Пути совершенствования системы управления персоналом на примере Западно-Сибирской Региональной Дирекции железнодорожных вокзалов г.Тайга
|
ВВЕДЕНИЕ 9
ГЛАВА 1. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ: ПОНЯТИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА
1.1 Понятие и методологические основы построения системы управления
персоналом 12
1.2 Цели и функции системы управления персоналом 14
1.3 Организационная структура системы управления персоналом 25
1.4 Оптимизация системы управления персоналом и ее принципы 32
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ НА ПРИМЕРЕ ЗАПАДНО - СИБИРСКОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ ДИРЕКЦИИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ВОКЗАЛОВ
2.1. Краткое описание Западной - Сибирской Региональной Дирекции железнодорожных вокзалов 40
2.2. Характеристика персонала Западной - Сибирской Региональной Дирекции железнодорожных вокзалов 46
2.3. Функции кадровой службы Западной - Сибирской Региональной Дирекции железнодорожных вокзалов 50
2.4. Адаптация персонала Западно-Сибирской Региональной Дирекции железнодорожных вокзалов 54
2.5. Повышение квалификации и производственное обучение персонала Западно-Сибирской Региональной Дирекции железнодорожных вокзалов 56
2.6. Мотивация и ее роль в эффективности деятельности персонала 57
2.7. Квалификационная оценка персонала, ее критерии, принципы и основания 63
3.1. Совершенствование системы мотивации труда, как проблема деятельности кадровой службы 68
3.1.1. Предложения по совершенствованию системы материального стимули
рования работников Западно-Сибирской. Региональной Дирекции железнодорожных вокзалов 68
3.1.2. Предложения по совершенствованию нематериального стимулирования и их особенности 69
3.1.3. Разработка системы управления деловой карьерой как фактор стимулирования персонала 70
3.2. Предложения по повышению эффективности обучения персонала 78
3.3. Внедрение информационной системы «1С: Управление» для совершенствования процесса управления системой кадров в Западно-Сибирской Ре-
гиональной Дирекции железнодорожных вокзалов 79
Заключение 84
Список использованных источников 87
Приложение А Цели работника, нанимающегося в организацию 92
Приложение Б Функции управления персоналом 93
Приложение С Анкета опроса 94
Приложение Д Дерево целей совершенствование эффективности управлен- персоналом в Западно - Сибирской Региональной Дирекция железнодорож
ных вокзалов 95
CD
ГЛАВА 1. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ: ПОНЯТИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА
1.1 Понятие и методологические основы построения системы управления
персоналом 12
1.2 Цели и функции системы управления персоналом 14
1.3 Организационная структура системы управления персоналом 25
1.4 Оптимизация системы управления персоналом и ее принципы 32
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ НА ПРИМЕРЕ ЗАПАДНО - СИБИРСКОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ ДИРЕКЦИИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ВОКЗАЛОВ
2.1. Краткое описание Западной - Сибирской Региональной Дирекции железнодорожных вокзалов 40
2.2. Характеристика персонала Западной - Сибирской Региональной Дирекции железнодорожных вокзалов 46
2.3. Функции кадровой службы Западной - Сибирской Региональной Дирекции железнодорожных вокзалов 50
2.4. Адаптация персонала Западно-Сибирской Региональной Дирекции железнодорожных вокзалов 54
2.5. Повышение квалификации и производственное обучение персонала Западно-Сибирской Региональной Дирекции железнодорожных вокзалов 56
2.6. Мотивация и ее роль в эффективности деятельности персонала 57
2.7. Квалификационная оценка персонала, ее критерии, принципы и основания 63
3.1. Совершенствование системы мотивации труда, как проблема деятельности кадровой службы 68
3.1.1. Предложения по совершенствованию системы материального стимули
рования работников Западно-Сибирской. Региональной Дирекции железнодорожных вокзалов 68
3.1.2. Предложения по совершенствованию нематериального стимулирования и их особенности 69
3.1.3. Разработка системы управления деловой карьерой как фактор стимулирования персонала 70
3.2. Предложения по повышению эффективности обучения персонала 78
3.3. Внедрение информационной системы «1С: Управление» для совершенствования процесса управления системой кадров в Западно-Сибирской Ре-
гиональной Дирекции железнодорожных вокзалов 79
Заключение 84
Список использованных источников 87
Приложение А Цели работника, нанимающегося в организацию 92
Приложение Б Функции управления персоналом 93
Приложение С Анкета опроса 94
Приложение Д Дерево целей совершенствование эффективности управлен- персоналом в Западно - Сибирской Региональной Дирекция железнодорож
ных вокзалов 95
CD
Объектом исследования является - система управления персоналом. Цель работы - разработка предложений по совершенствованию системы управления персоналом в Западно-Сибирской Региональной Дирекции железнодорожных вокзалов.
В процессе исследования проводился анализ системы управления персоналом предприятия.
В результате исследования были разработаны предложения для совершенствования системы управления персоналом в Западно-Сибирской Региональной Дирекции железнодорожных вокзалов.
Степень внедрения: разработанные предложения для совершенствования системы управления персоналом будут рекомендованы для внедрения руководством предприятия.
Область применения: предложения для совершенствования системы управления персоналом могут быть использованы на предприятии.
Экономическая эффективность/значимость работы: использование экономически эффективных современных технологий работы с персоналом, организация труда персонала, принятие управленческих решений.
В будущем планируется разработка наиболее новых предложений для совершенствования системы управления персоналом.
ВВЕДЕНИЕ
В современных условиях высока актуальность вопросов, связанных с управлением персоналом на предприятиях всех форм собственности. Рассматривая персонал как основной ресурс организации, необходимо ориентироваться на повышение эффективности его управления, так как именно управление обеспечивает взаимную увязку деятельности работников как стратегического ресурса предприятия и стратегических целей организации. Система управления персоналом в целом рассматривается как совокупность инструментов, обеспечивающих воздействие на персонал с целью достижения заданного уровня эффективности и результативности его работы. В основе реализации системы управления персоналом лежит гуманистический подход, в рамках которого работники рассматриваются не как рабочие единицы, которые механически выполняют трудовые функции, а как индивидуумы, эффективное и грамотное управление которыми позволяет повышать эффективность в целом.
Переход к методам управления, которые реализуются в рамках гуманистического подхода, создает определенную проблему. Прежде всего это связано с администрированием, которое закрепилось на отечественных предприятиях и в настоящее время может преобладать в системе управления. Администрирование рассматривается как управление работниками без учета социального фактора. Но добиться от работников можно больше, если ориентироваться на их потребности, стремления, желания, возможности и способности, что позволяет использовать данные факторы в контексте управления в целом.
Каждая организация обладает определенным трудовым потенциалом. Ценность работника как ресурса определена тем, что именно работник обеспечивает координацию и функционирование всех остальных ресурсов организации и именно от его решений зависит то, как и что осуществляется в трудовой сфере. Чем больше работник заинтересован в своем труде - тем выше и отдача от него для организации. Чтобы обеспечить заинтересованность, необходим подход, в основе которого лежат понятия стимулирования, мотивации, развития, адаптации и пр. направлений работы с персоналом.
Вопросы, связанные с управлением персоналом, широко освещены в литературе по менеджменту, социологии организации, экономике организации, организационном управлении, теории организации и пр. Среди работ по управлению персоналом представлены работы Авдеева В.В., Алавердова
A. Р., Базарова Т.Ю., Бедяевой Т.В., Бугакова В.М., Валиева О.В., Веснина
B. Р., Герчикова В.И., Деентьевой А.Г., Зайцевой Н.А., Ивановской Л.В., Каштановой Е.В., Кибанова А.Я., Колесниковой М.Н., Куприянчук Е.В., Литвинцевой Е.А., Ловчевой М.В., Лукъяновой Т.В., Масловой В.М., Митрофановой Е.А., Пихало В.Т., Тебекина А.В., Федоровой Н.В., Харитонова
C. А., Яхонтовой Е.С. и многих других.
Объектом ВКР является система управления персоналом.
Предметом исследования-совершенствование системы управления персоналом в Западно-Сибирской Региональной Дирекции железнодорожных вокзалов.
Целью ВКР является разработка предложений по совершенствованию системы управления персоналом в Западно-Сибирской Региональной Дирекции железнодорожных вокзалов.
Для достижения поставленной цели нужно решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты системы управления персоналом;
- проанализировать систему управления персоналом на примере Западно-Сибирской Региональной Дирекции железнодорожных вокзалов
- разработать предложения по совершенствованию системы управления персоналом данного предприятия.
Для проведения аналитической и исследовательской работы использовались методы эмпирического (наблюдение, анкетирование, опрос, измерение, сравнение), экспериментально - теоретического уровня (анализ, синтез, индукция, дедукция), теоретического (изучение и обобщение, формализация, анализ и синтез) уровней.
Новизна исследования заключается в разработке рекомендаций по совершенствованию системы управления персоналом.
Практическая значимость проведенного исследования определена запланированным внедрением результатов исследования и выработанных рекомендаций в практику работы исследуемой организации.
Структурно работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и четырех приложений.
В процессе исследования проводился анализ системы управления персоналом предприятия.
В результате исследования были разработаны предложения для совершенствования системы управления персоналом в Западно-Сибирской Региональной Дирекции железнодорожных вокзалов.
Степень внедрения: разработанные предложения для совершенствования системы управления персоналом будут рекомендованы для внедрения руководством предприятия.
Область применения: предложения для совершенствования системы управления персоналом могут быть использованы на предприятии.
Экономическая эффективность/значимость работы: использование экономически эффективных современных технологий работы с персоналом, организация труда персонала, принятие управленческих решений.
В будущем планируется разработка наиболее новых предложений для совершенствования системы управления персоналом.
ВВЕДЕНИЕ
В современных условиях высока актуальность вопросов, связанных с управлением персоналом на предприятиях всех форм собственности. Рассматривая персонал как основной ресурс организации, необходимо ориентироваться на повышение эффективности его управления, так как именно управление обеспечивает взаимную увязку деятельности работников как стратегического ресурса предприятия и стратегических целей организации. Система управления персоналом в целом рассматривается как совокупность инструментов, обеспечивающих воздействие на персонал с целью достижения заданного уровня эффективности и результативности его работы. В основе реализации системы управления персоналом лежит гуманистический подход, в рамках которого работники рассматриваются не как рабочие единицы, которые механически выполняют трудовые функции, а как индивидуумы, эффективное и грамотное управление которыми позволяет повышать эффективность в целом.
Переход к методам управления, которые реализуются в рамках гуманистического подхода, создает определенную проблему. Прежде всего это связано с администрированием, которое закрепилось на отечественных предприятиях и в настоящее время может преобладать в системе управления. Администрирование рассматривается как управление работниками без учета социального фактора. Но добиться от работников можно больше, если ориентироваться на их потребности, стремления, желания, возможности и способности, что позволяет использовать данные факторы в контексте управления в целом.
Каждая организация обладает определенным трудовым потенциалом. Ценность работника как ресурса определена тем, что именно работник обеспечивает координацию и функционирование всех остальных ресурсов организации и именно от его решений зависит то, как и что осуществляется в трудовой сфере. Чем больше работник заинтересован в своем труде - тем выше и отдача от него для организации. Чтобы обеспечить заинтересованность, необходим подход, в основе которого лежат понятия стимулирования, мотивации, развития, адаптации и пр. направлений работы с персоналом.
Вопросы, связанные с управлением персоналом, широко освещены в литературе по менеджменту, социологии организации, экономике организации, организационном управлении, теории организации и пр. Среди работ по управлению персоналом представлены работы Авдеева В.В., Алавердова
A. Р., Базарова Т.Ю., Бедяевой Т.В., Бугакова В.М., Валиева О.В., Веснина
B. Р., Герчикова В.И., Деентьевой А.Г., Зайцевой Н.А., Ивановской Л.В., Каштановой Е.В., Кибанова А.Я., Колесниковой М.Н., Куприянчук Е.В., Литвинцевой Е.А., Ловчевой М.В., Лукъяновой Т.В., Масловой В.М., Митрофановой Е.А., Пихало В.Т., Тебекина А.В., Федоровой Н.В., Харитонова
C. А., Яхонтовой Е.С. и многих других.
Объектом ВКР является система управления персоналом.
Предметом исследования-совершенствование системы управления персоналом в Западно-Сибирской Региональной Дирекции железнодорожных вокзалов.
Целью ВКР является разработка предложений по совершенствованию системы управления персоналом в Западно-Сибирской Региональной Дирекции железнодорожных вокзалов.
Для достижения поставленной цели нужно решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты системы управления персоналом;
- проанализировать систему управления персоналом на примере Западно-Сибирской Региональной Дирекции железнодорожных вокзалов
- разработать предложения по совершенствованию системы управления персоналом данного предприятия.
Для проведения аналитической и исследовательской работы использовались методы эмпирического (наблюдение, анкетирование, опрос, измерение, сравнение), экспериментально - теоретического уровня (анализ, синтез, индукция, дедукция), теоретического (изучение и обобщение, формализация, анализ и синтез) уровней.
Новизна исследования заключается в разработке рекомендаций по совершенствованию системы управления персоналом.
Практическая значимость проведенного исследования определена запланированным внедрением результатов исследования и выработанных рекомендаций в практику работы исследуемой организации.
Структурно работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и четырех приложений.
Создание производства всегда связано с людьми, работающими на предприятии. Правильные принципы организации производства, оптимальные системы и процедуры играют важную роль. Однако производственный успех зависит от конкретных людей, их знаний, компетентности, квалификации, дисциплины, мотиваций, способности решать проблемы, восприимчивости к обучению.
В то же время трудовые отношения — едва ли не одна из самых сложных проблем предприятия, особенно когда коллектив насчитывает десятки, сотни и тысячи человек. Трудовые отношения охватывают широкий круг проблем, связанных с организацией трудового процесса, подготовкой и набором кадров, выбором оптимальной системы заработной платы, созданием отношений социального партнерство на предприятии.
Поэтому, для того чтобы предприятие работало эффективно, необходимо правильно организовать труд работников, при этом постоянно контролируя деятельность работников, используя различные методы управления персоналом.
Объектом исследования в рамках ВКР являлась Западно - сибирская региональная дирекция железнодорожных вокзалов. Был исследован кадровый состав организации, проведено изучение системы управления персоналом.
Кадровый состав организации характеризуется как нестабильный, движение персонала отражает несовершенство системы управления. Большая часть работников - женщины, занимающие должности рабочих, имеющие среднее специальное образование.
В системе управления персоналом выделяют следующие направления:
- Подбор, прием, найм персонала;
- Адаптация персонала;
- Обучение и повышение квалификации;
- Оценка и аттестация персонала;
- Мотивация персонала.
Каждое направление представлено комплексом мероприятий, за реализацию которых отвечают специалисты кадровой службы.
Проведение исследования, которое включало помимо анализа данных социологические опросы, позволило выявить ряд недостатков в системе управления, в частности, было определено, что:
- Слабо выражен уровень материальной и нематериальной мотивации работников;
- Достаточно высоки расходы на повышение квалификации;
- Наблюдаются сложности в системе организации обучения;
- При проведении оценки и аттестации работников наблюдаются отклонения от графиков работ, а также нерациональное проведение оценки в целом.
Для устранения выявленных недостатков в рамках ВКР было предложено:
- Реализовать систему участия работников в прибыли организации;
- Расширить систему нематериального стимулирования через предоставление бесплатных абонементов на посещение спортивных организаций;
- Выделить в отдельное направление в сфере управления процессы управления карьерой работников, которая в настоящее время отсутствует;
- Внедрить в практику работы системы обучения, в основе которых лежит использование дистанционных технологий;
- Установить и использовать для принятия управленческих решений в сфере управления персоналом систему «1С: Управление персоналок, что значительно повысит эффективность управления.
Реализация данных мероприятий будет иметь высокий социальный эффект, т.к. будет более рационально распределена нагрузка между работниками кадровой службы; будут совершенствованы различные направления в сфере управления, что позволит повысить заинтересованность работников в труде.
В то же время трудовые отношения — едва ли не одна из самых сложных проблем предприятия, особенно когда коллектив насчитывает десятки, сотни и тысячи человек. Трудовые отношения охватывают широкий круг проблем, связанных с организацией трудового процесса, подготовкой и набором кадров, выбором оптимальной системы заработной платы, созданием отношений социального партнерство на предприятии.
Поэтому, для того чтобы предприятие работало эффективно, необходимо правильно организовать труд работников, при этом постоянно контролируя деятельность работников, используя различные методы управления персоналом.
Объектом исследования в рамках ВКР являлась Западно - сибирская региональная дирекция железнодорожных вокзалов. Был исследован кадровый состав организации, проведено изучение системы управления персоналом.
Кадровый состав организации характеризуется как нестабильный, движение персонала отражает несовершенство системы управления. Большая часть работников - женщины, занимающие должности рабочих, имеющие среднее специальное образование.
В системе управления персоналом выделяют следующие направления:
- Подбор, прием, найм персонала;
- Адаптация персонала;
- Обучение и повышение квалификации;
- Оценка и аттестация персонала;
- Мотивация персонала.
Каждое направление представлено комплексом мероприятий, за реализацию которых отвечают специалисты кадровой службы.
Проведение исследования, которое включало помимо анализа данных социологические опросы, позволило выявить ряд недостатков в системе управления, в частности, было определено, что:
- Слабо выражен уровень материальной и нематериальной мотивации работников;
- Достаточно высоки расходы на повышение квалификации;
- Наблюдаются сложности в системе организации обучения;
- При проведении оценки и аттестации работников наблюдаются отклонения от графиков работ, а также нерациональное проведение оценки в целом.
Для устранения выявленных недостатков в рамках ВКР было предложено:
- Реализовать систему участия работников в прибыли организации;
- Расширить систему нематериального стимулирования через предоставление бесплатных абонементов на посещение спортивных организаций;
- Выделить в отдельное направление в сфере управления процессы управления карьерой работников, которая в настоящее время отсутствует;
- Внедрить в практику работы системы обучения, в основе которых лежит использование дистанционных технологий;
- Установить и использовать для принятия управленческих решений в сфере управления персоналом систему «1С: Управление персоналок, что значительно повысит эффективность управления.
Реализация данных мероприятий будет иметь высокий социальный эффект, т.к. будет более рационально распределена нагрузка между работниками кадровой службы; будут совершенствованы различные направления в сфере управления, что позволит повысить заинтересованность работников в труде.



