Введение 3
1. Политическое и экономическое сотрудничество РФ и ИРИ в конце
XX - начале XXI века 25
1.1. Антииранские санкции и ядерная программа ИРИ как фактор,
влияющий на российско-иранское сотрудничество 25
1.2. Основные аспекты торгово-экономического сотрудничества 38
1.3. Взаимодействие РФ и ИРИ в районе Каспийского моря 50
1.4 Сотрудничество РФ и ИРИ в энергетической и нефтегазовой сфере 59
2. Культурное сотрудничество РФ и ИРИ в конце XX - начале XXI века 64
2.1 Основные аспекты культурного сотрудничества РФ и ИРИ на
современном этапе 64
2.2 Межвузовское сотрудничество и языковой обмен РФ и ИРИ как
факторы развития межкультурного диалога 72
2.3 Межрелигиозное сотрудничество 86
3. Сотрудничество России и Ирана со странами Центральной Азии в
конце XX - начале XXI вв 93
3.1 Основные факторы, влияющие на сотрудничество России и Ирана
со странами Центральной Азии 93
3.2 Внешняя политика РФ и ИРИ в регионе Центральной Азии 98
3.3 Общие интересы и угрозы РФ и ИРИ в Центральной Азии 113
Заключение 117
Список использованных источников и литературы 120
Приложения 149
Актуальность темы определяется тем, что на рубеже веков российско- иранские отношения, испытывавшие значительные влияния внешних и внутренних факторов разной природы, отличались нестабильностью своего развития. Распад СССР, трансформация геополитической картины мира, усиление новых полюсов силы на международной арене и смена режимов некоторых стран - все это, безусловно, повлияло на формирование внешней политики как России, так и Ирана.
В 90-е гг. XX в. одним из важнейших направлений внешней политики Российского государства являлась Западная Европа, второстепенное значение придавалось внешнеэкономическим отношениям со странами Востока. Начало 2000-х стало новой вехой в становлении стратегии развития Российской Федерации, благодаря плодотворной работе Администрации Президента и МИДа страны, в частности министра иностранных дел Примакова и президента Путина, удалось восполнить пробелы во внешней политике государства: расширились связи с Индией, Китаем, Южной Кореей, Японией и Ираном. Неоднозначный внешнеполитический курс России отражал стремление страны найти свое место в мировом пространстве, выстроить взаимовыгодные отношения как в Европейском, так и в Азиатском векторе с целью укрепления на международной арене и сохранения безопасности своих границ.
Российско-иранский диалог, охватывающий разнообразные аспекты взаимодействия двух государств, имеет большое значение для Российской Федерации с точки зрения укрепления стабильности в Закавказье, Центральной Азии, Ближнем Востоке и на Каспии. Кроме того, наличие богатого опыта реализации экономических проектов, традиционно тесные культурные контакты являлись основой сближения в первые годы XXI века. Несмотря на свой противоречивый характер в дальнейшем, сотрудничество России и Ирана в рамках многостороннего взаимодействия вышло на новый 3
уровень, что связано с возникновением внешних факторов, влияющих на политику обеих государств в целом. Исключительную роль играет деятельность стран на полях международных организаций.
Начало XXI века ознаменовало собой повышенный интерес мирового сообщества к Иранской ядерной программе, как способу заполучения ИРИ ядерных технологий и упрочению ее позиций в Юго-Западной Азии. Данная тема стала основной в рамках ряда заседаний МАГАТЭ и ГА ООН, что привело к передаче досье Ирана Международным Агентством по атомной энергии в Совет Безопасности ООН. Благодаря наличию точек соприкосновения с ИРИ Россия, как крупнейшая держава и член СБ ООН, выступала посредником в переговорах по ядерному вопросу, оказывая содействие стране и смягчая силу ответных мер мирового сообщества, последовавших после неисполнения иранской стороной своих обязательств.
После событий 2014 года, приведших к введению антироссийских санкций, азиатский вектор внешней политики Российской Федерации приобрел особую значимость. Активизация контактов с Ираном в данном контексте рассматривается с точки зрения поддержки стабильности положения государства на мировой арене посредством развития связей с традиционными партнерами в экономическом и политическом поле.
Объектом исследования является международное сотрудничество России со странами Востока.
Предмет исследования - основные аспекты политического, экономического и культурного сотрудничества РФ и ИРИ в конце XX - начале XXI века.
Степень изученности
Сотрудничество России и Ирана не раз являлось объектом изучения многих исследователей. Основой исследования являются труды отечественных иранистов В.И. Сажина, Н.М. Мамедовой, Е.В. Дунаевой и т.д. Стоит отметить, что комплексных работ, охватывающих ключевые особенности сотрудничества России и Ирана во всем многообразии факторов, влияющих на них, как в постсоветский период, так и в настоящее время, недостаточно. Несмотря на отсутствие единого труда, объединяющего и обобщающего все наработки экспертного сообщества по данной теме, на современном этапе наиболее активно предпринимаются попытки объединения научных кругов с целью структурирования и систематизации имеющихся материалов, обмена мнениями, а также разработки рекомендаций по актуальным вопросам двусторонних отношений.
Так, 3 марта 2014 года при поддержке Института востоковедения РАН и посольства ИРИ в РФ состоялся международный форум «Российско-иранское сотрудничество: состояние и перспективы». Итоги работы, проведенной иранскими и российскими учеными, были отражены в сборнике статей «Российско-иранские отношения. Проблемы и перспективы» под редакцией Е.В. Дунаевой и В.И. Сажина. Темы работ охватывают современное состояние российско-иранского сотрудничества в сфере политики, экономики и культуры, содержат многосторонний анализ проблем, стоящих на пути его развития, и возможностей для углубления взаимодействия двух стран. Многосторонний характер отношений подчеркнут также в сборнике статей «Сотрудничество России и Ирана в политической, экономической и культурной областях как фактор укрепления мира и безопасности в Евразии» А.Я. Касюка, И.К. Харичкина, А.И. Полищука.
После подписания СВПД в 2015 году отношения ИРИ и РФ вышли на новый уровень. Перспективы дальнейшего партнерства стран, факторы, на него влияющие, а также проблемы международной ситуации в контексте двусторонних связей легли в основу проекта Российского совета по международным делам (РСМД), Института востоковедения РАН (Москва) и Центра по изучению Ирана и Евразии (Тегеран) «Россия и Иран: становление стратегического сотрудничества». Итоги обмена экспертными мнениями были отражены докладе 2017 года «Партнерство России и Ирана: текущее состояние и перспективы развития». Работа содержит взгляд ученых из РФ и ИРИ на отдельные направления сотрудничества стран, специфику диалога двух государств по ключевым вопросам международной и региональной повестки, в частности, относительно противодействия терроризму и экстремизму и т.д.
Кроме того, коллективом экспертов РСМД в 2014 году в рамках проекта «Современные российско-иранские отношения» была выпущена рабочая тетрадь «Современные российско-иранские отношения: вызовы и возможности». Работа отражает конкретные направления и рекомендации для развития двустороннего диалога и меры, способные вывести сотрудничество на более высокий уровень. Отдельное место в материалах рабочей тетради отведено анализу ситуации вокруг урегулирования ядерной программы Ирана и снятия международных санкций, отмечена позитивная роль России в этом процессе.
Отметим, что внимание отечественных и зарубежных авторов обращено на различные аспекты взаимодействия государств. Внешние и внутренние факторы сближения/расхождения стран через призму формирования политического поля сотрудничества РФ и ИРИ отражены в работах В. Евсеева, Д. Киани, Р Мусави и др.
Важнейшим внутренним фактором, влияющим на российско-иранские отношения, выступает иранский ядерный вопрос, вышедший за пределы ИРИ и ставший предметом оживленных дискуссий на международной арене. Ядерная программа ИРИ является центральной темой в трудах Ю. Белоброва, Дж. Паркера, Х.Р. Роджи, и т.д. Так, в труде Джона Паркера «Россия и иранская ядерная программа: повтор или прорыв?» рассматривается позиция Российской Федерации в урегулировании ядерного вопроса, дается характеристика внешней политики страны до 2012 года и возможные мотивы и цели руководства государства в данном направлении. Кроме того, автор утверждает, что российско-иранские отношения скованы так называемым «родством национализмов», что определено общими региональными интересами в регионах Каспия и Центральной Азии.
Роль американского внешнеполитического курса в сотрудничестве Ирана и России отражена в статье М.Н. Каца «Российско-иранские отношения в эпоху Б. Обамы». Работа содержит анализ особенностей и динамики сотрудничества иранской и российской сторон, а также демонстрирует примеры реагирования стран на попытки администрации Обамы улучшить отношения с обеими государствами одновременно. Автор утверждает, что, несмотря на общую антипатию к Соединенным Штатам, проблемы, разделяющие Москву и Тегеран, достаточно серьезны, и перспективы расширения сотрудничества между ними представляются весьма ограниченными.
Российско-иранское экономическое сотрудничество является центральной темой в статье Берари Рейканде Ходаяра «Россия-Иран: ядерная энергетика - локомотив экономического сотрудничества». Автор отмечал, что ядерная энергетика - один из ключевых и приоритетных факторов российско- иранских отношений . Кроме того, Тер-Оганов Нугзар Константинович в работе «Динамика развития Российско-иранского сотрудничества в области ядерной энергии: 1992 - 2006 годы» уточняет, что с распадом СССР выстраивание Россией нового типа отношений с ИРИ началось именно с ядерной сферы. В статье затронуты все аспекты строительства Бушерской АЭС: от легитимности этого контракта и его соответствия международным правовым нормам до поставки ядерного топлива Россией.
Некоторые исследователи обращают исключительное внимание на взаимодействие РФ и ИРИ в районе Каспийского моря. Данному вопросу посвящены работы М.Н. Алиевой, Е.В. Дунаевой, Р Бехзади и др. Так, Жильцов Сергей Сергеевич в своем труде «Сотрудничество России и Ирана в Каспийском регионе: итоги и перспективы» рассматривает изменения геополитической ситуации после распада СССР. Автор освещает позиции двух государств по различным региональным проблемам: международно- правовому статусу Каспийского моря, добыче и экспорту углеводородных ресурсов, экологии.
Особую группу научных исследований составляют труды отечественных и зарубежных авторов, касающихся культурного сотрудничества рассматриваемых государств. Данному аспекту посвящены работы Иванова В.Б., Полищука А.И., Каменевой М.С., Дунаевой Е.В. и др. Так, Дунаева Елена Викторовна в статье «Российско-иранский культурный диалог: возможности и перспективы развития» отмечает, что сотрудничество между Россией и ИРИ в сфере культуры является важной составляющей партнерских отношений двух стран, однако его уровень не отвечает интересам и потребностям государств . Особого внимания заслуживает совместный труд Полищука А.И., Соболевой А.С. и Карими Риаби Элахез, где анализируются особенности развития российско-иранских культурных связей в конце XX - начале XXI вв. Авторы говорят, что за последние 25 лет эти отношения существенно активизировались преимущественно за счет финансируемой государством политики руководства Исламской Республики Иран, которая обеспечивает распространение ирано-исламской культуры и персидского языка в мире, в том числе и в России.
Важно заметить, что 8 апреля 2016 года на базе Санкт-Петербургского Гуманитарного университета профсоюзов при участии Посольства Исламской Республики Иран в Российской Федерации была организована Международная научная конференция «Россия-Иран: диалог культур». Это был первый в современной истории российско-иранских отношений научный форум, где был представлен анализ истории и современного этапа культурного взаимодействия России и Ирана в цивилизационном, национальном, культурно-религиозном, языковом, художественном и других аспектах. В результате данной конференции был выпущен сборник трудов «Россия-Иран: диалог культур», который обобщает все вопросы и проблемы, затронутые в ходе нее.
Отдельную группу источников составляют научные работы, посвященные отношениям России и Ирана со странами Центральной Азии, специфике внешней политики региональных государств по отношению к ИРИ и РФ. Несмотря на широкую освещенность стратегической важности данной территории, многие вопросы трехстороннего сотрудничества все еще являются малоизученными, а имеющиеся труды ограничиваются обособленным исследованием российской политики и иранской политики на основе методов абстрагирования. Исходя из этого с целью более комплексного отражения отношений ИРИ и РФ с Центральной Азии необходимо проследить отдельные аспекты сотрудничества республик региона с Россией и Ираном.
Ценный статистический материал представлен в книге И. Синициной «Экономическое взаимодействие России и стран Центральной Азии: тенденции и перспективы», который позволяет последить динамику товарооборота стран, его товарную структуру, объем российских инвестиций, а также общий уровень торгово-экономических отношений государств в различных областях. Особенности политических контактов стран отражены в аналитическом докладе «Интересы России в Центральной Азии: содержание, перспективы, ограничители», подготовленном коллективом авторов Российского совета по международным делам (РСМД) в рамках проекта «Ситуация в Центральной Азии после возможного вывода коалиционных войск из Афганистана». Труд представляет собой анализ основных направлений взаимодействия РФ и государств региона, отражая взгляд отечественных исследователей на место Центральной Азии на шкале внешнеполитических приоритетов России.
Иранская политика в Центральной Азии в свою очередь является объектом исследования в рамках научных трудов А. Князева, Э. Уостниджа, Э. Мехдиева, Д. Варнавского и др. В статье Э. Уостиджа «Внешняя культурная политика Ирана в Центральной Азии: демонстрация политического прагматизма» отражена попытка проследить меры и способы расширения экономического и политического влияния ИРИ в регионе за счет культурной доминанты. А.В. Грозин в статье «Политика и интересы Ирана в Центральной Азии с учетом энергетического и логистического факторов» рассматривает отдельные аспекты экономической стратегии ИРИ в регионе, утверждая, что у государств на данной территории есть нереализованные интересы, которые в сочетании с высокими ожиданиями иранской стороны от реализации транспортно-логистических проектов ставят вопрос о пересмотре Ираном своих региональных ориентиров.
Исходя из вышесказанного, можно заключить, что наиболее изученными являются экономические аспекты российско-иранских отношений, в частности ядерная программа и нефтегазовый сектор, при этом незначительное число работ посвящено культуре и связям в регионе Центральной Азии. Кроме того, недостаток комплексных исследований формирует необходимость обобщения, систематизации и качественной переоценки имеющихся материалов. Данные вопросы образуют проблемное поле дипломной работы.
Целью работы является изучение политической, экономической и культурной сферы отношений России и Ирана в конце XX - начале XXI вв.
Задачи:
1. Выявить специфику политического и экономического сотрудничества РФ и ИРИ в конце XX - начале XXI вв.
2. Проследить влияние антииранских санкций на российско-иранские отношения
3. Рассмотреть особенности культурного сотрудничества России и Ирана
4. Изучить основные факторы сотрудничества РФ и ИРИ со странами Центральной Азии
Источниковая база исследования
В основе дипломной работы лежит три групп источников, среди которых основными являются законодательные источники, статистические данные, а также делопроизводственные материалы разных лет.
Первую группу составляют источники правового характера, они охватывают как внутригосударственные нормативно-правовые акты, двусторонние и многосторонние соглашения по ряду вопросов, так и постановления международных организаций.
Базовым документом, определяющим характер выстраивания российско-иранских связей в постсоветский период, выступает договор об основах взаимоотношений и принципах сотрудничества между Российской Федерацией и Исламской Республикой Иран от 2 марта 2001 г. (вступил в силу с 5 апреля 2002 г.). Он устанавливает направления развития долгосрочных отношений, определяет интересы сторон с точки зрения реализации совместных проектов, а также определяет перспективные сферы сотрудничества.
Процесс законодательного регулирования экономической сферы российско-иранских отношений был запущен еще в 90-е гг. XX в., в связи к началу 2000-х гг. уже был сформирован значительный пакет документов. Наибольший интерес для исследования представляют Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Исламской Республики Иран о торговом и экономическом сотрудничестве от 14 апреля 1997 года , а также Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Исламской Республики Иран о воздушном сообщении от 19 августа 1999 года.
Отдельно стоит выделить договоренности, связанные с сотрудничеством РФ и ИРИ в ядерной сфере. Важнейшим и основополагающим здесь является ряд соглашений между Правительством Российской Федерации и Правительством Исламской Республики Иран о сотрудничестве в области мирного использования атомной энергии от 17 августа 1992, а также Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Исламской Республики Иран о сотрудничестве в сооружении АЭС на территории Ирана от 25 августа 1992 г (с изменениями на 27 февраля 2005 года). Они утверждают наиболее важные аспекты, связанные со строительством Бушерской АЭС, определяют сроки выполнения работ, соответствие нормативно-правовой базы международным договорам .
После 2014 года между РФ и ИРИ был заключен ряд документов, отражающих необходимость России выстраивать свои отношения с Ираном в ядерной сфере с учетом санкционной политики зарубежного сообщества. Так, 11 ноября 2014 г. было заключен Меморандум о взаимопонимании между государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом» и организацией по атомной энергии Ирана о расширении сотрудничества в области использования атомной энергии в мирных целях . Кроме того, протоколом от 11 ноября 2014 г. были внесены изменения в Соглашение между Правительством РФ и Правительством ИРИ о сотрудничестве в сооружении на территории Ирана атомной электростанции от 25 августа 1992 г.
Ядерная программа Ирана в XXI веке стала предметом дискуссий в рамках МАГАТЭ и СБ ООН, где Россия занимает одну из ведущих позиций.
В связи с этим для исследования особую важность приобретает изучение резолюций СБ ООН по данному вопросу, среди которых стоит выделить Резолюцию 1737 (2006), Резолюцию 1929 (2010), а также Резолюцию 2231 (2015), которая закрепила порядок реализации Совместного всеобъемлющего плана действий, ознаменовавшего новый этап во внешней политике ИРИ.
Отдельную группу источников составляют документы, отражающие систему взглядов государства, его стратегический курс при выстраивании отношений на международной арене. Основные принципы иранской политики как внутри государства, так и за его пределами отражены в Конституции Исламской Республики Иран . Особенности российского курса представлены в первую очередь в Концепциях внешней политики страны разных лет.
Концепции внешней политики России позволяют проследить изменения основ внешнеполитической деятельности страны, выделить ее принципы и цели, а также позицию по ряду существующих мировых и региональных вызовов. Для дипломной работы необходимым является проследить трансформацию основ российской внешней политики в новом тысячелетии, в связи с чем наибольший интерес представляют Концепция 2000 и 2016 годов.
Концепция внешней политики РФ от 28 июня 2000 г. отражает более взвешенный и комплексный подход российского руководства к деятельности на мировой арене, в документе формулируются стратегически важные задачи государства с точки зрения как национальных, как и глобальных интересов . Современные взгляды на мироустройство и разрешение региональных споров и противоречий заложены в Концепции внешней политики РФ от 30 ноября 2016 г.
В рамках исследования внешнеполитической деятельности России в Центральной Азии стоит выделить ценные материалы соглашений и договоров РФ с отдельными странами региона, которые отражают активную работу министерств и правительств стран, а также тесные контакты государств на современном этапе. Данный блок источников охватывает различные сферы двустороннего взаимодействия, затрагивая политические, экономические и иные вопросы, среди которых интерес для исследования представляют следующие документы:
1. Соглашение между Правительством Республики Узбекистан и Правительством Российской Федерации о поощрении и взаимной защите инвестиций от 15 апреля 2013 года
2. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан о порядке и условиях долевого участия Российской Федерации в строительстве Сангтудинской ГЭС-1 от 10 марта 2005 года
3. Соглашение между правительством Кыргызской Республики и правительством Российской Федерации о сотрудничестве в сфере транспортировки, распределения и реализации природного газа на территории Кыргызской Республики
4. Положение об управляющем комитете по надзору за исполнением положений Соглашения об общих принципах проведения геологического изучения недр на нефтегазоперспективных площадях Кыргызской Республики между Правительством Кыргызской Республики и открытым акционерным обществом «Газпром» от 14 мая 2007 года
5. Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан о проведении геологического изучения недр инвестиционных блоков Устюртского региона Республики Узбекистан от 6 декабря 2006 г.
6. Соглашение между Российской Федерацией и Туркменистаном о сотрудничестве в газовой отрасли от 10 апреля 2003 г.
Законодательные источники охватывают не только уровень российского присутствия в Центральной Азии, но и позиции Ирана в регионе, хотя, стоит отметить, что большая часть материалов подобного толка в открытом доступе не представлена. Важные данные для исследования были получены из Соглашения между Правительством Кыргызской Республики и Правительством Исламской Республики Иран об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доход и капитал от 15 января 2003 года и Соглашения между Правительством Республики Узбекистан и Правительством ИРИ о международном автомобильном сообщении, которые отражают экономическую сторону взаимодействия сторон.
Вторую группу источников составляют статистические материалы. Показатели экспорта, импорта, а также товарная структура торговли ИРИ и РФ представлены на сайтах Внешняя Торговля России, Статистика внешней торговли на основе данных Федеральной таможенной службы России. Кроме того, при изучении динамики реализации программ академической мобильности ценные результаты относительно состояния молодежных обменов стран были получены благодаря анализу данных Института статистики ЮНЕСКО.
Особую ценность составляют делопроизводственные материалы, образующие третью группу источников исследования, в частности, стенограммы заявлений официальных лиц России и Ирана по вопросам, связанным с сотрудничеством государств и перспективам дальнейшего развития. Так, интерес представляет стенограмма заявления и ответов на вопросы СМИ Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации И.С. Иванова по итогам переговоров с Секретарем Высшего Совета национальной безопасности Исламской Республики Иран А. Лариджани (Тегеран, 28 января 2007 года) и стенограмма выступления Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации И.С. Иванова в начале переговоров с вице-президентом Исламской Республики Иран, руководителем Организации по атомной энергии Г. Агазаде, где спикеры высказывают надежду на дальнейшее развитие двусторонних связей и обсуждают с журналистами проблемы современного состояния взаимодействия двух стран.
Ценный материал содержится в совместном заявлении президента РФ В. Путина и президента ИРИ Х. Рухани по итогам переговоров в 2017 г., которое отражает основные направления сотрудничества стран на современном этапе, а также утверждает готовность координации действий в рамках многосторонних региональных объединений .
Территориальные рамки
Территориальные рамки исследования охватывают территорию Российской Федерации и Исламской Республики Иран, а также регион Каспийского моря, где пролегает единственная граница между странами - морская. В третьей главе изучению подлежит регион Центральной Азии, принятый в узком смысле: анализируется взаимодействие РФ и ИРИ с пятью центральноазиатскими государствами, среди которых Таджикистан, Туркменистан, Киргизская Республика, Узбекистан, Республика Казахстан.
Хронологические рамки
Хронологические рамки исследования охватывают период с 1992 г. по 2018 год. Выбор нижней границы определяется значительными изменениями на международной арене: разрушением биполярной системы вследствие распада СССР и образованием новых независимых государств, в числе которых Российская Федерация.
Верхняя граница в свою очередь связана с заявлением экс-президента США Дональда Трампа 2018 г. о выходе страны из СВПД и возврате к санкционной политике в отношении Ирана, что в дальнейшем привело к значительной трансформации международного положения ИРИ и ее внешнеполитического курса.
Методология и методы исследования
В основе исследования международного сотрудничества РФ и ИРИ лежит системный подход, подразумевающий отражение знаний об объекте как о системе взаимосвязанных элементов . Кроме того, рассмотрение отношений двух стран стоит выстраивать, руководствуясь принципом научной объективности, который состоит в доказательности и обоснованности выдвигаемых тезисов, сбалансированности при обращении к различным взглядам и подходам.
С точки зрения теории международных отношений дипломная работа отражает основные принципы и идеи школы неореализма (структурного реализма). Ее классиком выступает американский ученый К. Уолц, подход которого изложен в труде «Теория международной политики» . Важным принципом здесь выступает рассмотрение государств не только самих по себе, но и с учетом структур, союзов или организаций, к которым они имеют отношение. Кроме того, ряд положений школы неоклассического реализма также составляет основу исследования.
Специфическим методом выступает метод уровней анализа, впервые упомянутый в работе «Человек, государство и война» (1965) К. Уолцом. Его использование в контексте исследования международных отношений подразумевает выделение трех уровней (или сфер) политического поля сотрудничества сторон: уровень лиц, принимающих решения; уровень государства и уровень межгосударственной системы. В результате удается добиться более эффективного вычленения основных факторов отношений стран и их комплексного изучения.
Всестороннего исследования российско-иранского сотрудничества в Центральной Азии удалось достичь при помощи анализа и синтеза. Взаимосвязь данных методов повышает эффективность полученных результатов: при помощи анализа предмет исследования был разделен на составные элементы, детали которых рассматривались обособленно, а установить связи между частями целого в свою очередь позволил синтез.
Среди частных методов исторической науки значительное место занимает хронологический анализ, предполагающий рассмотрение основных элементов международных отношений в четкой временной последовательности с отражением динамики их развития. Отдельно стоит выделить историко-сравнительный анализ как научный метод, подразумевающий сопоставление политических явлений и взглядов в различные временные промежутки.
Сделать комплексные выводы на основе промежуточных результатов позволил метод индукции, который отражает переход от частных умозаключений к наиболее общим.
Новизна
Новизна дипломной работы состоит в попытке комплексного изучения российско-иранских отношений с учетом внешних и внутренних факторов их развития, в числе которых как целенаправленная политика отдельных стран, так и актуальные события мировой повестки. Обращение к теме антииранских санкций, занимающее значительное место в исследовании, обусловлено важностью рассмотрения иранской ядерной программы как фактора изменения динамики взаимосвязей РФ и ИРИ. Экономическое сотрудничество России и Ирана рассматривается с двух позиций: реализация проектов, инициированных на высшем уровне, и их количество, а также позиция крупных компаний и бизнеса государств относительно необходимости осуществления совместных программ; особую важность в контексте торгово-экономических связей приобретает использование количественных данных товарооборота и изменений его конъектуры на протяжении последних 20 лет.
В рамках культурного сотрудничества отдельное внимание уделено межвузовским контактам. Благодаря анализу статистических данных и их качественной интерпретации была выявлена динамика молодежных обменов двух стран и их влияние на межкультурный диалог в целом.
Кроме того, с целью создания комплексной картины международного сотрудничества стран было исследовано взаимодействие РФ и ИРИ в Центральной Азии, их внешняя политика в регионе. Третья глава дипломной работы отражает анализ состояния экономического сотрудничества России и Ирана с пятью центральноазиатскими государствами, на основе чего выдвигается предположение о пересечении российско-иранских интересов в Центральной Азии, не приводящем к конкуренции или конфликтам.
Апробация
Основные положения дипломной работы легли в основу доклада «Центральная Азия как регион пересечения интересов России и Ирана в конце XX - начале XXI века», тезисы которого были представлены на 63-й Международной сетевой научно-технической конференции молодых ученых, аспирантов, магистрантов и студентов «Наука, техника и инженерное образование в эпоху цифровизации и глобализации», прошедшей 25 марта 2021 г. при Кыргызском государственном Техническом Университете им. И. Раззакова. По итогам конференции был опубликован сборник докладов.
Кроме того, промежуточные выводы исследования были представлены в виде докладов на VI, VIII и IX региональных молодежных конференциях «Мой выбор - наука!», проводимых в апреле 2019, 2021 и 2022 гг. на базе Алтайского Государственного Университета. По итогам IX региональной конференции тезисы доклада «Развитие сотрудничества в образовательной сфере как фактор становления межкультурного диалога РФ и ИРИ в начале XXI вв.» были утверждены для печати в 19 выпуске сборника «Труды молодых ученых Алтайского Государственного университета».
Практическая значимость
Практическая значимость определяется возможностью использования результатов исследования для создания учебных пособий по российско- иранским отношениям, внешней политике Российской Федерации, международным взаимосвязям в настоящее время. Кроме того, основные положения и выводы могут использоваться как экспертно-аналитический материал Службами внешней разведки, органами государственной власти, полномочным представителям от РФ при выстраивании диалога с Исламской Республикой Иран.
Структура работы
Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка используемой литературы.
Специфика сотрудничества РФ и ИРИ после распада СССР обусловлена несколькими факторами. Во-первых, внешнеполитический курс России с 1996 года меняется и приобретает сбалансированный характер, что способствует осознанию необходимости выстраивания долгосрочных связей как в западном, так и в азиатском векторе, а также формированию нормативно-правовой базы взаимоотношений с традиционными партнерами.
Законодательное регулирование сотрудничества РФ и ИРИ основано на ряде соглашений федерального и регионального значения. Основными среди них являются Договор об основах взаимоотношений и принципах сотрудничества от 2 марта 2001 года, Двустороннее соглашение о развитии культурных связей между Россией и Ираном от 6 декабря 1999 года, а также Соглашение о торговом и экономическом сотрудничестве (вступило в силу 16 декабря 1997 г.). Кроме того, с 1996 году была создана Постоянная Российско-Иранская комиссия по торгово-экономическому сотрудничеству, ставшая основной площадкой для обсуждения совместных проектов стран, охватывающих различные направления: от финансов до космоса.
На современном этапе международное сотрудничество России и Ирана испытывает большое влияние антииранских санкций, ставших ответом мирового сообщества на четкую позицию иранского руководства по развитию своей ядерной программы как законного права на мирное использование атомной энергии. Переговорный процесс по решению данного вопроса занял значительно место в рамках Международного Агентства по Атомной энергетике и Организации Объединенных Наций, где Россия выступала активным политическим игроком и сторонником мирного урегулирования возникшего конфликта. Твердая позиция, декларируемая российской стороной, стала ключом к продуктивному диалогу на полях международных объединений без излишнего дипломатического и экономического давления.
Переломным моментом многочисленных дискуссий стран стал 2015 год, когда Советом Безопасности ООН был принят Совместный Всеобъемлющий План Действий, снявший ограничения с Ирана и регламентирующий условия прекращения обогащения урана и разведывательных работ в сфере ядерных технологий. Поддержка Россией Исламской Республики Иран на международной арене была особенно важна с точки зрения отстаивания ее законных прав на мирное использование атомной энергии.
Российско-иранское энергетическое сотрудничество занимает центральное место в экономических отношениях государств. Основным проектом здесь является строительство АЭС в Бушере. Данная деятельность находится под полным контролем Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) и России. При этом важно отметить, что современный уровень политического и экономического сотрудничества государств отражает специфику переговорного процесса по ядерному вопросу. До начала действия первого пакета санкций СБ ООН (2011) отношения России и Ирана находились на довольно высоком уровне, осуществлялась реализация проектов в энергетической и транспортной сферах. В период с 2011 по 2013 гг. в связи с значительными экономическими ограничениями на иранском рынке взаимодействие стран испытывало трудности: некоторые российские компании заморозили контракты или отказались от них, показатели товарооборота в свою очередь сигнализировали о снижении торговли государств. Можно заключить, что Иран, переживая кризисные явления, теряет привлекательность для российских инвесторов. Частичное снятие односторонних и многосторонних санкций с ИРИ вызвало некоторое оживление на международном уровне, запустив процесс восстановления прежнего уровня российско-иранских экономических отношений.
Немаловажным фактором в контексте становления всестороннего взаимодействия стран является реализация концепции «диалога цивилизаций» президента Хатами, которая значительно отразилась на характере и динамике культурных контактов с Ираном. Благодаря целенаправленной политике ИРИ по мирному распространению достижений исламской традиции удалось открыть Культурное представительство Ирана в Москве, учредить ряд «Дней Ирана и России» в обоих государствах, наладить религиозный диалог и расширить масштабы мероприятий «народной дипломатии».
Повышенный интерес к русской культуре, истории и языку в начале XXI веке среди иранцев наиболее ярко отражен в динамике студенческих обменов стран и количестве успешных проектов университетов ИРИ и РФ. Развитие сети языковых программ, стажировок, организация мероприятий просветительского характера в данной области показывает готовность в дальнейшем расширять культурное сотрудничество на местном уровне. Взаимный интерес двух разных цивилизаций может стать определяющим фактором в изменении уровня взаимодействия государств, однако стоит признать, что в данный момент оно служит скорее благоприятным фоном для укрепления отношений в других направлениях, в частности, в экономической и политической сфере.
Одним из центральных ориентиров сотрудничества РФ и ИРИ является фактор безопасности и нейтральности территории Центральной Азии. Позиции каждой из сторон в регионе различны и варьируются в зависимости от историко-культурных предпосылок, опыта реализации экономических проектов, достигнутого прогресса в дипломатии и т.д. Однако, выступая в Центральной Азии как крупные политические силы, Россия и Иран руководствуются общими стратегическими целями и интересами, среди которых на современном этапе наиболее важными представляются противодействие проникновению религиозного экстремизма и терроризма; недопущение распространения и укрепления американских сил в регионе; обеспечение стабильности и нейтральности прикаспийской территории и др.
Общие цели и угрозы в регионе Центральной Азии обеспечивают плодотворную почву для реализации совместных проектов и программ, однако потенциал в данном направлении не реализован. Вероятно, заключение СВПД, открытие иранского рынка для российских компаний и общий дружественный характер дипломатического взаимодействия государств в дальнейшем помогут вывести сотрудничество на качественно новый уровень.
1. History [Электронный ресурс] // Organisation of Islamic Cooperation. -
URL: https://www.oic-oci.org/page/?p_id=52&p_ref=26&lan=en(дата
обращения: 27.03.2022).
2. Jaffe, A. US policy towards the Caspian region: can the wish-list be realized? / А. Jaffe // The Security of the Caspian Sea Region. - New York: Oxford University Press, 2001. - С. 136-151.
3. Katz, M.N. Russian-Iranian Relations in the Obama Era / M.N. Katz // Middle East Policy. - 2010. - Vol. XVII. - № 2. - P. 62-69.
4. Parker, J.W. Russia and the Iranian Nuclear Program: Replay or Breakthrough? / J.W. Parker. - Washington: National Defense University Press, 2012. - 73 p.
5. Pieper, M.A. Russia and Iran: Strategic Partners or Competing Regional
Hegemons? A Critical Analysis of Russian-Iranian Relations in the Post-Soviet Space: [Электронный ресурс]. / M.A. Pieper // Inquiries Journal. - 2012. - Tom. 4. - No. 04. - P. 1-2. - URL:
http://www.inquiriesjournal.com/articles/631/russia-and-iran-strategic- partners-or-competing-regional-hegemons-a-critical-analysis-of-russian- iranian-relations-in-the-post-soviet-space(дата обращения: 29.05.19)
6. The Islamic Republic of Iran Customs Administration (IRICA) [сайт]. - URL: http://www.irica.gov.ir(дата обращения: 14.02.2022)
7. Trump Abandons Iran Nuclear Deal He Long Scorned [Электронный
ресурс] // The New York Times. 8.05.2018. - URL:
https://www.nytimes.com/2018/05/08/world/middleeast/trump-iran-nuclear- deal.html(дата обращения: 13.05.2021).
8. UIS.Stat [сайт]. - URL:http://data.uis.unesco.org/(дата обращения:
27.03.2022)
9. UN Comtrade Database [сайт]. - URL: https://comtrade.un.org/(дата обращения: 14.02.2022)
10. Waltz, K.N. Man, the State and War: A Theoretical Analysis. / K. N. Waltz. - New York: Columbia University Press, 1959. - 263 p.
11. Waltz, K.N. Theory of International Politics / K. N. Waltz. - Boston: Addison-Wesley Publishing Company, 1979. - 251 p.
12. Абдуллаев, И. Проблема определения международно-правового
статуса Каспийского моря / И. Абдуллаев // Проблемы постсоветского пространства. - 2015. - №2. - С. 145-152.
13. Адырхаева, Д.А. Проект «Блог Резы Саджади» как первый опыт публичной дипломатии в интернете во взаимоотношениях Ирана и России (2010 - 2017 гг.) / Д.А. Адырхаева, П.С. Рипинская // Труды Института востоковедения РАН. Вып. 15: Россия и Иран: пять веков сотрудничества. - М.: ИВ РАН, 2018. - С. 216-226.
14. Азизи, Х. Сотрудничество России и Ирана в Центральной Азии: перспективы и ограничения / Х. Азизи // Партнерство России и Ирана: текущее состояние и перспективы развития. Доклад No 29/2017. - Раздел III. Тема 8. : НП РСМД. - М., 2017. - С. 124-129.
15. Алиева, М.Н. К вопросу определения международно-правового статуса Каспийского моря / М.Н. Алиева // Юридический вестник Дагестанского государственного университета. - 2016. - №1. - С. 58¬62.
16. Алма-Атинская декларация // Электронный фонд правовой и
нормативно-технической документации. - URL:
https://docs.cntd.ru/document/1900101(дата обращения: 27.03.2022).
17. Барари, Р.Х. Российско-иранские отношения в энергетической сфере в контексте глобализации : дис. ... канд. полит. наук / Р.Х. Барари. - СПб., 2016. - 199 с.
18. Барари, Р.Х. Ядерная энергетика как локомотив российско-иранского энергетического сотрудничества / Р.Х. Барари // Азия и Африка сегодня. - 2014. - №8(685). - С. 32-34.
19. Белобров, Ю. Урегулирование иранской ядерной проблемы: процесс пошел [Электронный ресурс] / Ю. Белобров // Российский совет по международным делам. - URL:https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/uregulirovanie-iranskoy-yadernoy-problemy-protsess-poshel/(дата обращения: 13.05.2021).
20. Бехзади, Р. Внешняя политика Ирана в Каспийском бассейне: между национальными интересами и исламистскими авантюрами / Р. Бехзади // Центральная Азия и Кавказ. - 2010. - №3. - С. 98-108.
21. Блок №1 АЭС «Бушер» выведен на 100% проектной мощности
[Электронный ресурс] // Росатом. - 03.09.2012 - URL: https://www.ase- ec.ru/for-journalists/news/2012/sep/news1630/ (дата обращения:
27.05.2019).
22. Боголюбова, Н.М. Внешняя культурная политика современного Ирана: российский вектор / Н.М. Боголюбова, Ю.В. Николаева // ПОЛИТЭКС. - 2020. - №1. - С. 101-112.
23. Бортницкая, А.В. Центральная Азия как регион пересечения интересов России и Ирана в конце XX - начале XXI века / А.В. Бортницкая // Материалы 63 Международной сетевой научно-технической конференции молодых ученых, аспирантов, магистрантов и студентов «Наука, техника и инженерное образование в эпоху цифровизации и глобализации» / Кыргызский Государственный Технический Университет им. И. Раззакова. - Бишкек, 2021. - С. 185-191.
24. В Астрахани открылся Иранский торговый дом - первый в России [Электронный ресурс] // Правительство Астраханской области. - URL: https://www.astrobl.ru/news/101475(дата обращения: 27.03.2022)
25. В МГУ создан Научно-образовательный центр «Рази» [Электронный ресурс] // Российский союз ректоров. 29.01.2016. - URL:https://rsr- online.ru/news/2016-god/v-mgu-sozdan-nauchno-obrazovatelnyy-tsentr- razi/(дата обращения: 27.03.2022)
26. В Тегеране завершилось одиннадцатое заседание совместной комиссии по диалогу «Православие-Ислам», посвященное проблемам экологии [Электронный ресурс] // Официальный сайт Московского Патриарха. 10.05.2018. - URL:http://www.patriarchia.ru/db/text/5192655.html(дата обращения: 27.03.2022)
27. В Тегеране открылся Русский центр [Электронный ресурс] //
Информационный портал фонда «Русский мир». - URL: https://russkiymir.ru/news/223207/(дата обращения: 27.03.2022)
28. В Тегеране продолжают знакомиться с русской культурой
[Электронный ресурс] // Информационный портал фонда «Русский мир». 18.10.2018. - URL: https://russkiymir.ru/news/247489/(дата
обращения: 27.03.2022)
29. В. Матвиенко: У России и Ирана открываются новые возможности для
взаимовыгодного экономического сотрудничества // Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: официальный сайт. - URL: http: //council. gov.ru/events/news/73533/ (дата обращения:
13.05.2021).
30. Варнавский, Д. Иран и государства Центральной Азии: генезис, состояние и перспективы сотрудничества / Д. Варнавский // Центральная Азия и Кавказ. - 2008. - №2(56). - С. 145-152.
31. Великий пост 2021. Аналитический обзор [Электронный ресурс] //
ВЦИОМ. - URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-
obzor/velikii-post-2021(дата обращения: 27.03.2022)
32. Вечер памяти поэтессы Парвин Этесами // Караван. - 2013. - №21. - С. 6-8.
33. Владимир Путин встретился с Президентом Ирана Сейедом
Мохаммадом Хатами [Электронный ресурс] // Президент России. 12.03.2001. - URL:http://kremlin.ru/events/president/news/40766(дата
обращения: 29.05.19).
34. Владимир Путин встретился с Президентом Ирана Сейедом
Мохаммадом Хатами // Президент России: официальный сайт. - URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/40766 (дата обращения:
23.03.2022).
35. Внешнеторговый путеводитель для российских участников
внешнеэкономической деятельности. Иран // Министерство экономического развития Российской Федерации. Департамент координации, развития и регулирования внешнеэкономической деятельности. - М., 2018. - 58 с.
36. Внешнеэкономическая деятельность России с Ираном / А.И. Ашкалов, Р.Е. Редькина, Н. Ю. Рудь, М.Н. Писковацкая // Российский внешнеэкономический вестник. - 2018. - №9. - С. 46-57.
37. Внешняя торговля России [сайт]. - URL: https://russian-trade.com/(дата обращения: 10.05.2021).
38. Глыбочко, П. В. Международное развитие - вектор трансформации / П.В. Глыбочко // Три миссии университета: образование, наука, общество / Ред. кол.: В.А. Садовничий и др. - М. : МАКС Пресс, 2019. - С. 84-99.
39. Годовой отчет Государственной корпорации по атомной энергии
«Росатом» за 2017 год (утвержден наблюдательным советом
Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» «18» июня 2018 г.) [Электронный ресурс] // М.: 2018. С. 17. - URL: https://rosatom.rU/upload/iblock/ac5/ac5b1e8276f4d8fe62fd0ff261236c05.pdf (дата обращения: 13.05.2021).
40. Грозин, А.В. Политика и интересы Ирана в Центральной Азии с учетом энергетического и логистического факторов / А.В. Грозин // Геоэкономика энергетики. - 2020. - №3. - С. 106-130.
41. Гурбангельдыев, Дж. Туркменистан — Россия: стратегическое
партнерство, испытанное временем / Дж. Гурбангельдыев // Россия и Центральная Азия: новые перспективы : материалы междунар. науч. конф., посвященной 25-летию установления дипломатич. отношений между Рос. Федерацией и государствами Центральной Азии (Москва, 14 июня 2017 г.) / Моск. гос. ин-т междунар. отношений (ун-т) М-ва иностр. дел Рос. Федерации. - Москва, 2018. С. 194-223.
42. Джумаев, И. Внешняя торговля Туркменистана: тенденции, проблемы и перспективы / И. Джумаев. - Бишкек: Университет Центральной Азии, 2012. - 40 с.
43. Договор между Республикой Белоруссия, Республикой Казахстан,
Киргизской Республикой и Российской Федерацией об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации: [сайт]. - URL: https://docs.cntd.ru/document/1901125(дата обращения:
10.05.2021).
44. Договор о дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и
Туркменистаном // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации: [сайт]. - URL:
https://docs.cntd.ru/document/901834834(дата обращения: 10.05.2021).
45. Договор об основах взаимоотношений и принципах сотрудничества между Российской Федерацией и Исламской Республикой Иран // Бюллетень международных договоров. - 2002. - №8. - С. 69-73.
46. Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества //
Президент России: официальный сайт. - URL:
http://www.kremlin.ru/supplement/3402(дата обращения: 10.05.2021).
47. Додихудоев, Х. В. Таджикистан-Иран: достижения и перспективы сотрудничества / Х. Додихудоев, В. Ниятбеков // Центральная Азия и Кавказ. - 2008. - №2(56). - С. 152-160.
48. Дунаева, Е.В. ИРИ и каспийская проблема / Е.В. Дунаева // Роль и
место Ирана в регионе: коллективная монография. / Ин-т
Востоковедения РАН. - М., 2007. - С. 89-99.
49. Дунаева, Е.В. Российско-иранский культурный диалог: возможности и перспективы развития / Е.В. Дунаева // Россия - Иран: диалог культур: Международная научная конференция, 8 апреля 2016 года. / СПбГУП. - СПб., 2017. - С. 56-66.
50. Дунаева, Е.В. Россия и Иран: культурный аспект взаимодействия / Е.В. Дунаева // Российско-иранские отношения. Проблемы и перспективы : сб. ст. / ИВ РАН. - М., 2015. - С. 124-139.
51. Дунаева, Е.В. Россия и Иран: особенности развития и проблемы межкультурной коммуникации / Е.В. Дунаева // Обсерватория культуры. - 2014. - №5. - С. 135-141.
52. Евсеев, В. Общие вызовы безопасности и перспективы сотрудничества / В. Евсеев // Партнерство России и Ирана: текущее состояние и перспективы развития. Доклад No 29/2017. - Раздел II. Тема 5. : НП РСМД. - М., 2017. - С. 74-81.
53. Ергалиев, Г.М. Характеристика действующих транспортных систем и обоснование транспортных потоков / Г.М. Ергалиев // Вестник университета. - 2013. - №19. - С. 55-59.
54. Жильцов, С.С. Каспийский регион: основные направления
трубопроводов [Электронный ресурс] / С.С. Жильцов // URL: http://old.pglu.ru/science/researches/nii-panin/vestnik/v2/Zhilcov_S_S.pdf(дата обращения: 27.05.2019).
55. Жильцов, С.С. Отношения России и Ирана в каспийском регионе: итоги и перспективы / С.С. Жильцов // Вестник РУДН. Серия: Международные отношения. - 2016. - №4. - С. 628-642.
56. Жильцов, С.С. Сотрудничество России и Ирана в Каспийском регионе: итоги и перспективы / С.С. Жильцов // Вестник РУДН. Серия: Международные отношения. - 2016. - №4. - С. 628-642.
57.Завершение моего блога [Электронный ресурс] // LIVEJOURNAL. - URL: https://sajiadi.livejournal.com/475031.html(дата обращения:
25.03.2022)
58.Задонский, С.М. Внешнеэкономические связи Исламской Республики Иран / С.М. Задонский // Ближний Восток и современность (выпуск 14) : сб. ст. - М., 2002. - С. 60-85.
59.Задонский, С.М. Современное состояние и меры по развитию
транспорта Исламской Республики Иран / С.М. Задонский // Ближний Восток и современность (выпуск 14) : сб. ст. - М., 2002. - С. 105-117.
60. Заявление официального представителя МИД России А.В. Яковенко в связи с подписанием Ираном Дополнительного протокола к Соглашению о гарантиях с МАГАТЭ в связи с ДНЯО // Министерство иностранных дел Российской Федерации: официальный сайт. - URL: https://www.mid.ru/foreign policy/international safety/disarmament/-/asset publisher/rp0fiUBmANaH/content/id/492634 (дата обращения:
13.05.2021).
61.Звягельская, И. В поисках точки опоры: Иран в Центральной Азии [Электронный ресурс] // Российский совет по международным делам. - URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/v-
poiskakh-tochki-opory-iran-v-tsentralnoy-azii/ (дата обращения:
27.03.2022)
62.Зокирзода, Ф.Б. Ирано-туркменские отношения в XXI в.: эволюция и современное состояние / Ф.Б. Зокирзода, О.Ю. Курныкин // Известия АлтГУ. Исторические науки и археология. - 2019. - №2(106). - С. 59¬
62.
63. Зюзин, П. Развитие региональных и трансрегиональных транспортных путей: перспективы сотрудничества / П. Зюзин // Партнерство России и Ирана: текущее состояние и перспективы развития. Доклад No 29/2017. -Раздел IV. Тема 9: НП РСМД. - М., 2017. - С. 130-139.
64. Ибятов, Ф.М. Международные и внешнеэкономические приоритеты современного Ирана: практика и перспективы / Ф.М. Ибятов // Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. - 2010. - №57. - С. 87-90.
65. Иванов, В. Б. К понятию Иранистика / В.Б. Иванов // Иранистика. - 2011. - № 1. - С. 35-41.
66. Иванов, В.Б. Перспективы исследований иранских языков в РФ / В.Б. Иванов // Россия - Иран: диалог культур: Международная научная конференция, 8 апреля 2016 года. / СПбГУП. - СПб., 2017. - С. 93-101.
67. Ивин, А.В. Состояние и перспективы энергетического сотрудничества Ирана и России / А.В. Ивин // Российско-иранские отношения. Проблемы и перспективы : сб. ст. / ИВ РАН. - М., 2015. - С. 109-117.
68. Игумен Александр (Заркешев) История русского Православия в Иране [Электронный ресурс] // Интернет-портал «Россия в красках». - URL: http://ricolor.org/rz/iran/mp/2/(дата обращения: 27.03.2022)
69. Иностранным абитуриентам: как получить стипендию (квоту)
[Электронный ресурс] // Study in Russia. Официальный сайт о высшем образовании в России для иностранных студентов. - URL:
https: //studyinrussia. ru/actual/articles/inostrannym-abiturientam-kak-poluchit-stipendiyu-kvotu/(дата обращения: 27.03.2022)
70. Интересы России в Центральной Азии: содержание, перспективы, ограничители / под ред. И.С. Иванова. - М. : Спецкнига, 2013. - 64 с.
71. Иран // Лукойл: [сайт]. - URL:http://mideast.lukoil.com/ru/Activities/Iran(дата обращения: 27.05. 2019)
72. Иран для Казахстана экономически выгодный маршрут к мировым рынкам [Электронный ресурс] // Сетевое издание "Zakon.kz". 22.12.2014. - URL: https://www.zakon.kz/4676534-iran-dlja-kazakhstana- jekonomicheski.html(дата обращения: 16.05.2021).
73. Иран: Обязательства перед РФ по АЭС в Бушере выполнены
[Электронный ресурс] // РБК. - 27.05.2007. - URL:
https://www.rbc.ru/politics/27/05/2007/5703c7ad9a79470eaf765aed (дата
обращения: 27.03.2022)
74. Иранистика - одно из первых направлений в российском
востоковедении [Электронный ресурс] // ParsToday. - URL:
https://parstoday. com/ru/news/russia-i 106732 (дата обращения:
27.03.2022)
75. Иранистика в России и иранисты : сб. ст. / отв. ред. Л.М. Кулагина. - М.: Институт востоковедения РАН, 2001. - 240 с.
76. Казанцев, А.А. «Большая игра» с неизвестными правилами: мировая политика и Центральная Азия / А.А. Казанцев. - М.: МГИМО, 2008. - 360 с.
77. Казахстанско-Иранский Деловой Совет [Электронный ресурс] // Внешнеторговая палата Казахстана. - URL: https://kazcic.kz/tips/15(дата обращения: 16.05.2021).
78. Калаши, Н. Межкультурный и межрелигиозный диалог между Ираном и Россией - вчера и сегодня / Н. Калаши // Труды Института востоковедения РАН. Вып. 15: Россия и Иран: пять веков сотрудничества. - М.: ИВ РАН, 2018. - С. 196-205.
79. Калбаси, Р.А. Перспективы российско-иранских отношений в ядерной сфере / Р.А. Калбаси // Проблемы постсоветского пространства. - 2019. - №6. - С. 195-202.
80. Каменева, М.С. К вопросу изучения российско-иранских культурно-языковых связей / М.С. Каменева, Дж. Карими-Мотаххар // Российско- иранские отношения. Проблемы и перспективы : сб. ст. / ИВ РАН. - М., 2015. - С. 148-156.
81. Каменева, М.С. К вопросу о российско-иранском культурно-языковом диалоге / Иран. История, экономика, культура. Памяти С. М. Алиева - М.: ИВ РАН, 2009. - С. 102 - 105.
82. Карами, Дж. Иран, Россия в Центральной Евразии: опыт и ожидания / Дж. Карами // Политика РФ и ИРИ в региональном контексте (ЦА, Кавказ, Ближний Восток) : сб. ст. / Институт Востоковедения РАН, Фонд Розы Люксембург, Центр по изучению Ирана и Евразии. - Москва, 2011. - С. 84-90.
83. Катона, В. Ресурсы Каспийского региона: Туркменистан, Казахстан, Иран и Россия [Электронный ресурс] // Российский совет по международным делам. - URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and- comments/analytics/resursy-kaspiyskogo-regiona-turkmenistan-kazakhstan- iran-i-rossiya/?sphrase_id=45550676(дата обращения: 16.05.2021).
84. Киани, Д. Взгляды России и Ирана на развитие ситуации в регионе Ближнего Востока: как мы видим будущее региона? / Д. Киани // Партнерство России и Ирана: текущее состояние и перспективы развития. Доклад No 29/2017. - Раздел II. Тема 4. : НП РСМД. - М., 2017. - С. 68-73.
85. Кляшторина, В.Б. Культурно-политическая доктрина ИРИ в регионе / В.Б. Кляшторина // Исламская Республика Иран в 90-е годы (экономика, политика, культура) / Институт Востоковедения РАН. - М., 1998. - С. 120-130.
86. Князев А.А. Региональная стратегия Ирана в Центральной Азии:
эволюция и приоритеты [Электронный ресурс] / А.А. Князев // Информационно-аналитический центр МГУ. - URL: https://ia-
centr.ru/experts/iats-mgu/a-knyazev-regionalnaya-strategiya-irana-v- tsentralnoy-azii-evolyutsiya-i-prioritety/(дата обращения: 28.02.2021).
87. Кожахметов, К. Казахстанско-иранские отношения: достижения,
проблемы, перспективы / К. Кожахметов // Вестник КазНУ. Серия востоковедения. - 2013. - №1(62). - С. 41-44.
88. Конвенция о правовом статусе Каспийского моря. 12 августа 2018 года
// Президент России: официальный сайт. - URL:
http://kremlin.ru/supplement/5328(дата обращения: 10.05.2021).
89. Конституция Исламской Республики Иран [Электронный ресурс]: утверждена 24 абана 1358 г. (24 зи-ль-хадже 1399 г. по лунной хиджре) // Конституции государств (стран) мира. - URL: https://worldconstitutions.ru/?p=83(дата обращения: 21.03.2022).
90. Концепции внешней политики Российской Федерации: сравнительный анализ [Электронный ресурс] // МГИМО Университет МИД России. - URL:
https://mgimo.ru/upload/iblock/64c/64c1af3dde997df9ff3afd0a0c8bdb01.doc (дата обращения: 28.03.2022)
91. Концепция внешней политики Российской Федерации // Электронный
фонд правовой и нормативно-технической документации: [сайт]. - URL: https://docs.cntd.ru/document/901764263(дата обращения:
10.05.2021).
92. Концепция внешней политики Российской Федерации // Электронный
фонд правовой и нормативно-технической документации: [сайт]. - URL: https://docs.cntd.ru/document/901764263(дата обращения:
23.03.2022).
93. Концепция внешней политики Российской Федерации. Утверждена
Президентом Российской Федерации В.В. Путиным 12 февраля 2013 г. (в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 30 ноября 2016 года №640 утратила силу) // Министерство иностранных дел Российской Федерации: официальный сайт. - URL:
https://www.mid.ru/foreign policy/official documents/-
/asset publisher/CptICkB6BZ29/content/id/122186(дата обращения: 13.05.2021).
94. Крутихин, М. Иран и проблемы экспорта каспийской нефти / М. Крутихин // Исламская Республика Иран в 90-е годы (экономика, политика, культура) : сб. ст. - М. : ИВ РАН, 1998. - С. 31-40.
95. Кулагина, Л.М. Из истории российской иранистики / Л.М. Кулагина // Иранистика в России и иранисты : сб. ст. / Институт Востоковедения РАН. - М., 2001. - С. 18-36.
96. Куршаков, В. Шиитский фактор во внешней политике Ирана / В. Куршаков // Мировая экономика и международные отношения. - 2012. - №11. - С. 24-32.
97. Лавров: Резолюция 1696 СБ ООН исключает меры силового
воздействия в отношении Ирана [Электронный ресурс] // Ведомости. - 06.09.2006. - URL:
https://www.vedomosti.ru/library/news/2006/09/06/lavrov-rezolyuciya-
1696-sb-oon-isklyuchaet-mery-silovogo-vozdejstviya-v-otnoshenii-irana (дата обращения: 13.05.2021).
98. Ларюэль, М. Внешняя политика и идентичность в Центральной Азии / М. Ларюэль // Pro et Contra. - 2013. - №1-2(58). - С. 6-21.
99. Левитская, А. А. Северо-Кавказский федеральный университет:
межуниверситетское сотрудничество на евразийском пространстве как фактор реализации образовательной, научной и социальной миссии вуза / А.А. Левитская // Три миссии университета: образование, наука, общество / Ред. кол.: В.А. Садовничий и др. - М.: МАКС Пресс, 2019. - С. 217-228.
100. Ло, Б. Российская политика в Центральной Азии [Электронный
ресурс] / Б. Ло // IFRI. - URL:
https://www.ifri.org/sites/default/files/atoms/files/ifri_rnv_82_central_asia_ bobolo_rujanuary_2015_0.pdf (дата обращения: 16.05. 2021).