Глава 1. Урало-сибирская роспись: история, основные черты урало-сибирской росписи 7
1.1 История урало-сибирской росписи 7
1.2 Техника урало-сибирской росписи 13
1.3 Декоративные расписные наборы в интерьере 17
Глава 2. Процесс росписи декоративного изделия в технике урало-сибирской росписи 21
2.1 Творческий источник 21
2.2 Разработка композиционного решения 23
2.3 Описание и характеристика инструментов и материалов 25
2.4 Технология выполнения изделия в материале 28
Заключение 34
Список использованных источников и литературы 38
Приложения 42
Предметы декоративно - прикладного искусства с древних времен служат человеку в его повседневной бытовой жизни, а также для того, чтобы облагородить пространство вокруг него, будь то предметы быта такие как посуда, предметы для дома, сада, различных деревянных построек и прочего. Стремление человека обогатить и разнообразить интерьер различными композициями, имеющими особое значение, орнамент и эстетические качества, часто находит отражение в использовании декоративных предметов таких, как например подносы, подставки, рамки, шкатулки, подсвечники и прочее. Они могут играть роль особого предмета в декоре пространства, быть акцентом, привнося свою сюжетную линию или мотив, органично дополнять все элементы декора, объединяя их в единое целое.
Предмет декоративно-прикладного искусства выступает отличным подарком для дома, интерьера, он может являться не только предметом, выполняющим декоративную функцию, но и, например, быть использованным под различные бытовые функции такие, как хранение.
Подарочные наборы актуальны в современное время, и могут быть использованы в качестве подарка близким, друзьям, быть презентованы, как элемент декоративный или же бытовой, что будет зависеть от того, кому вы его желаете подарить соответственно. Вариаций таких подарочных наборов масса. Было решено остановиться на наборе шкатулка и поднос.
Материал, выбранный для работы - дерево. Дерево - материал, который использовался и используется с древних времен ещё нашими предками, и по сей день является очень актуальным и часто используемым материалом, более того, на данный момент деревянные изделия пользуются популярностью, ведь в моду вошли такие стили, как скандинавский, эко-стиль, подразумевающие под собой сочетание натуральных материалов, светлых пород дерева и
природных орнаментов. Из этого следует, что и область создания и использования деревянных декоративных предметов интерьера распространена и актуальна по всему миру.
Для того, чтобы привнести в деревянное изделие декоративность, живость, то, что цепляет взгляд, обратимся к технике урало-сибирской росписи. Потому как урало-сибирская роспись узнаваема и известна, она вошла в историю России и является одной из самых популярных росписей.
Она включает в себя гармоничную и поразительную по своей цельности роспись бытовых вещей: берестяной посуды, деревянной утвари,
металлических изделий и распространённый среди крестьянства обычай расписывать свои дома. В настоящее время начинают возрождаться традиции, на которых исконно строились народные промыслы.
Расписные декоративные предметы, как я уже писала ранее, являются ярким акцентом, обогащают интерьер, могут нести в себе особое значение. На таких предметах хочется останавливать взгляд, рассматривать каждый завиток и отвлекаться от бытового. Именно поэтому темой моей работы является не просто деревянное декоративное изделие, которое, конечно, само по себе является уже полноценным предметом интерьера, а расписной декоративный предмет, несущий в себе суть и смысл.
Таким образом, можно сделать вывод, что декоративные предметы на данный момент являются актуальным и востребованными в современном интерьере и, как любой декоративный предмет, он должен выделяться, цеплять взгляд, быть уникальным и привносить в интерьер свою особенность, неповторимость. Такой подарочный набор не оставит равнодушными даже людей, которые далеки от искусства, ведь, повторюсь, подарочный декоративный набор - это не только элемент декора, это ещё и отличный бытовой предмет.
Предметом исследования является художественная роспись деревянных декоративных изделий подарочного набора в технике урало-сибирской росписи.
Объектом исследования является воплощение приобретенных знаний, умений, навыков в области декоративно-прикладного искусства при разработке композиции и росписи подарочного декоративного набора в соответствии с выбранной темой.
Цель исследования: изготовление подарочного набора в технике урало¬сибирской росписи.
Для достижения поставленной цели сформулированы следующие задачи:
1. Изучить историю появления и становления урало-сибирской росписи. Изучить ее главные особенности, технику ее применения.
2. Основываясь на изученном материале об урало-сибирской росписи, разработать декоративный эскиз в соответствии с изученным материалом, разработать колористическое решение дипломной работы. Применить общие законы композиции при разработке эскизов к изделию.
3. Изучить технологический процесс росписи декоративных изделий в технике урало-сибирской росписи и изделий из дерева.
4. Разработать эскиз и выполнить урало-сибирскую роспись на готовом декоративном изделии на основе разработанных эскизов.
В исследовании темы дипломной работы использовались следующие методы:
1. Анализ и обобщение исторического материалов по избранной теме.
2. Анализ степени разработанности темы в области декоративно - прикладного искусства.
3. Подбор необходимых технологий и определение оптимальной последовательности их применения. Теоретическая и практическая значимость.
В ходе проводимого исследования был изучен исторический и художественный материал по заявленной теме, который лег в основу декоративной росписи. Выполненные декоративной росписи в технике урало¬сибирской росписи.
В первой главе рассматривается история и особенности урало-сибирской росписи по дереву, как вида русского народного декоративно- прикладного искусства, описываются основные виды, приемы и технологии исполнения.
Во второй главе освещены вопросы, касающиеся процесса создания художественного изделия: описывается творческая концепция будущей работы, этапы разработки эскизного материала, характеристика используемых материалов, технологический процесс выполнения работы в материале.
Источниками для выпускной квалификационной работы послужили: материалы выставок в Государственном художественном музее Алтайского края в г. Барнаул, экспозиции Сибирского музея традиционно-прикладного искусства «Веретено времени» расположившаяся в историко-культурном центре «Омская крепость»; экспозиция из собрания МБУ «Центр русской народной культуры "Лад"» в г. Шадринск, экспозиция из собрания ГАУ «Курганский областной Дом народного творчества» в г. Курган, экспозиция из собрания ГАУ «Курганский областной Дом народного творчества» в г. Курган, экспозиция «Развитие традиционных народных промыслов. Урало¬Сибирская роспись» в Сибирском музее декоративно-прикладного искусства, также мастер-классы Живовой Лилии Васильевны, на которых мной были получены первые навыки по технике выполнения урало-сибирской росписи. А также декоративные работы Живовой Л.В. и Наговициной Т.Е., которые поразили меня своей тонкостью выполнения и оригинальностью подачи и вдохновили на самостоятельное изучение урало-сибирской росписи.
Народное и декоративно-прикладное искусство является неотъемлемой частью художественной культуры, одним из актуальных направлений которой стала художественная роспись.
В народных росписях воплощается многовековой опыт эстетического восприятия мира человеком, сохраняются глубокие художественные традиции, отражающие самобытность культур России. Сочетание традиций и новаторства, стилевых особенностей и творческой импровизации, коллективных начал и взглядов отдельной личности, рукотворности изделий и высокого профессионализма - характерные черты творческого труда мастеров и художников декоративно-прикладного искусства.
Урало-сибирская роспись является самобытным видом
художественного искусства. Связанная с миграцией переселенцев на Урал в XVIII - XIX веках, получившая большое распространение. Известная роспись стен домов, а также предметов быта - мебели, женских орудий труда, утвари и посуды, прялок, бураков, свадебных сундучков и прочего, роспись стала неотъемлемой частью каждого дома.
Художественные изделия народных промыслов России любимы и широко известны не только в нашей стране, их знают и высоко ценят за рубежом, они стали символами отечественной культуры, вкладом русского народа во всемирное культурное наследие. Ценность произведений декоративно-прикладного искусства отражается в художественных традициях, миропонимании, опыте народа и сохранении исторической памяти. В век технического прогресса, машин и автоматики, сохранение и развитие художественной росписи приобретает особое значение. Как и всякое искусство, она воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Декоративное искусство входит в жизнь и культуру народа, способствует пониманию окружающего мира и формирует художественный вкус.
Декоративная роспись, в данном случае урало-сибирская, является визитной карточкой в моем подарочном наборе. Подарочный набор становится с помощью росписи уникальным, неповторимым, цепляющим взгляд и несущим свою историю и смысл.
Проведя анализ художественных и литературных источников, была собрана и изучена необходимая информация для выполнения техники урало-сибирской росписи в материале. Проанализирован теоретический материал по истории художественной росписи. В процессе выполнения дипломной работы я старалась применить все знания и навыки, приобретенные в процессе обучения.
В качестве творческого источника была использована собранная информация в работах народного мастера Алтая Живовой Л. В. и различных экспозициях музеев России.
Основываясь на информации из художественных и литературных источников, разработан эскиз, подобраны цвета и материалы, которые наиболее точно отражают технику урало-сибирской росписи и гармонируют с выбранным материалом для росписи. Разработка композиции выполнялась в соответствии с общими законами организации пространства в декоративном искусстве, и в результате была разработана цельная и гармоничная композиция.
Также изучены свойства и характеристики материалов для дальнейшего их применения на практической работе, которыми будет выполняться роспись, а также выделены необходимые инструменты, разработаны этапы работы изготовления декоративных изделий в материале.
Уделено внимание вопросам постановки руки и организации рабочего места, как немаловажным составляющим работы над художественным изделием. Технологическому процессу изготовления декоративного подарочного набора в технике росписи по дереву было дано подробное описание, с указанием необходимых для каждого этапа инструментов.
Отталкиваясь от изученного материала, удалось составить и разработать эскиз, на основе которого была выполнена дипломная работа.
С помощью выбранных методов работы декоративные предметы получились аккуратными, а техника, исходящая из традиций урало-сибирской росписи, придала им неповторимый вид, но в то же время узнаваемый.
Результатом проделанной работы стала разработка декоративной композиции в технике урало-сибирской росписи по дереву. Выполненные декоративные изделия могут выступать и как самостоятельные произведения, и как парные. Их объединяют построение композиции, принцип организации пространства, колорит и стиль росписи. При этом каждое изделие являет собой завершенную работу с независимым сюжетом. Техника росписи по дереву требует от исполнителя аккуратности и внимательности, умения заранее предвидеть трудности, которые могут появиться в процессе работы, и быть к ним готовым. Углублённое изучение теоретического материала, владение приемами изобразительной грамоты, знание свойств используемых материалов и тонкостей технологии исполнения росписи по дереву позволило избежать проблем в выполнении изделий. Грамотный и осмысленный подход к работе позволил расписать изделия быстро и качественно.
Таким образом, можно сделать вывод, что декоративные предметы на данный момент являются актуальным и востребованными в современном интерьере и, как любой декоративный предмет, он должен выделяться, цеплять взгляд, быть уникальным и привносить в интерьер свою особенность, неповторимость. Такой подарочный набор не оставит равнодушными даже людей, которые далеки от искусства, ведь, повторюсь, подарочный декоративный набор — это не только элемент декора, это ещё и отличный бытовой предмет.
На основе вышеизложенного, можем сделать вывод, что декоративный подарочный набор является отличным подарком, подходящим в качестве, как элемента декора, так и бытового предмета. Декоративные наборы не теряют своей актуальности, а наоборот становятся все популярнее, так как ценится ручной труд, эксклюзивные вещи и экологически чистый продукт.
В заключение, можно сказать, что изделие, созданное собственноручно, всегда вызывало больший интерес и ценилось выше фабричных, однотипных предметов. Данные арт-объекты имеют ряд преимуществ: оригинальность, экологичность, низкая себестоимость, ручная работа, вписываемость в современный интерьер.
1. Коллекция расписных прялок. Государственный краеведческий музей Алтайского края.
2. Альбом посуды, выполненный в технике урало-сибирской росписи.
3. Выставка «Сделано в России» в музее ГХМАК.
4. Экспозиции прялок в музеях г. Шадринск и в областном доме культуры г. Курган.
5. Экспозиция горницы, заборки и двери чулана из коллекции Н. Синячихинского музея заповедника.
6. Расписные изделия Л.В. Живовой народного мастера Алтайского края.
Литература:
7. Барадулин В.А. Искусство Прикамья. Народная роспись по дереву: Альбом./ - Пермь.: Пермское книжное издательство. 1987. - 184 с.. ил.
8. Барадулин В.А. Народные росписи Урала и Приуралья. Крестьянский расписной дом.-Л.:Художник РСФСР, 1988. -200 с.:ил.
9. Барадулин В.А. Уральский букет. Народная роспись горнозаводского Урала. -Свердловск: Средне-Уральское книжное изд-во, 1987. -128 с.:ил.
10. Барадулин В.А, Коромыслов Б.И, Максимов Ю.В. ; под ред. В. А. Барадулина. Основы художественного ремесла : практическое пособие для рук. школ, кружков / - М. : Просвещение, 1979. - 320 с.
11. Барадулин В.А. Уральская народная живопись по дереву, бересте и металлу / Свердловск, 1982 6.
12. Беджанов Ю.К. Народное декоративно-прикладное искусство: учеб-ное пособие.-Карачаевск, 1994. -180 с.
13. Беляева Г.Г. Роспись по дереву в Омской области // Фольклор и этно-графия народов Западной Сибири. -Томск, 1990. - 49 с.
14. Вохринцева С. В. Урало-Сибирская роспись, учеб. пособие, издат. Страна фантазий, 2000.
15. Григорьева К.М. научная статья Особенности становления урало-сибирской росписи по дереву
16. Зись А. Виды искусства. -М.: Знание, 1979.
17. Иванова Ю. О. Кистевая роспись по дереву как фактор развития
творческих способностей у детей младшего школьного возраста на занятиях по изобразительному искусству: выпускная квалификационная работа бакалавра по направлению подготовки : 44.03.04 - Профессиональное
обучение (по отраслям). - Барнаул, 2017.
18. Нечаева, А. С. Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы : учеб. пособие / А. С. Нечаева ; АлтГУ, Фак. искусств и дизайна, Каф. теории искусства и дизайна. - Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2018. - 187 с.
19. Никоненко Н.М. Декоративно-прикладное творчество. Художественное оформление интерьера. Практическое руководство для взрослых и детей ( Мерия «Школа радости») -Ростов / Д.: Феникс, 2003. -128.: ил.
20. Наговицына Т.Е. Урало-сибирская роспись на Алтае / Изд-во ИЦ Россазия 2016. - 64 с.
21. Панькин А.Б. Этнокультурный парадокс современного образования. Монография. -Волгоград, 2001. -318 с.
22. Разина Т.М. Русское народное творчество. - М.: Изобразительное искусство. 1970. 256 с.. ил.
23. Русакова Т.Г. Декоративное искусство на уроке в начальной школе. Лекции по методике преподавания изобразительного искусства. -Оренбург, 1999. -110 с.
24. Соколова М.С. Художественная роспись по дереву. Технология народных художественных промыслов: учеб. пособие для студ. выс. учеб. за-ведений. -М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002.-304 с.:16 с. ил: ил.
25. Смирнова Л.Э. Народные промыслы и ремесла Сибири : учебно-наглядное пособие / Л.Э. Смирнова, Ю.Х. Абаев. - Красноярск : Сиб. федер. ун-т, 2016. - 260 с.
26. Ткаченко А.В., Ткаченко Л.А. История и современные проблемы декоративно - прикладного искусства: учебно-методический комплекс / Ткаченко А.В., Ткаченко Л.А.: Кемерово, Кем ГУКИ, 2014 -56 с.
27. Федотова Г.Я. энциклопедия ремесел - М: Издательство «Эксмо», 2003. -608с. - с.74
Электронные ресурсы:
28. Семантика урало-сибирской росписи [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.59440s011.edusite.ru/p56aa1.html
29. История урало-сибирской росписи [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www. orza-ural .ru/uralia6. html
30. Роспись предметов быта [Электронный ресурс].- Режим доступа: www. webartplus. narod.ru/folk5. html
31. Урал традиция [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://uraltradicia.ru/vystavki/cikl-publikaciy-istoriya-odnogo- predmeta/dekorativnaya-uralo-sibirskaya-rospis/
32. Энциклопедия методик [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://patlah.ru/etm/etm-01/podelki/rospis/olonec/olonec-08.htm
33. Арт-град [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://artgryada.ru/uralo- sibirskaya-rospis/
34. Загадки узоров русских росписей [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://www.culture.ru/materials/139105/zagadki-uzorov-russkikh- rospisei
35. Роспись по дереву. Народный промысел [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://codycross.info/ru/answer-rospis-po-derevu-narodnyi-promysel
36. Урало-сибирская роспись в искусстве старообрядцев Алтая [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://nauchtrud.com/163/2020060106455195794
37. Урало-сибирская роспись [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://irishkalia.blogspot.com/2015/04/blog-post_13.html
38. Традиционная Урало-сибирская роспись как уникальное этнокультурное явление народного искусства [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://videouroki.net/razrabotki/traditsionnaia-uralo-sibirskaia-rospis-kak-unikal- noie-etnokul-turnoie-iavlienii.html
39. Vizlit.ru Развитие художественных промыслов на Алтае [Электронный
ресурс]- Режим доступа:
https://vuzlit.ru/478399/razvitie_hudozhestvennyh_narodnyh_rospisey_urale