Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Изучение динамики показателей умственной работоспособности у студентов колледжа при воздействии цветовой фотостимуляции

Работа №89061

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы64
Год сдачи2022
Стоимость4300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
79
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Психология восприятия цвета. Психофизиологическое действие цвета на человека 6
1.1. Психология восприятия цвета. Неосознаваемая психологическая коррекция восприятия цвета 6
1.2. Психофизиологическое воздействие цвета на человека 18
Глава 2. Биоэлектрическая активность мозга. Умственный труд и умственная работоспособность 26
2.1. Биоэлектрическая активность мозга. Влияние цвета на
биоэлектрическую активность мозга 26
2.2. Умственный труд и умственная работоспособность 36
Глава 3. Эмпирическое исследование динамики показателей умственной работоспособности у студентов колледжа при воздействии цветовой фотостимуляции 47
3.1. Материалы и методы исследования 47
3.2. Результаты и обсуждения влияния цветовой фотостимуляции на показатели умственной работоспособности студентов колледжа 49
Заключение 55
Список использованной литературы 57
Приложения

Мы живем в мире, который от и до наполнен цветами. С самого начала своей жизни, практически каждый человек может наблюдать то, что его окружают множество разных цветов и оттенков. Но мы так редко задаемся вопросом о том, какое именно значение имеет цвет в нашей жизни. Наша тенденция видеть небо синим, солнце - желтым, а траву - зеленой, настолько сильна, что иных сочетаний мы не сможем представить, не используя свои интеллектуальные способности.
Цвета могут вызывать у человека какие-либо эмоции или же побуждать к действиям. Поведение, настроение, самочувствие - все это тесно связано с цветами, которые нас окружают.
Но все же, как цвет влияет на человеческую жизнь? Почему люди по - разному воспринимают цвета?
Интерес к проблеме изучения влияния цвета на человека достаточно высок. Врачи, философы, физики, психологи, психофизиологии, этнологи, художники и представители прочих профессий изучают ее на протяжении многих столетий.
Изучением взаимосвязи цветовой фотостимуляции (далее - ЦФС) и умственной работоспособности занимаются психологи и психофизиологии, но, несмотря на это тема взаимосвязи ЦФС и умственной работоспособности постоянно развивается среди психологов и ученых, на сегодняшний день она все равно остается малоизученной и именно этим можно обусловить её актуальность.
Поиск путей, которые могли бы повысить качество усвоения учебного материала среди студентов и школьников является открытой проблемой на протяжении продолжительного времени и стоит отметить, что именно умственная работоспособность определяет качество, поэтому изучение умственной работоспособности имеет большое значение.
Целью исследования было выявление влияния ЦФС на динамику показателей умственной работоспособности студентов колледжа.
Объектом исследования является умственная работоспособность студентов колледжа.
Предметом исследования является влияние ЦФС на показатели умственной работоспособности.
Для реализации поставленной цели были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать литературу, связанную с проблемой работы;
2. Изучить принципы цветового восприятия;
3. Рассмотреть влияние ЦФС на показатели умственной работоспособности;
4. Подобрать инструментарий для диагностики динамики показателей умственной работоспособности студентов колледжа;
5. Охарактеризовать выборку и проанализировать результаты
исследования.
Гипотеза исследования основана на предположении, что систематическая ЦФС красным цветом будет увеличивать значения показателей умственной работоспособности.
Теоретико-методологические основания:
Труды зарубежных и отечественных психологов и психофизиологов, которые посвящены изучению темы влияния цвета на человека (Б.А. Базыма [5],[6]; Г.Э. Бреслав [9]; В.В. Маркин, Л.Д. Маркина [33], М.Е. Сандорминский [46]).
Эффект воздействия цветостимуляции на ситуативную тревожность и умственную работоспособность студентов первого курса (М.В. Яценко, Н.З. Кайгородова [63]).
Влияние цветовой фотостимуляции на показатели умственной работоспособности (М.В. Яценко, Н.З. Кайгородова [64]).
Методы и методики исследования: 
2. Методы сбора эмпирических данных: корректурная проба
В.Я. Анфимова (Приложение 1), авторская программа М.В. Яценко для проведения цветовой фотостимуляции (режим доступа: https://perfectrum.github.io/color_stimulation/) [63];
3. Математико-статистические методы обработки данных: U-критерий Манна-Уитни.
Выборка составила 30 человек.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, 3 глав, заключения, списка литературы, в котором 69 источников, из них 5 на иностранном языке, в работе имеются 9 рисунков и 1 приложение.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Безусловно, цвет и его способности занимают огромное место в жизни человека, они оказывают большое влияние на состояние центральной нервной системы людей. Занимаясь изучением способностей цвета и его влияния на психофизиологический статус организма человека, в будущем можно добиться огромных результатов по увеличению работоспособности, умственных показателей. Это, несомненно, значительно облегчит жизнь многим людям.
Из представленных выше результатов проведённого исследования мы наблюдали достоверное улучшение динамики практически всех показателей в экспериментальной группе, где цветовая фотостимуляция проводилась красным цветом частотой 10 Гц. На протяжении всего эксперимента у студентов экспериментальной группы чётко прослеживалась положительная динамика показателей, фотостимуляция красным цветом их не утомляла, не раздражала, поддерживала их заинтересованность в прохождении эксперимента, задавала установки на качество, даже при снижении количественных результатов. Скорее всего, это связано с тем, что при цветофотостимуляции в экспериментальной группе, имела место коррекция центральной нервной системы в наиболее оптимальный режим для восприятия, переработки и реагирования на поступающую студентам информацию.
Результаты проведённого исследования можно считать подтверждением гипотезы о том, что цветовая фотостимуляция красным цветом частотой 10 Гц положительно сказывается на динамике показателей умственной работоспособности студентов колледжа.
Исследование имеет важное практическое значение, так как в будущем, проведённое исследование может помочь улучшить качество усвоения учебного материала не только студентов, но и школьников, так как оно было направлено на изучение умственной работоспособности, а именно она определяет качество усвоения учебного материала.



1. Алейникова Т.В. Возрастная психофизиология. М.: Феникс, 2007. 288 с.
2. Алипов Н.Н. Основы медицинской физиологии: учебное пособие/Н. Н. Алипов, 2008. 303с.
3. Антропова М.В. Работоспособность учащихся и ее динамика в процессе учебной и трудовой деятельности. М.: Просвещение, 1967. 251с.
4. Базарный В.Ф. Дитя человеческое. Психофизиология развития и регресса. М.: Концептуал, 2015. 432 с.
5. Базыма Б.А. Взаимосвязь цветовых предпочтений и идентификации с цветом. Материалы конференции «Актуальные вопросы практической психологии и логопедии в учреждениях образования и охраны здоровья Украины». Харьков, 1998. С. 106-109.
6. Базыма Б.А., Густяков Н.А. О цветовом выборе как индикаторе эмоциональных состояний в процессе решения малых творческих задач. Вестник ХГУ. Харьков, 1988. № 320. С. 22-25.
7. Безруких М.М., Фарбер Д.А. Физиология развития ребенка (теоретические и прикладные аспекты). М.: Образование от А до Я, 2010. 500 с.
8. Бойко Е.И. Механизмы умственной деятельности. М.: Педагогика, 1976. 248с.
9. Бреслав Г.Э. Цветопсихология и цветолечение для всех. СПб.: Б.&К. 2000. 212 с.
10. Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: кн. для воспитателя дет. сада / Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер; ред. Л.А. Венгера. М.: Просвещение, 1988. 144 с.
11. Виноградов М.И. Общая характеристика основных форм трудовой деятельности // Руководство по физиологии труда. М., 1969. 40 с.
12. Введенский Н.Е. Собрание сочинений, М.: Гилея, 1993. Т.1. 288 с.
13. Гете Й.В. Трактат о цвете. Избранные сочинения поестествознанию. М., 1957. 256 с.
14. Гладыш А.В., Горев А.С., Фарбер Д.А. Отражение индивидуальных особенностей скорости переработки информации в параметрах ЭЭГ детей школьного возраста. Физиология человека, 1995. С. 99-110.
15. Годнев И.В. «К учению о влиянии солнечного света на
животных». Казань, 1882. 125 с.
16. Грибков В.А. Методика восстановления умственной и физической работоспособности средствами физической культуры в процессе учебно-трудовой деятельности. М., 1995. 26 с.
17. Данилова Н.Н. Психофизиология. М.: Аспект Пресс, 2002. 368 с.
18. Жирмунская Е.А. Клиническая электроэнцефалография. М.: Мэйби, 1991. 77 с.
19. Запорожец А.В. Формирование восприятия цвета у дошкольников / А.В. Запорожец; ред. Л.А. Венгера. М.: Просвещение, 1969. 196 с.
20. Зенков Л.Р. Клиническая электроэнцефалография с элементами эпилептологии. М.: МЕДпресс-информ, 2002. 359 с.
21. Измерова Н.Ф. Гигиена труда: учебник / Под ред. Н.Ф. Измерова, В.Ф. Кириллова. М.: ГЭОТАР - Медиа, 2015. 592 с.
22. Кайгородова Н.3., Яценко М.В. Исходный уровень активации и эффективность умственной работоспособности в зависимости от индивидуально-типологических особенностей (закона Йеркса-Додсона). «Валеология» 2001. №4 с. 31-36 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=22491783 (дата обращения: 14.10.2021).
23. Кайтуков В.М. Эволюция диктата. Опыты психофизиологии истории. М.: Огни, 1990. 416 с.
24. Каменская В.Г. Детская психология с элементами психофизиологии. М.: Форум, 2015. 288 с.
25. Каратыгин Н.А. Электрофизиологические корреляты различной результативности интеллектуальной деятельности: Автореф. дис. канд. биолог. наук. М., 2015. 25 с.
26. Керлот Х.Э. Словарь символов. М., 1994. С. 410-600.
27. Кирой В.В. Электроэнцефалография. Ростов-на-Дону, 2008. 264 с.
28. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. М.: Наука, 1983. 368 с.
29. Комарова Т.С. Цвет в детском изобразительном творчестве дошкольников / Т.С. Комарова, А.В. Размыслова. М.: Просвещение, 2002. 148 с.
30. Леонова А.Б. Функциональные состояния и работоспособность человека в профессиональной деятельности // Психология труда, инженерная психология эргономика / Под ред. Е.А. Климова. М: Юрайт, 2015. 13 с.
31. Лурия А.Р. Очерки психофизиологии письма. М., Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1984. 84 с.
32. Лучинин А.С. Психофизиология. Конспект лекций. М.: Феникс, 2014. 255 с.
33. Маркин В.В., Маркина Л.Д. Уровень активации мозга и успешность обучения // Здоровье и образование в XXI веке. 2008. Т.10 №1. С. 116-117.
34. Мусина С.В., Егорычева Е.В., Татарникова М.К. Физиологическая и умственная работоспособность студентов и влияние на нее различных факторов//Известья волгоградского государственного технического университета № 5. 2008.
35. Николаева Е.И. Психофизиология. Психологическая физиология с основами физиологической психологии. М.: ПЕР СЭ, 2008. 24с.
36. Орлов Р.С. Нормальная физиология / Р.С. Орлов, А.Д. Ноздрачев - 2-е изд., исправл. и доп., 2010. 832 с.
37. Осипова М.А., Арьков В.В., Тоневицкий А.Г. Модуляция альфа- ритма и вегетативного статуса человека с использованием цветовой фотостимуляции. // Бюллетень экспериментальной биологии и медицины. 2010, № 6. C. 699-703.
38. Онтогенез. Адаптация. Здоровье. Образование: учебно¬
методический комплекс. Книга III: Адаптация и здоровье студентов: учебно-методическое пособие / отв. ред. Э.М. Казин. Кемерово, 2015. 499 с.
39. Основы психологии: Практикум / Ред.-сост. Л.Д. Столяренко. Изд-е 7-е. Ростов н/Д: Феникс, 2006. 704 с.
40. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. М.; Воронеж, 2000. 304 с.
41. Психогенетика /И.В. Равич-Щербо, Т.М. Марютина, Е.Л. Григоренко. Под ред. И.В. Равич-Щербо - М.: Аспект Пресс, 2000. 447 с.
42. Рождественская В.И. Влияние силы нервной системы и уровня активации на успешность монотонной работы // «Вопросы психологии», 1973. №5. С. 49-58.
43. Рыбников О.Н. Психофизиология профессиональной
деятельности. М.: Академия, 2015. 320 с.
44. Савеленко А.Д. Изучение влияния цвета на восприятие
человека//Молодой ученый. Международный журнал. №22 (260), 2019. С. 644-650. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
file:///D://moluch_260_ch9_ee9jFvv.pdf(дата обращения 07.06.2022).
45. Савченков Ю. И. Основы психофизиологии. М.: Феникс, 2007. 352 с.
46. Сандомирский М.Е. Аудиовизуальная стимуляция в групповой психотерапии // Медицинская наука: материалы республ. конференции молодых ученых Республики Башкортостан. Уфа, 2003. 189 с.
47. Свидерская Н.Е., ПрудниковВ.Н., Антонов А.Г. Особенности ЭЭГ-признаков тревожности у человека // Физиология человека. 1990. Т. 16. №3. 8 с.
48. Селиверстова В.В. Диагностика функционального состояния: учебное пособие /В.В. Селиверстова, Д.С. Мельников; Национальный гос. ун-т физ. культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург. СПб., 2015. 93 с.
49. Семенович А.А. Физиология человека: учебное пособие. Минск: Выш. Шк., 2009. 544 с.
50. Серов Н.В. Цвет культуры: психология, физиология. СПб: Речь, 2003. 672 с.
51. Смирнов В.М. Физиология сенсорных систем и высшая нервная деятельность: Учебное пособие для студ. высш. учеб, заведений / В.М. Смирнов, С.М. Будылина - М.: Академия, 2003. 304с.
52. Собчик Л.Н. Введение в психологию индивидуальности. Теория и практика психодиагностики. М.: ИПИ, 1997, 2001. С. 200-383.
53. Собчик Л.Н. Модифицированный восьмицветовой тест Люшера. Практическое руководство. СПб., 2001, 2002. 128 с.
54. Солодков А.С. Руководство к практическим занятиям по физиологии человека// Учебное пособие для вузов физической культуры.- Москва: Советский спорт, 2006. - 163 с.
55. Солодков А.С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: Учебное пособие/А.С. Солодков, Е.Б. Сологуб Изд. 2-е, испр. и доп. М.: Олимпия Пресс, 2005. 528 с.
56. Судаков К.В. Физиология. Основы и функциональные системы: Курс лекций / под ред. К. В. Судакова. М.: Медицина, 2000. - 784 с.
57. Сыренский В.И. Психофизиология здоровья. М.: Каро, 2008. 192 с.
58. Теплов Б.М. Психология и психофизиология индивидуальных различий. М.: МПСИ, МОДЭК, 2009. 640 с.
59. Тремаскина Е.В., Разбежкина Е.П. К проблеме взаимосвязи цвета и характера человека. //Молодой ученый 2016. С . 659-663.
60. Федотчев А.И. Неспецифические механизмы адаптации ЦНС к прерывистым раздражениям, спектральная структура ЭЭГ и оптимальные параметры ритмических сенсорных воздействий / А.И. Федотчев, А.Т. Бондарь // Успехи физиол. наук. 1996. Т. 27, №4. С. 44-62.
61. Циферов И. «Цвет влияет на принятие решений». //ITnews, 2009 г.
62. Яньшин П.В. Эмоциональный цвет. Самара: СамГПУ, 1996. 218 с.
63. Яценко М.В., Кайгородова Н.З. Эффект воздействия цветостимуляции на ситуативную тревожность и умственную работоспособность студентов первого курса. Известия Алтайского государственного университета, 2014. № 2-1(82).
64. Яценко М.В., Кайгородова Н.З. Влияние цветовой фотостимуляции на показатели умственной работоспособности // «Мир науки» 2017. Т.5. №2. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://mir- nauki.com/PDF/49PSMN217.pdf(дата обращения: 16.11.2021).
65. Klimesch W., Schimke H., Schwaiger J. Episodic and semantic memory: an analysis in the EEG theta and alpha band // Electroencephalogr. Clin. Neurophysiol. 1994, v. 91. P. 428-441.
66. Klimesch W. EEG alfa and theta oscillations reflect cognitive and memory performance: a review and analisys // Brain research reviews. 1999, v. 29. P. 169- 195.
67. Lu..scher M. Die Farbwahl als psychosomatischer Test. Dtsch. Med. Journal. №11, v.12, 1961.
68. Williams J., Ramaswamy D., Oulhaj A. 10 Hz flicker improves recognition memory in older people // BMC Neuroscience. 2006, v.7 - P. 230-237.
69. Williams J.H. Frequency-specific effects of flicker on recognition memory. // Neuroscience. - 2001, № 104. P. 283-286.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ