ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ «СВИДЕТЕЛИ ИЕГОВЫ» В СТРАНАХ ЕВРОПЫ И СРЕДНЕЙ АЗИИ 11
1.1. История возникновения и распространения религиозного движения
Свидетели Иеговы в XIX-XX вв 11
1.2. История распространения учения религиозного объединения Свидетели
Иеговы в Республике Казахстан 23
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА И ОТНОШЕНИЕ КОБРАЗОВАНИЮ РЕЛИГИОЗНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СВИДЕТЕЛИ ИЕГОВА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН 30
2.1. Организационная структура религиозной организации Свидетелей
Иегова в Республике Казахстан 30
2.2. Теократическое образование и отношение к светским институтам
образования в религиозной организации Свидетели Иегова Республики Казахстан 39
ГЛАВА 3. Государственно-конфессиональная политика в Республике Казахстан и современное положение религиозной организации Свидетели Иегова 49
3.1. Анализ конфессиональной и правовой ситуации на территории
Республики Казахстан 49
3.2. Современное положение религиозной организации Свидетели Иегова в
Республике Казахстан 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 79
Актуальность выпускной квалификационной работы. Религиозная организация Свидетели Иеговы (Ликвидирована на территории Российской Федерации - Решение Верховного Суда РФ от 20.04.2017 №АКПИ17-238), является всемирной христианской организацией, действующая в 239 странах и имеющая около 8,7 миллионов последователей. Иеговизм, в полной мере, представлен во всех областях Республики Казахстан и насчитывает 17 541 последователей. Свидетели Иегова не являются традиционной религиозной организацией в Казахстане, первые последователи были насильно переселены еще во времена Российской империи. В советский период собрания иеговистов были запрещены на территории Казахской ССР, общины действовали подпольно и получали религиозную литературу за рубежом.
После распада СССР, Казахстан объявил о своей независимости и конституционно провозгласил демократические ценности светского государства, а также свободу совести и вероисповедания. В результате провозглашения религиозной свободы из теневой деятельности вышли многие ранее запрещенные организации и официально зарегистрировали свою деятельность в соответствии с Республиканским Законом «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях», среди этих организаций оказались и Свидетели Иеговы .
Несмотря на официальный статус, многие общины иеговистов сталкиваются с проблемами взаимоотношения с общественными организациями, отдельными гражданами и государственными органами. Проблемы проявляются во многих факторах. Чаще всего иеговисты вынуждены нарушать законодательство Республики Казахстан, так как оноужесточилось в 2011 году в области миссионерской деятельности, распространения литературы и проведении собраний, что сильно ударило по деятельности общины.
Вторым фактором является замкнутость, закрытость и нейтральность данной организации. Проявляется это, прежде всего, в отсутствии контакта в средствах массовой информации, из-за чего в информационном поле формируется позиция, осуждающая иеговизм, практически по всем вопросам. Например, много негативных новостей появляется о запретах на переливание крови, незаконную миссионерскую деятельность, недобровольном характере внесения материальных средств в общину, разрыве брачных и семейных уз по религиозным вопросам .
Последним фактором являются догматические особенности упоминаемого религиозного течения. Дело в том, что многие доктринальные принципы иеговизма порождают социальную напряженность и недопонимание с государственными органами. Острым вопросом остается проблема запрета переливания крови несовершеннолетним. В СМИ Казахстана регулярно появляются новости о том, что родители-иеговисты отказываются переливать кровь своим детям по религиозным убеждениям. В результате чего в разрешение данных конфликтов приходится вмешиваться органам прокуратуры, опеки, комитетов по делам религии. Постоянные противоречия возникают в особенностях прозелитизма у иеговистов. Законы Казахстана четко дают понять, что деятельность миссионеров и религиозные акции, осуществляемые за пределами религиозного помещения, должны быть согласованы с властями. Члены Свидетелей Иеговы постоянно нарушают религиозное законодательство, что также порождает социальную напряженность.
Немаловажным фактором является и взаимоотношение религиозного объединения Свидетели Иегова с государством. В последние годы противостояние органов правопорядка с иеговистами с последующим вынесением штрафов и попытками запретов деятельности иеговистов сменилось оправдательными приговорами и смягчением религиозной политики. Власти Казахстана прислушиваются к замечаниям международных организаций по защите прав и свобод человека, что приводит к сглаживанию государственно-конфессиональных отношений. Вместе с тем, международные отчеты Свидетелей Иеговы говорят о том, что современная ситуация взаимоотношений религии и государства характеризуется нормализацией отношений, сокращением числа обвинительных приговоров, связанных с нарушением законодательства о миссионерской деятельности.
Следовательно, современное положение и функционирование организации Свидетелей Иеговы на территории Республики Казахстан считается вполне легальным и осуществляется в рамках государственной регистрации. Тем не менее, существует ряд проблем, которые необходимо детально рассмотреть в выпускной квалификационной работе.
Степень разработанности темы выпускной квалификационной работы. Проблематика исследования затрагивалась крайне редко в отечественной и зарубежной науке. Научные работы , посвященные данной теме исследования или косвенно сопряженные с ней, исчисляются несколькими единицами. Данное направление исследований характеризуется недостаточной теоретической и методологической базой, что позволяет повысить ценность настоящей научной работы.
Стоит отметить, что современное положение и деятельность Свидетелей Иеговы в Казахстане в отечественной и зарубежной науке освещено достаточно слабо.
Тем не менее, из существующих работ по данной тематике следует выделить фундаментальную работу А.И. Артемьева «Свидетели Иеговы Казахстана и Средней Азии», которая вышла в свет в 2002 году. Работа была выпущена на территории Республики Казахстан и освещает распространение иеговизма на территории республики еще с имперских времен. Большое внимание уделяется иерархии, истории, организационной структуре, обрядам и догматике иеговистов. Работа содержит большой фактологический материал, однако, в труде видна большая личная заинтересованность автора, отстаивание позиции иеговистов, много цитат из Библии и «Сторожевой башни» для подтверждения своей позиции. Данная работа ценна тем, что проливает свет на положение иеговизма в имперский и советский период. Современное положение иеговистов в Республике Казахстан практически не рассматривается. Стоит отметить, что между строк читается чрезмерная ангажированность позиций автора, заключающаяся в односторонней принятии позиции иеговизма и отказа от рассмотрения некоторых доводов критиков данного религиозного движения.
Стоит затронуть научную работу С.Т. Жумарова «Религиозные течения в Казахстане и их особенности». В данном труде религиозная организация Свидетели Иегова характеризуется как «секта», а религиозная литература, как «красочная», «пропагандистская». С точки зрения исследователя «секта» Свидетелей Иеговы оказывает тоталитарное воздействие на своих верующих. Данная публикация носит явно негативный характер и предвзятое отношение автора к данному религиозному объединению, что выражается в крайней степени субъективности выводов. Доказательная база также остается на низком уровне .
В отечественной науке, впервые деятельность Свидетелей Иеговы была затронута в публикации Д.Р. Мухамбетовой «Особенности деятельности религиозного объединения «Свидетели Иеговы» в Казахстане. В работе упоминаются основные этапы развития данной организации на территории Казахстана, а также некоторые доктринальные особенности. В целом, статья носит поверхностный характер, она не затрагивает реального положения дел Свидетелей Иеговы в Казахстане.
Целью выпускной квалификационной работы - показать современное положение религиозного объединения Свидетели Иеговы на территории Республики Казахстан
Задачи исследования заключаются в следующем:
рассмотреть историю развития Свидетелей Иеговы в мировой и казахской историографии;
проанализировать государственно-конфессиональную политику властей Казахстана;
выявить особенности современного положения Свидетелей Иеговы в Казахстане;
показать проблемы, существующие во взаимоотношениях иеговистов с обществом и государством;
рассказать о перспективах развития данного религиозного движения на территории Республики Казахстан.
Объектом исследования является деятельность нетрадиционных религиозных организаций на примере Свидетелей Иеговы в Республике Казахстан.
Предметом исследования выступает современное положение Свидетелей Иеговы, проявляющееся во взаимоотношении с обществом и государством.
Методология и методика исследования базируется на методологической базе системного и исторического подхода. Благодаря историческому подходу появляется возможность рассмотрения религиозного движения в моменте его развития, то есть зарождения, распространения, угасания и повторного расцвета. Данный метод помогает установить причинно-следственные связи между явлениями прошлого и настоящего. В исследовании широко используется метод периодизации, так как этапы отношений государства, общества и Свидетелей Иеговы не нашли свое отражение в современной науке. Системный метод помогает понять место Свидетелей Иеговы в этно-конфессиональном пространстве Республики Казахстан. Он позволяет анализировать отношение между элементами системы и изучать взаимодействие системы с внешней средой. Также в выпускной квалификационной работе широко используются сравнительный метод и контент-анализ, а также статистический метод.
Источниковая база исследования представлена несколькими уровнями. Первая группа источников представляет собой законодательные акты стран и международных организаций различных периодов времени: СССР, Республики Казахстан и Организации Объединенных Наций. Сюда входят опубликованные документы СССР о проведении различных спецопераций по депортации иеговистов на территорию Казахстана, например, операция «Север», являющаяся траурным днем для иеговистов Казахстана. В исследовании часто проводится анализ основного Закона Республики Казахстан о «Религиозной деятельности и религиозных объединениях».
Вторая группа источников представлена непосредственно внутренними документами и религиозной литературой Свидетелей Иеговы, которые важны для прояснения основных доктринальных положений при деятельности в какой-либо стране. Немаловажными являются и международные отчеты Свидетелей Иеговы о положении последователей движения на территории Республики Казахстан .
Третьей группой источников являются средства массовой информации, так как именно они освещают современную ситуацию вокруг религиозного движения Свидетели Иеговы, а также транслируют позицию общества и государства по поводу деятельности данной организации.
Научная новизна исследования проявляется в том, что деятельность религиозной организации Свидетели Иеговы не нашла отражения в современных научных работах и публикациях, а значит, в научной среде нет представления о развитии данной религиозной организации на территории Республики Казахстан в настоящее время.
Практическая значимость работы. На фоне запрета упоминаемой в исследовании религиозной организации на территории Российской Федерации, многие ученые и студенты смогут проследить деятельность иеговистов на территории дружественного государства со схожей политической культурой, которое развивает иные методы взаимодействия с нетрадиционными религиями в современное время.
Помимо этого, в исследовании показаны примеры государственно - конфессиональной политики Казахстана и анализ законодательства о религии, что представляет научный интерес для исследователей религиозной политики стран Средней Азии и СНГ.
Хронологические рамки исследования можно заключить с 1870 по 2021 годы. Нижняя граница исследования обусловлена возникновением религиозного движения «Общество исследователей Библии» и распространением учения по всему миру. Верхняя граница исследования обусловлена анализом современного положения Свидетелей Иеговы на территории Республики Казахстан.
Апробация. Материалы данной работы предоставлены на IX региональной конференции «Мой выбор - наука», проходившей с 20 по 30 апреля 2022 года в Алтайском государственном университете.
Структура выпускной квалификационной работы представлена введением, основной частью, заключением и списком использованных источников и литературы.
Завершая анализ истории появления, развития, распространения религиозной организации Свидетели Иеговы, а также их организационной структуры, образовательной деятельности и современного положения на территории Республики Казахстан следует сказать, что данная организация достаточно комфортно существует в правовом поле республики и официально осуществляет свою деятельность в каждой области Республики Казахстан. Возникнув более 150 лет назад из небольшого кружка по изучению Библии, данная организация получила международный статус и имеет более 8,6 миллионов последователей по всему миру, в том числе более 17 тысяч в Казахстане.
Свидетели Иеговы прошли тяжелый путь становления сначала в США, затем в странах Европы, Российской Империи и СССР. На территорию Казахстана иеговисты попадали через принудительное переселение в имперские и советские времена. Самый большой приток иеговистов на территорию республики пришелся на времена существования СССР. Как и многие другие нетрадиционные религиозные движения, иеговисты попали под переселенческие указы и направлялись развивать промышленность на территорию среднеазиатских республик. Несмотря на тотальный контроль и запрет религиозной деятельности иеговистов, они продолжали общаться с мировым центром и получать зарубежную литературу, поддерживая жизнь своего вероучения, дожив до современных времен. Первые религиозные лидеры казахских иеговистов прошли через спецпоселенческие лагеря и привели организацию к общемировым стандартам.
В настоящее время иеговизм в Казахстане может претендовать на развитие международного филиала на своей территории, так как во многих странах СНГ, в том числе, и Российской Федерации деятельность данной организации запрещена.
Данное движение представлено в Казахстане четкой организационной структурой со сложившимся вероучением и образовательной деятельностью. Свидетели Иеговы не являются традиционной организацией на территории Казахстана, например, как православие или ислам, являясь религиозным меньшинством.
Иеговизм является истинно международной религиозной организацией. Сведения, представленные в выпускной квалификационной работе, показали, что доля русского и казахского населения в Свидетелях Иеговы примерно одинакова. Чуждая религиозная традиция для этнических казахов сумела получить достаточное распространение среди них, руководителем республиканского центра является также этническим казахом. Кроме того , большое количество общин открыто в регионах, где доля русского населения не превышает и 10 процентов, что также подтверждает выбранную точку зрения. В каждом субъекте Республики Казахстан присутствует хотя бы одна зарегистрированная местная община, а общая численность позволяет говорить о республиканском масштабе деятельности общины.
Вместе с тем, существуют большие проблемы в возможностях распространения данной религиозной традиции. Большую общественную напряженность вызывают методы проведения прозелитарной деятельности иеговизма, их отношение к государственным символам и законам. Негативное отношение среди жителей республики к общине вызывают новости об отказе от переливания крови, гибели новорожденных детей по причине религиозных взглядов их родителей. В СМИ попадают новости о разрыве отношений между детьми и родителями , супругами на почве религиозного учения Свидетелей Иеговы, что формирует вокруг данной религиозной организации отрицательный информационный фон.
Представители руководящего совета Свидетелей Иеговы придерживаются нейтралитета в отношении с обществом, комментарии о деятельности своей организации дают неохотно. Скрытность и закрытость организации порождает негативное отношение в обществе. Небольшие и редкие заявления руководителей иеговистов никак не способствуют росту авторитета общины в удельном весе других религиозных организаций. Еще одной проблемой является миссионерская деятельность, которая чаще всего осуществляется с нарушением действующего законодательства. Многие обвинительные приговоры в отношении членов Свидетелей Иеговы выносятся за нарушение основ миссионерской деятельности. Сама община неохотно регистрирует своих миссионеров в государственных органах, а также не уведомляет местные органы власти о проведении мероприятий за пределами культовых сооружений, что добавляет градус напряженности с властями. Законодательство Республики Казахстан также не является совершенным, из-за чего иеговистам часто приходится нарушать местные законы. Сложная бюрократия вынуждает старейшин общин действовать скрытно, вне рамок правового поля, так как согласно вероучению иеговистов, каждый член общины должен принимать участие в распространении идей иеговизма.
Современное положение общины характеризуется самими Свидетелями Иеговы с точки зрения относительной религиозной свободы , а также отмечаются улучшения, которые указывают на уважительное отношение к их фундаментальным правам.
Вместе с тем, несмотря на улучшения, иеговисты продолжают сталкиваться с нарушением основных религиозных свобод и с усилиями ограничить их религиозную деятельность.
1. Закон Республики Казахстан от 11 октября 2011 года № 483-IV
«О религиозной деятельности и религиозных объединениях» [Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=31067690&pos=3;-108#pos=3;-108(дата обращения 15.02.2022).
2. Конвенция Шанхайской организации сотрудничества по противодействию экстремизму [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://pravo .gov.ru/proxy/ips/?docbody=&prevDoc=102574570&backlink=1&&nd =102632751 (дата обращения 15.03.2022).
3. Конституция Республики Казахстан (принята на
республиканском референдуме 30 августа 1995 года) [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=1005029(дата обращения 11.01.2022).
4. Постановление Правительства Республики Казахстан от 28
августа 2008 года № 785 «О создании государственного учреждения
«Международный центр культур и религий Министерства юстиции Республики Казахстан» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=30201904 (дата обращения
11.02.2022).
5. Постановление Правительства Республики Казахстан от 31
декабря 2020 года № 953 «Об утверждении Комплексного плана по
реализации государственной политики в религиозной сфере Республики Казахстан на 2021 - 2023 годы» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=33853522 (дата обращения
31.03.2022).
6. Решение Верховного Суда РФ от 20 апреля 2017 г. N АКПИ17- 238 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://base.garant.ru/71680182/(дата обращения 11.04.2022).
7. Артемьев А.И. Свидетели Иеговы Казахстана и Средней Азии: историко-религиоведческий анализ. Алматы, 2010. 364 с.
8. Берри Г. Во что они верят. — М.: Златоуст, 1994. - 57 с.
9. Всемирный отчет Свидетелей Иеговы за 2021 служебный год
[Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://exjw.ru/tag/%D0%BE%D1%82%D1%87%D1%91%D1%82-2021/(дата обращения 21.02.2022).
10. Встреча Районного Надзирателя со старейшинами и служебными
помощниками. Программа с сентября 2005 года по февраль 2006 года [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://jw-
org.livejournal.com/207698.html (дата обращения 18.02.2022).
11. В Алматы проходит трехдневный Конгресс Свидетелей Иеговы
[Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://rus.azattyq.org/amp/28575556.html(дата обращения 07.02.2022).
12. В Казахстане члены «Свидетелей Иеговы»* освобождены от
воинской обязанности [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://yandex.rU/turbo/regnum.ru/s/news/2337160.html (дата обращения
16.02.2022).
13. В Семее заведено административное дело о незаконной миссионерской деятельности [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://yk-news.kz/news/%D0%B2-%D1%81%D0%B5%D0%(дата обращения 11.02.2022).
14. Гарнак А. Сущность Христианства. - М.: Высшая школа. - 2001.
- 574 с.
15. Гладков Б.И. Толкование Евангелия. - С. Пб: “Феникс”. - 1997. - 632 с.
16. Дворкин А. Введение в сектоведение. - Нижний Новгород: Издательство братства во имя Великого Князя Александра Невского. - 1998.
- 411 с.
17. Евменов Д. История создания и учение Общества Сторожевой Башни. Кандидатская диссертация по кафедре сектоведения в Православном Богословском Свято-Тихоновском Институте М: б/и, 1998 - 136 с.
18. Ежегодник Свидетелей Иеговы 2007 - Бруклин: "Общество
Сторожевой башни", 2007, - 256 с.
19. Жумарова С.Т. Религиозные течения в Казахстане и их
особенности. Алматы: Савва, 2016. 56 с.
20. Запрещено ли у свидетелей Иеговы высшее образование?
[Электронный ресурс]. Режим доступа:
http: //chivchalov.blogspot.com/2012/12/blog-post_27 .html (дата обращения 21.02.2022).
21. Зал царства свидетелей Иеговы, г. Риддер [Электронный ресурс].
Режим доступа:
https://yandex.ru/maps/org/zal_tsarstva_svideteley_iyegovy/169031341042/?ll=83. 495931%2C50.335031&z=15 (дата обращения 22.02.2022)
22. Иваненко С.И. О людях, никогда не расстающихся с Библией. - М.: Арт-Бихнес-Центр, 1999. - 271 с.
23. Иностранного миссионера могут депортировать из Казахстана [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://newtimes.kz/obshchestvo/52254- inostrannogo-missionera-mogut-deportirovat-iz-kazakhstana(дата обращения 11.02.2022).
24. Казахстан: контроль за нетрадиционными религиозными
общинами усилится [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://stanradar.com/news/full/31279-kazahstan-kontrol-za-netraditsionnymi- religioznymi-obschinami-usilitsja.html?page=21(дата обращения 18.02.2022).
25. Как у «Свидетелей» нашли три болевые точки [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rus.azattyq.org/amp/svideteli-iegovy-almaty- priostanovlenie/28604575.html(дата обращения 15.02.2022).
26. Как живут свидетели Иеговы в Казахстане? Репортаж Informburo.kz из Вефиля [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://informburo.kz/stati/kak-zhivut-svideteli-iegovy-v-kazahstane-reportazh- informburokz-iz-vefilya.html(дата обращения 05.02.2022).
27. Капралов Н.Н. Взаимоотношения государства и религии в Казахстане: исторический аспект. Алматы: Дрозд, 2015. 201 с.
28. Коник В.В. Иллюзии Свидетелей Иеговы. - М.: Политиздат, 1981.- 270 с.
29. Кретьен Л., Дженни М. Свидетели Иеговы. - Санкт-Петербург: Центр Апологетических Исследований, 1998. - 298 с.
30. Левнин В.Н. Братья Бруклинских апостолов. - Ставрополь: “Грамота” - 1978. - 312 с.
31. Маккин К. Первые принципы Христианства. -М.: Феникс, 2001. - 94 с.
32. Малыш умер из-за отказа родителей переливать кровь в
Казахстане [Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://qostanay.tv/obshchestvo/malysh-umer-iz-za-otkaza-roditelej-perelivat-krov- v-kazahstane(дата обращения 07.02.2022).
33. Мансанарес С. В. Воспоминания "Свидетеля Иеговы". — Тбилиси: Bibliotheca Christiana, 1995. - 352 с.
34. Мать не разрешила столичным врачам переливать кровь для
больной дочери [Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://ru.sputnik.kz/20170318/mat-iz-za-religioznyh-ubezhdenij-otkazalas-ot- perelivaniya-bolnoj-docheri-1807844.html(дата обращения 15.02.2022).
35. Миссионеры. Управление по делам религии г. Алматы
[Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://religionmap.kz/ru/pages/missioners(дата обращения 20.02.2022).
36. Мчедлов М.П., Гаврилов Ю.А., Шевченко А.Г. О социальном портрете современного верующего // Социологические исследования, № 7, 2002. Стр. 68-77.
37. Мчедлов М.П. Религия и современность. М., 1982.
38. Москаленко А.Т. Секта иеговистов и ее реакционная сущность. -
М.: «Высшая школа», 1961.
39. Москаленко А.Т. Современный иеговизм. Новосибирск, 1971.
40. Москаленко А.Т. Социальные корни и реакционная сущность идеологии и деятельности секты иеговистов. Автореф. дис. М., 1960.
41. Население Казахстана [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://countrymeters.info/ru/Kazakhstan#religion(дата обращения 15.06.2021).
42. Ничему жизнь не учит: в очередной раз из-за своих убеждений адепт «Свидетелей Иеговы» отказывался от переливания крови [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://kstnews.kz/news/society/item- 49689 (дата обращения 11.02.2022).
43. Новопашин А., Мельников В. О чем свидетельствуют "Свидетели Иеговы? — Новосибирск: Собор. во имя Благоверного Князя Александра Невского и приход во имя Преподобного Серафима Саровского, 1996. - 115 с.
44. Супруги в Караганде запретили переливать кровь сыну из религиозных соображений [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.zakon.kz/4933017-suprugi-v-karagande-zapretili-perelivat.html(дата обращения 18.02.2022).
45. Нуриден Р.Ш. Конфессиональная политика Казахстана. Астана, 2013. 43 с.
46. О религиозных объединениях на территории РК [Электронный
ресурс]. Режим доступа:
https: //www.gov.kz/memleket/entities/qogam/activities/141?lang=ru (дата
обращения 15.02.2022).
47. Одинцов М.И. Совет министров СССР постановляет: «выселить навечно!»: Сборник документов и материалов о Свидетелях Иеговы в Советском Союзе (1951 1985 гг.). - М.: Объединение исследователей религии, Арт-Бизнес-Центр, 2002.
48. Отказ от переливания крови не является причиной смерти, считают Свидетели Иеговы в РК [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://kaztag.kz/ru/news/otkaz-ot-perelivaniya-krovi-ne-yavlyaetsya-prichinoy- smerti-schitayut-svideteli-iegovy-v-rk(дата обращения 08.02.2022).
49. Панайотидис П. Лжесвидетели Иеговы. Пер. с греч. Салоники (Греция): Изд-во «Православный Пчельник», 1997.
50. Подведены итоги Национальной переписи населения Республики
Казахстан 2009 года [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=30562753 (дата обращения
12.12.2021).
51. Подмазов А.А. Современная религиозность: особенности,
динамика, кризисные явления. Рига: Зинатне, 1985.
52. Получение военного билета за месяц или как пройти альтернативную воинскую службу? [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://egov.kz/cms/ru/articles/military_identification_card_for_a_month(дата обращения: 15.02.2022)
53. Порублев Н.В. Организация свидетелей Иеговы в свете истории и учения Библии. Мн.: Славянское Евангельское Общество Австралии, 2001.
54. Прищепа Е.А. Бруклинская экспансия. Киев, 1970.
55. Проблему с не желающими служить в армии по религиозным убеждениям решают в Казахстане [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://asker.kz/blog/army_news/problemu-s-ne-zhelayushhimi-sluzhit-v-armii-po- religioznym-ubezhdeniyam-reshayut-v-kazaxstane.html(дата обращения: 16.02.2022).
56. Протопопов А.О. Религия и закон. Правовые основы свободы совести и деятельности религиозных объединений в странах СНГ и Балтии. Сборник правовых актов. -М.: Юриспруденция, 2002.
57. Псевдоучение секты «свидетелей Иеговы». Иркутск, 1971.
58. Реестр юридических лиц Республики Казахстан [Электронный
ресурс]. d.gov.kz/ru/services/taxpayer_search/legal_entity(дата обращения 11.02.2022).
59. Пугач И.Д. «Свидетели Иеговы» и особенности атеистического воспитания. Киев, 1973.
60. Родес Р. Вразрез со Священным писанием: Ложность учения свидетелей Иеговы. Мн.: «Библейская лига», 1998.
61. Родители отказались от переливания крови младенцу из-за религии в Павлодаре [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://tengrinews.kz/kazakhstan_news/roditeli-otkazalis-perelivaniya-krovi- mladentsu-iz-za-237368/(дата обращения 15.02.2022).
62. Романович В.В. Личность и религия. Алма-Ата: Казахстан, 1982.
63. Русские в Казахстане [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D1 %83%D 1 %81 % (дата обращения 22.02.2022).
64. Сапрыкин В.А. Как мы боролись с сектантством (Об опыте атеистич. работы в г. Балхаше). Алма-Ата, 1965. 223 с.
65. Свидетели Иеговы в Казахстане. Вопросы свободы религии. Варшава, 2019. 8 с.
66. «Свидетели Иеговы» оштрафованы за незаконную
миссионерскую деятельность в Алматинской области [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://mgorod.kz/nitem/svideteli-iegovy-oshtrafovany-za-
nezakonnuyu-missionerskuyu-deyatelnost-v-almatinskoj-oblasti/ (дата обращения 18.02.2022).
67. Секта «Свидетели Иеговы» объявлена в Таджикистане вне закона
[Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://www.patriarchia.ru/db/text/312194.html(дата обращения 11.02.2022).
68. Стеняев О. "Свидетели Иеговы" кто они? — М.: Православная Москва, 1996. - 290 с.
69. Самыгин С.И., Нечипуренко В. Н., Полонская И.Н. Религиоведение: социология и психология религии. Ростов-на-Дону, 1996.
70. Филимонов Э.Г. Новые тенденции в идеологии и деятельности современного сектантства. М., «Знание», 1977.
71. Шиш А.З. Иеговизм и его проповедники. Ужгород, 1968.
72. Щипков А.В. Во что верит Россия. СПб., 1998.
73. Ярыпов И.С. Конфессиональная ситуация в современном Казахстане. М.: Балта, 2013. 153 с.
74. Do Jehovah's Witnesses shun higher education? [Электронный ресурс]. Режим доступа: https/www.quora.com/Do-Jehovahs-Witnesses-shun- higher-education(дата обращения 19.02.2022).