Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


КОСТЮМ НИЖЕГОРОДСКОЙ ГУБЕРНИИ КАК ИСТОЧНИК ВДОХНОВЕНИЯ В ПРОЕКТИРОВАНИИ СОВРЕМЕННОЙ КОЛЛЕКЦИИ ОДЕЖДЫ

Работа №89071

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

искусство, культура, литература

Объем работы138 с.
Год сдачи2021
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
143
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА I. РУССКИЙ НАРОДНЫЙ КОСТЮМ НИЖЕГОРОДСКОЙ
ГУБЕРНИИ 11
1.1 Особенности женского народного костюма Нижегородской
губернии XVII - XVIII веков 17
1.2 Виды женского народного костюма Нижегородской губернии XIX -
начала XX веков 31
1.3 Значение декоративных элементов вышивки в нижегородском
традиционном костюме 45
ГЛАВА II. НИЖЕГОРОДСКИЙ ТРАДИЦИОННЫЙ КОСТЮМ И СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ 58
2.1 Русский традиционный костюм как источник вдохновения в
современном дизайне 58
2.2 Разработка авторской коллекции «Душенька» 64
Заключение 69
Список источников и литературы 72
Список иллюстрации 79
Иллюстрации 85
Приложение 1 118
Приложение 2 119


Актуальность исследования
Важность исследования традиционного женского костюма Нижегородской губернии обуславливается исключительной значимостью самого костюма во многих областях науки и модной индустрии. Русский национальный костюм XVII - начала XX веков является особым объектом народного творчества, в котором соединились духовные и материальные ценности народной культуры. Данный факт в последние десятилетия обращает большое внимание к народному костюму как значимому источнику идей и вдохновения в различных видах и жанрах современного искусства. Основы кроя и шитья народного костюма на протяжении многих веков оставались неизменными. Сама традиция пошива костюма под действием многих факторов менялась, создавая на архаичной основе новые образы и формы. Такие изменения заложили необходимый базис для межрегиональных различий в русском национальном костюме. Нижегородский костюм на протяжении нескольких столетий развивался по определенному типу с целым рядом местных отличий, что делает такой костюм уникальным и самобытным, выделяя его из ряда других традиционных костюмов России.
Следует отметить, что в начале XXI века многие именитые модельеры и дизайнеры в поисках вдохновения прибегают к русскому традиционному костюму как источнику современных и стильных идей. В русском стиле создают свои коллекции как отечественные модельеры, так и целый ряд западных дизайнеров. Наибольшей популярностью пользуются работы Вячеслава Зайцева, Валентины Аверьяновой, Ольги Вильшенко, Татьяны Домбровской, Константина Г айдая, а также европейских домов мод Шанель, Кензо, Диор, Валентино и многих других.
Степень научной разработанности темы исследования: В ходе анализа литературы было выявлено, что работы по исследованию народного
костюма имеют в большей степени обзорный характер, а не научно-прикладной. Так в своей книге «Русский народный костюм как художественно-конструкторский источник творчества» Ф.М. Пармон впервые дал оценку достоинствам народного костюма как целой системе - ансамбля. Он систематизировал фонды музейных коллекций народного костюма и создал методику для изучения данных подлинников. Ф.М. Пармон рассматривает костюм как средство эстетического формирования личности, где раскрывается творческий процесс художника - создателя.
Н.В. Будур в книге «История костюма» проводит исторический анализ народного костюма с древнейших времен до конца XIX века, где определяет основные этапы развития и факторы, влияющие на формирование русского традиционного костюма. Особое внимание она уделяет народному костюму в период дореформаторских изменений Петра I в начале XVII века и культивирования европейской моды среди высших сословий общества.
Е.О. Плеханова в своем труде «История костюма, текстильного и ювелирного искусства» исследует основные типы исторического костюма, изучает закономерность развития канона и стиля в создании определенных форм самого костюма. Также автор определяет основные факторы развития русского костюма, начиная с норманнского периода.
Две исследовательницы русского костюма Н. Соснина и И. Шангина в своей работе «Русский традиционный костюм: иллюстрированная
энциклопедия» собрали полный материал о русском народном костюме последней трети XVIII - первой четверти XX века как в отдельных регионах, так и на территории всего государства. В энциклопедии системно изложены данные об основных типах народной одежды с предметно-детальным описанием самих элементов одежды: рубахи, сорочки, сарафаны, запоны, поневы, кафтаны, шубы, головные уборы, обувь и многое другое. Подробно раскрывают тему фасонов, покроя, материала, декора костюма, его элементов и непосредственно назначение самого костюма, и его манеру ношения.
Особое место в ряду русских народных костюмов занимает нижегородский женский костюм, который представляет самобытную уникальную систему северорусского традиционного костюма. Исследованию традиционного костюма Нижегородской губернии XVII - начала XX веков посвятили свои труды Н.П. Грановская «Полуплатье», Т.В. Гусарова «Крестьянская одежда Нижегородской области (конец XIX - начало XX веков)», «Пояса крестьян Нижегородской губернии (конец XIX - начало XX веков)», Л. Калинина «Традиционный костюм Вознесенского района Нижегородской области: поневный комплекс», А. Саянова «Повойник (село Ильинское Краснобаковского уезда Нижегородской области)». В данных работах затрагиваются вопросы как более древних форм народного костюма (поневы, сарафаны), так и тема влияния городской моды (появление новых видов одежды: полуплатье, костюм-парочка). А также рассматриваются темы, посвященные приданию нового значения старым элементам одежды - повойника и сборника.
Большую часть своих исследований традиционного нижегородского костюма посвящает Е.С. Шабалина. Данный автор посвящает целый цикл заметок ««Дивья обряда» села Чернуха Арзамасского уезда Нижегородской губернии» изучению отдельных элементов женского крестьянского костюма, где подробно описывает историю возникновения, развития и формирования канонов, по которым создавались эти элементы. В данных заметках большое внимание уделяется декору, материалам и крою отдельных предметов костюма, их значению и способам ношения.
Многие исследователи особое значение придают вышивке. В нижегородском традиционном костюме существовало несколько видов вышивки и различных технических приемов ее исполнения для нанесения орнамента на ткань. Так И.Я. Богуславская в книге «Русская народная вышивка» рассматривает виды орнамента, его элементы, культурную семантику символов и технические приемы создания вышитых рисунков. Большое внимание уделяется северным регионам, в частности
Нижегородской области, где большой популярностью пользовались тамбурный и счетные швы, золотное шитье с растительным орнаментом.
Вслед за И.Я. Богуславской Г.С. Маслова свой труд «Орнамент русской народной вышивки как историко-этнографический источник» посвящает вопросам территориальных особенностей и видовых различий в типах народной вышивки. Автор дополняет свое исследование богатыми иллюстрациями рисунков и отдельных сюжетов вышивки.
Так же изучению нижегородской вышивки как способу декорирования костюма и виду народного искусства посвящают свои труды Н.Т. Климова и И.В. Маршева. Так Н.Т. Климова книгу «Народная вышивка Горьковской области: Рассказы о народном искусстве» посвятила исследованию
старинным и современным видам вышивки (счетные швы, тамбур, цветная перевить, золотное шитье и гипюр) существующим на территории Нижегородской губернии. А И.В. Маршева в своем труде «Ткачество и вышивка Нижегородского края» исследует народные ремесла и способы художественной обработки тканей на территории Нижегородской губернии. Большое внимание И.В. Маршева уделяет праздничным комплексам традиционных костюмов и их способам декорирования, среди которых особое место занимает золотная вышивка.
Для написания магистерской диссертации были использованы следующие источники:
1. В отделе народного искусства Государственного Русского Музея хранится коллекция традиционных женских костюмов Нижегородской губернии XVIII - начала XX веков. Данная коллекция представлена праздничными комплектами одежды с золотной вышивкой. Собранные в Русском Музее комплекты женской одежды дают хорошую возможность в полной мере оценить цветовую гамму элементов нижегородских костюмов, богатство материалов и отделки, а также проследить за отражением религиозно-мифологической картины мира нижегородского
6
крестьянина в композиционном построении сюжетов золотной вышивки. Коллекция представлена костюмами северных и южных районов Нижегородской губернии, в состав которых входят женские комплекты с сарафанами, различного вида верхней праздничной одеждой (кафтаны, понитки, шугаи, душегреи), золотными передниками - запонами, золотными нагрудными украшениями (борода, витейка), кокошниками, повойниками, сороками, а также девичьи праздничные комплекты с красными рубахами- воротушками, нагрудной одеждой - епанечками, головными золотными уборами - ленками и повязками.
2. Традиционные женские костюмы из разных районов
Нижегородской губернии находятся в собрании современного коллекционера русского народного костюма Сергея Анатольевича Глебушкина и представлены на его официальном сайте. В его коллекции находятся женские и девичьи праздничные костюмы XVII - начала XX веков. В основу такой коллекции
преимущественно входят старообрядческие костюмы в темных тонах с шерстяными и ситцевыми платками северных районов, арзамасский женский золотный костюм, вознесенский женский праздничный костюм с кружевным передником, с сорокой и налобником, комплекты с поневами, золотными косынками -
головками, костюм парочка и девичьи комплекты одежды с модными в конце XIX века моделями сарафанов, полуплатье и головным девичьим убором-повязка.
3. Материалы с выставок Городецкого историко-художественного краеведческого музея позволяют в полной мере ознакомиться с редкими экземплярами золотошвейных платков XIX века. В коллекции музея хранятся шерстяные и шелковые платки с вышитым металлической нитью золотным растительным орнаментом.
4. В коллекции интернет музея графини С.В. Паниной находятся праздничные и нарядные повседневные комплексы одежды. В праздничных женских комплексах одежды содержится немало золотошвейных моделей верхней одежды - шугаи, душегреи, епанечки. Повседневные нарядные костюмы в основном представлены безполиковыми рубахами и косоклиными сарафанами.
5. Часть экспозиции выставки «Текстиль и стиль» Нижегородского государственного историко-архитектурного музея-заповедника, проходившей в усадьбе Руковишниковых, была представлена женскими традиционными видами одежды крестьян Нижегородской губернии XVIII - XIX веков, среди которых можно встретить повседневные и праздничные комплекты одежды. Данные комплекты можно разделить на комплекты с поневами и комплекты с сарафанами. В целом экспозиция выставки дает хорошую возможность проследить за тем, как в течение времени под действием некоторых факторов менялся традиционный нижегородский костюм, и какое место занимали новомодные тенденции в традиции кроя и шитья в определенные промежутки времени.
6. Историко-художественный музей города Арзамаса имеет большую коллекцию женского крестьянского костюма Нижегородской губернии XVIII - начала XX веков. В ней представлено несколько сотен предметов и элементов традиционного костюма, среди которых богатой отделкой отличается золотный костюм Чернухинского района. Также коллекция музея широко представлена сарафанными комплексами (среди которых большее внимание уделялось изучению костюмам с косоклиными и прямыми сарафанами), костюмами - парочками, передниками, различными поясами, женскими и девичьими головными уборами, платками и шалями.
7. Для изучения нижегородского традиционного костюма автором данной работы были использованы публичные материалы, фотографии и реконструкции традиционного женского костюма из открытых источников архитектурно-этнографического музея- заповедника деревянного зодчества «Щелковский хутор». Особое положение в изучении традиционного костюма занимали материалы о верхней одежде и обуви, а именно штофный пониток, лобан, чулки, носки, коты, вязанки и ботинки.
Объектом исследования является традиционный костюм Нижегородской губернии, а предметом - традиционный женский костюм нижегородских крестьян.
Целью магистерской диссертации является создание коллекции на основе анализа источников традиционного костюма Нижегородской губернии с сохранением и подчинением конструируемых моделей общей идеи женского нижегородского костюма, в соответствии с его мировоззренческими, символическими и стилевыми канонами. Достижение данной цели потребует решения следующих задач:
1. Выявить этапы формирования традиционного костюма;
2. Изучить региональные особенности традиционного женского костюма Нижегородской губернии;
3. Обозначить роль декоративных элементов в женском нижегородском костюме;
4. Изучить традиционные и современные методы проектирования нижегородского костюма и его декоративных элементов;
5. На основе полученного материала в ходе исследования разработать модную коллекцию современной женской одежды;
Методологическая основа исследования заимствована из трудов Ф.М. Пармона [18], А.М. Бланка [9], М.И. Васильева [11], И.В. Маршевой [17], И.Т. Климовой [14], Т.В. Гусаровой [27], Е.С. Шабалиной [38], Н. Сосниной [20] и И. Шангиной [23].
Методы исследования
В исследовании применялся семиотический метод, как метод, составляющий основу для рассмотрения знаковых средств культуры и понимания культурных феноменов, которые несут в себе важную информацию. Для полного обзора темы также был использован метод системного подхода, методы сравнения и аналогии, статистический метод сбора информации, искусствоведческий и стилистический анализы. Помимо прочего употреблены методы художественного проектирования костюма и фор-эскизов как составляющие базу для подготовки практической части магистерской диссертации.
Хронологические рамки данного исследования охватывают период с начала XVII века до начала XX столетия.
Территориальные рамки определяются рамками объекта исследования - территорией Нижегородской губернии Российской империи.
Новизна данного исследования заключается в применении современных методов для создания традиционного нижегородского орнамента в художественном проектировании авторской коллекции «Душенька».
Практическая значимость: материалы данного исследования могут быть использованы при составлении учебных курсов и пособий для учебных заведений и факультетов, специализирующихся на вопросах моды, истории костюма и искусствоведения, а также этнографии и культурологи.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы, списка иллюстраций, иллюстраций.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


За весь период своего существования русский народный костюм прошел несколько важных этапов, реалии которых напрямую воздействовали на формирование образа народной одежды. Таким образом, изучение народного костюма невозможно без рассмотрения его исторического контекста. Наиболее значимыми этапами были скифо-сарматский, норманнский, византийский и монголо-татарский периоды. В данные периоды костюм приобрел особые характеристики, а именно многослойность, построение цветовой гаммы, применение определенных эстетических и этических правил ношения одежды, основные принципы создания декора. В итоге в XVII веке окончательно сформировались каноны кроя и шитья русского традиционного костюма.
Однако русский традиционный комплекс одежды приобретает территориальные различия, складывающиеся под влиянием природно-климатических условий, социально-экономического положения региона, религиозно-мифологических представлений, культурной корреляции с соседними народами и многих других факторов.
Особо важной характеристикой нижегородского костюма является то, что в нем наиболее полно сохранились архаичные черты русского костюма, такие как многослойность, формы и силуэты кроя, образная семантика, особенности декора. Связь архаичных канонов конструирования одежды с кроем и шитьем женских костюмов в XVIII веке отчетливо прослеживается в паневном и сарафанном комплексах одежды.
Нижегородский традиционный костюм также формируется в непростых условиях ретроспективных событий. Он сочетает в себе общие каноны, характерные для всех русских традиционных костюмов, и региональные особенности, присущие северным районам российского государства. Данный аспект делает нижегородский костюм уникальным и самобытным, что отличает его от костюмов других регионов.
Некоторым образом, народный костюм являлся особым способом передачи информации и выступал как средство выражения традиционной эстетики мышления человека. Большую роль в формировании образа костюма играл его декор. Для декорирования одежды использовали различные материалы (бисер, жемчуг, металлические нити) и техники исполнения (различные виды вышивки, плетения, вязания). Декор нижегородского костюма соединял сакральные представления о мире в материальном. Считалось, что с помощью определенных символов декора обладательниц такого костюма можно уберечь от зла и привнести положительные качества в жизнь. В качестве основных обережных символов выступали дерево, лягушка, лебеди, определенного вида геометрические узоры. Однако в большинстве случаев в выборе сюжетной линии орнамента предпочтение отдавали растительным мотивам.
В Нижегородской губернии особое место занимало золотное шитье. Комплекты одежды и отдельные элементы костюма выполнялись в одной стилистической манере. Зачастую вышивка настолько плотно покрывала ткань, что самой ткани не было видно за вышитым узором. Костюмы с золотной вышивкой хранятся как ценная реликвия в государственных музеях и частных коллекциях по всему миру.
Следует отметить, что важность данного исследования обуславливается большим интересом к традиционному костюму как источнику вдохновения у современных модельеров и дизайнеров. Русский традиционный костюм является неиссякаемым кладезем идей и новых образов. Дизайнеры со всего мира, воплощая свои художественные замыслы в коллекциях, используют современные методы и приемы научно-технических тенденций. Что существенно облегчает и ускоряет сам процесс изготовления костюмов. Одним из самых популярных методов современного дизайна при работе с русским традиционным костюмом занимает метод переноса рисунка на ткань. В настоящий момент данный метод имеет более двенадцати видов, среди которых наибольшей популярностью пользуются бесконтактная, контактная и цифровая печать.
Соединение новых технических способов и традиционных канонов кроя, шитья и декора русского костюма образуют особое пространство для художественной мысли дизайнера и наделяют современный костюм новыми подлинными смыслами.
Нижегородский традиционный костюм в данном случае представляет собой уникальную малоизученную систему образов и форм. Автор данного исследования использует образ женского золотного костюма Нижегородской губернии как источник вдохновения. Используя традиционный золотный костюм и современные методы создания рисунка на ткани, была спроектирована и отрисованна коллекция «Душенька». Данная коллекция отражает современные тенденции и сохраняет семантическую образность традиционного нижегородского костюма.



1. Женские традиционные костюмы Нижегородской губернии из коллекции Сергея Глебушкина // Сергей Глебушкин - собиратель русского народного костюма: официальный сайт. - 2015. - URL: http://www.glebushkin.ru/collection/novgorod/ (дата обращения 18.01.2021)
2. Материалы Городецкий историко-художественного краеведческого музея // Музейный квартал: официальный сайт. - 2020. - URL: https://www.музейныйквартал.рф/dokumenty (дата обращения 20.01.2021)
3. Материалы из публичного доступа интернет-музея графини С.В.
Паниной: официальный сайт. - 2011. - URL: http://www.sof-
panina.ru/index.htm (дата обращения 30.01.2021)
4. Материалы и фотографии о нижегородском традиционном костюме с выставок Государственного Русского музея: официальный сайт. - 2016. - URL: https://rusmuseum.ru/ (дата обращения 20.01.2021)
5. Материалы с выставки «Текстиль и стиль» в усадьбе
Рукавишниковых // Нижегородский государственный историко-архитектурный музей - заповедник: официальный сайт. - 2019. - URL: https://ngiamz.ru/vystavki/usadba-rukavishnikovykh/vystavka-
tekstil-i-stil (дата обращения 27.01.2021)
6. Нижегородский традиционный костюм материалы Историко -
художественного музея города Арзамаса: публичная страница в вконтакте. - URL: https://vk.com/club67810669 (дата обращения
1.02.2021)
7. Публичные фотографии из открытых источников архитектурно-этнографического музея - заповедника деревянного зодчества
«Щелковский хутор»: публичная страница. - URL:
https://vk.com/hutor museum (дата обращения 27.01.2021)
Литература:
8. Арсеньева, Е.В. Центр европейской части России / Е.В. Арсеньева // Крестьянская одежда населения европейской части России ( XIX - начало XX в.) / ответственный редактор А.А. Лебедева. - Москва: Советская Россия, 1971. - С. 7 - 38.
9. Бланк, А.М. Русская народная одежда и современное платье / А.М. Бланк, З.М. Фомина. - Москва, 1982. - 176 с.
10. Богуславская, И.Я. Русская народная вышивка / И.Я. Богуславская.
- Москва: Искусство, 1972. - 151с.
11. Васильев, М.И. Новгородский традиционный костюм / М.И. Васильев, С.Л. Васильева. - Санкт-Петербург: Искусство, 2010. - 352 с.
12. Интервью с дизайнером Татьяной Домбровской основателем Российского бренда ПАТРИОТКА// Модный журнал People&Events.
- 2020. - №12. - С. 33-37.
13. История костюма / составитель Н.В. Будур. - Москва: ОЛМА- ПРЕСС, 2002. - 480 с.
14. Климова, Н.Т. Народная вышивка Горьковской области: Рассказы о народном искусстве / Н.Т. Климова. - Горький, 1983. - 189 с.
15. Лебедева, А.А. Северо-западные, западные и южные губернии центра (Псковская, Новгородская, Костромская, Калужская, Тульская и Рязанская) / А.А. Лебедева // Крестьянская одежда населения европейской части России ( XIX - начало XX в.) / ответственный редактор А.А. Лебедева. - Москва: Советская Россия, 1971. - С. 38 - 119.
16. Маслова, Г.С. Орнамент русской народной вышивки как историко¬этнографический источник / Г.С. Маслова. - Москва: Наука, 1978. - 207 с.
17. Маршева, И.В. Ткачество и вышивка Нижегородского края / И.В. Маршева. - Нижний Новгород: Литера, 2010. - 160 с.
18. Пармон, Ф.М. Русский народный костюм как художественно - конструкторский источник творчества / Ф.М. Пармон. - Москва: Легпромбытиздат, 1994. - 272 с.
19. Плеханова, Е.О. История костюма, текстильного и ювелирного искусства / Е.О. Плеханова. - Ижевск, 2009. - 188 с.
20. Русский традиционный костюм: иллюстрированная энциклопедия / Н. Соснина, И. Шангина. - Санкт-Петербург: Искусство, 2006. - 400 с.
21. Стефанов, С.И. Краткая энциклопедия печатных технологий / С.И. Стефанов. - Москва: Флинта, 2012. - 248 с.
22. Традиционный костюм Новгородского края (методические рекомендации в помощь самодеятельным коллективам) / составители М.И. Васильев, С.Л. Ефимова. - Новгород, 1989. - 118 с.
23. Шангина, И.И. Молодежный костюм Русского Севера (конец XVIII - начало XX века) / И.И. Шангина // Народный костюм и современная молодежная культура: сборник статей. - Архангельск, 1999. - С.31-41
24. Ермилова В.В., Ермилова Д.Ю. Моделирование и художественное
оформление одежды / Учеб. Пособие для студ. Учреждений сред. Проф. Образования. - М.: Мастерство; Издательский центр
«Академия»; Высшая школа, 2001. - 184 с.
Интернет-ресурсы:
25. Vilshenko: официальный сайт. URL: https://www.vilshenko.com/
(дата обращения 1.03.21)
26. Грановская, Н.П. Полуплатье / Н.П. Грановская, П.Г. Грановская //
Открытый текст: электронное периодическое издание. - 2007. -
URL: http://opentextnn.ru/museum/ethnological-museum/narodnaj a-
odezhda/granovskaja-n-p-granovskaja-p-g-poluplate/ (дата обращения 14.01.2021)
27. Гусарова, Т.В. Крестьянская одежда Нижегородской области
(конеца XIX - начале XX веков) / Т.В. Грановская // Открытый текст: электронное периодическое издание. - 2006. - URL:
http://opentextnn.ru/museum/ethnological-museum/narodnaja- odezhda/gusarova-t-v-krestjanskaja-odezhda-nizhegorodskoj-oblasti-kon- hih-nach-hh-v/ (дата обращения 28.01.2021)
28. Гусарова, Т.В. Пояса крестьян Нижегородской губернии (конец
XIX - начало XX веков) / Т.В. Гусарова // Открытый текст: электронное периодическое издание. - 2007. - URL:
http://opentextnn.ru/museum/ethnological-museum/narodnaja- odezhda/gusarova-t-v-pojasa-krestjan-nizhegorodskoj-gubernii-konec- xix-nachalo-xx-vv/ (дата обращения 28.01.2021)
29. Дом русской одежды Валентины Аверьяновой: официальный сайт. URL: http://slavmoda.com/ (дата обращения 1.03.2021)
30. Калинина, Л. Традиционный костюм Вознесенского района
Нижегородской области: поневный комплекс / Л. Калинина // Открытый текст: электронное периодическое издание. - 2009. - URL: http://opentextnn.ru/museum/ethnological-museum/narodnaja-
odezhda/kalinina-lada-tradicionnyj-kostjum-voznesenskogo-rajona- nizhegorodskoj-oblasti-ponjovnyj-kompleks-chast-ii/ (дата обращения 10.01.2021)
31. Московский Дом моды Славы Зайцева: официальный сайт. URL: http://zaitsevfamily.com/ (дата обращения 1.03.2021)
32. Нижегородский гипюр // Нижегородские промыслы: настоящее и
прошлое. - URL:
https: //nnovgorodcralts.ucoz.net/index/nizhegorodskij gipjur/0-30
(дата обращения 29.01.2021)
33. Русская народная одежда на примере Нижегородской губернии. Выкройки // Livelnternet: портал онлайн-дневников. - URL: https://www.liveintemet.ru/community/camelot club/post377910952 (дата обращения 10.01.2021)
34. Русские промыслы: красота вышивки // Яндекс Дзен: издательская
платформа. - URL:
https://zen.yandex.ru/media/tvorchesky krd/russkie-promysly-krasota- vyshivki-5ed250dbH2a9d085d1ce0fd (дата обращения 15.01.2021)
35. Тимохова, Н. Семь великих модельеров вдохновленных Россией / Н. Тимохова // Русская семерка: электронный журнал. URL: https://russian7.ru/post/7-velikix-modelerov-vdoxnovlennyx-rossiej/ (дата обращения 2.03.2021)
36. Стасов, В.В. Вышивка «цветная перевить» / В.В. Стасов // Смоленский областной центр народного творчества. - URL: http://www.smolcentrnt.ru/reestr-nematerialnogo-kulturnogo- naslediya/vyshivka-cvetnaya-perevit/ (дата обращения 15.01.2021)
37. Саянова, А. Повойник (село Ильинское Краснобаковского уезда
Нижегородской области) / А. Саянова // Открытый текст: электронное периодическое издание. - 2009. - URL:
http://opentextnn.ru/museum/ethnological-museum/narodnaja- odezhda/sajanova-a-povojnik-s-ilinskoe-krasnobakovskogo-uezda- nizhegorodskoj-oblasti/ (дата обращения 23.12.2020)
38. Шабалина, Е.С. Лобан / Е.С. Шабалина // Цикл заметок: Дивья обряда села Чернуха Арзамасткого уезда Нижегородской губернии.
- 2020. - URL:
https://vk.com/feed?q=%23%D0%94%D0%B8%D0%B2%D1%8C%D1
%8F%D0%BE%D0%B1 %D 1 %80%D 1 %8F%D0%B4%D0%B0§i
on=search&w=wall-16938909 7925 (дата обращения 3.01.2021)
39. Шабалина, Е.С. Обувь: чулки, носки, коты, вязанки, коробошные
ботинки / Е.С. Шабалина // Цикл заметок: Дивья обряда села Чернуха Арзамасткого уезда Нижегородской губернии. - 2020. - URL: https://vk. com/hutor museum?w=wall-16938909 8215 (дата
обращения 5.01.2021)
40. Шабалина, Е.С. Штофные понитки - кафтаны / Е.С. Шабалина //
Цикл заметок: Дивья обряда села Чернуха Арзамасткого уезда Нижегородской губернии. - 2020. - URL:
https://vk.com/feed?q=%23%D0%A8%D 1 %82%D0%BE%D 1 %84%D0 %BD%D 1 %8B%D0%B9%D0%BF%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D 1 %82%D0%BE%D0%BA§ion=search (дата обращения 5.01.2021)



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ