ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОФИЦИАЛЬНАЯ ДИПЛОМАТИЯ 13
1.1 НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ 13
1.2 ОРГАНЫ И СТРУКТУРЫ, ОТВЕТСТВЕННЫЕ ЗА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ
ДИПЛОМАТИИ 22
1.3 ПРАКТИЧЕСКИЕ ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ДИПЛОМАТИИ 23
ГЛАВА 2. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ НАРОДНОЙ ДИПЛОМАТИИ МЕЖДУ ФРГ И АЛТАЙСКИМ КРАЕМ 36
2.1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАРОДНОЙ ДИПЛОМАТИИ 36
2.2 ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ НАРОДНОЙ ДИПЛОМАТИИ 38
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ СОТРУДНИЧЕСТВА 50
3.1 ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ И ПРОБЛЕМЫ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ
ОФИЦИАЛЬНОЙ ДИПЛОМАТИИ 50
3.2 ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ И ПРОБЛЕМЫ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ
НАРОДНОЙ ДИПЛОМАТИИ 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
В свете последних международных событий, связанных с проведением специальной военной операции Россией на территории Украины и введением странами ЕС большого количества санкций в отношении РФ можно говорить, что в данное время наблюдается апогей охлаждения отношений между Россией и Западом за последние 20 лет. Разумеется, охлаждение происходило постепенно и можно выделить ключевые точки в этом неприятии друг друга: расширение НАТО на восток, война в Грузии, Мюнхенская речь Путина, война в Сирии, присоединение Крыма к России, «дело А. Навального».
Одновременно с осложнением дипломатической работы на западном направлении наблюдался возрастающий интерес России к азиатскому региону. Однако, согласно позиции российской власти и концепции внешней политики РФ, в современном мире недопустимо существование однополярной или двухполярной системы, борьбы политических блоков. Формируется полицентричная карта мира, поэтому для России важно поддерживать диалог и сотрудничество на всех направлениях, в том числе со странами Западной Европы.
Именно поэтому в свете кризиса отношений России и Запада необходимо проанализировать имеющийся опыт в построении партнёрских отношений с одним из влиятельных государств ЕС - Германией, понять каких результатов удалось достигнуть с помощью дипломатии, какие возможности были упущены. Для диалога между ФРГ и Россией уже имелись исторические и культурные основания: большое количество немцев, проживающих на территории России, массовому притоку которых было положено начало ещё в XVIII веке, общая память о трагических событиях великой отечественной войны.
Актуальной в современных международных отношениях является тема межрегионального сотрудничества как механизма реализации самостоятельной внешней политики, привлечения инвестиций и формирования международных связей, препятствующих наращиванию конфронтации между странами.
В связи с актуализацией общественной дипломатии и концепцией «мягкой силы» в российских политических кругах необходимо проанализировать какими особенностями обладает отечественная народная дипломатия, каким образом она вклинилась в общую внешнеполитическую линию, насколько успешным был опыт её применения.
Степень разработанности темы: исследования в проблемном поле данной работы представляется возможным сгруппировать в несколько тематических блоков. Первая группа исследований раскрывает тему диалога России и Германии по линии официальной дипломатии. Л.М. Батурин в работе «Итоги и перспективы российско-германского политического сотрудничества» отмечает позитивную динамику в межгосударственном диалоге с 2000г., когда сменилась политическая верхушка в ФРГ и России. Отмечается, что для России Германия была одним из ключевых международных партнёров. И не смотря на оказываемое США давление на ЕС, тем не менее Германия продолжала активно сотрудничать с Россией. С.Е. Проценко в статье «Отношения России и ФРГ: история и перспективы» обращает внимание на фактор, способствовавший охлаждению отношений между РФ и ФРГ, который связан с навязыванием Германией (с приходом к власти канцлера А. Меркель) России западных ценностей, что было воспринято Москвой как попытка оказания давления.
Вторая группа исследований затрагивает тему регионального сотрудничества России и Германии. Исследования в ракурсе парадипломатии отводят незначительную роль Алтайскому краю в международных связях России и ФРГ. Ф.А. Басов говорит о том, что число побратимских связей и партнёрских взаимодействий сконцентрировано в Европейской части России; чем дальше на восток страны - тем меньше количество таких связей. Басов отмечает, что за Уралом только Тюмень, Новосибирск, Иркутск и Славгород имеют партнёрские связи с немецкими городами и муниципалитетами. Алтайский край он отмечает по наличию здесь Немецкого национального района, благодаря которому и существуют международные связи Алтайского края и ФРГ.
Н.В. Яковлева отмечает, что не все Земли ФРГ представляют свои интересы в РФ. Некоторые из них отсутствуют вовсе. Это связанно с отсутствием общих интересов, знаний и информации по поводу существующих немецких районов. Хотя сами субъекты, в которых находятся эти районы, самостоятельно ищут связи с немецкими землями и заключают двухсторонние соглашения о сотрудничестве. Это благоприятно отражается на сотрудничестве партнеров, так как рисует круг общих интересов между ними, но при этом отсутствуют информационная политика между двумя странами. С одной стороны, Россия предлагает самостоятельность в принятии решений, с другой стороны, в полной мере не создаются условия для реализации данной самостоятельности.
О.Ю. Дубровина утверждает, что международная деятельность субъектов Российской Федерации на рубеже XX - XXI веков стала эффективным инструментом реализации внешнеполитических задач Российского государства. Регионы России нередко становятся инициаторами новых идей и механизмов для реализации российской внешней политики.
В.В. Мищенко отмечает, что размещение Свободной экономической зоны в Немецком национальном районе в 1996 году было рассчитано в первую очередь на привлечения инвесторов из Германии. Но также говорит, что любое крупное начинание в сложных экономических условиях требует поддержки на всех уровнях управления и власти. Такой поддержки у СЭЗ «Алтай» нет. К таким крупным проектам, как СЭЗ, должны быть подключены все без исключения управленческие и законодательные структуры, а также бизнес.
Третья группа исследований раскрывает проблему теоретического обоснования народной дипломатии. Дж. Най в 1990-е годы создаёт концепцию «мягкой силы» в которой он говорит о привлекательности государства для сотрудничества с ним других. Именно это качество он противопоставляет силе принуждения. Он разграничивает понятие «мягкой силы» и пропаганды, которая оперирует более радикальными методами, включая иногда манипуляцию и шантаж.
Е.П. Панова в своих исследованиях отмечает важность доверительных отношений между государствами на самых ранних этапах для формирования привлекательного образа. Отсутствие доверительных отношений влечёт за собой подозрительность и в худшем случае негативное восприятие.
А.В. Долинский обращает внимание на путаницу, возникшую в экспертном сообществе в связи с тем, что в отечественной литературе нередко понятие публичной дипломатии подменяется понятием общественной дипломатии или народной дипломатии. Между тем, исследователь отмечает более широкий спектр направления деятельности именно публичной дипломатии. Он также говорит о более узких понятиях культурной и спортивной дипломатии, экономической. Исследователь считает важным употреблять все эти термины в верном контексте.
Четвёртая группа исследований выявляет тенденции развития народной дипломатии в отношениях России и Германии. М. Безрукова рассматривала общественную дипломатию как инструмент взаимодействия Германии и России в своей статье «Особенности общественной дипломатии Германии в России». Здесь она отмечает как одно из важнейших направлений общественной дипломатии Германии в конце XX - начале XXI века в отношении России формирование доброжелательного имиджа Германии после событий Второй Мировой войны.
Л.А. Можаева в работе «Всемирные фестивали молодёжи и студентов: из опыта проведения общественной дипломатии» также обращает внимание на послевоенное мироустройство и молодёжные фестивали как противодействие «холодной войне» и международной напряжённости.
Р.С. Мухаметов в статье «Специфика общественной дипломатии как инструмента внешней политики государства» выделяет ведущие неправительственные организации России и Германии. Многие из немецкий НПО зародились ещё в 20 - 30-е годы XX века, но филиалы в России начали появляться по объективным причинам только в 90-е годы.
Цель: выявить особенности развития международного сотрудничества между Алтайским краем и ФРГ.
Задачи:
• проанализировать нормативно-правовые и институциональные основы официальной дипломатии;
• выявить особенности практической реализации официальной дипломатии;
• проанализировать дискуссионный вопрос вокруг теоретического обоснования народной дипломатии;
• выявить особенности применения народной дипломатии в России на практике;
• подвести итоги опыту Алтайского края в проведении официальной и народной дипломатической работы, выявить сильные и слабые стороны.
Объект: международное сотрудничество Алтайского края и ФРГ.
Предмет: результаты осуществления официальной и народной дипломатии между Алтайским краем и ФРГ.
Методология: межрегиональные связи в парадигме трансрегионализма с применением функционализма. Целенаправленная политика региональных властей и объединений, направленная на обеспечение своих национальных и коллективных интересов посредством институционализации сотрудничества в различных областях и формирования общих экономических пространств. Отход от идеи приоритета политической интеграции над интеграцией в других сферах. В связи с тем, что политические противоречия являются причиной конфликтов между государствами, страны стремятся найти такие сферы, сотрудничество в которых помогло бы преодолеть эти противоречия.
Методы: в исследовании применён системный подход, позволяющий рассмотреть международную деятельность РФ, её регионов, отдельных компаний и общественных организаций как единую систему, участвующую с помощью разных методов в международном диалоге, сравнительный анализ был применён для выявления особенностей официальной и народной дипломатии в германо-российском диалоге, статистический анализ позволил выявить на основе количественных показателей проведённых мероприятий, проектов и товарооборота интенсивность работы по дипломатической линии.
Источниковая база исследования представляет из себя сведения из официальных сайтов органов власти: сайт правительства Алтайского края, сайт Министерства экономического развития Алтайского края, Управление Алтайского края по развитию туризма и курортной деятельности, Инвестиционный портал Алтайского края, портал Российско-Германской внешнеторговой палаты, Сайт Министерства Иностранных Дел России.
Кроме того, в исследовании задействованы данные с официальных сайтов алтайских компаний и заводов, сотрудничающих в Г ерманией (АЗПИ, Эвалар, Алтай-Занддорн), а также общественных организаций (Национально-культурная автономия немцев Алтая, Краевой Российско-Немецкий Дом).
Одним из источников информации стали стенограммы с парламентских слушаний, конференций, посвящённых вопросам общественной дипломатии как на государственном, так и на региональном уровне. Например, стенограмма парламентских слушаний на тему «Общественная дипломатия: проблемы и пути их решения» от 25 мая 2010 года. А также сборник материалов XXIII международной практической конференции «Алтай».
Значительный объём источниковой базы сформирован на основе таких законодательных актов, как Концепции внешней политики (1993г., 2000г., 2008г., 2013г., 2016г.), Венская конвенция о дипломатических сношениях, указ Президента Российской Федерации от 8 ноября 2011 года №1478 «О координирующей роли Министерства иностранных дел Российской Федерации в проведении единой внешнеполитической линии Российской Федерации», соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Федеративной Республики Германия «Об изучении русского языка в Федеративной Республике Германия и немецкого языка в Российской Федерации» от 9 октября 2003 г., соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Федеративной Республики Германия «Об облегчении взаимных поездок граждан Российской Федерации и граждан Федеративной Республики Германия», Соглашение между Правительством Федеративной Республики Германия и Правительством Российской Федерации в области молодежного сотрудничества от 21 декабря 2004 г, Федеральный закон от 4 января 1999 года №4 «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации», постановление Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2000 года №91 «О принятии Правительством Российской Федерации решений о согласии на осуществление субъектами Российской Федерации международных и внешнеэкономических связей с органами государственной власти иностранных государств», ФЗ от 8 декабря 2003 года №164 «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», постановление Администрации Алтайского края от 14 апреля 2006 года №156 «Об утверждении Положения о порядке осуществления международных связей в Алтайском крае», постановление Администрации Алтайского края от 15 марта 2010 года №90 «Об утверждении Положения о порядке осуществления международных и внешнеэкономических связей Алтайского края», постановление от 1 апреля 1996 года №176 «О создании представительства Алтайского края в Федеративной Республике Германии», постановление от 14 апреля 1999 г. №269 «Об информационно-экономическом центре Алтайского края в г. Целле, федеральная земля Нижняя Саксония, Федеративная Республика Германия».
Хронологические рамки: с нижней границей 2000 год связана стабилизация внешне- и внутриполитического курсов России. 1990-е гг. - времена дестабилизации общества, связанные с распадом СССР и образованием нового государства Российская Федерация. В те годы Россия искала новые ориентиры для развития, активно шла на сотрудничество с Западом. Только к началу 2000-х стала очевидна разность взглядов Европы и России на общемировые процессы и события. Российское государство приступило к формированию своей независимой позиции. Вместе с тем к началу 2000-х была наработана база и потенциал для будущего сотрудничества с другими странами. Стабилизировалась экономика, формировались нормативно-правовые основы. Верхняя граница 2021 год отражает современное состояние международного сотрудничества. Таким образом можно проследить за эволюцией межгосударственного диалога в течение почти всей истории Российской Федерации, начиная с более стабильного этапа её существования и положения на международной арене.
Территориальные рамки охватывают территорию ФРГ и Алтайского края Российской Федерации.
Научная новизна исследования заключается в том, что несмотря на довольно плодотворное изучение российско-германского дипломатического диалога в научной среде, существует пробел в изучении межрегиональной дипломатии России и Германии, её эволюции. Таким образом данная работа представляет собой попытку углубленного изучения взаимодействия Алтайского края с ФРГ. Проводится сопоставление официальной и народной дипломатии в рамках диалога Алтайского края и ФРГ.
Практическая значимость исследования обоснована возможностью использования выводов и рекомендаций, полученных в ходе аналитической работы для улучшения качества проведения дипломатического диалога. Результаты исследования могут быть применены в рамках учебного процесса по программам дисциплин, затрагивающих сферу международных отношений.
Апробация результатов исследования состоялась в рамках научно-практической конференции «Мой выбор - наука!» в рамках Дней молодёжной науки на базе Алтайского государственного университета 25 апреля 2019 года с докладом «Теоретические основы общественной дипломатии», в рамках XIV Всероссийской научно-практической конференции «Политический процесс в региональном измерении: история, теория, практика» на базе кафедры политологии Алтайского государственного университета 8 октября 2020г. с докладом «Основные тенденции развития народной дипломатии России и ЕС (на примере Германии) 2015 - 2019 гг.», в рамках конференции «Вернадский» 24 ноября 2020 года с докладом «Институт городов-побратимов как форма народной дипломатии в контексте германо-российского диалога».
Структура работы соответствует поставленным задачам. Так задача проанализировать нормативно-правовые и институциональные основы официальной дипломатии раскрывается в параграфах 1.1 и 1.2 главы 1, задача выявить особенности практической реализации официальной дипломатии разрешается в параграфе 1.3 главы 1, задача проанализировать дискуссионный вопрос вокруг теоретического обоснования народной дипломатии выполняется в параграфе 2.1, задача выявить особенности применения народной дипломатии в России на практике раскрывается в параграфе 2.2, задача подвести итоги опыту Алтайского края в проведении официальной и народной дипломатической работы, выявить сильные и слабые стороны выполняется в главе 3.
Динамика сотрудничества Алтайского края и ФРГ менялась в течение последних 20 лет от активной заинтересованности в 2000-е до угасания интереса именно к Германии, отход от её особой роли. Сейчас можно наблюдать, что со стороны власти всё больше внимания уделяется азиатскому направлению, странам СНГ, ведётся работа в направлении поддержки коренных малочисленных народов на территории края.
Однако существуют факторы, позволяющие удерживать связь между Алтайским краем и Германией. Среди них существование на территории региона Немецкого национального района, а также заинтересованность ФРГ в алтайской агротехнике, недорогой, но качественной. Алтайский край заинтересован в высокотехнологичном немецком производственном оборудовании. Кроме того, удерживает взаимный интерес к диалогу опыт успешных совместных проектов в фармацевтической и туристско- рекреационной сфере. Алтайский край имеет богатый туристический потенциал, обусловленный наличием уникальных природных объектов и ландшафтов, перспективы к лечебному и сельскому туризму. Немецкие инвесторы показали свою заинтересованность в участии в подобных проектах.
Санкции после 2014 года снизили темпы экономического сотрудничества, но за несколько лет и германская и алтайская стороны адаптировались к санкциям и продолжили сотрудничество. Политические факторы ещё оказывают влияние на экономическую интеграцию регионов, но пока существует спрос на экспортируемую и импортируемую продукцию, пока существует взаимное стремление в деловых кругах Германии и Алтайского края поддерживать диалог - сотрудничество будет продолжаться. Положительный опыт взаимодействия уже становится основой и стимулом к дальнейшему сотрудничеству.
События на международной арене и тенденции межгосударственного диалога на высшем уровне безусловно оказывают влияние на развитие межрегионального сотрудничества. Были приняты законы, ограничивающие деятельность немецких общественных организаций, сократилась поддержка немецких инициатив и проектов, в целом наблюдается отход от особого статуса немцев в России. Законодательное ограничение деятельности немецких общественных организаций способствует разрыву связей с Германией на уровне общества. Хоть и подобная политика властей оправдана угрозой национальной безопасности в свете пропаганды немецкими обществами западных ценностей, однако важно не упустить факт того, что данные организации выполняют значимую работу в рамках культурной и народной дипломатии.
Сейчас, когда растёт градус напряжение в германо-российском диалоге, активизация народной дипломатии могла бы поспособствовать улучшению ситуации. В первую очередь необходимо принятие как со стороны власти, так и со стороны бизнес-сообщества того факта, что и Европа, и Германия в частности - одно из важнейших направлений для сотрудничества. Уже имеется опыт взаимодействия и потенциал, который нельзя упускать. Возможно именно бизнес-круги могли бы поспособствовать активизации народной дипломатии, организовывать мероприятия. Ответственные и неравнодушные гражданские круги могут также взять инициативу на себя. Помимо успешного опыта сотрудничества именно в Алтайском крае ещё жива историческая и родовая память о немецкой нации, ведь в годы ВОВ большое количество немцев было направлено из Поволжья на Алтай. Сейчас в регионе сохраняется большое количество людей с немецкими корнями, что также должно поспособствовать активизации интереса к Германии со стороны общества.
Однако нужно отметить некоторую пассивность общества. В Алтайском крае развивается гражданская политическая активность, в то время как стремление к межгосударственному диалогу развито слабо. Поддержка государства в рамках данной работы важна, однако, согласно концепции народной дипломатии, инициатива должна исходить снизу, из общественных кругов, только тогда она сможет обладать необходимой интеграционной силой в периоды конфронтации на уровне высших политических кругов.
Чтобы повысить эффективность народной дипломатии между Россией и Германией необходимо пересмотреть территориальную привязку мероприятий НПО. Большинство форумов, конференций, встреч проводятся в Европейской части России, и в частности, львиная доля приходится на Москву и Санкт-Петербург. Необходимо активизировать деятельность НПО там, где проживают основные массы российских немцев - в Западной Сибири (около 190000 чел.) и на Урале (около 95000 чел.).
Необходимо также активизировать работу в рамках установления побратимских связей городов. Этот формат позволяет закрепить долгосрочные намерения комплексного сотрудничества в культурной, научной, экономической сферах. Между городами России и Германии установлено более 100 побратимских связей, однако они сконцентрированы в европейский части России. Отдалённые от федерального центра регионы зачастую просто неизвестны представителям Германии. Здесь уместным может стать брендирование и грамотный маркетинг малоизвестных городов и регионов.
1. Концепция внешней политики Российской Федерации : указ Президента Российской Федерации от 23 апреля 1993 г. - М. : Дипломатический вестник, 1993. - 32 с.
2. Концепция внешней политики Российской Федерации : указ Президента Российской Федерации от 28 июня 2000 г. - М. : Российская Газета, 2000. - 36 с.
3. Концепция внешней политики Российской Федерации : указ
Президента Российской Федерации №1440 от 12 июля 2008г. - М. :
Российская Газета, 2008. - 35 с.
4. Концепция внешней политики Российской Федерации : указ Президента Российской Федерации №251 от 12 февраля 2013г. - М. : Российская Газета, 2013. - 36 с.
5. Концепция внешней политики Российской Федерации : указ
Президента Российской Федерации №640 от 30 ноября 2016г. - М. :
Российская Газета, 2016. - 38 с.
6. О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации : Закон Российской Федерации. - М. : Российская газета. - 1998. - 15 с.
7. О создании представительства Алтайского края в Федеративной Республике Германии : постановление Правительства Алтайского края. - Барнаул : Сборник законодательства Алтайского края №21. - 1996. - 4 с.
8. Об информационно-экономическом центре Алтайского края в г. Целле, федеральная земля Нижняя Саксония, Федеративная Республика Германия : постановление Правительства Алтайского края №176. - Барнаул : Рассылка. - 1999. - 3 с.
9. Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности : Закон Российской Федерации. - М. : Парламентская газета, 2003. - 29 с.
10. Об утверждении плана мероприятий (дорожной карты) Развитие экспортной и транзитно-логистической деятельности в Алтайском крае] : распоряжение Правительства Алтайского края №278-р. - Барнаул. - 2016. - 10 с.
11. Об утверждении Положения о порядке осуществления международных и внешнеэкономических связей Алтайского края : постановление Администрации Алтайского края №90. - Барнаул : Алтайская правда. - 2010. - 12 с.
12. Об утверждении Положения о порядке осуществления международных связей в Алтайском крае : постановление Администрации Алтайского края №156. - Барнаул : Алтайская правда. - 2006. - 8 с.
13. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Федеративной Республики Германия об изучении русского языка в Федеративной Республике Германия и немецкого языка в Российской Федерации : бюллетень международных договоров №12. - 2003. - 2 с.
14. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Федеративной Республики Германия в области молодежного сотрудничества : бюллетень международных договоров №3. - 2004. - 4 с.
15. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Федеративной Республики Германия о научно-техническом сотрудничестве : бюллетень международных договоров №4. - 2009. - 5 с.
16. Агросервер.ги [Электронный ресурс]: российский
агропромышленный сервер. - Режим доступа: https://agroserver.ru. - Загл. с экрана (дата обращения: 12.03.2020).
17. Алтайвитамины переходит на международные стандарты качества [Электронный ресурс] : Новости GMP. - 2012. - Режим доступа: https://gmpnews.ru. - Загл. с экрана (дата обращения: 4.04.2020).
18. Алтай-кокс [Электронный ресурс]: официальный сайт
Алтайского коксохимического предприятия. - Режим доступа: https://altai.nlmk.com/ru. - Загл. с экрана (дата обращения: 10.03.2020).
19. Алтайский краевой Российско-Немецкий дом [Электронный ресурс] : официальный сайт Российско-Немецкого Дома. - Режим доступа: http://ak-rnd.org. - Загл. с экрана (дата обращения: 20.04.2019).
20. Ахундов, Н.А. Народная дипломатия в современной мировой политике: автореф. дис. док. ист. наук / Н.А. Ахундов. - М., 1991. - 42 с.
21. Барг, Н. Немецкие деньги в наших краях / Н. Барг // Московская Немецкая Газета [Электронный ресурс] - Электрон. дан. - М., 2014. - Загл. с экрана. - Режим доступа: https://ru.mdz-moskau.eu/nemetskie-dengi-v-nashih- krayah(дата обращения: 2.03.2022).
22. Барнаул. Новости [Электронный ресурс] : новостной портал
Алтайского края. - Режим доступа: https://www.barnaul-
altai.ru/news/citynews/?id=58525. - Загл. с экрана (дата обращения: 1.04.2021).
23. Басов, Ф.А. Отношения между регионами и городами России и Германии / Ф.А. Басов // Научно-аналитический Вестник Института Европы РАН. - 2018. - №6. - С. 146-152.
24. Батурин, Л.М. Итоги и перспективы российско-германского политического сотрудничества / Л.М. Батурин // Вестник Южно-Уральского государственного университета. - 2012. - №10. - С. 127-130.
25. Безрукова, М.В. Особенности общественной дипломатии Германии в России / М.В. Безрукова // Мировой порядок. - 2014. - №44. - С. 237-242.
26. Бурлинова, Н. Концепция внешней политики 2016 и «мягкая
сила» России / Н. Бурлинова // Picreadi [Электронный ресурс]: сайт неправительственной общественной организации. - Режим доступа: https://picreadi.rU/koncepciya-vneshnej-politiki-2016-i-myagkaya/#_ednref8. -
Загл. с экрана (дата обращения 1.03.2022).
27. Вайц, В. Переселенцы в Германии, немцы в Алтайском крае // Deutsche Welle [Электронный ресурс] - Электрон. дан. - Режим доступа: https://www.dw.com. - Загл. с экрана (дата обращения: 24.04.2019).
28. Германо-Российский форум [Электронный ресурс] : официальный сайт проекта. - Режим доступа: https://www.deutsch-russisches- forum.de. - Загл. с экрана (дата обращения: 2.05.2019).
29. Группа компаний АгроХимПром [Электронный ресурс] :
официальный сайт компании. - Режим доступа:
https://tdahp.ru/news/agropromyshlennaya-vystavka-altajskaya-niva. - Загл. с экрана (дата обращения: 4.09.2021).
30. Долинский, А.В. Эволюция теоретических оснований публичной дипломатии / А.В. Долинский // Вестник МГИМО Университета. - 2011. - №2. - С. 275-280.
31. Дубровина, О.Ю. Международные связи субъектов Сибирского федерального округа: политические аспекты / О.Ю. Дубровина // Вестник Российского университета дружбы народов. - 2010. - №3. - С. 5-10.
32. Европа узнает «Русский холод» [Электронный ресурс] : бизнес- портал Контент Сибирь Онлайн. - 2004. - Режим доступа: https://ksonline.ru. - Загл. с экрана (дата обращения 12.05.2020).
33. Лебедева, М.М. «Мягкая сила»: понятие и подходы / М.М. Лебедева // Вестник МГИМО Университета. - 2017. - №3. - С. 221-223.
34. Лесневская, О. Сибирский Давос / О. Лесневская // сайт
политической партии «Яблоко» [Электронный ресурс] / партия «Яблоко». - Электрон. дан. - 2013. - Загл. с экрана. - Режим доступа:
https://www.yabloko.ru(дата обращения: 14.05.2019).
35. Министерство юстиции Российской Федерации [Электронный ресурс] : информационный портал Министерства юстиции Российской Федерации. - Режим доступа: http://unro.minjust.ru. - Загл. с экрана (дата обращения: 15.02.2022).
36. Мищенко, В.В. Создание свободных экономических зон и их функционирование в экономике Алтайского края / В.В. Мищенко, В.В. Гурьевских // Известия Алтайского государственного университета. - 2001. - №2. - С. 104-112.
37. Можаева, Л.А. Всемирные фестивали молодёжи и студентов: из опыта общественной дипломатии / Л.А. Можаева // Новый исторический вестник. - 2016. - №2. - С. 132-145.
38. Мухаметов, Р.С. Специфика общественной дипломатии как инструмента внешней политики государства / Р.С. Мухаметов // Известия Уральского Федерального Университета. - 2014. - №2. - С. 84-90.
39. Недобиткова, А. Фотофакты. Барнаульский завод плавленных
сыров «Плавыч» начал поставки продукции в Германию / А. Недобиткова // Алтапресс [Электронный ресурс] : новостной портал Алтайского края. - Электрон. дан. - Барнаул, 2014. - Загл. с экрана. - Режим доступа:
https://altapress.ru(дата обращения: 15.04.2020).
40. Немцы Алтая [Электронный ресурс] : официальный сайт краевой национально-культурной автономии. - Режим доступа: http://altairn.ru. - Загл. с экрана (дата обращения: 15.03.2019).
41. Никитина, О. Комбайны прекращают разгон: рекордный экспорт сельхозтехники ждёт поддержки / О. Никитина // Коммерсантъ. - 2020. - №18. - С.10.
42. Официальный сайт Алтайского края [Электронный ресурс] : сайт
Правительства Алтайского края. - Режим доступа:
https: //www.altairegion22 .ru/region_news/pravitel stvo-altaiskogo-kraya-i- rossiiskogermanskaya-vneshnetorgovaya-palata-prodolzhat-vzaimodeistviya-v- ekonomicheskoi-sfere_571772.html. - Загл. с экрана (дата обращения 10.12.2021).
43. Панова, Е.П. Сила привлекательности: использование “мягкой власти” в мировой политике / Е.П. Панова // Вестник МГИМО Университета. - 2010. - № 4. - С. 91-97.
44. Парубочая, Е.Ф. Общественная дипломатия как инструмент реализации российской «мягкой силы» / Е.Ф. Парубочая, Н.В. Пискунов // Вестник ВолГУ. - 2018. - №6. - С. 197-206.
45. Посольство России в Республике Германия [Электронный ресурс] : сайт посольства Российской Федерации в Республике Германия. - Режим доступа: https://russische-botschaft.ru/ru. - Загл. с экрана (дата обращения: 25.03.2022).
46. Представительства Германии в России [Электронный ресурс] : портал германских зарубежных представительств в России. - Режим доступа: https://germania.diplo.de/ru-ru/vertretungen/gk-nowo. - Загл. с экрана (дата обращения 13.02.2022).
47. Проценко, С.Е. Отношения России и ФРГ: история и
перспективы / С.Е. Проценко // Скиф. Вопросы студенческой науки. - 2019. - №8. - С. 113-119.
48. Путешествия по Европе [Электронный ресурс] : информационный портал. - Режим доступа: https://traveller-eu.ru/bad- zekingen. - Загл. с экрана (дата обращения: 2.03.2021).
49. Пушкова, Д. Предприятие наукограда «Линхардт-Алтай» расширяет производство алюминиевых труб [Электронный ресурс] : интернет-журнал о жизни юго-востока Алтайского края / Д. Пушкова. Электрон. дан. - Режим доступа: https://biysk-ok.ru. - Загл. с экрана (дата обращения: 1.05.2020).
50. РИА новости [Электронный ресурс] : государственное
информационное агентство. - Загл. с экрана. - Режим доступа: https://ria.ru(дата обращения: 8.11.2021).
51. Россотрудничество [Электронный ресурс] : официальный сайт федерального агентства. - Режим доступа: https://rs.gov.ru. - Загл. с экрана (дата обращения: 17.04.2022).
52. Смирнова, Ю.М. Институт общественной дипломатии как
выражение «мягкой силы»: современное состояние и особенности
реализации / Ю.М. Смирнова, Е.Н. Гудилина // Среднерусский вестник общественных наук. - 2015. - №2. - С. 208-213.
53. Тренин Д. Россия и Германия: от отчуждения к новому соседству / Д. Тренин // сайт московского центра Карнеги [Электронный ресурс] / московский центр Карнеги. - Электрон. дан. - Режим доступа: https://carnegie.ru. - Загл. с экрана (дата обращения: 25.09.2020).
54. Управление Алтайского края по развитию туризма и курортной деятельности [Электронный ресурс] : официальный сайт органа власти. - Режим доступа: http://alttur22.ru- Загл. с экрана (дата обращения: 15.03.2019).
55. Фонд имени Генриха Бёлля [Электронный ресурс] : официальный сайт филиала фонда в России. - Режим доступа: https://ru.boell.org.ru. - Загл. с экрана (дата обращения: 24.02.2019).
56. Фонд имени Фридриха Науманна [Электронный ресурс] : официальный сайт филиала фонда в России. - Режим доступа: https://russia.fnst.org. - Загл. с экрана (дата обращения: 24.02.2019).
57. Фонд имени Фридриха Эберта [Электронный ресурс] : официальный сайт филиала фонда в России. - Режим доступа: https://www.fes-russia.org. - Загл. с экрана (дата обращения: 25.02.2019).
58. Фонд Конрада Аденауэра [Электронный ресурс] : официальный сайт филиала фонда в России. - Режим доступа: https://www.kas.de/ru/web/ru- moskau. - Загл. с экрана (дата обращения: 20.02.2019).
59. Фонд Розы Люксембург [Электронный ресурс] : официальный сайт филиала фонда в России. - Режим доступа: http://rosalux.ru. - Загл. с экрана (дата обращения: 20.02.2019).
60. Эвалар [Электронный ресурс] : официальный сайт компании. - Режим доступа: https://www.evalar.ru. - Загл. с экрана (дата обращения: 1.02.2022).
61. Яковлева, Н. В. Особенности сотрудничества между Германией и Россией в рамках парадипломатии / Н.В. Яковлева, И.М. Левкин // Российское предпринимательство. - 2013. - №22. - С. 106-113.
62. Gotz, R. Germany and Russia - strategic partners? / R. Gotz // Geopolitical Affairs. - 2007. - №4. - 12 с.
63. REGNUM [Электронный ресурс] : федеральное информационное агентство. - Режим доступа: https://regnum.ru/news/polit/788782.html. - Загл. с экрана (дата обращения: 5.04.2022).
64. Rusdeutsch [Электронный ресурс] : информационный портал российских немцев. - Режим доступа: https://rusdeutsch.ru. - Загл. с экрана (дата обращения: 5.05.2020).
65. Westfalische nachrichten [Электронный ресурс] : немецкий новостной портал. - Режим доступа: https://www.wn.de/muensterland/kreis- warendorf/everswinkel/altai-ist-stuck-unseres-lebens-2161595. - Загл. с экрана (дата обращения: 1.05.2022).