Глава 1. Тенденции развития модной одежды в России и за рубежом 7
1.1 Анализ современных тенденций моды в одежде 7
1.2 Исторические этапы формирования одежды для сна и отдыха, как
отдельного сегмента 13
1.3 Современные тренды в сегменте домашней одежды 18
Глава 2. Исследование покупательских предпочтений в одежде и реализация замысла коллекции для сна и отдыха 21
2.1 Исследование предпочтений потребителей на рынке домашней одежды .... 21
2.2 Анализ рынка домашней одежды 29
2.3 Разработка коллекции одежды для сна и отдыха, как основы для реализации
бизнес проекта 34
2.4 Продвижение бренда «SILK BEND» 49
Заключение 55
Список литературы и использованных источников 57
Приложения 65
Современная мода как зеркало отражает социальные и экономические изменения в окружающем ее мире. В настоящий момент в современной моде можно выделить две особенности: мода 21 века - феномен масштабной трансформации внутреннего и внешнего мира человека, как личности, по средствам смены стиля. Основным механизмом формирования стиля для отдельного человека, по мнению ученых, являются, прежде всего, психологические факторы, такие как стремление к величию, подражание, значимость, социальная опора и уверенность в себе. Именно, по средствам костюма, человек формирует свою индивидуальность.
Одной из особенностей современной моды является ее разнообразие стилей и видов. Она относится к той категории явлений, которые иногда возникают случайным образом. Изучение изменения модных тенденций существует длительное время, что дает возможность их прогнозировать. Это необходимо как для наблюдения за развитием, так и для исследования реакции различных категорий населения на моду в формате разработки бизнес проектов[1, с.3].
В современном мире значительное внимание уделяется не только внутреннему миру, но и внешнему облику человека, особенно в части делового общения. Костюм выступает как визитная карточка оппонента, передавая его отношение к происходящему событию.
Реакция моды, как социального маркера на недавние события в мире, еще раз подчеркивает глубокую взаимосвязь мира моды с окружающим ее миром. Последствия, вызванные пандемией COVID-19 ярко выражены и в модной индустрии. Ограничительные меры, всеобщая самоизоляция и необходимые профилактические мероприятия заболевания, в виде ношения защитных средств, стали триггером для формирования новых аксессуаров и стилизации домашней одежды. Находясь на самоизоляции люди, были вынуждены погрузиться в домашний мир, надеть домашнюю одежду и искать способы общения и самовыражения. Многим приходилось иметь деловое общение, непосредственно находясь на самоизоляции [7, с.10].
В этой связи, особенно остро встал вопрос домашнего гардероба, не только как удобной одежды, но и средства поддержания статуса и элегантности. Мир моды был не готов к таким событиям, поэтому домашней одежде, как особому стилю не уделялось должного внимания. Удобная, элегантная, формирующая свой стиль, подчеркивающая индивидуальность - домашняя одежда, это актуальное и нуждающееся в проработке направление современной моды.
Кроме того, возросшие требования к качеству швейных изделий вызывают необходимость менять подход к разработке проектов по изготовлению одежды. Одним из путей повышения качества является создание новых образцов одежды из натуральных материалов.
Основу исследования составляет взаимосвязь исторического анализа модных тенденций и стилистического анализа современной моды.
Несмотря на то, что значительное количество научных работ, посвященных истории возникновения одежд, рассматривают истоки формирования видов одежды и т.д., работы об истории отдельного вида одежды в индустрии моды встречаются крайне редко. Работы в этом направлении представлены авторами в рамках небольших статей, которые лишь косвенно затрагивают тему домашней одежды. Д.Ю. Ермилова [8, с.212], которая в своем исследовании описывает истории домов моды, затрагивает тему зарождения «Пижамного стиля», Ю.А. Старикова, затрагивает в своей книге тему домашней одежды, как отдельных видов в стилистических направления [38, с.18-20].
Более глубоко тематику домашней одежды разбирает в своей книге М. Хэнкс, затрагивая не только социальные, но и психологические аспекты [46, с.126].
М.Д. Агафонова в материалах статьи аспирантов и молодых ученых, рассматривает специфику модных тенденций ХХ-ХХ1, однако, ее исследования относятся к периоду до 2019 года [1, с.354-359].
Анализ потребительских предпочтений изучался по средствам сети Интернет и научных работ таких авторов как, О.Ю. Грачевой [7, с.10], Е.В. Конфедератовой [18, с.132]. Эти работы дают более широкое понятие и рассматривают проблематику в общем, тогда как в данной работе поведение потребителей изучено именно в разрезе спроса на одежду для сна и отдыха.
Более глубоко данный вопрос проработан в материалах статьи 4-й Всероссийской научной конференции автором М.В. Панькина[31, с.323], по примеру которой выполнено и данное исследование.
Вопросы применяемых материалов для изготовления домашней одежды в своих трудах рассматривает М.А. Сташева [39, с.18] и Т.В. Пирязева [33, с.37].
При этом в качестве основных литературных источников использована учебная литература таких авторов, как А.Г. Аринов[2, с.16], О.Ю. Грачева[7, с.10], Д.Ю. Ермиловой, Е.В. Зверева, Ю.М. Кукушкиной [20, с.222] и других авторов. Кроме того, были изучены статьи модных журналов, материалы Всероссийских научно-практических конференций молодых ученых по тематике работы.
В связи выше изложенным, целью работы является разработка современной коллекции одежды для сна и отдыха.
Исходя из поставленной цели, в ходе работы необходимо решить следующие задачи:
- проанализировать основные тенденции в мире моды;
- рассмотреть исторические этапы формирования сегмента домашней одежды;
- проанализировать современные тренды в домашней одежде;
- изучить рынок домашней одежды;
- проанализировать предпочтения потребителей при выборе домашней одежды;
- разработать коллекцию домашней одежды, как основу для реализации бизнес проекта
Объект исследования - сегмент домашней одежды в современном мире моды.
Предмет исследования - коллекция домашней одежды, как основа для реализации бизнес проекта.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, включающих теоретический материал, заключения, списка использованной литературы и практического материала в виде фор-эскизов, планшеты и готовой коллекции одежды отшитой в материале.
С практической точки, разработанная коллекция послужила основой для реализации бизнес проекта, кроме того, разрабатываемая коллекция является уникальной, так как спроектирована автором работы.
В процессе работы над ВКР была реализована задуманная коллекция в бренд «Silk bend». Для успешной реализации была проделана большая работа в ходе которой собиралась и анализировалась информация, необходимая для успешного запуска бренда.
А именно, в первой главе ВКР были проанализированы модные тенденции на подиумах. Определены основные детали, тренды и направления, задаваемые законодателями моды. Далее был проведен анализ истории возникновения домашней одежды, как самостоятельного вида, и как модного сегмента одежды. В процессе исторического анализа были определены этапы появления отдельных стилистических направлений, таких как «бельевой стиль» и «пижамный стиль», являющимися после пандемии наиболее популярными.
Результат работы над первой главой - это сформированное понимание модных тенденций и трендов. Понимание эволюции домашней одежды в одежду для всех случаев.
Вторым этапом работы над ВКР был углубленный анализ мнения потребителей при выборе домашней одежды, определение основных критериев, рождающих спрос. Данное исследование проводилось методом опроса и дальнейшего анализа данных. В процессе анализа данных выяснилось, что цена не является ключевым фактором для выбора одежды и находиться лишь на третьем месте критериев, влияющих на спрос.
Второй задачей исследования было сформировать образ целевой аудитории, для дальнейшего позиционирования бренда. Далее в работе была произведена оценка рынка домашней одежды с учетом тенденции он -лайн торговли и закрытия, после пандемии оф-лайн магазинов. Проанализирован ассортимент, выявлены недостатки, послужившие формированию преимуществ. Анализ рынка одежды на маркетплейсах имел целью понимание направления для реализации идеи создания модной коллекции домашней одежды, с универсальным назначением.
Особое внимание в работе было выделено под формирование требований, как к моделям коллекции, так и материалам. Проведен анализ материалов и выбраны наиболее подходящие материалы не только под концепцию, но и стилистику.
Немало важным в работе является разработка этапов продвижения бренда. Анализ медиа пространства позволил определить оптимальный канал для формирования бренда и дальнейшего его продвижения в массы. Основной канал продаж, а именно аккаунт Инстаграм был оформлен с учетом современных требований к визуальному контенту социальных сетей. На сегодняшний день - это работающий бизнес приносящий доход автору.
1. Агафонова, М. Д. Специфика модных тенденций одежды XX- XXI века. - Текст : непосредственный / М. Д. Агафонова. - Текст : непосредственный // Студенческое сообщество и современная наука. Материалы Всероссийской науч.-практич. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых / под ред. Д. В. Щукина. - Елец, 2019. - С. 354-359.
2. Аринов, А. Г. Пространственно-временная композиция в модных коллекциях одежды - механизм реализации творческого замысла дизайнера / А. Г. Аринов, Г. И. Петушкова. - Текст : непосредственный // Дизайн и технологии. - 2015. - № 49 (91). - С. 16-23.
3. Ботезат, Л. А. Разработка проектно-конструкторских решений домашней одежды / Л. А. Ботезат, К. В. Терешкова. - Текст : непосредственный // Сучасний стан легко! i текстильно! промисловостг шновацн, ефектившсть, еколоычшсть. Тези доповщей III Мiжнародно! нау.- практич. конф. - Херсон, 2017. - С. 36-37.
4. Венцель, А. Детская одежда для сна : модели, эскизы / А. Венцель, Д. Сабине. - Текст : непосредственный // Ателье. - 2017. - № 5. - С. 37-45.
5. Виды пижам: как выбрать лучшие. - Текст : электронный // Happy wear. - URL: https://happywear.ru/blog/vidy-pizham (дата обращения: 25.11.2020).
6. Вудворд, С. Комфорт и фантазийная одежда : «мое истинное я» и невидимое пространство дома / С. Вудворд ; пер. с англ. Е. Островской. - Текст : непосредственный // Теория моды: одежда, тело, культура. - 2011. - № 19. - С. 37-49.
7. Грачева, О. Ю. Поведение потребителей: шпаргалка / О. Ю. Грачева. - 2-е изд. - Саратов : Научная книга, 2020. - 32 с. : табл. - Текст : непосредственный.
8. Ермилова, Д. Ю. История домов моды : учеб. пособие/ Д. Ю. Ермилова - 3-е изд. - Москва : Юрайт, 2019. - 443 с. - Текст : непосредственный.
9. Женская домашняя одежда: модные тренды 2020. - Текст :
электронный // Woman magazine. - URL:
https: //womanmagazinenpp .com/2019/12/20/zhenskaj a-domashnj aj a-odezhda- modnye-trendy-2020/ (дата обращения: 05.12.2020).
10. Зверева, Е. В. Коллекции костюмов в стиле «Пижама-Палаццо». История. Дизайн рекламных кампаний / Е. В. Зверева, Н. А. Архипова. - Текст : непосредственный // Вестник молодых ученых Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна. - 2018. - № 2. - С. 289-295.
11. Иваченкова, И. А. Модные тенденции в одежде / И. А. Иваченкова.
- Текст : непосредственный // Российские регионы как центры развития в современном социокультурном пространстве : сб. науч. ст. материалы Всероссийской науч.-практич. конф. -2018. - С. 54-57.
12. Исупова, Е. В. От средневековых балохонов до современного капсульного гардероба для сна / Е. В. Исупова, А. М. Сухарева. - Текст : непосредственный // Вестник молодых ученых Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна. - 2019. - № 1. - С. 208-215.
13. Карантин изменил отношение к домашней одежде. - Текст : электронный // Коммерсант. - URL: https://www.kommersant.ru/doc/4372644 (дата обращения: 09.12.2020).
14. Кетова, Н. П. Формирование коммуникативной политики зарубежной компании, функционирующей на российском рынке (на примере ООО «Ойшо СНГ») / Н. П. Кетова, Я. В. Шкепу. - Текст : непосредственный // Проблемы устойчивого развития экономики России : сб. ст. / под ред. Т. Ю. Анопченко. - Ростов-на-Дону, 2014. - С. 59-62.
15. Киселева, Т. В. Линии модной формы современной одежды / Т. В. Киселева. - Текст : непосредственный // Наука, техника и образование. - 2016.
- № 6 (24). - С. 57-59.
16. Коваленко, Ю. А. К вопросу актуальности исследования характеристик домашней одежды / Ю. А. Коваленко, Г. И. Гарипова, Л. Р. Фатхуллина. - Текст : непосредственный // Новые технологии и материалы легкой промышленности. XVI Всероссийская науч.-практич. конф. с элементами науч. школы для студентов и молодых ученых : сб. ст. - 2020. - С. 34-37.
17. Композиция костюма : учеб. пособие для вузов / В. В. Ермилова, Д. Ю. Ермилова, Н. Б. Ляхова, С. А. Попов. - 3-е изд., испр. и доп. - Москва : Юрайт, 2020. - 449 с. - Текст : непосредственный.
18. Конфедератова, Е. В. Исследование потребительских предпочтений женщин в одежде нового модного направления / Е. В. Конфедератова, Т. Г. Глебова. - Текст : непосредственный // Синергия Наук. - 2018. - № 23. - С. 1322-1329.
19. Крайенбюль, Э. Домашняя одежда / Э. Крайенбюль ; материал. подгот. О. Кузьмина, М. Силаева. - Текст : непосредственный // Ателье. - 2010. - № 8. - С. 32-41.
20. Кукушкина, Ю. М Изучение потребительских предпочтений при проектировании женской одежды для сна и домашнего отдыха / Ю. М. Кукушкина, Е. В. Бондарева, М. Г. Рыбак. - Текст : непосредственный // Тезисы докладов 53-й Междунар. науч.-технич. конф. преподавателей и студентов. - Витебск, 2020. - С. 222-223.
21. Куликова, А. С. Стиль жизни: мода и эстетика повседневности : дис. ... канд. философ. наук : 09.00.04 / А. С. Куликова. - Москва, 2010. - 190 с. . - Текст : непосредственный.
22. Латынова, С. В. Управление жизненным циклом модного продукта (на примере модной одежды) : автореф. дис. ... канд. экон. наук / С. В. Латынова ; Пенз. гос. ун-т. - Пенза, 2007. - 31 с. - Текст : непосредственный.
23. Леонова, М. А. Состояние и тенденции развития рынка одежды в России / М. А. Леонова, С. С. Пискунов. - Текст : непосредственный // Бенефициар. - 2017. - № 7. - С. 19-21.
24. Модные тренды в мужской домашней одежде. - Текст : электронный // Laete. - URL: https://laete.ru/articles/modnye-trendy-vmuzhskoy- domashney-odezhde/ (дата обращения: 09.12.2020).
25. Модный и эклектичный стиль в дизайне ткани и одежды / Б. П. Торебаев, Ж. У. Мырхалыков, Р. Т. Калдыбаев [и др.]. - Текст : непосредственный // Известия высших учебных заведений. Технология текстильной промышленности. - 2017. - № 6 (372). - С. 226-231.
26. Новинки домашней одежды в 2020 году. - Текст : электронный // Semei. - URL: https://semei.ru/blog/novinki-domashnej-odezhdy-v-2020-godu/ (дата обращения: 10.12.2020).
27. Обущарова, М. К. Современные тенденции на рынке модной одежды в России: торговля через социальные сети / М. К. Обущарова, О. А. Щербаков. - Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной науки : сб. ст. по материалам VII междунар. науч.-практич. конф. : в 3-х ч. - 2017. - С. 40-46.
28. Одежда для дома. - Текст : непорседственный // Индустрия моды. - 2004. - №2. - С. 34-35.
29. Особенности современной женской домашней одежды. - Текст : электронный // Bianca collection. - URL: http://biancacollection.ru/articles/35502 (дата обращения: 09.12.2020).
30. Пальцева, Е. А. Разработка методики адаптации модных форм одежды для фигур различных морфологических типов / Е. А. Пальцева, О. В. Сурикова. - Текст : непосредственный // Будущее науки-2017 : сб. науч. ст. 5- й Международной молодежной науч. конф.: в 4-х т. / отв. ред. А. А. Горохов. - Курск, 2017. - С. 331-334.
31. Панькина, М. В. Исследование предпочтений потребителей к одежде для дома отдыха / М. В. Панькина. - Текст : непосредственный // Молодежь и наука: шаг к успеху : сб. науч. ст. 4-й Всероссийской науч. конф. перспективных разработок молодых ученых ; Юго-Западный гос. университет, Московский политехнический университет. - Курск, 2020. - С. 323-328.
32. Петушкова, Г. И. Устойчивые характеристики модных архетипов в дизайне современной одежды / Г. И. Петушкова, Э. А. Хамматова, Т. А. Петушкова. - Текст : непосредственный // Известия высших учебных заведений. Технология текстильной промышленности. - 2017. - № 3 (369). - С. 183-188.
33. Пирязева, Т. В. Проектирование домашней одежды, гармонирующей с предметами интерьера / Т. В. Пирязева. - Текст : непосредственный // Швейная промышленность. - 2007. - № 6. - С. 37-38.
34. Пьяникова, Э. А. Состояние и перспективы развитие рынка одежды / Э. А. Пьяникова. - Текст : непосредственный // Проблемы идентификации, качества и конкурентоспособности потребительских товаров : сб. ст. IV междунар. конф. в области товароведения и экспертизы товаров / Юго- Западный государственный университет. - Курск, 2015. - С. 222-227.
35. Сенина Л. Г. Зависимость выбора модной одежды и особенностей
поведения молодых людей в социуме / Л. Г. Сенина, Д. В. Лапшина. - Текст : непосредственный // Социально-гуманитарные проблемы образования и профессиональной самореализации. Социальный инженер-2017 : сб.
материалов Всероссийской конф. молодых исследователей. - 2017. - С. 164-168.
36. Скрыльникова, О. А. Исследование предпочтений потребителей при
выборе домашней одежды / О. А. Скрыльникова. - Текст : непосредственный // Инновационные технологии в текстильной и легкой промышленности : сб. материалов докладов междунар. науч.-техн. конф. / Витебский
государственный технологический университет. - Витебск, 2014. - С. 221.
37. Советы имиджмейкера: модная домашняя одежда 2020. - Текст : электронный // Я Покупаю. - URL: https://www.yapokupayu.ru/blogs/post/otmini- platya-do-futbolki-boyfrenda-chto-modno-nosit-doma-v-2017 (дата обращения: 03.12.2020).
38. Старикова, Ю. А. Индустрия моды : учеб. пособие / Ю. А. Старикова. - Москва : А-Приор, 2009. - 126 с. - Текст : непосредственный.
39. Сташева, М. А. Оценка эстетических свойств тканей для домашнего текстиля / М. А. Сташева. - Текст : непосредственный // Известия высших учебных заведений. Технология текстильной промышленности. - 2008. - № 3 (308). - С. 18-20.
40. Стильная домашняя одежда. - Текст : электронный // Модная: все о
мире моды. - URL: https://modnaya.org/moda-i-stil/35-stilnaya-
domashnyayaodezhda.html (дата обращения: 09.12.2020).
41. Сурикова, О. В. Адаптация модных форм одежды для фигур различных морфологических групп / О. В. Сурикова, Е. А. Пальцева. - Текст : непосредственный // Материалы докладов 50-й междунар. науч.-технич. конф. преподавателей и студентов, посв. году науки. 50-я междунар. науч.- технич. конф. : в 2-х т. - Витебск, 2017. - С. 187-189.
42. Сшила себе бизнес: как заработать на домашней одежде для
женщин. - Текст : электронный // Biz.360. - URL:
https://biz360.ru/materials/sshila-sebe-biznes-kak-zarabotat-na-domashneyodezhde- dlya-zhenshchin/ (дата обращения: 25.11.2020).
43. Титов, В. А. Модные тенденции и проблемы разработки коллекций одежды на основе особенностей спроса / В. А. Титов. - Текст : непосредственный // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. - 2011. - № 1 (7). - С. 125-131.
44. Удобная мода: самая стильная и комфортная одежда для дома. -
Текст : электронный // Marie Claire. - URL:
https: //www. marieclaire.ru/moda/udobnaya-moda-samaya- stilnaya-i- komfortnayaodejda-dlya-doma/ (дата обращения: 25.11.2020).
45. Формирование в модной индустрии отдельного сегмента одежды размеров plus-size / Г. В. Толмачева, А. Ш. Амиржанова, П. А. Толмачева, А. М. Рожман. - Текст : непосредственный // Костюмология. - 2019. - Т. 4, № 3. - С. 6.
46. Хэнкс, М. Чтобы понять «домашнюю моду» / М. Хэнкс. - Текст : непосредственный // Теория моды: одежда, тело, культура. - 2020. - № 56. - С. 337-340.
47. Чинцова, М. К. Графические образы моды : учеб. пособие / М. К. Чинцова ; Уральская государственная архитектурно-художественная академия.
- Екатеринбург : Архитектон, 2013. - 144 с. - Текст : непосредственный.
48. Чуприна, Н. В. Принципы оптимизации выбора художественной системы проектирования одежды при разработке коллекций модной одежды разного типа / Н. В. Чуприна. - Текст : непосредственный // Известия высших учебных заведений. Технология легкой промышленности. - 2017. - Т. 35, № 1.
- С. 118-125.
49. Чуприна, Н. В. Требования дизайна к модной одежде массового спроса как к объекту проектирования в индустрии моды / Н. В. Чуприна. - Текст : непосредственный // Фундаментальные и прикладные исследования: новое слово в науке : сб. междунар. науч.-практ. конф. / Автономная некоммерческая организация содействия развитию современной отечественной науки. - Москва : ИД Научное обозрение, 2014. - С. 116-123.
50. Швачко, А. П. Жизнь под новым именем / А. Швачко. - Текст : непосредственный // Profashion : журнал омоде для профессионалов. - 2018. - № 6 (225). - С. 10-12.
51. Шогофуров, Ш. Ш. Анализ подребительского спроса на женскую домашнюю одежду / Ш. Ш. Шогофуров, Л. С. Уралов. - Текст : непосредственный // Экономика и социум. - 2019. - № 11 (66). - С. 772-775.
52. Ярута, В. В. Особенности проектирования одежды для домашнего отдыха / В. В. Ярута, А. В. Пантелеева, Е. М. Лобацкая. - Текст : непосредственный // Молодые ученые - развитию текстильной и легкой промышленности (ПОИСК - 2012) : сб. материалов межвуз. науч.-техн. конф. аспирантов и студентов. - Витебск, 2012. - Ч. 1 (секции 1-9). - С. 148.
53. Folk Fashion: Understanding Homemade Clothes (T&T Clark Enquiries in Theological Ethics, 15) / А. Twigger Holroyd. - London : I.B. Tauris, 2017. - 256 p. - Text : direct