ГЛАВА 1. ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ И УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 5
1.1. Физиологическая адаптация и её механизмы 5
1.2. Сложность адаптации к учебной деятельности 11
1.3. Методы повышения адаптационных возможностей 13
ГЛАВА 2. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 19
ГЛАВА 3. ДЕЙСТВИЕ ВНЕШНЕГО БИОЛОГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ
НА КОГНИТИВНЫЕ ФУНКЦИИ 24
3.1. Характеристика когнитивных способностей в исследуемой группе 24
3.3. Особенности показателей внимания у лиц с разной быстротой мышления
25
3.4. Особенности когнитивных возможностей в зависимости от пола 29
3.4. Изменение когнитивных способностей в исследуемой группе в
результате воздействия сенсорной депривации 32
3.5. Изменение характера электроэнцефалограмм после воздействия
сенсорной депривации 35
ВЫВОДЫ 39
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 40
ПРИЛОЖЕНИЕ 48
Для любого организма и человека в том числе, необходимо устойчиво адаптироваться к среде и одновременно постоянно сохранять оптимальные параметры деятельности. Для решения этих проблем требуется непрерывное поступление информации об изменениях окружающей среды, внутреннего состояния организма и постоянная обработка полученной информации. Значит успешность адаптации, в значительной степени зависит от способности к обработке поступающей информации, что сопровождается активацией неспецифических систем, таких как ретикулярная формация.
Особенно четко это заметно для учебной деятельности, сложность адаптации к которой усугубляется усвоением информации в условиях постоянного повышения плотности информационного потока, а также в условиях повышенной стрессогенности среды. Следствием этого становится высокое эмоциональное напряжение, которое может приводить к нарушению баланса функциональных систем, вовлекаемых в обработку информации, и к ухудшению когнитивных функций, таких как быстрота мышления, концентрация, устойчивость и переключаемость внимания.
Таким образом, изменение когнитивных способностей и скорости обработки информации может оказать позитивное воздействие на улучшение адаптационных возможностей в том числе к учебной деятельности. Для этого используют разные способы, такие как медикаментозные средства, физическая активность, психологические тренинги и другие. Но поиск наиболее высоко эффективных способов, улучшающих когнитивные функции и расширяющих индивидуальные адаптационные ресурсы мозга остаётся актуальным. Согласно имеющимся в литературе данным, наибольшую эффективность будут иметь методы, опирающиеся на внешнее биологическое управление, одним из вариантов которого является сенсорная депривация.
Таким образом, были определены цель и задачи исследования. Целью данной работы стало изучение влияния внешнего биологического управления на когнитивные функции, в частности на обработку информации. Для достижения поставленной цели было необходимо выполнить следующие задачи:
1. Произвести оценку когнитивных функций испытуемых до воздействия сенсорной депривации;
2. Оценить изменения показателя скорости мышления и показателей внимания испытуемых после воздействия сенсорной депривации;
3. Сравнить чувствительность к внешнему биологическому управлению у испытуемых с разными уровнями быстроты мышления;
4. Выявить различия в чувствительности к воздействию сенсорной депривации у представителей женского и мужского полов.
1. Исследуемая группа характеризуется средними показателями переключаемости, устойчивости и концентрации внимания.
2. Сенсорная депривация снижает активность неспецифических систем и восстанавливает баланс функциональных систем вовлекаемых в обработку информации.
3. Под воздействием внешнего биологического управления (сенсорная депривация), возрастают показатели скорости мышления, концентрации и устойчивости внимания, причем у юношей в большей степени, чем у девушек.
4. Чувствительность к внешнему биологическому управлению снижается по мере увеличения исходного уровня быстроты мышления, наибольшие изменения выявлены у испытуемых с низким и средним уровнем быстроты мышления.
1. Авдеенко А.С. Психологическая адаптация студентов вуза /А. С. Авдеенко // Вестник СМУС74, 2016. - №2 (13). - С. 37-44.
2. Анохин П. К. Очерки по физиологии функциональных систем. - М.: Наука, 1975. - 447 с.
3. Баевский Р.М. Оценка адаптационных возможностей организма и риск развития заболеваний. - М.: Медицина, 1997. - 235 с.
4. Базарбаева Г. К. Адаптация студентов-первокурсников // Соц. И эк. Аспекты развития региона: потенциал, проблемы и перспективы Павлодар: ПаУ, 2003. - С. 186-187.
5. Барсукова Е. В., Гусейнова Э. Г. Реактивная тревожность - естественное или приобретенное состояние организма // Современная педагогика, 2016. - № 10 (47). - С. 73-78.
6. Бахарева А. С., Бахарева А. С., Исаев А. П., Савиных Е. Ю. Физиологическая адаптация к большим тренировочным нагрузкам, развивающим выносливость спортсменов // Человек. Спорт. Медицина, 2016. - №1. С. 54-56.
7. Березин Ф. Б. Психологическая и психофизиологическая адаптация человека. - Л.: Наука, 1998. - 457 с.
8. Бернштейн Н. А. Очерки по физиологии движения и физиологии активности. - М.: Наука, 1966. - 349 с.
9. Бойцов С. А., Линчак Р. М. Комбинированная гипотензивная терапия. Новая тактика лечения старой болезни // Атмосфера. Новости кардиологии, 2005. - №4. С. 34-37.
10. Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А. Функциональные асимметрии человека. - М.: Медицина, 1988. - 237 с.
11. Булатецкий С.В. Психофизиологические особенности успешности адаптации курсантов к профессиональному обучению по результатам математического анализа ритма сердца при психоэмоциональной пробе
// Медико-биологические и психолого-педагогические аспекты адаптации и социализации человека: Материалы второй Всероссийской научно-практической конференции. - Волгоград: Издательство
Волгоградского института экономики, социологии и права, 2003. - С. 162-163.
12. Бутова О.А., Табулов, А. Э., Масалов С. В. Морфологические аспекты адаптации юношей-спортсменов // Физическая культура, спорт - наука и практика, 2009. - №1. С. 23-32.
13. Веневцева Ю. Л., Куница М. Н., Мельников Стабилометрия у молодых: от биомеханики к психологии // ВНМТ, 2012. - №1. - С. 215-217.
14. Волковская Т. Н. Современные теоретико-методологические подходы к пониманию феномена адаптации // Проблемы современного педагогического образования, 2018. - №61-4. -С. 38-41.
15. Гетманская Е. В. Продуктивное и репродуктивное мышление:
общность или антагонизм? // СПЖ, 2010. - №36. - С. 54-60.
16. Горькая Ж.В., Горький А. С. Адаптация студентов к учебно-профессиональной деятельности // Инновационная наука, 2016. -№12. С. 67-70.
17. Грибанов А. В., Депутат И. С., Панков М. Н., Нехорошкова А. Н.
Психофизиологическая характеристика тревожности и
интеллектуальной деятельности в детском возрасте (обзор) // Экология человека, 2019. - № 9. С. 50-58.
18. Григорьев А.И., Егоров А. Д. Человек в длительном космическом полете // Вестник РАМН, 1987. - №6. - С. 54-56.
19. Гринберг Дж. Управление стрессом. - 7-е изд. - СПб.: Питер, 2002.
20. Дикая Л. Г. Психическая саморегуляции функционального состояния человека. - М: ИП РАН - 2003;
21. Ежевская Т. И. Психологическое воздействие информационной среды на современного человека // Психопедагогика в правоохранительных органах, 2009. - №2. - С. 26-30.
22. Елгина Л. С. Социальная адаптация студентов в вузе // Вестник БГУ. Образование. Личность. Общество, 2010. - №5.С. 56-59.
23. Ерусева О. В. Роль внимания в развитии познавательных процессов // Научные исследования в образовании, 2009. - №1. С. 67-70.
24. Жаворонкова А.А., Ефремова Е. В. Специфика структуры спектров когерентности ЭЭГЦ у правшей и левшей // Журн. ВНД, 1995. - Т. 45.
- №1. С. 68-72.
25. Живолупов С.А., Самарцев И. Н. Нейропластичность:
патофизиологические аспекты и возможности терапевтической модуляции // Журн. неврологии и психиатрии, 2009. - №4. - С. 78-85.
26. Игнатова Ю. П., Макарова И. И. Зрительно-моторные реакции как индикатор функционального состояния центральной нервной системы // Ульяновский медико-биологический журнал, 2019. - №3. - С. 38-51.
27. Казин Э.М., Иванов В. И., Литвинова Н. А. Влияние
психофизиологического потенциала на адаптацию к учебной // Физиология человека, 2002. - Т.28. - №3. - С. 23-29.
28. Казначеев В.П., Шорин Ю.П. Современные аспекты адаптации. Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1980. - 155 с.
29. Калмакова Ж.А Сравнительная характеристика уровня адаптации сельских и городских школьников к условиям современного учебно-образовательного процесса // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований, - 2014. - № 8 (часть 1) - С. 106-108.
30. Канеман Д. Внимание и усилие / под ред. А. Н. Гусева. - М.: Смысл, 2006. - С. 287.
31. Карандашев В.Н., Лебедева М.С., Списбергер Ч. Изучение оценочной тревожности. Руководство по использованию методики Спилбергера Ч.
- СПб.: - Речь, 2004.- С. 85.
32. Кириллина С. А. Социально-психологический анализ детерминанты переживаний тревоги у подростков // Национальный психологический журнал, 2013. - № 4 (12). - С. 36-43.
33. Китаев-Смык Л.А. Факторы, направляющие творческий процесс // Вопросы психологии, 2007. -№3. - С. 69-82.
34. Коган А.Б. Экологическая физиология человека. - Ростов н/Д: Изд-во Ростов. ун-та, 1990. - 264 с.
35. Колесов Д.В. Адаптация организма подростков к учебной нагрузке. - М.: Педагогика, 1987. - 152 с.
36. Кольберг, Н. А. Оценка уровня психического познавательного процесса развития, избирательности внимания, концентрации внимания, устойчивости внимания личности детей 10-11 лет // Молодой ученый. — 2017. — № 7 (141). — С. 546-551.
37. Комарова И. А. Психофизиологические аспекты адаптации
первокурсников ЧелГУ // Адаптация биологических систем к естественным и экстремальным факторам среды. Материалы первой Международной научно-практической конференции. - Челябинск, 2006. - С. 90.
38. Кытикова О.Ю. Фенотипическая адаптация лиц старших возрастных групп в дальневосточном регионе // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований, 2010. - №10. - С.20-22.
39. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия / Изд- во Московского психолого-социального ин-та; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003. - 464 с.
40. Леутин В. П. Психофизиологические механизмы адаптации и
функциональная асимметрия мозга // АН СССР. Сибирское отд-ние. Ин-т цитологии и генетики. - Новосибирск : Наука. Сибирское отделение, 1988. - С. 189.
41. Литвинова Н.А., Березина М. Г., Гольдшмидт Е. С. Адаптация студентов к учебной // Российский физиологический журнал им. И.М. Сеченова, 2004. - Т. 90. - № 8, Ч. 2. - С. 206.
42. Лурия А. Р. Лекции по общей психологии. - СПб.: Питер, 2006. - 320 с
43. Макарова Н. Г. Исследование у студентов свойств внимания: устойчивость, концентрация, распределение // Фундаментальные и прикладные исследования: проблемы и результаты, 2013. - №6. - С. 60-63.
44. Медведев В.И. Адаптация человека. - СПб.: Институт мозга РАН, 2003. - 584 с.
45. Меерсон Ф. 3. Адаптация и стресс. - М.: Высшая школа, 1981. - 278 с.
46. Меерсон Ф.З. Общий механизм адаптации и профилактики. - М.: Медицина, 1973. - 334 с.
47. Меерсон Ф.З. Физиология адаптационных процессов. - М.: Наука, 1986. - 638 с.
48. Меерсон Ф.З., Пшенникова М.Г. Адаптация к стрессорным ситуациям и физическим нагрузкам - М: «Медицина» - 1988;
49. Морозов С. Н. Влияние личностной тревожности
высококвалифицированных пловцов юношей и девушек 18-17 лет на уровень спортивных достижений // Евразийский Союз Ученых, 2016. - №3-5 (24). - С. 45-51.
50. Москвин В.А. Межполушарные асимметрии и индивидуальные различия человека // - М.: Смысл. - 2011. - С. 367-373.
51. Мурик С. Э. Оценка функционального состояния организма человека // - Иркутск : Изд-во ИГУ, 2013. - С. 159.
52. Нестеров, П. В. Психофизиология личности (физиологические подходы к изучению активного субъекта // Всесоюзный институт научной и технической информации (ВИНИТИ) Итоги науки и техники. Серия Физиология человека и животных. - М., 1990. - Т. 40. - С.157.
53. Николаева Е.И. Психофизиология // Сибирская издательская фирма РАН, 2001. - 442 с.
54. Нотова С. В. Комплексный подход к определению уровня адаптации к условиям университета у студентов разных социальных групп // Журнал медико-биологических исследований, - 2014. - №2. С. 120-123.
55. Нуллер Ю. Л. Тревога и ее терапия // - СПб.: Психиатрия и
психофармакотерапия, 2002. - №2. С. 46-67.
56. Нургалиева Н. К. К вопросу психолого-педагогического
сопровождения процесса адаптации студентов-первокурсников к
обучению в вузе // Костанай, 2016. - №2. - С. 102-107.
57. Павлов И.П. Один из очередных вопросов физиологии больших полушарий // Полн. собр. соч. - М.; Л.: АН СССР, 1951 - Т.3, кн.2. - С.18-20.
58. Пахарукова Е.Ю Психофизиологические особенности адаптации к
учебной деятельности студентов с разными типами мышления: магистерская диссертация по направлению подготовки 06.04.01 -
Биология. - Барнаул, 2011.
59. Петрова Е. Г. Исследование тревожности студентов в условиях экзаменационного стресса // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова, 2010. - №2. - С. 76-80.
60. Петрова П. Г. Эколого-физиологические аспекты адаптации человека к условиям севера // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Серия: Медицинские науки, 201 9. - №2 (15). С. 67-70.
61. Питкевич М. Ю. Способы оценки и повышения уровня
стрессоустойчивости // Вестник РУДН. Серия: Экология и
безопасность жизнедеятельности, 2013. - №5. С. 89-92.
62. Русалов В.М. Связи устойчивости внимания при работе с корректурной таблицей с частотой альфа-ритма фоновой ЭЭГ // Вопр. психологии, 1973. - №3. - С. 32-44.
63. Северцев А.Н. Общие вопросы эволюции. - М.: Наука, 1994. - 198 с.
64. Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме. - М.: Медгиз, 1960. - 254
с.
65. Селье Г. Стресс без дистресса / Пер. с англ. М.А. Деревко. - М.: Прогресс, 1979. - 123с.
66. Сидоров К. Р. Измерение ресурсов внимания человека //
Психофизические и социально-психологические аспекты
взаимодействия в системе «человек-машина»: Материалы
Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых / Отв. ред.: А. В. Моров. - Ижевск, 2014. - С. 66 - 69.
67. Симерницкая Э.Г. Доминантность полушарий. - М.: 1978. - 234 с.
68. Сиповская Я. И. Измерение качеств мышления в старшем
подростковом возрасте // Евразийский Союз Ученых, 2015. - №10-1 (19). - С. 44-50.
69. Скрябина А.А. Сравнительная характеристика свойств внимания у мужчин и женщин в возрасте 20-25 лет // Международный студенческий научный вестник, 2020. - № 1. С. 56-70.
70. Соловьева С. Л. Тревога и тревожность: теория и практика // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн, 2012. - № 6 (17). С. 45-54.
71. Сосницкая Д.М., Байдина Т.В., Данилова М.А. Роль эмоциональных нарушений в стратегии поддержания статического равновесия у больных старческого возраста // Пермский медицинский журнал, 2017. - Т. XXXIV № 6.- С.72-80.
72. Спилбергер Ч.Д., Ханин Ю. Л. Исследование // Диагностика эмоционально - нравственного развития, 2002. - № 2 - С. 124-126.
73. Стрижиус Е.И. Влияние тревожности на результаты выпускных экзаменов (ГИА/ЕГЭ) у старшеклассников с различным уровнем успеваемости. // Современное образование, - 2013. - № 1. - С. 106 - 125.
74. Сыромятников Н.Н., Конникова Э. Э. Психофизиологические функции головного мозга после виртуального игрового процесса // Экология и здоровье человека на Севере, 2015 с. 555-561.
75. Ускова, М. Р. Характеристики статокинезиограммы как маркеры психофизиологических дезадаптаций: магистерская диссертация по направлению подготовки: 06.04.01 - Биология. - Барнаул, 2019. - С. 68.
76. Фаликман М. Когнитивная наука: основоположения и перспективы // Философско-литературный журнал «Логос», 2014. - №1 (97). С. 56-67.
77. Фаликман М.В. Внимание // Общая психология под ред. Б.С. Братуся. М.: Академия, 2006. 480 с
78. Хомская Е.Д. Нейропсихологический анализ межполушарной
асимметрии мозга. - М.: Наука, 1986. - 206 с.
79. Хомская Е.Д., Будыгова Е. В., Ефимова И. В. Межполушарная организация мозга и субъективная оценка здоровья // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология, 1995. - №2. С. 79-82.
80. Царегородцева Г.И. Философские проблемы теории адаптации - М: «Мысль» - 1975;
81.Чанчаева Е. А., Айзман Р. И. Особенности морфофункциональной, психофизиологической и биохимической адаптации человека к условиям горного Алтая // Экология человека, 2011. - №9. С. 56-70.
82. Черепов Е. А., Потапова В. Н. Выявление сформированное
концептуальной модели деятельности, направленной на оздоровление, путем оценки взаимосвязи мотивов сохранения здоровья средствами физической культуры и уровня здоровья школьников 12 -16 лет // Человек. Спорт. Медицина, 2005. - №4 - С. 44.
83.Чешев В. В. Поведенческая и деятельностная адаптация: общее и особенное // Вестник ТГПУ, 2012. - №4 (119). С. 67-80.
84.Эрдынеева К.Г., Попова Р. Э. Функциональная асимметрия мозга как условие адаптации студента к учебной деятельности // Успехи современного естествознания, 2009. - № 1 - С. 64-67.
85. Gozhenko A.I., Korshnyak V.A, Nasibullin B.A. Внешнее биологическое управление, теоретическое обоснование и практическое применение // RSW. SE URIfMoT, Radom, Odesa, 2019. -С 200.
86. Krinichko V.V., Korshnjak V.O. Nejrofiziologichni mehanizmi
programovanoi sensornoi deprivacii // Eksperimental'na i klinichna medicina. 2015. - №4 (69). - Р. 94-99.
87. Mathews G. Driver Stress and Performance on a Driving Simulator // Human Factors, 1998. - Vol. 40 (1). - P. 136-149.
88. Niedermeyer E., Lopes da Silva F. Electroencephalography: Basic principles, clinical applications and related fields. 2-nd ed. Baltimore; Munich, 1987.