Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МИФ О «ЗОЛОТОМ ВЕКЕ» В ИДЕОЛОГИИ И РЕЛИГИИ ДРЕВНЕГО РИМА В ЭПОХУ РАННЕГО ПРИНЦИПАТА

Работа №88975

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

история

Объем работы88
Год сдачи2021
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
231
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Глава I. Эволюция мифа о «золотом веке»
1.1 Основные этапы развития мифа о «золотом веке»
1.2 Миф о «золотом веке» в эпоху Гражданских войн
1.3 Начало политической деятельности Октавиана
Глава II. Использование мифа о «золотом веке» в период правления
Октавиана Августа
2.1 Миф о «золотом веке» в идеологии периода правления Октавиана
Августа
2.2 Идея о «золотом веке» в религиозной политике периода правления
Октавиана Августа
Глава III. Трансформация мифа о «золотом веке» в период правления
преемников Августа
3.1 Использование мифа о «золотом веке» в религиозной политике
периода раннего принципата
3.2 Использование мифа о «золотом веке» в идеологии правителей
периода раннего принципата
Заключение
Список использованных источников и литературы
Приложения


Актуальность темы исследования. На протяжении XX в. исследователи занимались изучением в основном греческих утопий, римская утопия и миф о «золотом веке» в Риме были слабо изучены. Данная работа освещает процессы, происходившие в период становления системы принципата и последующей её эволюции, а именно - показывает, как миф, идеология и утопические настроения были использованы Октавианом Августом и его преемниками для оказания влияния на мнения людей и их ориентацию сообразно со своими целями в процессе усиления императорской власти.
Миф в работе рассматривается как форма политического сознания, в которой знание и понимание фактов политики замещается образами, символами, вымыслами, легендами и верой в них. Такие формы мифа появляются в кризисные периоды, когда возникает острая необходимость стабилизировать ситуацию. Они оказывают существенное влияние на сознание людей, пытающихся с их помощью восполнить недостаток информации об обществе и окружающей действительности. Как справедливо отмечал А.В. Колобов: «Общественно-политическая мифология, присущая цивилизованному обществу на любой стадии его развития, способствует его стабилизации в той же степени, в какой «архаическая» мифология обеспечивает консенсус в первобытном социуме» . В связи с этим, к общественно-политическим мифам зачастую прибегают политики. Они обращаются к политическим мифам, призванным затронуть глубинные чувства электората и посредством этих мифов пытаются воздействовать на моральные, этические, национальные ценности людей. Например, миф о «золотом веке» использовал в пропаганде С. Берлускони, трансформировав его под современные реалии. Берлускони акцентировал внимание на общечеловеческих, почти сакральных, неоспоримых ценностях. Политик обещал итальянцам, что в будущем «на месте классовой ненависти возникнут великодушие, преданность, солидарность, любовь к труду, толерантность и уважение к жизни» . Во главу угла Берлускони ставит идеалы свободы, семьи, великого и единого народа, образы героя, являющиеся непосредственными элементами мифа о «золотом веке». Таким образом, апеллируя к давним традициям и образам, к богатому историческому опыту, политик строил образ сильного государства, с помощью мифа он убедил широкие общественные массы в подлинном величии Италии и стал признанным национальным лидером.
Значение политических мифов особенно возрастает в переломные моменты, они становятся эффективным орудием воздействия на электорат. Именно на примере мифа о «золотом веке» мы можем воссоздать механизмы и пути воздействия на избирателей, характерные особенности политических утопий и механизм их влияния на сознание людей, а также последствия такого влияния.
В работе будет рассмотрено изменение содержательной стороны мифа о «золотом веке» в зависимости от целей, преследуемых субъектами - императорами Рима периода раннего принципата. Будет рассмотрена взаимосвязь между этими изменениями и идеями, пропагандируемыми правительством.
Степень научной разработанности проблемы. Периоду правления императоров раннего принципата посвящено большое количество исследований, однако, исследования, затрагивающие мифологический аспект политики, пропаганды и деятельности императоров, явление не столь распространенное. Начать следует с общих исследований, которые затрагивают становление и развитие принципата: причины установления, его основные особенности, эволюцию раннего принципата и т.д. Коротко рассмотрим основные работы, повлиявшие на развитие данного направления истории, начнем с зарубежных исследователей. Одним из фундаментальных трудов по истории древнеримского права, является работа Теодора Моммзена. Рассмотрев принципат Августа с юридической точки зрения, не останавливаясь на событийном ряде. Теодором Моммзеном было написано 4 тома «Истории Рима» , в которых рассматривается римское государственное право. В первом дается общая характеристика римского государственного строя, во втором - магистратурам и в третьем - учреждениям.
Принципат рассматривается Т. Моммзеном во второй части второго тома. По мнению Т. Моммзена, политический строй эпохи ранней империи ближе по своим публично-правовым принципам к эпохе республики, чем к эпохе поздней империи, когда устанавливается абсолютная монархия (доминат), Теодор Моммзен излагает не историю, а систему римского государственного права, поэтому им не устанавливаются стадии политического развития в эпоху ранней империи. Он берет государственное право императорской эпохи как нечто неизменное; для подкрепления выдвинутых им положений он обращается к источникам, относящимся к эпохе Августа, и ко времени Трояна, а также к III веку н.э.
В конце Х1Х-начале XX в. теория Т. Моммзена господствовала в науке практически безраздельно. Близких к ней взглядов придерживались такие известные правоведы, как П. Виллемс, Кл. Мипуле, О. Карпова, Е. Герцог и многие другие, а также более поздние историки - Э. Мейер и М. Хэммонд .
Но в его работе были недочеты. Первый - это отказ от рассмотрения фактического материала, который бы смог прояснить причинно-следственные связи тех или иных явлений. Вторым пробелом является признание им неизменности юридических основ императорской власти на протяжении более чем трех веков.
Оппонентами Т. Моммзена являлись Эд. Мейер и Г. Ферреро , они трактовали принципат как республику. Вызывала вопросы концепция диархии Т. Моммзена.
В XX в. появляются исследования Р. Сайма , который акцентировал внимание не на правовых основах принципата, а на апеФгйаз. Р. Сайм указывает, что принципат начинается с 23 г. до н.э., после реформ власти. Большой вклад в разработку темы принципата был внесен М. Грантом , который использовал монетные серии для исследования.
В 50-е гг. XX в. Выходят работы Дж. Чилвера , Э.Т. Салмона , А.Х.М. Джонса . Исследователи стремились учитывать все аспекты принципата, преобладает концепция принципата как монархической системы. Из исследователей конституционного направления следует назвать Х. Кастрициуса , который подчеркивает законную основу власти Августа. Если же говорить о тенденциях, то в конце XX в. вниманием было обращено именно на идеологический аспект принципата.
Так, XX в. французский исследователь Ж. Гаже занялся изучением идеологии принципата. В его работах получили новую трактовку события, связанные с установлением власти принцепса, были разработаны ключевые понятия, такие как «власть трибуна», «римский мир», «идея римского триумфа» и «гений императора». Л. Омо на склоне жизни в 50-х годах издал и переиздал ряд своих работ, в том числе такие фундаментальные, как «Золотой век Римской империи» (1947), «От Рима языческого к Риму христианскому» (1950) и др.
При рассмотрении отечественной историографии, начать следует с первых работ отечественных исследователей: Т.Н. Грановский ,
рассматривал Римскую империю как новый этап «жизненного развития», для него переход к империи был неизбежен. Причины: истощение провинций, злоупотребления проконсульской власти, притеснения. Идеи
Т.Н. Грановского были развиты С.В. Ешевским в его труде «Центр Римского мира и его провинции» . М.П. Драгоманов дал опыт историографии Римской империи , а также исследовал эпоху Тиберия. Принципату Августа посвящена была специальная статья В.И. Герье , Э.Д. Гримм .
В советское время появляются новые подходы. Особое место в отечественной историографии занимает фундаментальный труд Н.А. Машкина . Правовыми основами власти Августа историк считал империй (imperium maius) и трибунскую власть (tribunicia potestas). Н.А. Машкин высоко оценивал значение трибунской власти принцепса, признавая не только ее идеологический аспект, который видел в республиканской, демократической символике этой власти, но также и аспект реально-правовой. Понятию auctoritas Н.А. Машкин не придавал юридического значения. Далее, некоторое время государственно¬правовой аспект не изучался. Негативно к таким исследованиям относился С.Л. Утченко, называя их «творениями новой историографии» . Также труды Н.А. Машкина интересны и в том плане, что он затрагивает развитие античной утопии. Он обращается к генезису утопии (выводя её из древнего Востока), развитию - период эллинизма, в эпоху гражданских войн эти идеи получают большое распространение, в период принципата миф используется императорами и в дальнейшем оказывает влияние на христианство.
В 80-90-е. гг. изучением государственно-правового аспекта занимался
A. Б. Егоров. Автором анализируются монархические черты присущие Римской республике и их развитие, характер действия политических сил в этот период, развитие режимов личной власти. А.Б. Егоров отмечает: «Превращение Рима в великую державу сопровождалось политическим переворотом. Необходимость реорганизации управления, политические и экономические изменения, вызванные новой ситуацией, привели к краху республиканской системы и установлению новой политической формы - принципата, построенного на дуализме монархии и полиса, который постепенно трансформировался в монархию» . Необходимо назвать таких авторов, как Я.Ю. Межерицкий (сделал самое подробное исследование не только политики, но и идеологии принципата . Он уделяет большое внимание традициям республиканизма, считает, что оформление принципата произошло после урегулирований 27 г. до н.э.), Д.Д. Сергеев ,
B. Н. Парфенов (изучил военно-политический аспект), А.Н. Токарев ,
А.Л. Смышляев и др.
Исследованиям, связанным непосредственно с мифом о «золотом веке» и его применением в идеологии принципата. Начало изучению темы утопий и утопического сознания общества было положено еще в XIX в., в период, когда получают распространение социалистические идеи. Утопизм становится все более популярным, в том числе и античный утопизм. Одним из первых исследователей, затронувших в своей исследовательской деятельности миф о «золотом веке», был М.А. Сюдр. В своих работах он обосновывал несбыточность идей социализма, а корни коммунизма он
усматривал в мифах и утопиях античности . Именно он заложил основы методологии такого рода исследований. Также исследователь обосновывает появление коммунизма в христианстве и выдвигает концепции коммунистических ересей. В работах поэтов античности (Вергилий, Овидий), в которых освещена тема «золотого века», он усматривает идеи социализма, не отождествляя, однако, «золотой век» и классическую утопию. С этой работы начинается традиция поиска в античности идей социализма, т.н. «античный социализм», к середине - концу XIX вв. появляется уже множество работ, посвященных этому вопросу (следует отметить, что основоположниками «античного социализма» были и другие авторы, которые раньше М.А. Сюдора написали работы на эту тему, но работа М.А. Сюдора представляется более целостной, хотя и она не лишена известных недостатков: публицистичность, которая привела к отсутствию целостности картины и др.). В этом направлении работали такие авторы, как Р. Фон Пельман , К. Каутский , Г. Адлер и др. И
только на рубеже XIX - XX вв. мы можем проследить появление работ, основной темой которых является непосредственно утопия и утопическое сознание, рассматриваемые отдельно от социализма и коммунизма. На первом этапе - это работы, не привносившие ничего нового в понимание феномена утопизма, но постепенно развиваются идеи, которые имеют научную значимость и по сей день. И разработка этой темы приводит к зарождению такого направления в науке, как «утопиеведение». Так, в пример можно привести монографии А. Ризе, в которых был рассмотрен один из аспектов мифа «о золотом веке» - идеализация жизни древних народов . Он рассматривает утопии, главный мотив которых - блаженное состояние; справедливость, существовавшая когда-то у предков; а также, территории и страны, которые наделяются чертами утопии. Им были выделены этапы развития утопии, дана характеристика каждому из них, что ознаменовало новый период в разработке проблемы. Проблема утопии и утопизм становится темой серьезных академических исследований.
Изучение античной утопии вообще повлекло за собой изучение отдельных её аспектов, а именно, изучение мифа «о золотом веке». Одним из первых в этом направлении начал работать Э. Граф . В его работе содержится исследование одной из вариаций мифа - «жизнь при Кроносе», «Сатурново царство» характеризующиеся изобилием, отсутствием войн, блаженным состоянием.
В первой половине XX в. появляется плеяда исследований, на высоком научном уровне разрабатывавших тематику античного утопизма: К. Поппер , Э. Блох (в числе прочего исследовал миф о золотом веке), Л. Мамфорд, К. Мангейм, П. Тейяр де Шарден, М. Янг и др., с чьими работами можно ознакомится в сборнике «Утопия и утопическое мышление» . В этот период исследователи вновь обращаются к блаженному прошлому, так, в своих работах А.О. Лавджой и Дж. Боас вводят категорию «примитивизм» , что оказывает огромное влияние на развитие науки вообще и утопизма в частности. Примитивизм рассматривается этими учеными, как идеализация жизни предков, уверенность в том, что блаженное состояние достигается через возвращение к той модели жизнедеятельности. Концепция примитивизма в последующем подверглась всесторонней критике, она абсолютно точно не является бесспорной, но, тем не менее, она становится важнейшей вехой в развитии американской историософской мысли.
Во второй половине XX в. получает распространение концепция всепроникающего утопизма, утопия в этот период рассматривается как продукт всех сфер жизнедеятельности, а не только с рационалистических
позиций (в литературной форме), а также, распространяется мифологическая утопия. К исследуемому нами мифу в данный период обращается Г. Болдри , он анализирует труды Гомера и Гесиода, и называет утопию Гомера пространственной, а утопию Гесиода - временной (здесь мы можем оспорить выдвинутые положения, т.к. элементы временной утопии присутствуют у Гомера (сменяемость во времени), а пространственные элементы, т.е. острова блаженных, имеются у Гесиода). Важнейшим открытием, совершенным Г. Болди стало указание на неточность перевода, а следовательно, и трактовки понятия «золотой век». В оригинале употребляется категория «золотой род», именно это понятие Гесиод и другие греческие авторы использовали в своих трудах. На основе этого анализа, предпринятого Г. Болди, Б. Гатц делает вывод о кардинальном отличии в трактовке мифа греками и римлянами . Из работ, созданных в этот период, следует также отметить: «Утопии классического мира» Дж. Фергюсона, «Утопические мысли и действия в классической античности» Б. Китцлер, Г. Флашар и др. Непосредственно мифу «о золотом веке» также посвящено несколько работ . Огромный вклад в разработку вопросов мифа и утопии привнес М. Элиаде. Он не только исследовал природу мифов в работе «Аспекты мифа» , но и затронул одну из вариаций мифа о «золотом веке», в работах «Миф о благородном дикаре, или престиж начала», «Миф о вечном возвращении»; так же им был написан ряд статей, посвященных утопиям и мифам: «Миф и реальность» (Myth and reality), «Мифы, ритуалы и
символы» (Myths, rites, symbols) .
Отечественные исследователи к проблеме античной утопии, в частности к проблеме мифа «о золотом веке» обратились, в большинстве своем, в XX в.; и только в середине XX в. получает популярность античная утопия. В отличие от западной историографии, в отечественных исследованиях акцент был сделан на религиозно-мифологическую составляющую античной утопии. И если западное направление «утопиеведения» развивается в русле изучения идей социализма, то зарождение «утопиеведения» в России и СССР связано в первую очередь с изучением эсхатологических настроений в Риме I в. до н.э. Назовем основных отечественных исследователей, занимавшихся и занимающихся изучением античной утопии, и конкретно мифа «о золотом веке»: О. Базинep «Идея о прошедшем и будущем золотом веке человечества» , с ним в одном направлении работал Ф.Ф. Зелинский , они оба занимались изучением идеализации прошлого и эволюцией мифа периода перехода Рима к империи. В эволюции мифа «о золотом веке» Ф.Ф. Зелинский выделяет несколько этапов: генезис в греческий период, развитие в комедии, выражение в Сатурналиях, надежды на возвращение «золотого века» и слияние с христианством. Также исследователь акцентирует внимание на римском периоде развития мифа. Работы Ф.Ф. Зелинского были подвергнуты критике со стороны других исследователей (например, В.Н. Ярхо, который критиковал исследователя за субъективизм и осовременивание античности), также Ф.Ф. Зелинский считает, что миф вдохновлен борьбой с рабством, что является не совсем корректным положением. В.П. Волгин «Очерки истории социалистических идей с древности до конца XVIII века» (именно он начал изучение социалистических и коммунистических идей в античной утопии. Так, миф «о золотом веке» рассматривался им как реакция эксплуатируемых низов на угнетение. Это привело исследователя к неточному пониманию сути явления, к перекосу в сторону социальной природы мифа и игнорированию собственно религиозно-мифологической составляющей). Продолжил разработку теории «античного социализма» С.Я. Лурье, в своих работах «История античной общественной мысли», «Геродот», «Очерки по истории античной науки» . С.Я. Лурье отходит от волгинского понимания зарождения социализма в античности и акцентирует внимание в большей степени на религиозно-мифологическом аспекте. В мифе «о золотом веке» и его зарождении он усматривает идею равенства, и «перевернутых отношений». Концепции С.Я. Лурье также критиковались за осовременивание, но они не лишены множества достоинств (например, исследователь всегда подчеркивал неразрывную связь утопии, мифа и действительности, окружающей общество).
Последователем В.П. Волгина можно назвать Н.Е. Застенкера , который также занимается исследованием мифа о «золотом веке», рассматривая его как проявление социализма, что приводит его к той же ошибке, которую совершали его предшественники - осовременивание взглядов греков и римлян. Но все эти исследователи занимались изучением мифа и утопии в фарватере поисков социалистической природы этих явлений. Изучение было проникнуто духом социализма, а соответственно, само «утопиеведение» не могло зародиться на данном этапе. Работы, свободные от идеологизации появляются много позже, но уже на этом этапе мы видим труды, посвященные конкретно исследованию утопии как отдельного феномена. Во многом на это повлияло развитие западной исторической науки и усиление контактов в послевоенные годы, так, например, первыми трудами в этой области стали статьи, посвященные анализу воззрений западных исследователей на проблему утопии. Наиболее весомые работы, направленные на изучение античного утопизма, появляются ближе к 90-м гг. К ним относятся: Э.Д. Фролов «Факел Прометея. Очерки античной общественной мысли» , «Религия и атеизм в античном мире» , исследователь выделяет этапы, которые переживает утопия. Э.Д. Фролов в своих исследованиях обращается к Греции. Также он отходит от социалистического понимания античной утопии и в развитии мифа видит не только социальные предпосылки, но и, даже в большей степени, предпосылки общечеловеческие. Он изучает утопию как один из литературных жанров. Таким образом, исследователь выводит новую историографическую традицию, освобожденную от влияния марксизма. Можно отметить недочет работы автора - в своем исследовании Э.Д. Фролов акцентирует внимание на идеализации нравов предков, что характерно, скорее, для утопии более позднего периода. Продолжил традицию Э.Д. Фролова В.А. Гуторов в труде «Античная социальная утопия» (вопросы истории и теории), он также не признает зарождение социалистических идей в античной утопии (но при этом сохраняется некая классовость, в частности, он говорит о существовании аристократических образов у Гомера), и также продолжает изучение греческой утопии. Утопия возводится им к трудам Гомера, исследователь проводит сравнение этой греческой утопии и идей, господствовавших на Востоке. Также исследователь выделяет этапность утопии, четко разграничивая каждый период. Следующий этап - это рационализм, развитие политических утопий (Платон и Аристотель). Затем этап эллинизма (набирает силу тенденция обращения к мифологическому прошлому), этот этап выразился в виде литературных произведений. Еще одним исследователем, оказавшим большое влияние на разработку в отечественной науке вопросов античного утопизма, является Ю.Г. Чернышов. В своих работах он последовательно опровергает мнение, что римская история не знала утопий («Бала ли у римлян утопия?» ), выдвинутое Е.М. Штаерман в «Культуре древнего Рима» . Исследователь отходит от советской традиции, предостерегая от схематизации и классовости. Исследователь предлагает следующую классификацию утопий: религиозно-мифологические, политические и литературные. В своем исследовании Ю.Г. Чернышов учел положения, выведенные Б. Гатцем и Г. Болдри, разделив «золотой род» и «золотой век». Автор обращается к специфичным чертам греческой и римской утопий чтобы показать их преемственность, сходства и отличия. Работы: «Легенды об "островах блаженных" в античной литературе I в. до н.э.» , «Мореплавание в античных утопиях» , «Три концепции Сатурнова царства у Вергилия» и др. Также следует упомянуть еще одного исследователя - О.Я. Неверова, который на основе изучения камей и гемм создал большое число трудов по культуре античности и, в частности, коснулся темы обожествления императора, пропаганды тождественности императора с основными божествами пантеона . Необходимо упомянуть и других авторов: П. Шестаков «Понятие утопии и современные концепция утопического» , Г.С. Кнабе , А.В. Колобов , А. Пятыгин , О.А. Джарман и др. Таким образом, к концу XX в. мы можем говорить о становление и отечественного «утопиоведения». Цель: восполнить пробелы в изучении римской утопии, исследовав роль мифа о «золотом веке» в эволюции системы принципата.
Для выполнения цели необходимо решить ряд задач: 1) выявить особенности трактовки мифа в период окончания Гражданских войн и становления принципата; 2) показать необходимость использования мифа в политических идеях Октавиана Августа; 3) обосновать необходимость использования традиционных лозунгов республики, свободы и
Августовского Мира на начальном этапе развития принципата; 4) выявить характерные особенности системы принципата на стадии его становления и в процессе развития; 5) определить «орудия» идеологизации, степень интегрированности мифа в политическую и религиозную системы раннего принципата.
Объектом исследования является идеологическое оформление политического режима системы принципата.
Предмет исследования - использование мифа о «золотом веке» в идеологии и религии раннего принципата.
Методологической основой является следование принципу историзма. Рассматривается генезис, эволюция и развитие мифа «о золотом веке» в контексте той социально-политической действительности, которая существовала в период раннего принципата. Принцип позволил выделить этапность мифа и его характерные особенности, приобретаемые им в результате взаимодействия с системой принципата. Принцип целостности позволил выделить причины обращения к мифу правителей, и последствия, к которым привело это обращение, миф рассматривается как неотъемлемая часть реальности, взаимодействующая с ней, но в тоже время, рассматривается, как самостоятельный предмет анализа. Также необходимо упомянуть о культурно-антропологическом подходе, позволяющем говорить о частном и общем в трактовке мифа греками и римлянами. В работе применены логические и научные методы: анализ, синтез, индукция, описание.
Спектр специально-исторических методов может быть довольно широк, использование их зависит от конкретных задач исследования. Так, применение сравнительно-исторического метода позволит нам проследить эволюцию идеологии, проводимой политики, лозунгов, а следовательно, и мифа в период правления каждого отдельно взятого императора, а затем вывести закономерности этой эволюции. Также использован историко-генетический метод, позволяющий исследовать генезис, развитие 16
рассматриваемых нами явлений, проанализировать причины появления этих явлений и их поэтапное изменение.
Тема представлена обширным кругом источников. В первую очередь, это литературные, исторические и философские произведения. Эта группа источников является основной, в работе анализируются произведения следующих авторов: Гомер, Гесиод, Аристофан, Вергилий, Гораций, Катон Старший, Лукан, Марциал, Овидий, Патеркул, Плутарх, Полибий, Саллюстий, Сенека Младший, Страбон, Тацит, Светоний и др.
При изучении источников трудности вызывает выявление и разграничение переписок, пересказов и действительного фактического материала. Необходимо осторожно анализировать источники, т.к. переосмысление и субъективная оценка автора, зачастую, искажает информацию. Также трудности вызваны плохой сохранностью источников, какие-то дошли до нас не в полном виде, а какие-то представлены лишь обрывочными материалами.
Эпиграфический материал (это эпитафии и посвящения, постановления муниципальных и провинциальных органов власти, декреты сената и самих принцепсов). Ценнейшие сведения о жизни и карьере Октавиана заключены в памятнике "Res gestae divi Augusti". Источник является самоапологией, но это не лишает его ценности. В нем дан фактический материал и точка зрения на происходящие события самого Августа.
Нумизматический материал. Данные по этой группе источников и по эпиграфике были взяты из электронной базы данных нумизматического и эпиграфического материала на сайте «История Древнего Рима» .
Необходимо упомянуть об археологических находках построек, т.к. крупные архитектурные сооружения и общественные постройки в античном мире служили способом поднятия престижа и авторитета в обществе, закрепления в истории своего имени, а также они выступали как средство пропаганды. Немаловажным комплексом источников являются произведения искусства (статуи, посвященные правителям или каком-либо значительным событиям, геммы, камеи, получает некое распространение и портретная живопись).
Хронологические рамки. В исследовании рассматривается период с 43 г. до н.э. (создание 2-го триумвирата и начало политической карьеры Октавиана) до 98 г. н.э. (окончание эпохи раннего принципата). Для отражения эволюции мифа о «золотом веке», будут затронуты события ориентировочно с VIII в. до н.э. («Илиада» и «Одиссея» Гомера).
Географические границы - территория Римской державы.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и источников, приложений. В первой главе будет дан краткий обзор генезиса и эволюции мифа о «золотом веке», освещены условия его возникновения, сущность и каким миф стал к моменту становления принципата. Во второй главе раскроем влияние мифа о «золотом веке на систему принципата, что из себя представлял данный миф на стадии становления принципата, как он трансформировался к концу правления Октавиана Августа, и какие задачи выполняла религия в процессе этой трансформации. Будут рассмотрены эпоха Гражданских войн и борьба Октавиана с Антонием, чтобы проследить предпосылки использования мифа в политической борьбе и выделить эволюцию идеологии в процессе этой борьбы и во время становления принципата. В третьей главе будут рассмотрены изменения, которые претерпевает миф о «золотом веке» и система принципата, причины этих изменений. Для отражения мифа о «золотом веке» в идеях правителей, а также для отражения особенностей его трактовки в сочинениях современников, работа построена по хронологическому принципу и разделена по микротемам, которые помогут понять динамику мифа в тех или иных условиях.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Миф о «золотом веке» претерпел множество изменений, он использовался и в литературе, и в религии, а также имел не последнюю роль в политической деятельности правителей. Миф о «золотом веке» стал тем рычагом давления, который имел воздействие абсолютно на всех граждан эпохи. Это стало возможным во многом благодаря социальной среде и обстановке, сложившейся на исходе Гражданских войн. Октавиан правильно нащупал пульс настроений и стремлений римлян и действовал сообразно с их ожиданиями. С помощью мифа о «золотом веке» Август стал не то божеством, не то мессией, спасшей республику и народ. Его правление знаменует собой наступление «золотого века», что поднимает авторитет правителя, а впоследствии способствует приобретению Октавианом власти.
Во время принципата Октавиана Августа происходит трансформация лозунгов и идей. Если сначала Октавиан стремился легализовать свое положение, делая ставку на «цезарианскую» идеологию, пользуясь именем Цезаря, действуя сообразно с концепцией популяров, то позже ситуация меняется, Октавиану необходимо действовать, исходя из быстро меняющейся обстановки. Октавиан выбирает новые приоритеты, делая ставку на восстановление республики. А потом переходит к пропаганде традиционных римских ценностей, т.е. от концепции «восстановления республики» к концепции «наступления всеобщего благоденствия». А для римлян, с искусной подачи пропаганды и исходя из сложившихся условий, это благоденствие было непосредственно связано с правителем. Принцепса и народ связывала формула «золотой век». Благодаря ей Октавиан мог создать надежную социальную базу, легализовать и легитимировать свое положение. Римляне же могли найти надежду после долгих кровопролитных лет братоубийственной войны. Они нашли надежду на будущее, которое настанет уже завтра. Люди сами распространили идею богоизбранности Августа, желая избавиться от ужаса настоящего. Эти ужасы и стали причиной появления утопических идей. Они могут появляться либо в результате социокультурных кризисов, либо существенных изменений в жизни общества. Утописты реализуют потребность людей в «лучшем мире» и предлагают человечеству новые способы спасения от социальных и нравственных катаклизмов. Утопия становится способом освоения враждебной реальности, проектом лучшего мира в будущем, способом поиска новых ценностей, альтернативой современности, становится критерием для оценки реального состояния общества, выражением критического отношения к реальности. Т.е. утопия всегда отталкивается от объективных событий действительности. Античные авторы удовлетворяли желания людей в поиске новой реальности, подогревая всеобщий ажиотаж своими произведениями.
Миф о «золотом веке» оригинален тем, что он, после утраты какой- либо своей вариации, приобретал новые аспекты, делавшие его актуальным. Такое обновление мифа происходило долгие столетия, что не могло не остаться в истории и не сделать эту утопию чем-то особенным.
Со временем, идеи возвращения к республиканским порядкам теряют свое господствующее положение, меняются поколения, мечты забываются, не остается свидетелей республиканских порядков.
Новое поколение римлян было уже готово поступиться частью своих прав в обмен на мир и счастливое спокойствие, которые наступят с восшествием нового императора. Теперь надежды на «золотой век» связывались с конкретным правителем, именно он должен был привести государство и все народы к вечному счастью, которое будет только приумножаться. Таким образом, «Res publica restituía» теряет свое былое значение и свою былую силу.
Официальная утопия приобрела новый вид. Теперь лозунг восстановления республики вытеснялся лозунгами и идеями Вечного Рима, «золотого века», счастья, наступившего с восшествием на престол императора или даже божества. Но существовали и другие идеи, выступавшие как антипод официальным. Идеи, согласно которым, «золотой век» ушел в далекое прошлое, а сейчас наступил век «железный», но даже сторонники такого взгляда на действительность признавали, что правители служат гарантом мира и спокойствия, наступивших при Августе. От идей сильной республики и сильного народа осуществляется переход к идее сильного правителя и народного спокойствия под его эгидой в границах Римской империи (которая должна постоянно расширяться, включать в себя новые народы и территории). Такая идея подкреплялась официальной пропагандой со всех фронтов. Выстраивался и культ правителя, действовала официозная литература, образ божественного императора встречался во всех уголках империи на монетах, статуях, геммах, велась пропаганда как в гражданской среде, так и в военной. Были затронуты все территории государства, в том числе и провинции. Образ правителя все более деифицировался, что должно было усиливать веру в его силу и его избранность. Император лишался ответственности перед земными силами, происходило усиление автократических начал, хотя имел место быть определенный консенсус с сенатом. Обожествление подкреплялось апелляцией к «Августовскому миру» и его наследию. Некоторые императоры обожествляли себя при жизни, другие приобретали божественный статус после смерти, но все они получили почитание в локальных семейных, городских и провинциальных культах. Что было призвано оправдать усиливающиеся монархические начала, легитимизировать личную власть правителя, воспринятую от Божественного Августа. Теперь все чаще происходила апелляция к сильному государству, которое, под властью императора, достигнет блаженного века. Это государство мыслилось не иначе, как мировое. Народы, покоренные империей, войдут в её состав и вступят вместе с римлянами в счастливую эпоху Вечного Рима.



1. Арат. Явления / пер. Богданов К.А. СПб.: Алетейя, 2000. 252 с.
2. Вергилий. Буколики. Георгики. Энеида / пер. Шервинский С., Ошерова. С. М.: Художественная литература, 1971. 448 с.
3. Гесиод. Полное собрание текстов / пер. Вересаева. В. М.: Лабиринт, 2001. 256 с.
4. Гораций. Избранная лирика / пер. Семенова-Тян-Шанского А.П. Л.: Асайемха, 1936. С. 136-155.
5. Гораций. Собрание сочинений [Электронный ресурс] // Электронная
библиотека. ПРЕ: http://lib.ru/POEEAST/GORACU/hor1_4.txt (Дата
обращения: 31.05.2021).
6. Гораций. Юбилейный гимн [Электронный ресурс] // Мировая поэзия. Литературный портал. 1Ж1/ http://www.worldpoetry.ru/gor/index.php?p=1 (дата обращения: 31.05.2021).
7. Дамасский. История / пер. Веселаго Е.Б. (фрагм. 35, 44), Козаржевского А.Ч. (фрагм. 24, 25, 53—56, 71—77), Ошерова С.А. (фрагм. 10—15, 26— 31), Федоровой Е.В. (фрагм. 16—23, 32—34, 36—43, 45—52, 57—70). М.: Вестник древней истории, 1960 г. №№ 3, 4.
8. Дион Кассий. Римская история. Кн. ХЕУ111 [Электронный ресурс] //
История Древнего Рима. ПРЕ:
Ейр://апщепй'оше.ш/апЙйтД.Е1ш?а=1340546952 (Дата обращения:
31.05.2021).
9. Лукан. Фарсалия. М.: Ладомир, Наука, 1993. 352 с.
10. Марциал. Эпиграммы [Электронный ресурс] // История Древнего Рима
[Сайт]. ПРЕ: Ейр://апс1еп1гоше.ги/апЙйтД.Ыш?а=1314200001(Дата
обращения: 31.05.2021).
11. Монеты Римской империи [Электронный ресурс] // История Древнего Рима. иРЕ: МОНЕТЫ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ. Каталог. (ancientrome.ru)) (Дата обращения 31.05.2021).
12.Овидий. Любовные элегии. Метаморфозы. Скорбные элегии / пер. Шервинский С.В. М.: Художественная литература, 1983. 512 с.
13. Патеркул. Римская история. М.: Рубежи XXI, 2006. 768 с.
14. Петроний. Сатирикон // Римская сатира. М.: Художественная литература, 1989. 236 с.
15. Плиний Старший. Естественная история [Электронный ресурс] // История
Древнего Рима [Сайт]. иРЕ:
http://ancientrome.ru/antlitr/thtm7aM327002000 (Дата обращения:
31.05.2021).
16. Плутарх. Сравнительные жизнеописания. В 2-х т. М.: изд-во Академии Наук СССР, 1961. 1600 с.
17. Сенека Младший. О милосердии. СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус., 2018. 352 с.
18. Сенека Младший. Апофеоз божественного Клавдия / пер. Петровский
Ф.А. [Электронный ресурс] // История Древнего Рима [Сайт]. иРЕ: http://ancientrome.ru/antlitt7t.htm7aM270954404 (Дата обращения:
31.05.2021).
19. Сенека Младший. Диалоги [Электронный ресурс] // История Древнего Рима [Сайт]. иРЕ: http://ancientrome.ru/antlitr/seneca/index.htm (Дата обращения: 31.05.2021).
20. Тацит. История [Электронный ресурс] // История Древнего Рима [Сайт].
иРЕ: http://ancientrome.rU/antlitr/t.htm7aM347101000 (Дата обращения:
31.05.2021).
21. Тацит. Сочинения в двух томах. Том 1. Анналы. Малые произведения. М.: Ладомир, 1993. 444 с.
22. Транквилл. Жизнь двенадцати цезарей. М.: Наука, 1964. 376 с.
23. Флавий. Иудейские древности [Электронный ресурс] // Электронная
библиотека «Викитека». 1Ж1/
https://ru.wikisource.org/wiki/%D0%98%D1%83%D0%B4%D0%B5%D0%B9 %0 1 %81 %D0%BA%D0%B8%D0%B5_%D0%B4%D 1 %80%D0%B5%D0% B2%D0%BD%D0%BE%D 1 %81 %Э 1 %82%D0%B8_(%D0%98%D0%BE%D 1 %81 %D0%B8%D 1 %84_%D0%A4%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%B8% D0%B9;_%D0%93%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%B5%D0%BB%D1% 8С) (Дата обращения: 31.05.2021).
24. Цицерон. О старости. О дружбе. Об обязанностях / пер. Горенштейна В.О. М.: Наука, 1993. 248 с.
25. Цицерон. Письма Марка Туллия Цицерона [Электронный ресурс] //
История Древнего Рима. 1Ж1/
ййр://апщен1тоше.ги/ап11йт/1.й1ш?а=1345960000(дата обращения:
31.05.2021).
26. Эпиграфические базы данных [Электронный ресурс] // История Древнего
Рима. ЦРЕ: История Древнего Рима. СПРАВОЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА.
(апс1еп1гоше.гн) (Дата обращения 31.05.2021).
Список использованной литературы:
1. Абрамзон М.Г. Монеты как средство пропаганды официальной политики Римской Империи. М.: Институт археологии РАН, 1995. 656 с.
2. Асланова Н.М. Политические мифы как социокультурный феномен (На примере современной Италии) // Известия Уральского федерального университета. Серия 1: проблемы образования, науки и культуры. Екатеринбург: изд-во Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, 2019. № 4. С. 185-191.
3. Базинер О. Идея о прошедшем и будущем золотом веке человечества. М.: Типо-лит. т-во И.Н. Кушнерев, 1902. 36 с.
4. Баталов Э.Я. В мире утопии: Пять диалогов об утопии, утопическом сознании и утопических экспериментах. М.: Политиздат, 1989. 320 с.
5. Бейкер Дж. Август. Первый император Рима / пер. Nomen est omen. М.: Центрполиграф, 2003. 364 с.
6. Вержбицкий К.В. Принципат Юлиев-Клавдиев (14-68 гг.): к проблеме взаимоотношения императорской власти с римским обществом в I в. н.э. // Проблемы истории, филологии, культуры. Магнитогорск.: ЗАО МДП, 2002. С. 193-207.
7. Вержбицкий К.В. Традиционные формы общения у римлян и оппозиция Юлиям-Клавдиям // Вестник Санкт-Петербургского университета. СПб.: изд-во СПбГУ, 1999. № 2. С. 104-107.
8. Волгин В.П. Очерки истории социалистических идей с древности до конца XVIII века. М.: Наука, 1975. 420 с.
9. Герье В.И. Август и установление империи // Вестник Европы, № 6, 7, 8. СПб.: Типография М.М. Стасюлевича, 1877.
10. Гримм Э.Д. Исследования по истории развития римской императорской власти. М.: Ленанд, 2014. 480 с.
11. Гуторов В. А. Античная социальная утопия. Вопросы истории и теории. Л.: Издательство Ленинградского университета, 1989. 288 с.
12. Джарман О.А. Культ императора в Древнем Риме и Италии в межзаветную и раннехристианскую эпоху // Христианское чтение. СПб.: Санкт-Петербургская Духовная Академия Русской Православной Церкви,
2012. Вып. 2. С. 56-118.
13. Дрязгунов К.В. Правовой статус и полномочия императора в эпоху
раннего принципата: Октавиан Август // Актуальные проблемы
гуманитарных и естественных наук. М.: Научно-информационный издательский центр, 2009. Вып. 10. С. 72-80.
14. Егоров А.Б. Культ личности и культ государства в религиозном почитании императоров I в. н.э. // Исследования и публикации по истории античного мира. Ред. Фролов Э.Д. СПб.: Мнемон, 2004. Вып. 3. С. 277-284.
15. Егоров А.Б. Рим на грани эпох. Л.: изд-во ЛГУ им. А.С. Пушкина, 1985. 225 с.
16. Зберовский А.В. Осмысление власти в общественном сознании в период расцвета античных демократических полисов: социально-философский анализ. Красноярск: из-во Красноярского государственного аграрного университета, 2006. 281 с.
17.Зелинский Ф.Ф. Религия эллинизма. Томск: Водолей, 1998. 169 с.
18. Иванов Ю.А. Становление принципата в Древнем Риме (принципат
Октавиана Августа) // Журнал Воронежского гоударственного университета. Воронеж: изд-во Воронежского государственного
университета, 2002. Вып. 15. С. 94-108.
19. Каутский К. Предшественники новейшего социализма. М.: Едиториал УРСС, 2019. 216 с.
20. Кнабе Г.С. Древний Рим - история и повседневность. М.: Искусство,
1986. 208 с.
21. Кнабе Г.С. Корнелий Тацит. М.: Наука, 1981. С. 38.
22. Ковалев С.И. История Рима. СПб.: Полигон, 2002. 864 с.
23. Колобов А.В. Этапы развития «римского мифа» // Античный вестник. Омск: Омский государственный университет, 2000. С. 35-36.
24. Колобов А.В., Гущин В.Р., Братухин А.Ю. Античная мифология в
историческом контексте. [Электронный ресурс] // История Древнего Рима [Сайт]. URL: http://ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1340546952 (Дата
31.05.2021).
25. Коптев А.В. PRINCEPS ET DOMINUS: к вопросу об эволюции принципата в начале позднеантичной эпохи // Древнее право. М.: СПАРК, 1996. № 1. С. 182-190.
26. Кузищин В.И., Маяк И.Л., Гвоздева И.А. и др. История Древнего Рима. 4-е изд. М.: Высш. шк., 2000. 383 с. С. 210.
27. Лурье С.Я. Избранные работы по истории науки. М.: изд-во Русской Христианской гуманитарной академии, 2016. 560 с.
28. Машкин Н.А. Принципат Августа. Происхождение и социальная
сущность. М.-Л.: изд-во Академии Наук СССР, 1949. 605 с.
29. Межерицкий Я.Ю. «Модели» единоличного правления в идеологии раннего принципата // Античная гражданская община. Межвузовский сборник научных трудов. М.: изд-во МГЗПИ, 1984. С. 104-114.
30. Межерицкий Я.Ю. Клавдий: историк и император // Античность и раннее
средневековье. Социально-политические и этнокультурные процессы / ред. Строгецкий В.М. Новгород: изд-во Нижегородского
государственного педагогического института, 1991. С. 56-71.
31. Межерицкий Я.Ю. Поэзия и политика времени становления принципата
[Электронный ресурс] // История Древнего Рима. [Сайт]. ПКЕ: http://ancientrome.ru/publik/article.htm7aM343248076 (Дата обращения:
31.05.2021).
32. Межерицкий Я.Ю. Принципат Юлиев-Клавдиев в произведениях Сенеки // Из истории античного общества. Межвузовский сборник. Горький: изд- во ГГУ, 1979. С. 95-109.
33. Межерицкий Я.Ю. Республиканская монархия: метаморфозы идеологии и политики императора Августа. М.- Калуга: изд-во КГПУ, 1994. 442 с.
34. Моммзен Т. История Рима. Т.1. СПб.: Наука, ЮВЕНТА, 1997. 202 с.
35. Неверов О.Я. Нерон-Юпитер и Нерон-Гелиос // Художественные изделия античных мастеров. Л.: Искусство, 1982. С.101-110.
36. Поппер К. Открытое общество и его враги. В 2 Т. М.: Культурная инициатива, 1992. 976 с.
37. Пятыгин А. Неосуществившиеся надежды: праздник тысячелетия Рима // Нумизматика. М.: Нумизматическая литература, 2008. № 17. С. 9-11.
38. Ранович А. Б. Восточные провинции Римской империи в 1-111 вв. М.-Л.: изд-во Академии Наук СССР, 1949. 262 с.
39. Свентоховский А. История утопий. От Античности до конца XIX века. М.: Либроком, 2012. 432 с.
40. Сергеев В.С. Принципат Тиберия // Вестник древней истории. М.: институт всеобщей истории РАН, 1940. № 2. С. 78-95.
41. Сергеев Д.Д. Представления о государстве и государственной власти римских писателей эпохи Августа // Античный мир. Проблемы истории и культуры. Сборник науч. статей к 65-летию со дня рождения проф. Э.Д. Фролова. СПб.: изд-во СПбГУ, 1998. С. 294-308.
42. Смышляев А.Л. Характер принципата [Электронный ресурс] // История
Древнего Рима [Сайт]. НВЕ:
Ййр://апс1еп1гоше.ги/ап11йг/1.й1ш?а=1345960000 (Дата обращения:
31.05.2021).
43. Сюдр А.М. История коммунизма. СПб.:
тип. Н. Неклюдова 1870. 488 с.
44. Тарасова Л.В. Императорский культ в правление династии Флавиев [69-96
гг.]. // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: История. Политология. Белгород: изд-во Белгородского
государственного университета, 2009. С. 21-27.
45. Токарев А.Н. Становление официальной идеологии принципата императора Августа. Харьков: изд-во ХНУ им. В.Н. Каразина, 2011. 265 с.
46. Утченко С. Л. Политические учения Древнего Рима. III - I вв. до н.э. М.: Наука, 1977. 248 с.
47. Утопия и утопическое мышление. М.: Прогресс, 1991.405 с.
48. Фролов Э. Д. Факел Прометея. Очерки античной общественной мысли. Л.: изд-во Ленинградского университета, 1981. 160 с.
49. Ферреро Г. Величие и падение Рима. М.: Наука, 2016. 496 с.
50. Холланд Ричард. Октавиан Август. Крестный отец Европы / пер. Корягина Е.М. М.: АСТ, 2010. 352 с.
51. Хрестоматия по истории древнего мира. Эллинизм. Рим // ред. Борухович В.Г., Монахов С.Ю., Парфенов В.Н. М.: Греко-латинский кабинет, 1998. 681 с.
52. Чернышов Ю. Г. Была ли у римлян утопия? // Вестник древней истории. М.: институт всеобщей истории РАН, 1992. №1. С. 53-72.
53. Чернышов Ю. Г. Древний Рим: мечта о золотом веке. М.: Ломоносовъ,
2013. 233 с.
54. Чернышов Ю. Г. Мореплавание в античных утопиях // Быт и история в античности. М.: Наука, 1988. С. 88-113.
55. Чернышов Ю. Г. Социально-утопические идеи и миф о «золотом веке» в
древнем Риме: В 2 ч. Ч. 1: До установления принципата. Ч. 2: Ранний принципат. Изд. 2-е, испр. и доп. Новосибирск: изд-
во Новосибирского ун-та, 1994. 155 с.
56.Чернышов Ю. Г. Три концепции Сатурнова царства у Вергилия // Античная гражданская община. Л.: 1986. С. 100-114.
57.Чернышов Ю.Г. Была ли у римлян утопия? // Вестник древней истории. М.: институт всеобщей истории РАН, 1992. №1. С. 53-72.
58.Чернышов Ю.Г. Древний Рим: мечта о золотом веке. М.: Ломоносовъ, 2013. 233 с.
59.Чернышов Ю.Г. Легенды об «островах блаженных» // Вестник ЛГУ. Л.: ЛГУ, 1984. № 20. С. 104-107.
60. Шестаков В.П. Понятие утопии и современные концепции утопического // Вопросы философии / ред. Фролов И.Т. М.: РАН, 1972. №8. С. 151-158.
61. Штаерман Е.М. Культура древнего Рима. В 2-х т. / ред. Голубцова Е.С. М.: Наука, 1985. 432 с.
62.Элиаде М. Аспекты мифа. М.: Академический Проект, 2010. 256 с.
63.Элиаде М. Мифы, ритуалы и символы [Электронный ресурс] // Электронная библиотека «Гумер». URL:
http : //www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Eliade/Obrj ad.php (Дата
обращения: 31.05.2021).
64. Badian E. «Crisis theories» and the beginning of the principate. [Электронный ресурс] // История Древнего Рима [Сайт]. URL: http://ancientrome.ru/pub1ik/artic1e.htm?a=1497214112 (Дата обращения: 31.05.2021).
65. Baldry H.C. Who invented the golden age? [Электронный ресурс] //
Электронный журнал «The Classical Quarterly». URL:
https: //www. cambridge.org/core/j ournals/classical-quarterly/article/abs/who- invented-the-golden-age/7A7EED0EF2E45652147F72684AA75582 (Дата
обращения: 31.05.2021).
66. Brisson J.-P. Rome et 1’age d’or: Dionysos ou Saturne? [Электронный ресурс]
// Электронная библиотека «Persee»/ URL:
https://www.persee.fr/doc/mefr_0223-5102_1988_num_100_2_1612 (Дата
обращения: 31.05.2021).
67. Gatz B. Weltalter, goldene Zeit und sinnverwandte Vorstellungen.
Hildesheim: Olms, 1967. p. 238.
68. John H. Corbett. The succession policy of Augustus / пер. Любимова О.В. [Электронный ресурс] // История Древнего Рима [Сайт]. URL: http://ancientrome.ru/pub1ik/artic1e.htm?a=1497214112 (Дата обращения: 31.05.2021).
69. Lovejoy A.O., Boas G. Primitivism and related ideas in antiquity. Baltimore: JHUP, 1935. 469 p.
70. Markov K. V. Octavian having not yet become Augustus: on the evaluation of Cassius dio’s a judgement on the politician’s early career // Мнемон. Исследования и публикации по истории античного мира. СПб. 2017. Вып. 17.1. С. 101-112.
71. Scott K. Chapter IX of the Res Gestae and the ruler cult / Пер. Любимова О.В. [Электронный ресурс] // История Древнего Рима [Сайт]. URL: http://ancientrome.ru/pub1ik/artic1e.htm?a=1355815931 (Дата обращения: 31.05.2021). 



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ