ОБЩИНЫ «СВИДЕТЕЛЕЙ ИЕГОВЫ» В КОНТЕКСТЕ ГОСУДАРСТВЕННО-КОНФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ «СВИДЕТЕЛИ ИЕГОВЫ» В СТРАНАХ ЕВРОПЫ И СРЕДНЕЙ АЗИИ 11
1.1. История возникновения и распространения религиозного движения
Свидетели Иеговы в XIX-XX вв 11
1.2. История распространения учения религиозного объединения Свидетели
Иеговы в Республике Казахстан 23
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА И ОТНОШЕНИЕ КОБРАЗОВАНИЮ РЕЛИГИОЗНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СВИДЕТЕЛИ ИЕГОВА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН 30
2.1. Организационная структура религиозной организации Свидетелей
Иегова в Республике Казахстан 30
2.2. Теократическое образование и отношение к светским институтам
образования в религиозной организации Свидетели Иегова Республики Казахстан 39
ГЛАВА 3. Государственно-конфессиональная политика в Республике Казахстан и современное положение религиозной организации Свидетели Иегова 49
3.1. Анализ конфессиональной и правовой ситуации на территории
Республики Казахстан 49
3.2. Современное положение религиозной организации Свидетели Иегова в
Республике Казахстан 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 79
ГЛАВА 1. ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ «СВИДЕТЕЛИ ИЕГОВЫ» В СТРАНАХ ЕВРОПЫ И СРЕДНЕЙ АЗИИ 11
1.1. История возникновения и распространения религиозного движения
Свидетели Иеговы в XIX-XX вв 11
1.2. История распространения учения религиозного объединения Свидетели
Иеговы в Республике Казахстан 23
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА И ОТНОШЕНИЕ КОБРАЗОВАНИЮ РЕЛИГИОЗНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СВИДЕТЕЛИ ИЕГОВА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН 30
2.1. Организационная структура религиозной организации Свидетелей
Иегова в Республике Казахстан 30
2.2. Теократическое образование и отношение к светским институтам
образования в религиозной организации Свидетели Иегова Республики Казахстан 39
ГЛАВА 3. Государственно-конфессиональная политика в Республике Казахстан и современное положение религиозной организации Свидетели Иегова 49
3.1. Анализ конфессиональной и правовой ситуации на территории
Республики Казахстан 49
3.2. Современное положение религиозной организации Свидетели Иегова в
Республике Казахстан 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 79
Актуальность выпускной квалификационной работы. Религиозная организация Свидетели Иеговы (Ликвидирована на территории Российской Федерации - Решение Верховного Суда РФ от 20.04.2017 №АКПИ17-238), является всемирной христианской организацией, действующая в 239 странах и имеющая около 8,7 миллионов последователей. Иеговизм, в полной мере, представлен во всех областях Республики Казахстан и насчитывает 17 541 последователей. Свидетели Иегова не являются традиционной религиозной организацией в Казахстане, первые последователи были насильно переселены еще во времена Российской империи. В советский период собрания иеговистов были запрещены на территории Казахской ССР, общины действовали подпольно и получали религиозную литературу за рубежом.
После распада СССР, Казахстан объявил о своей независимости и конституционно провозгласил демократические ценности светского государства, а также свободу совести и вероисповедания. В результате провозглашения религиозной свободы из теневой деятельности вышли многие ранее запрещенные организации и официально зарегистрировали свою деятельность в соответствии с Республиканским Законом «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях», среди этих организаций оказались и Свидетели Иеговы .
Несмотря на официальный статус, многие общины иеговистов сталкиваются с проблемами взаимоотношения с общественными организациями, отдельными гражданами и государственными органами. Проблемы проявляются во многих факторах. Чаще всего иеговисты вынуждены нарушать законодательство Республики Казахстан, так как оноужесточилось в 2011 году в области миссионерской деятельности, распространения литературы и проведении собраний, что сильно ударило по деятельности общины.
Вторым фактором является замкнутость, закрытость и нейтральность данной организации. Проявляется это, прежде всего, в отсутствии контакта в средствах массовой информации, из-за чего в информационном поле формируется позиция, осуждающая иеговизм, практически по всем вопросам. Например, много негативных новостей появляется о запретах на переливание крови, незаконную миссионерскую деятельность, недобровольном характере внесения материальных средств в общину, разрыве брачных и семейных уз по религиозным вопросам .
Последним фактором являются догматические особенности упоминаемого религиозного течения. Дело в том, что многие доктринальные принципы иеговизма порождают социальную напряженность и недопонимание с государственными органами. Острым вопросом остается проблема запрета переливания крови несовершеннолетним. В СМИ Казахстана регулярно появляются новости о том, что родители-иеговисты отказываются переливать кровь своим детям по религиозным убеждениям. В результате чего в разрешение данных конфликтов приходится вмешиваться органам прокуратуры, опеки, комитетов по делам религии. Постоянные противоречия возникают в особенностях прозелитизма у иеговистов. Законы Казахстана четко дают понять, что деятельность миссионеров и религиозные акции, осуществляемые за пределами религиозного помещения, должны быть согласованы с властями. Члены Свидетелей Иеговы постоянно нарушают религиозное законодательство, что также порождает социальную напряженность.
Немаловажным фактором является и взаимоотношение религиозного объединения Свидетели Иегова с государством. В последние годы противостояние органов правопорядка с иеговистами с последующим вынесением штрафов и попытками запретов деятельности иеговистов сменилось оправдательными приговорами и смягчением религиозной политики. Власти Казахстана прислушиваются к замечаниям международных организаций по защите прав и свобод человека, что приводит к сглаживанию государственно-конфессиональных отношений. Вместе с тем, международные отчеты Свидетелей Иеговы говорят о том, что современная ситуация взаимоотношений религии и государства характеризуется нормализацией отношений, сокращением числа обвинительных приговоров, связанных с нарушением законодательства о миссионерской деятельности.
Следовательно, современное положение и функционирование организации Свидетелей Иеговы на территории Республики Казахстан считается вполне легальным и осуществляется в рамках государственной регистрации. Тем не менее, существует ряд проблем, которые необходимо детально рассмотреть в выпускной квалификационной работе.
Степень разработанности темы выпускной квалификационной работы. Проблематика исследования затрагивалась крайне редко в отечественной и зарубежной науке. Научные работы , посвященные данной теме исследования или косвенно сопряженные с ней, исчисляются несколькими единицами. Данное направление исследований характеризуется недостаточной теоретической и методологической базой, что позволяет повысить ценность настоящей научной работы.
Стоит отметить, что современное положение и деятельность Свидетелей Иеговы в Казахстане в отечественной и зарубежной науке освещено достаточно слабо.
Тем не менее, из существующих работ по данной тематике следует выделить фундаментальную работу А.И. Артемьева «Свидетели Иеговы Казахстана и Средней Азии», которая вышла в свет в 2002 году. Работа была выпущена на территории Республики Казахстан и освещает распространение иеговизма на территории республики еще с имперских времен. Большое внимание уделяется иерархии, истории, организационной структуре, обрядам и догматике иеговистов. Работа содержит большой фактологический материал, однако, в труде видна большая личная заинтересованность автора, отстаивание позиции иеговистов, много цитат из Библии и «Сторожевой башни» для подтверждения своей позиции. Данная работа ценна тем, что проливает свет на положение иеговизма в имперский и советский период. Современное положение иеговистов в Республике Казахстан практически не рассматривается. Стоит отметить, что между строк читается чрезмерная ангажированность позиций автора, заключающаяся в односторонней принятии позиции иеговизма и отказа от рассмотрения некоторых доводов критиков данного религиозного движения.
Стоит затронуть научную работу С.Т. Жумарова «Религиозные течения в Казахстане и их особенности». В данном труде религиозная организация Свидетели Иегова характеризуется как «секта», а религиозная литература, как «красочная», «пропагандистская». С точки зрения исследователя «секта» Свидетелей Иеговы оказывает тоталитарное воздействие на своих верующих. Данная публикация носит явно негативный характер и предвзятое отношение автора к данному религиозному объединению, что выражается в крайней степени субъективности выводов. Доказательная база также остается на низком уровне .
В отечественной науке, впервые деятельность Свидетелей Иеговы была затронута в публикации Д.Р. Мухамбетовой «Особенности деятельности религиозного объединения «Свидетели Иеговы» в Казахстане. В работе упоминаются основные этапы развития данной организации на территории Казахстана, а также некоторые доктринальные особенности. В целом, статья носит поверхностный характер, она не затрагивает реального положения дел Свидетелей Иеговы в Казахстане.
Целью выпускной квалификационной работы - показать современное положение религиозного объединения Свидетели Иеговы на территории Республики Казахстан
Задачи исследования заключаются в следующем:
рассмотреть историю развития Свидетелей Иеговы в мировой и казахской историографии;
проанализировать государственно-конфессиональную политику властей Казахстана;
выявить особенности современного положения Свидетелей Иеговы в Казахстане;
показать проблемы, существующие во взаимоотношениях иеговистов с обществом и государством;
рассказать о перспективах развития данного религиозного движения на территории Республики Казахстан.
Объектом исследования является деятельность нетрадиционных религиозных организаций на примере Свидетелей Иеговы в Республике Казахстан.
Предметом исследования выступает современное положение Свидетелей Иеговы, проявляющееся во взаимоотношении с обществом и государством.
Методология и методика исследования базируется на методологической базе системного и исторического подхода. Благодаря историческому подходу появляется возможность рассмотрения религиозного движения в моменте его развития, то есть зарождения, распространения, угасания и повторного расцвета. Данный метод помогает установить причинно-следственные связи между явлениями прошлого и настоящего. В исследовании широко используется метод периодизации, так как этапы отношений государства, общества и Свидетелей Иеговы не нашли свое отражение в современной науке. Системный метод помогает понять место Свидетелей Иеговы в этно-конфессиональном пространстве Республики Казахстан. Он позволяет анализировать отношение между элементами системы и изучать взаимодействие системы с внешней средой. Также в выпускной квалификационной работе широко используются сравнительный метод и контент-анализ, а также статистический метод.
Источниковая база исследования представлена несколькими уровнями. Первая группа источников представляет собой законодательные акты стран и международных организаций различных периодов времени: СССР, Республики Казахстан и Организации Объединенных Наций. Сюда входят опубликованные документы СССР о проведении различных спецопераций по депортации иеговистов на территорию Казахстана, например, операция «Север», являющаяся траурным днем для иеговистов Казахстана. В исследовании часто проводится анализ основного Закона Республики Казахстан о «Религиозной деятельности и религиозных объединениях».
Вторая группа источников представлена непосредственно внутренними документами и религиозной литературой Свидетелей Иеговы, которые важны для прояснения основных доктринальных положений при деятельности в какой-либо стране. Немаловажными являются и международные отчеты Свидетелей Иеговы о положении последователей движения на территории Республики Казахстан .
Третьей группой источников являются средства массовой информации, так как именно они освещают современную ситуацию вокруг религиозного движения Свидетели Иеговы, а также транслируют позицию общества и государства по поводу деятельности данной организации.
Научная новизна исследования проявляется в том, что деятельность религиозной организации Свидетели Иеговы не нашла отражения в современных научных работах и публикациях, а значит, в научной среде нет представления о развитии данной религиозной организации на территории Республики Казахстан в настоящее время.
Практическая значимость работы. На фоне запрета упоминаемой в исследовании религиозной организации на территории Российской Федерации, многие ученые и студенты смогут проследить деятельность иеговистов на территории дружественного государства со схожей политической культурой, которое развивает иные методы взаимодействия с нетрадиционными религиями в современное время.
Помимо этого, в исследовании показаны примеры государственно - конфессиональной политики Казахстана и анализ законодательства о религии, что представляет научный интерес для исследователей религиозной политики стран Средней Азии и СНГ.
Хронологические рамки исследования можно заключить с 1870 по 2021 годы. Нижняя граница исследования обусловлена возникновением религиозного движения «Общество исследователей Библии» и распространением учения по всему миру. Верхняя граница исследования обусловлена анализом современного положения Свидетелей Иеговы на территории Республики Казахстан.
Апробация. Материалы данной работы предоставлены на IX региональной конференции «Мой выбор - наука», проходившей с 20 по 30 апреля 2022 года в Алтайском государственном университете.
Структура выпускной квалификационной работы представлена введением, основной частью, заключением и списком использованных источников и литературы.
После распада СССР, Казахстан объявил о своей независимости и конституционно провозгласил демократические ценности светского государства, а также свободу совести и вероисповедания. В результате провозглашения религиозной свободы из теневой деятельности вышли многие ранее запрещенные организации и официально зарегистрировали свою деятельность в соответствии с Республиканским Законом «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях», среди этих организаций оказались и Свидетели Иеговы .
Несмотря на официальный статус, многие общины иеговистов сталкиваются с проблемами взаимоотношения с общественными организациями, отдельными гражданами и государственными органами. Проблемы проявляются во многих факторах. Чаще всего иеговисты вынуждены нарушать законодательство Республики Казахстан, так как оноужесточилось в 2011 году в области миссионерской деятельности, распространения литературы и проведении собраний, что сильно ударило по деятельности общины.
Вторым фактором является замкнутость, закрытость и нейтральность данной организации. Проявляется это, прежде всего, в отсутствии контакта в средствах массовой информации, из-за чего в информационном поле формируется позиция, осуждающая иеговизм, практически по всем вопросам. Например, много негативных новостей появляется о запретах на переливание крови, незаконную миссионерскую деятельность, недобровольном характере внесения материальных средств в общину, разрыве брачных и семейных уз по религиозным вопросам .
Последним фактором являются догматические особенности упоминаемого религиозного течения. Дело в том, что многие доктринальные принципы иеговизма порождают социальную напряженность и недопонимание с государственными органами. Острым вопросом остается проблема запрета переливания крови несовершеннолетним. В СМИ Казахстана регулярно появляются новости о том, что родители-иеговисты отказываются переливать кровь своим детям по религиозным убеждениям. В результате чего в разрешение данных конфликтов приходится вмешиваться органам прокуратуры, опеки, комитетов по делам религии. Постоянные противоречия возникают в особенностях прозелитизма у иеговистов. Законы Казахстана четко дают понять, что деятельность миссионеров и религиозные акции, осуществляемые за пределами религиозного помещения, должны быть согласованы с властями. Члены Свидетелей Иеговы постоянно нарушают религиозное законодательство, что также порождает социальную напряженность.
Немаловажным фактором является и взаимоотношение религиозного объединения Свидетели Иегова с государством. В последние годы противостояние органов правопорядка с иеговистами с последующим вынесением штрафов и попытками запретов деятельности иеговистов сменилось оправдательными приговорами и смягчением религиозной политики. Власти Казахстана прислушиваются к замечаниям международных организаций по защите прав и свобод человека, что приводит к сглаживанию государственно-конфессиональных отношений. Вместе с тем, международные отчеты Свидетелей Иеговы говорят о том, что современная ситуация взаимоотношений религии и государства характеризуется нормализацией отношений, сокращением числа обвинительных приговоров, связанных с нарушением законодательства о миссионерской деятельности.
Следовательно, современное положение и функционирование организации Свидетелей Иеговы на территории Республики Казахстан считается вполне легальным и осуществляется в рамках государственной регистрации. Тем не менее, существует ряд проблем, которые необходимо детально рассмотреть в выпускной квалификационной работе.
Степень разработанности темы выпускной квалификационной работы. Проблематика исследования затрагивалась крайне редко в отечественной и зарубежной науке. Научные работы , посвященные данной теме исследования или косвенно сопряженные с ней, исчисляются несколькими единицами. Данное направление исследований характеризуется недостаточной теоретической и методологической базой, что позволяет повысить ценность настоящей научной работы.
Стоит отметить, что современное положение и деятельность Свидетелей Иеговы в Казахстане в отечественной и зарубежной науке освещено достаточно слабо.
Тем не менее, из существующих работ по данной тематике следует выделить фундаментальную работу А.И. Артемьева «Свидетели Иеговы Казахстана и Средней Азии», которая вышла в свет в 2002 году. Работа была выпущена на территории Республики Казахстан и освещает распространение иеговизма на территории республики еще с имперских времен. Большое внимание уделяется иерархии, истории, организационной структуре, обрядам и догматике иеговистов. Работа содержит большой фактологический материал, однако, в труде видна большая личная заинтересованность автора, отстаивание позиции иеговистов, много цитат из Библии и «Сторожевой башни» для подтверждения своей позиции. Данная работа ценна тем, что проливает свет на положение иеговизма в имперский и советский период. Современное положение иеговистов в Республике Казахстан практически не рассматривается. Стоит отметить, что между строк читается чрезмерная ангажированность позиций автора, заключающаяся в односторонней принятии позиции иеговизма и отказа от рассмотрения некоторых доводов критиков данного религиозного движения.
Стоит затронуть научную работу С.Т. Жумарова «Религиозные течения в Казахстане и их особенности». В данном труде религиозная организация Свидетели Иегова характеризуется как «секта», а религиозная литература, как «красочная», «пропагандистская». С точки зрения исследователя «секта» Свидетелей Иеговы оказывает тоталитарное воздействие на своих верующих. Данная публикация носит явно негативный характер и предвзятое отношение автора к данному религиозному объединению, что выражается в крайней степени субъективности выводов. Доказательная база также остается на низком уровне .
В отечественной науке, впервые деятельность Свидетелей Иеговы была затронута в публикации Д.Р. Мухамбетовой «Особенности деятельности религиозного объединения «Свидетели Иеговы» в Казахстане. В работе упоминаются основные этапы развития данной организации на территории Казахстана, а также некоторые доктринальные особенности. В целом, статья носит поверхностный характер, она не затрагивает реального положения дел Свидетелей Иеговы в Казахстане.
Целью выпускной квалификационной работы - показать современное положение религиозного объединения Свидетели Иеговы на территории Республики Казахстан
Задачи исследования заключаются в следующем:
рассмотреть историю развития Свидетелей Иеговы в мировой и казахской историографии;
проанализировать государственно-конфессиональную политику властей Казахстана;
выявить особенности современного положения Свидетелей Иеговы в Казахстане;
показать проблемы, существующие во взаимоотношениях иеговистов с обществом и государством;
рассказать о перспективах развития данного религиозного движения на территории Республики Казахстан.
Объектом исследования является деятельность нетрадиционных религиозных организаций на примере Свидетелей Иеговы в Республике Казахстан.
Предметом исследования выступает современное положение Свидетелей Иеговы, проявляющееся во взаимоотношении с обществом и государством.
Методология и методика исследования базируется на методологической базе системного и исторического подхода. Благодаря историческому подходу появляется возможность рассмотрения религиозного движения в моменте его развития, то есть зарождения, распространения, угасания и повторного расцвета. Данный метод помогает установить причинно-следственные связи между явлениями прошлого и настоящего. В исследовании широко используется метод периодизации, так как этапы отношений государства, общества и Свидетелей Иеговы не нашли свое отражение в современной науке. Системный метод помогает понять место Свидетелей Иеговы в этно-конфессиональном пространстве Республики Казахстан. Он позволяет анализировать отношение между элементами системы и изучать взаимодействие системы с внешней средой. Также в выпускной квалификационной работе широко используются сравнительный метод и контент-анализ, а также статистический метод.
Источниковая база исследования представлена несколькими уровнями. Первая группа источников представляет собой законодательные акты стран и международных организаций различных периодов времени: СССР, Республики Казахстан и Организации Объединенных Наций. Сюда входят опубликованные документы СССР о проведении различных спецопераций по депортации иеговистов на территорию Казахстана, например, операция «Север», являющаяся траурным днем для иеговистов Казахстана. В исследовании часто проводится анализ основного Закона Республики Казахстан о «Религиозной деятельности и религиозных объединениях».
Вторая группа источников представлена непосредственно внутренними документами и религиозной литературой Свидетелей Иеговы, которые важны для прояснения основных доктринальных положений при деятельности в какой-либо стране. Немаловажными являются и международные отчеты Свидетелей Иеговы о положении последователей движения на территории Республики Казахстан .
Третьей группой источников являются средства массовой информации, так как именно они освещают современную ситуацию вокруг религиозного движения Свидетели Иеговы, а также транслируют позицию общества и государства по поводу деятельности данной организации.
Научная новизна исследования проявляется в том, что деятельность религиозной организации Свидетели Иеговы не нашла отражения в современных научных работах и публикациях, а значит, в научной среде нет представления о развитии данной религиозной организации на территории Республики Казахстан в настоящее время.
Практическая значимость работы. На фоне запрета упоминаемой в исследовании религиозной организации на территории Российской Федерации, многие ученые и студенты смогут проследить деятельность иеговистов на территории дружественного государства со схожей политической культурой, которое развивает иные методы взаимодействия с нетрадиционными религиями в современное время.
Помимо этого, в исследовании показаны примеры государственно - конфессиональной политики Казахстана и анализ законодательства о религии, что представляет научный интерес для исследователей религиозной политики стран Средней Азии и СНГ.
Хронологические рамки исследования можно заключить с 1870 по 2021 годы. Нижняя граница исследования обусловлена возникновением религиозного движения «Общество исследователей Библии» и распространением учения по всему миру. Верхняя граница исследования обусловлена анализом современного положения Свидетелей Иеговы на территории Республики Казахстан.
Апробация. Материалы данной работы предоставлены на IX региональной конференции «Мой выбор - наука», проходившей с 20 по 30 апреля 2022 года в Алтайском государственном университете.
Структура выпускной квалификационной работы представлена введением, основной частью, заключением и списком использованных источников и литературы.
Завершая анализ истории появления, развития, распространения религиозной организации Свидетели Иеговы, а также их организационной структуры, образовательной деятельности и современного положения на территории Республики Казахстан следует сказать, что данная организация достаточно комфортно существует в правовом поле республики и официально осуществляет свою деятельность в каждой области Республики Казахстан. Возникнув более 150 лет назад из небольшого кружка по изучению Библии, данная организация получила международный статус и имеет более 8,6 миллионов последователей по всему миру, в том числе более 17 тысяч в Казахстане.
Свидетели Иеговы прошли тяжелый путь становления сначала в США, затем в странах Европы, Российской Империи и СССР. На территорию Казахстана иеговисты попадали через принудительное переселение в имперские и советские времена. Самый большой приток иеговистов на территорию республики пришелся на времена существования СССР. Как и многие другие нетрадиционные религиозные движения, иеговисты попали под переселенческие указы и направлялись развивать промышленность на территорию среднеазиатских республик. Несмотря на тотальный контроль и запрет религиозной деятельности иеговистов, они продолжали общаться с мировым центром и получать зарубежную литературу, поддерживая жизнь своего вероучения, дожив до современных времен. Первые религиозные лидеры казахских иеговистов прошли через спецпоселенческие лагеря и привели организацию к общемировым стандартам.
В настоящее время иеговизм в Казахстане может претендовать на развитие международного филиала на своей территории, так как во многих странах СНГ, в том числе, и Российской Федерации деятельность данной организации запрещена.
Данное движение представлено в Казахстане четкой организационной структурой со сложившимся вероучением и образовательной деятельностью. Свидетели Иеговы не являются традиционной организацией на территории Казахстана, например, как православие или ислам, являясь религиозным меньшинством.
Иеговизм является истинно международной религиозной организацией. Сведения, представленные в выпускной квалификационной работе, показали, что доля русского и казахского населения в Свидетелях Иеговы примерно одинакова. Чуждая религиозная традиция для этнических казахов сумела получить достаточное распространение среди них, руководителем республиканского центра является также этническим казахом. Кроме того , большое количество общин открыто в регионах, где доля русского населения не превышает и 10 процентов, что также подтверждает выбранную точку зрения. В каждом субъекте Республики Казахстан присутствует хотя бы одна зарегистрированная местная община, а общая численность позволяет говорить о республиканском масштабе деятельности общины.
Вместе с тем, существуют большие проблемы в возможностях распространения данной религиозной традиции. Большую общественную напряженность вызывают методы проведения прозелитарной деятельности иеговизма, их отношение к государственным символам и законам. Негативное отношение среди жителей республики к общине вызывают новости об отказе от переливания крови, гибели новорожденных детей по причине религиозных взглядов их родителей. В СМИ попадают новости о разрыве отношений между детьми и родителями , супругами на почве религиозного учения Свидетелей Иеговы, что формирует вокруг данной религиозной организации отрицательный информационный фон.
Представители руководящего совета Свидетелей Иеговы придерживаются нейтралитета в отношении с обществом, комментарии о деятельности своей организации дают неохотно. Скрытность и закрытость организации порождает негативное отношение в обществе. Небольшие и редкие заявления руководителей иеговистов никак не способствуют росту авторитета общины в удельном весе других религиозных организаций. Еще одной проблемой является миссионерская деятельность, которая чаще всего осуществляется с нарушением действующего законодательства. Многие обвинительные приговоры в отношении членов Свидетелей Иеговы выносятся за нарушение основ миссионерской деятельности. Сама община неохотно регистрирует своих миссионеров в государственных органах, а также не уведомляет местные органы власти о проведении мероприятий за пределами культовых сооружений, что добавляет градус напряженности с властями. Законодательство Республики Казахстан также не является совершенным, из-за чего иеговистам часто приходится нарушать местные законы. Сложная бюрократия вынуждает старейшин общин действовать скрытно, вне рамок правового поля, так как согласно вероучению иеговистов, каждый член общины должен принимать участие в распространении идей иеговизма.
Современное положение общины характеризуется самими Свидетелями Иеговы с точки зрения относительной религиозной свободы , а также отмечаются улучшения, которые указывают на уважительное отношение к их фундаментальным правам.
Вместе с тем, несмотря на улучшения, иеговисты продолжают сталкиваться с нарушением основных религиозных свобод и с усилиями ограничить их религиозную деятельность.
Свидетели Иеговы прошли тяжелый путь становления сначала в США, затем в странах Европы, Российской Империи и СССР. На территорию Казахстана иеговисты попадали через принудительное переселение в имперские и советские времена. Самый большой приток иеговистов на территорию республики пришелся на времена существования СССР. Как и многие другие нетрадиционные религиозные движения, иеговисты попали под переселенческие указы и направлялись развивать промышленность на территорию среднеазиатских республик. Несмотря на тотальный контроль и запрет религиозной деятельности иеговистов, они продолжали общаться с мировым центром и получать зарубежную литературу, поддерживая жизнь своего вероучения, дожив до современных времен. Первые религиозные лидеры казахских иеговистов прошли через спецпоселенческие лагеря и привели организацию к общемировым стандартам.
В настоящее время иеговизм в Казахстане может претендовать на развитие международного филиала на своей территории, так как во многих странах СНГ, в том числе, и Российской Федерации деятельность данной организации запрещена.
Данное движение представлено в Казахстане четкой организационной структурой со сложившимся вероучением и образовательной деятельностью. Свидетели Иеговы не являются традиционной организацией на территории Казахстана, например, как православие или ислам, являясь религиозным меньшинством.
Иеговизм является истинно международной религиозной организацией. Сведения, представленные в выпускной квалификационной работе, показали, что доля русского и казахского населения в Свидетелях Иеговы примерно одинакова. Чуждая религиозная традиция для этнических казахов сумела получить достаточное распространение среди них, руководителем республиканского центра является также этническим казахом. Кроме того , большое количество общин открыто в регионах, где доля русского населения не превышает и 10 процентов, что также подтверждает выбранную точку зрения. В каждом субъекте Республики Казахстан присутствует хотя бы одна зарегистрированная местная община, а общая численность позволяет говорить о республиканском масштабе деятельности общины.
Вместе с тем, существуют большие проблемы в возможностях распространения данной религиозной традиции. Большую общественную напряженность вызывают методы проведения прозелитарной деятельности иеговизма, их отношение к государственным символам и законам. Негативное отношение среди жителей республики к общине вызывают новости об отказе от переливания крови, гибели новорожденных детей по причине религиозных взглядов их родителей. В СМИ попадают новости о разрыве отношений между детьми и родителями , супругами на почве религиозного учения Свидетелей Иеговы, что формирует вокруг данной религиозной организации отрицательный информационный фон.
Представители руководящего совета Свидетелей Иеговы придерживаются нейтралитета в отношении с обществом, комментарии о деятельности своей организации дают неохотно. Скрытность и закрытость организации порождает негативное отношение в обществе. Небольшие и редкие заявления руководителей иеговистов никак не способствуют росту авторитета общины в удельном весе других религиозных организаций. Еще одной проблемой является миссионерская деятельность, которая чаще всего осуществляется с нарушением действующего законодательства. Многие обвинительные приговоры в отношении членов Свидетелей Иеговы выносятся за нарушение основ миссионерской деятельности. Сама община неохотно регистрирует своих миссионеров в государственных органах, а также не уведомляет местные органы власти о проведении мероприятий за пределами культовых сооружений, что добавляет градус напряженности с властями. Законодательство Республики Казахстан также не является совершенным, из-за чего иеговистам часто приходится нарушать местные законы. Сложная бюрократия вынуждает старейшин общин действовать скрытно, вне рамок правового поля, так как согласно вероучению иеговистов, каждый член общины должен принимать участие в распространении идей иеговизма.
Современное положение общины характеризуется самими Свидетелями Иеговы с точки зрения относительной религиозной свободы , а также отмечаются улучшения, которые указывают на уважительное отношение к их фундаментальным правам.
Вместе с тем, несмотря на улучшения, иеговисты продолжают сталкиваться с нарушением основных религиозных свобод и с усилиями ограничить их религиозную деятельность.



