ГЛАВА 1. ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ И УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 5
1.1. Физиологическая адаптация и её механизмы 5
1.2. Сложность адаптации к учебной деятельности 11
1.3. Методы повышения адаптационных возможностей 13
ГЛАВА 2. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 19
ГЛАВА 3. ДЕЙСТВИЕ ВНЕШНЕГО БИОЛОГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ
НА КОГНИТИВНЫЕ ФУНКЦИИ 24
3.1. Характеристика когнитивных способностей в исследуемой группе 24
3.3. Особенности показателей внимания у лиц с разной быстротой мышления
25
3.4. Особенности когнитивных возможностей в зависимости от пола 29
3.4. Изменение когнитивных способностей в исследуемой группе в
результате воздействия сенсорной депривации 32
3.5. Изменение характера электроэнцефалограмм после воздействия
сенсорной депривации 35
ВЫВОДЫ 39
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 40
ПРИЛОЖЕНИЕ 48
Для любого организма и человека в том числе, необходимо устойчиво адаптироваться к среде и одновременно постоянно сохранять оптимальные параметры деятельности. Для решения этих проблем требуется непрерывное поступление информации об изменениях окружающей среды, внутреннего состояния организма и постоянная обработка полученной информации. Значит успешность адаптации, в значительной степени зависит от способности к обработке поступающей информации, что сопровождается активацией неспецифических систем, таких как ретикулярная формация.
Особенно четко это заметно для учебной деятельности, сложность адаптации к которой усугубляется усвоением информации в условиях постоянного повышения плотности информационного потока, а также в условиях повышенной стрессогенности среды. Следствием этого становится высокое эмоциональное напряжение, которое может приводить к нарушению баланса функциональных систем, вовлекаемых в обработку информации, и к ухудшению когнитивных функций, таких как быстрота мышления, концентрация, устойчивость и переключаемость внимания.
Таким образом, изменение когнитивных способностей и скорости обработки информации может оказать позитивное воздействие на улучшение адаптационных возможностей в том числе к учебной деятельности. Для этого используют разные способы, такие как медикаментозные средства, физическая активность, психологические тренинги и другие. Но поиск наиболее высоко эффективных способов, улучшающих когнитивные функции и расширяющих индивидуальные адаптационные ресурсы мозга остаётся актуальным. Согласно имеющимся в литературе данным, наибольшую эффективность будут иметь методы, опирающиеся на внешнее биологическое управление, одним из вариантов которого является сенсорная депривация.
Таким образом, были определены цель и задачи исследования. Целью данной работы стало изучение влияния внешнего биологического управления на когнитивные функции, в частности на обработку информации. Для достижения поставленной цели было необходимо выполнить следующие задачи:
1. Произвести оценку когнитивных функций испытуемых до воздействия сенсорной депривации;
2. Оценить изменения показателя скорости мышления и показателей внимания испытуемых после воздействия сенсорной депривации;
3. Сравнить чувствительность к внешнему биологическому управлению у испытуемых с разными уровнями быстроты мышления;
4. Выявить различия в чувствительности к воздействию сенсорной депривации у представителей женского и мужского полов.
1. Исследуемая группа характеризуется средними показателями переключаемости, устойчивости и концентрации внимания.
2. Сенсорная депривация снижает активность неспецифических систем и восстанавливает баланс функциональных систем вовлекаемых в обработку информации.
3. Под воздействием внешнего биологического управления (сенсорная депривация), возрастают показатели скорости мышления, концентрации и устойчивости внимания, причем у юношей в большей степени, чем у девушек.
4. Чувствительность к внешнему биологическому управлению снижается по мере увеличения исходного уровня быстроты мышления, наибольшие изменения выявлены у испытуемых с низким и средним уровнем быстроты мышления.