1. Исторические этапы развития витражного искусства 4
1.1 Исторические особенности витража 4
1.2. Исторические особенности витража в России 8
1.3 Создание техники Тиффани 12
Глава 2. Художественно-технологическая составляющая техники Тиффани 16
2.1 Техники работы с витражами 16
2.2 Технологическая последовательность изготовления витража Тиффани 20
2.3 Витраж, как элемент современного интерьера 27
Заключение 34
Список использованных источников и литературы 39
Приложения 42
Художественный витраж - это особый вид монументально-декоративного искусства. Интересный сам по себе, он приобретает огромную выразительность в сочетании с другими видами изобразительных искусств, особенно с архитектурой. Богато его прошлое, безграничны его перспективы, неисчерпаемы его творческие возможности. В последнее время дизайнеры интерьеров в своей работе все чаще применяют витражные элементы.
Художественные витражи, применявшиеся главным образом для декорирования церковных зданий, сегодня все глубже проникают в жилые и общественные здания. Религиозную тематику витражей все больше дополняет светская, отражающая современные течения в культуре и искусстве.
Это направление декоративно-прикладного искусства очень интересно разнообразием своих техник выполнения и приемов работы. Изделия, выполненные в витражной технике, занимают почетное место в наших домах среди других творений человека, потому что они являются уникальными, оригинальными и неповторимыми. В наше время очень часто в интерьере домов стали появляться декоративные изделия в технике Тиффани. Это всевозможные вазы для цветов, люстры, шкатулки, подсвечники и многое другое.
Актуальность данной работы состоит в том, что техника Тиффани является на современном этапе очень востребованным видом декоративно-прикладного искусства, среди профессиональных художников и людей увлеченных художественным и декоративным творчеством.
Основная цель выпускной квалификационной работы заключается в изготовлении витражного панно.
Для реализации цели нами решались следующие задачи:
- изучить особенности витражного искусства в историческом аспекте;
- рассмотреть современные направления и виды витража;
- ознакомиться с вариантами использования техники витража в современном интерьере;
- освоить технологию витража.
Предметом исследования является процесс изготовления панно “Таинственный Алтай” в технике Тиффани.
Объект исследования: декоративно прикладное искусство.
При написании выпускной квалификационной работы использовались различные интернет-ресурсы, связанные с тематикой данной работы, а также литературные источники, такие как: “Луис Комфорт Тиффани. Лучшие произведения” - автор Де ла Бедуайер Камилла, “Возродим витражное искусство” и “Об искусстве витража”
- автор Минухин Е., “Цветные витражи: модно и стильно” - автор Ткачук, Т. М., “Искусство витража. От истоков к современности” - автор Рагин В., Витраж - автор Яглова Н. Т, “Витражи, светильники, рамки” - автор Карабанов В.В, “Витраж в архитектуре” Глазков. А. и т.д.
Сегодня во всем мире люди придают большое значение дизайну квартир и домов, индивидуальный стиль стал цениться, а ручная работа вновь приобрела популярность. Люди стараются внести в интерьер своих квартир элементы витражей или их имитацию. Все это происходит по той причине, что гармонично вписанный витраж делает любой интерьер особенным.
В нашей работе, посвященной витражам, были выполнены следующие задачи:
Во-первых, мы изучили особенности витражного искусства в историческом аспекте. При рассмотрении исторических данных было отмечено, что история витражей очень богатая и насчитывает не 1 тысячелетие.
Витражи, изготовленные по библейским канонам, украшали готические соборы Западной Европы. Первый образец архитектурной готики, церковь Сен Дени стала воплощением философских воззрений настоятеля монастыря - аббата Суггерия. Именно он соединил мистическую интерпретацию света с практическими нуждами храмового строительства. При этом начальник хотел, чтобы стены стали полупрозрачными путем замены их большими окнами с цветными витражами. Настоятель считал освещение и изображения на окнах очень важными, а созерцание витражей причислял к одному из духовных способов самосовершенствования, движения от «материального к имматериальному, от телесного к духовному, от человеческого к божественному». Под конец XII в. примеру монастыря Сен Дени последовали и другие храмы по всей Европе.
В изготовлении витражей все более распространенными становились приемы традиционной живописи, тогда как контурная линия выходила из моды, теряла свою силу и выразительность, сделавшись мягкой, трансформировалась в одно из «живописных» средств. Искусные мастера эпохи Возрождения наносили на стекло великолепные картины, благополучно решая вопросы перспективы, объемности форм и реалистичности запечатленных образов. В это время витражи использовали уже не только в культовых зданиях, но и в светских строениях, например в ратушах и дворцах.
До XVI столетия от Рождества Христова стекла в жилых домах были большой редкостью, что неудивительно, учитывая их высокую стоимость и малодоступность.
Витражное искусство распространилось на всю Европу и повсеместно использовалось в Италии, Франции, Испании, Германии, Великобритании, Фландрии, Швейцарии. Появилась мода на маленькие панно (кабинетные витражи), которые размещали на стене перед окном. Обычно сюжетами для них служили фамильные гербы или события из жизни заказчика.
В то же время начинается некий спад развития витражного искусства. Дело в том, что во второй половине XVI в. в Европе вспыхнули религиозные войны; естественно, в этих условиях мало кто заботился о сохранении старых витражей, а новые просто не заказывали.
В эпоху романтизма (конец XVIII - начало XIX в.) у европейцев снова пробудился интерес к витражам. Под господствовавшие настроения идеально подходили средневековые разноцветные окна с их выразительностью и чувственностью. Причем художественную ценность витражей оценили позднее, а сначала романтикам понравилась атмосфера в соборах во время церковных служб, когда звуки органа сливались с трепещущим в цветных лучах воздухом.
Синтезированное восприятие музыки, цвета и света привело к зарождению в XIX в. специфического направления художественного поиска.
В XX в. развитие различных стилей и направлений витражного искусства продолжалось. Совершенствовались приемы и подходы, а Вторая мировая война подтолкнула этот процесс. После окончания военных действий потребовалось восстанавливать множество соборов и других строений, в которых значительное место занимали разноцветные стекла: окна и элементы внутреннего убранства, отдельные предметы, например лампы, абажуры.
Но в России витраж появился сравнительно недавно. В 1820-е гг. увлечение в России рыцарскими романами и подражания в зодчестве готической средневековой архитектуре сформировали в России моду на витражи. Их называли тогда «транспарантными картинами» (от французского «transparent» - прозрачный).
Николай I проявлял к транспарантным картинам большой интерес и желал распространить их в России, прежде всего в столице империи - Санкт-Петербурге. В первую очередь витражи появились в императорских дворцах. Витражи в этот период стали главным элементом, формирующим «готический стиль» русского интерьера - той изюминкой, благодаря которой на любом помещении появлялся налет европейского средневековья.
Самое главное, был рассмотрен период создания витражной Техники Тиффани Луисом Комфортом Тиффани. Свинцовые прутья, использовавшиеся в течение многих веков для соединения стёкол между собой, казались Тиффани очень грубыми: он хотел создавать филигранно-тонкие и сложные произведения. Он нашёл собственный заменитель свинцовым прожилкам в виде медных полосок, вырезанных из металлического листа. Они приклеивались к стеклу пчелиным воском и спаивались между собой при помощи олова. Таким образом стало возможно соединять мельчайшие кусочки стекла и создавать сложные объёмные формы. Первоначально техника медной фольги применялась им для создания ламповых абажуров, и только позже — для витражей. Иногда Тиффани использовал сочетание двух техник в одном произведении, сочетая свинцовую оплётку с медной фольгой.
Особое внимание было уделено созданию новых видов стекла для воплощения новых художественных замыслов. Цвет, текстура, фактура были нерасторжимо связаны с формой произведения, характером изображения, его живописностью, составляющей резкий контраст с плоскостной средневековой системой.
Во-вторых, была дана задача рассмотреть направления и виды витражей. Таким образом, при изучении различных видов витражей, было выяснено, что существует множество видов, различающихся техникой исполнения и используемыми материалами. В главе были перечислены отличительные особенности каждой техники, например: Классический витраж - представляет собой художественную мозаику из цветных стекол, которые вырезаются по определенному эскизу и скрепляются между собой медным, латунным или свинцовым профилем методом пайки; Фьюзинг - техника спекания стекла в печи. В таком витраже отсутствуют металлические соединения между стеклами, стекло спекается в печи, становится однородным, вплавляясь друг в друга; Мозаичный витраж - наборный витраж, как правило, орнаментальный, имеющий геометрическое построение, может напоминать мозаику с примерно одинаковым по размеру модулем смальты
Расписной витраж - витраж, в котором все стекла расписаны; и многие другие виды, а также комбинирование этих техник.
В-третьих, была задача освоить технологию техники Тиффани. Была представлена технологическая последовательность при изготовлении предметов интерьера в технике Тиффани. В ходе этого было выяснено, что процесс изготовления витражей Тиффани весьма трудоемок и включает в себя такие этапы как разметка, резка стекла, подгонка, облуживание, пайка и покрытие патиной. Каждый этап имеет свои специфические особенности, которые были подробно описаны. В ходе выполнения практической части было изготовлено панно в технике Тиффани, с использованием всех необходимых операций.
Еще одной задачей было ознакомиться с вариантами использования витража в современном интерьере. Современный витраж Тиффани - это шкатулки для украшений, оконные витражи, витражи на потолках, люстры, настенные и настольные светильники, внутренние перегородки; витражи в фасадах шкафов и другой мебели; обрамление зеркал, ниш, полок, панно и т.д. Каждый предмет интерьера, выполненный в этой технике, показывает индивидуальность хозяина дома.
В процессе выполнения выпускной квалификационной работы были решены все задачи; поставленная перед курсовой работой цель - изучение основ изготовления предметов интерьера в технике Тиффани и создание панно, была достигнута. Выполнен образец, наглядно показывающий, какие особенности имеет техника Тиффани.
Монографии, статьи, учебные пособия
1. Глазков. А. Витраж в архитектуре — Издательство "АМА-Пресс". Москва. - 2006. - 208 с.
2. Де ла Бедуайер Камилла. Луис Комфорт Тиффани. Лучшие произведения — Издательство "Арт-Родник". - 2010.
3. Донателла Дзаккария. Декорируем стеклом. Предметы интерьера, витражи — Издательство: Ниола 21 век. - 2007.- 160 с.
4. Жерихина Е. И. Витражи. — Три века Санкт-Петербурга. Т. II. XIX век. Книга первая. А-В. СПб., 2005. С.543-547.
5. Карабанов В. В. Витражи, светильники, рамки. — Ремесло и рукоделие. Профиздат. Москва. - 2004.
6. Княжицкая Т. В. Петербургские витражи. СПб., 2004.
7. Корчинова О.В. Декоративно-прикладное творчество. — Феникс. Ростов на Дану. - 2002.
8. Мария ди Спирито. Витражное искусство. — Альбом. - 2008.
9. Мария ди Спирито. Стеклянные светильники. — Ниола-Пресс. - 2007
10. Минухин Е. Возродим витражное искусство. — Архитектура и строительство. 1949 г. № 8. С. 80.
11. Минухин Е. Об искусстве витража — Искусство. 1950 г. № 7-8. С.76-79.
12. Ткачук, Т. М. Цветные витражи: модно и стильно — Издательство “АСТ”. Москва. - 2009. - 192 с.
13. Рагин В. Искусство витража. От истоков к современности. — Энциклопедия мирового искусства. Москва. - 2004.
14. Холостенко Н. Древнерусские витражи. — Декоративное искусство СССР. 1963.
15. Шелковников Б. А. Художественное стеклоделие в России. — Художественное стекло и его применение в архитектуре. М.-Л., 1953.
16. Шэннон, Торлен. Стеклянные украшения для сада. Практическое руководство. — Ниола-пресс, 2008 г. — 128 с.
17. Яглова Н. Т. Витраж — Русское декоративное искусство. - 1965. - 504 с.
Интернет - ресурсы
18. Арт-ультра: витражная мастерская: [сайт]. - Москва, URL:http://artultra.ru/vitrazhi/vidy-vitrazhey/klassicheskiy-vitrazh/ - Текст: электронный.
19. Современные технологии производства: [сайт]. -
URL: https: //extxe.com/15132/vitrazh-vidy-i-tehnologii-steklj annyh-vitrazhej/ - Текст: электронный.
20. Электронная библиотека: библиотека диссертаций [сайт]. - URL: https://smekni.Com/a/130800-2/dekorativnyy-vitrazh-2/ - Текст: электронный.
21. Национальный цифровой сайт: [сайт]. - URL: ресурс https://www.stud24.ru/construction/vitrazh-istoriya-tehnologiya-materialy/28317- 86828-page2.html - Текст: электронный.