Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Интеграция традиционного русского сарафана в современную моду

Работа №89073

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

искусство, культура, литература

Объем работы88 с.
Год сдачи2021
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
146
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Глава 1 История традиционной одежды в современной моде 7
1.1 Традиции в современной моде 7
1.2 Особенности кроя русских сарафанов 11
1.2 Функционал современной одежды 15
Глава 2 Реализация проекта по внедрению традиционной одежды в современную моду 19
2.1 Идея товаров, предлагаемых к производству 19
2.2 Риски и преимущества 20
2.3 Сегментирование рынка 22
2.4 Техническое оснащение ателье-магазина 23
2.5 Персонал планируемого предприятия 26
2.6 Ассортимент выпускаемых изделий. 27
2.6.1 Разработка моделей женской одежды на основе русского сарафана. 29
2.6.2 Аксессуары 39
2.6.3 Мужская одежда 40
2.6.4 Детская одежда 43
2.6.5 Сценические, фестивальные и карнавальные костюмы 45
2.6.6 Предметы быта. 47
2.6.7 Реплика - современная одежда из антикварных тканей 48
Заключение 51
Список источников и литературы 54
Приложения 58


Сарафаны снова входят в моду. Их достают на выставки из запасников музеев, из домашних шкафов и сундуков - для праздников и фестивалей, а еще для того, чтобы создать современную одежду с тем же глубоким пониманием и смыслом, и понять, как сохранить свою неповторимость среди множества одинаково одетых людей.
Пестрядинный, косоклинный , делегатский, китайчатый - каких только нет сарафанов. Понева и рубаха, сорочка и душегрея, кокошник и повойник, кубатушка и передник, пояса и опояски, каких только нет деталей. Каждая их них могла бы дать направление отельной моде, как, впрочем, не раз уже и случалось.
У этих неизвестных мастериц - наших прабабушек - можно поучиться и удивительному крестьянскому такту, одеваться так, чтобы быть заметной, но не выделяться слишком назойливо. Оставаться самой собой, быть в гармонии с другими людьми, природой, убранством жилища.
Данное исследование обращается к актуальной теме развития и использования традиции народного костюма в современном моделировании одежды. Обращение к народной традиции, к традиции народного костюма, было всегда характерно для нашей национальной культуры. И он для многих поколений художников играл роль источника творческих замыслов, ассоциаций художественных элементов, которые органично вплетаются в современное искусство.
Знание истории народного костюма необходимо, в первую очередь, для сохранения самой возможности продолжать изготавливать народные костюмы не только для аутентичного воссоздания, но и для повседневного использования. Тем более, что создании одежды мастерицы всегда старались использовать все доступные ткани и материалы, привозимые из других стран, и настоящее время этот ассортимент значительно увеличился, следовательно, и возможности у мастеров несравнимо шире.
В связи с этим, ставиться цель - на основе данного исследования сделать выводы о влиянии русского сарафана на современные модные тенденции при пошиве повседневной одежды в русском стиле для массового потребителя. Понять, насколько велико его влияние на модельеров, на российские и мировые тренды современного общества, востребован ли возврат к традициям и культуре русского народа в широких массах, или же это узкое направление, не выходящее за рамки небольших этнических поселений и движений
Комплекс задач, которые необходимо выполнить для получения результатов в данной работе, заключается в следующем:
- выявить уже существующие направления работы в русском стиле в модной сфере,
- изучить применение их опыта, направления и распространение моделей каждой отдельно взятой группы в отдельности,
- создать на основе выкройки традиционного русского сарафана и выкроек современной одежды синтез повседневного ансамбля для современных женщин.
- выявить новые, еще не востребованные направления в сфере русской моды.
- сделать выводы, отражающие итоги решения поставленных задач.
Объектом исследования в данной работе являются конструктивные особенности традиционных русских сарафанов, подразделяющихся по возрастным и социальным статусам, а предметом - возможность интеграции выкроек русских сарафанов в современные модели женского повседневного платья.
Методы исследования темы - семиотический метод, как метод, составляющий основу для рассмотрения знаковых средств культуры, которые несут в себе важную информацию - язык одежды, важный и понятный современникам носителей изучаемых объектов подлежит обязательной расшифровке для тех, кто носит традиционную одежду сегодня. Для полного обзора темы также был использован метод системного подхода, методы сравнения и аналогии, статистический метод сбора информации, искусствоведческий и стилистический анализы. Помимо прочего употреблены методы художественного проектирования костюма и фор-эскизов как составляющие базу для подготовки практической части магистерской диссертации - графическое и конструкторское моделирование, декорирование.
Источниками исследования являются в первую очередь вещественные источники - сарафаны и выкройки традиционных русских сарафанов, созданные в музеях Барнаула на основе имеющих в их фондах изделиях - коллекция сарафанов в Алтайском краеведческом музее [3], и ГХМАК [4], Иллюстративные источники - фото из личных собраний коллекций С.А. Глебушкина [1], В. Аверьяновой [2], В. Зайцева [5], фотоархивы коллекций Н.Л. Щабельской из РЭМ [6] и Н.П. Ламановой [7]. Письменными источниками при написании ВКР так же послужили статьи Кирюшиной Ю.В. [19]. Степанской Т.М. [22], и публикации Дедковой Н.Н. [29].
В ходе анализа литературы было выявлено, что работы по исследованию народного костюма имеют в большей степени обзорный характер, а не научно-прикладной. Например, в своей книге «Русский народный костюм как художественно-конструкторский источник творчества» Ф.М. Пармон одним из первых дал по достоинству оценил все элементы народного костюма как целой системы - ансамбля. Он систематизировал фонды краеведческих и частных коллекций народного костюма и создал методику для изучения подлинников. [23].
Н.В. Будур в книге «История костюма» проводит исторический анализ народного костюма с древнейших времен до конца XIX века. Особое внимание она уделяет народному костюму в период до реформаторских изменений Петра I в начале XVII века и культивирования европейской моды среди высших сословий общества [10].
Две русские исследовательницы народного костюма Н. Соснина и И. Шангина в своей работе «Русский традиционный костюм: иллюстрированная энциклопедия» собрали наиболее полный материал о русском народном костюме последней трети XVIII - первой четверти XX века всего государства российского. В энциклопедии системно изложены данные об основных типах народной одежды с предметно-детальным описанием самих элементов одежды: рубахи, сорочки, сарафаны, запоны, поневы, кафтаны, шубы, головные уборы, обувь и многое другое. Подробно раскрывают тему фасонов, покроя, материала, декора костюма, его элементов и непосредственно назначение самого костюма, и его манеру ношения [25].
Интеграция русского костюма в современность наиболее полно раскрыта в статьях и печатных изданиях Глебушкина С.А. [1] - собирателя, просветителя и активного деятеля на этом поприще. Статьи «Русский народный костюм в контексте современной художественной культуры» «Русский традиционный костюм как объект познавательной и художественно-творческой деятельности» «Русский традиционный костюм. От прошлого к настоящему» - являются наиболее близкими к теме написания данной работы и позволяют не сомневаться в актуальности выбранной темы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Вопрос актуальности возрождения русского костюма, и в частности, русского сарафана, назрел давно. В России наиболее известны стилизованные наряды а-ля рус от кутюрье с мировым именем В. Зайцева. Он был одним из первых, а иногда и единственным, кто работал в этом направлении в советском союзе. Его коллекции 70-х, 80-х и последующих лет, уже демонстрировали красоту русского костюма, его неповторимость и стильность. На помощь ему приходили и художники по тканям, и музейные работник и частные лица. С 90¬х годов большое оказали влияние стали оказывать собиратели русских костюмов, частные коллекционеры, такие как С. А, Глебушкин [1] и В. Аверьянова [2] и многие другие. Именно эти люди по крупицам восстанавливали костюмы, найденные в деревнях и далеких поселках. Старательно их реставрировали, стараясь максимально сохранить самобытность и не повредить образ в целом.
С начала 2000 интерес к русскому стилю все более возрастает. С развитием глобальной сети интернет в свободном доступе появляются музейные архивы, выкройки, снятые с аутентичной одежды из запасников музеев. Отпала необходимость посещать все эти места лично, стало достаточным пообщаться с музейными работниками на расстоянии,
посредством электронной почты. Благодаря всему этом скорость
распространения информации возросла в десятки и сотни раз. А,
следовательно, все больше людей стали обращаться к истокам своей культуры,
и в домашних условиях заниматься полной реконструкцией тех моделей, которые есть в музеях, с использованием ручного труда, или же пошивом аналогов моделей, но с современной отделкой, или просто заимствовать некоторые идеи и перерабатывать национальную одежду для использования в повседневной жизни.
Тема выпускной квалификационной работы раскрывает третье направление, наиболее близкое к простым обывателям. Привнесение русского национального колорита в повседневную жизнь в современном мире - необходимость. Проявление национальной идентичности - очень важный момент в любом обществе. К сожалению, в России это черта была прочно забыта на многие десятилетия. Просматривая новостные каналы из других стран, или художественные фильмы, повествующие о повседневной жизни обывателей, можно заметить, что во многих из них сохранились черты самобытности. На саммитах большой 20ки, где собираются президенты крупнейших стран, нередко можно увидеть их глав в национальных одеждах, а не в стандартном костюме английского образца. Индия, арабские страны, Китай, Мексика, Татарстан, Кыргызстан - это только немногие из государств, самобытность которых сохранилась на бытовом уровне - в одежде, блюдах, традициях и т.д. Даже в Барнауле, на приемах у губернатора, диаспоры стараются выразить свою самобытность через костюм, потому что это самый доступный способ показать свою индивидуальность и рассказать о принадлежности к своему народу.
Как показала проделанная работа, создание новых современных моделей в русском стиле - не сложная работа, но и не такая простая, как может оказаться на первый взгляд. Необходимо учитывать варианты использования той или иной вещи, знать тонкие моменты пошива традиционной одежды, применять на практике не только знания и опыт по пошиву традиционного костюма, но и наработки современных дизайнеров. Владеть в полном объеме и швейным оборудованием, и программами, необходимыми для работы на ПК. Правильно использовать традиционные украшения и аксессуары для дополнения костюмов.
Но вместе с тем, необходимо постоянно искать новые варианты в пошиве изделий. Найденный молодой и развивающийся стиль реплика - наиболее близок к теме ВКР. Он позволяет использовать рисунки художников по ткани всех эпох и продемонстрировать уникальность и самобытность русских тканей, которые вообще никогда не появлялись в широкой продаже ни на ярмарках, ни в магазинах, и позволит существенно расширить ассортимент изделий, предлагаемых клиентам в ателье/магазине.
Согласно проведенным исследованиям, можно сделать вывод, что востребованность изделий представленного ассортиментного ряда ателье будет только расти. Все больше женщин и мужчин приобретают в повседневный гардероб одежду из натуральных тканей, утварь из природных материалов для домашнего быта. С каждым годом растет количество фестивалей этнических и экологических направлений, где можно найти единомышленников по этнокультуре. Появляется все больше детских садов и школ с уклоном в воспитание на основе национальной идентичности. Все это не несет налета обособленности, наоборот, позволяет осознать свою принадлежность к русскому этносу, идентифицировать себя как личность и свой народ как сильную нацию в мировом сообществе таких разных, но таких удивительных и непохожих друг на друга, традиционных культур.



1 Женские традиционные костюмы из коллекции Сергея Глебушкина // Сергей Глебушкин - собиратель русского народного костюма: официальный сайт. - 2015. - URL:
http://www.glebushkin.ru/collection/novgorod/ (дата обращения 18.01.2021)
2 Дом русской одежды Валентины Аверьяновой: официальный сайт. URL: http://slavmoda.com/ (дата обращения 1.03.2021)
3 Алтайский государственный краеведческий музей Официальный сайт https: //myagkm.ru/ (дата обращения 04.04.2021)
4 Государственный художественный музей Алтайского края Официальный сайт https://ghmak.ru/ (дата обращения 04.04.2021)
5 Дом моды Вячеслава Зайцева Официальный сайт http://zaitsevfamily.com/ (дата обращения 02.02.2021)
6 Российский этнографический музей Официальный сайт https://ethnomuseum.ru/ (дата обращения 05.02.2021)
7 Виртуальный музей Н.П. Ламановой https://lamanova.com/ (дата обращения 30.01.2021)
Литература
8 Арсеньева, Е.В. Центр европейской части России / Е.В. Арсеньева // Крестьянская одежда населения европейской части России ( XIX - начало XX в.) / ответственный редактор А.А. Лебедева. - Москва: Советская Россия, 1971. - С. 7 - 38.
9 Бланк, А.М. Русская народная одежда и современное платье / А.М. Бланк, З.М. Фомина. - Москва, 1982. - 176 с.
10 Будур Н.В. История костюма / составитель Н.В. Будур. - Москва: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. - 480 с.
11 Глебушкин С.А, «Традиционный русский костюм и его социально-исторические факторы развития» — Интеграционная образовательная среда в подготовке специалистов декоративно-прикладного творчества в вузах культуры и искусств: материалы Всероссийской научно-практической конференции (Москва 23-24 Октября 2014 г. Под науч. ред. Л.В. Косогоровой, Е.Ю. Пухначевой. - Москва: МГИК, 2015.
12 Глебушкин С.А, «Русский народный костюм в контексте
современной художественной культуры» — Искусство и культура ХХ! века: традиции и современность. Материалы научно-практической
конференции. г. Астана. Казахстан 4-5ноября 2013 г.
13 Глебушкин С.А, Статья «Народный костюм как важный элемент
национальной художественной культуры (к вопросу воспитания патриотизма и толерантности)» — Международная научно-практическая конференция «Высшее образование: глобализация и
интернационализация». «Вестник Иссык-Кульского государственного Университета», ВАК Кыргызской Республики. Кыргызская Республика, Иссык-Кульская область, г. Каракол. 4 - 5 июня 2014 г
14 Глебушкин С.А, Статья «Русский народный костюм в контексте современной художественной культуры» — Искусство в современной России: Региональный аспект. Материалы Московского форума культуры «Культура как стратегический ресурс в ХХ! веке: Региональная культурная политика».Москва 20 — 21 июня 2013г. Под научн. ред. Л.С. Зориловой, Л.В. Косогоровой М. МГУКИ, 2014.
15 Глебушкин С.А, Статья «Русский традиционный костюм как
объект познавательной и художественно-творческой деятельности» Седьмой международный симпозиум. ВУЗы культуры и искусств в мировом образовательном пространстве: Евразийские традиции
межкультурных коммуникаций и современность 16 — 18 апреля 2013г. Сборник статей симпозиума. Стамбул. Турецкая республика 2013.
16 Глебушкин С.А, «Русский традиционный костюм. От прошлого к настоящему» — Сборник докладов Международной научно - практической конференции «Традиционная праздничная одежда и сценический костюм». XIV Областной фольклорный фестиваль-конкурс им. А.Я. Колотиловой. 16 ноября 2013г. Архангельск: 2013.
17 Глебушкин С.А, Статья «Русский традиционный костюм: интеграция в общество современного мегаполиса» — Межкультурный диалог и этнокультурное образование в условиях мегаполиса. Коллективная монография под научн. рук. Р.Г. Абдулатипова. (15 декабря 2011 г.) М. МГУКИ, 2012г.
18 Глебушкин С.А, Статья «Русский традиционный костюм в современных условиях» — История развития и региональная специфика русского костюма: Материалы Межрегиональной научно-практической конференции (26-28 октября 2006 г.) / Под. общ. ред. О.Э. Эрдман. - Смоленск: ГУК «Смоленский областной центр народного творчества», 2007.
19 Кирюшина, Ю. В. История декоративно-прикладного искусства. — Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2016. — 112 с.
20 Кирюшина Ю.В., Степанская Т.М. Искусство художественного текстиля на Алтае. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2005. - 124 с.
21 Купченко Л.А. Художественный текстиль. 2017. - 23с.
22 Маслова, Г.С. Орнамент русской народной вышивки как историко-этнографический источник / Г.С. Маслова. - Москва: Наука, 1978. - 207 с.
23 Пармон, Ф.М. Русский народный костюм как художественно - конструкторский источник творчества / Ф.М. Пармон. - Москва: Легпромбытиздат, 1994. - 272 с.
24 Плеханова, Е.О. История костюма, текстильного и ювелирного искусства / Е.О. Плеханова. - Ижевск, 2009. - 188 с.
25 Русский традиционный костюм: иллюстрированная
энциклопедия / Н. Соснина, И. Шангина. - Санкт-Петербург: Искусство, 2006. - 400 с.
26. Степанская Э.В. Родники народного творчества на земле Алтая // Сборник научных статей
международной конференции «Ломоносовские чтения на Алтае: фундаментальные проблемы науки и образования», Барнаул, 20-24 октября, 2015. - Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2015. - С. 3754-3755.
Интернет-ресурсы
27 Официальный сайт магазина «Ткани от Яниных» http://www.tkaniotyaninyh.ru/ (дата обращения 1.03.21)
28 Сайт Культура РФ Статья «По одежке встречают»
https://www.culture.ru/materials/51485/po-odezhke-vstrechayut (дата
обращения 15.01.2021)
29 Сайт Выкройка на дом. Статья Дедковой Н.Н. «Сарафан как
элемент русского народного костюма» https://xn 6kcbhq4ahbzhhis7n.xn-
-p1ai/
30 Символика и эмблема олимпиады Сочи - 2014 - http://lik (дата обращения 25.03.21)
31 Тимохова, Н. Семь великих модельеров, вдохновленных Россией
/ Н. Тимохова // Русская семерка: электронный журнал. URL: https://russian7.ru/post/7-velikix-modelerov-vdoxnovlennyx-rossiej/ (дата
обращения 2.03.2021)
32 Официальная страница мастерской Delki на канале Ютуб https: //www.youtube. com/channel/UC2 uDtGt9jKIy-tO9 sKZw2w
33 Компьтерный журнал моделей http://leko-cd.ru/cat.html



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ