Глава 1. Теоретические основы экологического дизайна 9
1.1 Экологический дизайн - как одно из наиболее актуальных современных
проектно-художественных направлений 9
1.2 Функции и принципы экологического дизайна 14
1.3 Содержательные, эстетические и технологические аспекты
экологического дизайна 22
1.4 Продвижение концепций экологического дизайна в современной
модной индустрии 30
Глава 2. Особенности применение принципов экологического дизайна в сфере свадебной моды 36
2.1 Принципы экологического дизайна в современных свадебных торжествах
36
2.2 История возникновения свадебного платья в Европе и России 38
2.3 Проектирование, изготовление, использование и утилизация
материалов, использующихся для предметов антуража и одежды свадебного торжества 62
2.4 Продвижение бренда «The fashion project 22» 73
Заключение 81
Список литературы и использованных источников: 83
В настоящее время дизайн охватывает большинство сфер деятельности человека, поэтому на дизайнера возлагаются все больше обязанностей и задач. Изменяются потребности, появляются новые проблемы, растёт экологический кризис, перепроизводство и перепотребление товаров, снижается значимость эстетических идеалов и мировоззрение человека на окружающую действительность.
Развитие экодизайна сегодня становится основной потребностью для человечества. Современное общество - это общество перепотребления. Вокруг нас огромное количество вещей, изготовленных из самых разных вредных и небезопасных материалов для жизни, а наши дома, рабочие места, магазины и прочие здания являются источниками различных загрязнений. Дома и на работе, на учебе и во время развлечений нас окружает шум и навязчивая реклама, пейзажи каменных джунглей и яркие, кричащие вывески. Новая тенденция дизайна интерьеров и архитектуры, в том числе и дизайн костюма, заключается в том, чтобы максимально упростить наш быт, взяв пример с природы. Это направление получило название экологический дизайн. В ходе развития этого направления первостепенным считается не столько совершенствование форм и функций, сколько сокращение избыточного количества продуктов, а также кардинальный пересмотр технологий и материалов, создание и совершенствование новой структуры потребностей.
Термин «экологический дизайн» в настоящее время широко используется в повседневной проектной, проектно- художественной практике и в научной литературе. Проблема экодизайна соприкасается с самыми разными сферами и областями и производства, и научного знания - начиная от архитектурного, промышленного дизайна, экологии, заканчивая научно- техническими исследованиями и изучением в области философии, медицины, психологии, социологии и педагогики.
Еще в 1971 г. в книге «Дизайн для реального мира» В. Папанек утверждал, что «в настоящее время невозможен и неприемлем дизайн, не
связанный с социологическими, психологическими аспектами и экологией окружения».
Экологический подход в проектировании, ставший откликом на экологические проблемы современности, привел к формированию различных направлений: устойчивый дизайн, зеленый дизайн, экологический дизайн, актуализирующие возможности дизайна в сохранении и защите природной среды и природных ресурсов. Основная цель экодизайна - удовлетворение человеческих потребностей, при этом, не нарушая равновесия окружающей среды. Для того, чтобы стать экологически ответственным и социально отзывчивым, дизайн должен следовать природному принципу наименьшего усилия: создавать максимальное разнообразие с помощью минимального инструментария или добиваться максимальных результатов минимальными средствами. Это означает - потреблять меньше, пользоваться вещами дольше и проявлять экономию при повторном использовании материалов [37].
Степень разработанности проблемы:
Методологическое проектирование и теоретические основы в дизайне изучали следующие зарубежные теоретики и практики дизайна: Дж. Нельсон, Д. Норман, Дж. К. Джонс, З.Г. Бегенау, Т. Мальдонадо, Г. Земпер, К. Кантор, Ч. Дженкс, Д. Эллингтон, Д. Хайлес, Б. Фуллер и многие другие.
В работах авторов: Д. Рескин, У. Моррис, Ле Корбюзье, В. Папанек затрагиваются связи дизайнерской деятельности, процессов производства и окружающей среды, изучается воздействие на природу искусственной предметно-пространственной среды.
Влияние предметно пространственной среды на социо- культурные процессы исследовали такие российские учёные, как Д.А. Азрикан, Т.Н. Фурсова, К.А. Кондратьева, М.А. Коник, В.Л. Глазычев, В.Т. Шимко, Е.Н. Лазарев, Н.В. Воронов, Б.Г. Бархин, В.Ф. Сидоренко, Т.Ю. Быстрова, А.Н. Лаврентьев, В.В. Титов, Г.Б. Минервин, А.В. Ефимов, Г.П. Щедровицкий, В.Ю. Медведев, О.К. Антонов, В.Р. Аронов, Л.А. Зеленов, М.А. Коськов.
Проблемы экологии в дизайне изучали и анализировали следующие зарубежные авторы: Д. Норман, Б. Моллисон, В. Папанек. Идеи духовности и экологической ответственности человека в проектном творчестве дизайнера мы видим в трудах Г.Г. Курьеровой, О.Г. Генисаретского, В.Л. Глазычева, Г.Н. Кузнецовой, К.А. Кондратьевой, В.Ф. Сидоренко, А.В. Уварова, Т.Ю. Быстровой, Н.П. Г арина.
- связь художественного проектирования одежды и экологии, а так же теории, методологии и практики художественного проектирования костюма: Ф.М. Пармон, Т.В. Козловой, Ф.М. Пармон, Д.Ю. Ермиловой.
Хронологические границы исследования:
- географические: Западная Европа, США и Россия (теоретические труды, в которых рассмотрена теория и методология дизайна, выявлен и проанализирован экологический подход в дизайне; творческое наследие дизайнеров, которые в качестве главного принципа своей работы заявляют экологичность);
- хронологические: 1970 - 2020-е гг. (образование и развитие теории дизайна, появление и теоретический анализ экологичности в дизайне);
- типологические: сфера промышленного дизайна, художественное проектирование одежды и обуви, их связь относительно экологии, экологической культуры и социокультурными процессами в обществе.
Проблемное поле исследования определено противоречиями:
- между возрастающей социокультурной ролью дизайна, его возможностями в решении задач устойчивого развития и недостаточным пониманием потенциала дизайна в формировании экологической культуры, его традиционным потребительским в осприятием с позиции промышленных, коммерческих и административных структур, широкого круга потребителей;
- между широкой практикой использования различных экологических приемов, существованием отдельных направлений в дизайне, не имеющих четко сформулированных критериев экологичности, и необходимостью теоретического обоснования экологического дизайна;
Объект исследования: Экологический дизайн как современное
проектно-художественное направление.
Предмет исследования: Принципы экологического дизайна и
возможность их использования в свадебной моде.
Гипотеза исследования: Применение и продвижение идей
экологического дизайна в свадебной моде будет оптимальным, если процесс проектирования основывается на принципах природопользования 3R (reduce, reuse, recycle - сокращать, повторно использовать, перерабатывать).
Цель исследования: Выявить особенности применения и продвижения экологического дизайна для проектирования антуража и свадебного костюма.
Задачи исследования:
- На основе анализа специальной литературы раскрыть понятие «экологический дизайн», раскрыть его сущность, функции, принципы;
- Выявить особенности применения и продвижения идей экологического дизайна в свадебной моде;
- Выбрать экологические материалы, вторичного использования для решения дизайн- проекта;
- Разработать дизайн-проект оформления свадебного костюма и антуража с применением принципов экологического дизайна;
Научная новизна исследования:
- экологический дизайн рассматривается как целостный социокультурный феномен, выявлены его роль, функции и возможности в формировании экологической культуры человека и общества;
- уточнено содержание термина «экологический дизайн», рассмотрены черты и особенности экологических и устойчивых направлений в дизайне;
- выделены и обобщены функции и принципы экологического дизайна;
- разработаны основы теории и методологии экологического дизайна;
Теоретическая значимость исследования:
Предложен системный и междисциплинарный подход к феномену экологического дизайна, определены его принципы, а также социокультурные условия, тенденции и направления развития проектной культуры, ведущие к формированию и развитию экологического подхода в дизайне.
Выявлены признаки реализации экологического подхода, особенности различных направлений экологичности в дизайне, проведен системный анализ в соответствии с их смысловыми установками, содержательным началом и внешними формальными проявлениями. Сформулированы и
систематизированы функции, принципы и приемы экологического дизайна.
Практическая значимость исследования:
Предложенные подходы могут служить методологической основой для проектирования в т.ч. в комплексных проектах, охватывающих дизайн одежды и обуви, декоративно-прикладное искусство. Результаты исследования дают возможность выстроить культурологические основания для формирования ценностных представлений в профессиональном видении дизайнеров, осмысления актуальных проектных направлений, концепций современного дизайна, дальнейших исследований в теории дизайна, для определения целей и задач дизайн- проектирования, его гармонизации в соответствии с направлениями дизайна. В исследовании определены признаки и особенности экологического подхода в дизайне, его детерминанты. Генезис экологического дизайна рассмотрен как исторически обусловленный процесс, что вносит вклад в изучение истории проектной культуры и художественных практик. Понимание логики и тенденций экологичности проектной культуры способствует прогнозированию ее векторов развития, направлений и ведущих подходов, активизации продуктивного творческого потенциала.
Методологические основы исследования:
системный подход, позволяющий анализировать дизайн как систему, отдельные его компоненты и характер их связи между собой и с другими явлениями культуры; морфологический метод; структурно-функциональный анализ; диахронический и синхронический методы; типологический метод, не сводимый к классификации, обусловленной функцией объектов, а
ориентированный на понимание целеполагания и смыслообразования в современном дизайне;
диалектический метод, методы искусствоведческого анализа, историко-генетического анализа, семиотический метод при прослеживании возникновения и эволюции экологического подхода в проектировании и художественном творчестве;
методы абстрагирования, аналогии, обобщения, анализа и синтеза, при составлении целостной картины развития экологического дизайна;
эмпирические методы: наблюдение, описание, сравнение - при отборе, изучении и систематизации теоретических и проектных материалов.
Структура и объем магистерской диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка, насчитывающего не менее 30 наименований. Общий объем работы - не менее 70 стр.
Целью магистерской диссертации было выявить особенности применения и продвижения экологического дизайна в свадебной моде.
В первой главе магистерской работы экологический дизайн рассмотрен как целостный социокультурный феномен, выявлены его роль и возможности в формировании экологической культуры общества, раскрыты понятие «экологический дизайн», его сущность, функции, принципы. Были выявлены особенности применения и продвижения идей экологического дизайна в свадебной моде. Выявлены признаки реализации экологического подхода, особенности различных направлений экологизации в дизайне, проведен системный анализ в соответствии с их смысловыми установками, содержательным началом и внешними формальными проявлениями. Сформулированы и систематизированы функции, принципы и приемы экологического дизайна.
Во второй главе было рассмотрено направление моды на предстоящий период весна-лето 2020-2021, проанализирован источник творчества, на основе чего были выполнены логические ряды, послужившие для разработки коллекции. В данной работе разработана коллекция женских свадебных комплектов, предназначенных для торжественных случаев «A la Russe».
Для коллекции подобраны и охарактеризованы материалы, разработаны аксессуары и сценарный план дефиле.
Тема свадебных комплектов для торжественных случаев всегда остается актуальной и для потребителя, и для модельеров, то есть именно в создании таких изделий наиболее ярко можно выразить свои идеи.
Разработка свадебных платьев является сложной в моделировании и пошиве. Так как в этом платье должны быть отображены не только тенденции моды, но и вложившиеся многовековые традиции и культура того или иного народа. История развития свадебной моды начинается с начала XIX века, когда белое подвенечное платье примерила на себя французская принцесса Мюрат, 81
прелестница наполеоновской поры. Период смены фасонов в XIX веке происходит в среднем каждые 20 лет, в XX веке уже меняются каждое десятилетие. А с конца XX начала XXI века встречается большое разнообразие свадебных платьев различных фасонов и цвета. Встречаются как традиционные белые бальные платья, в стиле 50-х годов, греческие, короткие, трансформеры и многие другие свадебные платья.
Фантазии дизайнеров не ограничиваются в выборе традиционных свадебных тканей, таких как шелк, шифон и кружево. Они также используют не совсем традиционные ткани для свадебных платьев, такие как, муслин, микадо, ткани с металлическим отливом и другие.
Еще в древние времена была традиция шить платье перед свадьбой. Богатые невесты заказывали самые дорогие ткани, а лучшие мастера из Европы трудились вручную над его украшением. Тогда самой большой привилегией было шить свадебное платье по индивидуальному пошиву, но далеко не все могли себе это позволить. Так же выбор свадебных платьев был настолько узок, что многие невесты выходили замуж в обычных нарядных платьях и далеко не всегда эти платья были белого цвета.
А сейчас, когда современная мода стала более гибкой, каждый может смешивать разные стили и направления, что поможет вам быть на вашем празднике жизни самой модной.
Данное исследование не претендует на исчерпывающее и единственное решение поставленной проблемы. Перспективы дальнейших исследований мы видим в изучении других функций экологического дизайна, воспитательной, ценностно-ориентационной (аксиологической), адаптационной.
1. Азиева, Е.В. Апсайклинг и ресайклинг в дизайне костюма / Е.В. Азиева, А.С. Маханькова. - Текст : непосредственный // Наука и образование в области технической эстетики, дизайна и технологии художественной обработки материалов : материалы XII междунар. науч.-практ. конф. вузов России. - Санкт-Петербург, 2020. - С. 109-112.
2. Аксенов, В.В. Апсайклинг - переоценка ценностей / В.В. Аксенов, М.В. Браковенко // Сборник материалов Международного саммита по культуре и образованию, посвященного 50-летию Казанского государственного института культуры : материалы науч.-практ. конф. / под науч. ред. Р.Ш. Ахмадиевой, З.М. Явгильдиной. - 2019. - С. 443-446.
3. Апалькова, А. С. Экологизация потребления как одно из направлений в экодизайне одежды / А.С. Апалькова. - Текст : непосредственный // Декада экологии : материалы Х юбил. междунар. конкурса. - 2016. - С. 149-151.
4. Арбузов, А. Свадебное платье: Кристиан Диор. - Текст : электронный // Live journal. - URL: https://arbuzov.livejournal.com/520241.html (дата обращения: 08.10.2020).
5. Аржанцева, Х.С. Религиозные традиции свадебного платья в современной индустрии моды / Х.С. Аржанцева // Молодые ученые - развитию Национальной технологической инициативы (ПОИСК). - 2020. - № 1. - С. 11¬13.
6. Браунгарт, М. От колыбели до колыбели. Меняем подход к тому, как мы создаем вещи / М. Браунгарт, У. МакДон ; пер. В. Кулагиной-Ярцевой. - Москва : Ад Маргинем Пресс, 2020. - 200 с. - Текст : непосредственный.
7. Будникова, О.В. Экодизайн в пространстве индустрии моды / О.В. Будникова, О.Н. Диева. - Текст : непосредственный // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Техника и технологии. - 2017. - Т. 7, № 3 (24). - С. 108-115.
8. В чем выходили замуж 100, 200 и 300 лет назад: самые актуальные
наряды прошлых веков. - Текст : электронный // Wedding. - URL: https://www.wedding-magazine.ru/articles/wedding-day/fashion/54899 (дата
обращения: 14.10.2020).
9. Васильев, А.А. История моды / А.А. Васильев. - Москва : Этерна, 2006. - Вып. 7. Свадебная мода. - 68 с. - Текст : непосредственный.
10. Виды Sustainable fashion [Устойчивой моды]. - Текст : электронный
// Яндекс.Дзен. - URL:
https://zen.yandex.ru/media/id/5d00b6d6fa18d900ac 1 ff3ac/vidy-sustainable- fashion-ustoichivoi-mody-5 d00baea19dcb600ac5 0b7 51 (дата обращения:
14.10.2020) .
11. Георгиева, А.А. История подвенечного платья / А.А. Георгиева // Молодежь, наука, творчество - 2019 : материалы XVII межвуз. науч.-практ. конф. студентов и аспирантов / отв. ред. А.С. Полынский. - 2019. - С. 26-30.
12. Горнец, В.А. Безопасность как тренд в дизайне одежды / В.А, Горнец. - Текст : непосредственный // Безопасность городской среды : материалы V Междунар. науч.-практ. конф./ под ред. Е.Ю. Тюменцевой. - 2018. - С. 4-7.
13. Гуляева, Н.И. Проблемы экодизайна костюма и способы их решения / Н.И. Гуляева // Молодежь, наука, творчество - 2019 : материалы XVII межвуз. науч.-практ. конф. студентов и аспирантов / отв. ред. А.С. Полынский. - 2019. - С. 33-38.
14. Данилова, О.Н. Инновационные технологии экодизайна костюма /
О.Н. Данилова, Г.И. Петушкова. - Текст : непосредственный // Дизайн и технологии. - 2011. - № 23 (65). - С. 5-12.
15. Данилова, О.Н. Информационно-креативное пространство регионального экодизайна / О.Н. Данилова, Н.А. Коноплева. - Текст : непосредственный // Дизайн и технологии. - 2010. - № 19 (61). - С. 9-20.
16. 20 идей свадебного бизнеса. - Текст : электронный // Яндекс.Дзен. -
URL: https://zen.yandex.ru/media/id/5ca4f35bb59e2e00b3fce212/20-idei-
svadebnogo-biznesa-5caf845f71aefa00b3265e5f (дата обращения: 13.10.2020).
17. День Свадьбы / Планирование. - Текст : электронный // Wedding. - URL: https ://www. wedding-magazine. ru/articles/wedding-day/planning/55391 (дата обращения: 20.05.2021).
18. 10 лайфхаков по уборке дома от Беа Джонсон. - Текст :
электронный // Яндекс.Дзен. - URL: https: //zen.yandex.ru/media/zerowaste ru/10- laifhakov-po-uborke-doma-ot-bea-djonson—5f8ac00ea70d4515e71da5a9 (дата
обращения: 14.10.2020).
19. Джонсон, Б. Дом без отходов: как сделать жизнь проще и не покупать мусор / Б. Джонсон. - Минск : Попурри, 2019. - 304 с. - Текст : непосредственный.
20. Дуляницькая, Л.П. Трикотаж как средство экодизайна / Л.П.
Дуляницькая. - Текст : непосредственный // Вестник Харьковской
государственной академии дизайна и искусств. - 2015. - № 7. - С. 20-27.
21. Звенигородская, Ю.В. Некоторые тенденции развития экодизайна /
Ю.В. Звенигородская. - Текст : электронный // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии : сб. ст. по матер. XXII междунар. науч.-практ. конф. - Новосибирск : СибАК, 2013. - URL:
https://sibac.info/conf/philolog/xxii/32426 (дата обращения: 14.10.2020).
22. Ильин, А.Н. Влияние культуры потребления на экологию / А.Н. Ильин. - Текст : электронный // Век глобализации. - 2013. - № 2 (12). - URL: https://www.socionauki.ru/journal/articles/162988/ (дата обращения: 14.10.2020).
23. Ирина Александровна Сосунова. - Текст : электронный // Научный результат: сетевой научный журнал. - URL: http://research-result.ru/editorial- board/redactor/45/ (дата обращения: 10.10.2020).
24. История возникновения свадебного платья. - Текст : электронный // Naemi. - URL: https://naemi.ru/istoriya-vozniknoveniya-svadebnogo-platya/ (дата обращения: 14.10.2020).
25. История свадебного платья. - Текст : электронный // Яндекс.Дзен. -
URL: https://zen.yandex.ru/media/eregwen/istoriia-svadebnogo-platia-
5ac39458dcaf8eabad1ef7cd (дата обращения: 14.10.2020).
26. Казанаева, А.А. Русская свадебная мода как форма театральности / А.А. Казанаева. - Текст : непосредственный // Студенческая наука и XXI век. - 2017. - № 15. - С. 134-135.
27. Книги для невест: что почитать перед свадьбой?. - Текст :
электронный // Wedding. - URL: https: //www.wedding-
magazine.ru/articles/blog/53982 (дата обращения: 13.10.2020).
28. Книги об осознанном потреблении и борьбе с экологической
катастрофой. - Текст : электронный // Литрес. - URL:
https://www.litres.ru/kollekcii-knig/knigi-ob-osoznannom-potreblenii-i-borbe-s- ekologicheskoy-katastrofoy/ (дата обращения: 14.10.2020).
29. Лучшие бренды свадебной моды. - Текст : электронный // Elle. -
URL: https://www.elle.ru/moda/fashion-blog/luchshiye-brendy-svadebnoy-modi/
(дата обращения: 08.11.2020).
30. Морозов, И.А. «Искусство обновления форм»: скрытые знаки традиции и ее движущие силы / И.А. Морозов, И.С. Слепцова (Кызласова) . - Текст : непосредственный // Этнографическое обозрение. - 2017. - № 1. - С. 109-122.
31. Осознанное потребление. - Текст : электронный // РБК Тренды. -
URL: https://trends.rbc.ru/trends/green/tag/conscious consumption (дата
обращения: 14.10.2020).
32. Осознанное потребление. Бережное отношение к окружающему нас
миру. - Текст : электронный // Яндекс.Дзен. - URL:
https://zen.yandex.ru/media/do4a/osoznannoe-potreblenie-berejnoe-otnoshenie-k- okrujaiuscemu-nas-miru-5c86356edbfb6c00b591c57b (дата обращения:
14.10.2020) .
33. Осознанное потребление: забота о будущем или модный тренд? -
Текст : электронный // Mentamore. - URL: https://mentamore.com/socium/osoznannoe-potreblenie.html (дата обращения: 09.11.2020).
34. Осознанное потребление: что это такое и почему о нём нужно задуматься каждому. - Текст : электронный // Лайфхакер. - URL: https://lifehacker.ru/osoznannoe-potreblenie/ (дата обращения: 14.10.2020).
35. От колыбели до колыбели: можно ли уничтожить свалки. - Текст :
электронный // РБК Тренды. - URL:
https://trends.rbc.ru/trends/green/5f6e1f929a79479e5db4bc87 (дата обращения:
14.10.2020) .
36. Падалко, О.В. Экодизайн - инструмент минимизации отходов в источнике образования / О.В. Падалко, Р.К. Горбатова. - Текст : непосредственный // Твердые бытовые отходы. - 2012. - № 10 (76). - С. 12-17.
37. Папанек, В. Дизайн для реального мира / В. Папанек. - Москва : Издатель Д. Аронов, 2008. - 416 с. - Текст : непосредственный.
38. Парфенова, К.А. Проблемы экодизайна в отечественной индустрии
моды / К.А. Парфенова. - Текст : непосредственный // Инновационное развитие легкой и текстильной промышленности (ИНТЕКС-2017) : сб. материалов
Всерос. науч. студ. конф. - 2017. - С. 79-84.
39. Пенова, И. В. Дизайн и экология: современные тенденции / И. В. Пенова. - Текст : непосредственный // Дизайн-ревю. - 2008. - № 1-2. - С. 43¬56.
40. Переработка отходов. - Текст : электронный // Chudoogorod.ru. - URL: https://chudoogorod.ru/ekologiya/pererabotka-otxodov.html (дата обращения:
14.10.2020) .
41. Перова, Л.Н. Современное изготовление свадебных платьев с использованием полимерных материалов / Л.Н. Перова, С.А. Муртазина. - Текст : непосредственный // Вестник Казанского технологического университета. - 2013. - Т. 16, № 22. - С. 178-180.
42. Перспективы осознанного потребления в России : [видеоклип] /
Комсомольская правда // Youtube. - URL:
https://www.youtube.com/watch?v=5O29RGbVCro (дата обращения: 10.10.2020).
43. Петуцшкова, Г.И. Свадебное платье: история и современность / Г.И. Петушкова, П.Е. Рихлицкая. - Текст : непосредственный // Вестник славянских культур. - 2018. - Т. 47. - С. 261-269.
44. Пырьева, М. И. Анализ развития свадебной моды в России за последние пять лет / М.И. Пырьева. - Текст : непосредственный // Сервис в России и за рубежом. - 2007. - № 4 (4). - С. 31.
45. Пьянкова, М.С. Потенциал развития минимализма в эстетике экодизайна / М.С. Пьянкова. - Текст : непосредственный // Академический вестник УралНИИпроект РААСН. - 2011. - № 2. - С. 71-75.
46. Русский свадебный наряд. - Текст : электронный // Дом русской одежды Валентины Аверьяновой. - URL: http: //slavmoda. com/russkij-svadebnyj - naryad/ дата обращения: 20.05.2021).
47. Сафронова, И.Н. Экомода - модный тренд или требование времени? / И.Н. Сафронова, Т.В. Балланд // Дизайн. Материалы. Технология. - 2020. - № 1 (57). - С. 107-110.Долгова, Т.В. Социолингвистическое исследование термина upcycling в современной терминологии индустрии моды / Т.В. Долгова // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. - 2020. - № 2 (27). - С. 80-84.Балланд, Т.В. Экомода - мода сознательного потребления // Т.В. Балланд, И.Н. Сафронова // Евразийское Научное Объединение. - 2020. - № 4-6 (62). - С. 428-431.
48. Свадебная мода и ее история. - Текст : электронный // Letopis.info. - URL: https://www.letopis.info/themes/clothes/svadebnaja moda i ee istorija.html (дата обращения: 14.10.2020).
49. Сосунова, И.А. Экодизайн в России: социально-технологические аспекты и проблемы развития / И.А. Сосунова. - Текст : непосредственный // Вестник Международной академии наук. Русская секция. - 2015. - № 1. - С. 66-69.
50. Сосунова, И.А. Экологическая культура и современная концепция экодизайна / И.А. Сосунова. - Текст : непосредственный // Вестник экологического образования в России. - 2009. - № 2. - С. 1-5.
51. Таштобаева, Б.Э. Экологические направления в дизайне и производстве одежды / Б.Э. Таштобаева, Ф.И. Маслянова. - Текст : непосредственный // Известия Кыргызского государственного технического университета им. И. Раззакова. - 2011. - № 23. - С. 25-28.
52. Топ-10 лучших свадебных дизайнеров мира. - Текст : электронный // Beauty.ua. - URL: https://beauty.ua/fashion/collection/153-top- 10-luchshih- svadebnyh-dizaynerov-mira (дата обращения: 14.10.2020).
53. У «зеленого» экрана: 15 фильмов на тему экологии. - Текст :
электронный // РБК Тренды. - URL:
https://trends.rbc.ru/trends/green/5eb3091d9a7947a45bb4b62a (дата обращения:
14.10.2020) .
54. Устойчивая мода: красота не требует жертв. - Текст : электронный // Mentamore. - URL: https: //mentamore. com/eko-frendli/ustoj chivaya-moda. html (дата обращения: 14.10.2020).
55. Филатова, Е.В. Экологизация потребления - тренд современной моды / Е,В. Филатова, В.В, Лагутина. - Текст : непосредственный // Экологические проблемы региона и пути их разрешения : материалы XII Междунар. науч.-практ. конф. / под ред. Е.Ю. Тюменцевой. - 2018. - С. 146-151.
56. Филатова, Е.В. Эко-принт, экологичное окрашивание тканей - традиции и современность / Е.В. Филатова, А.Р. Булатова. - Текст : непосредственный // Экологические проблемы региона и пути их разрешения : материалы XIV Междунар. науч.-практ. конф. / под общ. ред. Е.Ю. Тюменцевой. - Омск, 2020. - С. 154-160.
57. Филиппова, С.А. Экодизайн в одежде / С.А. Филиппова. - Текст : непосредственный // Декада экологии : материалы Х юбил. междунар. конкурса. - 2016. - С. 169-170.
58. Чан, Э. Молодое поколение экодизайнеров: «Однажды нам не
придется говорить, что мода должна быть устойчивой» / Э. Чан. - Текст : электронный // VOGUE. - URL: https: //www. vo gue.ru/fashion/molodoe-
pokolenie-eko-dizajnerov-odnazhdy-nam-ne-pridetsya-govorit-chto-moda- dolzhna-byt-ustojchivoj (дата обращения: 20.05.2021).
59. Чернова, А.Б. Эко-тренды в современном дизайне / А.Б. Чернова // Экологические проблемы региона и пути их разрешения : материалы XIII Междунар. науч.-практ. конф. / под общ. ред. Е.Ю. Тюменцевой. - 2019. - С. 250-254.
60. Чуприна, Н.В. Апсайклинг и его определение как направления экодизайна в современной индустрии моды / Н.В. Чуприна, М.Б. Сусук. - Текст : непосредственный // Вестник Харьковской государственной академии дизайна и искусств. - 2014. - № 3. - С. 38-41.
61. Швачка, Н.А. Переработка готовых изделий методом апсайклинг / Н.А. Швачка, Г.В, Першукевич. - Текст : непосредственный // Международный студенческий научный вестник. - 2018. - № 5. - С. 240.
62. Шитикова, И. Б. Экологическая ориентация дизайна в перспективах развития современной науки и техники / И. Б. Шитикова. - Текст : непосредственный // Современные наукоемкие технологии. - 2007. - № 1. - С. 45-46.
63. Экологический дизайн как направление современного дизайна.
Определение понятия / М. В. Панкина, С. В. Захарова. - Текст : электронный // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 4. - URL:
https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=9670 (дата обращения:
20.05.2021).
64. Экология и философия потребления. - Текст : электронный // Art of
balance. - URL: https://artofbalance.ru/2019/06/19/ekologiya-i-filosofiya-
potrebleniya/ (дата обращения: 14.10.2020).
65. Eco design and product development. - Text : electronic // SimaPro. - URL: https://simapro.com/business/product-development-eco-design/ (date of the application: 10.05.2021).
66. Mansfield, H. Alternative energies / H. Mansfield. - Text : direct // Industrial Design. - 1987. - Vol.34. - № 3. - Р. 32- 37.
67. Mollison, B. Introduction to Permaculture / B. Mollison, M. Slay R. - Tasmania, Australia : Tagari Publications, 2013. - 208 p. - Text : direct.
68. Todd, J. and N. Lessons from the biosphere / J. and N. Todd. - Text : direct // Industrial Design. - 1987. - Vol. 34, № 5. - P. 56-59.