Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты профилактики социального сиротства с применением инновационных услуг 7
1.1. Социальное сиротство как социальный феномен 7
1.2. Профилактика: понятие, уровни, виды, условия 13
1.3. Характеристика инновационных услуг в профилактике
социального сиротства 21
Глава 2. Эмпирическое исследование применения инновационных услуг в профилактике социального сиротства 29
2.1. Анализ проекта «Родительская школа» по профилактике
социального сиротства 29
2.2. Изучение применения инновационных услуг в профилактике
социального сиротства (экспертный опрос) 35
2.3. Разработка проекта программы профилактики социального
сиротства с использованием инновационных услуг 40
Заключение 47
Список использованных источников 50
Актуальность исследования. На сегодняшний день процессы реформирования областей социальной жизни и поиски современных путей решения основных социальных проблем, таких как расслоение общества на богатых и бедных, низкий уровень жизни населения, происходящие в нашей стране, болезненно отражаются на наименее социально защищенных категориях граждан. Социальная и демографическая политика государства направлена на увеличение продолжительности жизни населения, сокращение уровня смертности, рост рождаемости, регулирование внутренней и внешней миграции, сохранение и укрепление здоровья населения и улучшение на этой основе демографической ситуации в стране.
Следует подчеркнуть, что период детства является существенным в формировании основных нравственных представлений, норм, ценностей, идеалов, жизненных стратегий, формирующих личность, что, несомненно, придает важность влиянию ближайших родственников, прежде всего, членов семьи. Вместе с тем, целым рядом отечественных исследователей констатируется кризисное состояние семьи, как института первичной социализации, проявляющейся, в том числе и в увеличивающейся численности социальных сирот. Данная ситуация характерна для многих развитых и развивающихся стран, в том числе и для России. Отчуждение родителей от детей, нарастание процессов деформации семьи и общества, разрушение традиционных нравственно-этических принципов, социальных связей, ухудшение здоровья, недостаточное финансирование социальной сферы - все это приводит к снижению уровня защищенности многих людей, но в первую очередь, детей.
В Федеральном законе Российской Федерации № 124 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» социальное сиротство определяется, как явление устранения или неучастия большого круга лиц в выполнении ими родительских обязанностей (искажение родительского поведения). По данным Министерства образования и науки РФ, на сегодняшний день в России проживает около 475 тыс. детей-сирот, около 85% из них находится на воспитании в приемных семьях [1].
Рост числа детей, живущих без родительского попечения, на фоне снижения общей численности детского населения в последние годы ставит социальное сиротство в ряд важных национальных проблем. Актуальность темы исследования, в соответствии с вышеизложенным, определяется необходимостью оптимизации, совершенствования системы работы по профилактике социального сиротства, поиска современных, инновационных и эффективных способов, позволяющих повлиять на кризисную ситуацию и остановить распад жизненно необходимых связей между родителями и детьми.
Степень разработанности проблемы. Профилактике социального сиротства посвящены работы многих отечественных исследователей: Ю.В. Васильков, Т.А. Василькова, М.А. Галагузова, В.С. Мухина, Л.Я. Олиференко, А.Ю. Рыкун, Е.М. Рыбинский, Л.И. Смагина, Е.И. Цимбал и др. Мнения ученых сходятся в том, что в настоящее время в России недостаточно внимания уделяется профилактике социального сиротства: постоянный рост числа детей-сирот в современной России свидетельствует о недостаточной разработанности мер и способов по профилактике данного явления.
Объект настоящего исследования - профилактика социального сиротства.
Предмет исследования - инновационные услуги в профилактике социального сиротства.
Цель исследования -выявить специфику инновационных практик профилактики социального сиротства в социально ориентированных некоммерческих организациях.
В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические аспекты профилактики социального сиротства с применением инновационных услуг.
2. Описать проект «Родительская школа» по профилактике социального сиротства.
3. Рассмотреть применение инновационных услуг в профилактике социального сиротства.
4. Описать проект программы профилактики социального сиротства с использованием инновационных услуг.
Гипотезы исследования:
Вероятно, в настоящее время наблюдается рост числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Возможно, в сфере выделить профилактики социального сиротства можно выделить несколько уровней по специфике целевой группы и формам работы с ними.
Предположительно, особенностью инновационных практик социальной работы в сфере профилактики социального сиротства является семейноцентрировноость, комплексность и системность.
Возможно, социально ориентированные некоммерческие организации, реализующие проекты в сфере профилактики социального сиротства, в основном, ориентированы на комплексное развитие родительских компетенции.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
- концепции социальной работы в сфере опеки и попечительства, по вопросам сиротства, представленные в работах М.О. Егорова, А.Ю. Мудрецова, В. И. Жукова, И.И. Осипова, О.В. Заяц;
- теории социальных технологий профилактики, представленные в работах П.Я. Циткилова и Е.И. Холостовой.
Методы исследования: анализ научно-теоретической литературы, нормативных источников, синтез, классификация, обобщение, сравнение; анализ деятельности учреждения социального обслуживания, экспертный опрос; моделирование.
Структура выпускной квалификационной работы определяется целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованных источников, приложений
Исследование, проведенное в рамках настоящей выпускной квалификационной работы, позволило решить ряд задач, а именно:
Рассмотрено социальное сиротство как объект социальной работы. социальное сиротство в современном российском обществе - результат политических и социально-экономических кризисов, культурной травмы и аномии, распространения материалистических, эгоистических, индивидуалистических ценностей, падения жизненного и культурного уровня российского общества, деградации институтов материнства и отцовства, нарушения воспитательной и социализирующей функций семьи. Социальное сиротство является признаком и одновременно угрозой благополучия социума, что обусловливает необходимость формирования грамотной социальной семейной политики, направленной на профилактику социального сиротства и укрепление институтов семьи, отцовства и материнства, разработку и реализацию программ профилактики социального сиротства.
Изучен термин «профилактика», ее уровни, виды и условия. Многоаспектная работа по профилактике и предупреждению возникновения проблемы социального сиротства может быть связана с усилением гражданской позиции по отношению к детям в обществе, созданием новых региональных структур и механизмов, ориентированных на решение профилактики сиротства, форсированное развитие института социальной работы, созданием эффективной системы помощи семье, подготовкой грамотных специалистов для соответствующих служб, созданием повышением эффективности межведомственного взаимодействия в области своевременного выявления факторов семейного и детского неблагополучия; повышением информированности родителей о возможности получения помощи; совершенствованием технологий социального сопровождения и пр. Следовательно, профилактика сиротства - это направление, которое требует не только особого внимания органов государственной власти и местного самоуправления, но и активного участия общественности.
Представлена характеристика инновационных услуг в профилактике социального сиротства. На сегодняшний день социальная сфера не располагает в полной мере необходимым комплексом инновационных ресурсов. Социальная практика московских инноваций включает эффективные методы предотвращения социального сиротства, тогда как в регионах страны используются не в полной мере учитывающие потребности различных групп населения технологические инструменты. Безусловно, достоинством внедрения инновационных технологий профилактики социального сиротства является профессионализм работников учреждений различных организационно-правовых форм и направлений, так как к данной деятельности применяется творческий подход, обобщается практический опыт, осваиваются новые методики, анализируются слабые и сильные стороны деятельности социальных учреждений.
Проведен анализ проекта «Родительская школа» по профилактике социального сиротства. Анализ результатов реализации проекта «Родительская школа» показал, что проект реализован успешно; достигнут ожидаемый социальный эффект, проект оказал положительное влияние на педагогическую компетенцию родителей и улучшил качество жизни семей - участников проекта, оказал комплексную всестороннюю помощь. Результаты проекта возможно применять в деятельности социозащитных организаций Устьянского района в дальнейшей работе с семьями участниками проекта.
Изучено применение инновационных услуг в профилактике социального сиротства. Проведенное исследование показало, что на сегодняшний день специалисты современных учреждений социального обслуживания не готовы к внедрению инновационных услуг и технологий в процесс профилактики социального сиротства, в подобных учреждениях наблюдается широкий спектр проблем и затруднений, что, в свою очередь, обуславливает необходимость разработки проекта программы профилактики социального сиротства с использованием инновационных услуг.
Разработан проект программы профилактики социального сиротства с использованием инновационных услуг. На основании полученных результатов исследования был разработан проект программы профилактики социального сиротства с использованием инновационных услуг. Ожидаемыми результатами реализации проекта программы являются: формирование у родителей негативного отношения к аморальному поведению и образу жизни, формирование у них представлений о проблеме социального сиротства и его профилактике, сокращение количества социально-неблагополучных и социально-опасных семей и несовершеннолетних, формирование у родителей стремление к саморазвитию и воспитанию своего ребенка, формирование семейных ценностей у детей и подростков, повышение оказываемого влияния общественности проблеме социального сиротства.
Таким образом. все поставленные задачи были решены, а цель настоящей работы можно считать достигнутой. Разработанный проект программы профилактики социального сиротства с использованием инновационных услуг может быть использован специалистами специализированных учреждений в работе по профилактике социального сиротства.
1. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в
Российской Федерации» от 24.07.1998 № 124-ФЗ (последняя редакция)
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 19558(дата обращения 30.03.2022).
2. Федеральный закон от 24.06.1999 N 120 ФЗ «Об основах системы
профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 23509(дата обращения 30.03.2022).
3. Минпросвещения России от 23.06.2020 N ДГ-812/07
«Разъяснение прав лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, но не вставших на учёт до 23 лет, на предоставление жилых помещений» [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 364285/f92650a70472ddfb9512e0d008f59254b34cbab5/(дата обращения 30.03.2022).
4. Балашов, А. И. Управление инновациями на рынке социальных услуг / А. И. Балашов. - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы, 2021. - 131 с.
5. Берендеева, А. Б. Инновационные технологии в социальной защите населения региона / А. Б. Берендеева, А. А. Елизарова, Д. А. Шахов // Вестник Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Серия: Экономические науки. - 2018. - № 1(15). - С. 69-94.
6. Бистяйкина, Д. А. Практика социальной работы с семьей и детьми по профилактике социального сиротства / Д. А. Бистяйкина, Р. Х. Биксалеев// Социальная несправедливость в социологическом измерении: вызовы современного мира. - Москва: ООО "МАКС Пресс", 2018. - 1312 с.
7. Бондаренко, К. Д. Социальное сиротство современной России: состояние, основные тенденции и проблемы профилактики / К. Д. Бондаренко, В. В. Горбунова, Л. Ю. Гражданкина // Тенденции развития науки и образования. - 2020. - № 66-4. - С. 103-107.
8. Давлетшина, А. С. Социальное сиротство как социально -
педагогическая проблема / А. С. Давлетшина // Человек. Общество. Культура. Социализация. - Уфа: Башкирский государственный
педагогический университет им. М. Акмуллы, 2018. - 481 с.
9. Данилова, Ю. А. Специфика работы с семьей по профилактике социального сиротства / Ю. А. Данилова, А. М. Аллагулов// Современная семья и дети цифрового поколения: проблемы, пути решения. - Оренбург,
2020. - 159 с.
10. Жданова, М. А. Социальное сиротство как предмет исследования в русле социально-педагогической реабилитации / М. А. Жданова // Академия профессионального образования. - 2019. - № 2(81). - С. 75-78.
11. Жиляева, М. С. Социально-психологические аспекты профилактики социального сиротства / М. С. Жиляева// Технологии социальной работы с разными группами населения. - Чита: Забайкальский государственный университет, 2020. - 172 с.
12. Ильин, Е. А. Социальные инновации как важнейший компонент компетентности специалистов социальной сферы / Е. А. Ильин // Повышение качества профессиональной подготовки специалистов социальной и образовательной сфер. - Витебск: Витебский государственный университет им. П.М. Машерова, 2021. - 346 с.
13. Инновации в социальной работе: коллективная монография / А. Ю. Нагорнова, Е. А. Ковтун, Д. Э. Удалов [и др.]. - Ульяновск: Зебра, 2021. - 178 с.
14. Кашин, А. В. Предпосылки и условия внедрения инновационных принципов повышения конкурентоспособности бюджетных учреждений в сфере оказания социальных услуг / А. В. Кашин // Вопросы инновационной экономики. - 2019. - Т. 9. - № 2. - С. 531-540.
15. Клинцова, М. Н. Социальное сиротство в современном российском обществе (социально-философский аспект) / М. Н. Клинцова// Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2018. - № 2(88). - С. 65-69.
16. Комарова, А. А. Социальное сиротство как социально -
психологическая проблема / А. А. Комарова // Достижения вузовской науки
2018. - Пенза: «Наука и Просвещение», 2018. - 204 с.
17. Конакова, А. В. Профилактика как эффективная мера по предотвращению проблемы социального сиротства / А. В. Конакова, А. А. Бушмелев// Социально-гуманитарные науки и практики в XXI веке: из опыта молодежных исследований (человек и общество в меняющемся мире). - 2018. - С. 77-78.
18. Крамчанинова, Н. В. Социальное сиротство в ракурсе социологического изучения / Н. В. Крамчанинова // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2020. - Т. 12. - № 4-5. - С. 103-109.
19. Крамчанинова, Н. В. Социальное сиротство как проблема современного общества / Н. В. Крамчанинова // Уникальные исследования XXI века. - 2015. - №11(11) - С. 10-12.
20. Магомадова, И. М. Социальное сиротство как актуальная проблема современного общества (причины и способы ее профилактики) / И. М. Магомадова // Наука России: Цели и задачи: сборник научных трудов по материалам XVI международной научной конференции. - Екатеринбург,
2019. - С. 72-76.
21. Мазур, Д. Н. Проблема социального сиротства в современном обществе / Д. Н. Мазур // Молодой ученый. - 2019. - № 7(245). - С. 227-229.
22. Маргарян, Е. Н. Профилактика социального сиротства: восстановительные технологии в работе с родителями / Е. Н. Маргарян, М. А. Лавриненко // Социально-психологическая служба и вызовы современного образования. - Волгоград, 2018. - С. 170-173.
23. Мартынова, Е. В. Профилактика социального сиротства: вызовы и перспективы / Е. В. Мартынова // Стратегии развития общества и социальная работа. - Ростов-на-Дону, 2020. - С. 393-397.
24. Матвеева, А. В. Социальное сиротство как социальная проблема / А. В. Матвеева // Вестник современных исследований. - 2018. - № 10.7(25). - С. 84-85.
25. Мачихина, К. С. Профилактика социального сиротства / К. С. Мачихина // Ученые записки Тамбовского отделения РоСМУ. - 2019. - № 14. - С. 172-176.
26. Мелешко, И. В. Социальное сиротство: причины и факторы риска, влияющие на увеличение числа социального сиротства / И. В. Мелешко // Студенческий вестник. - 2021. - № 41-1(186). - С. 37-38.
27. Мелешко, И. В. Социально-педагогическая профилактика социального сиротства во взаимодействии учреждения образования с семьей / И. В. Мелешко // Современная школа России. Вопросы модернизации. -
2021. - № 6(37). - С. 16-17.
28. Министерство просвещения Российской Федерации. Результаты IX Съезда руководителей организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://edu.gov.ru/press/3893/v-rossii-v-2020-godu-chislo-detey-sirot-sokratilos-na-sem-procentov-po-sravneniyu-s-predyduschim-godom(дата обращения 30.03.2022).
29. Москвитина, А. А. Наставничество как инновационная технология социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей / А. А. Москвитина // Формы и методы социальной работы в различных сферах жизнедеятельности. - Улан-Удэ, 2021. - С. 193¬194.
30. Николаева, Л. А. Социально-психологические особенности социального сиротства / Л. А. Николаева // Евразийское Научное Объединение. - 2018. - № 12-5(46). - С. 318-321.
31. Новиков, А. Д. Эффективность системы профилактики социального сиротства / А. Д. Новиков // Актуальные проблемы права, экономики и управления. - Саратов, 2020. - С. 337-340.
32. Попова, Е. А. Социальное сиротство / Е. А. Попова // Правовое образование. - Ростов-на-Дону, 2018. - С. 205-207.
33. Путиенко, Н. В. Особенности социального сиротства в России / Н. В. Путиенко// Нравственные императивы в праве, образовании, науке и культуре. - Елец, 2018. - С. 463-467.
34. Родионова, В. И. Инновационные технологии организации социальной работы с получателями социальных услуг / В. И. Родионова, Л. А. Швачкина, М. В. Короткова // Научная весна - 2021. Гуманитарные науки. - Шахты, 2021. - С. 116-123.
35. Сгонник, Л. В. Социальное сиротство как объект социально-педагогической работы / Л. В. Сгонник, Я. Е. Янакова// Современный взгляд на науку и образование. - Москва: Издательство «Перо», 2019. - 126 с.
36. Синцов, Г. В. Социальные услуги и социальные инновации в России / Г. В. Синцов, Е. П. Воронюк// Актуальные проблемы российского права на современном этапе. - Пенза: Приволжский Дом знаний, 2019. - 104 с.
37. Смирнова, С. Б. Профилактика социального сиротства: эмпирический анализ проблемы / С. Б. Смирнова, Е. Н. Алексеева // Актуальные проблемы общества, экономики и права в контексте глобальных вызовов. - Санкт -Петербург, 2021. - С. 75-79.
38. Социальное сиротство: причины. Влияние на развитие ребенка / Н. А. Зуган, С. В. Коковцева, Я. В. Маляков // Бюллетень Северного государственного медицинского университета. - 2019. - № 1(42). - С. 127¬129.
39. Таирова, Д. Р. Этапы развития социального сиротства как общественного феномена / Д. Р. Таирова // Студенческий вестник. - 2020. - № 23-4(121). - С. 51-53.
40. Тимершина, Е. А. Социальное сиротство как следствие неблагополучия семьи / Е. А. Тимершина// Лучшая научно - исследовательская работа 2020. - Уфа, 2020. - С. 94-97.
41. Тимершина, Е. А. Социально-педагогическая деятельность с неблагополучными семьями как фактор профилактики социального сиротства / Е. А. Тимершина// Человек. Общество. Культура. Социализация. - Уфа, 2019. - С. 241-243.
42. Фонд президентских грантов. Специальный конкурс 2020. Проект «Родительская школа» [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://xn--80afcdbalict6afooklqi5o.xn--p1ai/public/application/item?id=06466C2B-A9E1-439E-BC2D-CE4BA35CF1BB(дата обращения 19.05.2022).
43. Хадуева, Я. А. Проблема социального сиротства в современной России / Я. А. Хадуева// Аллея науки. - 2018. - Т. 6. - № 5(21). - С. 273-276.
44. Чурсина, В. Н. Социальное сиротство: причины и пути преодоления / В. Н. Чурсина, А. А. Родина // Новые подходы и методы в социологии и социальной работе. - Белгород, 2018. - С. 158-165.
45. Шайденко, Н. А. Социальное сиротство как общественное явление и объект государственного сопровождения в регионе / Н. А. Шайденко, С. Н. Кипурова // Вестник педагогических наук. - 2021. - № 1. - С. 110-115.
46. Шайденко, Н. А. Социальное сиротство как общественное явление и объект государственного сопровождения в регионе / Н. А. Шайденко, С. Н. Кипурова// Вестник педагогических наук. - 2021. - № 1. - С. 110-115.
47. Юнина, А. Е. Правовые аспекты социального сиротства / А. Е.
Юнина// Аллея науки. - 2020. - Т. 2. - № 5(44). - С. 469-475.
48. Юсуфов, Ш. Н. Методолого-методические вопросы определения инновационного направления повышения качества социальных услуг / Ш. Н. Юсуфов // Вестник Таджикского национального университета. Серия социально-экономических и общественных наук. - 2018. - № 9. - С. 74-79.
49. Водшк, В.Д. Problemsofchildren-
orphansinconditionsofthecivilsocietybuildinginUkraine / В. Д. Водшк // В1сникнюу1мешярослава мудрого: сер1я: ф1лософ1я, ф1лософ1я права, полгголопя, соцюлопя. - 2018. - Vol. 4, no. 39. - pp. 101 - 111.
50. Ssebunnya, J. The orphaning experience: descriptions from Ugandan youth who have lost parents to HIV/AIDS / J. Ssebunnya, J. Susan, S. Harms, R. Kizza // Child and adolescent psychiatry and mental health. - 2010. - Vol. 4, no. 1.
- p. 714-733.
51. Sznajder, D. A Befriended Family as a Form of Support for an Orphaned Child / D. Sznajder // Horyzontywychowania. - 2015. - Vol. 14, no. 29.
- p. 17-29.
52. Tatek A. Orphanhood, Poverty and the Care Dilemma: Review of Global Policy Trends / A. Tatek // Social work and society. - 2009. - Vol. 7, no. 1.
- p. 15-24.
53. Trapenciere, I. Social orphanhood in Latvia / I. Trapenciere // Shs web of conferences. - 2014. - Vol. 10. - p. 34-47.