Введение 3
Глава 1 Теоретико-методологические основания изучения психологического времени студентов с разным социометрическим статусом 7
1.1 Теоретические подходы к изучению психологического времени
личности 7
1.2 Психологические особенности студентов 14
1.3 Понятие социометрического статуса личности в группе 23
Глава 2 Эмпирическое исследование психологического времени студентов с разным социометрическим статусом 28
2.1 Программа исследования 28
2.2 Результаты исследования 33
2.3 Практическое применение результатов исследования 56
Заключение 58
Список использованной литературы 61
Приложение
Актуальность проблемы исследования. Проблема психологического времени студентов очень актуальна в данное время. Скорость развития современного мира, и его график, не дают молодым людям шанс продлить момент своего юношества, заставляя принимать на себя обязанности людей, являющихся умнее, взрослее и статуснее в несколько раз. Данная величина измерения человеческой личности познается в сравнении с другими в одном возрастном диапазоне, что может доказать, что в данном случае студенты психологически старше своего возраста.
Взаимодействие со временем - фундаментальная характеристика человеческого опыта, как объективного (т.е. задаваемого часами), так и субъективного (личные конструкты времени). Психологическое время личности является связующим звеном между всеми структурами реальности, пронизывает все сферы жизнедеятельности человека, так как и внешние (природные, социальные, экономические и др.), и внутренние (психические) процессы происходят и разворачиваются во времени [12].
В психологической науке восприятие времени понимается не как единый феномен, а скорее, как множество разнообразных явлений собственно психологического и социально-психологического плана. Такая разнородность изучаемого феномена восприятия времени обусловлена, прежде всего, существующим в психологии разнообразием определений и трактовок времени как предмета психологического исследования. Так, в психологии широко используются понятия: «психическое время», «психологическое время», «культурно-историческое время», «социальное время», «временная перспектива» и т.д. [28].
Интерес к исследованию малых групп возник очень давно, по существу немедленно вслед за тем, как начала обсуждаться проблема взаимоотношения общества и личности и, в частности, вопрос о взаимоотношении личности и среды ее формирования [10]. Зародившись на западе и пройдя несколько этапов в своём развитии, исследование малых групп разделилось на множество разных направлений, что характеризует неослабевающий интерес к данной теме. Целесообразно выделить три основных направления в исследовании малых групп, сложившиеся в руслах различных исследовательских подходов: 1) социометрическое, 2) социологическое, 3) школа "групповой динамики".
Существуют различные точки зрения на возможности точного изучения и измерения черт и свойств личности. Всех их можно условно поделить на те, которые описывают личность как набор уникальных (и, следовательно, не измеряемых математически) черт, как теория Г. Олпорта и на те, которые описывают личность как набор универсальных, свойственных для всех индивидуумов черт, но в разной мере их выраженности (что делает возможным их математический анализ), как теории Р Кеттела и Г. Айзенка. Мы придерживаемся здесь представлений Р Кеттела, согласно которым возможно точное измерение свойств личности с применением математического анализа.
В данной работе мы проследили то, каким образом особенности личности испытуемых связаны с их внутригрупповым статусом.
Цель - выделить особенности психологического времени студентов с разным социометрическим статусом.
Объект курсовой работы - психологическое время личности.
Предмет - психологическое время студентов.
В связи с указанной целью были поставлены следующие задачи:
1. Выделить теоретико-методологические основания изучения психологического времени студентов с разным социометрическим статусом в учебной группе.
2. Разработать и апробировать программу эмпирического исследования психологического времени студентов с разным социометрическим статусом в учебной группе.
3. Выделить особенности психологического времени студентов с высоким и низким социометрическим статусом.
4. Разработать программу психологического тренинга по трансформации переживания психологического времени для студентов с низким социометрическим статусом в учебной группе.
Гипотезы исследования:
1. Вероятно, что психологическое время студентов, имеющих высокий социометрический статус в учебной группе, характеризуется в большей степени ориентацией на собственное прошлое, оценкой его как позитивного периода собственной жизни, настоящее воспринимается как активный и изменчивый период жизни.
2. Психологическое время студентов, имеющих низкий социометрический статус в учебной группе, будет характеризоваться в большей степени ориентацией на позитивное прошлое, настоящее время будет восприниматься как способ получения удовольствия, будущее же будет оцениваться как менее доступный и размытый период жизни.
В работе использовался следующий комплекс методов: анализ теоретических источников по проблеме исследования, анкетирование; психологическое тестирование (методика «Циклический тест времени» Т Коттла, «Опросник временной перспективы» Ф. Зимбардо, социометрический тест Дж. Морено); субъективное шкалирование; методы статистической обработки данных (U-критерий Манна-Уитни, факторный анализ).
Статистическая обработка результатов исследования производилась при помощи программы spss 23,0.
Эмпирическая база исследования и выборка. Эмпирическое исследование проводилось на базе Алтайского Государственного Университета. В исследовании принимали участие студенты в возрасте от 18 до 24 лет (всего 63 студента). Из общего количества испытуемых были выделены две группы. В первую группу вошли 20 студентов с высоким социометрическим статусом, во вторую группу вошли 20 студентов с низким социометрическим статусом.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, включающего в себя 76 источников из них 8 на иностранном языке, Текст работы содержит 17 рисунков, 4 таблицы, 7 приложений.
Проведя теоретический анализ работ в области психологии времени в своей работе, мы рассмотрели феномен времени через призму философских взглядов; выделили направления его изучения; содержательно раскрыли причинно-целевую концепцию, разработанную Е.И. Головахой и А.А. Кроником, П. Жане, Ш. Бюлером, К. Левином, а также концепции, разрабатываемые К.А. Абульхановой-Славской, В.И. Ковалевым, О.В. Кузьминой, реализующие типологический подход к личностной организации времени жизни и деятельности и изучающие формы операционализации субъективных представлений о времени.
Также были рассмотрены особенности психологического времени студентов с низким и высоким социометрическим статусом в группе. В первой главе были проанализированы подходы к изучению психологического времени личности разных авторов, рассмотрена господствующая причинно-целевая концепция психологического времени, изучены тенденции проявления психологического времени личности
В нашем исследовании также были выявлены индивидуально - психологические особенности личности в большей степени свойственные студентам.
Между тем, проведенное исследование позволило выявить ряд проблем, как теоретического, так и практического характера, что дает основание для определения перспективных направлений изучения индивидуально-психологических особенностей личности студентов.
Немаловажный вес имеет настоящее время жизни личности, а будущее целью деятельности в настоящем.
В целом и прошлое, и настоящее, и будущее оцениваются и воспринимаются положительно. Это позволяет нам говорить о субъектной позиции респондентов по отношению ко времени своей жизни, об умении найти и использовать положительные стороны и моменты на каждом этапе своей жизни, в каждый ее момент. Однако доминирующим и более положительно воспринимаемым является будущее, что определяет ориентацию в большей степени на предстоящие события.
В рамках второй главы была разработана и апробирована программа эмпирического исследования, направленного на выделение специфики психологического времени студентов, имеющих низкий и высокий социометрический статус в группе, а также проанализированы полученные результаты.
Представление человека о времени не является врожденным, оно развивается постепенно в процессе формирования личности, и временные понятия, отношения и оценки определяются множеством факторов и, прежде всего, факторами социокультурной среды, к которой личность принадлежит.
Подводя итоги, можно сделать следующие выводы:
1. Восприятие времени и его атрибутов в новых социальных условиях не может оставаться неизменным. Представление человека о времени не является врожденным, оно развивается постепенно в процессе формирования личности, и временные понятия, отношения и оценки определяются множеством факторов и, прежде всего, факторами социокультурной среды, к которой личность принадлежит. Одной из многих таких социально-психологических детерминант является же проблема исследования социометрического статуса личности в группе. Данный феномен всегда привлекал к себе пристальный интерес, как в отечественной, так и в зарубежной социально-психологической науке.
2. Студенты, имеющие высокий социометрический статус в группе, в большей степени ориентированы на настоящее время жизни, для них настоящее выступает неким наслаждением, данный тип личности не будет подчиняться судьбе, проявляя определенную волю и независимость в своей жизни, настоящее воспринимается как более расслабленное, т. к. не в полной мере имеют возможность задуматься над негативными событиями, для них настоящее воспринимается как активный и изменчивый период жизни.
Студенты характеризуются ориентацией на собственное прошлое, оценкой его как позитивного периода жизни. Присутствует определенная цель и временная перспектива, лидеры убеждены в том, что именно от их деятельности будет зависеть их будущее, можно говорить о том, что будущее выступает для них целью деятельности в настоящем.
3. В целом студенты с низким статусом в группе оценивают и воспринимают прошлое, настоящее, и будущее положительно. Это позволяет нам говорить о субъектной позиции студентов в группе, по отношению ко времени своей жизни, об умении найти и использовать положительные стороны и моменты на каждом этапе своей жизни, в каждый ее момент. Студенты этой группы больше ориентированы на моменты времени позитивного прошлого, что приводит к усвоению некоторого опыта, позитивного или негативного, однако являющимся важным в жизни данного типа людей. Также есть определенная нацеленность на настоящее, где студенты в полной мере получают удовлетворение от происходящего, а также на поиск новых позитивных ощущений, что определяет ориентацию в большей степени на предстоящие события. Немало важен и тот факт, что таким студентам будущее кажется радостным, но при этом размытым и менее доступным.
4. По результатам данного исследования нами был разработан психологический тренинг «Путь к себе» для юношей и девушек, направленный на развитие лидерских качеств личности, коммуникативных навыков, формирование уверенности в себе, за счет оптимизации восприятия и переживания психологического времени.
Таким образом, гипотезы, выдвинутые в ходе работы, подтвердились, поставленные цели и задачи нами достигнуты
1. Абульханова К.А., Березина Т.Н. Время личности и время жизни. СПб.: Алетейя, 2001. 304 с.
2. Абульханова К.А., Рубинштейн С.Л. Ретроспектива и перспектива// Проблема субъекта в психологической науке. М.: Академический проект, 2000. С. 13-27.
3. Абульханова-Славская К.А. Социальное мышление личности: проблемы и стратегии исследования // Психологический журнал. 2006. №. 4. С. 39-55.
4. Абульханова-Славская К.А. Личностная регуляция времени //Психология личности в трудах отечественных психологов/ Сост. И общ.ред. Л.В. Куликова. СПб.: Питер,2001. С. 279-297.
5. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. С.126 - 149.
6. Агапов В.С. Проблема личности руководителя в отечественной психологии. М.: Академия, 2005. 75с.
7. Ананьев Б.Г., Психологическая структура личности и ее становление в процессе индивидуального развития человека // Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. И общ.ред. Л.В. Куликова. СПб.: Питер, 2001. С. 48-55.
8. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во ЛГУ, 1969. 249 с.
9. Ананьев Б.Г. К психофизиологии студенческого возраста // Современные психологические проблемы высшей школы. Л.: Изд-во ЛГУ, 1974. С. 3-15
10. Андреева Г.М. Социальная психология. 3-е изд-во. М.: Наука, 1994. 258с.
11. Антошкина Е.А. Время как объект познания философии и других наук. Брянск: Курсив, 2011. 119 с.
12. Арелайд А. Категория времени в современной науке и проблема человеческого времени. Изд-во АН ЭССР, Общественные науки, 1978. № 3. С. 268-280.
13. Артюнина А.А. Время биологическое и время субъективное: сравнительные характеристики. М: Вестник ИГЛУ. 2012. С.125-131.
14. Анцыферова Л.И. Психология повседневности: жизненный мир личности и «техники» ее бытия // Психологический журнал. 1993. Том 14, №2. С. 3-17.
15. Алешина Н.В. Оценка влияния развития социального интеллекта человека на его социометрический статус в группе // Среднее профессиональное образование. 2011. №1. С.46-49.
16. Ахундов М.Д. Концепции пространства и времени. Истоки, эволюция, перспективы. М.: «Наука». 1982. 220с.
17. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК». 1997. 349 с.
18. Буланова М.В. Педагогика и психология высшей школы: учеб. пособие. Ростов н/Д.: Феникс. 2007. 202с.
19. Бурлачук Л.Ф., Коржова Е.Ю. Психология жизненных ситуаций. М.: Российское педагогическое агентство. 1998. 263 с.
20. Бушов Ю.В., Несмелова Н.Н. Индивидуальные особенности восприятия человеком длительности интервалов времени // Физиология человека. 1994. № 3. С. 30-35.
21. Варчев А.Э. Социально-психологические характеристики особенностей современной учебной группы: дис. ... канд. психол. наук. М., 2003. 207с.
22. Вырчев А.О. Возрастная и педагогическая психология. / Под ред. А.В. Петровского. М.: Просвещение. 1973. 288 с.
23. Выготский Л.С. К вопросу о динамике детского характера // Собр. соч. в 6 т. Т.5: Основы дефектологии. М.: Педагогика. 1983. С. 153 - 165.
24. Гайденко П.П. Время. Длительность. Вечность. Проблема времени в европейской философии и науке. М.: Прогресс-традиция. 2006. 459 с.
25. Головаха Е.И. Жизненные перспективы и ценностные ориентации личности // Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. и общ.ред. Л.В. Куликова. СПб.: Питер. 2001. С. 256-269.
26. Головаха Е.И., Кроник А.А. Психологическое время личности. М.: Смысл. 2008. - 272 с.
27. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М.: Искусство. 1984. 350 с.
28. Гюйо М. Происхождение идеи времени. СПб.: Знание, 1989. 372 с.
29. Дерябина А.С. Теоретический анализ проблемы времени в психологии // Молодой ученый. 2010. Том 2, № 12. С. 73 - 76.
30. Дилигенский Г.Г., Социально-политическая психология. М.: Наука. 1994. 303 с.
31. Донцов Д.А., Донцова М.В. Психологические особенности юношеского (студенческого) возраста // Образовательные технологии. 2013. №2. С. 34-42.
32. Дроздова А.В. Экзистенциальное время как взаимосвязь вечности. М.: Изд-во МГУ. 1996. 137 с.
33. Жане П. Эволюция памяти и понятие времени / Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти / Под. Ю.Б. Гиппенрейтер В.Я. Романова. М.: Педагогика. 1979. С. 85-92.
34. Занадворова М., Овчинниковой Ю. Экзистенциальная психология. Экзистенция / Пер. с англ. М. Занадворова, Ю. Овчинниковой. М.: Апрель Пресс, ЭКСМО-Пресс. 2001. 160 с.
35. Ильинская Е.А. Эволюция психологического восприятия времени / Человек и образование. 2011. № 4. С.144-149.
36. Каган М.С. Время как философская проблема // Вопросы философии. 1982. № 10. С. 117 - 124.
37. Карандашев В.Н. Режимы психологического времени и саморегуляция личности // Психология личности и время жизни человека: Сборник научных докладов по материалам Всесоюзной научной конференции. ЧГУ.: Черновцы. 1991. С. 43-53.
38. Карандашев В.Н. Самоорганизация деятельности личности в контексте времени // Психология личности и время: Тез.докл. и выступл. Всесоюз. науч. конф. ЧГУ.: Черновцы. 1991. С. 4-6.
39. Карандашев В.Н. Темп психологического времени // Время деятельности личности: Психологические исследования. Сборник научных трудов. Черновцы: ЧГУ. 1991. С. 17-28.
40. Ковалев В.И. Личностное время как предмет психологического исследования / Психология личности и время: тезисы докладов и сообщений Всесоюзной научнотеоретической конференции. Черновцы.: Блиц-информ, 1991. С. 4 - 8.
41. Ковалев В.И. Личностное время и жизненный путь человека // Психология личности и время: Тез. Всес. конф. Том 1. Черновцы. 1991. С. 5-15.
42. Ковалев В.И. Особенности личностной организации времени жизни // Гуманистические проблемы психологической теории. М.: «Наука». 1995. С. 179-185.
43. Кондратьев Ю.М. Социальная психология студенчества: Учеб. пособие. М.: Московский психолого-социальный институт. 2006. 160с.
44. Кроник А.А., Головаха Е.И. Психологический возраст личности // Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб.: Питер. 2000. С. 246-256.
45. Козловский А.А. Природа времени и личностная саморегуляция // Психология личности и время жизни человека: Сборник научных докладов по материалам Всесоюзной научной конференции. Черновцы.: ЧГУ. 1991. С. 33-42.
46. Кублицкене Л.Ю. Личностные особенности организации времени. М.: Автореф. дис. канд. психол. наук. 1989. 17с.
47. Крымский С.Б. Культурно исторические предпосылки функционирования категории абсолютного // Философское мнение. 1980. №4. С. 45 - 54.
48. Лейбниц Г.В. Сочинения в четырех томах. Том 1. М.: Мысль. 1982. 636 с.
49. Лисаускане М. Новое поколение российского студенчества// Высшее образование в России. 2005. №10. С. 41-47
50. Лисенкова В.П. Об особенностях отражения времени человеком // Психологический журнал. 1981. Том 2, №1. С. 113-119.
51. Лисовский В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России. СПб.: СПбГУП, 2000. 508 с.
52. Логинова Н.А. Жизненный путь человека как проблема психологии // Вопросы психологии. 1985. №1. С. 103-110.
53. Логинова Н.А. Развитие личности и ее жизненный путь. М.: Принцип развития в психологии. 1978. С. 156-166.
54. Лой А.Н., Шинкарук Е.В. Время как категория социальноисторического бытия// Вопросы философии. 1979. №12. С. 73-86.
55. Максименко Л.А. Время в культуре сквозь призму теории Перспективы. М.: Челябинск. 2011. С. 143 - 149
56. Мандрикова Е.Ю. Современные подходы к изучению временной перспективы личности // Психологический журнал. 2008. Т. 29, №4. С. 54-65.
57. Маслоу А.Г. Мотивация и личность. СПб.: Евразия. 2001. 478 с.
58. Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. Учеб.пособие. СПБ: Речь. 2007. 388с.
59. Нестерова С.Б. Нарциссические корреляты лидерских способностей // Мир науки, культуры, образования. 2009. № 4 (16). С. 154 - 157.
60. Нестерова С.Б. Особенности подросткового сензитивного нарциссизма // Развитие человека в современном мире: Материалы V Всероссийской научно-практической конференции с международным участием / Под ред. Н.Я. Большуновой, О.А. Шамшиковой. Новосибирск, 2014. С. 202 - 213.
61. Нюттен Ж., Мотивация, действие и перспектива будущего: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии / под ред. Д. А. Леонтьева; [пер. с англ. Е. Ю. Патяевой и др.]. М.: Смысл, 2004. 607 с.
62. Олпорт Г. Личность в психологии. М.: КСП; СПб.: Ювента. 1998. С. 238 - 260.
63. Ральникова И.А. Психологическое здоровье и жизненные перспективы личности // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. 2019. №4(15). С. 121-126.
64. Ральникова И.А. Жизненные перспективы личности: психологический контекст. Барнаул: Изд-во АГУ, 2002. 151 с.
65. Ральникова И.А., Гурова О.С., Ипполитова Е.А. Жизненные перспективы молодежи в условиях социальных изменений: монография. Барнаул: Изд-во Алт. Ун-та, 2018. 336 с.
66. Рубинштейн С.Л. Человек и мир СПб.: Питер, 2002. 678 с.
67. Шаповаленко И.В. Психология развития и возрастная психология. Учебник и практикум для академического бакалавриата. М.: Юрайт 2019. С. 434.
68. Шмуракова М.Е. Влияние личностных особенностей на социально-психологический статус младшего подростка в классе // Вестник БДУ. 1999. № 1. С. 30-37.
69. Adler A. The practice and theory of individual psychology. New York: Humanities, 1929.
70. Beck A. T., Weishaar M. E. Cognitive Therapy. In: Corsini R. J. Current psychotherapies (4th ed.). Itasca, Ill.: Peacock, 1989, p. 285-320.
71. Bernstein D. A., Roy E. J., Srull Th. K., Wickens Ch. D. Psychology. Houghton Mifflin Co, Boston, 1988.
72. Bololoi D., Rizeanu S. Teaching gross motor imitation skills to children diagnosed with autism. Romanian // Journal of Psychological Studies. 2017 № 5 P. 17-23.
73. Corsini R. J. Introduction. In: Current psychotherapies (4th ed.). Itasca,
Ill.: Peacock, 1989, p. 1-16.
74. Doyle Ch. L. Explorations in Psychology. Brooks Cole Pub. Co, Monterey, California, 1987.
75. Field T. Imitation Enhances Social Behavior of Children With Autism
Spectrum Disorder // Review Behavioral Development Bulletin. 2017 Vol.
22, № 1 P. 86-93 64 Edwards L.A. A Meta-Analysis of Imitation Abilities in Individuals // With Autism Spectrum Disorders First published. 2014 Vol. 7, № 3 p. 363-380
76. Ming X., Brimacombe M., Wagner G.C. Prevalence of motor impairment in autism spectrum disorders // Brain and Development. 2007 №
29 (9). P. 565-570.