Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Эмпатия студентов в контексте их психологических особенностей

Работа №89058

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы80
Год сдачи2022
Стоимость4240 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
127
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Эмпатия и психологические особенности человека 6
1.1. Теоретические основы изучения эмпатии 6
1.2. Факторы, влияющие на развитие эмпатии 14
1.3. Психологические особенности лиц юношеского возраста 20
Глава 2. Эмпирическое исследование эмпатии студентов в контексте их психологических особенностей 28
2.1. Организация и методы эмпирического исследования эмпатии студентов в контексте их психологических особенностей 28
2.2. Анализ результатов исследования 42
2.3. Разработка сайта для студентов исследующих феномен эмпатии 46
Заключение 52
Список использованной литературы 54
Приложение

Проблема гуманизации общества на сегодняшний день остро стоит в современном обществе. В связи с этим, переоценить значение феномена эмпатии достаточно сложно. Одна из основных задач человечества состоит в том, чтобы научиться строить взаимоотношения, на основе уважения к индивидуальности каждого индивида.
В повседневной жизни и в творчестве гуманизация отношений между людьми представляет собой не что иное, как проявление сочувствия, сострадания, сопереживание другому человеку, в умении понимать его печали и радости.
В психологии перечисленные ранее способности определяются термином «эмпатия». Понятие «эмпатия» в современной психологической науке имеет много значений. Многозначность этого термина обусловлена тем, что в психологической литературе понятию «эмпатия» соответствует большое количество трактовок (например, эмпатическое взаимодействие, эмпатийные реакции, эмпатические способности, эмпатийные отношения).
К настоящему времени проблемы эмпатии разрабатываются в основном для решения практических задач: облегчения взаимодействия людей в группе, адаптации ребёнка к миру взрослых, управления социальными группами, усовершенствования техники психотерапии [25].
Для юношей важно занять значимое место среди сверстников, быть признанным по различным личностным параметрам в группе или лидером в своем коллективе. Трудности связаны, прежде всего, с поиском устойчивого набора социальных ролей, а также умением эмпатически воспринимать и адекватно отражать их. Одним из стрессогенных факторов для юношей являются конфликтные ситуации, возникающие из-за несовпадения восприятия и оценок различных событий, нежелания понимать, низкого уровня способности сочувствовать, сопереживать другим людям (В.В. Микаэловна).
Особый интерес представляют работы, в которых эмпатия рассматривается в контексте психологических, индивидуально-личностных особенностей человека, или их взаимосвязь (В. В. Микаэловна, Н.Г. Шпагова, Б.М. Теплов, Д.Л. Петрович).
Цель исследования: исследовать эмпатию студентов в контексте их психологических особенностей.
Объект исследования: эмпатия.
Предмет исследования: эмпатия студентов в контексте их психологических особенностей.
Понятийно-категориальный аппарат (рабочие понятия): эмпатия, эмпатическая забота, экстраверсия, интроверсия, нейротизм, личностный дистресс, децентрация, направленность личности.
Гипотеза исследования: существует связь между процессами и особенностями проявления эмпатии и психологическими особенностями студентов (экстраверсия/интроверсия, нейротизм, направленность личности человека).
Задачи исследования:
1. Изучить феномен понятия эмпатия;
2. Создать исследовательский дизайн;
3. Провести исследования психологических особенностей студентов с разным уровнем эмпатии;
4. Интерпретация полученных исследовательских данных.
Теоретико-методологическая база исследования:
• интегративный подход к изучению феномена эмпатии (И.М. Юсупов, Э. Дэвис, В.В. Бойко, К. Роджерс),
• теоретические подходы к изучению эмпатии зарубежных и отечественных психологов (В.В. Бойко, Т. П. Гаврилова, Е.А.
Горбатова, Д. Гоулман, Т. Д. Карягина, К. Роджерс, И.М. Юсупов, М. Хоффман),
• социально-психологическая модель эмпатии М. Дэвис.
Методы исследования: анализ литературы, эмпирическое исследование.
Методика исследования:
1. «Диагностики уровня поликоммуникативной эмпатии» И.М. Юсупова;
2. Многофакторный тест эмпатии М.Дэвис;
3. Личностный опросник Г. Ю. Айзенка (вариант А);
4. Ориентационная анкета Б. Басса.
Методы анализа данных: сравнение по непараметрическому критерию Манна-Уитни, метод корреляционного анализа Спирмена, реализованный с помощью статистического пакета «IBM SPSS Statistics 23».
Эмпирическая база: студенты 17-23 лет.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы из 61 источника, из них 8 на иностранном языке, в работе имеется 8 рисунков, 10 таблиц и 6 приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В настоящее время, в современном обществе остро стоит проблема гуманизации общества. Исходя из этого, переоценить значение феномена эмпатии достаточно сложно. Проведённый анализ литературы и исследований эмпатии показал, что понятие «эмпатия» в современной психологической науке имеет много значений. Многозначность этого термина обусловлена тем, что в психологической литературе понятию «эмпатия» соответствует большое количество трактовок (например, эмпатическое взаимодействие, эмпатийные реакции, эмпатические
способности, эмпатийные отношения).
Изучая литературы по теме психологических особенностей юношеского возраста, мы пришли к выводу о том, что для юношей важно занять значимое место среди сверстников, быть признанным по различным личностным параметрам в группе или лидером в своем коллективе. Трудности могут быть связаны, прежде всего, поиском устойчивого набора социальных ролей, а также умением эмпатически воспринимать и адекватно отражать их. Одним из стрессогенных факторов для юношей являются конфликтные ситуации, возникающие из-за несовпадения восприятия и оценок различных событий, нежелания понимать, низкого уровня способности сочувствовать, сопереживать другим людям (В. В. Микаэловна).
Также анализ литературы показал, что современные исследователи, чаще всего объединяют в своих определениях эмпатии её аффективный и когнитивный аспекты.
Рассматривая половозрастные факторы формирования эмпатии, следует отметить, что связь пола и эмпатии представляет большой интерес для многих исследователей. Несмотря на то, что эмпатию часто принято считать как что-то автоматическое, само собой разумеющееся, на самом деле она является продуктом научения, социализации и социального взаимодействия (А. Bohart и L. Greenberg, Т.Д. Карягина). Из этого можно заключить, что важную роль в формировании эмпатии играют взаимоотношения в семье. Развитие эмоциональности в юности тесно связано с индивидуально-личностными свойствами человека, с его самосознанием, с его самооценкой. Все это обусловлено усилением личностного контроля, самоуправления, новой стадией развития интеллекта, открытием своего внутреннего мира.
Большой интерес представляло исследование эмпатии в контексте психологических особенностей юношей. Для этого нами было проведено исследование с помощью 4 методик:
1. «Диагностики уровня поликоммуникативной эмпатии» И. М. Юсупова;
2. Многофакторный тест эмпатии;
3. Личностный опросник Г. Ю. Айзенка (вариант А);
4. Ориентационная анкета Б. Басса.
В исследовании принимали участие 50 студентов, 32 из которых женского пола, 18 - мужского.
Гипотеза о наличии взаимосвязи между процессами, особенностями проявления эмпатии и такими психологическими особенностями как экстраверсия-интроверсия, нейротизм, личностная направленность подтвердилась.
Наиболее значимыми оказались связи между шкалами:
• Децентрации и эмпатии с незнакомцами (р < ,384**)
• Эмпатической заботы и направленности на общение (р < ,381**)
• Нейротизма и личного дистресса (р < ,649**)
Также на уровне р < 0,05 отрицательно коррелируют:
• Децентрация и направленность на себя (р < -,334*)
• Эмпатическая забота и направленность на себя (р < -,359*)



1. Алаева М. В. Эмпатия как один из инструментов понимания психического состояния другого человека // Инженерные технологии и системы. 2011.
2. Алексеева, Л. В. Мотивация и эмоции: учебное пособие / Тюмень : Изд-во Тюм. гос. ун-та, 2011. 427 с.
3. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л., 1968. 337 с.
4. Ананьев Б.Г. Генетические и структурные взаимосвязи в развитии личности // Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб.: Питер, 2001. С. 178-188.
5. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1980. 232 с.
6. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер. 2001.
7. Ананьева К. И., Харитонов А. Н. Методологические проблемы исследования окуломоторной активности в коммуникативных ситуациях // Психологические и психоаналитические исследования. Ежегодник 2010¬2011. М.: Московский институт психоанализа, 2011. С. 37-49.
8. Андреева И. Н. Эмоциональный интеллект и эмоциональная креативность: специфика и взаимодействие : монография. Новополоцк : ПГУ, 2020. 356 с.
9. Анцыферова Л. И. Некоторые теоретические проблемы психологии личности // Вопр. психол. 1978. № 1. С. 37-50.
10. Анцыферова Л.И. Психологическое учение о человеке: теория Б.Г. Ананьева, зарубежные концепции, актуальные проблемы // Психологический журнал. 1998. № 1. С. 3-15.
11. Балин В.Д. О структуре индивидуального сознания // Психологические проблемы самореализации личности. СПб.: С. -Петерб. гос. университет, 1997. С. 47-57.
12. Басова А. Г. Понятие эмпатии в отечественной и зарубежной психологии // Молодой учёный. 2012. № 8 (43). С. 254-256.
13. Басова А. Г. Формирование эмпатии // Молодой учёный. 2013. С. 631-633.
14. Бодалев А.А. Познание человека человеком. Возрастной, гендерный, этнический и профессиональный аспекты // Речь. 2005. 324 с.
15. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. 1979. С. 23-24.
16. Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других // Москва. 1996. 2.
17. Бреслав Г.М. Психология эмоций : учебное пособие для вузов. М. : Смысл, 2004. 544 с.
18. Вилюнас В. Психология эмоций: учеб. пособие для вузов. СПб. : Питер, 2006. 496 с.
19. Выготский Л. С. Собрание сочинений: Вопросы теории и истории психологии / Под. ред. А. Р. Лурия, М. Г. Ярошевского. М.: Педагогика, 1982. 488 с.
20. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М. : Изд - во Академ. пед. наук, 1960. 560 с.
21. Гаврилова Т. П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии // Вопросы психологии. 1975. № 2. С. 147-157.
22. Гаврилова Т. П. Утверждение эмпатиии // Журнал практического психолога. 2008. № 5. С. 204-216.
23. Данилова Н.Н. Психофизиология : учебник для вузов М.: Аспект Пресс, 2012. 368с.
24. Джанерьян С. Т. Психология эмоций и воли: учебное пособие. Ростов-на-дону. 2016. 142 с.
25. Долгова В. И., Мельник Е. В., Петрова Н. М. Феномен эмпатии в психологических исследованиях // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. С. 86-90. URL: http://e-koncept.ru/2015/95524.htm/(дата обращения: 16.05.2022).
26. Донцов Д.А., Донцова М.В. Психологические особенности юношеского (студенческого) возраста // Образовательные технологии. Москва, 2013. 35 с.
27. Звенигородская М. А. Значимость феномена эмпатии в современном обществе // Молодой учёный. 2019. № 12 (250). С. 244-247.
28. Зимняя И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. Москва: Логос, 1999. 382 с.
29. Изард К. Эмоции человека. Москва : Директ-Медиа, 2008. 954 с.
30. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб.: Питер, 2001. 752 с.
31. Карелин А. Большая энциклопедия психологических тестов. Эксмо, 2007. 416 с.
32. Карягина Т.Д., Будаговская Н.А., Дубровская С.В. Адаптация многофакторного опросника эмпатии М. Дэвиса // Консультативная психология и психотерапия. 2013. № 1. С. 202-227.
33. Карягина Т.Д., Кухтова Н.В. Тест эмпатии М. Дэвиса: содержательная валидность и адаптация в межкультурном контексте // Консультативная психология и психотерапия. 2016. С. 33-61.
34. Кон И.С. Психология ранней юности / И.С. Кон. Москва: Просвещение, 1989. 255 с.
35. Кузьмина В. П. Теоретический аспект исследования эмпатии как актуальная проблема современной психологии // Вестник Вятского государственного университета. 2007. 6 с.
36. Клименкова Е.Н., Развитие способности к эмпатии в подростковом и юношеском возрастах : автореферат дис. ... кандидата психологических наук : 19.00.13 / Клименкова Елизавета Николаевна; [Место защиты: Моск. гос. психол.-пед. ун-т]. Москва. 2019. 27 с.
37. Махиянова Е.Б., Андреюк Д.С. Эмпатия: нейрофизиологические механизмы и эволюционный смысл. Человек. 2018. С. 29-39.
38. Менджерицкая Ю.А. Эмпатия личности и ее роль в возникновении ситуаций затрудненного и незатрудненного общения // Психология затрудненного общения. М., 2001. С. 165-179.
39. Муканов М.М. Учет индивидуальных особенностей в общении. Алматы, 1961.
40. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Азбуковник, 1999. 944 с.
41. Панкова М.В. К вопросу об особенностях эмпатии. Соционика, ментология и психология личности. 2002. № 2. С. 35-40.
42. Пожариский И. Эмпатия // Содружество психологов и реабилитологов.
43. Райгородский, Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебник / Д.Я. Райгородский. - Санкт-Петербург : Бахрах-М, 2006. 672 с.
44. Роджерс К. Эмпатия // Психология эмоций. М., 1984. С.235-237.
45. Рубинштейн, С.Л. // Основы общей психологии: учеб. пособие для вузов СПб.[и др.] : Питер, 2008. 713с.
46. Сироткина, И. Эмоциональный интеллект (EQ) / И. Сироткина. - Текст: непосредственный // Управление персоналом. 2006. С. 45-52.
47. Собкин, В.С., Федотова, А.В. Подросток в социальных сетях: к вопросу о социально-психологическом самочувствии // Национальный психологический журнал. 2018. С. 23-36.
48. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М., Изд-во Института Психотерапии. 2002. C.153-156.
49. Франкл В. Человек в поисках смысла / В. Франкл, пер. с англ. и нем. Москва: Прогресс, 1990. 368 с.
50. Фромм Э. Психоанализ и этика / Э. Фромм, пер. с англ. Москва, 1993. 415 с.
51. Цукерман Г.А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов / Г.А. Цукерман. Москва: Интерпакс, 1994. 160 с.
52. Шнайдер М. И. / Эмпатия как форма отражения другого человека // Гуманизация образования. 2016. 32 с.
53. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / Э. Эриксон, пер. с англ. Москва: Прогресс, 1996. 344 с.
54. Adler, G. Psychotherapy of the narcissistic personality disorder patient: Two contrasting approaches // The American Journal of Psychiatry. 1986. 143. P. 430-436.
55. Akhtar, S. Narcissistic personality disorder: Descriptive features and differential diagnosis // Psychiatric Clinics of North America. 1989. P. 505-530.
56. Akhtar, S. The shy narcissist // New clinical realms. Pushing the envelope of theory and technique / Northvale, NJ: Jason Aronson, 2003. P. 47-58
57. American Psychiatric Assocation (APA) (1994), DSM IV. Manuale diagnostico e statistico dei disturbi mentali, tr. it. Masson, Milano, 1995. 134.
58. American Psychiatric Association (APA) (1980), DSM III. Manuale diagnostico e statistico dei disturbi mentali, tr. it. Masson, Milano, 1983.
59. Hoffman, M.L. Sex differences in empathy and related behaviors // Psychol. Bull. 1977. P. 712-722.
60. Kohut, H. Forms and transformations of narcissism // Journal of the American Psychoanalytic Association. 1966. P. 243-272.
61. Mccain, J., Campbell, W. K. Narcissism and Social Media Use: A Meta- Analytic Review // Psychology of Popular Media Culture. 2018. P. 308-327.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ