Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПОЛИТИЧЕСКОЕ И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО РОССИИ И ТУРЦИИ В КОНЦЕ XX - НАЧАЛЕ XXI В

Работа №89010

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

муниципальное право

Объем работы115
Год сдачи2022
Стоимость4320 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
314
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ИДЕЙНЫЕ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ
ПОЛИТИЧЕСКОГО И ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИИ И ТУРЦИИ 18
§1.1 ИДЕЙНЫЕ ОСНОВЫ РОССИЙСКО-ТУРЕЦКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В 1990-Е ГОДЫ 18
§1.2 ИДЕЙНЫЕ ОСНОВЫ РОССИЙСКО-ТУРЕЦКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В 2000-Е ГОДЫ 23
§1.3 НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РОССИЙСКО-ТУРЕЦКОГО
СОТРУДНИЧЕСТВА 29
ГЛАВА 2 НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО
СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИИ И ТУРЦИИ 47
§2.1 РОССИЙСКО-ТУРЕЦКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В КОНТЕКСТЕ
РЕГИОНАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ 47
§2.2 ФАКТОР ТУРЕЦКОЙ «МЯГКОЙ СИЛЫ» В ОТНОШЕНИЯХ РОССИИ И ТУРЦИИ 58
ГЛАВА 3 ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО РОССИИ И ТУРЦИИ 67
§3.1ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО РОССИИ И ТУРЦИИ В СФЕРЕ
ПРОМЫШЛЕННОСТИ (НА ПРИМЕРЕ ОТРАСЛИ ПРИРОДНОГО ГАЗА) 67
§3.2 ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО РОССИИ И ТУРЦИИ В СФЕРЕ УСЛУГ
(НА ПРИМЕРЕ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ) 77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 89
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 91
ПРИЛОЖЕНИЯ 114

Актуальность работы. Отношения России и Турции являются существенной частью внешнеполитической линии для обеих сторон. Контакты двух государств насчитывают многовековую историю, а их характер меняется от состояния открытой вражды до продуктивного двустороннего сотрудничества. Новый этап взаимодействия обозначенных акторов международных отношений связан с окончанием блокового противостояния времен Холодной войны, в котором Россия и Турция находились на противоположных сторонах. В связи с элиминацией идеологического фактора во внешней политике наметилась интенсификация сотрудничества двух стран. В то же время возникли новые очаги конфронтации, связанные с обретением независимости тюркскими государствами, входившими в состав Советского Союза, и сепаратистскими устремлениями ряда тюркских регионов Российской Федерации. Таким образом, историческая тенденция двойственности отношений России и Турции сохранилась и на современном этапе: политико-экономические и культурные контакты сопровождаются борьбой за сферы влияния на евразийском пространстве. Значимость турецкого направления с точки зрения российской дипломатии помимо прочего определяется уникальностью геополитической роли Анкары в современных международных отношениях. Будучи членом НАТО, имеющим при этом собственные экономические и политические интересы в Евразии, Турция выступает для российской стороны в качестве разнопланового субъекта внешней политики, взаимодействие с которым может осуществляться как в мирном, так и во враждебном русле. Роль России в турецкой международной политике обусловливается как теми позициями, которые Москва занимает на евразийском пространстве, так и преимуществами при выстраивании экономического диалога. Необходимо отметить влияние стран Запада на российско-турецкие контакты. Турецкое направление для России во многом является инструментом давления на государства НАТО, поскольку Турция, будучи ключевым игроком альянса на Ближнем Востоке и в Центральной Азии, стремится выстраивать суверенную внешнюю политику в регионе. В свою очередь Турция через взаимодействие с Россией пытается продемонстрировать внешнеполитическую самостоятельность, что позволяет ей претендовать на более значимое место в структуре отношений с коллективным Западом.
Степень изученности темы. Совокупность исследований, посвященных изучению политического и экономического сотрудничества России и Турции на исходе XX - в начале XXI столетия можно дифференцировать в соответствии с проблемным принципом (работы посвященные изучению идейной, нормативно-правовой и других составляющих отношений между двумя государствами). Ниже представлена характеристика наиболее актуальных работ, релевантных по отношению к рассматриваемой теме.
Среди исследований, посвященных идейным основам российско- турецкого взаимодействия, можно выделить работу А.В. Бакустина, в которой анализируются изменения во внешнеполитической стратегии Турции относительно указанного региона в постбиполярный период. В статье отмечается, что на первых этапах после распада СССР и появления новых самостоятельных субъектов международных отношений Турция приступила к заполнению «вакуума», образовавшегося в Центральной Азии. Говорится о том, что подобные действия были связаны с желанием актуализировать свою значимость перед Западом в условиях изменившихся реалий. Однако действия Анкары в данной области были плохо продуманными и не привели к желаемым результатам, как итог - тюркские республики стали развивать сотрудничество с Россией и Китаем. Изменения внешнеполитического вектора Анкары связываются с внутриполитическими трансформациями, которые выразились в утверждении у власти Партии справедливости и развития. Отмечается, что отныне политика Турции в регионе стала более реалистичной, прагматичной и учитывающей фактор присутствия в регионе других заинтересованных государств, в том числе России.
Кроме того следует отметить статью П.В. Шлыкова, посвященную анализу трансформации концепции евразийства во внешнеполитической практике Турецкой Республики. Автор выделяет несколько периодов, качественно отличающихся друг от друга в контексте смыслового наполнения евразийской идеи. Начало 1990-х годов обозначается как идеалистический этап, связанный с пиком распространения идей пантюркизма. Этап второй половины 1990-х годов, как отмечается, связан с формулированием евразийского вектора в качестве одного из вариантов пути в сторону Запада с прагматических позиций. С завоеванием Партией справедливости и развития ведущих позиций в политическом поле Турецкой Республики, как отмечает автор, происходит политико-идеологическое наполнение рассматриваемой концепции (ностальгия об османском прошлом, развитие связей с Россией при сохранении экономического прагматизма). Последнее изменение данная внешнеполитическая стратегия, подчеркивает исследователь, претерпела под влиянием концепции А. Давутоглу - теперь евразийская политика для Турции связана не только с тюркским пространством, но и с обширным «афро-евразийским» регионом в целом.
Из исследований, посвященных вопросу оформления нормативной базы российско-турецкого сотрудничества, обращает на себя внимание работа А.С. Ходунова. Статья посвящена анализу политического, экономического и культурного сотрудничества Москвы и Анкары в обозначенный период. Автор подробно описывает содержание основных международных соглашений между Россией и Турцией в промежутке между 1991 и 2010 годом. Как отмечает исследователь, российско-турецкие связи в 1990-е и в 2000-е годы имели существенные качественные отличия: если первый этап характеризовался конфронтацией и поиском точек соприкосновения, то в дальнейшем контакты перешли в более дружественную фазу.
Вопросу влияния региональных конфликтов на российско-турецкие отношения посвящена статья Д.Г. Бдояна . В исследовании производится оценка узлов противоречий между обозначенными государствами. Автор исходит из положения о том, что конфликты между Россией и Турцией обусловлены в большей степени причинами исторического характера, а также общим раскладом сил на международной арене и не коррелируют напрямую с положением в торгово-экономической сфере. Акцентируется внимание на «Арабской весне», которая привела к существенному расхождению взглядов Анкары и Москвы относительно политики на Ближнем Востоке, что не было характерно для предыдущего периода. События, связанные с вхождением Крыма в состав России, также оцениваются как дестабилизирующий фактор в рамках двустороннего взаимодействия. Однако подчеркивается относительная самостоятельность Турции, которая, будучи союзником США, членом НАТО, не ввела экономические санкции в отношении России. Помимо прочего автор фактически высказывает мнение о «замороженном» конфликте между двумя странами в Закавказском регионе, что, в первую очередь, связано с карабахским кризисом. Относительно кипрской проблемы приводится аргументация в пользу позитивного характера отношений на данном направлении, что, однако, не означает возможности скорого урегулирования ситуации на разделённом острове.
Статья Н. Беляковой посвящена анализу влияния событий, связанных с вхождением Крымского полуострова в состав Российской Федерации на отношения Москвы и Анкары. Автор отмечает, что в целом турецкая позиция по этому вопросу не выходит за рамки натовской парадигмы международных отношений. Помимо этого важное влияние на позицию Турции оказал крымскотатарский фактор. При этом позиция Анкары характеризуется как сдержанная, поскольку, несмотря на осуждение действий России, двусторонние экономические контакты от этого не пострадали. Указывается, что некоторые исследователи, связывают мягкость правительства Р. Эрдогана с существующей зависимостью Турции от России в плане поставок углеводородов. Резюмируя, автор подчёркивает конструктивность подобной позиции Анкары, поскольку при таком раскладе остаётся возможность для дальнейшего сотрудничества между странами.
Из числа работ, затрагивающих вопрос влияния «мягкой силы» на развитие российско-турецких отношений, следует обратить внимание на статью А. Зубковой, посвященную рассмотрению изменения внешнеполитических ориентиров Анкары в постбиполярный период. Автор отмечает, что сделанный турецким истеблишментом на первых этапах после распада СССР выбор в пользу стратегии пантюркизма претерпел существенные изменения. Новая стратегия, получившая название «неоосманизма» представляет собой попытку Турецкой Республики достичь лидирующих позиций регионального масштаба на постосманском и тюркском пространстве преимущественно с помощью ресурсов «soft power». Автор описывает сферы, в которые проникает турецкое влияние, акцент, в частности, делается на религиозных структурах Ф. Гюлена, имеющих неоднозначную репутацию. Исследователь выражает мнение, что обозначенная стратегия имеет серьезный потенциал, благодаря чему Турция сможет стать региональным лидером.
Статья А.С. Исакова основана на гипотезе о том, что использование различных ресурсов «мягкой силы» со стороны Анкары приводит к снижению их эффективности. Автор делает акцент на ситуативном характере инструментов «мягкой силы» во внешнеполитической повестке Турецкой Республики, а также высказывает мнение о том, что доктрина неоосманизма является национальной адаптацией концепции «soft power». А.С. Исаков производит описание конкретных методов непрямого воздействия со стороны Турции на государства, находящиеся в зоне ее внешнеполитических интересов, отмечая роль кинематографа, туризма и различных культурных фондов. Проблемный же аспект в применении соответствующих методов, как отмечается, связан с турецкой внутриполитической конъюнктурой. Так, в результате конфликта Р.Т. Эрдогана и Ф. Гюлена возникли препятствия для функционирования движения «Хизмет», действующего в рамках неоосманской парадигмы и курируемого последним. Проблемной представляется автору и повестка о евроинтеграции в качестве инструмента «мягкой силы», поскольку в условиях отхода от идеалов кемализма подобные устремления, скорее, приносят политические дивиденды оппозиционным силам внутри Турции. Подводя итог, автор отмечает высокий потенциал ресурсов «soft power» в стратегических инициативах Анкары, что, однако, наталкивается на противоречия в их применении.
Вопросу развития экономического сотрудничества России и Турции в сфере энергетики посвящена статья Ю.А. Шашкина, в которой анализируется сотрудничество Москвы и Анкары в сфере экспорта энергоносителей. Автор отмечает, что энергетическая сфера является ведущей в двусторонних контактах России и Турции. При этом говорится, что Евросоюз стремится использовать выгодное географическое положение Турецкой Республики для реализации собственных планов по диверсификации источников поставок углеводородов. Подобные планы, как отмечается, являются конкурентными по отношению к проекту «Южный поток», строительство которого ещё планировалось на момент написания статьи. Существенная роль в двусторонней торговле отводится проектам строительства АЭС на территории Турции с участием российского капитала. Автор высказывает мнение, что выгоду при реализации этих планов могут получить обе стороны. Помимо этого затрагивается тема соперничества Москвы и Анкары в сфере энергетики на рынках третьих стран. В заключении Ю.А. Шашкин выражает уверенность в необходимости укрепления российско-турецкого сотрудничества, что, по его мнению, может возыметь позитивный эффект не только на экономическом поприще, но и в других сферах.
Интересным представляется исследование П.Е. Калугина. Статья посвящена анализу роли Анкары в современной мировой энергетической политике. Автор оценивает перспективность различных проектов нефте- и газопроводов, функционирующих на территории Турции, и отмечает, что, несмотря на появление определённой зависимости Турции от России, Анкара последовательно усиливает свою роль в энерготранспортных проектах. Исследователь высказывает мнение о том, что Турция стоит на пути превращения в глобальный транзитный коридор и тем самым сможет взять на себя роль энергетической сверхдержавы.
В диссертационном исследовании П.Е. Калугина представлен анализ состояния энергоресурсного аспекта двусторонних отношений. Автор отмечает, что прообраз современной системы энергетических контактов двух стран начал складываться после 1984 года с подписанием договора о поставках сжиженного природного газа. Помимо этого исследователь представляет собственную периодизацию истории энергетического сотрудничества России и Турции, разделяя ее на четыре этапа. Кроме того интересными представляются замечания относительно роли Турции в международных энергетических связях, которая, как подчеркивается, заключается в манипуляции своим выгодным географическим положением на перекрёстке энерготранспортных путей при малом запасе собственных углеводородов. Помимо этого П.Е. Калугин говорит о негативной для России динамике, проявляющейся в стремлении Турции использовать альтернативные источники энергии, а также провести диверсификацию поставщиков энергоресурсов. Отсюда вытекают рекомендации о необходимости ликвидировать пробелы на данном направлении.
К работам, посвященным исследованию туризма применительно к Турции относится исследование А.К. Аккалаевой. Автор производит оценку преимуществ, которыми обладает Турция как место для рекреации. Отмечается, что высокую значимость имеет географическое положение страны, способствующее проведению длительного туристического сезона в течение календарного года. Кроме того, важной составляющей, как отмечается, является политика, проводимая турецкими властями в отношении развития туризма в стране. Грамотное использование маркетинговых стратегий под патронажем государства способствует реализации проектов не только в сфере пляжного отдыха, но и в других формах предоставления туристических услуг. Автор акцентирует внимание на диверсификационной активности Турции в этом направлении, благодаря чему Республика предпринимает попытки развивать зимний, оздоровительный и «конгрессный» туризм, что позволяет ей чувствовать себя более конкурентоспособной на уровне мировой туристической индустрии. А.К. Аккалаева выражает уверенность в возможностях Турции на пути преодоления тех кризисов, которые затронули туристическую деятельность государства в последние годы.
В заключительной части историографического обзора представляется уместным сделать выводы относительно полноты изученности исследуемой темы. Стоит отметить, что работы, в которых рассматривается идейная составляющая российско-турецкого сотрудничества, ограничиваются акцентом на эволюции турецкой концепции внешней политики, при этом не уделяется должного внимания теоретической базе внешнеполитической парадигмы Российской Федерации в контексте двусторонних отношений. Слабо исследованной видится нормативно-правовая сторона российско- турецкого сотрудничества. В обозначенной работе А.С. Ходунова заключенные между государствами договоры описываются только в хронологической последовательности, при этом не производится попытка рассмотреть их через призму тематической принадлежности.
В исследованиях, посвященных влиянию региональных конфликтов на развитие российско-турецких отношений, а также фактору турецкой «мягкой силы», преимущественное внимание уделяется отдельным составляющим обозначенных проблем, при этом не прослеживается комплексный подход к изучению соответствующих вопросов.
В работах, охватывающих своим содержанием проблематику сотрудничества России и Турции в сфере транспортировки природного газа, глубоко проработан вопрос влияния политических факторов на российско-турецкие контакты в этом направлении. Однако существующие периодизационные схемы взаимодействия двух государств на этом поле требуют актуализации. Исследования же сотрудничества России и Турции в сфере туризма характеризуются недостаточным вниманием к статистическим показателям, раскрывающим специфику туристического потока, направляющегося из Российской Федерации в Турецкую Республику.
Объект исследования: отношения России Турции.
Предмет исследования: политическое и экономическое сотрудничество Российской Федерации и Турецкой Республики в конце XX - начале XXI века.
Цель исследования: рассмотрение идейных и нормативно-правовых основ российско-турецкого сотрудничества, влияния региональных конфликтов и политики Турции с использованием «мягкой силы» на отношения России и Турции, а также освещение экономических контактов Российской Федерации и Турецкой Республики в сфере промышленности и сфере услуг в конце XX - начале XXI века.
Задачи исследования:
- исследовать идейные основы российско-турецкого сотрудничества в конце XX - начале XXI века;
- проанализировать нормативно-правовую базу российско-турецкого сотрудничества в конце XX - начале XXI века;
- проанализировать роль региональных конфликтов в развитии российско-турецкого сотрудничества в конце XX - начале XXI века;
- проанализировать влияние политики «мягкой силы» Турции на российско-турецкое сотрудничество в конце XX - начале XXI века;
- исследовать экономическое сотрудничество России и Турции в сфере промышленности в конце XX - начале XXI века;
- исследовать экономическое сотрудничество России и Турции в сфере услуг в конце XX - начале XXI века.
Хронологические рамки работы охватывают период с декабря 1991 года по ноябрь 2015 года. Нижняя граница связана с распадом СССР и крахом биполярной системы международных отношений. Верхняя граница привязана к разрыву дипломатических отношений между двумя государствами вследствие неправомерных действий турецкой армии, которые привели к гибели российского летчика, выполнявшего боевое задание на территории Сирии.
Территориальные рамки исследования включают в себя территорию, входящую в состав Российской Федерации, которая была расширена после присоединения Крымского полуострова в 2014 году, и Турецкой Республики, а также территорию государств, которые представляют интерес для обеих 12
сторон при проведении внешней политики (страны Центральной Азии и Закавказья, Сирия, Украина).
Методология и методы исследования. По мнению автора, наиболее подходящей методологической основой для изучения российско-турецких отношений на исходе XX - в начале XXI столетия является концепция неореализма. Обозначенная парадигма, автором которой является К. Уолтц , исходит из представления о зависимости стран при проведении внешней политики от изменений, происходящих на уровне структуры международных отношений. С точки зрения неореализма структурные особенности системы мировой политики обусловлены разнонаправленной активностью акторов международных отношений. Распределение возможностей между ними, в свою очередь, связано с опасениями государств относительно успеха, который может быть достигнут другими участниками международных процессов. В результате формируется баланс сил, как следствие стремления государств усиливать свои позиции. По этой причине актуализируется проблема безопасности. Ее разрешение возможно с помощью двух путей - путем внешнего балансирования и путем внутреннего балансирования. Внешнее предполагает выстраивание отношений с другими государствами с целью противоборства более сильным акторам и их объединениям, а внутреннее предполагает наращивание собственного потенциала каждой из стран с помощью усиления своих экономических и военных возможностей.
Исследуемый в представленной работе период конца XX - начала XXI столетия был ознаменован становлением новой системы международных отношений, когда после ликвидации биполярного мироустройства у некоторых государств значительно изменились возможности во внешнем и внутреннем балансировании. В частности, у России по сравнению с биполярным периодом, их стало меньше, а у Турции, напротив, существенно больше. Основной мотив российско-турецких отношений на этом этапе определялся борьбой двух стран за источники, способствующие внешнему балансированию (в основном, на евразийском пространстве). При рассмотрении политических и экономических контактов между странами под такой призмой можно наиболее глубоко оценить причины внешнеполитических изменений в контексте отношений по линии Москва- Анкара.
В ходе проведенного исследования использовались частно-научные методы. Благодаря историко-генетическому методу стало возможным последовательное раскрытие свойств системы российско-турецких отношений с помощью выявления каузальных связей и закономерностей в развитии взаимодействия между государствами. Метод анализа документов поспособствовал выявлению намерений обоих акторов при проведении внешней политики. Статистический метод был использован при рассмотрении показателей, имеющих отношение к экономическому сотрудничеству России и Турции.
Помимо этого автором использовались общенаучные методы. Системный метод позволил рассмотреть взаимодействие между Россией и Турцией в качестве единой системы. Кроме того этот метод позволил определить причины некоторых моделей поведения двух стран в контексте эволюционных процессов на уровне системы международных отношений. Метод сравнения применялся при компаративном анализе идейных основ сотрудничества между двумя государствами, а также при оценке различных этапов российско-турецкого взаимодействия на других направлениях. Метод индукции был использован при переходе от умозаключений частного характера относительно политического и экономического сотрудничества России и Турции на уровень теоретических обобщений. Метод дедукции, в свою очередь, напротив, позволил осуществить переход от ряда теоретических положений на уровень конкретных ситуаций, касающихся российско-турецкого сотрудничества. Метод анализа применялся при рассмотрении отдельных элементов сотрудничества России и Турции, а синтез полученных данных способствовал выстраиванию общей картины.
Источниковая база исследования. Использованные при проведении исследования источники следует разделить на три основные группы. К первой группе были отнесены нормативные документы, лежащие в основе российско-турецкого сотрудничества, которые включают в себя различные соглашения, заключенные между двумя странами. Ко второй группе можно отнести материалы средств массовой информации. Третья группа охватывает интернет-сайты некоторых организаций.
Применительно к первой группе источников представляется необходимым сделать акцент на тех документах, которые составляют базу двусторонних соглашений между Россией и Турцией. В частности, к ним относятся «Договор об основах отношений ...» 1992 года, «Совместная декларация об углублении дружбы и многопланового партнерства ...» 2004 года и «Совместная декларация о продвижении к новому этапу отношений ... и дальнейшем углублении дружбы и многопланового партнерства» 2009 года.
Из числа использованных в работе материалов средств массовой информации наибольшую значимость представляли новостные источники, размещенные в таких изданиях как «ТАСС», «Коммерсантъ», «РИА Новости», «РБК» и «Lenta.ru».
При анализе деятельности организаций различной направленности, а также при поиске некоторых релевантных для проводимого исследования данных был использован ряд интернет-сайтов. Например, необходимо отметить сайты таких структур как «ТЮРКСОЙ», «TiKA», «Газпром», «Турецкий поток», «Turkiye istatistik Kurumu» и другие.
Научная новизна. К новизне проведенного исследования можно отнести предпринятый автором компаративный анализ идейных основ внешней политики России и Турции, поскольку ранее в подобных работах внимание, как правило, уделялось лишь характеристике турецкой международной доктрины. В следующей части работы автором была представлена собственная классификация соглашений, заключенных между Россией и Турцией, по предметному принципу, которая позволяет прийти к выводам относительно значимости различных направлений российско- турецкого сотрудничества. Кроме того было предпринято комплексное рассмотрение вопросов влияния региональных конфликтов и фактора турецкой «мягкой силы» на российско-турецкие отношения. Помимо этого важно обратить внимание на выявленную связь между ходом региональных конфликтов и тем, какие территории имеют концептуальную значимость для обеих сторон.
При рассмотрении взаимодействия между Россией и Турцией в энергоресурсной сфере автором была предложена дополненная и скорректированная с учетом новых данных версия периодизации сотрудничества между государствами в газотранспортной сфере на основе уже существующей. При анализе российско-турецких контактов в туристическом направлении автор опирался на некоторые статистические данные, ранее не использованные в подобных русскоязычных исследованиях. Кроме того, предложенное деление экономических контактов между государствами на сотрудничество в сфере промышленности и сотрудничество в сфере услуг позволило более глубоко оценить влияние политических факторов на экономическое партнерство между странами и выявить некоторые закономерности.
Помимо перечисленных преимуществ представленного исследования, важно выделить проведенный историографический анализ, благодаря чему были рассмотрены мнения ученых по релевантным вопросам, которые зачастую не совпадали между собой. Подобный подход позволил более объективно взглянуть на ключевые проблемы российско-турецкого сотрудничества на политическом и экономическом направлении.
Практическая значимость работы обусловлена возможностью внедрения результатов проведенного исследования в программу специальных учебных курсов по международным отношениям. Кроме того полученные результаты могут быть полезны представителям бизнеса, связанного с сотрудничеством России и Турции в различных областях, а также органам государственной власти, действующим в сфере международных отношений.
Апробация. Результаты исследования были представлены в виде доклада по теме «Сотрудничество России и Турции в сфере туризма в начале XXI века» в рамках IX региональной молодежной конференции «Мой выбор - наука!» по секции «Социокультурное развитие регионов и международное сотрудничество России» 21 апреля 2022 года.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, одна из которых разделена на три параграфа, а две другие - на два в соответствии с поставленными целями, заключения, списка использованных источников и литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В данной работе исследовались особенности политического и экономического сотрудничества России и Турции в конце XX - начале XXI века по разным направлениям.
В вопросе идейной составляющей российско-турецких отношений были выявлены как черты, благодаря которым государства имеют возможность сблизиться между собой (в вопросе отношения к «полярности» международных отношений), так и те, из-за которых между ними могут произойти существенные трения (в вопросе распространения влияния на евразийском пространстве). Нормативно-правовая база российско-турецких отношений свидетельствует о преобладании экономических вопросов в контексте контактов между странами. Кроме того, содержание российско- турецких соглашений говорит о большой значимости региона Центральной Азии и Закавказья для обеих сторон, что находит отражение в поиске компромиссов при разграничении сфер интересов в двусторонних договорах. Относительно влияния региональных конфликтов на развитие отношений между Москвой и Анкарой следует сказать, что обе стороны способны сохранять отношения на высоком уровне даже в кризисных ситуациях. При этом путь, который выбрала Турция при реализации своей внешнеполитической линии, в том числе в контексте региональных противоречий, предполагает приоритетное внимание к процессам на территориях, которые ранее входили в состав Османской империи, в то время как на постсоветском пространстве фактически признается главенствующая роль Российской Федерации. Внешняя политика Турции с использованием средств «мягкой силы», в свою очередь, демонстрирует достижения Республики в этом направлении. Продвижение турецкой культуры и образования в Центральной Азии и тюркских республиках России привело к формированию протурецкой элиты, что актуализировало угрозы для Москвы с этого фланга.
Экономическое сотрудничество России и Турции в исследуемый период имело неодинаковую зависимость от политической составляющей. Если в сфере промышленности (экспорт природного газа) контакты между странами полностью находились под влиянием состояния политических отношений, то в сфере услуг (туристическая отрасль) подобное влияние не было заметным и проявилось только при коренных трансформациях двусторонних связей.
Исследованная в данной работе тема имеет потенциал для более глубокого изучения. Например, в вопросе анализа влияния региональных конфликтов на российско-турецкие отношения в дальнейшем имеет смысл изучить последствия, исходящие из других проблемных узлов, кроме тех которые уже были описаны. Фактор «мягкой силы» во взаимодействии России и Турции в будущих исследованиях представляется возможным дополнить изучением эффективности российской политики на этом пути, что позволит произвести компаративный анализ деятельности обеих стран на международной арене с использованием инструментов «soft power». При рассмотрении российско-турецкого сотрудничества в сфере экономики кроме рассмотренных направлений взаимодействия, имеет смысл проанализировать динамику контактов по линии купли-продажи нефтепродуктов, совместные проекты в области атомной энергетики, а также оценить уровень сотрудничества в области строительных услуг и оптовой торговли


1. Договор между Российской Федерацией и Турецкой Республикой о взаимной правовой помощи по уголовным делам и выдаче [Электронный ресурс] // Техэксперт. URL: https://docs.cntd.ru/document/420248222(Дата обращения - 15.03.2022).
2. Договор об основах отношений Российской Федерации и Турецкой Республики [Электронный ресурс] // Техэксперт. URL: http://docs.cntd.ru/document/901926138(Дата обращения - 18.04.2022).
3. Концепция внешней политики Российской Федерации (12
февраля 2013 г.) [Электронный ресурс] // Гарант. URL:
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70218094/ (Дата обращения - 09.03.2022).
4. Концепция внешней политики Российской Федерации
[Электронный ресурс] // Техэксперт. URL:
https://docs.cntd.ru/document/901764263 (Дата обращения - 09.03.2022).
5. Концепция внешней политики Российской Федерации [Электронный ресурс] // Kremlin. URL: http://www.kremlin.ru/acts/news/785(Дата обращения - 09.03.2022).
6. Концепция внешней политики Российской Федерации 1993 г./ Внешняя политика и безопасность современной России. 1991-2002. Хрестоматия в четырех томах / Ред.-состав. Т.А. Шаклеина. Т. IV. Документы.-М.: Московский государственный институт международных отношений (У) МИД России, Российская ассоциация международных исследований, АНО «ИНО-Центр (Информация. Наука. Образование)», 2002. С.19-50.
7. Международное соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Турецкой Республики о сотрудничестве в области туризма [Электронный ресурс] // Техэксперт. URL: http://docs.cntd.ru/document/902042717(Дата обращения - 11.03.2022).
8. Постановление Правительства РФ от 18.07.1996 N 808 «О порядке перемещения физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации товаров, не предназначенных для производственной или иной коммерческой деятельности» [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_11045/(Дата обращения - 11.04.2022).
9. Программа сотрудничества между Российской Федерацией и Турецкой Республикой в области образования, науки, культуры, молодежных обменов и спорта [Электронный ресурс] // Техэксперт. URL: https://docs.cntd.ru/document/902173770(Дата обращения - 17.03.2022).
10. Протокол к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Турецкой Республики о поставках российского природного газа в Турецкую Республику через акваторию Черного моря от 15 декабря 1997 года [Электронный ресурс] // Техэксперт. URL: http://docs.cntd.ru/document/901776111(Дата обращения - 12.03.2022).
11. Протокол между Правительством Российской Федерации и
Правительством Турецкой Республики о сотрудничестве в нефтяной сфере [Электронный ресурс] // Техэксперт. URL:
https://docs.cntd.ru/document/902173792 (Дата обращения - 12.03.2022).
12. Протокол между Правительством Российской Федерации и Правительством Турецкой Республики о сотрудничестве в создании энергетического объекта на природном газе [Электронный ресурс] // Техэксперт. URL: http://docs.cntd.ru/document/8310494(Дата обращения - 11.03.2022).
13. Протокол о российско-турецких консультациях [Электронный ресурс] // Техэксперт. URL: http://docs.cntd.ru/document/901912782(Дата обращения - 10.03.2022).
14. Протокол о сотрудничестве между Федеральной архивной службой России и Главным управлением государственных архивов при Премьер-министре Турецкой Республики [Электронный ресурс] // Техэксперт. URL: https://docs.cntd.ru/document/901892849(Дата обращения - 17.03.2022).
15. Распоряжение Правительства РФ от 05.08.2009 N 1075-р «О
заключении Протокола между Правительством Российской Федерации и Правительством Турецкой Республики о сотрудничестве в газовой сфере» [Электронный ресурс] // Консультант. URL:
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=EXP&n=458520&dst=100007#04716857475760925 (Дата обращения - 12.03.2022).
16. Совместная декларация о продвижении к новому этапу
отношений между Российской Федерацией и Турецкой Республикой и дальнейшем углублении дружбы и многопланового партнерства [Электронный ресурс] // Техэксперт. URL:
https://docs.cntd.ru/document/902152074 (Дата обращения - 18.04.2022).
17. Совместная декларация об углублении дружбы и многопланового партнерства между Российской Федерацией и Турецкой Республикой [Электронный ресурс] // Kremlin. URL: http://www.kremlin.ru/supplement/3933(Дата обращения - 18.04.2022).
18. Соглашение между Министерством транспорта Российской
Федерации и Комитетом по морским делам при Правительстве Турецкой Республики о взаимном признании дипломов членов экипажей морских судов [Электронный ресурс] // Техэксперт. URL:
https://docs.cntd.ru/document/901892846(Дата обращения - 18.03.2022).
19. Соглашение между Правительством Российской Федерации и
Правительством Турецкой Республики о сотрудничестве в области карантина растений [Электронный ресурс] // Техэксперт. URL:
https://docs.cntd.ru/document/902243416(Дата обращения - 13.03.2022).
20. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Турецкой Республики о создании Смешанной межправительственной Российско-Турецкой комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству [Электронный ресурс] // Техэксперт. URL: http://docs.cntd.ru/document/901912708(Дата обращения - 11.03.2022).
21. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Турецкой Республики об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы [Электронный ресурс] // Техэксперт. URL: http://docs.cntd.ru/document/901756518(Дата обращения - 11.03.2022).
22. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Турецкой Республики о поощрении и взаимной защите капиталовложений [Электронный ресурс] // Техэксперт. URL: http://docs.cntd.ru/document/901779318(Дата обращения - 11.03.2022).
23. Соглашение между Правительством Российской Федерации и
Правительством Турецкой Республики о сотрудничестве в области энергетики [Электронный ресурс] // Техэксперт. URL:
http://docs.cntd.ru/document/8316445(Дата обращения - 11.03.2022).
24. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Турецкой Республики о поставках российского природного газа в Турецкую республику через акваторию Черного моря [Электронный ресурс] // Техэксперт. URL: http://docs.cntd.ru/document/8318672(Дата обращения - 11.03.2022).
25. Соглашение между Правительством Российской Федерации и
Правительством Турецкой Республики о сотрудничестве в области ветеринарии [Электронный ресурс] // Техэксперт URL:
http://docs.cntd.ru/document/901781191(Дата обращения - 12.03.2022).
26. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Турецкой Республики о сотрудничестве в области использования атомной энергии в мирных целях [Электронный ресурс] // Техэксперт. URL: https://docs.cntd.ru/document/902173798(Дата обращения - 12.03.2022).
27. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Турецкой Республики о сотрудничестве в сфере строительства и эксплуатации атомной электростанции на площадке «Аккую» в Турецкой Республике [Электронный ресурс] // Техэксперт. URL: https://docs.cntd.ru/document/902258012 (Дата обращения - 13.03.2022).
28. Соглашение между Правительством Российской Федерации и
Правительством Турецкой Республики по морскому транспорту [Электронный ресурс] // Техэксперт. URL:
https://docs.cntd.ru/document/420214355(Дата обращения - 13.03.2022).
29. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Турецкой Республики об организации смешанного международного железнодорожно-паромного сообщения через порты Кавказ (Российская Федерация) и Самсун (Турецкая Республика) [Электронный ресурс] // Техэксперт. URL: https://docs.cntd.ru/document/902339377(Дата обращения - 13.03.2022).
30. Соглашение между Правительством Российской Федерации и
Правительством Турецкой Республики о воздушном сообщении [Электронный ресурс] // Техэксперт. URL:
https://docs.cntd.ru/document/902387866(Дата обращения - 13.03.2022).
31. Соглашение между Правительством Российской Федерации и
Правительством Турецкой Республики об условиях взаимных поездок граждан Российской Федерации и граждан Турецкой Республики (заключено в г. Анкаре 12.05.2010) [Электронный ресурс] // Судебные и нормативные акты РФ. URL: https://sudact.ru/law/soglashenie-mezhdu-pravitelstvom-
rossiiskoi-federatsii-i-pravitelstvom_104/ (Дата обращения - 13.04.2022).
32. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Турецкой Республики о безвизовых поездках по дипломатическим паспортам [Электронный ресурс] // Техэксперт. URL: http://docs.cntd.ru/document/901759375(Дата обращения - 15.03.2022).
33. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Турецкой Республики о реадмиссии [Электронный ресурс] // Техэксперт. URL: https://docs.cntd.ru/document/902266332(Дата обращения - 15.03.2022).
34. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Турецкой Республики о местах российских захоронений на территории Турецкой Республики и турецких захоронений на территории Российской Федерации [Электронный ресурс] // Техэксперт. URL: https://docs.cntd.ru/document/902395109(Дата обращения - 15.03.2022).
35. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Турецкой Республики о культурном и научном сотрудничестве [Электронный ресурс] // Техэксперт. URL: http://docs.cntd.ru/document/902169000(Дата обращения - 17.03.2022).
36. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Турецкой республики об учреждении и деятельности культурных центров [Электронный ресурс] // Техэксперт. URL: https://docs.cntd.ru/document/902395110(Дата обращения - 17.03.2022).
37. Соглашение между Правительством Российской Федерации и
Правительством Турецкой Республики о взаимной защите секретных информации и материалов, передаваемых или образовавшихся в ходе двустороннего сотрудничества в области оборонной промышленности [Электронный ресурс] // Техэксперт. URL:
https://docs.cntd.ru/document/902237583 (Дата обращения - 18.03.2022).
38. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Турецкой Республики о сотрудничестве в морском поиске и спасании на Черном море [Электронный ресурс] // Техэксперт. URL: https://docs.cntd.ru/document/901892851 (Дата обращения - 18.03.2022).
39. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Турецкой Республики о предотвращении инцидентов на море за пределами территориальных вод [Электронный ресурс] // Техэксперт. URL: https://docs.cntd.ru/document/901932453(Дата обращения - 18.03.2022).
40. Соглашение между Правительством Турецкой Республики и Правительством Российской Федерации о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах [Электронный ресурс] // Техэксперт. URL: http://docs.cntd.ru/document/901721701(Дата обращения - 15.03.2022).
41. Соглашение о сотрудничестве между Государственным
комитетом Российской Федерации по высшему образованию и Министерством национального образования Турецкой Республики [Электронный ресурс] // Техэксперт. URL:
https://docs.cntd.ru/document/1902116(Дата обращения - 17.03.2022).
Материалы СМИ:
42. TANAP’s foundation expected to be laid in Turkey in March 2015
[Электронный ресурс] // Trend. URL:
https://en.trend.az/world/turkey/2313433.html (Дата обращения - 07.04.2022).
43. TAP Managing Director: Cooperation with TANAP is milestone for Southern Gas Corridor progress [Электронный ресурс] // Trend. URL: https://en.trend.az/business/energy/2127265.html (Дата обращения - 07.04.2022).
44. Turkey to Sign Agreement for Azerbaijan Gas Pipeline Tomorrow
[Электронный ресурс] // Bloomberg. URL:
https://www.bloomberg.com/news/articles/2011-12-25/turkey-to-sign-agreement-for-azerbaijan-gas-pipeline-tomorrow (Дата обращения - 07.04.2022).
45. Агентство «Кризис-тур» [Электронный ресурс] // Коммерсантъ. URL: https://www.kommersant.ru/doc/22132(Дата обращения - 11.04.2022).
46. Большая часть газа из РФ в Турцию в 2014 г. поступила, минуя транзит, по газопроводу «Голубой поток» [Электронный ресурс] // Oilcapital. URL: https://oilcapital.ru/news/transport/09-06-2015/bolshaya-chast-gaza-iz-rf-v-turtsiyu-v-2014-g-postupila-minuya-tranzit-po-gazoprovodu-goluboy-potok (Дата обращения - 08.04.2022).
47. В Баку официально открыт «Южный газовый коридор»
[Электронный ресурс] // Газета. ru. URL:
https://www.gazeta.ru/business/2018/05/29/11772889.shtml(Дата обращения - 07.04.2022).
48. В Турции признали, что «футбольная дипломатия» с Арменией
провалилась [Электронный ресурс] // Lenta.ru. URL:
https://lenta.ru/articles/2011/08/24/fail/ (Дата обращения - 26.03.2022).
49. Газопровод «Голубой поток» [Электронный ресурс] // РИА. URL: https://ria.ru/20141201/1036061158.html(Дата обращения - 06.04.2022).
50. Газопровод TAP на конец августа 2019 г. построен на 89.3% [Электронный ресурс] // Neftegaz.ru. URL: https://neftegaz.ru/news/transport-and-storage/496479-gazoprovod-tap-na-konets-avgusta-2019-g-postroen-na-89-3/(Дата обращения - 07.04.2022).
51. Газпром согласовал сухопутный участок «Турецкого потока»
[Электронный ресурс] // Интерфакс. URL:
https://www.interfax.ru/business/422623 (Дата обращения - 08.04.2022).
52. Газпром увеличил поставки газа в Турцию по «Голубому потоку»
в 2015 году на 9% [Электронный ресурс] // Рамблер. URL: https://finance.rambler.ru/economics/33709520-gazprom-uvelichil-postavki-gaza-v-turtsiyu-po-golubomu-potoku-v-2015-godu-na-9/ (Дата обращения -
08.04.2022).
53. Главы МИД России и Турции подписали план действий по развитию двустороннего сотрудничества в Евразии [Электронный ресурс] // РИА. URL: https://ria.ru/20011116/16845.html (Дата обращения - 10.03.2022).
54. Договор о строительстве газопровода из Азербайджана в Турцию [Электронный ресурс] // Кавказский Узел. URL: https://www.kavkaz-uzel.eu/articles/17337/ (Дата обращения - 07.04.2022).
55. Дорогие амбиции. Почему рухнула мечта Эрдогана об империи
[Электронный ресурс] // РИА Новости. URL:
https://ria.ru/20220120/turkishambitions-1768463742.html(Дата обращения - 26.02.2022).
56. Захват российского парома «Аврасия» (1996) [Электронный ресурс] // РИА Новости. URL: https://ria.ru/20160116/1359678536.html (Дата обращения - 10.04.2022).
57. История воссоединения Крыма с Россией - Биографии и справки [Электронный ресурс] // ТАСС. URL: https://tass.ru/info/6222164 (Дата обращения - 28.03.2022).
58. История нагорнокарабахского конфликта [Электронный ресурс] // ТАСС. URL: https://tass.ru/info/8979501(Дата обращения - 24.03.2022).
59. Курдский вопрос в отношениях России и Турции [Электронный ресурс] // Коммерсантъ. URL: https://www.kommersant.ru/doc/75116 (Дата обращения - 10.04.2022).
60. Курды бомбят курорты [Электронный ресурс] // Коммерсантъ. URL: https://www.kommersant.ru/doc/214916(Дата обращения - 11.04.2022).
61. Курды сбили турецкий пассажирский самолет [Электронный ресурс] // Коммерсантъ. URL: https://www.kommersant.ru/doc/216553(Дата обращения - 11.04.2022).
62. Лидер Нахичевани в Турции [Электронный ресурс] // Коммерсантъ. URL: https://www.kommersant.ru/doc/3878(Дата обращения - 24.03.2022).
63. Минкультуры РФ прекращает сотрудничество с организацией
тюркской культуры ТюрКСОЙ [Электронный ресурс] // ТАСС URL:
https://tass.ru/kultura/2480269 (Дата обращения - 02.04.2022).
64. Нагорный Карабах выходит на международную арену
[Электронный ресурс] // Коммерсантъ. URL:
https://www.kommersant.ru/doc/2973(Дата обращения - 24.03.2022).
65. Не нужен нам берег турецкий: туркомпании РФ прекращают продажу путевок [Электронный ресурс] // РИА. URL: https://ria.ru/20151124/1327769565.html (Дата обращения - 13.04.2022).
66. Нефть и Баку [Электронный ресурс] // Окно в Баку. URL: http://www.window2baku.com/oil7.htm (Дата обращения - 07.04.2022).
67. О безопасности отдыха в Турции: репортаж [Электронный ресурс] // Коммерсантъ. URL: https://www.kommersant.ru/doc/234065 (Дата обращения - 10.04.2022).
68. Посольская неделя [Электронный ресурс] // Коммерсантъ. URL: https://www.kommersant.ru/doc/35695 (Дата обращения - 24.03.2022).
69. Проект газопровода «Набукко». Справка [Электронный ресурс] //
РИА. URL: https://ria.ru/20090713/177157481.html (Дата обращения -
07.04.2022).
70. Российские туристы в Турции [Электронный ресурс] // Коммерсантъ. URL: https://www.kommersant.ru/doc/85584 (Дата обращения - 10.04.2022).
71. Россия и урегулирование в Закавказье [Электронный ресурс] // Коммерсантъ. URL: https://www.kommersant.ru/doc/82346(Дата обращения - 24.03.2022).
72. Россия приостановила переговоры по «Турецкому потоку»
[Электронный ресурс] // РБК. URL:
https://www.rbc.ru/economics/03/12/2015/566019a49a79477d2a2266cb (Дата
обращения - 08.04.2022).
73. Семь месяцев в ссоре: сколько Россия и Турция потеряли на
конфликте [Электронный ресурс] // РБК. URL:
https://www.rbc.ru/economics/28/06/2016/577157b89a7947239346aba3 (Дата
обращения - 29.03.2022).
74. Танки против людей, бомбежки и разрушенные города - 12 лет назад Грузия напала на Южную Осетию [Электронный ресурс] // Lenta.ru. URL: https://lenta.ru/articles/2020/08/08/2008/ (Дата обращения - 26.03.2022).
75. Хроника удара: каким был последний полёт российского Су-24 [Электронный ресурс] // RT. URL: https://russian.rt.com/world/article/335231- su-24-rossiya-turciya(Дата обращения - 29.03.2022).
76. Что произошло с Сирией за десять лет войны [Электронный
ресурс] // РБК. URL:
https://www.rbc.ru/politics/15/03/2021/604753db9a794749c12f6ebe (Дата
обращения - 29.03.2022).
77. Южно Кавказский газопровод (ЮКТ), Баку - Тбилиси - Эрзурум -
Что такое Южно Кавказский газопровод (ЮКТ), Баку - Тбилиси - Эрзурум? [Электронный ресурс] // Neftegaz.ru. URL: https://neftegaz.ru/tech-
library/transportirovka-i-khranenie/142156-yuzhno-kavkazskiy-gazoprovod-yukt-baku-tbilisi-erzurum/ (Дата обращения - 07.04.2022).
Интернет-сайты:
78. Сайт «Bloomberg» [Электронный ресурс] // Bloomberg. URL:
https://www.bloomberg.com/europe (Дата обращения - 14.05.2021).
79. Сайт «Lenta.ru» [Электронный ресурс] // Lenta.ru. URL:
https://lenta.ru/ (Дата обращения - 14.05.2021).
80. Сайт «TIKA» [Электронный ресурс] // TIKA. URL:
http://www.tika.gov.tr/en (Дата обращения - 14.05.2021).
81. Сайт «Trend» [Электронный ресурс] // Trend. URL:
https://en.trend.az/ (Дата обращения - 14.05.2021).
82. Сайт «Turkiye istatistik Kurumu» (TUiK) [Электронный ресурс] // TUiK. URL: https://www.tuik.gov.tr/ (Дата обращения - 14.05.2021).
83. Сайт «Окно в Баку» [Электронный ресурс] // Окно в Баку. URL: http://www.window2baku.com/Index.htm (Дата обращения - 14.05.2021).
84. Сайт «РБК» [Электронный ресурс] // РБК. URL: https://www.rbc.ru/ (Дата обращения - 14.05.2021).
85. Сайт «РИА Новости» [Электронный ресурс] // РИА. URL: https://ria.ru/ (Дата обращения - 14.05.2021).
86. Сайт «ТАСС» [Электронный ресурс] // ТАСС. URL: https://tass.ru/(Дата обращения - 14.05.2021).
87. Сайт «Турецкого потока» [Электронный ресурс] // TurkStream. URL: https://turkstream.info/ru/ (Дата обращения - 14.05.2021).
88. Сайт «ТЮРКСОЙ» [Электронный ресурс] // ТЮРКСОЙ. URL: https://www.turksoy.org/ru (Дата обращения - 14.05.2021).
89. Сайт газеты «Коммерсантъ» [Электронный ресурс] // Коммерсантъ. URL: https://www.kommersant.ru/ (Дата обращения - 14.05.2021).
90. Сайт газопровода «Trans Adriatic Pipeline» [Электронный ресурс] // Trans Adriatic Pipeline. URL: https://www.tap-ag.com/ (Дата обращения - 14.05.2021).
91. Сайт Генерального консульства России в Анталье (Турция) [Электронный ресурс] // Генеральное консульство России в Анталье (Турция). URL: https://antalya.mid.ru/ru/ (Дата обращения - 14.05.2021).
92. Сайт Европейской комиссии [Электронный ресурс] // European Commission. URL: https://ec.europa.eu/info/index_en(Дата обращения - 19.04.2022).
93. Сайт издания «Газета.ru» [Электронный ресурс] // Газета.ru. URL: https://www.gazeta.ru/(Дата обращения - 14.05.2021).
94. Сайт интернет-издания «RT» [Электронный ресурс] // RT. URL: https://russian.rt.com/(Дата обращения - 14.05.2021).
95. Сайт медийного портала «Рамблер» [Электронный ресурс] // Рамблер. URL: https://www.rambler.ru/(Дата обращения - 14.05.2021).
96. Сайт НАТО [Электронный ресурс] // NATO. URL: https://www.nato.int/(Дата обращения - 19.04.2022).
97. Сайт новостного портала «Neftegaz.ru» [Электронный ресурс] // Neftegaz.ru. URL: https://neftegaz.ru/ (Дата обращения - 14.05.2021).
98. Сайт новостного портала «Oilcapital» [Электронный ресурс] // Oilcapital. URL: https://oilcapital.ru/ (Дата обращения - 14.05.2021).
99. Сайт новостного портала «Интерфакс» [Электронный ресурс] // Интерфакс. URL: https://www.interfax.ru/ (Дата обращения - 14.05.2021).
100. Сайт новостного портала «Кавказский Узел» [Электронный ресурс] // Кавказский Узел. URL: https://www.kavkaz-uzel.eu/ (Дата обращения - 14.05.2021).
101. Сайт ПАО «Газпром» [Электронный ресурс] // Газпром. URL: https://www.gazprom.ru/ (Дата обращения - 14.05.2021).
102. Сайт платформы открытых данных «Knoema» [Электронный ресурс] // Knoema. URL: https://knoema.ru/ (Дата обращения - 14.05.2021).
103. Сайт Президента России [Электронный ресурс] // Kremlin. URL: http://www.kremlin.ru(Дата обращения - 14.05.2021).
104. Сайт рейтингового агентства «The soft power 30» [Электронный ресурс] // The Soft Power 30. URL: https://softpower30.com/ (Дата обращения - 14.05.2021).
105. Сайт Российского совета по международным делам [Электронный ресурс] // РСМД. URL: https://russiancouncil.ru/(Дата обращения - 14.05.2021).
106. Сайт с каталогом статей «Мудрый Юрист» [Электронный ресурс] // Мудрый Юрист. URL: https://wiselawyer.ru/ (Дата обращения - 14.05.2021).
107. Сайт справочной правовой системы «ГАРАНТ» [Электронный ресурс] // ГАРАНТ. URL: http://www.garant.ru/ (Дата обращения - 14.05.2021).
108. Сайт справочной правовой системы «Консультант Плюс» [Электронный ресурс] // Консультант. URL: http://www.consultant.ru/ (Дата обращения - 14.05.2021).
109. Сайт справочной системы «Техэксперт» [Электронный ресурс] // Техэксперт. URL: https://cntd.ru/ (Дата обращения - 14.05.2021).
110. Сайт Центра стратегических оценок и прогнозов [Электронный ресурс] // Центр стратегических оценок и прогнозов. URL: http://csef.ru/(Дата обращения - 14.05.2021).
111. Судебные и нормативные акты РФ: база судебных и
нормативных актов [Электронный ресурс] // Судебные и нормативные акты РФ. URL: https://sudact.ru/(Дата обращения - 14.05.2021).
Литература:
112. Eder, M. Suitcase Trade Between Turkey and Russia: Microeconomics and Institutional Structure / M. Eder, A. Yakovlev, A. Qarkoglu.
- Moscow, 2003. - 31 p. - (Preprint / State. un-t. Higher school economy ; WP4/2003/07).
113. Gaber, E. Turkey in the Caucasus and Central Asia: the post-Soviet period / E. Gaber // Central Asia and the Caucasus. 2011. - №3. - PP. 138-147.
114. Hristov, I. Neo-Ottomanism - emergence, ideology and political doctrine / I. Hristov // Social Evolution & History. 2019. - №1. - PP. 139-156.
115. Souleimanov, E. Two positions on the Nagorno-Karabakh war: Russian and Turkish (1990-1994) / E. Souleimanov, L. Evoyan // Central Asia and the Caucasus. 2012. - №4. - PP. 7-22.
116. Waltz, K. Theory of International Politics / K. Waltz. - New York : Addison-Wesley, 1979. - 251 p.
117. Ziia Kengerli Turkey’s geostrategic interests in the Caucasus //
Central Asia and the Caucasus. 2004. №6(30). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/turkey-s-geostrategic-interests-in-the-caucasus(дата обращения: 25.03.2022).
118. Аватков, В.А. «Мягкая сила» Турции во внутренней политике России / В.А. Аватков, А.Ш. Бадранов // Право и управление. XXI век. 2013.
- №2(27). - С. 5-10.
119. Аватков, В.А. Турецкая Республика. Внешняя политика: от 2002 к 2018 / В.А. Аватков. - М. : Издательство Юрайт, 2019. - 136 с.
120. Аватков, В.А. Турция: поворот на Восток / В.А. Аватков // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. 2017. - Т.10. №2. - С. 181-186.
121. Аветисян, Р.С. Эволюция структуры международного конфликта (на примере Нагорного Карабаха) / Р.С. Аветисян, С.А. Ланцов // Вестник Санкт-Петербургского университета. Политология. Международные отношения. 2011. - №2. - С. 90-96.
122. Аккалаева, А.К. Особенности индустрии туризма в Турецкой Республике / А.К. Аккалаева // Экономика и бизнес: теория и практика. 2020. - №11-1(69). - С. 13-17.
123. Алиева, А.И. Специфика современных подходов Турецкой Республики к оказанию помощи зарубежным государствам / А.И. Алиева // Вестник Московского университета. Серия 25. Международные отношения и мировая политика. 2017. - Т.9. №1. - С. 56-92.
124. Ахмадеев, К.Н. Турецкий фактор в крымско-татарском этнополитическом процессе / К.Н. Ахмадеев // Общество: политика, экономика, право. 2018. - №3. - С. 27-30.
125. Бабаян, К.К. Мадридские принципы нагорно-карабахского урегулирования / К.К. Бабаян // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2014. - №2. - С. 121-129.
126. Бакустин, А.В. Турция, Россия и государства Центральной Азии в XXI веке / А.В. Бакустин // РСМ. 2009. - №2(63). - С. 175-186.
127. Бдоян, Д.Г. Проблемы российско-турецких отношений на современном этапе / Д.Г. Бдоян // Власть. 2017. - Т.25. №8. - С. 191-195.
128. Бдоян, Д.Г. Российско-турецкие противоречия на Ближнем Востоке / Д.Г. Бдоян // Научно-аналитический журнал Обозреватель - Observer. 2017. - №6(329). - С. 23-33.
129. Белякова, Н.С. Крым и российско-турецкие отношения / Н.С. Белякова // Россия и мусульманский мир. 2015. - №9. - С. 37-47.
130. Бингол, Х.Ф. Взаимодействие Турции и России в сфере энергетической политики: опыт, перспективы, влияние на региональную политическую стабильность : автореф. дис. ... канд. полит. наук / Х.Ф. Бингол. - М., 2010. - 26 с.
131. Бингол, Х.Ф. Российский вектор в энергетической стратегии Турции / Х.Ф. Бингол // Россия и современный мир. 2011. - №3. - С. 145-152.
132. Бобров, А.К. Эволюция концептуальных основ внешней политики России и их реализация в российской дипломатической практике на современном этапе (1991-2019 гг.) : дис. ... канд. ист. наук / А.К. Бобров. - М., 2020. - 224 с.
133. Варбанец, П. Станет ли тюркский союз альтернативой вступлению Турции в ЕС? / П. Варбанец // Центральная Азия и Кавказ. 2009. - №1(61). - С. 64-71.
134. Васильева, С.А. Роль идеологии пантюркизма в политических процессах республиканской Турции : автореф. дис. ... канд. полит. наук / С.А. Васильева. - Екатеринбург, 2012. - 22 с.
135. Величко, Л.Н. Политика «Мягкой силы» Турции в регионе Южного Кавказа (1991-2002 гг.): проблемы реализации / Л.Н. Величко // Гуманитарные и юридические исследования. 2016. - №3. - С. 44-52.
136. Виноградова, С.М. Бархатный сезон 2008 года: создание нового политического имиджа Турции в российских СМИ / С.М. Виноградова, А.А. Сотниченко // Вестник Санкт-Петербургского университета. Политология. Международные отношения. 2010. - №2. - С. 53-64.
137. Габер, Е. Турецко-американские отношения на Кавказе: перспективы сотрудничества в урегулировании региональных конфликтов / Е. Габер // Кавказ и глобализация. 2013. - №1-2. - С. 29-45.
138. Гасанова, А.А. Роль России в урегулировании конфликта в Нагорном Карабахе / А.А. Гасанова // Постсоветские исследования. 2018. - Т.1. №2. - С. 217-220.
139. Глазова, А.В. Американо-турецкие отношения: перспективы выхода из кризиса и выстраивания новой модели взаимодействия / А.В. Глазова // Проблемы национальной стратегии. 2020. - №2(59). - С. 118-133.
140. Гордиевский, А. Пантюркизм без России / А. Гордиевский // Россия и мусульманский мир. 2007. - №3. - С. 78-80.
141. Грозин, А.В. Политика Турции в постсоветской Азии: подходы, институты, перспективы / А.В. Грозин // Постсоветский материк. 2021. - №2(30). - С. 25-48.
142. Гянджумян, В. «Война газопроводов»: о некоторых
геополитических последствиях проектов TANAP и «Турецкий поток» / В. Гянджумян // Центральная Азия и Кавказ. 2015. - Т.18. №3-4. - С. 84-92.
143. Джакупов, Т. Центральная Азия во внешнеполитической концепции Турции / Т. Джакупов // Вестник Постсоветские исследования. 2018. - Т.1. №5. - С. 437-445.
144. Ерицян, А.Д. Эволюция внешнеполитической стратегии Турецкой Республики после 2002 г. / А.Д. Ерицян // Вестник Забайкальского государственного университета. 2019. - Т.25. №4. - С. 47-53.
145. Зубкова, А. Реализация стратегии «мягкой силы» во внешней политике Турции / А. Зубкова // Россия и мусульманский мир. 2014. - №5(263). - С. 101-107.
146. Иванов Василий Витальевич Последователи Саида Нурси и
Фетхуллаха Гюлена в России // Мусульманский мир. 2014. №2. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/posledovateli-saida-nursi-i-fethullaha-gyulena-v- rossii(дата обращения: 03.04.2022).
147. Ирхин, А.А. Американский план «Большой Ближний Восток» и турецкая концепция «Стратегической глубины»: вызовы и возможности для российской внешней политики в черноморско-средиземноморском регионе / А.А. Ирхин // Вестник Томского государственного университета. 2018. - №432. - С. 98-104.
148. Исаков, А.С. Агональный характер мягкой силы современной Турции / А.С. Исаков // Дискурс-Пи. 2017. - №3-4(28-29). - С. 142-149.
149. Исламский фактор во внешней политике Турции [Электронный ресурс] // Центр стратегических оценок и прогнозов. URL: http://csef.ru/ru/politica-i-geopolitica/237/islamskij-faktor-vo-vneshnej-politike- turczii-3388(Дата обращения - 09.03.2022).
150. Ислямова, Э.Э. Черноморский регион в контексте политики национальной безопасности Российской Федерации: вопросы теории / Э.Э. Ислямова // Via in tempore. История. Политология. 2019. - №2. - С. 375-383.
151. Исхаков, А.С. «Мягкая сила» Турции на пространстве СНГ на примере деятельности TIKA / А.С. Исхаков // Политика, экономика и инновации. 2020. - №4(33). - С. 1-6.
152. Калашников, А.М. «Голубой поток» как важный фактор развития российско-турецких отношений / А.М. Калашников // Власть. 2013. - №2. - С. 100-102.
153. Калугин, П.Е. Историческая динамика российско-турецких взаимоотношений в экономике и энергетике / П.Е. Калугин // Известия Иркутского государственного университета. Серия: История. 2015. - Т.12. - С. 40-54.
154. Калугин, П.Е. Современное стратегическое сотрудничество Российской Федерации с Турцией в сфере энергетики : автореф. дис. ... канд. ист. наук / П.Е. Калугин. - Иркутск, 2014. - 23 с.
155. Калугин, П.Е. Турецкий вариант энергетической сверхдержавы / П.Е. Калугин // Известия Иркутского государственного университета. Серия: История. 2015. - Т.11. - С. 103-114.
156. Киракосян, Н.А. Роль России в урегулировании нагорно-карабахского конфликта / Н.А. Киракосян // Пробелы в российском законодательстве. Юридический журнал. 2014. - №3. - С. 221-225.
157. Киреев, Н.Г. История Турции XX век / Н.Г. Киреев. - М. : ИВ РАН: Крафт+, 2007. - 608 с.
158. Киреев, Н.Г. Среднесрочные и долгосрочные интересы Турции в отношениях с Россией / Н.Г. Киреев // Ближний Восток и современность. 1997. - №4. - С. 145-209.
159. Колесников, А.А. Геополитическая составляющая возвращения Крыма в состав России: взгляд из России и Турции / А.А. Колесников // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Общественные науки. 2015. - №26(737). - С. 108-112.
160. Крылов, А.В. Турецкий гамбит» за кулисами «арабской весны» годов / А.В. Крылов // Центр ближневосточных исследований. Российско- турецкие отношения: 2002-2012 годы (материалы Круглого стола). 2013. - Т.25. - С. 56-61.
161. Кудряшова, Ю.С. Активизация российско-турецких отношений: сущность и перспективы / Ю.С. Кудряшова // Вестник МГИМО Университета. 2012. - №5(26). - С. 38-44.
162. Куртов, А. Турция усиливает свои позиции в Центральной Азии / А. Куртов // Россия и мусульманский мир. 2007. - №2. - С. 100-103.
163. Ларионова, Е.И. «Мягкая сила» России в Турции: достижения, проблемы, перспективы / Е.И. Ларионова // Центр ближневосточных исследований. Российско-турецкие отношения: 2002-2012 годы (материалы Круглого стола). 2013. - Т.25. - С. 62-72.
164. Маврина, Ю.В. Концепция внешней политики Турции Ахмета Давутоглу / Ю.В. Маврина // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия История. Международные отношения. 2014. - Т.14. №1. - С. 69-75.
165. Матевосян, С.М. Армяно-турецкие отношения в контексте евроинтеграции Турции / С.М. Матевосян // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2009. - №2. - С. 63-70.
166. Минасян, Н. Концепция «Мягкой силы» в контексте теорий международных отношений / Н. Минасян // 21-й век. 2017. - №3(44). - С. 35¬42.
167. Минасян, С. Подходы региональных и глобальных акторов в карабахском конфликте / С. Минасян // 21-й век. 2010. - №1(13). - С. 3-22.
168. Моисеев, С.В. Особенности пропагандистской деятельности международной экстремистской религиозной организации «Нурджулар» в России и Центральной Азии / С.В. Моисеев // Востоковедные исследования на Алтае. 2015. - №9. - С. 36-40.
169. Нутфуллина, З.Г. «Мягкая сила» по-турецки / З.Г. Нутфуллина // Казанский вестник молодых учёных. 2019. - №4(12). - С. 153-157.
170. Овсепян, Л. Турецкая модель и обусловленность внешней политики Анкары в странах Центральной Азии стратегическими интересами Запада / Л. Овсепян // Центральная Азия и Кавказ. 2009. - №2(62). - С. 130¬137.
171. Оздемир, В. Энергетическая дипломатия Турции / В. Оздемир, И.А. Гулиев // Вестник МГИМО Университета. 2016. - №2(47). - С. 101-110.
172. Офлаз, Б. Роль международных организаций в решении проблемы Нагорного Карабаха / Б. Офлаз // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2013. - №160. - С. 187-195.
173. Парланова, А.Т. Отличительные особенности
внешнеполитической стратегии Турции на современном этапе / А.Т. Парланова // Актуальные проблемы современных международных отношений. 2017. - №9. - С. 46-52.
174. Парубочая, Е.Ф. Саммиты тюркских государств (1992-2001 гг.):
реальная платформа для сближения? / Е.Ф. Парубочая // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4: История.
Регионоведение. Международные отношения. 2011. - №1(19). - С. 113-120.
175. Парубочая, Е.Ф. Саммиты тюркских государств (2006-2010 гг.):
реальная платформа для сближения стран / Е.Ф. Парубочая // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4: История.
Регионоведение. Международные отношения. 2011. - №2(20). - С. 98-105.
176. Равочкин, Н.Н. Акценты идеологической доктрины пантюркизма в геостратегических устремлениях Турции к Казахстану / Н.Н. Равочкин // Мир науки, культуры, образования. 2014. - №3(46). - С. 358-360.
177. Савин, Д.А. Т. Озал и становление индустрии туризма в Турции / Д.А. Савин // Вестник Ярославского Государственного Университета им. П. Г. Демидова. Серия гуманитарные науки. 2010. - №3. - С. 16-20.
178. Садыкова, Л.Р. Исламский «ренессанс» в Турции на рубеже XX-XXI вв. / Л.Р. Садыкова // Вестник МГИМО Университета. 2009. - №5. - С. 1-9.
179. Сафарян, Д. К вопросу о позиции турецкой общественно-политической мысли по проблеме установления официальных отношений с Арменией (1991-1998гг.) / Д. Сафарян // 21-й век. 2015. - №2(35). - С. 119¬134.
180. Сафонкина, Е.А. Турция как новый актор политики «мягкой силы» / Е.А. Сафонкина // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2014. - Т.9. №2. - С. 145-166.
181. Свистунова, И.А. Российско-турецкие отношения на Ближнем Востоке 2002-2012 годов / И.А. Свистунова // Центр ближневосточных исследований. Российско-турецкие отношения: 2002-2012 годы (материалы Круглого стола). 2013. - Т.25. - С. 116-125.
182. Семедов, С.А. Основные аспекты современной политики Турции на Кавказе / С.А. Семедов // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2008. - №2. - С. 39-52.
183. Силантьев, Р.А. Деятельность структур Фетхуллаха Гюлена в России как пример масштабной экспансии деструктивной идеологии / Р.А. Силантьев, А.Р. Крганов, А.В. Саввин // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. - 2018. - №1(789). - С. 424-434.
184. Синчук, Ю.В. Присоединение Крыма - а какова цена? / Ю.В. Синчук, А.А. Родионов // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. 2016. - №17(756). - С. 169-176.
185. Современное состояние торгово-экономических связей России и
Турции [Электронный ресурс] // РСМД. URL:
https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/sovremennoe- sostoyanie-torgovo-ekonomicheskikh-svyazey-rossi/(Дата обращения - 06.04.2022).
186. Сулейманов Раис Равкатович Влияние Турции в Татарстане:
фактор «мягкой силы» // Мусульманский мир. 2016. №1. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-turtsii-v-tatarstane-faktor-myagkoy-sily(дата обращения: 03.04.2022).
187. Сулейманов, А.В. Геополитическая борьба России, Турции и Ирана в Центральной Азии и Закавказье / А.В. Сулейманов // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2013. - №4. - С. 5-12.
188. Сулейманов, Р.Р. Религиозная экспансия Турции в Татарстан в постсоветский период / Р.Р. Сулейманов // Вестник МГИМО Университета. 2016. - №2(47). - С. 40-48.
189. Теймурова, А.Б. Инициативы Турции в сфере морской безопасности Черноморского региона в конце ХХ - начале XXI В. / А.Б. Теймурова // Архонт. 2017. - №3. - С. 35-43.
190. Туризм между Россией и Турцией: тенденции и перспективы / С.В. Рязанцев, И. Ахмет, Р.В. Маньшин [и др.] // Туризм: право и экономика. - 2014. - №1. - С. 2-7.
191. Ульченко, Н.Ю. Основные тенденции развития российско-
турецких экономических отношений / Н.Ю. Ульченко // Центр
ближневосточных исследований. Российско-турецкие отношения: 2002-2012 годы (материалы Круглого стола). 2013. - Т.25. - С. 126-136.
192. Ходунов, А.С. Российско-Турецкие отношения в 1991-2010 гг. / А.С. Ходунов // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Всеобщая история. 2016. - №4. - С. 85-110.
193. Хорошун, Н.Д. Геоэкономические последствия российско- турецких газовых соглашений / Н.Д. Хорошун // Теория и практика общественного развития. 2015. - №1. - С. 42-45.
194. Шашкин, Ю.А. Россия как основной поставщик энергоресурсов для потребителей Турции / Ю.А. Шашкин // Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. 2009. - №5. - С. 35-42.
195. Шлыков, П.В. Евразийство и евразийская интеграция в политической идеологии и практике Турции / П.В. Шлыков // Сравнительная политика. 2017. - Т.8. №1. - С. 58-76.
196. Экен, Э. Энергетический вектор в отношениях Турции и России: итоги и перспективы встреч премьеров В.В. Путина и Т. Эрдогана / Э. Экен // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2010. - №2. - С. 45-51.
197. Юматов, К.В. Армения в контексте внешней политики Турции, России и стран Европейского Союза / К.В. Юматов // Вестник Кемеровского государственного университета. 2013. - Т.3. №2(54). - С. 179-183.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ