ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО РОССИИ И КИТАЯ В ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ СФЕРЕ (НАЧАЛО XXI В.)
|
ГЛАВА 1 ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ НА РЫНКЕ ЭНЕРГОРЕСУРСОВ
РОССИИ И КИТАЯ 14
1.1. Анализ состояния ТЭК России и Китая и структура потребления
ресурсов 14
1.2 Приоритеты энергетической безопасности Китая в начале XXI века .... 26
1.3. «Модернизационный рывок» как главная цель «Энергетической
стратегии - 2035» России 36
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ РОССИЙСКО-КИТАЙСКОГО
СОТРУДНИЧЕСТВА В СФЕРЕ ЭНЕРГЕТИКИ 40
2.1. Глобально-стратегические интересы - основа партнерства РФ и КНР 40
2.2 Анализ влияния санкций в отношении России на сотрудничество стран
в энергетической сфере 49
2.3. Основные инвестиционные проекты в энергетическом сотрудничестве
стран 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ 71
ПРИЛОЖЕНИЯ 80
РОССИИ И КИТАЯ 14
1.1. Анализ состояния ТЭК России и Китая и структура потребления
ресурсов 14
1.2 Приоритеты энергетической безопасности Китая в начале XXI века .... 26
1.3. «Модернизационный рывок» как главная цель «Энергетической
стратегии - 2035» России 36
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ РОССИЙСКО-КИТАЙСКОГО
СОТРУДНИЧЕСТВА В СФЕРЕ ЭНЕРГЕТИКИ 40
2.1. Глобально-стратегические интересы - основа партнерства РФ и КНР 40
2.2 Анализ влияния санкций в отношении России на сотрудничество стран
в энергетической сфере 49
2.3. Основные инвестиционные проекты в энергетическом сотрудничестве
стран 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ 71
ПРИЛОЖЕНИЯ 80
Актуальность выбранной темы обусловлена ростом значимости энергоресурсов на мировом рынке в начале XXI в., повышением геополитической мощи КНР, а также развитием двустороннего экономического сотрудничества между Россией и Китаем. В настоящее время стремительный рост энергопотребления, сокращение мировых запасов углеводородов, а также неравномерность их распределения являются ведущими факторами в распределении геополитической роли на рынке энергоресурсов.
КНР на рубеже нулевых - бесспорный мировой лидер по темпам роста энергопотребления. В 2018 году Китай использовал 3273,5 млн. тонн энергии (23,6% от общего мирового потребления). В связи с этим, малейшие изменения в энергетической политике Китая требуют оперативной реакции внешних рынков. Это актуализирует изучение энергетической стратегии и политики КНР с использованием комплексных подходов, разрабатываемых в мировом и отечественном китаеведении. Кроме того, анализ энергетической политики Китая имеет важное значение для понимания новой расстановки геополитических сил, обусловленной стремительным восхождением экономики страны.
Топливно-энергетические комплексы (ТЭК) России и Китая играют значимую и взаимодополняющую роль на мировом рынке энергоресурсов. ТЭК Китая стал вторым по величине потребителем энергии в мире после США. При этом, начиная с 2000-х годов, потребление энергии в Китае значительно опережает ее внутреннее производство. В результате чего страна становится крайне зависимой от поставок зарубежных энергоносителей. В то же время Россия является страной-экспортером энергетических ресурсов, обладающей крупнейшим нефтегазовым потенциалом, являясь лидером по запасам природного газа, при этом оставаясь одним из ведущих производителей нефти в мире.
Рассматривая экономические интересы обоих государств, стоит отметить, что двустороннее энергетическое сотрудничество имеет стратегический характер, с долгосрочной перспективой партнерства, основой которого является совместная «Декларации о многополярном мире и формировании нового международного порядка» 1997 года, в развитие чего в 2005 году была принята «Совместная Декларация о международном порядке». Таким образом, энергетический фактор должен укрепить материальную базу данного партнерства, привнести качественные изменения в военно-техническое, научно-техническое сотрудничество, торговлю и другие элементы государственного сотрудничества.
При оценке китайских интересов следует обратить внимание, что российско-китайское партнерство идет бок о бок с внешнеполитическим курсом КНР, направленным на обеспечение национальной безопасности. Если быть точнее - является его частью. Ведь диверсификация источников поставок энергетических ресурсов - это один из важнейших принципов и этапов в политике энергетической безопасности КНР.
Учитывая внешнеполитические факторы, которые значительно увеличивают риски для обеспечения безопасности энергетических поставок. Правительство КНР проявляет большую заинтересованность к российским углеводородным ресурсам. Ведь активное энергетическое сотрудничество с Россией будет содействовать формированию региональной системы энергетической безопасности, что в свою очередь повысит поставки энергоресурсов с регионов России, расположенных относительно недалеко от границы, тем самым в раз сокращая затраты на транспортировку и риски в процессе перевозок, повышая надёжность и эффективность.
Что касается российских интересов, здесь необходимо выделить совпадение взглядов России и Китая на целесообразность формирования прочного энергетического фундамента долгосрочного стратегического
политического и экономического партнерства. Помимо этого, Китайский энергетический рынок, со своим качественный, быстрым и устойчивым развитием, вызывает явный интерес у зарубежных и отечественных частных и государственных компаний не только в области поставок энергоресурсов, но и оборудования, технологий, услуг. Интерес России заключается и в том, чтобы привлечь крупные иностранные инвестиции в такие регионы как Дальний Восток, Западную и Восточную Сибирь
посредствам заключения договоров, строительства и ввода в эксплуатацию крупных энергических проектов. Такой процесс, в свою очередь, даст возможность развивать не только отрасли ТЭК, но и социальную и транспортную инфраструктуру в регионах России .
Механизмы энергетического сотрудничества России и Китая заключаются в политических договоренностях о стратегическом взаимодействии в XXI веке. Принципиальное значение имеет российско- китайский «Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве» , который был подписан в 2001 году, предусматривающий развитие сотрудничества в различных областях, включая энергетику.
В настоящее время формируются механизмы взаимодействия для реализации российско-китайского энергетического диалога, также происходит укрепление договорно-правовой базы сотрудничества.
Стоит отметить, что в начале 2021 года в КНР был опубликован план экономического развития на 14-ю пятилетку, обуславливая актуальность анализа стратегии Китая и перспектив в развитии нового курса для России. Одной и составляющей новой стратегии является реформа «Cooperation» , которая направлена на всестороннее укрепление международного сотрудничества в области энергетики с целью повышения устойчивости поставок энергоносителей и обеспечения энергетической безопасности Китая, что придает факту соседства территорий РФ с КНР еще больше ценности. Объектом исследования выступает национальная политика центрального правительства КНР.
Объектом исследования выступает топливно-энергетический комплекс России и Китая в его связях с энергетической стратегией стран.
Предметом исследования является энергетическая политика России и Китая в начале XXI века.
Историография проблемы. Энергетическая повестка с начала XXI века стала предметом пристального внимания со стороны мирового сообщества. Особое внимание со стороны зарубежных и отечественных исследователей уделяется ведущим энергетическим державам и их сотрудничеству. Этой тематикой, так или иначе, сегодня занимаются десятки исследовательских центров и подразделений в разных странах. Анализ наработанных ими подходов показывает, в первую очередь, достаточно широкий разброс оценок и прогнозов, во-вторых, наличие вопросов, отличающихся степенью изученности и проработанности по причине динамичных темпов развития внутри- и внешнеполитических аспектов России и Китая.
Среди работ отечественных китаеведов стоит особо отметить публикации академика М. Л. Титаренко , В. В. Михеева , В.Я. Портякова , А. Д. Воскресенского , В.Л. Ларина . В своих исследованиях они проводят глубокий анализ и представляют взвешенные оценки современному состоянию и перспективам российско-китайских отношений в разных сферах.
Важный инструментарий для анализа и оценки процессов в экономике КНР почерпнут из работ ведущих западных и китайских ученых М. Халберта, К. Бекмана, являющихся главным редактором European Energy Review , Н. Талеба , автора знаменитого «Черного лебедя», раскрывающего редкие, трудно прогнозируемые события, которые имеют значительные последствия, Ся Ишаня , А. Г. Франка . Данное исследование основано на изучении и обобщении выводов работ, ведущих российских, китайских и зарубежных ученых в области экономики и энергетики, развития мировых топливно-энергетических комплексов, энергетической безопасности и энергетической интеграции. Значимую роль при анализе темы исследования сыграли труды таких ученых, как Магдалинская Ю ., Захаров А., Русак Н ., Халиуллин Р , Бахтияров А. Ж. , Бергер Я. М. , Смыковский А.В. и др.
Стоит отметить крупных специалистов по энергетической политике и дипломатии в Российской Федерации. В своей монографии «Энергетическая дипломатия: Россия и мир на рубеже XXI века: баланс или конфликт интересов» С. З. Жизнин оперирует большим фактологическим материалом по формированию энергетической политики РФ, проводит анализ методов, форм и средств ведения энергетической дипломатии. Подобный подход прослеживается у другого исследователя - К. В. Симонова , в монографии «Энергетическая сверхдержава» автор проводит исследование топливно-энергетического комплекса РФ его влияние на мировой энергетический рынок.
В целом, в историографии достаточно широко освещены разнообразные аспекты экономической политики в энергетическом секторе РФ и КНР, которые характерны для рассматриваемого периода. Однако работ, посвященных комплексному исследованию результатов энергетических стратегий, экономического взаимодействия, крупных инвестиционных проектов, которые бы оценивали в том числе и серьезные ограничения третьих стран в виде санкционной политики, существенно недостает, что и обуславливает необходимость данного исследования.
Цель исследования - проанализировать характер сотрудничества КНР и РФ в сфере энергетики в свете их национальных интересов в начале XXI века.
Задачи исследования:
- исследовать вопросы формирования двусторонних экономических отношений стран на современном этапе развития мировой экономики;
- проанализировать особенности энергопотребления и распределение энергоресурсов в различных регионах России и Китая;
- определить сложившиеся в двух странах представления об энергетической безопасности страны в контексте происходящих в мире геополитических изменений;
- оценить возможности и состояние ТЭК Китая и России;
- рассмотреть основные российско-китайские проекты в энергетической сфере;
- выявить основные достижения и проблемы российско-китайского сотрудничества в энергетической сфере.
Хронологические рамки охватывают, главным образом, период начала XXI века (2000-2020 гг.), который совпал с приходом к власти в РФ и КНР нового поколения политической элиты и, как следствие, формированию новых подходов, энергетических стратегий и принципов ресурсно-энергетической дипломатии в рамках проводимого внешнеполитического курса.
Методология и методы исследования. Характерный для зарубежных и российских международных исследований взгляд на мир был основан на теории World System (Иммануил Валлерстайн , А.Г. Франк , Б.К. Джиллс ), представлении о нарастающей интеграции в мировую экономику, концентрирующуюся вокруг ядра из развитых стран (развитых рынков), государств, не входящих в это ядро. Этот, в целом правомерный для конца ХХ века, на нынешнем этапе глобализации подход в данной работе совмещен с данными о растущем полицентризме мирового хозяйства и его усиливающейся регионализации. Оба явления во многом связаны с наблюдаемым выходом Китая на роль новой сверхдержавы. Усиливается и роль других крупных не западных стран, что модифицирует прежнюю архитектуру отношений между центром и периферией, Западом и Востоком.
Однако на данном этапе развития методологии международного экономического анализа отсутствует подход, способный объяснить, как связаны между собой экономический и геополитический аспекты подъема экономики Китая в целом и энергетической политики в частности. В настоящее время существуют два конкурирующих подхода в методологии анализа развития Китая: в первом считают, что возвышение этой страны способствует общему процветанию и миру, во втором — что Китай является агрессивной державой , исповедующей экономический меркантилизм, которая за счет роста контролируемой государством экономики и самоуверенных внешнеэкономических инициатив стремится увеличить свое влияние в регионе и во всем мире.
В ходе работы использовались общенаучные аналитические методы теоретического обобщения и сравнения для выявления конкурентных преимуществ России на энергетическом рынке Китая; метод классификации использовался при рассмотрении различных видов углеводородов; хронологический метод, при изучении формирования принципов национальной энергетической политики РФ и КНР. Историко-системный метод позволяет собрать из накопленных выводов целостную, систематизированную картину действующих мер, осуществляемых в отношении национальных меньшинств.
Анализ источниковой базы. Источниковая база дипломной работы представлена несколькими граппами источников:
Первая группа - представлена нормативно-правовыми актами и официальными документами правительства РФ и КНР. В частности, «Белая книга о положении и политике Китая в сфере энергетики», опубликованная в 2012 году пресс-канцелярией Госсовета КНР. В документе указывается, что энергетическая политика является составной частью долгосрочной комплексной программы модернизации КНР. Анализ официальных энергетических стратегий стран - «China’s energy strategy: «Four revolutions, one cooperation» , «Энергетическая стратегия Российской Федерации на период до 2035 года» , так же является базой для исследования их текущей энергетической политик.
Ко второй группе относятся международные соглашения и документы на русском, китайском и английском языках - «Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве» , «Межправительственное соглашение о сотрудничестве в нефтяной сфере между Россией и Китаем», подписанное в Пекине в 2009 г., «Меморандум о взаимопонимании по сотрудничеству в энергетической сфере между МЭА и Китаем», «Соглашение между министерством топлива и энергетики Российской Федерации и Китайской национальной нефтегазовой корпорацией об организации проектов сотрудничества в области нефти и газа» и др.
Статистические и аналитические данные исследовательских изданий - «Asian Development Outlook Update 2020» , «BP Statistical Review of World Energy 2020» , «World Oil Outlook 2020» и другие, относятся к третьей группе источников.
Четвертую группу источников составляют электронные ресурсы основных информационных порталов КНР. «Жэньминь жибао», «Синьхуа», соответственно выражают позицию и партии в отношении мировых экономических и политических событий и аспектов, касающихся государства.
Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников литературы и приложений.
Введение содержит сведения об актуальности исследования, объекте и предмете исследования, степени изученности проблемы, цели и задачах исследования, хронологических рамках, территориальных рамках, методологии и методах исследования, анализе источниковой базы, апробации результатов исследования и структуре работы.
Первая глава посвящена анализу состояния ТЭК России и Китая с сопутствующими графиками по количеству добычи, запасам, экспорту и импорту угля в странах. Приведена оценка топливно-энергетического комплекса в структуре экономики. В разделе раскрыты основные принципы новой энергетической стратегии Китая (Four Revolutions and One Cooperation Strategic Vision, 2014 ), а также перспективы энергетических потребностей на период новой, 14-й пятилетки. Также, в данной главе описываются причины ускоренного перехода к новой энергетической политики, основные положения «Энергетической стратегии Российской Федерации на период до 2035 года» .
Вторая глава посвящена ответам на вопрос - почему России и Китаю выгодно сотрудничать друг с другом, особенностям развития сотрудничества, выявлению внутренних конкурентных преимуществ для повышения конкурентоспособности России на нефтегазовом рынке Китая и Китая на рынке России. В разделе анализируется санкционный режим по отношению к России, давление на Китай стран Запада и США, реакция правительства и его позиция. В данной главе обозначены основные проекты, которые реализуются в настоящее время, основные договоренности по поставкам углеводородов. В целом, освящен потенциал российско-китайского проектного взаимодействия.
В заключение работы подведены итоги исследования и сделаны основные выводы.
Промежуточные результаты исследования получили апробацию на региональной международной научной конференции «Мой выбор - Наука!» в апреле 2021 года.
КНР на рубеже нулевых - бесспорный мировой лидер по темпам роста энергопотребления. В 2018 году Китай использовал 3273,5 млн. тонн энергии (23,6% от общего мирового потребления). В связи с этим, малейшие изменения в энергетической политике Китая требуют оперативной реакции внешних рынков. Это актуализирует изучение энергетической стратегии и политики КНР с использованием комплексных подходов, разрабатываемых в мировом и отечественном китаеведении. Кроме того, анализ энергетической политики Китая имеет важное значение для понимания новой расстановки геополитических сил, обусловленной стремительным восхождением экономики страны.
Топливно-энергетические комплексы (ТЭК) России и Китая играют значимую и взаимодополняющую роль на мировом рынке энергоресурсов. ТЭК Китая стал вторым по величине потребителем энергии в мире после США. При этом, начиная с 2000-х годов, потребление энергии в Китае значительно опережает ее внутреннее производство. В результате чего страна становится крайне зависимой от поставок зарубежных энергоносителей. В то же время Россия является страной-экспортером энергетических ресурсов, обладающей крупнейшим нефтегазовым потенциалом, являясь лидером по запасам природного газа, при этом оставаясь одним из ведущих производителей нефти в мире.
Рассматривая экономические интересы обоих государств, стоит отметить, что двустороннее энергетическое сотрудничество имеет стратегический характер, с долгосрочной перспективой партнерства, основой которого является совместная «Декларации о многополярном мире и формировании нового международного порядка» 1997 года, в развитие чего в 2005 году была принята «Совместная Декларация о международном порядке». Таким образом, энергетический фактор должен укрепить материальную базу данного партнерства, привнести качественные изменения в военно-техническое, научно-техническое сотрудничество, торговлю и другие элементы государственного сотрудничества.
При оценке китайских интересов следует обратить внимание, что российско-китайское партнерство идет бок о бок с внешнеполитическим курсом КНР, направленным на обеспечение национальной безопасности. Если быть точнее - является его частью. Ведь диверсификация источников поставок энергетических ресурсов - это один из важнейших принципов и этапов в политике энергетической безопасности КНР.
Учитывая внешнеполитические факторы, которые значительно увеличивают риски для обеспечения безопасности энергетических поставок. Правительство КНР проявляет большую заинтересованность к российским углеводородным ресурсам. Ведь активное энергетическое сотрудничество с Россией будет содействовать формированию региональной системы энергетической безопасности, что в свою очередь повысит поставки энергоресурсов с регионов России, расположенных относительно недалеко от границы, тем самым в раз сокращая затраты на транспортировку и риски в процессе перевозок, повышая надёжность и эффективность.
Что касается российских интересов, здесь необходимо выделить совпадение взглядов России и Китая на целесообразность формирования прочного энергетического фундамента долгосрочного стратегического
политического и экономического партнерства. Помимо этого, Китайский энергетический рынок, со своим качественный, быстрым и устойчивым развитием, вызывает явный интерес у зарубежных и отечественных частных и государственных компаний не только в области поставок энергоресурсов, но и оборудования, технологий, услуг. Интерес России заключается и в том, чтобы привлечь крупные иностранные инвестиции в такие регионы как Дальний Восток, Западную и Восточную Сибирь
посредствам заключения договоров, строительства и ввода в эксплуатацию крупных энергических проектов. Такой процесс, в свою очередь, даст возможность развивать не только отрасли ТЭК, но и социальную и транспортную инфраструктуру в регионах России .
Механизмы энергетического сотрудничества России и Китая заключаются в политических договоренностях о стратегическом взаимодействии в XXI веке. Принципиальное значение имеет российско- китайский «Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве» , который был подписан в 2001 году, предусматривающий развитие сотрудничества в различных областях, включая энергетику.
В настоящее время формируются механизмы взаимодействия для реализации российско-китайского энергетического диалога, также происходит укрепление договорно-правовой базы сотрудничества.
Стоит отметить, что в начале 2021 года в КНР был опубликован план экономического развития на 14-ю пятилетку, обуславливая актуальность анализа стратегии Китая и перспектив в развитии нового курса для России. Одной и составляющей новой стратегии является реформа «Cooperation» , которая направлена на всестороннее укрепление международного сотрудничества в области энергетики с целью повышения устойчивости поставок энергоносителей и обеспечения энергетической безопасности Китая, что придает факту соседства территорий РФ с КНР еще больше ценности. Объектом исследования выступает национальная политика центрального правительства КНР.
Объектом исследования выступает топливно-энергетический комплекс России и Китая в его связях с энергетической стратегией стран.
Предметом исследования является энергетическая политика России и Китая в начале XXI века.
Историография проблемы. Энергетическая повестка с начала XXI века стала предметом пристального внимания со стороны мирового сообщества. Особое внимание со стороны зарубежных и отечественных исследователей уделяется ведущим энергетическим державам и их сотрудничеству. Этой тематикой, так или иначе, сегодня занимаются десятки исследовательских центров и подразделений в разных странах. Анализ наработанных ими подходов показывает, в первую очередь, достаточно широкий разброс оценок и прогнозов, во-вторых, наличие вопросов, отличающихся степенью изученности и проработанности по причине динамичных темпов развития внутри- и внешнеполитических аспектов России и Китая.
Среди работ отечественных китаеведов стоит особо отметить публикации академика М. Л. Титаренко , В. В. Михеева , В.Я. Портякова , А. Д. Воскресенского , В.Л. Ларина . В своих исследованиях они проводят глубокий анализ и представляют взвешенные оценки современному состоянию и перспективам российско-китайских отношений в разных сферах.
Важный инструментарий для анализа и оценки процессов в экономике КНР почерпнут из работ ведущих западных и китайских ученых М. Халберта, К. Бекмана, являющихся главным редактором European Energy Review , Н. Талеба , автора знаменитого «Черного лебедя», раскрывающего редкие, трудно прогнозируемые события, которые имеют значительные последствия, Ся Ишаня , А. Г. Франка . Данное исследование основано на изучении и обобщении выводов работ, ведущих российских, китайских и зарубежных ученых в области экономики и энергетики, развития мировых топливно-энергетических комплексов, энергетической безопасности и энергетической интеграции. Значимую роль при анализе темы исследования сыграли труды таких ученых, как Магдалинская Ю ., Захаров А., Русак Н ., Халиуллин Р , Бахтияров А. Ж. , Бергер Я. М. , Смыковский А.В. и др.
Стоит отметить крупных специалистов по энергетической политике и дипломатии в Российской Федерации. В своей монографии «Энергетическая дипломатия: Россия и мир на рубеже XXI века: баланс или конфликт интересов» С. З. Жизнин оперирует большим фактологическим материалом по формированию энергетической политики РФ, проводит анализ методов, форм и средств ведения энергетической дипломатии. Подобный подход прослеживается у другого исследователя - К. В. Симонова , в монографии «Энергетическая сверхдержава» автор проводит исследование топливно-энергетического комплекса РФ его влияние на мировой энергетический рынок.
В целом, в историографии достаточно широко освещены разнообразные аспекты экономической политики в энергетическом секторе РФ и КНР, которые характерны для рассматриваемого периода. Однако работ, посвященных комплексному исследованию результатов энергетических стратегий, экономического взаимодействия, крупных инвестиционных проектов, которые бы оценивали в том числе и серьезные ограничения третьих стран в виде санкционной политики, существенно недостает, что и обуславливает необходимость данного исследования.
Цель исследования - проанализировать характер сотрудничества КНР и РФ в сфере энергетики в свете их национальных интересов в начале XXI века.
Задачи исследования:
- исследовать вопросы формирования двусторонних экономических отношений стран на современном этапе развития мировой экономики;
- проанализировать особенности энергопотребления и распределение энергоресурсов в различных регионах России и Китая;
- определить сложившиеся в двух странах представления об энергетической безопасности страны в контексте происходящих в мире геополитических изменений;
- оценить возможности и состояние ТЭК Китая и России;
- рассмотреть основные российско-китайские проекты в энергетической сфере;
- выявить основные достижения и проблемы российско-китайского сотрудничества в энергетической сфере.
Хронологические рамки охватывают, главным образом, период начала XXI века (2000-2020 гг.), который совпал с приходом к власти в РФ и КНР нового поколения политической элиты и, как следствие, формированию новых подходов, энергетических стратегий и принципов ресурсно-энергетической дипломатии в рамках проводимого внешнеполитического курса.
Методология и методы исследования. Характерный для зарубежных и российских международных исследований взгляд на мир был основан на теории World System (Иммануил Валлерстайн , А.Г. Франк , Б.К. Джиллс ), представлении о нарастающей интеграции в мировую экономику, концентрирующуюся вокруг ядра из развитых стран (развитых рынков), государств, не входящих в это ядро. Этот, в целом правомерный для конца ХХ века, на нынешнем этапе глобализации подход в данной работе совмещен с данными о растущем полицентризме мирового хозяйства и его усиливающейся регионализации. Оба явления во многом связаны с наблюдаемым выходом Китая на роль новой сверхдержавы. Усиливается и роль других крупных не западных стран, что модифицирует прежнюю архитектуру отношений между центром и периферией, Западом и Востоком.
Однако на данном этапе развития методологии международного экономического анализа отсутствует подход, способный объяснить, как связаны между собой экономический и геополитический аспекты подъема экономики Китая в целом и энергетической политики в частности. В настоящее время существуют два конкурирующих подхода в методологии анализа развития Китая: в первом считают, что возвышение этой страны способствует общему процветанию и миру, во втором — что Китай является агрессивной державой , исповедующей экономический меркантилизм, которая за счет роста контролируемой государством экономики и самоуверенных внешнеэкономических инициатив стремится увеличить свое влияние в регионе и во всем мире.
В ходе работы использовались общенаучные аналитические методы теоретического обобщения и сравнения для выявления конкурентных преимуществ России на энергетическом рынке Китая; метод классификации использовался при рассмотрении различных видов углеводородов; хронологический метод, при изучении формирования принципов национальной энергетической политики РФ и КНР. Историко-системный метод позволяет собрать из накопленных выводов целостную, систематизированную картину действующих мер, осуществляемых в отношении национальных меньшинств.
Анализ источниковой базы. Источниковая база дипломной работы представлена несколькими граппами источников:
Первая группа - представлена нормативно-правовыми актами и официальными документами правительства РФ и КНР. В частности, «Белая книга о положении и политике Китая в сфере энергетики», опубликованная в 2012 году пресс-канцелярией Госсовета КНР. В документе указывается, что энергетическая политика является составной частью долгосрочной комплексной программы модернизации КНР. Анализ официальных энергетических стратегий стран - «China’s energy strategy: «Four revolutions, one cooperation» , «Энергетическая стратегия Российской Федерации на период до 2035 года» , так же является базой для исследования их текущей энергетической политик.
Ко второй группе относятся международные соглашения и документы на русском, китайском и английском языках - «Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве» , «Межправительственное соглашение о сотрудничестве в нефтяной сфере между Россией и Китаем», подписанное в Пекине в 2009 г., «Меморандум о взаимопонимании по сотрудничеству в энергетической сфере между МЭА и Китаем», «Соглашение между министерством топлива и энергетики Российской Федерации и Китайской национальной нефтегазовой корпорацией об организации проектов сотрудничества в области нефти и газа» и др.
Статистические и аналитические данные исследовательских изданий - «Asian Development Outlook Update 2020» , «BP Statistical Review of World Energy 2020» , «World Oil Outlook 2020» и другие, относятся к третьей группе источников.
Четвертую группу источников составляют электронные ресурсы основных информационных порталов КНР. «Жэньминь жибао», «Синьхуа», соответственно выражают позицию и партии в отношении мировых экономических и политических событий и аспектов, касающихся государства.
Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников литературы и приложений.
Введение содержит сведения об актуальности исследования, объекте и предмете исследования, степени изученности проблемы, цели и задачах исследования, хронологических рамках, территориальных рамках, методологии и методах исследования, анализе источниковой базы, апробации результатов исследования и структуре работы.
Первая глава посвящена анализу состояния ТЭК России и Китая с сопутствующими графиками по количеству добычи, запасам, экспорту и импорту угля в странах. Приведена оценка топливно-энергетического комплекса в структуре экономики. В разделе раскрыты основные принципы новой энергетической стратегии Китая (Four Revolutions and One Cooperation Strategic Vision, 2014 ), а также перспективы энергетических потребностей на период новой, 14-й пятилетки. Также, в данной главе описываются причины ускоренного перехода к новой энергетической политики, основные положения «Энергетической стратегии Российской Федерации на период до 2035 года» .
Вторая глава посвящена ответам на вопрос - почему России и Китаю выгодно сотрудничать друг с другом, особенностям развития сотрудничества, выявлению внутренних конкурентных преимуществ для повышения конкурентоспособности России на нефтегазовом рынке Китая и Китая на рынке России. В разделе анализируется санкционный режим по отношению к России, давление на Китай стран Запада и США, реакция правительства и его позиция. В данной главе обозначены основные проекты, которые реализуются в настоящее время, основные договоренности по поставкам углеводородов. В целом, освящен потенциал российско-китайского проектного взаимодействия.
В заключение работы подведены итоги исследования и сделаны основные выводы.
Промежуточные результаты исследования получили апробацию на региональной международной научной конференции «Мой выбор - Наука!» в апреле 2021 года.
Сотрудничество в сфере ТЭК входит в приоритеты энергетической дипломатии России и КНР и в значительной степени определяет благоприятное развитие двусторонних отношений между двумя странами в последние годы. Это связано с рядом экономических и внешнеполитических факторов, и прежде всего с совпадением стратегических интересов по многим проблемам мировой экономики и политики. Анализ энергетической политики России и Китая показал, что правительства стран в настоящее время взвешенно и грамотно выстраивают стратегии в отношении потребления энергоресурсов, считаясь с экологическими мировыми повестками, политическими вызовами внутри страны и за ее пределами.
Оценивая договоренности и практические результаты энергетического сотрудничества между двумя странами, следует отметить, что оно развивается весьма активно. В частности, в 2011 году закончено строительство российско-китайского нефтепровода Сковородино-Дацин, являющегося важным элементом проекта ВСТО, успешно налажены механизмы для реализации энергодиалога, подтверждением чего являются крупнейшие в мире нефтегазовые проекты, такие как «Сила Сибири» и «Ямал - СПГ», которые задают вектор развития мировым технологическим разработкам в сфере добычи и транспортировки нефтепродуктов. Безусловно, долгосрочные государственные интересы стран многообразны, но взаимное сближение и сотрудничество России и Китая является приоритетным и необходимы.
Рассматривая проблемы российско-китайского энергетического сотрудничества, следует отметить конфликтный потенциал для энергетических отношений между Россией и КНР на постсоветском пространстве. Прежде всего это касается Каспийского и Центрально-Азиатского регионов. Активная экспансия китайского нефтегазового бизнеса в странах региона приводит к ослаблению позиций российских компаний.
Определенное соперничество и даже конкуренция за доступ к российским энергетическим ресурсам наблюдаются между Китаем, Японией и Южной Кореей, а в перспективе и Индией. Данное обстоятельство также оказывает определенное воздействие на восточную энергетическую политику России, в первую очередь в Северо-Восточной Азии.
Стратегия КНР на современном этапе основывается на потребности в поставках недостающих природных ресурсов энергоносителей, металлов и стратегического сырья, необходимых для поддержания постоянно растущего жизненного уровня 1,3 млрд. населения. Для решения этой задачи китайское руководство выстраивает выгодные экономические и политические отношения со странами, которые обладают этими ресурсами. Однако анализ ТЭК показал, что Россия отстает от Китая по скорости и качеству развития ТЭК (по развитию различных отраслей, технологий, энергоэффективности) и именно поэтому выступает пока главным образом экспортером углеводородного сырья в двустороннем сотрудничестве.
Рассматривая сотрудничество с точки зрения национальных интересов, Китаю выгоднее заменить импорт нефти и газа инвестиционным сотрудничеством с Россией. Китай может стать ключевым инвестором в российский нефтегазовый сектор в среднесрочной перспективе. Это можно подтвердить крупными газовыми проектами, которые уже были реализованы с участием китайского капитала на территории Российской Федерации за последнее десятилетие. Это сотрудничество решает противоречие между диверсификацией поставок из-за рубежа и ростом импорта энергоносителей из России. Нефть и газ, импортируемые с месторождений, разрабатываемых с помощью китайского капитала, могут рассматриваться как внутренние источники и не учитываться при распределении квот между поставщиками нефти и газа. А в случае роста мировых цен на нефть и газ китайские компании могут вернуть разницу между ценой и себестоимостью, получая прибыль от продажи энергоресурсов, как акционеры.
Что касается интересов России, то в современных условиях такое сотрудничество можно считать более выгодным. Без китайского капитала многие месторождения Сибири и Дальнего Востока могут остаться неосвоенными, а технологии, разработанные российскими учеными, останутся невостребованными. Эта растущая взаимозависимость дает России дополнительные инструменты для экономической дипломатии в работе с Китайской Народной Республикой.
Оценивая договоренности и практические результаты энергетического сотрудничества между двумя странами, следует отметить, что оно развивается весьма активно. В частности, в 2011 году закончено строительство российско-китайского нефтепровода Сковородино-Дацин, являющегося важным элементом проекта ВСТО, успешно налажены механизмы для реализации энергодиалога, подтверждением чего являются крупнейшие в мире нефтегазовые проекты, такие как «Сила Сибири» и «Ямал - СПГ», которые задают вектор развития мировым технологическим разработкам в сфере добычи и транспортировки нефтепродуктов. Безусловно, долгосрочные государственные интересы стран многообразны, но взаимное сближение и сотрудничество России и Китая является приоритетным и необходимы.
Рассматривая проблемы российско-китайского энергетического сотрудничества, следует отметить конфликтный потенциал для энергетических отношений между Россией и КНР на постсоветском пространстве. Прежде всего это касается Каспийского и Центрально-Азиатского регионов. Активная экспансия китайского нефтегазового бизнеса в странах региона приводит к ослаблению позиций российских компаний.
Определенное соперничество и даже конкуренция за доступ к российским энергетическим ресурсам наблюдаются между Китаем, Японией и Южной Кореей, а в перспективе и Индией. Данное обстоятельство также оказывает определенное воздействие на восточную энергетическую политику России, в первую очередь в Северо-Восточной Азии.
Стратегия КНР на современном этапе основывается на потребности в поставках недостающих природных ресурсов энергоносителей, металлов и стратегического сырья, необходимых для поддержания постоянно растущего жизненного уровня 1,3 млрд. населения. Для решения этой задачи китайское руководство выстраивает выгодные экономические и политические отношения со странами, которые обладают этими ресурсами. Однако анализ ТЭК показал, что Россия отстает от Китая по скорости и качеству развития ТЭК (по развитию различных отраслей, технологий, энергоэффективности) и именно поэтому выступает пока главным образом экспортером углеводородного сырья в двустороннем сотрудничестве.
Рассматривая сотрудничество с точки зрения национальных интересов, Китаю выгоднее заменить импорт нефти и газа инвестиционным сотрудничеством с Россией. Китай может стать ключевым инвестором в российский нефтегазовый сектор в среднесрочной перспективе. Это можно подтвердить крупными газовыми проектами, которые уже были реализованы с участием китайского капитала на территории Российской Федерации за последнее десятилетие. Это сотрудничество решает противоречие между диверсификацией поставок из-за рубежа и ростом импорта энергоносителей из России. Нефть и газ, импортируемые с месторождений, разрабатываемых с помощью китайского капитала, могут рассматриваться как внутренние источники и не учитываться при распределении квот между поставщиками нефти и газа. А в случае роста мировых цен на нефть и газ китайские компании могут вернуть разницу между ценой и себестоимостью, получая прибыль от продажи энергоресурсов, как акционеры.
Что касается интересов России, то в современных условиях такое сотрудничество можно считать более выгодным. Без китайского капитала многие месторождения Сибири и Дальнего Востока могут остаться неосвоенными, а технологии, разработанные российскими учеными, останутся невостребованными. Эта растущая взаимозависимость дает России дополнительные инструменты для экономической дипломатии в работе с Китайской Народной Республикой.
Подобные работы
- МЕЖДУНАРОДНОЕ ИНВЕСТИЦИОННОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО РОССИИ И КИТАЯ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2018 - Оценка эффективности интеграционных процессов в рамках
двустороннего экономического сотрудничества России и Китая
Магистерская диссертация, внешнеэкономическая деятельность. Язык работы: Русский. Цена: 5740 р. Год сдачи: 2016 - Проблемы и перспективы экономического сотрудничества между Россией и Китаем
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2024 - ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИИ И КИТАЯ В НЕФТЕГАЗОВОЙ ОТРАСЛИ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2018 - Проблемы и перспективы развития внешнеторгового сотрудничества России и Китая
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2024 - РОССИЙСКО-КИТАЙСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В СФЕРАХ ЭНЕРГЕТИКИ И ТРАНСПОРТА (2012-2024 гг.)
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2025 - Состояние и перспективы развития торгово-экономических отношений России и Китая (на примере энергетической сферы)
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2016 - ПОЛИТИЧЕСКОЕ И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО РОССИИ И ТУРЦИИ В КОНЦЕ XX - НАЧАЛЕ XXI В
Бакалаврская работа, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2022 - Торговые отношения между Россией и Китаем
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017





