Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


КУЛАЙСКАЯ КУЛЬТУРА ЛECOCTEПHOГО АЛТАЯ (I в. до н,э, - IV в. н.э.)

Работа №88976

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

история

Объем работы59
Год сдачи2021
Стоимость4550 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
55
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Глава I. История изучения памятников кулайской культуры на территории Лесостепного Алтая 9
1.1. Полевые исследования кулайских памятников в XX - начале XXI
века 9
1.2. Историография кулайской культуры юга Западной
Сибири 16
Глава II. Погребальные памятники кулайской культуры Лесостепного
Алтая 23
2.1. Могильники Троицкого этапа (I в. до н.э. - II в.
н.э.) 23
2.2. Могильники Фоминского этапа (III - первая половина IV вв.
н.э.) 28
Глава III. Поселенческие памятники кулайской культуры Лесостепного
Алтая 44
3.1. Поселения Троицкого этапа (I в. до н.э. - II в.
н.э.) 44
3.2. Поселения Фоминского этапа (III - первая половина IV вв.
н.э.) 52
Заключение 59
Список литературы 61
Приложения 67


Кулайская культура - является одним из самых больших археологических образований на территории Западной Сибири. Её население, принадлежало к угро-самодийской группе народов, и, по данным исследователей, специализирующихся на изучении кулайской культуры, имеет отношение к предкам некоторых современных народов Урала и Сибири, среди которых часто выделяют кетов, селькупов, а также довольно внушительную часть угорских народов упомянутой территории [Троицкая Т.Н., 1979, с. 3-6, 46¬48; Чиндина Л.А., 1984, с. 3-12].
Расселяясь изначально, на территории, совпадающей с современной Томской областью, за исключением её юга, к рубежу эр (в 111-1 в. до н.э.), кулайское население начало мигрировать, в район современной ЯмалоНенецкой АО, Красноярского края, Омской области и Алтайского края. Данные миграционные процессы были связаны с изменением климатических условий изначального региона расселения, что выражалось в его увлажнении и похолодании, за этим последовало увеличение территории таёжных болот. Также, на миграцию, кулайское население толкало увеличение роста его собственной численности, при скудности имевшей место быть территории, которая уже была неспособна прокормить имеющееся население, представители кулайской культуры вынуждены были начать процессы переселения на новые территории [Г еографические и инженерногеологические условия степного Алтая, 1988].
Кулайское население, издревле проживало в тайге и это детерминировало характер культурного и хозяйственного уклада его жизни. Таёжный биом определил существование присваивающего типа экономики, поэтому, основой жизнедеятельности кулайского населения стала охота, рыболовство, собирательство. Что касается культурной жизни, то здесь окружающий, таёжный мир тоже оказал колоссальное влияние на взгляды кулайского населения. Среди находок, попадающихся на памятниках, принадлежных кулайской культуре, археологи периодически находят бронзовые фигурки исполненные в виде традиционных таёжных животных: медведя, лося, бобра и т.д. Иногда, исследователям попадаются изделия синкретического характера, в которых сочетаются человеческие черты и черты таёжных животных [Труфанова Ж.Н., 2003, с. 1-26; Корякова Л.Н., Кузьминых С.В, Бельтикова Г.В., 2011]. Такие находки, весьма красноречиво говорят о мировоззренческом комплексе населения рассматриваемой культуры и о месте окружающего мира в сознании кулайского человека. Что касается литья, о котором уже было сказано выше, то кулайцы, весьма искусно владели техникой бронзовой металлургии. На памятниках встречаются находки, выполненные во множестве стилей литья. Встречаются, также, различные фигурки воинов-мужчин, что говорит о патриархальном укладе кулайского общества и о культе воинского дела [Историческая энциклопедия Сибири, 2009].
К I в до н.э. кулайское население начинает активное проникновение на территорию Лесостепного Алтая.
Что касается этимологии названия, то выделил и обозначил её И.М. Мягков, и название это было дано исходя из места расположения клада, найденного в 1922 году на горе Кулайка, первый же памятник в Лесостепном Алтае был обнаружен ещё в 1916 году М.Д. Копытовым.
Актуальность темы определяется существенным влиянием кулайской культуры на этнокультурный облик Лесостепного Алтая рубежа эпох. Систематизация уже полученных данных и хронологическая датировка, как памятников, так и находок, относимых к кулайской культуре, способны дать весьма существенный, новый материал, который позволит более детально восстановить картину, происходивших на рубеже эр этнокультурных процессов.
Степень изученности темы. Изучением кулайской культуры на территории Лесостепного Алтая занималось достаточно большое количество исследователей. Среди первых, кто начал изучение памятников кулайской культуры, можно отметить М.П. Грязнова, и хотя он не изучал именно кулайскую культуру, но в будущем, его труды, опубликованные по данным с раскопок, дали внушительную источниковую базу для дальнейшего изучения кулайской культуры [Грязнов М.П., 1956, с. 126-144]. Изучалась тема и различными сибирскими археологами, но изучением кулайской культуры, именно на территории Лесостепного Алтая занимались и продолжают заниматься барнаульские археологи [Горбунов В.В., 2015, с. 120]. На сегодняшний день, открыто более трех десятков поселенческих памятников, на большинстве из которых произведены лишь сборы и шесть могильников, в состав которых входит 36-38 объектов. Несмотря на то, что исследователи активно интересуются темой кулайской культуры, при таком малом количестве исследованных памятников, трудно сделать сколь бы то ни было обширные выводы о том, что представляла из себя культура на упомянутой территории. Поэтому до сих пор не создано общей работы по кулайской культуре на территории Лесостепного Алтая.
Цели и задачи дипломной работы. Цель работы - систематизировать имеющиеся данные по кулайской культуре на территории Лесостепного Алтая и дать их общую характеристику на фоне синхронных памятников из сопредельных регионов.
Для ее достижения поставлены следующие задачи:
1. Обобщить результаты полевых исследований по памятникам кулайской археологической культуры.
2. Оценить степень изученности и состояние источниковой базы по кулайской культуре Лесостепного Алтая.
3. Описать и проанализировать погребальные памятники кулайской культуры на раннем - Троицком этапе (I в. до н.э. - II в. н.э.) и на позднем - Фоминском этапе (III - первая половина IV вв. н.э.).
4. Описать и проанализировать поселенческие памятники кулайской культуры на раннем - Троицком этапе (I в. до н.э. - II в. н.э.) и на позднем - Фоминском этапе (III - первая половина IV вв. н.э.).
Объектом исследования выступает кулайская археологическая культура Западной Сибири.
Предметом исследования являются археологические памятники локального варианта кулайской археологической культуры на территории Лесостепного Алтая.
Территориальные рамки работы. В работе использованы материалы из памятников, расположенных в Лесостепном Алтае (Алтайский край, Россия). Под Лесостепным Алтаем понимается территория, примыкающая с севера к Алтайской горной системе и включающая в себя несколько географических провинций, разделенных широкой долиной р. Обь. На ее левобережье выделяются Предалтайская равнина, Приобское плато и Кулундинская равнина, на правобережье - Предсалаирская равнина и
Бийско-Чумышская возвышенность [Растительный покров Западно¬
Сибирской равнины, 1985; Географические и инженерно-геологические условия степного Алтая, 1988].
Хронологические рамки исследования включают период с I в. до н.э. до первой половины IV в. н.э. Эти рамки обусловлены временем проникновения кулайского населения на территорию Лесостпеного Алтая, затем максимального расцвета и распространения кулайской культуры на этой территории и прекращением её существования. Сейчас кулайские памятники Лесостепного Алтая объединены в рамках Троицкого этапа, который датируется I в. до н.э. - II в. н.э. и Фоминского этапа, который датируется III - первой половиной IV вв. н.э. [Григоров Е.В., 1998, с. 212- 213; Тишкин А.А., Горбунов В.В., 2012, с. 108; Горбунов В.В., 2015, с. 120].
Методология и методы исследования. В работе использовались элементы системного подхода, а также общенаучные, исторические и археологические методы. Проводился сбор материалов из научной литературы, их анализ и синтез. На определенных этапах исследования применялись такие методы: сравнительно-исторический, аналогий, классификации, картографический.
Источниковая база. Для достижения цели и решения задач работы использовано более 50 публикаций археологического и, отчасти естественнонаучного, характера, охватывающие период изучения истории региона в рамках от эпохи поздней древности до начала эпохи раннего средневековья. Было обработано 18 памятников, которые исследовали М.Д. Копытов, М.П. Грязнов, А.П. Уманский, Б.Х. Кадиков, Ю.Ф. Кирюшин, А.Б. Шамшин, В.Б. Бородаев, Г.Е. Иванов, М.Т. Абдулганеев, В.С. Удодов, Н.Ю. Кунгурова, А.А. Казаков, А.А. Тишкин, В.В. Горбунов, Ю.В. Ширин, Е.В. Григоров, А.Т. Сингаевский, Р.В. Белоусов и др. Всего проанализированы материалы шести могильников и 12 поселений.
Апробация работы. Основные положения данного исследования докладывались и обсуждались на научно-исследовательских семинарах кафедры археологии, этнографии и музеологии, а также на V-й и VI-й региональных молодежных конференциях «Мой выбор - Наука!» (г.
Барнаул).
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. В первой главе обобщены результаты археологических исследований и оценена источниковая база по кулайской археологической культуре. Во второй главе дано описание и структура погребального обряда кулайской культуры, а также его эволюция с течением времени. В третьей представлено описание поселенческих памятников и особенностей хозяйственной жизни населения кулайской культуры. В заключении подведены итоги исследования.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Кулайская археологическая культура являлась очень важным элементом этнокультурной картины региона Западной Сибири в раннем железном веке. Ее детальное изучение позволяет отследить и понять историю региона и характер протекавших этнокультурных процессов. Её представители оставили заметный след в ходе историческом развития, став предками части современных коренных народов Сибири.
В ходе проделанной нами работы удалось собрать и обобщить информацию по наиболее изученным археологическим памятникам кулайской культуры на территории Лесостепного Алтая. Эти памятники исследовались на протяжении всего XX века и продолжают исследоваться и в начале XXI века. Несмотря на то, что за это время было открыто более трех с половиной десятков кулайских памятников, репрезентативные данные есть только по 18 из них: шесть могильников и 12 поселений.
По отдельности и по группам этих памятников ученые разработали вопросы их датировки и этнокультурной принадлежности, что позволило разделить их на два этапа: ранний (I в. до н.э. - II в. н.э.) и поздний (III - первая половина IV вв. н.э.). Главным материалом при анализе памятников выступала керамики, другой инвентарь использовался лишь эпизодически. Мало внимания обращалось на элементы погребального обряда и строительные традиции. В целом имеющаяся источниковая база по кулайским памятникам Лесостепного Алтая уже достаточно представительна и может быть использована для характеристики культуры в целом.
Исходя из этого нами были описаны и проанализированы последовательно погребальные и поселенческие памятники согласно их делению на этапы. Среди выявленных памятников восемь можно отнести к раннему - Троицкому этапу, и десять - к позднему, Фоминскому этапу. Это показывает, что в изучении ранних и поздних кулайских памятников на территории Лесостепного Алтая нет существенной диспропорции, как считали ранее многие исследователи.
Анализ погребальных памятников позволил выяснить, что главное отличие ранних и поздних комплексов заключается в способе погребения.
Для могильников Троицкого этапа характерна ингумация, а могильникам Фоминского этапа присуща кремация. Погребения раннего этапа больше сходны с таежными районами кулайской общности, тогда как погребения позднего этапа более распространены в лесостепных районах кулайской общности. Также удалось установить, что поздние погребения богаче по инвентарю, нежели ранние, что может говорить как о процессах начавшейся социальной дифференциации в кулайском обществе, так и об изменениях в способах хозяйства, ставшего более эффективным.
Проанализированные поселенческие памятники позволяют сделать заключение об устойчивых связях населения Лесостепного Алтая с северными таежными районами на всем протяжении существования кулайской культуры. Хотя на позднем этапе лесостепные аналогии все же усиливаются. Была установлена и определенная эволюция поселений в сторону увеличения их площади, а главное в увеличении числа и усилении оборонительных сооружений. Эти изменения вполне можно связать с опасностью, которая исходила от южных кочевников.
В ходе изучения кулайской культуры Лесостепного Алтая мы добились систематизации всех репрезентативных материалов, поэтому цель работы можно считать достигнутой, а поставленные задачи выполненными.
Тем не менее, многие моменты в исследовании кулайской культуры остаются «белыми пятнами» в вопросах её изучения. Дискуссионными являются вопросы не только датировки некоторых памятников, но также хронологические этапы кулайской культуры, и вопрос выделения новой археологической культуры для Фоминского этапа.


1. Абдулганеев М.Т. Фоминский комплекс поселения Малый Иткуль-1 // Проблемы изучения древней и средневековой истории. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2001. С. 103-110.
2. Абдулганеев М.Т., Владимиров В.Н. Типология поселений Алтая У1-П вв. до н.э. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 1997. 148 с.
3. Абдулганеев М.Т., Кадиков Б.Х., Кирюшин Ю.Ф., Кунгурова Н.Ю. История исследования археологических памятников Зонального района // Зональный район: история, люди и судьбы. Барнаул: Управление архивного дела администрации Алтайского края, 2003. С. 50-78.
4. Абдулганеев М.Т., Казаков А.А. Поселение Чудацкая Гора // Палеодемография и миграционные процессы в Западной Сибири в древности и средневековье. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 1994. С. 111-115.
5. Белоусов Р.В. Новые находки с урочища Раздумье // Сохранение и изучение культурного наследия Алтая. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2000. Вып. XI. С. 191-194.
6. Бородаев В.Б. Новообинцевский клад // Антропоморфные изображения. Первобытное искусство. Новосибирск: Наука, 1987. С. 96-114.
7. Бородаев В.Б., Горбунов В.В. Троицк-1 - новое поселение кулайской культуры на левобережье Барнаульского Приобья // Охрана и изучение культурного наследия Алтая. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 1993. Ч. II. С. 183-189.
8. Географические и инженерно-геологические условия степного Алтая. Новосибирск: Наука, 1988. 97 с.
9. Горбунов В.В. Ритуальные захоронения животных кулайской культуры (грунтовый могильник Обские Плесы-11) // Погребальный обряд древних племен Алтая. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 1996. С. 156-166.
10. Горбунов В. В. Этнокультурная ситуация на территории лесостепного Алтая в эпоху «великого переселения народов» // Комплексные исследования древних и традиционных обществ Евразии. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2004. С. 92-95.
11. Горбунов В.В. Военное дело населения Алтая в 111-Х1У вв. Ч. II: Наступательное вооружение (оружие). Барнаул: Изд-во Алт. унта, 2006. 232 с.
12. Горбунов В.В. Основные этапы развития военного дела у кочевников Горного Алтая во II в. до н.э. - V в. н.э. // Вооружение сарматов: региональная типология и хронология: доклады к VI Междун. конф.
«Проблемы сарматской археологии и истории». Челябинск: , 2007. С. 157¬163.
13. Горбунов В.В. Памятники кулайской культуры на юге Западной Сибири: вопросы датировки и периодизации // Интергация археологических и этнографических исследований. Барнаул; Омск: Изд. дом «Наука», 2015.
С. 119-122.
14. Горбунов В.В. Культурно-исторические процессы на территории Лесостепного Алтая в I тыс. н.э. // V (XXI) Всероссийский археологический съезд: сб. трудов конференции. Барнаул, 2017. С. 272-273.
15. Горбунов В.В., Папин Д.В. Местонахождение МГК-1 - новый памятник фоминского этапа кулайской культуры // Сохранение и изучение культурного наследия Алтайского края. Барнаул: Издво Алт. ун-та, 2017. Вып. XXIII. С. 66-70.
16. Горбунов В.В., Кунгуров А.Л. Памятники первой половины I тыс. н.э. археологического комплекса Малый Г оньбинский
Кордон-1 в Барнаульском Приобье // Известия Алтайского государственного университета. 2018. №2 (100). С. 150-157.
17. Григоров Е.В. К вопросу о нижней хронологической границе памятников фоминского типа в Верхнем Приобье (по материалам поселений) // Древние поселения Алтая. Барнаул: Изд-во Алт. унта, 1998. С. 212-213.
18. Григоров Е.В., Казаков А.А. Барнаульско-Бийское Приобье в 1¬
12 вв. (по данным погребального обряда). Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2018. 230 с.
19. Грязнов М. П. Древние культуры Алтая. Новосибирск, 1930. 12 с. (Материалы по изучению Сибири. Вып. 2).
20. Грязнов М. П. История древних племен Верхней Оби по раскопкам близ с. Большая Речка. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1956.
163 с. (МИА. №48).
21. Демин М.А. Первооткрыватели древностей. Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1989. 120 с.
22. Иванов Г.Е. Поселение Бочанцево-1 - памятник кулайской культуры в степном Алтае // Охрана и исследование археологических памятников Алтая. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 1991. С. 117-121.
23. Иванов Г.Е. Свод памятников истории и культуры Мамонтовского района. Барнаул: Изд-во ОАО «Алтайский полиграфический комбинат», 2000. 160 с.
24. Казаков А. А. Поселение Ближние Елбаны-!У (по материалам Государственного Эрмитажа) // Теория и практика археологических исследований. 2020. № 2 (30). С. 7-23.
25. Казаков А.А., Удодов В.С. Поселение Плесики 1 // Сохранение и изучение культурного наследия Алтайского края. - Барнаул: Издво Алт. ун-та, 1998. Вып. IX. С. 176-179.
26. Кирюшин Ю.Ф. Энеолит и ранняя бронза юга Западной Сибири. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2002. 294 с.
27. Кирюшин Ю.Ф., Грушин С.П., Шмидт А.В. Погребение с Чудацкой горы // Сохранение и изучение культурного наследия
Алтайского края. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2009. Вып. XVII. С. 249-257.
28. Кирюшин Ю.Ф., Казаков А.А. Комплекс археологических памятников Малый Гоньбинский Кордон-2 (по материалам разведки 1991 г.) // Актуальные проблемы сибирской археологии. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 1996. С. 68-72.
29. Кирюшин Ю.Ф., Фролов Я.В., Шамшин А.Б. Археологическое изучение Павловского района // Павловский район: очерки истории и культуры. Барнаул: Изд-во БГПУ, 2000. С. 17-18.
30. Корякова Л.Н., Кузьминых С.В, Бельтикова Г.В. Переход к использованию железа в Северной Евразии // Переход от эпохи бронзы к эпохе железа в Северной Евразии: материалы круглого стола 23-24 июня 2011 года. СПб., 2011.
31. Кунгуров А.Л. Два погребения с могильника 1 МГК-1 // Охрана и изучение культурного наследия Алтая. Ч. II. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 1993. С. 183-189.
32. Кунгуров А.Л., Папин Д.В. Материалы финальной бронзы археологического комплекса Малый Гоньбинский Кордон-1 //
Вестник археологии, антропологии и этнографии. 2001. Вып. 3. С. 79-85.
33. Кунгуров А.Л., Папин Д.В. Могильник-5 археологического комплекса Малый Гоньбинский Кордон-1 // Проблемы изучения древней и средневековой истории. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2001. С. 56-68.
34. Кунгуров А.Л., Сингаевский А.Т. Археологические памятники города Барнаула. Барнаул: Азбука, 2006. 124 с.
35. Ламин В.А. Историческая энциклопедия Сибири: в 3 т. / Новосибирск: Ист. наследие Сибири, 2009.
36. Миллер А.А. Археологические разведки. Л.: Соцэкгиз, 1934. 218 с. (Известия Государственной академии истории материальной культуры. Вып. 83).
37. Растительный покров Западно-Сибирской равнины. Новосибирск: Наука, 1985. 250 с.
38. Стяжкина О.В. Проблемы изучения и современное состояние памятника Чудацкая Гора в устье Касмалы (Алтайский край).
Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2020. Т. 7, № 1 (25). С. 174-179.
39. Тишкин А.А., Горбунов В.В. Погребения кулайской культуры на памятнике Кармацкий в Барнаульском Приобье // Игорь Геннадьевич Глушков. Ханты-Мансийск: ООО «Печатный мир г. Ханты-Мансийск», 2012. Ч. 3. С. 102-109.
40. Тишкин, А.А., Горбунов В.В., Горбунова Т.Г. Алтай в эпоху средневековья: Барнаул, ООО «Печатная компания АРТИКА», 2011. 136 с.
41. Троицкая Т.Н. Кулайская культура в Новосибирском Приобье.
Новосибирск: Наука, 1979. 124 с.
42. Труфанова Ж.Н. Плоское ажурное литье кулайской культуры (стилистико-иконографический анализ). Ижевск: СурГУ, 2003. С. 1-26.
43. Уманский А.П. Могильники верхнеобской культуры на Верхнем Чумыше // Бронзовый и железный век Сибири. Новосибирск:
Наука, 1974. С. 136-149.
44. Уманский А. П. Археологические памятники Павловского района (материалы к археологической карте) // Павловский район:
Очерки истории и культуры. Барнаул: Изд-во БГПУ, 2000. С. 5-6.
45. Федорук А.С., Фролов Я.В., Редников А.А., Папин Д.В. Работы 2012, 2014, 2015 гг. по определению границ территорий археологического наследия // Сохранение и изучение культурного наследия Алтайского края. Барнаул: Изд-во Алт. унта, 2016. Вып. XXII. С. 210-216.
46. Фролов Я.В. Погребальный обряд населения Барнаульского Приобья в VI в. до н. э. - II в. н. э. (по данным грунтовых могильников). - Барнаул: Азбука, 2008. - 479 с.
47.Чиндина Л.А. Древняя история Среднего Приобья в эпоху железа. Томск: Изд-во Томск. ун-та, 1984. 256 с.
48. Шамшин А.Б., Казаков А.А. Аварийные археологические раскопки в Тальменском районе // Проблемы сохранения, использования и изучения памятников археологии. - ГорноАлтайск: Изд-во ГАГУ, 1992. С. 61-62.
49. Шамшин А.Б., Сингаевский А.Т. Этнокультурная ситуация на территории Барнаульского Приобья в конце III в. до н.э. -I в. н.э. // Изучение историко-культурного наследия народов Южной Сибири. Горно-Алтайск: АКИН, 2007. Вып. 5. С. 51-79.
50. Ширин Ю.В. Верхнее Приобье и предгорья Кузнецкого Алатау в начале I тысячелетия н.э. (погребальные памятники фоминской культуры). Новокузнецк: Изд-во «Кузнецкая крепость», 2003. 288 с.
51. Ширин Ю.В. О ранних кулайских памятниках Верхнего Приобья // Российская археология. 2004. №2. С. 51-60.



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ