Введение 3
Глава I. Теоретико-методологическое основания изучения социального протеста 10
1.1 Основные теоретико-методологические подходы к анализу социального
протеста 10
1.2 Сущность и специфика понятия «протестные настроения» 19
1.3 Методика социологического исследования протестных настроений
современной студенческой молодежи в Алтайском крае 28
Глава II. Социологический анализ протестных настроений современной студенческой молодежи в Алтайском крае 37
2.1 Источники протестных настроений в студенческой среде и осведомленность
студентов о протестных акциях 37
2.2 Отношение студенческой молодежи высших и средних учебных заведений к
экстремизму 65
2.3 Готовность студенческой молодежи к протестным действиям и рекомендации по регулированию протестного поведения молодежи 78
Заключение 96
Список литературы 99
Приложение 1 108
Приложение 2 118
Приложение 3 126
Приложение 4
Актуальность. Социальная напряженность сопровождает общество на всех стадиях его развития и во всех сферах его деятельности. Социальный протест является одной из форм проявления напряженности в социуме. Однако, этому предшествует протестное настроение, которое формируется еще до начала активных протестных действий и сохраняется на протяжении всего конфликта. Актуальность изучения феномена «протестное настроение» заключается в мало изученности и специфики самого термина.
Исследователи в своих работах используют протестные настроения как синоним к протестной активности или протестном потенциалу, что в корне меняет смысл данного термина. Из-за сложности и специфики изучения протестных настроений появляется исследовательский интерес. Помимо этого, протестные настроения следует изучать и по причине того, что, выявив на их ранней стадии конфликтного взаимодействия, можно предотвратить сам конфликт. Учитывая последние события, происходящие в России и мире, мониторинг протестных настроений особенно важен с целью регулирования социальной напряженности в социуме.
Особое внимание стоит уделять молодежи, т.к. данная социальная группа чаще всего является основным участников протестных действий в силу своего более острого восприятия несовершенств общества и завышенных ожиданий от самих себя и окружающих. Поэтому есть необходимость выяснить специфику протестных настроений в студенческой среде и разработать рекомендации по регулированию социального поведения молодежи относительно протестных действий.
Степень научной разработанности. Социальный протест не утратил свою актуальность и до сих пор является объектом современных исследователей. Базу для работ современников составляют многие теории и концепции. Представители конфликтологического подхода по-разному подходили к изучению социального протеста, однако все рассматривали его как конфликт. К. Маркс считал, что социальный протест - это конфликт, порожденный нехваткой материальных ресурсов. Р. Дарендорф воспринимал конфликт естественным проявлением развития системы, в основе которого лежит противоречие политического характера между социальными группами.
Л. Козер в своей концепции социальный протест рассматривал как конфликт ценностей и борьбу за определенный статус, власть и ресурсы. Концепция К. Боулдинга, раскрывает протест как конфликт, который является характерной чертой любого процесса и любой среды в обществе. Таким образом, К. Боуллинг в своей концепции показал, что конфликты являются необъемлемой частью жизни общества.
Помимо конфликтологического подхода, в западной науке проблематика протеста рассматривается также в рамках психологических теорий социального стресса, теорий аномии, дезорганизации и других, которые делают акцент на объяснении девиантной адаптации индивидов к социальной среде. Представители коллективного поведения (Г. Лебон, Г. Тард, З. Фрейд, Г. Блумер) интерпретируют социальный протест как социально-психологический феномен, причины которого следует искать в психологии толпы и массы.
В социологической мысли ХХ века социальные протесты связываются с повышенной эмоциональной напряженностью и характеризуются иррациональностью. Социальный протест, по мнению Н. Смелзера, - это попытка изменить социальную среду.
В 70-е годы XX в. на Западе широкое распространение получили две концепции: теория мобилизации ресурсов и концепция относительной депривации. Сторонники последней (C. Стауффер, М. Мертон и В. Руинсиман) считали, что относительная депривация (разрыв между целями и средствами их достижения) создает и формирует латентную социальную напряженность, которая в свою очередь являлась причиной социального протеста.
Теория мобилизации ресурсов рассматривает социальный протест как нормальное явление в обществе, однако, акцент ставится на ресурсную обеспеченность участников, т.е. подчеркивается возможность участников протеста получить ресурсы и мобилизовать их для достижения общих целей.
В отечественной социологии исследование протестных форм поведения началось со второй половины XX в рамках социологии общественных движений. С. В. Поздняков, рассматривает протест как многомерное, сложное явление в системе социально-политических отношений и называет его индикатором жизни общества.
Среди отечественных исследователей протестную деятельность как негативный, разрушительный процесс рассматривали Н.А. Бердяев, В.В. Сафронов, М.М. Назаров, интерпретируя ее как насильственные акции, направленные на изменение режима, нарушающие устойчивость общества.
Исследователи А.В. Кинсбурский, Ю.А. Левада, Л.А. Гордон, В.В. Петухов и другие детально анализируют протестную деятельность на разных этапах ее развития и выделяют несколько стадий развития.
В рамках конфликтологии изучают и описывают теоретические вопросы возникновения и развития протестной деятельности Е.А. Здравомыслова, О.Н. Яницкий, П. Штомка. Е.И. Степанов. Ю.Е. Растов, А.В. Дмитриев анализируют протесты и способы их разрешения в регионах в России.
Изучение протестных настроений начинается с определения самого термина. В отечественной социологии феномен «протестные настроения» сначала рассматривались через призму социальных настроений, которые начал изучать Ж.Т. Тощенко. С.Р. Хайкина и Н.П. Попова определяют протестные настроения как состояние недовольство, возникающее в ситуации невозможности удовлетворить свои потребности и интересы. И.А. Савченко под протестными настроениями понимает девиантное поведение группы молодого поколения по отношению к различным положениям в жизнедеятельности социума. Однако, представленные определения не раскрывают сущности протестных настроений.
Поэтому, основываясь на сложности интерпретации и определении протестных настроений, есть необходимость разобраться в специфике и особенностях изучения данного феномена.
Объект исследования: социальный протест.
Предмет исследования: протестные настроения современной студенческой молодежи.
Цель исследования: характеристика протестных настроений современной студенческой молодежи и разработка рекомендаций по регулированию протестного поведения молодежи на основе анализа результатов социологического исследования в Алтайском крае.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих взаимосвязанных задач:
1. Рассмотреть основные теоретико-методологические подходы к анализу социального протеста.
2. Охарактеризовать сущность и специфику понятия «протестные настроения».
3. Разработать методику комплексного исследования протестных настроений современной студенческой молодежи в Алтайском крае.
4. Изучить источники протестных настроений в студенческой среде.
5. Определить отношение студенческой молодежи высших и средних учебных заведений к экстремизму.
6. Выяснить готовность студенческой молодежи к протестным действиям.
7. Разработать рекомендации по регулированию протестного поведения молодежи.
Гипотезы:
1. Теоретико-методологической базой представленного исследования является конфликтологический подход.
2. Протестные настроения отражают несогласие социальных субъектов с сложившейся ситуацией и проявляются на всех этапах развития социального протеста - от латентного до постконфликта.
3. Методика социологического исследования протестных настроений современной студенческой молодежи Алтайского края базируется на совокупности количественных (анкетирование) и качественных (экспертный опрос, фокус-группа) методов сбора и анализа данных.
4. Основными источниками протестных настроений студенческой
молодежи Алтайского края выступают проблемы в различных сферах общественной жизни: внешне- и внутриполитической, экономической
социально-психологической, религиозной и этнической.
5. Студенты определяют экстремизм как социально-политическое и психологическое явление, которое носит исключительно деструктивный характер и влияет на общество исключительно негативно.
6. Студенческая молодежь Алтайского края не готовы принимать участие в протестных акциях, однако, полностью не отрицают такой возможности.
7. Рекомендации, способные обеспечить социальную безопасности и профилактировать негативные формы протестного поведения студенческой молодежи, содержат комплекс мер социального, экономического, просветительского и организационного характера.
Основные положения, выдвигаемые на защиту:
1. Оптимальной теоретико-методологической базой для изучения протестных настроений в современной студенческой среде является конфликтологический подход, в рамках которого социальный протест рассматривается как процессуальная форма конфликта.
2. Специфика понятия «протестные настроения» исходит из природы его происхождения и неоднозначности в трактовке данного термина. Протестные настроения являются совокупностью ощущений людей, выражающих несогласие со сложившейся социальной реальностью и отражает социальный протест на всех его этапах от латентного до постконфликта.
3. Методика социологического исследования протестных настроений современной студенческой молодежи Алтайского края опирается на необходимость изучения протестных настроений на разных стадиях социального протеста разными методами - количественными и качественными.
Операционализация исходного понятия базируется на четырех компонентах: источники протестных настроений, осведомленность о протестных акциях, готовность принять в них участие, отношение к экстремизму.
4. Наличие проблем, которые беспокоят студентов, говорит о потенциальном риске проявления протестных настроений, т.к. возникает потребность в поиске их решения. Наиболее актуальными проблемами для молодежи являются положения дел в экономической и политической сферах, как внешней, так и внутренней.
5. В ходе количественного и качественного сбора и анализа данных подтверждаются отрицательные оценки и негативное отношение к экстремистским идеям и людям, которые их поддерживают и пропагандируют. При этом студенты отмечают наличие в своем окружении радикально настроенных людей, но все равно не одобряют такое поведение и не готовы присоединиться к таким людям.
6. Студенческая молодежь Алтайского края не готовы принимать участие в протестных акциях, однако, полностью не отрицают такой возможности. Сподвигнуть на протестные действия студентов могут различные обстоятельства социального, экономического, социально-психологического характера.
7. Предупреждение экстремистской и террористической деятельности, а также регулирование протестного поведения в целом, в настоящий момент является очень важной задачей. Более того, регулярный мониторинг протестных настроений в студенческой среде может стать средством по предупреждению массовых протестов и экстремистских акций.
В теоретико-методологическое основание исследования заложен конфликтологический подход, позволяющий рассмотреть сущность социального протеста и особенности протекания протестных настроений на каждом из его этапов.
Методы исследования. При написании выпускной квалификационной используются: 1) теоретические методы обобщения и синтеза, сравнительный метод, гипотетико-дедуктивный метод и метод научной индукции; 2) эмпирические методы: анкетирование, глубинное интервью, метод фокус- групп.
Эмпирическая база исследования: всего в исследовании приняло участие 326 респондентов: 304 из них приняли участие в анкетировании, 12 - в глубинном интервью, 10 были участниками фокус-группы.
Теоретическая значимость выпускной квалификационной работы, основываясь на конфликтологическом подходе, заключается в определении специфики изучения протестных настроений и разработке определения, которое раскроет сущность данного феномена.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в разработке методик для проведения дальнейших исследований по данной тематике. Результаты анализа могут быть полезны не только исследователям, но и администрациям учебных заведений, преподавателям, а также органам государственной власти и местного самоуправления.
Апробация работы:
1. Публикация научной статьи «Общая характеристика основных стадий социального протеста» в сборнике «Социология в современном мире: наука, образование, творчество», выпуск 13, 2021 г.
2. Публикация научной статьи «Протестные настроения молодежи: социально-психологический аспект» в сборнике «Социология в современном мире: наука, образование, творчество», выпуск 14, 2022 г.
Структура работы:
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав (по три параграфа в каждой), заключения, списка литературы и 4 приложений. В работе содержится 127 страниц, в том числе 107 страниц основного текста.
Социальный протест является одной из форм проявления напряженности в социуме. Но чтобы социальный протест проявил себя, ему предшествует протестное настроение, которое формируется еще до начала активных протестных действий и сохраняется на протяжении всего конфликта. Актуальность изучения феномена «протестное настроение» заключается в мало изученности и специфики самого термина.
Изучением социального протеста и протестных настроений занимались ученые как классики, так и современники. Протестные настроения представляют собой некую совокупность ощущений людей, делающих их предрасположенными к различным формам несогласия, сопротивления сложившейся социальной реальности, которое проявляется в принципиальном недовольстве, благоприятствующее участию человека в той или иной акции протеста. Специфика протестных настроений заключается в отражении социального протеста на всех его этапах от латентного до постконфликта.
Теоретическую основу исследования протестных настроений современной студенческой молодежи составил конфликтологический подход. Разработана методика социологического исследования, базирующаяся на совокупности количественных (анкетирование) и качественных (глубинное интервью и метод фокус-групп) методов сбора и анализа данных.
Для интерпретации результатов исследования были сформированы пять основных аспектов, отражающих проблемное поле: источники протестных настроений; осведомленность о протестных акциях; отношение к экстремизму; готовность к протестным действиям; регулирование протестных настроений в студенческой среде.
В результате социологического исследования удалось выяснить основные источники протестных настроений в студенческой среде, заключающиеся в комфортных условиях учебной среды и удовлетворенности в отношении с преподавателями, студентами и близким окружением (друзья, семья). Также причины возникновения протестных настроений кроятся в удовлетворенности качеством жизни и материальным положением студента, которое непосредственно зависит от политической (внешней и внутренней) и экономической ситуации в стране/регионе.
Осведомленность занимает не последнее место в формировании протестных настроений у студентов. Заинтересованность и регулярный мониторинг новостей способствует готовности молодежи к протестным действиям, как и личный опыт участия.
Среди студенческой молодежи крайне редко встречаются люди, поддерживающие протестные акции и экстремистские идеи. Отношение к экстремизму и терроризму в целом крайне негативное и современные студенты не поддерживают их, и не готовы принимать в подобных мероприятиях участие. В качестве основных причин экстремистского поведения студенты выделили преимущественно психические отклонения. В связи со всем этим молодые люди ощущают угрозу для себя и своих близких.
В целом, студенты не проявляют готовности к участию в различных акциях протеста, однако и не отрицают такой возможности. Как анкетирование, так и глубинное интервью с фокус-группой подтверждают наличие среди студенческой молодежи протестных настроений, но до стадии открытых действий еще не дошло.
На основе анализа результатов исследования были разработаны рекомендации по социальному регулированию протестного поведения современной студенческой молодежи. Для предотвращения роста протестных настроений следует проводить образовательные мероприятия по конфликтологии и современным подходам в урегулировании конфликтов и предупреждению протестной активности. Знание особенностей протекания социального протеста позволит определить стадию и быстро сориентироваться с методом решения проблемы. Для минимизации потенциальных факторов роста протестных настроений следует обратить внимание на улучшение условий учебного пространства с учетом потребностей самих студентов.
С целью повышения безопасности и уменьшению чувства угрозы для жизни следует проводить регулярные учения по антитеррористическим и антиэкстремистским мерам с молодежью. А также необходимо подготавливать более молодых сотрудников охраны и правоохранительных органов для более эффективной охраны безопасности образовательных учреждений и общественного пространства. В более глобальном смысле следует провести комплекс мероприятий по улучшению экономического состояния в стране и регионе с целью обеспечения стабильных доходов населения, гарантий трудоустройства молодежи после окончания учебного заведения, поддержки квалифицированного и образовательного уровня молодежи и населения в целом.
Таким образом, полученные результаты указывают на важность проведения дополнительных исследований и мониторинга протестных настроений среди молодежи с целью прогнозирования и предотвращения протестной активности молодежи и обеспечения безопасности в образовательных учреждениях.
1. Андрющенко, М.В. Молодежь в лице субъекта протестных настроений / М.В. Андрющенко, И.В. Охременко // Современные тенденции развития социально-экономических систем : Материалы международной научно-практической конференции, Волгоград, 27 октября 2017 года. - Волгоград: Общество с ограниченной ответственностью «Сфера», 2018. - С. 267¬270.
2. Артюхина, В.А. Осмысление социального протеста в современной социологии: анализ основных подходов / В.А. Артюхина // Социологические исследования. - 2017. - № 11(403). - С. 30-34.
3. Артюхина, В.А. Протестные настроения населения как индикатор уровня конфликтности в регионе / В.А. Артюхина // Комплекс мер социального характера по снижению уровня социальной напряжённости и конфликтности в Алтайском крае : Сборник материалов регионального научно-практического семинара, Барнаул, 13 октября 2018 года / Под редакцией В.В. Нагайцева, В.А. Артюхиной, Е.В. Пустоваловой. - Барнаул: Алтайский государственный университет, 2018. - С. 78-81.
4. Бектимирова, Н.Н. Феномен социального протеста / Н.Н. Бектимирова // Азия и Африка сегодня. - 2018. - № 1(726). - С. 78-79.
5. Блумер, Г. Коллективное поведение / Пер. Д. Водотынского // Американская социологическая мысль: Тексты / Сост. Е. И. Кравченко; под В. И. Добренькова. - М.: Изд-во МГУ, 1994. - С. 90-115.
6. Блумер, Г. Социальные проблемы как коллективное поведение / Пер. И. Ясавеева // Контексты современности-II: Актуальные проблемы общества и культуры в западной социальной теории: Хрестоматия / Сост. и общ. ред. С. А. Ерофеева; 2-е изд., доп. и перераб. - Казань: Изд-во Каз. ун-та, 2001. - С. 150-159
7. Большаков, А.Г. Тренды и перспективы в исследованиях протестных настроений и запросе общества на политическую стабильность в регионах / А.Г. Большаков, Е.В. Храмова // Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. - 2019. - Т. 15. - № 4. - С. 448-459.
8. Боулдинг, К. Общая теория конфликта / К. Боулдинг. - СПб., 2015. - 469 с.
9. Вардикян, М.С. Социологическое исследование протестных настроений современной молодежи / М.С. Вардикян, А.А. Николаева, И.А. Савченко // Власть. - 2021. - Т. 29. - № 1. - С. 118-122.
10. Варламова, С.Д. Исследования протестного сознания и поведения Российской молодежи / С.Д. Варламова // Мировая и российская наука: области развития и инноваций : Сборник научных статей / Научный редактор Р.Ю. Самхарадзе. - Москва : Издательство «Перо», 2020. - С. 122-125.
11. Верещагина, А.В. Факторы социального поведения студентов вузов Ростовской области в гражданской сфере / А.В. Верещагина, А.А. Зайцева // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. - 2020. - № 3. - С. 233-240.
12. Волкова, М.И. Анализ природы социальных протестов / М.И. Волкова // Общество и экономика. - 2019. - № 11. - С. 118-124.
13. Габа, О.И. Основные подходы к изучению протестного настроения / О.И. Габа // Научные труды Московского гуманитарного университета. - 2014. - № 11. - С. 69-76.
14. Габа, О.И. Протестные настроения молодежи: теоретическая и эмпирическая каузальные модели / О. И. Габа // Информационный гуманитарный портал Знание. Понимание. Умение. - 2015. - № 1. - С. 43-57.
15. Гарр, Т.Р. Почему люди бунтуют / Т.Р. Гарр. - СПб.: Питер, 2005. - 461
16. Гоголева, Е.Н. Студенческий протест и социально-политическая функция института высшего образования / Е.Н. Гоголева // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. - 2020. - № 2(65). - С. 34-41.
17. Голубев, А.Р. Взаимосвязь профессиональной идентичности и протестных настроений в молодежной среде / А.Р. Голубев // Социосфера. - 2021. - № 3. - С. 95-98.
18. Григорьев, А.В. Факторы протестной социальной активности молодежи / А.В. Григорьев // Страховские Чтения. - 2018. - № 26. - С. 49-51.
19. Гусейнов, А. Ш. Феномен протестного поведения / А. Ш. Гусейнов // Человек. Сообщество. Управление. - 2012. - № 2. - С. 82-96.
20. Дарендорф, Р. Элементы теории социального конфликта / Р. Дарендорф // Социологические исследования. - М.: Социс, 1994. - № 5 - С. 142 - 147.
21. Дементьева, И.Н. Протестные настроения жителей региона как проявление деструктивных форм гражданской активности / И.Н. Дементьева // Society and Security Insights. - 2020. - Т. 3. - № 2. - С. 88-103.
22. Дементьева, И.Н. Роль интернет-пространства в формировании протестных настроений населения региона / И.Н. Дементьева // Цифровая социология. - 2021. - Т. 4. - № 2. - С. 32-43.
23. Дементьева, И.Н. Теоретико-методологические подходы к изучению социального протеста в зарубежной и Отечественной науке / И.Н. Дементьева // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. - 2013. - № 4(116). - С. 3-12.
24. Дюркгейм, Э. О разделении общественного труда. Метод социологии / Э. Дюркгейм ; Общая ред., пер. с франц., послесловие А.Б. Гофмана, комментарии В.В. Сапова. - М.: Наука, 1991. - 575 с.
25. Заяц, Д.Я. Фактор социальных медиа в формировании протестных настроений (на примере протестных акций в январе 2021 года в России) / Д.Я. Заяц, С.А. Маноилова // Скиф. Вопросы студенческой науки. - 2021. - № 10(62). - С. 211-226.
26. Здравомыслова, Е. Октябрьские демонстрации в России: От государственного праздника к акции протеста / Е. Здравомыслова, А. Темкина // Сфинкс. - СПб., 1994. - №2. - С. 76-99.
27. Зиммель, Г. Избранные работы / Г. Зиммель. - К.: Ника-Центр, 2006. - 436 с.
28. Ищенко, О.В. Вовлечение учащейся молодежи в протестное движение в России на рубеже XIX - ХХ вв / О.В. Ищенко, Т.А. Магсумов // Былые годы. - 2020. - № 55(1). - С. 258-271.
29. Керимов, А.А. Политический протест: теоретико-методологические подходы и интерпретации / А.А. Керимов, М.М. Луговцов // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. - 2020. - Т. 20. - № 2. - С. 202-206.
30. Кобелева, Х.А. Теоретико-методологические подходы к исследованию социального протеста в Западной науке / Х.А. Кобелева // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: История. Политология. Социология. - 2020. - № 3. - С. 79-83.
31. Козер, Л.А. Функции социального конфликта / Л.А. Козер ; пер. с англ. О. А. Назаровой. - М.: Идея-Пресс; Дом интеллектуальной книги, 2000. - 208 с.
32. Крылов, М.А. Социальный протест, как феномен общественной жизни: аспекты изучения / М.А. Крылов // Интеллектуальный и научный потенциал XXI века : сборник статей Международной научно-практической конференции: в 4 частях, Волгоград, 22 мая 2017 года. - Волгоград: Общество с ограниченной ответственностью "ОМЕГА САЙНС", 2017. - С. 87-91.
33. Латов, Ю.В. Протестные настроения и протестные действия россиян / Ю.В. Латов // Социологическая наука и социальная практика. - 2017. - Т. 5. - № 1(17). - С. 49-69.
34. Лебон, Г. Психология народов и масс / Г. Лебон. - М.:АСТ, 2020. - 384 с.
35. Леньков, Р.В. Социально-психологическая диагностика и прогнозирование протестного поведения молодежи в цифровой среде / Р.В. Леньков, О. А. Колосова, С. В. Ковалева // Цифровая социология. - 2021. - Т. 4. - № 1. - С. 31-41.
36. Марин, Е.Б. Молодёжные протестные настроения в Приморском крае (на примере студенчества) / Е.Б. Марин // Вестник Института социологии. - 2018. - Т. 9. - № 3(26). - С. 63-82.
37. Маркс, К. Капитал / К. Маркс. - Спб.: Лениздат, Книжная лаборатория, 2018. - 512 с.
38. Меркулов, П.А. Методологические подходы к анализу протестной деятельности молодежи / П.А. Меркулов, Н.В. Проказина // Среднерусский вестник общественных наук. - 2017. - Т. 12. - № 1. - С. 15-23.
39. Мертон, Р. Социальная структура и аномия / Р. Мертон // Социология преступности ; перев. с франц. Е.А. Самарской, ред. перевода М.Н. Грецкий. - М.: Издательство «Прогресс», 1966. - С. 299 - 313.
40. Мертон, Р. Явные и латентные функции / Р. Мертон // Американская социологическая мысль: Тексты ; под ред. В.И. Добренькова. - М.: МГУ, 1996. - С. 338 - 388.
41. Назаров, М. Политический протест: опыт эмпирического анализа / М. Назаров // Социологические исследования. - 1995. - № 1. - С. 47-59.
42. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс / Х. Ортега-и-Гассет. - М: ООО «Издательство АСТ», 2002. - 509 с.
43. Осипов, А.М. Социология образования: учеб. и практ. для бакалавриата и магистратуры / А.М. Осипов ; под ред. Осипова Г.В. - М: Издательство Юрайт, 2019. - 367 с.
44. Осипов, Г.В. Социологический энциклопедический словарь / А.М. Осипов ; под ред. Осипова Г.В. - М: Норма, Инфра-М, 2018. - 488 с.
45. Очкина, А.В. Социальный протест в современной России: факторы и тенденции развития / А.В. Очкина // Экономика и управление: научно - практический журнал. - 2016. - № 4(132). - С. 69-75.
46. Парсонс, Т. О структуре социального действия: пер. с англ. / Т. Парсонс. - М.: Академический проект, 2018. - 435 с.
47. Пырма, Р.В. Протестные настроения российской молодежи в цифровой сети / Р.В. Пырма // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. - 2019. - Т. 9. - № 6(42). - С. 100-110.
48. Растов, Ю.Е. Методологические следствия конфликтуального осмысления социальных протестов / Ю.Е. Растов, В.А. Артюхина // Известия Алтайского государственного университета. - 2012. - № 2-1(74). - С. 216-219.
49. Растов, Ю.Е. Протестное поведение в регионе / Ю.Е. Растов // Социс. - 1996. - № 6. - С. 41-45.
50. Репина, Е.И. Теоретический анализ социального протеста в рамках полипарадигмального подхода / Е.И. Репина // Теоретические и прикладные аспекты современной науки. - 2015. - № 7-5. - С. 73-77.
51. Рубан, Л.С. Современное девиантное поведение и отношение молодежи к его проявлениям / Л.С. Рубан // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. - 2018. - Т. 18. - № 2. - С. 318-333.
52. Руденкин, Д.В. Теория относительной депривации как подход к концептуализации протестных настроений современной российской молодежи / Д.В. Руденкин // Молодежь XXI века: образ будущего : Материалы Всероссийской научной конференции с международным участием, Санкт- Петербург, 14-16 ноября 2019 года / Ответственные редакторы Н.Г. Скворцов, Ю.В. Асочаков. - Санкт-Петербург: ООО "Скифия-принт", 2019. - С. 237-238.
53. Руденкин, Д.В. Фактор ценностей в развитии протестных настроений молодежи: итоги пилотажного исследования / Д.В. Руденкин // Мир науки. Социология, филология, культурология. - 2019. - Т. 10. - № 1. - С. 8.
54. Савенков, Р.В. Теории коллективного поведения и мобилизации ресурсов: развитие концепций анализа политического протеста / Р.В. Савенков, Д.В. Щеглова // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. - 2018. - Т. 20. - № 4. - С. 555-563.
55. Сартин, М.В. Факторы протестного поведения и их влияние на развитие протестного движения (на примере серии митингов «Против изменения Конституции» в Новосибирске) / М.В. Сартин // Социология : материалы 58-й
Международной научной студенческой конференции, Новосибирск, 10-13 апреля 2020 года / Новосибирский государственный университет. - Новосибирск: Новосибирский национальный исследовательский
государственный университет, 2020. - С. 15-16.
56. Сафронов, В. В. Потенциал протеста и демократическая перспектива / В. В. Сафронов // Журнал социологии и социальной антропологии. - 1998. - Т. 1. - № 4. - С. 116-130.
57. Сидоркина, О.А. Теоретические аспекты протестных настроений в социально-психологической науке / О.А. Сидоркина // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки : сборник статей по материалам LXXXI студенческой международной научно-практической конференции, Новосибирск, 16 сентября 2019 года. - Новосибирск: Ассоциация научных сотрудников "Сибирская академическая книга", 2019. - С. 24-29.
58. Смелзер, Н. (2003) Социализация: основные проблемы и
направления исследований // Социальная психология : хрестоматия / сост. Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. М. : Аспект Пресс. С. 327-349.
59. Столяров, А.О. Протест как фактор политического развития / А.О. Столяров // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: История. Политология. Социология. - 2016. - № 1. - С. 99-103.
60. Таланов, С.Л. Влияние референтной личности (группы) на протестные настроения студенческой молодежи / С.Л. Таланов // Социально-политические исследования. - 2020. - № 2(7). - С. 32-47.
61. Талпа, О.В. Стратегии социального протеста молодежи в рунете: сравнительный анализ поколений Y и Z / О.В. Талпа // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. - 2020. - № 3 (157). - С. 139-158.
62. Титов, В.В. К вопросу о некоторых причинах «омоложения» протестных настроений в России / В.В. Титов, Н.А. Самохвалов // Via in tempore. История. Политология. - 2020. - Т. 47. - № 1. - С. 211-217.
63. Тощенко, Ж.Т. О протесте и об этике научного социологического исследования / Ж.Т. Тощенко // Мониторинг общественного мнения. - Социс, 2011. - №3 (103). - С. 142-143.
64. Тощенко, Ж.Т. Тезаурус социологии : тематический словарь- справочник / под ред. Ж. Т. Тощенко. - Москва : ЮНИТИ, 2009. - 487 с.
65. Франц, В.А. «Мягкие» технологии формирования протестных настроений в контексте проблемы идентичности Российской молодежи / В.А. Франц // Большая Евразия: Развитие, безопасность, сотрудничество : Ежегодник. Материалы XVIII Международной научной конференции в рамках Общественно-научного форума "Россия: ключевые проблемы и решения", Москва, 20-21 декабря 2018 года / Ответственный редактор В.И. Герасимов. - Москва: Институт научной информации по общественным наукам РАН, 2019. - С. 633-636.
66. Франц, В.А. Особенности распространения протестных настроений в среде российской городской молодежи в условиях информационного общества (на примере Екатеринбурга) / В.А. Франц // Философия и гуманитарные науки в информационном обществе. - 2020. - № 3(29). - С. 61-80.
67. Цуканов, Я.А. Теоретико-методологические основы социального прогнозирования протестной активности / Я.А. Цуканов // Среднерусский вестник общественных наук. - 2017. - Т. 12. - № 5. - С. 248-254.
68. Чеботарева, И.В. Причины и особенности протестных настроений в молодежной среде / И.В. Чеботарева, Л.В. Мрочко, Л.И. Пирогова // Экономические и социально-гуманитарные исследования. - 2019. - № 3(23). - С. 145-152.
69. Чувашова, Н.И. Состояние и факторы социального протеста в современной России / Н. И. Чувашова, А.Е. Шапаров // Развитие политических институтов и процессов: зарубежный и отечественный опыт : Материалы IX Всероссийской научно-практической конференции, Омск, 27 апреля 2018 года / Ответственный редактор И.А. Ветренко. - Омск: Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского, 2018. - С. 123-128.
70. Шайхисламов, Р.Б. Молодежные протестные настроения глазами российской молодежи / Р.Б. Шайхисламов, Г.Р. Асадуллина, Э. В. Садретдинова // Научный результат. Социология и управление. - 2021. - Т. 7. - № 3. - С. 104-121.
71. Шамионов, Р.М. Соотношение социальной активности и удовлетворенности базовых психологических потребностей, субъективного благополучия и социальной фрустрированности молодежи / Р.М. Шамионов // Сибирский психологический журнал. - 2020. - № 77. - С. 176-195.
72. Щербаков, Н.А. Причины возникновения экстремистских настроений в молодежной среде и проблемы их профилактики / Н.А. Щербаков // Форум молодых ученых. - 2021. - № 3(55). - С. 106-110.