Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ГОСУДАРСТВЕННО-КОНФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В ОТНОШЕНИИ ЛЮТЕРАНСКИХ ОБЩИН ЗАПАДНОЙ СИБИРИ XIX — НАЧАЛЕ XX ВВ

Работа №89043

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

муниципальное право

Объем работы55
Год сдачи2022
Стоимость4265 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
261
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Особенности государственно-конфессиональной политики в отношении лютеранских общин Западной Сибири в XIX веке 10
1.1 Основные принципы государственно-конфессиональной политики в отношении лютеранских общин Западной Сибири в первой половине XIX века. 10
1.2 Основные направления вероисповедной политики Российской
империи в отношении лютеранских общин в период со второй половины XIX до начала XX века 22
Глава 2. Религиозная политика Российской империи в отношении лютеранских общин в период с 1905 по 1917 гг 31
2.1 Изменения в гражданском и имущественном законодательстве
Российской империи в отношении лютеранских общин с 1905 по 1917 гг 31
2.2 Законодательные изменения в сфере образования и общественной деятельности, затронувшие жизнь лютеранских общин Российской империи в период с 1905 по 1917 гг 36
Заключение 42
Список использованных источников и литературы 47


Актуальность темы настоящего исследования обусловлена тем, что в современной России, начиная с 90-х гг. XX века, в связи с началом процесса социально-политической трансформации общества, вопрос регулирования государственно-конфессиональных отношений приобретает особую значимость. Демократизация государственно-управленческой, экономической и общественной систем страны повлияла во многом и на сферу духовной жизни людей, создала иную религиозную ситуацию, безусловно сказывающуюся на взаимодействии государства и различных конфессий.
В условиях активной глобализации не следует забывать, что государственно-конфессиональные отношения могут оказывать прямое влияние на международные отношения, проявлять себя через вопросы отстаивания как прав отдельно взятой личности, так и целых групп населения. Грамотно проводимая государственно-конфессиональная политика, учитывающая интересы представителей различных конфессий, поспособствует созданию более стабильной ситуации в обществе, уменьшит количество возникающих на межконфессиональной и межэтнической почве локальных конфликтов, поспособствует консолидации гражданского общества и укреплению социальных, культурных и экономических связей между различными группами населения.
Российское государство на протяжении своей истории оставалось многонациональным и поликонфессиональным, поэтому с расширением границ ему требовалось изменять и подстраивать свою религиозную политику под меняющиеся условия ради укрепления страны. Поэтому в разные периоды истории России к одним конфессиям проявлялась терпимость, а другие были преследуемы. Особенно стоит выделить период с XIX века до начала XX века, в который национальный и конфессиональный состав страны значительно расширился вместе с активным расширением территории Российской империи.
Со сменой глав государства изменялись основные принципы и направления национальной и вероисповедной политики, находившие отражение в законодательных актах, уставах, созданиях ведомств, учреждений и министерств. Западная Сибирь, в свою очередь, с самого начала ее освоения была многонациональным и поликонфессиональным регионом, где первые лютеране основывали свои общины начиная с XVIII века, и впоследствии сделали значительный вклад в сельскохозяйственное, научное, социальное и культурное развитие всего региона.
Изучение правового регулирования жизни и деятельности лютеранских общин в Западной Сибири конкретно в период с начала XIX до первой четверти XX веков представляется актуальным именно потому, что в настоящее время религиозное законодательство Российской Федерации все еще совершенствуется. Нынешние реалии диктуют необходимость переосмысления исторического опыта построения и функционирования государственно - конфессиональных отношений. Имеющийся исторический опыт страны способен проиллюстрировать соотношение проводимой государством конфессиональной политики в центральной части страны с воплощением на региональном уровне, имеющем свою специфику, и выделить наиболее удачные и эффективные решения, которые можно было бы применить на современном этапе. Обращение к прошлому опыту государства — как положительному, так и отрицательному — поможет предсказать реакцию общества на преобразования в отношениях религиозных институтов с государством и социумом, определить способ установления равноправного положения вероисповеданий внутри государства, не допустить монополии одной конфессии и избежать проявлений религиозного экстремизма.
Степень изученности. Несмотря на большой объем работ по истории протестантов в отечественной историографии, влияние государственно-конфессиональной политики Российского государства на правовое положение лютеранских общин Западной Сибири в XIX — начале XX веков изучено весьма слабо. Большинство работ освещают, главным образом, вопросы, связанные с процессом переезда лютеран-колонистов в Россию, их перемещения внутри государства или на их социально-экономическое положение.
Из современных исследователей крупный вклад в разработку темы сделала О. А. Лиценбергер, профессор, доктор исторических наук из Саратова, которая во многих работах, а более всего в докторской диссертации «Римо- Католическая и Евангелическо-Лютеранская церкви в России: сравнительный анализ взаимоотношений с государством и обществом, XVIII — начало XX веков» полностью посвященная развитию государственно конфессиональной политике в отношении лютеранской и католической церквей в России. Успешность и полнота её работ объясняются возможностью изучения источников, недоступных предыдущим исследователям, их систематизация и сосредоточенность в архивах Санкт-Петербурга, Москвы, Саратова, а также доступом к иностранным источникам. Другие современные исследователи, такие, как В.И. Бруль в двухтомной работе «Немцы в Западной Сибири» , Л.В. Малиновский в труде «Немцы в России и на Алтае» и пр. затрагивают конфессиональную политику по отношению к лютеранским общинам Сибири, не уделяют ей достаточно внимания, больше интересуясь её экономической, социальной и культурной жизнью. Наиболее точно, хотя и очень кратко, эту тему изучал В.Н. Шайдуров в работе «Немецкая община Западной Сибири (вторая половина XVIII — начало XX веков)» и других, где он отражает причины малоизученности тематики, указывая, прежде всего, на малое количество исторических источников и немногочисленность самой общин в изучаемый период.
Цель работы. Изучение положения лютеранских общин Западной Сибири в контексте государственно-конфессиональной политики Российской империи в XIX — начале XX века.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнение следующих задач:
1. Рассмотреть особенности государственно-конфессиональной политики в отношении лютеранских общин Западной Сибири в первой половине XIX века.
2. Выявить основные принципы государственно-конфессиональной политики в отношении лютеранских общин Западной Сибири во второй половине XIX века.
3. Охарактеризовать основные направления вероисповедной политики Российской империи в гражданском и имущественном законодательстве отношении лютеранских общин в период с 1905 года по 1917 год в сфере.
4. Показать изменения в религиозной политике Российской империи в образовательной сфере в отношении лютеранских общин в период с 1905 по 1917 гг.
Объект исследования. Государственно-конфессиональная политика Российской империи в XIX - начале XX века.
Предмет исследования. Особенности реализации государственно-конфессиональной политики Российской империи в отношении лютеранских общин Западной Сибири XIX — начале XX вв.
Хронологические рамки исследования охватывают период с первой половины XIX века до начала XX века, конкретнее — до 1917 года. Верхняя граница исследования — первая половина XIX века — обусловлена началом активного проведения реформ в религиозном законодательстве Российской империи и попытками сформировать централизованные органы управления иностранными вероисповеданиями. Нижняя граница исследования — 1917 год исследования — обусловлена распадом Российской империи.
Территориальные рамки исследования включают в себя Западную Сибирь, территорию, занимающую около 80% Западно-Сибирской равнины. Западная Сибирь включает в себя такие регионы России, как Тюменская, Томская, Омская, Новосибирская, Кемеровская области, Алтайский край, Республика Алтай и Курганская область, а также большая часть Северо-Казахстанской области Республики Казахстан.
Методологическую основу работы составили принципы объективности и историзма. Методологический принцип объективности позволяет осуществлять критический всесторонний анализ общих исторических процессов с начала их формирования, в процессе становления и развития, а также корректные оценки их влияния. Принцип историзма в контексте данной работы позволяет рассматривать государственно-конфессиональную политику в хронологической последовательности с опорой на изменения в соответствующей историческому периоду действительности.
Помимо общенаучных методов анализа, синтеза, описания и сравнения в работе были применены специальные методы, характерные для исторической науки. Главным образом, был применен сравнительно-исторический метод, позволивший сопоставить правовое положение лютеранских общин Западной Сибири в разные периоды государственной истории.
Ретроспективный метод позволил выявить тенденции в изменении взаимоотношений между лютеранскими общинами и органами государственной власти, выявить причины изменений в реализации конфессиональной политики и сформировать целостное представление об обозначенной проблеме.
Проблемно-хронологический метод поспособствовал соблюдению исторической преемственности в рассмотрении внутриполитических событий и относящихся к ним фактов для создания единой исторической перспективы и выделения изменений в проведении конфессиональной политики в обозначенный в работе период.
Источниковую базу составили источники общегосударственного масштаба — законодательные, нормативно-правовые акты Российской империи периода с XIX века по XX век. Другой группой источников выступают письменные источники, носящие официальный характер — переписка с местными и центральными властями представителей лютеранских общин, в том числе духовенства, отдельные указы и распоряжения, хранящиеся в региональных архивах Сибири.
К первой группе источников, относится ряд Манифестов, начиная с XIX века, где регулируются вопросы свободы вероисповедания на государственном уровне, положения священнослужителей и прихожан. К этой группе также относятся отдельные указы и законодательные акты, включенные в Полное собрание законов Российской империи, Свод законов Российской империи и входящие в них Уставы, собрание узаконений и распоряжений правительства, регулировавшие правовое положение общин лютеранского вероисповедания.
Ко второй части источников относятся многочисленные документы, сосредоточившиеся в региональных государственных архивах Алтайского края, Томской и Омской областей и других территориях Сибири, опубликованные в составе сборников исторических документов, касающихся обозначенной темы. Государственным Архивом Алтайского края в 1997 году был издан двухтомник «Документы по истории церквей и вероисповеданий в Алтайском крае», где приводятся формулярные списки офицеров, чиновников с указанием их конфессиональной принадлежности, переписка местных органов власти с протестантскими священнослужителями. В этом же сборнике содержатся данные о строительстве католических и протестантских культовых зданий, кирх и костёлов Колывано-Воскресенских горных заводов, а затем и Алтайского горного округа. Часть данных по заявленной теме, из имеющихся в Томском областном архиве была выявлена и опубликована О. В. Курило в 2002 году в книге «Лютеране в России (XVI - XX вв.)».
Научная новизна. Данное исследование объединяет и систематизирует имеющиеся разрозненные знания о положении лютеранских общин Западной Сибири и правовом регулировании их жизни в XIX - начале XX вв.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования ее для подготовки учебных курсов в области религиоведения, общей истории, истории государственно-конфессиональных отношений. Также данная работа может быть использована в качестве основы для более углубленного изучения обозначенной темы.
Апробация. Материалы данной работы были представлены на IX региональной конференции «Мой выбор - наука», проходившей с 20 по 30 апреля 2022 года в Алтайском государственном университете.
Структура работы соответствует поставленным цели и задачам и состоит из введения, двух глав и заключения, списка использованных источников и литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Вопрос о правовом регулировании конфессиональной жизни лютеранских общин Западной Сибири поднимался задолго до начала XIX века. Ряд документов XVIII века гарантировал приезжающим для освоения земель иностранцам свободу вероисповедания и закладывал особый тип веротерпимости, при котором законодательно запрещается преследование какой-либо признанной государством веры. В это же время в крупных городах Западной Сибири — Томске, Тобольске, Барнауле, Омске — появляются лютеранские общины, основанные немногочисленными, в основном прибывающими из германских стран специалистами и чиновниками.
В этот период большинство вопросов о назначении священнослужителей, строительстве культовых зданий, финансовые вопросы и т.д. региональные ведомства с начала XIX века решали между собой без привлечения центральных органов. К тому же отдельных централизованных министерств, ведомств или органов, которые занимались бы вопросами не только лютеранских, но и остальных протестантских общин, все еще не существовало, на общегосударственном уровне предпринимались шаги, в будущем способствующие расширению свободы самоуправления для инославных церквей и усилению религиозной толерантности в целом.
Начало правления Александра I ознаменовалось либеральными преобразованиями в конфессиональном законодательстве. Манифестом от 1810 года учреждалось Главное управление духовных дел иностранных исповеданий в составе Министерства внутренних дел. Управление занялось широким кругом вопросов: отбором и представлением кандидатов на должности епископов, начальников монашеских орденов и семинарий и других духовных чинов, назначением светских лиц на консисториальные должности, контролем за состоянием духовных капиталов, строительством и упразднением церквей.
В 1817 году Главное управление духовных дел вместе с Министерством Народного просвещения и Главным управлением духовных дел православного исповедания Святейшего Синода образовало Министерство духовных дел и народного просвещения. В составе министерства появляется «отдел по делам протестантских вероисповеданий». В ведении департамента оставались вопросы, касавшиеся строительства, открытия, упразднения духовных зданий, хозяйственные вопросы духовного имущества и капитала, ведение статистических списков, управление консисториями, отбор и представление кандидатов на духовные и светские должности.
В 1819 году была учреждена Государственная Евангелическая генеральная консистория — высший орган церковного управления Евангелическо-лютеранской церкви. Указом определялись следующие задачи консистории: наблюдение за строгим исполнением церковных уставов, деятельностью и моральным обликом священнослужителей.
Следующим шагом в реформировании управления протестантскими конфессиями империи стало принятие при Николае I в 1832 году устава Евангелическо-Лютеранской Церкви. Часть Устава освещала вопросы семейного права, права наследования, порядка заключения и расторжения браков, закреплял основы учения Евангелическо-Лютеранской церкви, порядок проведения богослужения, праздников, избрания и утверждения лиц на должности внутри церкви, устанавливался круг прав и обязанностей служителей на разных должностях. Уставом также были распределены все Евангелическо-Лютеранские приходы в Российской империи на восемь Консисторий. Устав закреплял за Генеральной консисторией обязанность отчитываться перед Департаментом духовных дел иностранных исповеданий о состоянии дел во всех местных консисториях.
Правление Александра I и Николая I ознаменовалось либерализацией законодательства в отношении протестантских церквей. Предпринимались попытки создания отдельного органа управления, которому можно было бы передать дела всех конфессий расширяющей свои владения империи. Однако для конфессиональной политики Российской империи первой половины XIX века все еще характерно наделение Русской Православной Церкви особыми привилегиями, протестантским церквям недоступными. Правовое регулирование Российской империей религиозной жизни лютеранских общин Западной Сибири в первой половине XIX века продолжает определяться законодательными актами и указами, применимыми ко всем регионам страны. Большинство проблем и вопросов, связанных с выделением и распределением финансов, административным управлением, бытовыми ситуациями, разрешались обращениями в местные управляющие органы без привлечения центральных органов власти.
В 1857 году был принят «Устав о колониях иностранцев в империи», учреждавший органы местного самоуправления в колониях, даруя им некоторую долю автономности, вновь утверждавший разрешение строить на отведенных землях церкви и назначать священнослужителей, свободно отправлять веру по своим обрядам. В этот же период под руководством обер- прокурора Святейшего синода К. П. Победоносцева подготавливается ряд реформ, направленных на ограничение деятельности протестантов и «сектантов» в Российской империи.
В 1890 - 1891 гг. были приняты меры, ограничивающие автономию лютеранской церкви, выраженные в сокращении консисторий и подчинении Министерству народного просвещения лютеранских школ. Хотя школы переходили под контроль государства, рассеянность поселений и школ в них по всей территории Западной Сибири не позволяла установить жесткий контроль и обеспечить учреждения достаточным количеством специально подготовленных педагогических работников из сотрудников, подготовленных Министерством народного просвещения.
Устав духовных дел иностранных исповеданий в 1896 году закреплял главенство православной церкви и полагал ее главной задаче и вместе с тем исключительным правом проповедовать учение, но формально не отменял обещанной более ранними указами свободы вероисповедания.
В июне 1903 года циркуляр Министерства народного просвещения вносил изменения в учебный процесс. Немецкие школы Российской империи преобразовывались в одноклассные и двуклассные министерские школы. Лютеранские школы в общинах оказались в ситуации, в которой преподавать стали русские педагоги, так как лютеране в учительские семинарии не допускались. С этого времени отмечаются эпизоды бойкотирования школ учащимися и создание «тайных» школ во избежание ассимиляции с русским населением.
В феврале 1903 года выходит Манифест «О предначертаниях к усовершенствованию государственного порядка», обещающий демократические преобразования в преддверии революции 1905 года. Документ обещал «укрепить неуклонное соблюдение властями, с делами веры соприкасающимися, заветов веротерпимости, начертанных в основных законах Империи Российской».
На начало XX века Российская империя остается конфессиональным государством, в котором не существует четкого разделения светской власти и государственной церкви. Указ «Об укреплении начал веротерпимости» 1905 года вводит в законодательство Российского государства новые для него нормы, его принятие фактически стало проведением конституционной реформы.
Указ отменял положение об уголовном преследовании лиц, совершивших переход из православия в другое признанное государством вероисповедание. Принятие положения привело к тому, что в 1905-1907 годах приход Русской Православной церкви значительно уменьшился, главным образом в западной части государства. Указ закреплял право преподавания Закона Божьего в национальных школах на родном языке позволял преподавать его священнослужителю общины, при которой состояла школа.
Первая русская революция не замедлила темпов крестьянского переселения, и следующая его волна пришлась на годы проведения аграрной реформы П. А. Столыпина (начиная с 1906 года). В 1907 - 1908 гг. вследствие малоземелья часть поволжских немцев начала переселение в Сибирь, через время к ним присоединились крестьяне из колоний Украины.
Начало Первой мировой войны значительно затруднило жизнь всем иностранцам в Российской империи. Осенью 1914 года в законодательство вернулся запрет преподавания в школах на иных языках, кроме русского, не исключая частных и содержимых евангелическо-лютеранскими приходами. В июле 1916 года появилось положение Совета Министров «О воспрещении повсеместно в Империи преподавания на немецком языке во всех учебных заведениях, а также на богословском факультете Императорского Юрьевского университета». Лютеранская церковь обрела в обращениях властей характер опасной и разрушительной организации, преследовавшей немецкие интересы.
Ликвидационные меры практически не коснулись местных сибирских церквей. При лютеранской церкви г. Томска продолжали функционировать приют и немецкая школа, не было закрыто Томское евангелическо-лютеранское дамское благотворительное общество.
Нельзя сказать, что лютеранских общин Западной Сибири в период Первой мировой войны совершенно не коснулась политика гонения «немецких конфессий», но также им не пришлось переживать то же, что и лютеранам западных губерний — погромы, закрытия и выдворение из страны даже тех, кто не был немцем к происхождению, но принадлежал к «немецкой вере».
Таким образом, государственно-конфессиональная политика Российской империи в отношении лютеранских общин Западной Сибири в XIX — начале XX вв. характеризуется зависимостью от личных воззрений правителя, а впоследствии от внешне- и внутриполитических условий. На протяжении всего периода наблюдается стремление к унификации религиозного законодательства и формированию централизованной системы управления лютеранскими церквями не только на территории Западной Сибири, но и на территории всего государства.



1. Государственный архив Алтайского края. Ф. 3. Оп. 1. Д. 670.
2. Первая всеобщая перепись населения Российской империи 1897 года. [СПб.], 1897-1905/ Сайт Электронной библиотеки Государственной публичной исторической библиотеки. [Электронный ресурс] URL: http:Zelib.shpl.ru/ru/nodes/12632-pervaya-vseobschaya-
perepis-naseleniya-rossiyskoy-imperii-1897-goda-spb-1897-1905 (дата
обращения: 30.04.2022).
3. Постановление Временного правительства «О свободе совести». 14 июля 1917 г. Z Вестник Временного правительства. Пг., 1917. № 109. 20 июля. - С. 1
4. Полное собрание законов Российской империи. Собр. 1. Т. 4. С. 192—195.
5. Полное собрание законов Российской империи. Собр. 1. Т. 6. № 3778. С. 386.
6. Полное собрание законов Российской империи. Собр. 1. Т. 16. № 11880
7. Полное собрание законов Российской империи. Собр. 1. Т. 31, № 24307.
8. Полное собрание законов Российской империи. Собр. 1. Т. 31, № 24326.
9. Полное собрание законов Российской империи. Собр. 1. Т. 34, № 27106.
10. Полное собрание законов Российской империи. Собр. 1. Т. 35, №27217.
11. Полное собрание законов Российской империи. Собр. 1. Т. 36, № 27896.
12. Полное собрание законов Российской империи. Собр. 1. Т. 39, № 29914.
13. Полное собрание законов Российской империи. Собр. 1. Т. 39, № 30037.
14. Полное собрание законов Российской империи. Собр. 2. Т. 1, №410.
15. Полное собрание законов Российской империи. Собр. 2. Т. 7, с. 956-1022.
16. Полное собрание законов Российской империи. Собр. 2. Т. 7, № 5871.
17. Полное собрание законов Российской империи. Собр. 2. Т. 20, №19283.
18. Полное собрание законов Российской империи. Собр. 3. Т. 4, № 2318;
19. Полное собрание законов Российской империи. Собр. 3. Т. 23. № 22581
20. Полное собрание законов Российской империи. Собр. 3. Т. 23. № 25495
21. Свод законов Российской империи: в 15 т. СПб. : Тип. II отд. С. Е. И. В. К., 1857. Т. 12. Ч. 2. 591 с.
22. Свод законов Российской империи. СПб., 1896. Т. XI. Ч. 1: Уставы духовных дел иностранных исповеданий. С. 9-11.
23. Собрание узаконений и распоряжений Правительства. — СПб. , 1905. — 17 апреля ( № 63, Отд. 1, ст. 526 ). — С. 710—712 .
24. Собрание узаконений и распоряжений правительства, 1915 г., отдел I, Петроград, 1915, с. 564-568.
Литература
25. Of religion and empire: Missions, conversion, and tolerance in tsarist Russia / Ed. by Geraci R.P., Khodarkovsky M. - Ithaca: Cornell univ. press, 2001. - VI, p. 7-8.
26. Werth P. The tsar's foreign faiths: Toleration and the fate of religious freedom in imperial Russia. / P. Werth — Oxford; N.Y.: Oxford univ. press, 2014. — XVI, 288 p. с. 6-7
27. Алишина Г. Н. Антинемецкая кампания в годы Первой мировой войны в «Центре» и «На местах» Российской империи: реализация мер по борьбе с немецким засильем в Томской губернии / Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2016. №2. - С. 2—3.
28. Алишина Г.Н. Женские благотворительные общества как элемент гражданской самоорганизации городских немцев российской империи в конце XIX - начале ХХ вв. (на примере Томского евангелическо-лютеранского дамского благотворительного общества) /Ежегодник Международной ассоциации исследователей истории и культуры российских немцев. 2021. № 1. - С. 32-39.
29. Бехтер А. Р. К вопросу о состоянии школьного образования в немецких селениях Омского уезда в начале XX в. / История культуры Сибири: опыт, традиции, проблемы развития. Научная конференция, посвященная памяти Н.М. Ядринцева : тезисы докл. Омск : Омск. ун-т, 1992. С. 72.
30. Блинова А.Н. История немецких национальных школ в сибирской деревне / Сибирская деревня: история, современное состояние, перспективы развития: сб. науч. тр.: в 3 ч. - Омск: Омскбланкиздат, 2010.-Ч. I. - С. 128-132.
31. Борзова Е. С. Последствия указа 17 апреля 1905 г. «Об укреплении начал веротерпимости» на территории Царства Польского и западных губерний Российской империи / Религиоведение . - 2013. - № 1.- С. 44—49.
32. Бразоль Б.Л. Царствование императора Николая II: 1894-1917 гг. в цифрах и фактах / Б.Л. Бразоль. - Минск: Полымя, 1991. - С. 56-58.
33. Бруль В. И. Немцы в Западной Сибири: в 2 ч. / В.И. Бруль. - Топчиха, 1995. - Т. 1-2.
34. Вашкау Н.Э. Школа в немецких колониях Поволжья. / Н. Э. Вашкау. - Волгоград, 1998. - С. 126-127.
35. Вибе П. П. Положение немцев Западной Сибири в годы Первой мировой войны / Ключевые проблемы истории российских немцев: материалы X международной конференции. 18-21 ноября 2003, Москва. - С. 299-303.
36. Вибе П. П. Немецкие колонии в Сибири: социально-экономический аспект: монография. / П. П. Вибе - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2007. - С. 29.
37. Нам И.В. Жизнь в диаспоре (городские немцы Западной Сибири в конце XIX - начале XX вв.) / Немцы России: социально-экономическое и духовное развитие 1871-1941 гг. М., 2002. - С. 379— 381.
38. Герман А.А. История немцев России : учеб. пособие. / А. А. Герман, Т. С. Илларионова, И. Р. Плеве. - М., 2005. — С. 220—225.
39. Документы по истории церквей и вероисповеданий в Алтайском крае (XVII — начало XVIII вв.). — Барнаул: Управление архивного дела администрации Алтайского края, 1997. — C. 328—330.
40. Дробижева Л.М. Потенциал межнационального согласия: осмысление понятия и социальная практика в Москве / Социс. 2015. № 11.
41. Ерохина О. В. Действие «ликвидационных» законов в немецких поселениях Области Войска Донского в 1915 - 1916 гг. / Материалы научной конференции: «Российское государство, общество и этнические немцы: основные этапы и характер взаимоотношений (XVIII¬XXI вв.)». М., 2006. - С. 213-214.
42. История российских немцев в документах (1763—1992 гг.). / Сост.: В.А. Ауман, В.Г. Чеботарева. М., 1993. - С. 47.
43. Костюк, М.П. Миграция волынских немцев в Сибирь (конец XIX - первая половина XX века) / М.П. Костюк / Немцы Сибири: история и культура. - Омск, 2006. С. 3-4.
44. Курило О.В. Лютеране в России (XVI - XX вв.) / О.В. Курило. - М., 2002. - 400 с.
45. Лиценбергер О.А. Законодательство Российской империи конца XVIII - начала XX в. об особенностях регулирования прав и обязанностей немцев-католиков и немцев-лютеран / Этнические немцы
России: Исторический феномен «народа в пути»: материалы XII
международной научной конференции. Москва, 18 - 20 сентября 2008 г. - С. 61.
46. Лиценбергер О.А. Римско-католическая и Евангелическо- лютеранская церкви в России: сравнительный анализ взаимоотношений с государством и обществом (XVIII - начало ХХ вв.) автореферат дис. ... д-ра ист. наук / Саратовский гос. ун-т. - Саратов, 2005. - 36 с.
47. Малиновский Л.В. Немцы в России и на Алтае. Популярно-исторические очерки. / Л. В. Малиновский Барнаул: БГПУ, 1995. 182 с.
48. Митрохин Л. Н. Баптизм: история и современность (философско-социологические очерки). / Л. Н. Митрохин. — СПб.: РХГИ, 1997. — С. 245-247.
49. Немецкие колонии в сибири: социально-экономический аспект / П.П. Вибе. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2007. - С. 4—7.
50. Немцы России. населённые пункты и места поселения: энциклопедический словарь. / Сост. В. Ф. Дизендорф. «ЭРН», Москва, 2006. С. 33-34.
51. Очерки истории белорусов в Сибири в XIX-XX вв. : монография / отв. ред. М. П. Костюк, В. А. Ламин. - Новосибирск : РИЦ НГУ, 2001. - С. 60.
52. Патканов С.К. Статистические данные, показывающие племенной состав населения Сибири, язык и роды инородцев (на основании данных специальной разработки материала переписи 1897 г.). Т. II. СПб., 1911. С. 2-5.
53. Пашков Б.Г. Новые святые: Николай II и его семья - символ русского православия / Б.Г. Пашков. - М.: Центр, 2000. - С. 349-351.
54. Полунов А. Ю. К. П. Победоносцев в общественно-политической и духовной жизни России. / А. Ю. Полунов. — М.:Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010. — С. 250-257.
55. Приходько М. А. Специальный орган управления инославными исповеданиями в государственной системе российской империи в начале XIX в / Вестник Исторического общества Санкт- Петербургской Духовной Академии. 2021. №3 (8). - с. 302 - 310.
56. Ремнев А. В. Самодержавие и Сибирь. Административная политика второй половины XIX - начала XX в. / А. В. Ремнев. - Омск : Изд-во ОмГУ, 1997. - 252 с.
57. Целищева, М. А. Здания толчеи на Колывано-Воскресенских заводах / М. А. Целищева / Баландинские чтения : сборник статей VIII научных чтений памяти С. Н. Баландина, Новосибирск, 18-20 апреля 2013 г. / сост. Д. Д. Бушма. - Новосибирск, 2014. - С. 86-94.
58. Черказьянова И. В. Вопрос о судьбе немецкой школы Российской империи в годы Первой мировой войны / Немцы России и СССР. 1901-1941: Материалы международной научной конференции. - С. 77.
59. Черказьянова И. В. Немецкая национальная школа в Сибири (XVIII - 1938 г.). / И. В. Черказьянова - М., 2000. - с. 253
60. Черказьянова И. В. Школьное образование российских немцев (проблемы развития и сохранения немецкой школы в Сибири в XVIII - XX в.) : монография. СПб., 2004. С. 95-115.
61. Чистякова О.И. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных от 15 августа 1845 года. Комментарий к разделу второму «О преступлениях против веры и о нарушении ограждающих оную постановлений» / О.И. Чистякова. - М., 1988. Т. 6. - 432 с.
62. Шайдуров В.Н. Немецкая община Западной Сибири (вторая половина XVIII - начало XX вв.) / В. Н. Шайдуров. - Новый исторический вестник. 2008. № 17.
63. Айвазов И. Г. Законодательство по церковным делам в царствование императора Александра III-го / И. Г. Айвазов. - Москва : печ. А.И. Снегиревой, 1913. С. 155-156.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ