Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РЕЛИГИОЗНАЯ СИСТЕМА ТИБЕТА: СОЧЕТАНИЕ ТРАДИЦИОННЫХ ВОЗЗРЕНИЙ И БУДДИЗМА (VI-XIIIB.)

Работа №89016

Тип работы

Главы к дипломным работам

Предмет

история

Объем работы67
Год сдачи2021
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
212
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Глава 1. Формирование древнейших традиционных религиозных представлений тибетцев в эпоху древности 16
1.1. Система мироустройства и роль человека в древней тибетской
религии людей 17
1.2. Религия «Бон» как религиозная система ранних государственных
образований Тибета 22
Глава 2. Буддизм в Тибете 30
2.1. Проникновение и распространение буддизма в Тибете (VII-
УШв.) 30
2.2. Причины укрепления буддизма в Тибете и основные этапы его
развития в раннее средневековье 36
Глава 3. Религиозная ситуация в Тибете после гонений тибетского правителя
Ландармы на буддизм 51
3.1. Вторичная рецепция буддизма в период IX-XII в 51
3.2. Формирование синкретизма буддизма и традиционных верований
Тибета 55
Заключение 59
Список используемой литературы 62


Актуальность темы исследования: Процесс становления религиозной системы в Тибете корнями уходит во времена древности и средневековья, так как именно в это время происходило формирование различных особенностей этого удивительного региона. Данный вопрос весьма актуален, для людей изучающих историю, политику и культуру Тибета, так как религия напрямую связана с этими областями.
Древние религии бон и ми-чос занимали весьма важное место в жизни тибетцев того времени, они буквально формировали их мировосприятия. Исследователи древнего и средневекового Тибета зачастую обращаются к вопросу религии, так как она объясняет образ жизни людей того времени. Также и опыт взаимодействия различных конфессий очень важен для понимания современной религиозной ситуации в Тибете. В связи с этим заявленная проблема представляет научную актуальность.
Тибетский буддизм также представляет большой интерес не только для исследователей Тибета, но и буддолгов со всего мира. Так как, несмотря на то, что буддизм в Тибете вобрал в себя различные изменения от местных религий, ему удалось сохранить традиционные аспекты индийского буддизма. Так многие современные исследователи по всему миру приходят к выводу, что из всех стран буддийской Азии, куда проникал индийский буддизм, он в своем наиболее аутентичном виде сохранился в Тибете.
Объект исследования: Буддизм в Тибете.
Предмет исследования: Сочетание традиционных воззрений и буддизма в Тибете в период VI-ХШ в.
Историография: Заявленная проблема изучается как в отечественной, так и в зарубежной историографии. В первую очередь были рассмотрены работы отечественных исследователей. По общей истории Тибета были выделены следующие труды: монография В.А. Богословского «Очерк истории тибетского народа» , работа направлена на изучение исторического прошлого Тибета, описывается процесс объединения страны в начале VII в., важную роль в этом процессе сыграл буддизм, так как именно он выступал как необходимое звено для объедения страны. Рассматриваются и культурные связи между тибетскими и китайскими народами. Так, династические браки, заключавшиеся между двумя народами, способствовали более быстрому проникновению буддизма, так как в большинстве своем китайские принцессы были буддистками и приезжая в Тибет, они проводили различные мероприятия, направленные на становления буддизма. Также рассмотрен и упадок тибетского государства, который последовал после периода гонений на буддизм в Тибете, что весьма подробно и описывает Богословский.
Также работа известного писателя-востоковеда В.В. Овчинникова «Путешествие в Тибет» , посвящена своеобразным традициям, в том числе представлены и различные религиозные ритуалы, такие как сжигания торма, данная традиция является ярким примером синтеза бона и буддизма.
Необходимо также выделить работу Е.И. Кычанова и Л.С. Савицкого «Люди и боги страны снегов» , которая представлена в виде ряда научно-популярных очерков. Авторы уделяют внимание не только религиям, но и приводят различные мифы, которые ярко иллюстрируют ранние представления тибетцев об окружающем мире.
Далее были изучены работы, которые посвящены изучению истории буддизма в Тибете. Работа Е.А. Островской «Тибетский буддизм» является важным исследованием в российской и зарубежной науке процесса «врастания» в VII-XIII в. буддизма в тибетское общество и государство. Главный вопрос, который был рассмотрен автором, можно обозначить как «По каким именно причинам учение, возникшее в Индии, не только
прижилось в Тибете, но и стало его государственной религией». Автор весьма подробно изучает деятельность тибетских правителей, во времена проникновения и становления буддизма. В работе также достоверно воссоздаются этапы укоренения буддийской идеологии в Тибете.
Рассматривалась работа Е.А. Торчинова «Введение в буддизм» , в ней автор не только описывает историю буддизма в Тибете, но и обозначает причины, по которым в данном регионе была выбрана индийская традиция буддизма, а не китайская. Данный вопрос является весьма актуальным, поэтому можно также выделить труд В.П. Андросова «Индо-китайский буддизм» , в которой тоже рассматривается выше обозначенный вопрос. И в статье И.С. Урбанаевой «Как и почему Тибет стал «центральной страной буддизма»» описываются причины, по которым именно индийский буддизм стал духовной основой тибетской цивилизации.
Научная статья профессора С.В. Курасова «Генезис и развитие тибетского варианта буддизма как фактор формирования тибетской культуры» , рассматривает вопрос об аутентичности тибетского буддизма, его роли в построении самобытной тибетской культуры. Автор также уделяет внимание проникновению буддизма в Тибет.
В статье бурятского тибетолога Ю.Ж. Жабона «Преемственность в развитии Тибетского буддизма» , автором рассматривается более подробно степень сохранности исконной индийской традиции в тибетском буддизме.
Также у этого автора была рассмотрена статья «Тибетский буддизм: прошлое и настоящее» , в ней были описаны 4 главные школы буддизма, ныне существующие на территории Тибета. Также автор характеризует основные исторические моменты распространения тибетского буддизма в разных странах и факторы его развития в современном мире. Отчасти схожая работа есть у Л.М. Коротецкой «Четыре школы тибетского буддизма: сравнительный религиоведческий обзор» .
Далее рассматривались работы, посвященные традиционным религиозным верованиям Тибета. Труд Д. Б Дашиева «Материалы по традиционным верованиям тибетцев в литературе популярного вероучения ламаизма» , здесь подробно представлены все традиционные верования Тибета, большое внимание уделяется религии бон, которая значительно повлияла на тибетский буддизм, религия подробно рассматривалась многими исследователями. Среди соотечественников можно выделить и работу Б. И. Кузнецова «Древний Иран и Тибет. (История религии бон)» . Он уделяет особое внимание биографии Шенраба. Шенраб же является основателем бонской религии в человеческом мире, также выясняется - какие события, которые были изображены в этом сочинении, достоверны и к какому времени их можно отнести. Рассматривается и различные особенности религии бон, ее устройство.
Также у Б.И. Кузнецова в соавторстве с Л.Н. Гумилевым есть труд под названием «Бон (Древняя тибетская религия)» , в которой авторы отвечают на вопрос о том, почему же религия бон не была полностью «поглощена» буддизмом, а осталась и до сегодняшнего дня актуальным вероисповеданием на территории Тибета.
Необходимо отметить статью Д.И. Бураева «Религия бон и проблемы сакрализации власти в Тибетском государстве в VII - IX» , в которой автор не только описывает роль религии бон в жизни тибетского государства и общества VII-IX вв, но и отношение бонцев к буддиму.
Также были изучены работы отечественных исследователей, которые описывают синкретизм традиционных религий с буддизмом. Весьма
содержательной является работа В.А. Яриковой «Влияние религии бон на становление тибетского буддизма (VII-XI вв. н. э.)» , в ней проводится исследование на степень влияния религии бон на тибетский буддизм.
Статья Л.Е Ягнутова «Особенности трансформации буддизма в Китае и Тибете» , автор рассматривает вопрос степени влияния религии бон на тибетский буддизм, а также территориальные и внутриполитические аспекты, повлиявшие на изменение буддизма.
Также работа А.А. Шпака «Синкретизм буддизма и традиционных верований Тибета» , здесь автор прямо приводит список черт, которые религия бон и буддизм переняли друг у друга.
Наконец статья Д.А. Кораблана «Религия Бон в изгнании» описывает разделение бон на черный и белый уровень, таким образом, черный бон исповедуется той частью адептов, которая не приняла вмешательства буддизма, соответственно белый бон - это измененный бон, принявший некоторые аспекты буддизма.
Были также изучены и работы западных исследователей. В первую очередь хотелось бы выделить работу итальянского тибетолога Джузеппе Туччи «Религии Тибета»19 , в своем труде он исследует практические, социальные, ритуальные аспекты тибетских религий, выделяет 2 главы на распространение буддизма в Тибете.
В работе Далай-ламы XIV «Буддизм Тибета» автор доходчиво объясняет основные моменты и отличительные черты, затрагивая вопросы синкретизма традиционных верований и буддизма.
Работа британского исследователя Л. Уоддель "Тибетский буддизм или ламаизм с его мистическими культами, символизмом и мифологией и его отношение к индийскому буддизму" отличается подробным описанием различных аспектов жизни тибетцев. Автор, совершивший несколько экспедиций в Тибет, подробно рассказывает в своей работе о полученных от тибетцев знаниях. Работа также является одной из первых, которая содержит в себе информацию касательно религии бон. Уоддель писал, что до VII в., пока на территории Тибета не стал процветать буддизм, тибетцы, не имевшие никакой цивилизации, были последователями анимизма и диких ритуалов.
Среди западных работ можно также выделить труд немецкого исследователя X. Хофмана "Источники по истории тибетской религии бон" , который был опубликован в 1950г. В этой работе дана история бонской религии, в основном по буддийским источникам, а также ее описание на основе этих данных. Хоффманн, не отождествлял бон с шаманизмом, он склоняется в своей работе к тому, что в своем первоначальном или древнем виде эта религия была анимистической, что было свойственно многим первобытным народам. В 1956 г. вышла в свет еще одна книга того же автора под названием «Мертвые религии Тибета» , в которой бонской религии отводится значительное место, здесь она уже рассматривается в качестве важного элемента, дополняющего тибетский буддизм.
Также в работе Р. Стейна «Тибетская цивилизация» дается подробное описание религии бон. В своей работе автор затрагивает место происхождения бона, также рассматривается вопрос о пантеоне богов данной религии.
Очень много информации касательно религии Ми-чос и религии Бон содержится в работе румынского религиоведа Мирча Элиаде «История веры и религиозных идей» . В своем труде, в 3 главе «Тибетские религии» он подробно описывает вышеупомянутые религии и основные источники сведений о них, а также затрагивает тему синкретизма национальных религий жителей Тибета.
Цели исследования: проанализировать и охарактеризовать
религиозную систему Тибета в период VI-ХШ в.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать традиционные религии тибетцев, а именно религию бон и ми-чос.
2. Рассмотреть вопрос о проникновении буддизма на территорию Тибета и причины, по которым буддизм смог закрепиться в Тибете.
3. Проанализировать становления буддизма в Тибете, а также изучить деятельность правителей Тибета способствующих этому.
4. Рассмотреть синкретизм буддизма и традиционных верований Тибета в X-XIII в.
Хронологические рамки исследования: VI-ХШ в.
Территориальные рамки исследования: охватывают территорию Тибета в период VI-ХШ в.
Источниковая база: Необходимо отметить тот факт, что при
рассмотрении источников по истории Тибета необходимо учитывать одну характерную особенность - тибетских авторов очень мало интересовала политическая история страны, главное внимание они уделяли всегда истории буддизма, который занимал главенствующее место в жизни Тибета.
Так, весьма важным источником являются «Китайские рукописи из Дуньхуана: Памятники буддийской литературы сувэньсюэ» - это светские, и в подавляющем большинстве религиозные документы, обнаруженные в начале ХХ в. Благодаря данным текстам, исследователи обнаружили, что у тибетцев была особая религия, именуемая «Ми-чос» или «Религия людей», которая впоследствии была «поглощена» религией Бон. Рукописи не только позволили ученым раскрыть запрятанную на долгие века религию, но и обозначить её основные аспекты. Также рукописи включали в себя и буддийские трактаты, позволяющие раскрыть новые грани в понимание тибетского буддизма.
Следующий важный источник - это тибетский буддийский текст «Бардо Тхёдол» или «Тибетская книга мертвых» - это древний манускрипт, содержащий в себе мистическое учение, зашифрованное символами, понятиями и ассоциациями, которые представляют собой подробный путеводитель по буддийскому загробному миру. Текст включает в себя детальное описание этапов («бардо») через которые согласно тибетской буддистской традиции проходит сознание человека, начиная с момента физического умирания и до своего следующего воплощения в новой форме, то есть реинкарнации. В книге подробно описаны все этапы загробного перевоплощения сознания, однако приведенные образы и ассоциации, достаточно сложны для понимания непосвященным и особенно людям с западным менталитетом мышления. Поэтому сегодня существует несколько переводов священного текста «Бардо Тхёдол» адаптированных под западного читателя.
Необходимо также упомянуть тибетскую летопись «Светлое зерцало царских родословных» - это источник для изучения истории Тибета. Летопись делится на восемнадцать глав, каждая из которых, кроме заключительной главы, имеет свое название. Многие исследователи по всему миру используют данную летопись для составления исторической картины Тибета. На эту летопись неоднократно ссылались в своих работах известные тибетологи Г.Ешке, Д.Туччи, Ч.Бэлл.
Также немалый вклад внес тибетский историк и кодификатор Будон Ринчендуб со своим трудом под названием «История буддизма» . «История буддизма» была написана в 1322 г. В книге дан в хронологической последовательности обзор событий буддийских общин Индии, впервые изложена подробная история начальной фазы распространения буддизма в Тибете. В книге также дается подробный список философских школ, последовательность их дробления и характеристика их взглядов.
В целом стоит отметить, что источниковая база выглядит
репрезентативной для достижения поставленных в работе целей и задач.
Методологическая основа и методы исследования: Методология исследования представлена основными положениями цивилизационного
подхода как процесс формирования религиозной системы в Тибете, где можно выделить определенные этапы становления и развития различных религий в определенный период рассматриваемого времени. Важным методом является сравнительно-исторический метод в изучении данной проблемы, который позволяет построить линейную хронологическую последовательность событий и явлений.
Теоретической основой исследования выступают работы историков, специализирующихся на исследовании истории и религий Тибета (Е.А Островская, Л.Н. Гумилёв, Б. И. Кузнецов).
Применяются также и общенаучные методы исследования - анализ, сравнение, синтез, индукция.
Сведения об апробации: промежуточные результаты исследования получили апробацию на VIII региональной молодежной конференции «Мой выбор - наука!», которая проходила в алтайском государственном университете, институт истории и международных отношений, секция «Культура и религия Китая», название доклада «Шаманизм и анимизм в религии Бон».
Структура дипломной работы. Данная дипломная работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка используемой литературы и источников.
Первая глава посвящена проблеме формирования древнейших традиционных религиозных представлений тибетцев в эпоху древности. Охарактеризованы религии Бон и Ми-чос.
В первом параграфе рассмотрена религия Ми-чос, описываются ее основные аспекты. Рассмотрена система мироустройства тибетцев через данную традиционную религию Тибета.
Во втором параграфе дается характеристика протогосударственной религиозной системы Бон, которая существенно повлияла на культуру Тибета. Описывается деятельность и жизнь ее основателя - Шенраба, 14
рассмотрены различные ритуалы и место жрецов в политической и культурной жизни государства.
Во второй главе рассматривается процесс распространения и закрепления буддизма на территории Тибета в VII-X в.
В первом подпункте второй главы проводится анализ периода правления Сонцэна Г анпо, Меагцома и их жен, рассматриваются различные мероприятия проводимые правителями для закрепления буддизма.
Во втором параграфе, характеризуются причины, по которым буддизм смог закрепиться на территории Тибета, описана деятельность таких правителей как Тисрондецан, Мунецанпо, Мутигцанпо, Тидесронцан и Ралпачан, политика которых была направлена на становление буддизма господствующей религией на территории Тибета, а также рассматриваются экспедиции ближайших соратников царя Тисрондецана - Ба Салнана и Ба Санши в Непал и Индию, в результате которых они сумели не только достигнуть собственного просветления, но и убедить именитых буддийских учителей приехать на территорию Тибета. Также рассматривается период правления Ландармы, который именуется как период «гонений» на буддизм.
В третьей главе рассматривается религиозная ситуация в Тибете после мероприятий Ландармы нацеленных на искоренение буддизм.
В первом подпункте третьей главы анализируется повторное
распространение буддизма на территории Тибета.
Во втором параграфе описывается синкретизм буддизма и традиционных верований Тибета, рассматриваются различные аспекты, которые бон «впитал» от буддизма, а также описаны черты, которые отличают тибетский буддизм.
В завершающей части работы подводятся результаты исследования.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В данной дипломной работе была рассмотрена многогранная и удивительная религиозная система Тибета в период VI - XIII в. Охарактеризовав 2 древние традиционные религии под названием «Религия людей» или «ми-чос» и религия бон, становится ясным, что данные верования играли ключевую роль в мировосприятии тибетцев, так как через них люди объясняли окружающий мир. Так, например, религия ми-чос представляла собой проработанное учение о мире, в основе которого лежали космогонические мифы. Религия бон же включала в себе большое количество божеств и духов, которым тибетцы поклонялись, часть которых была внесена и в пантеон буддийских божеств, таким образом, внеся свой вклад в духовную жизнь Тибета.
После проникновения буддизма в Тибет, он способствовал налаживанию отношений с соседними странами, которые в то время были «оазисами» данной религии. Таким образом, благодаря буддизму Тибет становился не просто мощным военным государством, с анимистическими верованиями, а процветающей духовно развитой страной. Также буддизм способствовал централизации власти, что было особенно актуально для региона, так как сильная родовая знать в регионах буквально разрывала между собой Тибет, все больше и больше усиливая центробежные тенденции.
Охарактеризовав, в данной работе, правление тибетских царей, которые проводили политику становления буддизма, можно прийти к выводу, что различные указы и реформы, издаваемые ими, существенно повлияли на духовную жизнь Тибета в выбранный период времени. Таким образом, период правления Сонцэна Ганпо ознаменовал собой первое официальное знакомство Тибета с буддизмом, немаловажную роль в этом сыграл Тонми Самбхота - первый министр, который отправившись в Индию, принес несколько махаянских текстов и перевел их на тибетский язык, записав новым алфавитом. Таким образом, сегодня с его именем связывается создание тибетского письма и начало переводческой деятельности в Тибете. Более того, благодаря Тонми Самбхоте установились первые буддийские правила-заповеди, которые должны были неукоснительно соблюдаться, и они существенно повлияли на уклад жизни правящей элиты. Все эти новшества внесли ощутимый вклад в развитие не только духовной, но и культурной жизни Тибета.
Весьма большой вклад тибетского правителя Тисрондецана в становление буддийской сангхи, ее финансирования и внутренний уклад - всё это представляло собой важный шаг для закрепления буддизма. При Тисрондецане был построен первый буддийский монастырь Самье, но главное, что было сделано в период его правления в отношении всей религиозной системы Тибета - это выбор, сделанный в пользу традиции индийского, а не китайского буддизма. Таким образом, благодаря буддизму Тибет определил направление во внешней политике, а также существенно обогатилась архитектурная составляющая региона, так как для построения Самье были приглашены в Тибет многие китайские, непальские и индийские архитекторы, внесшие большой вклад в развитие архитектуры Тибета.
В работе также упоминается и приводятся характеристики мероприятий, проводимых сыновьями и внуками Тисрондецана, каждый из которых правили относительно недолгое время, но все же внесли необходимый вклад в процесс углубления рецепции новой религии. Так, например, указы Ралпачана были направлены на законодательное усиление социально-экономических позиций монашества в тибетском обществе. В результате его радикальных указов была вызвана негативная реакция со стороны адептом религии бон. Работа также освещает период правления Ландармы, который характеризовался как период гонений на буддизм, в результате которого был нанес сокрушительный удар по тибетскому буддизму.
Таким образом, проанализировав путь становления буддизма в Тибете с его взлётами и падениями, можно прийти к выводу, что данная религия влияла не только на духовную жизнь региона, но также на внешнюю политику региона и культуру в целом.
На сегодняшний день религиозная система Тибета выглядит следующим образом - основной религией является буддизм. Религия бон, которая в настоящее время составляет значительное меньшинство, также продолжает существовать не только на территории Тибета, но и частично в провинциях Цинхай и Сычуань. Согласно оценкам Международного доклада о свободе вероисповедания 2012 года, большинство тибетцев (которые составляют 90 % населения Тибетского автономного района) связаны с тибетским буддизмом, в то время как меньшинство, составляющее 400 000 человек (10% от общей численности населения Тибетского автономного района) связаны с религией бон. Необходимо подчеркнуть, что синкретизм буддизма с религией бон, произошедший в X-XIII , обогатил и наполнил каждую из двух религий. Так, религия бон была поделена на черное и белое учение, а буддизм был разбавлен некоторыми отличительными особенностями, которые появились благодаря религии бон. Но все же стоит отметить, что из всех стран буддийской Азии, куда проник индийский буддизм, в своём самом наиболее аутентичном виде, он сохранился только в Тибете.


1) «Китайские рукописи из Дуньхуана: Памятники буддийской литературы сувэньсюэ».
2) Тибетский буддийский текст «Бардо Тхёдол».
3) Сочинения «Зермиг».
4) Тибетская летопись «Светлое зерцало царских родословных».
5) Будон Ринчендуб. «История буддизма».
II. Литература на русском языке:
1) Батомункуева, С. Р. К истории культа Махакалы в Тибете / С. Р. Батомункуева // Ориенталистика. - 2020.
2) Богословский В.А. Очерк истории тибетского народа. М., 1962.
3) Бураев Д. И. Религия Бон и проблемы сакрализации власти в Тибетском государстве VII-IX вв : специальность 07.00.03 «Всеобщая история (соответствующего периода)» : диссертация на соискание ученой степени доктора исторических наук / Бураев Дмитрий Игнатьевич. - Улан-Удэ, 2001
4) Буртман, В. С. История и геодинамика океанических бассейнов Тянь-Шаня, Памира и Тибета в фанерозое / В. С. Буртман // Геотектоника. - 2010.
5) Гармаев, Ж. А. Изучение истории и культуры Монголии и Тибета бурятскими учеными-путешественниками (Кон. XIX-нач. XX вв.) : специальность 07.00.03 "Всеобщая история (соответствующего периода)" : диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук / Гармаев Жаргал Александрович. - Улан-Удэ, 2005.
6) Гумилёв Л.Н., Кузнецов Б. И. Бон (Древняя тибетская религия)// Доклады ВГО. 1970.
7) Дашиев Д.Б. Материалы по традиционным верованиям тибетцев в литературе популярного вероучения ламаизма. М.,1981.
8) Дмитриев, С. В. С.Л. Кузьмин. скрытый Тибет. история независимости и оккупации / С. В. Дмитриев // Восток. Афро-Азиатские общества: история и современность. - 2011.
9) Кораблин Д. А. Религия бон в изгнании / Д. А. Кораблин // Восток. Афро-Азиатские общества: история и современность. - 2015. - № 6. - С. 109-113.
10) Кузнецов Б.И. Древний Иран и Тибет. (История религии бон). Спб.: изд-во «Евразия». 1999.
11) Кузнецова, А. А. Семейные традиции народов Тибета: история и современность / А. А. Кузнецова // Трансформация научных парадигм и коммуникативные практики в информационном социуме : VI Всероссийская научно-практическая конференция студентов и молодых ученых, Томск, 05-06 декабря 2013 года / Национальный исследовательский Томский политехнический университет. - Томск: Национальный исследовательский Томский политехнический университет, 2013.
12) Курасов С. В. Генезис и развитие тибетского варианта буддизма как фактор формирования тибетской культуры / С. В. Курасов // Белые пятна российской и мировой истории. - 2019.
13) Кычанов Е.И., Савицкий Л.С. Люди и боги страны снегов. М., 1975.
14) Кычанов, Е. И. История Тибета с древнейших времен до наших дней / Е. И. Кычанов, Б. Н. Мельниченко ; Кычанов Е.И., Мельниченко Б.Н.. - Москва : Восточная литература, 2005.
15) Овчиников В.В. Путешествие в Тибет. М.,1957.
16) Островская, Е. П. Космос и карма: введение в буддийскую культуру : Монография / Е. П. Островская, В. И. Рудой. - СПб : Издательство «СПбКО», 2009.
17) Островская-младшая Е.А. Тибетский буддизм. Спб.: «Петер-бургское Востоковедение», 2002.
18) Торчинов Е.А. Введение в буддизм. СПб.: изд-во «Амфора», 2005.
19) Шустова, А. М. Обзор четвертой международной конференции «тибетология и буддология: на стыке науки и религии» / А. М. Шустова // Вестник Института востоковедения РАН. - 2021.
20) Янгутов, Л. Е. Особенности трансформации буддизма в Китае и Тибете / Л. Е. Янгутов // Вестник Бурятского государственного университета. - 2018. - № 4-3. - С. 31-36.
21) Яровикова, В. А. Влияние религии бон на становление тибетского буддизма (VII-XI вв. н. э.) / В. А. Яровикова // Этнография Алтая и сопредельных территорий : материалы 10-й Международной научной конференции, посвященной тридцатилетию Центра устной истории и этнографии Алтайского государственного педагогического университета, Барнаул, 02-04 декабря 2020 года. - Барнаул: Алтайского государственного педагогического университета, 2020. - С. 89-91.
III. Литература на иностранном языке:
1) Далай-ламы XIV . Буддизм Тибета. Спб.: изд-во «Нартанг», 1991.
2) Стейн Р. Тибетская цивилизация. М., 1996.
3) Туччи Д. Религии Тибета. Спб.: изд-во «Евразия» 2005.
4) Уоддель Л. Тибетский буддизм или ламаизм с его мистическими культами, символизмом и мифологией и его отношение к индийскому буддизму. Спб.: изд-во «Вече», 2018.
5) Хоффманн Г. Дай релиджион Тибете = Мертвые религии Тибета. Фрайбург-Мюнхен, 1956
6) Хоффманн Г. Куклен зур геечиптэ дэ тибетишен бон-релиджион = Источники по истории тибетской религии бон. Висбаден, 1950.
7) Норбу, Ч. Н. Драгоценное Зеркало древней истории Шанг-Шунга и Тибета / Ч. Н. Норбу ; Намкай Норбу ; [пер. с тибет. : В. Батаров]. - Москва : Шечен/Ганга, 2008.
IV. Интернет-ресурсы:
1) Андросов В.П. Индо-тибетский буддизм URL:
http://ningma.org.Ua/attachments/article/918/%D0%90%D0%BD%D0 %B4%D 1 %80%D0%BE%D 1 %81 %D0%BE%D0%B2%20%D0%98 %D0%BD%D0%B4%D0%BE-
%D 1 %82%D0%B8%D0%B1 %D0%B5%D 1 %82%D 1 %81 %D0%BA %D0%B8%D0%B9%20%D0%B 1 %D 1 %83%D0%B4%D0%B4%D0 %B8%D0%B7%D0%BC.%20%D0%AD%D0%BD%D 1 %86%D0%B 8%D0%BA%D0%BB%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0% B8%D 1 %87%D0%B5%D 1 %81 %D0%BA%D0%B8%D0%B9%20% D1 %81 %D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D 1 %80%D 1 %8C.p df
2) Жабон Ю.Ж. Тибетский буддизм: прошлое и настоящее. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptsiya-zhizni-i-smerti-v- buddizme/viewer
3) Жабон Ю.Ж. Преемственность в развитии Тибетского буддизма.
URL: https://cyberleninka.ru/article/n/preemstvennost-v-razvitii-
tibetskogo-buddizma/viewer Курасов С.В. Генезис и развитие тибетского варианта буддизма как фактор формирования
тибетской культуры. URL: http://www.publishing-
vak.ru/file/archive-history-2019-3/1 -kurasov.pdf
4) Мирча Элиаде История веры и религиозных идей. URL: https://jagannath.ru/users files/books/eliade-hist b-3l.pdf
5) Столь Анатолий Борисович Особенности формирования духовной
культуры и религиозных учений Тибета // Проблемы востоковедения. 2009. №4 (46). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-formirovaniya-duhovnoy- kultury-i-religioznyh-ucheniy-tibeta
6) Шпак А.А. Синкретизм буддизма и традиционных верований Тибета.
URL:http://vital.lib.tsu.ru/vital/access/services/Download/vtls:000660 383/SOURCE1?view=true
7) Урбанаева И.С. Как и почему Тибет стал «Центральной страной»
буддизма // Гуманитарный вектор. Серия: Филология,
востоковедение. 2013. №4 (36). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/kak-i-pochemu-tibet-stal-tsentralnoy- stranoy-buddizma


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ