ГЛАВА 1 ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ НА РЫНКЕ ЭНЕРГОРЕСУРСОВ
РОССИИ И КИТАЯ 14
1.1. Анализ состояния ТЭК России и Китая и структура потребления
ресурсов 14
1.2 Приоритеты энергетической безопасности Китая в начале XXI века .... 26
1.3. «Модернизационный рывок» как главная цель «Энергетической
стратегии - 2035» России 36
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ РОССИЙСКО-КИТАЙСКОГО
СОТРУДНИЧЕСТВА В СФЕРЕ ЭНЕРГЕТИКИ 40
2.1. Глобально-стратегические интересы - основа партнерства РФ и КНР 40
2.2 Анализ влияния санкций в отношении России на сотрудничество стран
в энергетической сфере 49
2.3. Основные инвестиционные проекты в энергетическом сотрудничестве
стран 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ 71
ПРИЛОЖЕНИЯ 80
Актуальность выбранной темы обусловлена ростом значимости энергоресурсов на мировом рынке в начале XXI в., повышением геополитической мощи КНР, а также развитием двустороннего экономического сотрудничества между Россией и Китаем. В настоящее время стремительный рост энергопотребления, сокращение мировых запасов углеводородов, а также неравномерность их распределения являются ведущими факторами в распределении геополитической роли на рынке энергоресурсов.
КНР на рубеже нулевых - бесспорный мировой лидер по темпам роста энергопотребления. В 2018 году Китай использовал 3273,5 млн. тонн энергии (23,6% от общего мирового потребления). В связи с этим, малейшие изменения в энергетической политике Китая требуют оперативной реакции внешних рынков. Это актуализирует изучение энергетической стратегии и политики КНР с использованием комплексных подходов, разрабатываемых в мировом и отечественном китаеведении. Кроме того, анализ энергетической политики Китая имеет важное значение для понимания новой расстановки геополитических сил, обусловленной стремительным восхождением экономики страны.
Топливно-энергетические комплексы (ТЭК) России и Китая играют значимую и взаимодополняющую роль на мировом рынке энергоресурсов. ТЭК Китая стал вторым по величине потребителем энергии в мире после США. При этом, начиная с 2000-х годов, потребление энергии в Китае значительно опережает ее внутреннее производство. В результате чего страна становится крайне зависимой от поставок зарубежных энергоносителей. В то же время Россия является страной-экспортером энергетических ресурсов, обладающей крупнейшим нефтегазовым потенциалом, являясь лидером по запасам природного газа, при этом оставаясь одним из ведущих производителей нефти в мире.
Рассматривая экономические интересы обоих государств, стоит отметить, что двустороннее энергетическое сотрудничество имеет стратегический характер, с долгосрочной перспективой партнерства, основой которого является совместная «Декларации о многополярном мире и формировании нового международного порядка» 1997 года, в развитие чего в 2005 году была принята «Совместная Декларация о международном порядке». Таким образом, энергетический фактор должен укрепить материальную базу данного партнерства, привнести качественные изменения в военно-техническое, научно-техническое сотрудничество, торговлю и другие элементы государственного сотрудничества.
При оценке китайских интересов следует обратить внимание, что российско-китайское партнерство идет бок о бок с внешнеполитическим курсом КНР, направленным на обеспечение национальной безопасности. Если быть точнее - является его частью. Ведь диверсификация источников поставок энергетических ресурсов - это один из важнейших принципов и этапов в политике энергетической безопасности КНР.
Учитывая внешнеполитические факторы, которые значительно увеличивают риски для обеспечения безопасности энергетических поставок. Правительство КНР проявляет большую заинтересованность к российским углеводородным ресурсам. Ведь активное энергетическое сотрудничество с Россией будет содействовать формированию региональной системы энергетической безопасности, что в свою очередь повысит поставки энергоресурсов с регионов России, расположенных относительно недалеко от границы, тем самым в раз сокращая затраты на транспортировку и риски в процессе перевозок, повышая надёжность и эффективность.
Что касается российских интересов, здесь необходимо выделить совпадение взглядов России и Китая на целесообразность формирования прочного энергетического фундамента долгосрочного стратегического
политического и экономического партнерства. Помимо этого, Китайский энергетический рынок, со своим качественный, быстрым и устойчивым развитием, вызывает явный интерес у зарубежных и отечественных частных и государственных компаний не только в области поставок энергоресурсов, но и оборудования, технологий, услуг. Интерес России заключается и в том, чтобы привлечь крупные иностранные инвестиции в такие регионы как Дальний Восток, Западную и Восточную Сибирь
посредствам заключения договоров, строительства и ввода в эксплуатацию крупных энергических проектов. Такой процесс, в свою очередь, даст возможность развивать не только отрасли ТЭК, но и социальную и транспортную инфраструктуру в регионах России .
Механизмы энергетического сотрудничества России и Китая заключаются в политических договоренностях о стратегическом взаимодействии в XXI веке. Принципиальное значение имеет российско- китайский «Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве» , который был подписан в 2001 году, предусматривающий развитие сотрудничества в различных областях, включая энергетику.
В настоящее время формируются механизмы взаимодействия для реализации российско-китайского энергетического диалога, также происходит укрепление договорно-правовой базы сотрудничества.
Стоит отметить, что в начале 2021 года в КНР был опубликован план экономического развития на 14-ю пятилетку, обуславливая актуальность анализа стратегии Китая и перспектив в развитии нового курса для России. Одной и составляющей новой стратегии является реформа «Cooperation» , которая направлена на всестороннее укрепление международного сотрудничества в области энергетики с целью повышения устойчивости поставок энергоносителей и обеспечения энергетической безопасности Китая, что придает факту соседства территорий РФ с КНР еще больше ценности. Объектом исследования выступает национальная политика центрального правительства КНР.
Объектом исследования выступает топливно-энергетический комплекс России и Китая в его связях с энергетической стратегией стран.
Предметом исследования является энергетическая политика России и Китая в начале XXI века.
Историография проблемы. Энергетическая повестка с начала XXI века стала предметом пристального внимания со стороны мирового сообщества. Особое внимание со стороны зарубежных и отечественных исследователей уделяется ведущим энергетическим державам и их сотрудничеству. Этой тематикой, так или иначе, сегодня занимаются десятки исследовательских центров и подразделений в разных странах. Анализ наработанных ими подходов показывает, в первую очередь, достаточно широкий разброс оценок и прогнозов, во-вторых, наличие вопросов, отличающихся степенью изученности и проработанности по причине динамичных темпов развития внутри- и внешнеполитических аспектов России и Китая.
Среди работ отечественных китаеведов стоит особо отметить публикации академика М. Л. Титаренко , В. В. Михеева , В.Я. Портякова , А. Д. Воскресенского , В.Л. Ларина . В своих исследованиях они проводят глубокий анализ и представляют взвешенные оценки современному состоянию и перспективам российско-китайских отношений в разных сферах.
Важный инструментарий для анализа и оценки процессов в экономике КНР почерпнут из работ ведущих западных и китайских ученых М. Халберта, К. Бекмана, являющихся главным редактором European Energy Review , Н. Талеба , автора знаменитого «Черного лебедя», раскрывающего редкие, трудно прогнозируемые события, которые имеют значительные последствия, Ся Ишаня , А. Г. Франка . Данное исследование основано на изучении и обобщении выводов работ, ведущих российских, китайских и зарубежных ученых в области экономики и энергетики, развития мировых топливно-энергетических комплексов, энергетической безопасности и энергетической интеграции. Значимую роль при анализе темы исследования сыграли труды таких ученых, как Магдалинская Ю ., Захаров А., Русак Н ., Халиуллин Р , Бахтияров А. Ж. , Бергер Я. М. , Смыковский А.В. и др.
Стоит отметить крупных специалистов по энергетической политике и дипломатии в Российской Федерации. В своей монографии «Энергетическая дипломатия: Россия и мир на рубеже XXI века: баланс или конфликт интересов» С. З. Жизнин оперирует большим фактологическим материалом по формированию энергетической политики РФ, проводит анализ методов, форм и средств ведения энергетической дипломатии. Подобный подход прослеживается у другого исследователя - К. В. Симонова , в монографии «Энергетическая сверхдержава» автор проводит исследование топливно-энергетического комплекса РФ его влияние на мировой энергетический рынок.
В целом, в историографии достаточно широко освещены разнообразные аспекты экономической политики в энергетическом секторе РФ и КНР, которые характерны для рассматриваемого периода. Однако работ, посвященных комплексному исследованию результатов энергетических стратегий, экономического взаимодействия, крупных инвестиционных проектов, которые бы оценивали в том числе и серьезные ограничения третьих стран в виде санкционной политики, существенно недостает, что и обуславливает необходимость данного исследования.
Цель исследования - проанализировать характер сотрудничества КНР и РФ в сфере энергетики в свете их национальных интересов в начале XXI века.
Задачи исследования:
- исследовать вопросы формирования двусторонних экономических отношений стран на современном этапе развития мировой экономики;
- проанализировать особенности энергопотребления и распределение энергоресурсов в различных регионах России и Китая;
- определить сложившиеся в двух странах представления об энергетической безопасности страны в контексте происходящих в мире геополитических изменений;
- оценить возможности и состояние ТЭК Китая и России;
- рассмотреть основные российско-китайские проекты в энергетической сфере;
- выявить основные достижения и проблемы российско-китайского сотрудничества в энергетической сфере.
Хронологические рамки охватывают, главным образом, период начала XXI века (2000-2020 гг.), который совпал с приходом к власти в РФ и КНР нового поколения политической элиты и, как следствие, формированию новых подходов, энергетических стратегий и принципов ресурсно-энергетической дипломатии в рамках проводимого внешнеполитического курса.
Методология и методы исследования. Характерный для зарубежных и российских международных исследований взгляд на мир был основан на теории World System (Иммануил Валлерстайн , А.Г. Франк , Б.К. Джиллс ), представлении о нарастающей интеграции в мировую экономику, концентрирующуюся вокруг ядра из развитых стран (развитых рынков), государств, не входящих в это ядро. Этот, в целом правомерный для конца ХХ века, на нынешнем этапе глобализации подход в данной работе совмещен с данными о растущем полицентризме мирового хозяйства и его усиливающейся регионализации. Оба явления во многом связаны с наблюдаемым выходом Китая на роль новой сверхдержавы. Усиливается и роль других крупных не западных стран, что модифицирует прежнюю архитектуру отношений между центром и периферией, Западом и Востоком.
Однако на данном этапе развития методологии международного экономического анализа отсутствует подход, способный объяснить, как связаны между собой экономический и геополитический аспекты подъема экономики Китая в целом и энергетической политики в частности. В настоящее время существуют два конкурирующих подхода в методологии анализа развития Китая: в первом считают, что возвышение этой страны способствует общему процветанию и миру, во втором — что Китай является агрессивной державой , исповедующей экономический меркантилизм, которая за счет роста контролируемой государством экономики и самоуверенных внешнеэкономических инициатив стремится увеличить свое влияние в регионе и во всем мире.
В ходе работы использовались общенаучные аналитические методы теоретического обобщения и сравнения для выявления конкурентных преимуществ России на энергетическом рынке Китая; метод классификации использовался при рассмотрении различных видов углеводородов; хронологический метод, при изучении формирования принципов национальной энергетической политики РФ и КНР. Историко-системный метод позволяет собрать из накопленных выводов целостную, систематизированную картину действующих мер, осуществляемых в отношении национальных меньшинств.
Анализ источниковой базы. Источниковая база дипломной работы представлена несколькими граппами источников:
Первая группа - представлена нормативно-правовыми актами и официальными документами правительства РФ и КНР. В частности, «Белая книга о положении и политике Китая в сфере энергетики», опубликованная в 2012 году пресс-канцелярией Госсовета КНР. В документе указывается, что энергетическая политика является составной частью долгосрочной комплексной программы модернизации КНР. Анализ официальных энергетических стратегий стран - «China’s energy strategy: «Four revolutions, one cooperation» , «Энергетическая стратегия Российской Федерации на период до 2035 года» , так же является базой для исследования их текущей энергетической политик.
Ко второй группе относятся международные соглашения и документы на русском, китайском и английском языках - «Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве» , «Межправительственное соглашение о сотрудничестве в нефтяной сфере между Россией и Китаем», подписанное в Пекине в 2009 г., «Меморандум о взаимопонимании по сотрудничеству в энергетической сфере между МЭА и Китаем», «Соглашение между министерством топлива и энергетики Российской Федерации и Китайской национальной нефтегазовой корпорацией об организации проектов сотрудничества в области нефти и газа» и др.
Статистические и аналитические данные исследовательских изданий - «Asian Development Outlook Update 2020» , «BP Statistical Review of World Energy 2020» , «World Oil Outlook 2020» и другие, относятся к третьей группе источников.
Четвертую группу источников составляют электронные ресурсы основных информационных порталов КНР. «Жэньминь жибао», «Синьхуа», соответственно выражают позицию и партии в отношении мировых экономических и политических событий и аспектов, касающихся государства.
Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников литературы и приложений.
Введение содержит сведения об актуальности исследования, объекте и предмете исследования, степени изученности проблемы, цели и задачах исследования, хронологических рамках, территориальных рамках, методологии и методах исследования, анализе источниковой базы, апробации результатов исследования и структуре работы.
Первая глава посвящена анализу состояния ТЭК России и Китая с сопутствующими графиками по количеству добычи, запасам, экспорту и импорту угля в странах. Приведена оценка топливно-энергетического комплекса в структуре экономики. В разделе раскрыты основные принципы новой энергетической стратегии Китая (Four Revolutions and One Cooperation Strategic Vision, 2014 ), а также перспективы энергетических потребностей на период новой, 14-й пятилетки. Также, в данной главе описываются причины ускоренного перехода к новой энергетической политики, основные положения «Энергетической стратегии Российской Федерации на период до 2035 года» .
Вторая глава посвящена ответам на вопрос - почему России и Китаю выгодно сотрудничать друг с другом, особенностям развития сотрудничества, выявлению внутренних конкурентных преимуществ для повышения конкурентоспособности России на нефтегазовом рынке Китая и Китая на рынке России. В разделе анализируется санкционный режим по отношению к России, давление на Китай стран Запада и США, реакция правительства и его позиция. В данной главе обозначены основные проекты, которые реализуются в настоящее время, основные договоренности по поставкам углеводородов. В целом, освящен потенциал российско-китайского проектного взаимодействия.
В заключение работы подведены итоги исследования и сделаны основные выводы.
Промежуточные результаты исследования получили апробацию на региональной международной научной конференции «Мой выбор - Наука!» в апреле 2021 года.
Сотрудничество в сфере ТЭК входит в приоритеты энергетической дипломатии России и КНР и в значительной степени определяет благоприятное развитие двусторонних отношений между двумя странами в последние годы. Это связано с рядом экономических и внешнеполитических факторов, и прежде всего с совпадением стратегических интересов по многим проблемам мировой экономики и политики. Анализ энергетической политики России и Китая показал, что правительства стран в настоящее время взвешенно и грамотно выстраивают стратегии в отношении потребления энергоресурсов, считаясь с экологическими мировыми повестками, политическими вызовами внутри страны и за ее пределами.
Оценивая договоренности и практические результаты энергетического сотрудничества между двумя странами, следует отметить, что оно развивается весьма активно. В частности, в 2011 году закончено строительство российско-китайского нефтепровода Сковородино-Дацин, являющегося важным элементом проекта ВСТО, успешно налажены механизмы для реализации энергодиалога, подтверждением чего являются крупнейшие в мире нефтегазовые проекты, такие как «Сила Сибири» и «Ямал - СПГ», которые задают вектор развития мировым технологическим разработкам в сфере добычи и транспортировки нефтепродуктов. Безусловно, долгосрочные государственные интересы стран многообразны, но взаимное сближение и сотрудничество России и Китая является приоритетным и необходимы.
Рассматривая проблемы российско-китайского энергетического сотрудничества, следует отметить конфликтный потенциал для энергетических отношений между Россией и КНР на постсоветском пространстве. Прежде всего это касается Каспийского и Центрально-Азиатского регионов. Активная экспансия китайского нефтегазового бизнеса в странах региона приводит к ослаблению позиций российских компаний.
Определенное соперничество и даже конкуренция за доступ к российским энергетическим ресурсам наблюдаются между Китаем, Японией и Южной Кореей, а в перспективе и Индией. Данное обстоятельство также оказывает определенное воздействие на восточную энергетическую политику России, в первую очередь в Северо-Восточной Азии.
Стратегия КНР на современном этапе основывается на потребности в поставках недостающих природных ресурсов энергоносителей, металлов и стратегического сырья, необходимых для поддержания постоянно растущего жизненного уровня 1,3 млрд. населения. Для решения этой задачи китайское руководство выстраивает выгодные экономические и политические отношения со странами, которые обладают этими ресурсами. Однако анализ ТЭК показал, что Россия отстает от Китая по скорости и качеству развития ТЭК (по развитию различных отраслей, технологий, энергоэффективности) и именно поэтому выступает пока главным образом экспортером углеводородного сырья в двустороннем сотрудничестве.
Рассматривая сотрудничество с точки зрения национальных интересов, Китаю выгоднее заменить импорт нефти и газа инвестиционным сотрудничеством с Россией. Китай может стать ключевым инвестором в российский нефтегазовый сектор в среднесрочной перспективе. Это можно подтвердить крупными газовыми проектами, которые уже были реализованы с участием китайского капитала на территории Российской Федерации за последнее десятилетие. Это сотрудничество решает противоречие между диверсификацией поставок из-за рубежа и ростом импорта энергоносителей из России. Нефть и газ, импортируемые с месторождений, разрабатываемых с помощью китайского капитала, могут рассматриваться как внутренние источники и не учитываться при распределении квот между поставщиками нефти и газа. А в случае роста мировых цен на нефть и газ китайские компании могут вернуть разницу между ценой и себестоимостью, получая прибыль от продажи энергоресурсов, как акционеры.
Что касается интересов России, то в современных условиях такое сотрудничество можно считать более выгодным. Без китайского капитала многие месторождения Сибири и Дальнего Востока могут остаться неосвоенными, а технологии, разработанные российскими учеными, останутся невостребованными. Эта растущая взаимозависимость дает России дополнительные инструменты для экономической дипломатии в работе с Китайской Народной Республикой.
1. Белая книга «Политика Китая в сфере энергетики». 2012. URL: http://russian.china.org.cn/exclusive/txt/2012-11/02/content_26986951.htm
2. Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой» 06.06.2001. URL:http://www.kremlin.ru/text/docs/2001/07/30565.shtml
3. Конституция КНР (В редакции 2018 г.) // Chinalaw. Center -
Законодательство Китая на русском языке. 2020. - URL:
https://chinalaw.center/constitutional law/china constitution revised 2018 russian/
4. Новатэк. Годовой отчет - 2020. - URL:
https://www.novatek.ru/common/upload/doc/NOVATEK AR2020 RUS.pd f
5. План энергетической стратегии (2014-2020 гг.) Китайской Народной
Республики - URL: http://www.gov.cn/zhengce/content/2014-
11/19/content 9222.htm.
6. Проект Энергетической стратегии России до 2035 года - URL: http://www.energystrategy.ru/projects/energystrategy.htm
7. Публикация Государственной комиссии по развитию и реформе о плане государственного реагирования на изменение климата (2014¬2020 гг.). Сайт Государственной комиссии по развитию и реформе КНР - URL: http://www.sdpc.gov.cn/gzdt/201411/t20141104_643314.html.
8. Российско-китайская совместная декларация о многополярном мире и формировании нового международного порядка» - URL: https://docs.cntd.ru/document/1902155
9. Устав Коммунистической Партии Китая (принят с частичными
поправками XVII Всекитайским съездом КПК 21 октября 2007 года) - URL: http://russian.china.org.cn/china/archive/shiqida/2007-
10/26/content_9128399.htm
10. Федеральный закон № 172 «О стратегическом планировании в
Российской Федерации» - URL: https://docs.cntd.ru/document/420204138 (дата обращения: 12.05.2021)
11. Федеральный закон от 09.07.1999 г. N 160-ФЗ (ред. от 03.02.2014, с
изм. от 05.05.2014) «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации». - URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_16283/
12. Энергетическая стратегия России «ЭС - 2035» - URL:
http://www.energystrategy.ru/ab ins/source/ES-2035 09 2015.pdf
13. Энергетическая стратегия Российской Федерации на период до 2035 года» - URL: https://minenergo.gov.ru/node/1026
14. BP Energy Outlook 2016 - London, UK. URL:
https://www.bp.com/content/dam/bp/business- sites/en/global/corporate/pdfs/energy-economics/energy-outlook/bp-energy- outlook-2016.pdf
15. BP Statistical Review of World Energy 2020 - URL:
https://www.bp.com/content/dam/bp/business- sites/en/global/corporate/pdfs/energy-economics/statistical-review/bp-stats- review-2020-full-report.pdf
16. China’s energy strategy: «Four revolutions, one cooperation - URL: https://fingfx.thomsonreuters.com/gfx/ce/gjnvwrabzpw/china%20energy%2 0strategy%20-%20four%20revolutions%20one%20cooperation.pdf
17. China’s energy strategy: «Four revolutions, one cooperation - URL: https://fingfx.thomsonreuters.com/gfx/ce/gjnvwrabzpw/china%20energy%2 0strategy%20-%20four%20revolutions%20one%20cooperation.pdf
18. China's Long-term Low-carbon Development Strategy and Pathway - URL: https://www.efchina.org/Attachments/Program-Update- Attachments/programupdate-lceg-20201015/Public-Launch-of-Outcomes- China-s-Low-carbon-Development-Strategies-and-Transition-Pathways- ICCSD.pdf
19. ENERDATA. Статистический ежегодник мировой энергетики. М., 2020
- URL: https://yearbook.enerdata.ru/
20. Energy in China's New Era - URL:
http://english.www.gov.cn/archive/whitepaper/202012/21/content WS5fe05 72bc6d0f725769423cb.html
21. World Oil Outlook 2020 - URL: https://www.opec.org/opec web/en/
22. XVII съезд КПК. Политический доклад - URL: http://russian.china.org.cn/china/archive/shiqida/2007-
10/25/content 9120930.htm
23. Yang Yufeng. China Energy Outlook (on-going work in 2015). Energy
Research Institute, NDRC, P. R. China. Energy State of the Nation (ESON). Sydney. 2015. - URL: https://iopscience.iop.org/article/10.1088/1755-
1315/720/1/012144/pdf
24. ФЯ^Н^^ — 2018 - (Китайский статистический справочник - 2018)
- URL: http://www.stats.gov.cn/tjsj/ndsj/2018/indexch.htm
25. ФЯ^Н^^ — 2020 (Китайский статистический справочник - 2020)
- URL: http://www.stats.gov.cn/tjsj/ndsj/2020/indexch.htm
26. ^ Я “ f И Е ” Ь ^ Ж ^ Ж ^ ^ Ж Ш (Прогнозы и перспективы
энергетических потребностей на период 14-й пятилетки Китая) от 10.01.2021 - URL: https://cceis.hse.ru/data/2021 /03/29/1386510407/14-
я%20пятилетка.pdf
27.2015-2020 ^ФЯ^^^^ЙЖ^^^ (Исследовательский отчет о новой энергетической отрасли Китая в 2015-2020 годах) - URL: https://wenku.baidu.com/view/029d3187c5da50e2534d7f61.html
28. 2020-2025^ФЯ^)Шт«£^^&“ + ИЕ” £ВШ£Ж^^
(Анализ инвестиций в энергетическую отрасль Китая на 2020-2025 годы и отчет об исследовании возможностей развития "14-й пятилетки") - URL: http://www.chinabgao.com/report/7621653.html
Литература:
29. Бахтиярова, А. Ж. Энергетическая политика КНР в начале XXI века // Молодой ученый. — 2016. — № 9 (113). — С. 967-970.
30. Бергер Я.М. Об энергетической стратегии Китая // Проблемы Дальнего Востока. - 2004. - №3. - С. 120 - 137.
31. Васецова Е.С., Шапкин М.Н. Республика Казахстан в
центральноазиатской стратегии Российской Федерации// Мировая политика.7— 2017.— №71.7
32. Воскресенский А. Д. Россия и Китай: теория и история
межгосударственных отношений / Моск. обществ. науч. фонд; Ин-т Дальнего Востока РАН; центр «Россия-Китай». М., 1999. 409 с.
33. ЖИЗНИН С.З. Российская энергетическая дипломатия и международная энергетическая безопасность (геополитика и экономика) // Балтийский регион. - 2010. - № 1. - С. 8-21
34.Захаров А., Русак Н. Внешнеэкономические аспекты энергетической стратегии КНР и роль постсоветского пространства // Мировое и национальное хозяйство. 2017. № 4(43). С. 23-28
35. Китай: угрозы, риски, вызовы развитию. М., Московский Центр Карнеги, 2005.
36. Ларин В. Л. Экономический пояс Шелкового пути»: экономическое содержание, структура, идеология // Новый Шелковый путь и его значение для России / ИДВ РАН. М.: ДеЛи плюс. 2016. С. 38-57.
37. Лукин А.В., Иванов А.В. Россия и АТР: перспективы сотрудничества// Вестник МГИМО - Университета. — 2010.— №74.— С.15-23.
38. Министерство энергетики РФ - «Энергодиалог Россия-Китай» - URL: https://minenergo.gov.ru/node/495
39. Портяков В.Я. Становление Китая как ответственной глобальной державы. М.: ИДВ РАН, 2013. - 240 с.
40. Смыковский А.В. Российско-китайское энергетическое сотрудничество: проблемы и перспективы // Россия и Китай: история и перспективы сотрудничества. Материалы IV международной научно-практической конференции. Благовещенск, 2014. С. 241-245.
41. Специализированный журнал «Бурение и Нефть» // «Контракт «Сила Сибири» и сценарии развития нефтегазохимических кластеров Восточной Сибири и Республики Саха (Якутия)» - URL: https://burneft.ru/archive/issues/2015-03/16
42. Ся Ишань «Ситуация в энергетике Китая и стратегия ее развития» // Жэньминь жибао, 2004.
43. Талеб Н. Н. Чёрный лебедь. Под знаком непредсказуемости / пер. с англ. В. Сонькина, А. Бердичевского, М. Костионовой, О. Попова; под ред. М. Тюнькиной. М.: Колибри, 2009.
44. Титаренко М. Л. Геополитическое значение Дальнего Востока. Россия, Китай и другие страны Азии. М.: Памятники исторической мысли, 2008. 378 с.
45. Томилова А.П. Анализ топливно-энергетического комплекса российской федерации // Материалы XII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» - URL: https:// scienceforum.ru/2020/article/2018022661
46. Франк А. Г., Джиллс Б.К. Пять тысяч лет мировой системы в теории и практике // Мировой политический процесс - 1994.
47. Халиуллин Р. Нефтяная экспансия китайцев // Издание «Нефтянка». От 15.04.2021 URL: http://neftianka.ru/ chinesethreat/
48. Шубрт И. Иммануил Валлерстайн: взгляд на труды социолога мирового масштаба // Социологические исследования - 2020. № 8. C. 101-109.
49. Шумпетер, Й. А. Теория экономического развития. Капитализм, социализм и демократия М.: Эксмо, 2008. - 34с.
50. Blackwill, Harris. War By Other Means Blackwill R. D., Tellis A. J. Revising U.S. Grand Strategy Toward China. — Council Special Report. — № 72. —Council on Foreign Relations. 2015.
51. Drezner D.W. The Sanctions Paradox: Economic Statecraft and International Relations. — Cambridge University Press. 1999.
52. Frank, Andre Gunder. ReORIENT: Global Economy in the Asian Age. 1st ed., University of California Press, 1998. JSTOR.
53.Oxford Institute for Energy Studies: «China’s oil demand in the wake of COVID-19» - 2020.
54. Roberson S. Ensuring America’s Energy Security // International
Organization. 2003. № 5.
55. ПИтШ^^Я^ЙОГШ <[®] А.ГДШ В.А.^Ш«ЯЖ0£М^ ) // Ш>£^» 2016 ^Ж 2 Я [А.Г. Ларин, В. А. Матвеев. Элосы жухэ каньдай ОуЯ цзинцзи ляньмэн юй «Сычоу чжи лу» дуйцзе (Сопряжение ЕАЭС и ЭПШП. Взгляд из Москвы) // ОуЯ цзинцзи. 2016. № 2]. С. 18-26
Интернет-ресурсы:
56. Аналитический центр при Правительстве. - URL: https://ac.gov.ru/
57. Бизнес-портал NEDRADV - URL:
https://nedradv.ru/nedradv/invetsp?obj=c1aa75568145898d9a4fe5dae7003d 90#about
58. Ведомости, «Россия нашла инвесторов для сотрудничества в дорогих проектах» https://www.vedomosti.ru/business/articles/2015/09/04/607481- investori-dlya-dorogih-proektov
59. Газета.ги «США хотят вовлечь Китай в санкции против России» https://www.gazeta.ru/business/2014/08/22/6185501.shtml
60. Газпром. «Газпром» начал первые трубопроводные поставки
российского газа в Китай» - URL:
https://www.gazprom.ru/press/news/2019/december/article493740/
61. Геоэнергетика.Ru. Особенности энергетической стратегии России 2035
- URL: http://geoenergetics.ru/2020/07/21/osobennosti-energeticheskoj-
strategii-rossii-2035/
62. Интерфакс. "Газпром" и CNPC договорились о третьем маршруте поставок газа в Китай. - URL: https://www.interfax.ru/business/464468
63. Информационный портал: INFOline - URL: https://infoline.spb.ru/
64. Коммерсантъ. «Путин считает, что либеральная идея изжила себя» - URL: https://www.kommersant.ru/doc/4013468
65. Магдалинская Ю. Ключи к будущему. Китай уверенно строит «среднезажиточное общество» - URL: https://rg.ru/2019/04/23/kitaj- uverenno-stroit-srednezazhitochnoe-obshchestvo.html.
66. Музипова Р. Энергетика свяжет Россию и Китай сильнее геополитики // «Новые Известия». — URL: https://newizv.ru/news/economy/15-05- 2017/energetikasvyazhet-rossiyu-i-kitay-silnee-geopolitiki
67. Петлевой В. Китай продолжит сокращать производство стали и угля // Ведомости-URL: https://www.vedomosti.ru/business/articles/2018/03/06/752835-kitai-stali- uglya
68. Поразит ли Китай весь мир своей атомной мощью? / Информационное Агентство. // URL: https://regnum.ru/news/economy/2175504.html.
69. РБК. «Арктический потенциал. Северный морской путь как драйвер экономического роста» - URL: http://roscongress.rbc.ru/arctic
70. РБК. Китайский обмен «Роснефти». ChemChina получит 73% стратегического НПЗ за то, что его построит. - URL: https://www.rbc.ru/newspaper/2015/09/10/56bc9fdc9a7947299f72bba4
71. Российская газета - Спецвыпуск № 283 - «С 2019 года нефтепровод Сковородино - Мохэ - Дацин начнет работать на полную мощность» - URL: https://rg.ru/2018/12/16/s-2019-goda-nefteprovod-skovorodino-mohe- dacin-vkliuchitsia-na-polnuiu.html
72. Российский фонд прямых инвестиций. Российский Фонд прямых
инвестиций и Китайская инвестиционная корпорация создали Российско-китайский инвестиционный фонд. - URL:
https://rdif.ru/fullNews/136/
73. Российско-Китайский Инвестиционный Фонд Регионального Развития http://ifrd.ru/ru/
74. Специализированный журнал «Бурение и Нефть» // «Контракт «Сила Сибири» и сценарии развития нефтегазохимических кластеров Восточной Сибири и Республики Саха (Якутия) (Часть 2)» - URL: https://burneft.ru/archive/issues/2015-03/16 (дата обращения 5.06.2021)
75. США хотят вовлечь Китай в санкции против России // Газета.ги. - URL: http://www.gazeta.ru/business/2014/08/22/6185501. shtml
76. ТАСС - «В МИД КНР указали на важность "Силы Сибири" в деле
сотрудничества Пекина и Москвы» - URL:
https://tass.ru/ekonomika/7196811
77. Топалов А. «Газпром» меняет Ашхабад на Ташкент (15.03.2016)//
«Газета». — URL:
https://www.gazeta.ru/business/2016/03/15/8124143.shtml
78. Уголь в Китае. (Не)зависимое государство - URL: https://dprom.online/chindustry/
79. Узбекистан планирует увеличить поставки природного газа в Россию. 05.04.2017.// «Городской информационный канал m24.ru». — URL: http://www.m24.ru/articles/135896
80. Центральное диспетчерское управление топливно-энергетического
комплекса URL: https://www.cdu.ru/
81. Шеметов М. Как устроен газопровод «Сила Сибири» и что даст его запуск // Материал информационного агентства ТАСС. - URL: https://tass.ru/ekonomika/7241029
82. Argus Media: «China issues NEV credit scheme for 2021-23» - URL: https://www.argusmedia.com/en/news/2116465-china-issues-nev-credit- scheme-for-202123
83. Company Overview. - URL: www.csec.com
84. Europe’s Vulnerability to Energy Crises - 2020. - URL:
http://www.worldenergy. org/documents/ ser_2010_report_1.pdf
85.International Group of Liquefied Natural Gas Importers URL: https://giignl.org/
86.Neftegaz.RU «Объем поставок нефти из России в Китай по нефтепроводу Сковородино - Мохэ превысил 100 млн т» - URL: https ://neftegaz.ru/news/transport-and-storage/210173-obem-postavok-nefti- iz-rossii-v-kitay-po-nefteprovodu-skovorodino-mokhe-prevysil-100-mln-t/
87.Official website of the International Energy Agency - URL:
http://www.iea.org/topics/energysecurity/
88. PVTech. China unveils boost for 2021 renewable subsidies, solar wins biggest share. - URL: https://www.pv-tech.org/china-unveils-boost-for- 2021-renewable-subsidies-solar-wins-biggest- share/#:~:text=China’s%20Ministry%20of%20Finance%20has,billion%20( US%24900%20million)
89. S&P Global Platt. «China to launch national carbon emissions trading scheme» - URL: https://www.spglobal.com/platts/en/market-insights/latest- news/coal/010621-china-to-launch-national-carbon-emissions-trading- scheme-on-feb-1.
90. The New York Times. China, in Pointed Message to U.S., Tightens Its
Climate Targets. URL:
https://www.nytimes.com/2020/09/22/climate/china- emissions.html#:~:text=President%20Xi%20Jinping%20of%20China%20pl edged%20on%20Tuesday%20that%20his,global%20fight%20against%20cli mate%20change.
91. The Oxford Institute for Energy Studies - URL:
https://www.oxfordenergy.org/wpcms/wp-content/uploads/2020/12/Insight- 80-Natural-gas-in-Chinas-power-sector.pdf
92. TV360 - «Запуск газопровода «Сила Сибири», - URL:
https://360tv.ru/news/vlast/putin-i-si-tszinpin-zapustili-gazoprovod-sila- sibiri/