Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПОТЕНЦИАЛ КУЛЬТУРЫ СТАРООБРЯДЧЕСТВА В РАЗВИТИИ ТУРИЗМА НА АЛТАЕ

Работа №89037

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

муниципальное право

Объем работы88
Год сдачи2022
Стоимость4200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
195
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАЗВИТИЯ ИСТОРИИ СТАРООБРЯДЧЕСТВА НА ТЕРРИТОРИИ АЛТАЙСКОГО КРАЯ И РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ 14
1.1. Распространение старообрядческих согласий на территории 14
Алтайского края 14
1.2. Формирование культурного пространства старообрядчества в 29
Республике Алтай 29
ГЛАВА 2. ПРАЗДНИЧНАЯ И СЕМЕЙНАЯ ОБРЯДНОСТЬ АЛТАЙСКИХ СТАРООБРЯДЦЕВ 38
2.1. Родильные обряды и свадебные обычаи алтайских старообрядцев 38
2.2. Особенности социальной жизни старообрядцев: быт, праздники,
традиции и культура 48
ГЛАВА 3. СПЕЦИФИКА РАЗВИТИЯ РЕЛИГИОЗНОГО ТУРИЗМА В РАМКАХ СТАРООБРЯДЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА ТЕРРИТОРИИ АЛТАЙСКОГО КРАЯ И РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ 59
3.1. Характеристика понятий туристической деятельности религиозной
направленности в Алтайском крае и Республике Алтай 59
3.2. Особенности организации религиозных туров в старообрядческие
культовые места 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Актуальность темы исследования. Геополитическая ситуация, в которой оказалась Российская Федерация, выражающаяся в сокращении зарубежного туризма, в настоящие время вынуждает развивать внутренний туризм, переориентировать туристические потоки на освоение отечественных культурных ресурсов. Основным вопросом для органов государственной власти, образовательных учреждений, музеев, бизнеса остается выявление и развитие наиболее перспективных направлений внутреннего туризма.
Среди разновидностей внутреннего туризма можно выделить религиозный туризм, который направлен на изучение культовых объектов различных религиозных направлений и включает себя паломнический, либо экскурсионный интерес. Экскурсионные бюро, туристические фирмы, музеи все чаще обращаются к религиозным объектам в своей деятельности. Государственные органы всех уровней власти, например, Федеральное агентство по туризму (Ростуризм) и Управление Алтайского края по развитию туризма и курортной деятельности работают над тем, чтобы оценить современное состояние внутреннего туризма, определяют перспективы развития и создают рекомендации для составления и внедрения религиозных маршрутов и туров на территории субъектов Российской Федерации.
В настоящее время, в Российской Федерации наблюдается неуклонный рост уровня религиозности населения. Все чаще россияне интересуются традиционной культурой своих народов, религиозными верованиями, бытом, архитектурой. Удовлетворить потребность в изучении своей культуры помогает внутренний туризм. Преимущества Алтайского края и Республики Алтай состоят как раз в том, что здесь сохранился огромнейший пласт старообрядческой культуры. Она представлена старообрядческими деревнями, расположенными на живописных маршрутах регионов, которые пересекаются с природными объектами, имеющими огромный туристический интерес, этнографическими и краеведческими музеями, исследующие и рассказывающие об истории старообрядчества на Алтае. Немаловажным критерием является и наличие религиозных объектов. Алтайский край и Республика Алтай могут предложить туристам старообрядческие храмы, история которых ведется еще с момента основания общин. Помимо религиозного интереса, старообрядческие общины обладают большим краеведческим запасом, ведь они проживают на территории Алтая с XVIII века .
Развитие религиозного туризма в Алтайском крае и Республике Алтай предоставит возможность путешественникам и паломникам ознакомиться с остатками культуры и быта русского старообрядчества. Религия является неотъемлемой частью жизни общества. В России существует множество памятников культуры, имеющие религиозное назначение. С одной стороны, люди, стремящиеся к приобщению к святыням, выбирают паломничество. С другой стороны, растет интерес к истории религиозных течений и организаций. Последнее предполагает развитие религиозного туризма экскурсионно-познавательной направленности. Таким образом, актуальным является исследование потенциала культуры старообрядчества в развитии туризма на Алтае.
Степень разработанности проблемы. Работа выполнена для относительно нового направления в отечественной науке - религиозного туризма. Данное направление исследований можно охарактеризовать недостаточной теоретической базой, что в значительной степени затрудняет приобретение достоверной и объективной информации.
Стоит отметить, что роль и место старообрядчества в развитии религиозного туризма на Алтае в постсоветский период не выступало предметом частного исследования в отечественной науке.
Особое внимание в контексте обсуждаемой проблематики стоит уделить понятиями «религиозное паломничество» и религиозный «туризм», которые являются объектами междисциплинарного исследования. Отечественная наука начала затрагивать исследование этих понятий лишь во второй половине XIX века. В предыдущие годы исследовательские работы представляли собой частные обобщения эмпирических фактов, либо документирование путешествия паломников предыдущих эпох, описания святых мест и путеводители по местности. Среди авторов исторических исследований стоит выделить: А.А. Дмитриевский, В.В. Дворниченко и другие. Исследование явления паломничества привлекала богословов, географов, культурологов, религиоведов и антропологов: Расторгуев В.Н., Калужникова Е.А.
Паломничество и религиозный туризм в последние годы рассматривался учеными, которые занимаются комплексными исследованиями в туристической среде: М.Б. Биржаков, С.Ю. Житенев и другие. Данные авторы рассматривали, историю и проблемы развития религиозного паломничества, отношение к паломничеству в трех мировых религиях, а также паломничество в России.
Необходимо отметить, изучение паломничества и религиозного туризма являются важной частью системы туристического образования.
Важной частью исследования является изучение культуры и истории старообрядчества на Алтае, а также современного положения данной религиозной группы. Формирование и развитие старообрядчества на территории Алтайского края и Республики Алтай рассматривается из позиции неотъемлемости их от социальной, экономической и политической истории Сибири. Это потребовало тщательного изучения работ, затрагивающих заселение и освоение земель старообрядцами.
Дореволюционная историография старообрядчества представлена, в основном, этнографическим и культурологическим направлением. Изучался хозяйственный быт, функционирование общины, обычаи, нравы и культура старообрядцев. Данное направление развивали такие ученые, как П.А. Ровинский, П.Е. Бардина, Г.М. Осокин. В их трудах представлено большое количество сведений об истории заселения территории, внутренняя и религиозная жизнь общин, взаимоотношение с местным населением и правительством.
Советская историография продолжает изучать старообрядчество на Алтае, главным образом, с позиции фольклористики и этнографии. В исследованиях преобладает атеистический подход и идеологический фактор, который свойственен советской научной традиции. Исследования советской эпохи затрагивают похожую проблематику: духовная и материальная культура, хозяйственная деятельность и быт, формирование поселений. Следует отметить таких ученых, как: А.Е. Катунский, Н.И. Костомаров, Т.С. Мамсик, В.Ф. Миловидов, Н.М. Покровский и множество других известных исследователей. Работы А.Е. Катунского «Старообрядчество» и В.Ф. Миловидова «Современное старообрядчество» содержат обширный материал о жизни и экономике старообрядчества, в том числе и сибирского. К изучению различных аспектов старообрядчества на Алтае обращались В.А. Липинская, она рассматривала проблемы формирования старообрядческих общин на Алтае, изучала их быт, традиции, деятельность, жизненный уклад, культуру, их поселения и многое другое
Фундаментальным исследованием старообрядчества является монография 60-70-х годов XX века А.П. Окладникова «Сибирь в составе феодальной России». Автор провел анализ в историческом аспекте развитие старообрядчества на Алтае, показал особенности религиозных верований и роль религии в общественной, семейной жизни староверов. На основе социологических исследований показал религиозную направленность старообрядцев Алтая. Работа имеет научную ценность и в настоящий момент, хотя и имеются идеологические нюансы, выраженные в оценке образа жизни старообрядцев с позиции атеизма.
Необходимо отметить, что в современное время, ведущую роль в историографии старообрядчества на территории Алтайского края и Республики Алтай занимают работы ученых Алтайского Государственного Университета, Алтайского Государственного Институты Культуры. Из числа исследователей настоящего времени стоит выделить работы К.С. Матыцина, В.Н. Ильина, И.В. Куприяновой, Н.С. Мурашовой.
Проблематика исследований указанных авторов затрагивают региональную и этническую историю, функционирование и образование старообрядческой семьи, материальную культуру и обряды, религиозные и хозяйственные особенности согласий и направлений. Рассмотрены вопросы адаптации к местным условиям, демографической ситуации старообрядческого населения и вклад в сохранение российской культуры.
Анализ литературы и публикаций показывает, что тема старообрядчества затрагивается в научных трудах, посвященных региональным исследованиям, ценность которых заключается в том, что они вводят в научный оборот новые фольклорные, документальные и архивные материалы, что дает возможность подчеркнуть новые особенности данной религиозной группы.
Цель настоящего исследования - показать потенциал старообрядческой культуры в развитии туризма на Алтае.
В связи с поставленной целью предполагается решить следующие задачи:
рассмотреть историческую составляющую старообрядчества на территории Алтайского края и Республики Алтай;
охарактеризовать туристическую деятельность религиозной направленности в Республике Алтай и Алтайском крае;
проанализировать предложения туристических фирм, касающиеся старообрядчества;
выделить особенности организации религиозных туров на территории Алтайского края и Республики Алтай;
установить основные направления формирования религиозного туризма в Алтайском крае и Республике Алтай;
выработать рекомендации и предложения по вопросам организации туристической деятельности.
Объектом исследования является место и роль старообрядчества в поликонфессиональном пространстве Алтая.
Предметом исследования является культура старообрядчества как объект туристического притяжения в развитии религиозного туризма обозначенного региона.
Методология и методика исследования. Выпускная квалификационная работа построена на общенаучных методах. В данной работе применялись типологический и описательный метод, в качестве прояснения исторической ретроспективы появления и развития старообрядчества на Алтае, раскрывают конкретно мир явления старообрядчества в историческом отрезке, помогают понять суть старообрядческого уклада жизни на протяжении определенных отрезков времени. Метод обобщения позволил определить понятие религиозного туризма, в который входит паломничество и религиозно-экскурсионный туризм.
Также использовались методы анализа и синтеза. В ходе написания работы были изучены научные труды, монографии, очерки, статьи, посвященные старообрядчеству на Алтае и туристической деятельности. По результатам проведенного исследования различных материалов был сделан синтез, на основе которого выявлена общая ситуация потенциала культуры старообрядчества в развитии туризма на Алтае.
Источниковая база. Первую группу источников составляют международные законодательные акты о туризме и законодательство Российской Федерации о туристической деятельности , а также ведомственные акты органов государственной власти. Они позволяют понять основные позиции государства по вопросам развития туризма в федеральном и региональном масштабе, а также оценить и выявить перспективные проекты по развитию туристических направлений.
Второй группой источников являются документы общественных организаций в области туризма, статистические данные регионального уровня, аналитические доклады и записки органов управления Алтайского края и Республики Алтай по вопросам туризма. Данные из этих источников помогают понять вектор и перспективы развития туристической деятельности на региональном уровне.
Третьей группой источников являются интернет-ресурсы и периодическая печать. Данная группа источников наиболее информативна и репрезентативна. С помощью них можно узнать актуальные туристические направления религиозного характера, описание этих маршрутов и их цель. Кроме этого, старообрядческая церковь достаточно хорошо представлена в интернет-ресурсах, что позволяет многое узнать о ее современных целях и направлениях деятельности.
Четвертая группа источников представляет собой объекты и предметы материальной и духовной культуры. В эту группу входят: архитектурные памятники (храмы, часовни, дома); предметы религиозного культа (иконы, алтари, священная литература); фольклорные источники; традиционные костюмы и домашняя утварь; музейные экспозиции, посвященные старообрядчеству. Данные источники расположены непосредственно в музеях или местах проживания старообрядцев и они представляют собой культурологическую и туристическую ценность.
Хронологические рамки исследования затрагивают период с 1993 года по настоящее время. Нижняя граница обусловлена изучением феномена старообрядчества на территории Алтайского Края и Республики Алтай, также становлением туризма в Российских регионах приоритетным направлением развития. Верхняя граница обусловлена становлением новой политической реальности в российском обществе, то есть новыми планами правительства на развитие туристической инфраструктуры страны. Данный период характеризуется ростом религиозного сознания, что подразумевает развитие интереса к религиозному туризму. По-новому развивается туристическая сфера на региональном и федеральном уровне.
Научная новизна исследования. В работе рассматривается проблема, которая еще не затрагивалась в научных кругах, освещение получала лишь история старообрядчества на Алтае, фольклорные и культурные памятники, развитие религиозного туризма в общих чертах, но возможное влияние старообрядчества на развитие туризма не изучена.
Практическая значимость исследования. Современная геополитическая и эпидемиологическая ситуация оказала огромное влияние на развитие международного туризма. Туристические потоки, которые раньше направлялись за рубеж, теперь будут искать возможность для путешествий внутри страны. Поэтому государству и научному сообществу важно очень быстро реагировать на изменения в поведении туристов. Регион, который лучше всего выстроит туристическую инфраструктуру и предложит наиболее разнообразные туристические направления привлечет в свой регион инвестиции и развитие. Данное исследование поможет в разработке новых туристических маршрутов, связанных с религиозным туризмом и паломничеством к старообрядцам. Также работа поможет студентам исторических, религиоведческих и туристических направлений в рассмотрении проблематики старообрядчества на Алтае.
Апробация. Результаты исследования, изложенные в выпускной квалификационной работе, были представлены на следующих конференциях: «Ломоносовские чтения на Алтае: фундаментальные проблемы науки и техники», проходившей в городе Барнаул с 13 по 16 ноября 2018 г.; на VI региональной конференции «Мой выбор - наука», проходившей с 17 по 27 апреля 2019 г. В Алтайском государственном университете; в научной статье «Старообрядческие скиты Юго-Западной Сибири в XIX веке».
Структура работы представлена введением, основной частью, заключением и списком литературы


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В последние годы все больше усиливается значение туризма в жизни граждан. Этому способствуют множество факторов, такие как: рост доходов населения, повышение свободного времени и большая доступность регионов в плане инфраструктуры.
Положительно влияет и осмысленный настрой на отдых у людей, они выбирают туризм для образовательных, оздоровительных и религиозных целей. Туризм стал крупномасштабной индустрией в жизни общества, а туристические ресурсы становятся важнейшими источниками дохода и богатства многих стран и регионов.
В XXI веке религиозный туризм следует рассматривать как один из важных факторов межкультурного и межконфессионального развития, способствующий уважительному отношению к религиозным традициям старообрядчества. Развитие религиозного туризма может поспособствовать экономическому подъему Алтайского края и Республики Алтай, которые, считаются депрессивными. В результате проведенного исследования решались поставленные задачи.
В данной работе была изучена история появления старообрядческой традиции на территории Алтайского края и Республики Алтай. Это позволяет составить ясную картину культурного и религиозного наследия данных регионов, которая может помочь в последующем для составления туристических маршрутов и написания туристических программ.
Рассмотрение культурных и религиозных объектов, связанных со старообрядчеством помогут правильно составить туристические маршруты и по-новому открыть ценность для туристов как незнакомых с традициями староверов, так и для религиозных людей, что поможет привлечь дополнительные туристические ресурсы в указанные области.
В данном исследовании была разобрана специфика религиозного туризма, определены понятия паломнического и экскурсионного религиозного туризма, определены их сходства и отличия. Данному различению поспособствовало изучение научных источников и ресурсов сети Интернет. Анализ понимания этих понятий привел к тому, что паломничество понимается как разновидность религиозного туризма, которая носит узкоконфессиональный характер, напрямую связанную с религией. Деятельность предполагает посещение религиозных объектов с сакральными целями для совершения культовых действий. Также была выявлена специфика паломнических целей, ведь в паломнических местах молитвы имеют большую силу и действовать сильнее. Паломники — это люди обязательно верующие, поэтому требуется учитывать эту специфику.
В отличие же от паломнических туров, как обозначено в исследовании, религиозные туры экскурсионной направленности являют своей целью знакомство с культовыми объектами старообрядческой культуры, к примеру, музей старообрядчества. Экскурсионная направленность предполагает собой получение личных впечатлений от демонстрации религиозных или культурных предметов в независимости от вероисповедания туриста, обязательно наличие музейных экспозиций религиозного или культурного толка.
В исследовании было выяснено, что заниматься организацией туристических программ на данном этапе способны только туристические фирмы, которые никак не относятся к религиозным учреждениям, из-за чего возникает специфика в их работе, которая отличается от организации обычного тура. Паломнический тур более сложен в планировании, так как он требует подбора группы людей, цели которых сорганизуются, а также возникает специфика взаимоотношения с местными и региональными церковными властями. Также важна роль рекламы, ведь правильно подобранные слова и тематика путешествия могут значительно облегчить работу по поиску и подбору группы. На примере некоторых туристический сайтов, в исследовании были показаны недочеты такой рекламы и подачи информации.
Религиозный туризм является составной частью туристической индустрии. Культовые места, церкви, поселения старообрядцев представляют собой как научный, так и бытовой интерес среди туристов.
Проблемы интеграции культурного наследия старообрядчества в сферу туризма во многом связаны с мировоззрением и образом жизни старообрядцев, заключающиеся в избегании контактов с мирским населением. Возможная негостеприимность старообрядцев может оттолкнуть потенциальных организаторов туров. Несмотря на это современные старообрядцы мало чем похожи на своих предков, они достаточно хорошо включены в системы общественных отношений, пользуются современными средствами связи и достижения научного прогресса. Многим туристам могут подойти идеи старообрядчества, касательно отсутствия излишеств в повседневной жизни, что поможет приобщиться к высокой духовной культуре, отринув городскую суету и шумные развлечения. Постоянно расчет число туристов, желающие осознанного отдыха, уход от повседневных условий жизни и тд.
Большой проблемой остается недостаточная информационная освещенность центров старообрядческой культуры. Большинство из них существует непродолжительное время и не имеют большой поддержки в продвижении от государства или частных лиц. Потенциальные организаторы туризма могут и не подозревать о тех возможностях, которые им могут предложить старообрядческие культурные центры. Следовательно, данную проблему можно решить путем включения культуры старообрядцев в различные грантовые конкурсы, целевые программы, направленные на развитие туризма. Краевые, республиканские и муниципальные власти также должны поддерживать контакты и налаживать сотрудничество с туристическими предприятиями и деятелями старообрядчества.
Потенциал культуры старообрядчества Алтайского края и Республики Алтай достаточно большой. Здесь можно развивать как паломнический туризм, так и экскурсионный. Наличие старообрядческих церквей, деревень, музеев при правильном планировании и организации религиозного тура могут привлечь большие туристические ресурсы в данный регион.
В настоящее время фактическое развитие туризма со старообрядческой спецификой в регионе находится практически в зачаточном уровне. В исследовании показано, что туристические маршруты, выстраиваемые в регионах, включают в себя лишь небольшой кусочек старообрядческой культуры в виде музея старообрядчества. Развитие данного направления религиозного туризма даст возможность местным жителям и гостям региона не тратить значительное время и средства на поездки в другие регионы и страны. Кроме того, развитие туризма поможет привлечь дополнительные средства на реставрацию, восстановление памятников, строительства инфраструктуры.
Можно выделить туристические продукты, включающие в себя наследие старообрядчества: этнографические туры под руководством научных работников или специалистов в сфере старообрядческой проблематики; культуроведческие туры, включающие ознакомление с различными этносами и религиозными традициями, присутствующими в Алтайском крае и Республике Алтай; культуроведческие и этнографические экскурсии внутри крупных региональных центров, которые включают в себя посещение музеев, культурных объектов, общение с носителями традиций и культуры.



1. Именной Высочайший Указ, данный Сенату, «Об укреплении начал веротерпимости» от 17.04.1905г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://miass.ru/news/ostrov_very/index.php?id=16&text=220(дата обращения 19.03.2022).
2. Правительство Российской Федерации. Распоряжение от 5 мая 2018 года
N 872-р «Об утверждении Концепции федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2019-2025 годы)» [Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://docs.cntd.ru/document/557414759(дата обращения 23.03.2022)
3. Реализация в Алтайском крае Стратегии государственной
национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года: основные итоги 2015 года [Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://www.altairegion22.ru/gov/administration/isp/kompart/gosudarstvennaya- natsionalnaya-politika/realizatsiya-v-altayskom-krae-strategii-gosudarstvennoy- natsionalnoy-politiki-rossiyskoy-federatsii-.php(дата обращения 16.02.2021).
4. Россия в цифрах. - М.: Изд-во Федеральной службы государственной статистики РФ, 2019. -552 с.
5. Стратегия развития туризма в Российской Федерации в период до 2020 года. [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://www.russiatourism.ru/contents/otkrytoe_agentstvo/strategiya-razvitiya-turizma-v-rossiyskoy-federatsii-v- period-do-2020-goda-332/strategiya-razvitiya-turizma-v-rossiyskoy-federatsii-v- period-do-2020-goda (дата обращения 15.02.2021).
6. Федеральный закон от 24.11.1996 N 132-ФЗ (ред. от 29.06.2015, с изм. от 02.03.2016) «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/ document/Cons_doc_LAW_12462/bb9e97fad9d14ac66df4b6e67c453d1be3b77b4 с/ (дата обращения 15.06.2016).
7. «Азбука веры». Православная воскресная школа [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://altaistarover.ru/obshina/voskresnaya-shkola- azbuka-very(дата обращения 25.12.2021).
8. Алтайский край стал 15-м среди регионов России, популярных у туристов в 2018 году [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://barnaul.org/news/altayskiy-kray-stal-15-m-sredi-regionov-rossii- populyarnykh-u-turistov-v-2018-godu.html(дата обращения 14.03.2021).
9. Алтайский край. Религиозные объекты [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://russia.travel/guide/?region=9962&group=rostur_religions(дата обращения 22.12.2021).
10. Бардина П. Е. Этнокультурная история населения Западной Сибири: сб. Томск: Изд-во ТГУ, 1978. 34-35 с.
11. Музей Уймонской долины (старообрядчества) [Электронный ресурс].
Режим доступа: https://www.vtourisme.com/altaj/bogatstva-altaya/muzei/294-
verkh-ujmonskij-shkolnyj-kraevedcheskij-muzej (дата обращения 14.02.2021).
12. Бабкин А.В. Специальные виды туризма. - Ростов-на-Дону: Советский спорт, 2008. - 117 с.
13. Бабыркин Б.В. Родословие Барнаульской Крестовоздвиженской и Бажевской Вознесенской старообрядческих общин [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://altaistarover.ru/articles/history/391-rodoslovie- barnaulskoj-bazhevskoj-obshchin(дата обращения 14.02.2021).
14. Барнаул. Строительство храма Покрова Пресвятыня Богородицы [Электронный ресурс]. Режим доступа:https://altaistarover.ru/obshina/stroitelstvo-hrama (дата обращения 25.12.2021).
15. Беспалова Н.Н. Интеграция культурно-исторического наследия старообрядцев Алтайского края в сферу туризма // Мир науки, культуры, образования. - Барнаул: Изд-во АГАКИ, 2014. - С. 283-285.
16. Болонев Ф.Ф. Старообрядцы Сибири в панораме веков [Электронный
ресурс]. Режим доступа: https://altaistarover.ru/articles/history/398-
staroobryadcy-sibiri (дата обращения 14.02.2021).
17. Дементьева Л.С. Старообрядчество Алтая как феномен культуры // Старообрядчество. История, культура, современность. - М.: Изд-во МГУ, 1998. С. 351-360.
18. Житенев С.Ю. Религиозное паломничество в христианстве, буддизме и мусульманстве: социокультурные, коммуникационные и цивилизационные аспекты. - М.: Изд-во ГАСК, 2012. - 263 с.
19. Дашковский П.К., Кащаева М.В., Шершнева Е.А. Теоретические основы научно-исследовательской работы студентов в области религиоведения и регионоведения России: учебно-методическое пособие. - Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2018. - 75 с.
20. Ильин В.Н. Перспективы развития религиозного туризма в Алтайском крае // Культурология. - Барнаул: Изд-во РАНХИГС, 2016. - С. 4-7.
21. Иванов Л. Последние годы жизни Ф.Е. Мельникова [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://altaistarover.ru/articles/history/367-melnikov- poslednie-gody(дата обращения 16.03.2021.
22. Ильин В.Н. Старообрядчество Алтая в контексте репрессивной политики имперских властей // Народы и религии Евразии. - Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2019. - С. 105-115.
23. Инговатов В.Ю. К вопросу об истории отношения старообрядчества к
государственной власти на примере общин Алтая в 1917-1920 гг. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://altaistarover.ru/articles/history/88 -istoria-otnosheniya-staroobryadchestva-gos-vlasti-altai (дата обращения
17.02.2021).
24. История старообрядческой общины РПЦС в г.Бийске [Электронный
ресурс]. Режим доступа: https://altaistarover.ru/churches/zalesovo(Дата
обращения 14.02.2021).
25. Казанцева Т.Г. Старообрядцы Алтая [Электронный ресурс]. Режим
доступа: https://altaistarover.ru/articles/history/39-staroobryadtsy-altaya-t-g-
kazantseva-n-s-murashova-i-dr (дата обращения 16.02.2021).
26. Катунский А.Е. Старообрядчество. - Москва: Политиздат, 1972. - 120 с.
27. Кержацкие полати [Электронный ресурс]. Режим доступа:
https: //www. ap22. ru/paper/Zdes-vse-dyshit- starinoy. html (дата обращения
21.12.2021) .
28. Кирсанов А.Н. Старообрядчество как этап русского национального развития // Старообрядцы. История, развитие, современность. - М.: Изд-во МГУ, 2019. - С 186-190.
29. Коваленко В.В. Государственное регулирование туристской деятельности: ретроспективный анализ // Туристическая политика. - М.: Изд- во МГУ, 2017. - С. 53-55.
30. Костомаров Н.И. Раскол: историческое монографическое исследование.
- М.; Смоленск, 1994. - 606 с.
31. Куприянова И.В. Старообрядцы Алтая в первой трети XX века / И.В. Куприянова. - Барнаул: Изд-во АлтГАКИ, 2010. - 247 с.
32. Культура русского старообрядчества [Электронный ресурс] Режим доступа: http://iamruss.ru/kultura-russkogo-staroobryadchestva/(дата обращения
12.12.2021) .
33. Кучуганова Р.П. Уймонские староверы. - Новосибирск: Сибирское соглашение, 2000. - 159 с.
34. Кучуганова Р.П. Мудрость уймонских старцев. - Новосибирск: Сибирское соглашение, 2008. - 145 с.
35. Липинская В.А. Старожилы и переселенцы. Русские на Алтае. XVIII - начало XX века. - М.: Наука, 1996. - 269 с.
36. Мамсик Т.С. Расселение крестьян-раскольников в Западной Сибири по материалам официальной статистики первой половины XIX в. // Социально-демографическое развитие сибирской деревни в досоветский период. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 1987. - 230 с.
37. Маёрова К.В. Алтайские старообрядцы: история, традиции,
лингвокультурологические особенности, «картина мира» [Электронный
ресурс]. Режим доступа: https://altaistarover.ru/articles/history/94-altajskie-
staroobryadtsy-istoriya-traditsii (дата обращения 15.02.2021).
38. Матыцин К.С. Старообрядческий список «Путешественника» из коллекции Солонешенского музея (Алтай) // Народы и религии Евразии. - Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2019. - С 94-101.
39. Матыцин К.С. Исторические этапы легенды о Беловодье у старообрядцев Алтая; историографический аспект исследования // Народы и религии Евразии. - Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2019. - С. 115-128.
40. Мамашев Д.Р., Барышникова Е.М. Туризм как стратегический фактор развития Алтайского Края // Вестник АлтГАУ. - Барнаул: АлтГАУ, 2017. - С.175-179.
41. Матыцин К.С. Старообрядческие скиты Юго-Западной Сибири в XIX веке / К.С. Матыцин, К.А. Омелько // Сборник научных статей международной конференции «Ломоносовские чтения на Алтае: фундаментальные проблемы науки и техники» - 2018. - Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2018. - С. 1785 - 1786.
42. Мельников Ф.Е. Краткая история древлеправославной
(старообрядческой) церкви. - М.: Изд-во РПСЦ, 2006. - 197 с.
43. Миловидов В.Ф. Современное старообрядчество. - Москва: Мысль, 1979. - 126 с.
44. Мурашова Н.С. Алтайское старообрядчество: история и современность. - Новосибирск: Слово, 1997. - С. 40 - 42.
45. Музей старообрядчества. Музей истории Уймонской долины [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.turistka.ru/altai/info.php?ob=1641 (дата обращения 16.02.2021).
46. Никифорова М.П. религиозный туризм: современное состояние и перспективы развития // Современные научные исследования и инновации. - М.: Международный научно-инновационный центр. - С. 101 - 105.
47. Окладников П.А. Сибирь в составе феодальной России. Л.: АН СССР, 1969. 430-452 с.
48.Осокин Г.М.На границе Монголии. Очерки и материалы к этнографии Юго-Западного Забайкалья. СПб., 1906. 44-45 с.
49. Островский, А.Б. Беловодье староверов Алтая / А.Б. Островский, А.А. Чувьюров // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. - СПб.: Изд-во РХГА, 2011. - Т. 12. - № 3. - С. 8 - 10.
50. Панасенко А.Н. Развитие религиозного туризма в Алтайском крае // Известия АлтГУ. - Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2018. - С 13-21.
51. Паю М. Организация деятельности паломнических центров и турфирм в сфере религиозного туризма // Курорты. Сервис. Туризм. - Краснодар: Кубанский Социально-Экономический Институт, 2019. - С. 35-42.
52. Праздник славного пророка Илии в алтайских горах [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://altaistarover.ru/news/rpsc/471-prestolnyj- prazdnik-multa-2020(дата обращения 15.02.2021).
53. Православный церковный старообрядческий календарь на 2020 год:
посты и праздники [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://altaistarover.ru/articles/449-pravoslavnyj-kalendar-2020-god (дата
обращения 12.12.2021).
54. Покровский, Н.Н. Антифеодальный протест урало-сибирских крестьян- старообрядцев в XVIII в. - Новосибирск: Наука, 1974. - 397 с.
55. Покровский Н.Н. Крестьянский побег и традиции пустынножительства в Сибири XVIII в. // Крестьянство Сибири XVIII нач. XX в». (Классовая борьба, общественное сознание и культура). - Новосибирск, 1975. - С. 19 - 49.
56. Покровский Н. Н. Организация учета старообрядцев в Сибири в XVIII в. // Русское население Поморья и Сибири (период феодализма). - М: Церковь, 1973. - 406 с.
57. Покровский Н.Н. Староверы-часовенные на востоке России в XVIII - XX вв. Проблемы творчества и общественного сознания. - М.: Памятники исторической мысли, 2002. - 200 с.
58. Расторгуев В.Н. Отношение к святыням и культура. М., 2007. С. 60-61.
59. Родионова Д.Д. Религиозный туризм как перспективное направление внутреннего туризма // Ученые записки музея-заповедника «Томская Писанница», 2015. - Томск: Изд-во ТГУ. - С. 34-41.
60. Религиозные объекты, объекты паломничества и религиозного туризма
Алтайский край [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://nbcrs.org/regions/altayskiy-kray/religioznye-obekty-obekty-palomnichestva- i-religioznogo-turizma(дата обращения 17.02.2021).
61. Республика Алтай [Электронный ресурс].Режим доступа:
https://russia.travel/guide/?region=9978&group=rostur_religions(дата обращения
22.12.2021) .
62. Сергеева Т.М. Религия в сфере туризма. - М.: ФиК, 2014. - 554 с.
63. Сергеева Т.М. Религия и туризм. - М.: Астра, 2015. - 500 с.
64. «Сибирь и точка»: старообрядцы Уймонской долины [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://siburbia.ru/geo/sibir-i-tochka-staroobryadtsyi- uymonskoy-dolinyi/(дата обращения 14.03.2021).
65. Ситдикова А.Р. Роль религиозного туризма и паломничества в международном туризме. - М.: Изд-во МГУ, 2019. - С. 56-76.
66. Сибирский туристический справочник. Село Замульта. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://sib-guide.ru/siberia/di/142(дата обращения 15.02.2021).
67. Старообрядцы Алтая [Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://www.altai-tour.ru/about_altai/istoriya-gornogo-altaya/staroobryadtsy- altaya/(дата обращения 13.12.2021).
68. Старообрядческая церковь Покрова Пресвятой Богородицы [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.tripadvisor.ru/Attraction_R eview-g737147-d6493309-Reviews-Old_Believers_Church_of_the_Intercession- Barnaul_Altai_Krai_Siberian_District.html (дата обращения 19.12.2021).
69. Старухин Н.А. Старообрядчество: история и культура. - Барнаул: Изд- во БГПУ, 1999. - 190 с.
70. Старухин Н.А. История старообрядческих согласий Алтайского района.
- Барнаул: Изд-во БГПУ, 2014. - 132 с.
71. Старухин Н.А. К юбилею образования Томско-Алтайской епархии [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://altaistarover.ru/articles/history/12 7-tomsko-altayskaya-eparhia-yubiley (дата обращения 17.02.2021).
72. Строительство храма [Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://altaistarover.ru/obshina/stroitelstvo-hrama(дата обращения 14.02.2021).
73. Церковь во имя Святителя и Чудотворца Николы, с. Залесово [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://altaistarover.ru/churches/zalesov o (дата обращения 14.02.2021).
74. Танеева Е.Ш. Роль паломнических поездок в организации православного отдыха // Сервис в России и за рубежом. - М.: Изд-во РУДН, 2015. - С. 55-66.
75. Тишкова В.А. Народы и религии. - М.: Наука, 2000. - 275 с.
76. Тур «Алтайский обзорный активный MAXI» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.turistka.ru/altai/tour.php?t=1304(дата обращения 16.02.2021).
77. Тур «На лошадях к Белухе и сплав по рекам Алтая» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.turistka.ru/altai/tour.php?t=152(дата обращения 16.03.2021).
78. Тур «Зима на Мультинских озерах» [Электронный ресурс]. Режим
доступа: http://www.turistka.ru/altai/tour.php?t=1350 (дата обращения
14.02.2021).
79. Уймонская долина [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://www.turistka.ru/altai/info.php?ob=1969(дата обращения 15.02.2021).
80. Уймонская долина. Наследие Алтая. Культурный комплекс им Н.К. и
Е.И. Рерихов [Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://uymon.ru/exhibitions/oldbelieversculture/(дата обращения 16.03.2021).
81. Ушаков И.А. Старообрядчество. Лица, предметы, события и символы. Опыт энциклопедического словаря. - М.: Москва, 1996. - 217 с.
82. Хребтов A.A. Из природы Алтая: 13 общедоступных
естественноисторических экскурсий по окрестностям города Бийска в 1918 году. - Бийск: Товарищество Алтай, 2019. - 25 с.
83. Хренова В.А. Религиоведческий анализ этико-аскетических аспектов паломничества // Ученые записки Орловского государственного университета. - Орёл: Изд-во ОрГУ, 2013. - С. 12-19.
84. Христов Т.Т. Религиозный туризм. Учебное пособие. - М.:
Издательский центр «Академия», 2005. - 288 с.
85. Церковь святого пророка Илии в Мульте [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://altaistarover.ru/churches/multa(дата обращения 14.02.2021).
86. Церковь Казанской иконы Богородицы в Бийске [Электронный ресурс]
Режим доступа: https://altaistarover.ru/churches/biysk(дата обращения
25.12.2021) .
87. Церковь святителя Николы в Залесово [Электронный ресурс]. Режим
доступа: https://www.ap22.ru/paper/Zdes-vse-dyshit-starinoy.html (дата
обращения 21.12.2021).
88. Швецова М.В. «Поляки» Змеиногорского округа // Записки ЗСО ИРГО. - 2016. - №10. - С. 1 - 77.
89. Чайко А.Н. Интернет-реклама паломнического туризма // Труды молодых ученых Алтайского государственного университета. - Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2018. - С. 153-167.
90. Чиняев Ю.А. Паломничество. - М.: Городец, 2015. - 443 с.
91. Якунин В.Н. Значение религиозного туризма для популяризации историко-культурного наследия // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. - Тольятти: Изд-во ТолГУ, 2013. - С. 392¬394.
92. Якунин В.Н. Современное состояние, проблемы и перспективы развития религиозного туризма в РФ // Некоммерческое партнерство «Институт направленного образования». - Тольятти: Изд-во ТолГУ, 2014. - С. 124-134.
93. Ядринцев Н.М. Поездка по Западной Сибири в горный Алтайский округ / Н.М. Ядринцев // Записки ЗСО ИРГО. - 2001. - №2. - С. 25 - 33.
94. Rinschede, G. Forms of religious tourism. Annals of Tourism Research. - Berlin, 1992. - 232 p.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ