические аспекты, связанные с нетрадиционными техниками декоративно-прикладного искусства в рамках современного сувенирного рынка. В связи с этим было выявлено, что на сегодняшний день смешанные техники этого раздела искусства - явление слабо изученное, но важное для декоративно-прикладного творчества. Их значимость заключается, прежде всего, в том, что они способны вывести, рассматриваемую нами область изобразительного искусства на новый уровень и дать ему серьезный импульс к развитию, поскольку при условии использования в своей работе нетрадиционных техник мастера декоративно-прикладного искусства, ориентированного,
преимущественно, на сувенирную отрасль, смогут изготавливать изделия, соответствующие высоким требованиям современного избалованного потребителя. Немаловажным фактором здесь служит и сувенирный рынок, который, в свою очередь, играет не последнюю роль как для декоративно - прикладного искусства, так и для многих сфер жизни общества - сувениры формируют образ своей страны, они являются исторической культурной ценностью, влияют на межкультурные взаимоотношения и обязательно входят в основу экономики любой страны. Сувениры сегодня - это изделия художественной, легкой, полиграфической промышленностей и народных художественных промыслов, поэтому различные изменения на сувенирном рынке будут отображаться на изделиях декоративно-прикладного искусства и, наоборот.
Как один из способов создания современного сувенира, нами была рассмотрена и в дальнейшем в практической деятельности применена одна из нетрадиционных техник декоративно-прикладного искусства - «Флаффи тедди долл», позволяющая создавать изделия, основанные на образах настоящих или же фантастических животных и приближенные к ним по внешним и, порой, внутренним анатомическим особенностям. В данной технике было выполнено сувенирное изделие «Колонок», прототип которого был взят за основу в силу своего практического значения - шкуры колонка активно используются в текстильной индустрии при пошиве верхней одежды и головных уборов, а кроме того из хвостов этого животного изготавливают наиболее качественные кисти для живописи, что указывает на ценность колонка как для нашего региона, так и для художественной области.
Таким образом, проанализировав условия применения нетрадиционных техник декоративно-прикладного искусства и выявив значение их взаимосвязи с сувенирной продукцией, можно сделать следующие выводы:
• объединение традиций народных художественных промыслов с современными смешанными техниками способствует поднятию декоративно-прикладного искусства на новую ступень развития;
• применение нетрадиционных техник в сувенирной продукции повышает привлекательность последней, что положительно отражается на всех сферах жизни общества;
• сувенирная продукция является показателем уровня жизни страны и ее культуры и средством международной коммуникации.
1. Авдеева О.Г., Антонова Е.Л. Художественное войлоковаляние как современный социокультурный феномен // Наука. Искусство. Культура. 2017. №1 (13).
2. Бардина, Р. А. Изделия народных художественных промыслов и сувениры. - М.: Высшая школа, 1990. - 302 с.
3. Бейкер Монтано Дж. Crazy квилт, или «сумасшедший лоскуток»:
Практическое руководство / Пер. с англ. - М.: Издательство
«Никола- Пресс», 2007. - 80 с.: ил.
4. Белов М. С. Народные художественные промыслы в современном культурном пространстве Ивановской области: автореферат дисс. кандидата культурологических наук - Шуя. - 2012. - 24 с.
5. Быстрова Т. Ю., Хисматуллин А. К. Сувенир — это серьезно: социально-коммуникативный анализ сувенира. Екатеринбург, 2009. - 96 с.
6. Быстрова Т. Ю. Образ сувенира: разработка и восприятие. Екатеринбург: Известия уральского федерального университета, - 2015. - № 1. С. 177-185.
7. Варава Л. В. Декоративно-прикладное искусство: современная энциклопедия / Л. В. Варава; худож. Т. В. Галян. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. - 303 с., ил.
8. Войлок: традиции, современность, перспективы: материалы
межрегиональной науч.-практ. конф., посвященной возрождению древнейшего промысла войлоковаляния в рамках проекта «Степной путь кочевника» (Абакан, 19 ноября 2019 г.) / отв. ред. Т. В. Озерова, И. В. Карцева / Хакасский государственный ун.-т. - Электрон. дан. - Абакан, 2019. - 72 с.
9. Буффье Г. Руководство лепного искусства: [перевод с немецкого] / Генрих Буффье. — Москва: Эксмо, 2015. — 128 с.: ил.
10. Дизайн. Материалы. Технологии. Энциклопедический словарь / Под. ред. В.И. Куманина, М.С. Кухта - Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2011. - 191 илл. - 320 с.
11. Инновационное развитие общества: условия, противоречия,
приоритеты / материалы Х международной научной конференции; в 3 ч. / под ред.: А.В. Семенова; Ю.С. Руденко. - М.: изд. ЧОУВО «МУ им. С.Ю. Витте», 2014.- 396 с.
12. Кирикова С. А., Патрушева Л. К. Разработка содержания и методики проведения серии мастер-классов по технике художественного плетения из проволоки «Wire wrap» // Научно-методический журнал «Концепт». - 2016. - Т. 18. - С. 147-161.
13. Кошаев В.Б. Декоративно-прикладное искусство: Понятия. Этапы развития: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Декоративно-прикладное искусство» / В.Б. Кошаев. — М.: ВЛАДОС, 2014. — 272 с., 16 с. ил.
14. Курбатов А. В. История войлока и валяной обуви на Руси - СПб., 2006. - № 3. С. 31-33.
15. Кучеренко С.П. Хищные звери леса - Москва: Агропромиздат, 1988 - с.255
16. Молотова, В. Н. Декоративно-прикладное искусство: учебное пособие / В.Н. Молотова. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2020. — 288 с., ил.
17. Необходимые характеристики образа в дизайне сувенирной продукции / Быстрова Т. Ю. - Екатеринбург.: Академический вестник УралНИИпроект РААСН, - 2015. - № 1. С. 91-97.
18. Поташева А. Н. Сувенирная продукция как инструмент рекламы и
средство коммуникации - Архангельск: Аллея Науки. - 2018. -
№7(23). - С. 983-986.
19. Проволока: техника wire wrapping / Кузьмичева, Т. А. - М.: АСТ- ПРЕСС, 2014. - 110 с.
20. Проволока. Стильные украшения в технике Wire Wrap / Васильева И. В. - М.: АСТ-ПРЕСС, 2016. - 64 с.
21. Сауков Г.Н. Сувенирная продукция в туризме (региональный аспект) // Туризм в социокультурном пространстве Тюменского региона / Научн. ред. Л.Н. Захарова. - Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2006. - С. 105-120.
22. Сидорина Т.В. Тенденции развития сувенирной сферы туризма / В сб.: Проблемы и перспективы развития лёгкой промышленности и сферы услуг. 2015. С. 95.
23. Сидорович В.Е. Норки, выдра, ласка и другие куньи. - Мн.: Ураджай, 1995. - 191 с.
24. Собанский Г. Г. Пушные звери Алтайского края. - Барнаул: Алтай, 2006. - 151 с.
25. Фирсова Н. М. Выделка меха, овчин и кожи / Н. М. Фирсова. - Изд. 2-е, перераб и доп. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 346, [1] с.: ил. (Профессиональное мастерство).
26. Широлапова О.А. Российский арт-рынок в контексте культурной политики // Экономические отношения. — 2016. — № 1. — С. 20-25.
Интернет - ресурсы
27. Акинфеева И. И., Железняк О. Е. Сувенир как феномен культуры: специфика и классификационные признаки // Вестник ИрГТУ. 2015. №5. URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/suvenir-kak-fenomen-kultury- spetsifika-i-klassifikatsionnye-priznaki (дата обращения: 28.03.2021).
28. Ананьева, А. Н. Специфика рынка рекламно-сувенирной продукции /
А. Н. Ананьева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 40 (174). — С. 93-94. — URL:
https://moluch.ru/archive/174/45869/ (дата обращения: 06.04.2021).
29. Афиша. Воздух. Картины с выставки. Александр Колдер в
Пушкинском: экскурсия внука художника по экспозиции. Интервью Анны Савиной. [Электронный ресурс]. URL:
http://vozduh.afisha.ru/art/aleksandr-kolder-vpushkinskom-ekskursiya- vnuka-hudozhnika-po-vystavke/. (дата обращения: 27.03.2021)
30. Двоеглазов В. Бизнес на шаркунках // Работы российских мастеров
начали вытеснять китайский ширпотреб с сувенирного рынка // Российская газета - Экономика Северо-Запада. - 2019. - № 260 (8018) URL: https://rg.ru/2019/11/19/reg-szfo/rossij skie-umelcy-vytesniaiut-
kitajskij-shirpotreb-s-rynka-suvenirov.html. (дата обращения:
06.04.2021).
31. Единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.tks.ru/db/tnved/tree. (дата обращения: 28.03.2021).
32. История тедди-долл: [Электронный ресурс] // Soviet spy. URL:
http://tykovka22.blogspot.com/2016/05/blog-post_18.html. (дата
обращения: 05.04.2021).
33. Колонок — Mustela sibirica: [Электронный ресурс] // Экологический
центр «Экосистема». URL:
http://ecosystema.ru/08nature/mamm/063.htm. (дата обращения:
06.04.2021).
34. Кузнецова Н. Ф. Производство сувениров как ресурс для повышения
туристской привлекательности региона // АНИ: экономика и управление. 2018. - №3 (24). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/proizvodstvo-suvenirov-kak-resurs-dlya- povysheniya-turistskoy-privlekatelnosti-regiona. (дата обращения: 06.04.2021).
35. Мискарян К. То, что он делал, часто не принимали как скульптуру.
Но на самом деле он придумывал ее новые правила // Президент
Александр Ровер рассказывает о своем деде, каким он был в жизни, о его друзьях и о его работе // The Art Newspaper Russia. - 2015. - № 35 URL: http://www.theartnewspaper.ru/posts/1833/. (дата обращения:
29.03.2021).
36.Обзор российского рынка сувенирной продукции: [Электронный ресурс] // Система межрегиональных маркетинговых центров. URL: http: //www.marketcenter.ru/content/doc-2-10676. html. (дата обращения: 06.04.2021).
37. Работа в деталях: Крейзи-квилт от Сьюзан Эллиотт: [Электронный ресурс] // Красная нить. URL: https://stitchy.ru/rabota-v-detalyah-crazy- quilt-susan-elliott/. (дата обращения: 23.03.2021)
38. Соломарина С. Crazy quilt. История возникновения: [Электронный
ресурс] // Livelnternet. URL:
https://www.liveinternet.ru/users/laura_mz/post329149246. (дата
обращения 23.03.2021).
39. Сувенирный бизнес в 2020 году: итоги года: [Электронный ресурс] // N-Direct. URL: https://n-direct.gift/suvenirnyj-biznes-v-2020-godu/. (дата обращения: 06.04.2021).
40. Galileo R. Ferret (Mustela putorius furo) Skeleton // Domestic Ferret
(Mustela putorius furo) Skeleton // Galileo Ramos Wildlife Artist. - 2015. URL: https://galileoramos.wordpress.com/2015/12/01/ferret-
mustela-putorius-furo-skeleton/amp/. (дата обращения: 06.04.2021).