Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Гендерные особенности переживания ревности в юношеском возрасте

Работа №89053

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы80
Год сдачи2022
Стоимость4225 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
353
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретико - методологические основания исследования
переживания ревности в юношеском возрасте 7
1.1. Определения ревности в зарубежной и отечественной психологической
литературе 7
1.2. Особенности проявления и переживания ревности в юношеском
возрасте 21
1.3. Особенности гендерных переживаний ревности у юношей и девушек 28
Глава 2. Эмпирическое исследование гендерных особенностей переживания ревности в юношеском возрасте 39
2.1. Программа исследования 39
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования гендерных
особенностей переживания ревности в юношеском возрасте 43
2.3. Программа психологического тренинга «Как победить ревность и
неуверенность в отношениях» 52
Заключение 55
Список использованной литературы 58
Приложения 63


Важное место в отношениях занимает чувство ревности. Ревность - это негативное чувство в партнерских отношениях, которое сопровождается: страхом, недоверием, «накручиванием» негативных мыслей по причине того, что человек не хочет делить с кем-то своего партнера. Чувство ревности является одним из тех аспектов человеческой жизни, которые не меняются с течением времени.
Переживания ревности служат достаточно частым поводом для обращения к консультирующим психологам. Об этом свидетельствуют данные американских психологов: примерно треть обращений за помощью связана именно с проблемой ревности [47].
Темы, посвященные переживанию ревности и гендерным особенностям ее проявлений, не утрачивают свою актуальность уже много лет, ведь проблема ревности затрагивает не только пары, но и друзей, детей, родителей, братьев и сестер. Ревность является актуальной в рамках психологии как феномен дружеских, супружеских и любовных отношений, так и в психиатрии как патологическое явление, чувство ревности затрагивает физические и эмоциональные реакции, являясь причиной множества психосоматических расстройств, таких как: бессонница, головные боли, болезни, связанные с сердцем, пищеварением и т.д.
Изучение феномена ревности отражено в работах зарубежных и отечественных психологов. Так, феномен ревности раскрыт в рамках эволюционного подхода (Д. Басс [61]), описывающих в своих разработках гендерные различия в переживаниях ревности, характеристики социального статуса партнера и самооценки как ее детерминанты. В психоаналитическом направлении ревность рассматривается как проекция, защитный механизм, а также связывается с нарушениями привязанности к родителям (З. Фрейд [63], М. Кляйн [27], К. Хорни [53] и др). Авторы когнитивно - бихевиорального подхода описывают целый ряд переменных, связанных с возникновением ревности, и обозначают ревность как форму самостоятельного тревожного расстройства (Р. Лихи [31]). В рамках отечественного подхода эмпирические исследования по изучению взаимосвязи между показателями ревности с эмоциональными свойствами личности представлены в психологии личности (Я. Спиридонов [45], Е.П. Ильин [24], Н.В. Дмитриева [29] и др.).
С проявлениями ревности сталкиваются и в юношеском возрасте, где ревность приобретает драматические переживания. Связано это главным образом с тем, что в этот период времени все девушки и юноши ощущают чувство неуверенности, неполноценности, незрелость и повышенную эмоциональность.
Юношество характеризуется повышенной эмоциональной возбудимостью, это может быть: вспыльчивость, перемена настроения, беспокойство, так же в этом возрасте начинают задумываться о поиске спутника жизни, появляется потребность в интимности с определенными людьми, которую удовлетворить крайне трудно. В связи со всем вышесказанным и развивается такое чувство как ревность.
Чувство ревности существовало всегда, и, невзирая на то, что есть большое количество различных понятий, классификаций и взглядов о ревности, остается много нерешенных вопросов, например как проявляется ревность у юношей и девушек по-отдельности, как переживают ревность люди, состоящие в длительных и кратковременных отношениях и т.д.
Эмпирическое изучение ревности необходимо как с теоретической, так и с практической точек зрения. В частности, необходима разработка проблемы в контексте выявления причин и механизмов возникновения и поддержания чувства ревности, ее связи с различными особенностями личности, а также разработки способов работы с данным состоянием.
Цель исследования - изучение гендерных и половых особенностей переживаний ревности у юношей и девушек в возрасте от 18 до 21 года.
Объект исследования - переживание ревности.
гендерные и половые особенности
переживания ревности в юношеском возрасте.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать научные взгляды отечественных и зарубежных психологов на проблему ревности;
2. Изучить классификацию основных видов ревности и представить ее развернутую типологию;
3. Рассмотреть гендерные особенности переживания ревности у юношей и девушек;
4. Подобрать методический инструментарий для диагностики особенностей переживания ревности у юношей и девушек;
5. Охарактеризовать выборку и проанализировать результаты исследования.
Гипотезы исследования основаны на следующих предположениях:
Существуют различия в особенностях переживания ревности у юношей и девушек, обусловленные их гендерными характеристиками.
Существует взаимосвязь между высокими показателями переживания ревности и компонентами ревности в группе девушек.
Существует взаимосвязь между уровнем переживания ревности и уровнем самооценки у юношей и девушек.
Теоретико - методологические основания:
Труды зарубежных и отечественных психологов, посвященные изучению темы ревности (Г.М. Бреслав [6], Е.П. Ильин [24], З. Фрейд [63], Р. Мей [36] и др.).
Многомерная теория ревности Пфайффера [65] и Вонга [65], где описываются когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты ревности.
Теория гендерных схем С. Бем [3], которая изучает психологические характеристики маскулинности, феминности и андрогинности.
Описание самооценки в юношеском возрасте (Т.Г. Волкова [11]).
Методы и методики исследования:
1. Теоретико - методологический анализ источников по проблеме исследования;
2. Методы сбора эмпирических данных: методика оценки переживания ревности, разработанная Л. М. Чурсановой [57]; «Многомерная шкала ревности» Прайффера и Вонга [65]; «Полоролевой опросник» С. Бем [3]; опросник «Определение уровня самооценки» С.В. Ковалёв [55];
3. Математико - статистические методы обработки данных: U - критерий Манна - Уитни, корреляционный анализ Спирмена. Обработка данных проводилась с помощью пакета прикладных программ статистической обработки данных «SPSS» 23.
Выборка исследования составила 60 человек. Испытуемые были отобраны методом случайной выборки.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы, в котором 68 источников, из них 8 на иностранном языке, в работе имеются 8 рисунков, 13 таблиц и 10 приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Изучение ревности как сложного психологического феномена в настоящее время представляет особый интерес.
Наука дает нам массу разнообразных объяснений, указывающих на корни возникновения ревности. Ревность в значительной степени зависит от целого ряда обстоятельств и окружающей нас обстановки. Она предполагает бессчетное количество линий поведения, она «буквально принуждает» людей приспосабливаться к той или иной ситуации, в которую им довелось попасть благодаря «буре страстей». Научные исследования демонстрируют нам, что наши представления о ревности не просто изменить.
Данная работа была посвящена проблеме изучения гендерных особенностей переживания ревности в юношеском возрасте, мы считаем, что эта проблема является актуальной в настоящее время ввиду необходимости изучения переживания ревности как сложного психологического феномена.
В ходе исследования были проверены гипотезы, которые строились на предположении о существовании различий между юношами и девушками в переживании ревности с точки зрения их гендерных характеристик, а так же на предположении о существовании взаимосвязей между показателями переживания ревности с компонентами ревности и самооценкой.
В работе были проанализированы взгляды отечественных и зарубежных психологов на проблему гендерных особенностей в переживании ревности, проведено эмпирическое исследование и сделаны следующие выводы:
На основании теоретического анализа, мы пришли к выводу, что ревность - это не эмоция, а «негативное чувство, возникающее при ощущаемом недостатке внимания, любви, уважения или симпатии со стороны очень ценимого, прежде всего любимого, человека, в то время как это мнимо или реально получает от него кто-то другой» [24]. Переживание ревности рассматривается как осмысленное эмоциональное состояние, вызванное значимым объективным событием или воспоминаниями эпизодов предшествующей жизни, при этом переживание сопровождается эмоциональными реакциями.
Так же, чаще всего переживание ревности возникает в юношеском возрасте и проявляется в эмоциональном переживании, недоверии, подозрительности, беспокойстве и навязчивых мыслях, а также поведенческих стратегиях, негативно влияющих на качество взаимодействия между партнерами в романтических отношениях.
Переживания имеют ряд различий не только по биологическому полу, но и по гендерным характеристикам [3]. Именно гендерные характеристики формируют предпочитаемое поведение в любовных отношениях. Для респондентов с феминными качествами характерны следующие реакции в ситуации переживания ревности: горе, упреки, унижение, боль, депрессия. Для респондентов с маскулинными качествами характерны: ярость, агрессия, гнев, чувство собственника.
В основе возникновения чувства ревности входят: недоверие к близким людям, неудовлетворенность потребности в признании, любви, социальном статусе, а так же низкая самооценка [11]. Низкая самооценка навязывает респондентам мысль о том, что они недостойны быть любимыми и в связи с этим возникает страх потерять любимого. Респонденты с высокой самооценкой могут сдерживать свои эмоции, а значит, они не будут устраивать скандалы, а спокойно все обсудят. Но, тем не менее, такие люди не будут терпеть постоянные поводы для ревности со стороны своего партнера.
По результатам эмпирического исследования были получены следующие результаты:
Показатель переживания ревности достоверно выше в группе девушек, чем в группе юношей.
В группе девушек с высокими показателями переживания ревности преобладают феминные качества. В группе юношей с низкими показателями переживания ревности преобладают маскулинные качества.
В группе девушек высокий показатель переживания ревности взаимосвязан с когнитивными, эмоциональными и поведенческими компонентами ревности.
В группе девушек высокие показатели переживания ревности взаимосвязаны с низким уровнем самооценки. В группе юношей низкие показатели переживания ревности взаимосвязаны с высоким уровнем самооценки.
В качестве практического применения результатов исследования была разработана программа психологического тренинга, направленного актуализацию установок по поводу того как возникает чувство ревности, как бороться с неуверенностью в себе и как начать доверять своему партнеру, для юношей и девушек состоящих в отношения (Приложение 10).
Таким образом, задачи, поставленные в начале исследования, решены. Гипотезы подтверждены, и из этого следует, что наша цель в работе достигнута.



1. Адлер А. Наука жить. К.: Port - Royal, 1997. 352 с.
2. Батлер Дж. Гендерное беспокойство. Мн.: Пропилеи, 2000. 297-346 с.
3. Бем С. Линзы гендера: Трансформация взглядов на проблему неравенства полов. М.: Российская политическая энциклопедия, 2004. 336 с.
4. Берн Ш. Гендерная психология. СПб.: Прайм - Еврознак, 2001. 135 с.
5. Бреслав Г.М. Психология эмоций. М.: Академия, 2004. 544 с.
6. Бреслав Г.М. Ревность в любовных отношениях в среднем возрасте: Спасение или разрушение? // Национальный психологический журнал. 2016. № 2. С. 38-49.
7. Веллер М.И. Ревность. М.: «АСТ», 1998. 98 с.
8. Вишняков А.И., Райлян Е.Ю. Гендерные и возрастные особенности проявления ревности // Психологические науки. 2016. Т. 5. № 4. С. 317-319.
9. Вишняков А.И., Карымова О.С. Особенности жизненных ценностей студентов, состоящих в браке (на примере Оренбургского государственного университета) // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 4. С. 7-9.
10. Волкова А.Н. Опыт исследования супружеской неверности // Вопросы психологии. 1989. № 2. С. 98-102.
11. Волкова Т.Г. Психология самосознания: учеб. пособие. Барнаул: АлтГУ, 2014. 141-159 с.
12. Воронина О.А. Теоретико-методологические основы гендерных исследований // Теория и методология гендерных исследований. 2001. № 3. С. 13-95.
13. Ганпанцурова О.Б., Васина Е.В., Огнева А.В. Здоровая и патологическая ревность // Смальта. 2017. № 6. С. 17-19.
14. Гоффман И. Представление себя другим в повседневной жизни. М.: Канон - пресс - Кучково, 2000. 21-25 с.
15. Гуль И.Р. Секс и сексология. М.: Наука - Пресс, 1996. 286 с.
16. Давыдов В.В., Запорожец А.В., Ломов Б.Ф. Психологический словарь. М.: Педагогика, 1983. 448 с.
17. Даймонд М. Пол и гендер это не одно и то же // Развитие личности. 2013. № 1. С. 174-188.
18. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М.: Русский язык, 1989. 684 c.
19. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психология высшей школы: учеб. пособие. Минск: БГУ, 1981. 383 с.
20. Жбанова Е.А. Взаимосвязь ревности и самоотношения в юношеском возрасте // Проблемы теории и практики современной психологии. 2017. С. 81-83.
21. Изард К.Г. Психология эмоций. СПб.: Питер, 2000. 464 с.
22. Ильин Е.П. Пол и гендер. СПб.: Питер, 2010. 688 с.
23. Ильин Е.П. Психология зависти. СПб.: Питер, 2014. 62 с.
24. Ильин Е.П. Психология любви. СПб.: Мастера психологии, 2012. 550 с.
25. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб.: Питер, 2002. 752 с.
26. Клецина И.С. Гендерные нормы как социально-психологический феномен. М.: Проспект, 2017. 144 с.
27. Кляйн М. Зависть и благодарность. СПб.: Б.С.К., 1997. 96 с.
28. Кон И.С. Мужчина в меняющемся мире. М.: Время, 2009. 494 с.
29. Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Сексуальность в постсовременном мире. М.: Академический проект: культура, 2011. 326 с.
30. Линчевский Э.Э. Как быть с ревностью. Л.: Знание, 1978. 36 с.
31. Лихи Р. Ревность. Как с ней жить и сохранить отношения. Спб.: Питер, 2019. 272 с.
32. Лорбер Дж., Фаррелл С. Принципы гендерного конструирования // Хрестоматия феминистских текстов. 2000. № 7. С. 187-192.
33. Майоров А.А., Духарева А.В. О гендерном аспекте любви и
влюбленности [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.rU/article/n/o-gendernom-aspekte-lyubvi-i-vlyublennosti.(дата обращения: 15.11.2021).
34. Манешина Н.В. Индивидуально-психологические особенности проявления ревности у мужчин и женщин // Человек. Искусство. Вселенная. 2021. № 1. С. 147-150.
35. Манешина Н.В. Ревность как психологическая проблема в любовных отношениях // Человек. Искусство. Вселенная. 2020. № 1. С. 233-240.
36. Мей Р. Сила и невинность. М.: Сфинкс, 2002, 149 с.
37. Молчанов С.В. Психология подросткового и юношеского возраста: учеб. пособие. Москва: Юрайт, 2016. 351 с.
38. Муждабаева Л.Р. Особенности проявления феномена ревности у женщин с точки зрения юнгианского подхода // Психология и педагогика. 2019. № 2. С. 241-255.
39. Першина К.В. Ревность как психологический барьер в отношениях // Вестник науки. 2019. Т. 1. № 8. С. 18-20.
40. Пуэртас Д. Ревность: истоки и способы совладания [Электронный ресурс]. Режим доступа - http://upsihologa.com.ua/Revnost_istoki_i_sposob- Puertas.html. (дата обращения: 11.12.2021)
41. Райлян Е.Ю. Психологические особенности проявления ревности у мужчин // Шаг в науку. 2016. № 1. С. 138-141.
42. Савостьянова Д.Н., Курыло О.В. Психологические особенности проявления ревности // Инновационные решения. 2020. С. 298.
43. Самойлова Т.А. Ревность в отношениях // Лики любви. 2019. С. 131-132.
44. Сизён В.А., Выборнова К.А., Волкодав Т.В. Патологическая ревность: подозрения без доказательств // Научный электронный журнал Меридиан. 2020. № 3. С. 387-389.
45. Спиридонов Я.В. Динамическая модель ревности: концептуальные, клинические и функциональные аспекты // Журнал психологии и психоанализа. 2013. № 2. С. 45-48.
46. Столлер Р. Пол и гендер: о развитии мужественности и
женственности. Нью - Йорк: «Дом науки», 1968. 383 с.
47. Фисенко А.С., Шувалова М.В., Волкодав Т.В. Ревность как результат эволюции // Вопросы студенческой науки. 2020. С. 502-509.
48. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. 368 с.
49. Фридман М. Психология ревности. М.: Эксмо, 2010. 244 с.
50. Фромм Э. Человек для себя. Исследование психологических проблем этики. Мн.: Коллегиум, 1992. 253 с.
51. Фурманов И.А. Взаимосвязь стиля привязанности и коммуникационных реакций на ревность: половые сходства и различия // Социальная психология и общество. 2019. Т. 10. № 1. С. 115-133.
52. Фурманов И.А, Лепешко К.В. Операционализация понятия ревность социального сравнения, 2017. 325-327 с.
53. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. СПб.: Питер, 2002. 224 с.
54. Цветкова Н.А, Макарова Е.Ю. Гендерные особенности представлений о любви в юношеском возрасте // Теория и практика общественного развития. 2014. № 21. С. 318-322.
55. Цой С.В., Юн Е.Д. Взаимосвязь ревности с эмоциональным интеллектом и представлением об идеальном партнере // Интеграция науки в условиях глобализации и цифровизации. 2021. С. 251-257.
56. Чекалина А.А. Гендерная психология: Учебное пособие. М.: «Ось- 89», 2006. 240 с.
57. Чурсанова Л.М. Возрастные особенности ревности. Воронеж, 2010. 80 с.
58. Щербатых Ю.В. Психология любви и секса. Популярная энциклопедия. М.: Эксмо, 2006. 608 с.
59. Щецкая М.А. Феномен ревности в представлениях современных студентов // Сборник. 2021. С. 538-539.
60. Эриксон Э.Г. Детство и общество. СПб.: ИТД «Летний сад», 2000. 416 с.
61. Buss D.M., Haselton M. The evolution of jealousy. Trends in Cognitive Sciences. 2005. Vol. 9. Р. 506-507.
62. Dijkstra P., Barelds D.P.H. Self and partner personality and responses to relationship threats. Journal of Research in Personality. 2008. Vol. 42. Р. 1500-1511.
63. Freud S. Zwang, Paranoia und Perversion. Moscow: Firma STD Publ., 2006. 336 p.
64. Money J., Ehrhardt A.A. Man and woman, boy and girl: Differentiation and dimorphism of gender identity from conception to maturity. Johns Hopkins U. Press, 1972. 311 p.
65. Pfeiffer S.M., Wong P.T. Multidimensional jealousy. Journal of Social and Personal Relationships. 1989. Vol. 6. Р. 181-196.
66. Rydell R.J., Bringle R.G. Differentiating Reactive and Suspicious Jealousy. Social Behavior & Personality: An International Journal. 2007. Vol. 35. Р. 1099-1114.
67. Schutzwohl A. Sex differences in jealousy: information search and cognitive preoccupation. Personality and Individual Differences. 2006. Vol. 40. Р. 285-292.
68. White G.L., Mullen P.E. Jealousy: Theory, Research, and Clinical Strategies. New York: Guilford Press, 1989. 340 p.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ