ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО
КАДАСТРА НЕДВИЖИМОСТИ 6
1.1. Общий порядок ведения государственного реестра недвижимости 6
1.2. Технология ведения государственного кадастрового учета 9
1.3. Структура организации, осуществляющей государственный
кадастровый учет 15
ГЛАВА 2.ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ УЧЕТНО-РЕГИСТРАЦИОННЫХ ДЕЙСТВИЙ В АЛТАЙСКОМ КРАЕ 18
2.1. Общие природные характеристики региона. Характеристика земельного фонда Алтайского края 18
2.2. Общие проблемы при ведении Единого государственного реестра недвижимости 26
2.3. Общие причины приостановок и отказов при осуществлении государственного кадастрового учета земель сельскохозяйственного назначения в Алтайском крае 30
ГЛАВА 3.ЧАСТНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО КАДАСТРОВОГО УЧЕТА ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ 36
3.1. Проблемы «ранее учтенных» земель сельскохозяйственного
назначения 36
3.2. Проблемы выдела долей из земель сельскохозяйственного
Назначения 41
3.3. Проблемы наполняемости и достоверности Единого
государственного реестра недвижимости 45
ГЛАВА 4.ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ КАДАСТРОВОГО
УЧЕТА ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ 52
4.1. Интенсификация процесса установления границ между субъектами 52
4.2. Повышение качества содержания Единого государственного
реестра недвижимости 57
4.3. Устранение проблем ранее учтенных участков земель
сельскохозяйственного назначения 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 68
В свете последних событий, связанных с введением Запада против России санкций, развитие сельского хозяйства в стране вышло на новый уровень. В 2021 году, впервые в новейшей истории России, экспорт сельхозпродукции превысил импорт. Алтайский край является одним из крупнейших регионов - производителей и экспортеров сельскохозяйственного сырья и продовольствия. По итогам 2021 года в рейтинге регионов по объему экспорта в стоимостном выражении Алтайский край занял второе место по Сибирскому федеральном округу и восемнадцатое место - по России.
Сельхозпроизводство продолжает наращивать темпы, что невозможно без земли, как главной основы жизнедеятельности человека и главного экономического объекта. При этом государственный кадастровый учет является основным инструментом описания земельного участка, как объекта правовых отношений. Все земли, в пределах территории Российской Федерации, вне зависимости от целевого назначения, формы собственности и вида разрешенного использования, в обязательном порядке подлежат государственному кадастровому учету. Проблемы государственного кадастрового учета, препятствуют внесению сведений в Единый государственный реестр недвижимости актуальных сведений о земельном участке и как следствие, препятствует формированию объекта правовых отношений. В связи с этим, значение государственного земельного кадастра, как информационного ресурса, невозможно переоценить, поскольку его сведения используются при осуществлении государственного и муниципального управления, при проведении государственной кадастровой оценки земель, при совершении сделок с земельными участками. Вышеизложенным, обусловлена актуальность темы исследования.
Объект исследования - земли категории сельскохозяйственного назначения, расположенные в пределах территории Алтайского края.
Предмет исследования - проблемы, возникающие при осуществлении государственного кадастрового учета земельных участков категории сельскохозяйственного назначения.
Цель исследования - на основе системного анализа законодательства и практики его применения, выявить проблемы осуществления государственного кадастрового учета земельных участков сельскохозяйственного назначения, рассмотреть способы повышения его эффективности.
В соответствии с поставленной целью были поставлены следующие задачи:
- изучить теоретические и методологические основы кадастрового учета;
- осуществить анализ земельного фонда Алтайского края и процедуры государственного кадастрового учета;
- проанализировать методику кадастрового учета и определить основные проблемы учета земель сельскохозяйственного назначения, рассмотреть возможности повышение его эффективности.
Методологическую основу исследования составили системный анализ и синтез, а также применены методы классификации и обобщения.
Ведение государственного кадастра недвижимости является одним из сложных, трудозатратных процессов, при этом имеющим основополагающее значение в сфере управления земельными ресурсами.
Проблемы государственного кадастрового учета земель сельскохозяйственного назначения, препятствуют включению таких участков в гражданско-правовой оборот, исключают защиту интересов правообладателей, со стороны государства.
В Алтайском крае на сегодняшний день, около 70 % земель
сельскохозяйственного назначения, а из них практически 60 % это земли сельскохозяйственных угодий, в которых пашни составляют 62%. При этом, более 40%, земельных участков в регионе не имеют официально установленных границ.
Управлением Росреестра по Алтайскому краю принимается всего лишь 5 % решений о приостановлении осуществления кадастрового учета в отношении земель сельскохозяйственного назначения, однако 83 % обращений
прекращаются по заявлению правообладателей. Главной причиной прекращения осуществления учетно-регистрационных действий в отношении земель сельскохозяйственного назначения, является выявление на этапе правовой экспертизы сложноустранимых, трудо- и времязатратных препятствий.
Основным препятствием для учета, являются недостоверность и неполнота сведений Единого государственного реестра недвижимости, в свою очередь причинами недостоверности и неполноты ЕГРН служат реестровые ошибки, нерешённость вопроса в отношении «ранее учтенных» земельных участков.
Реестровые ошибки и проблемы «ранее учтенных» земельных участков, как правило, приводят к выявлению пересечений, к частичному или же полному наложению границ земельных участков. В работе рассматриваются случаи, когда на одну и ту же территорию образованы несколько земельных участков смежных кадастровых кварталов и даже округов.
Кадастровые инженеры не всегда имеют возможность устранить выявленную реестровою ошибку, поскольку в подавляющем большинстве случаев, отсутствуют документы, подтверждающие такую ошибку.
Пока законодатель все еще не обозначил должным образом меры по борьбе с данной проблемой, возлагая большую нагрузку на суды по решению споров между правообладателями земельных участков, границы которых пресекаются. В настоящее время по 80 % судебных дел об установлении реестровых ошибок главным инструментом доказывания является экспертиза, а это длительная и дорогостоящая процедура для правообладателей земли.
Проведение комплексных кадастровых работ пока только набирает обороты, но может послужить основным инструментом к решению вопросов как в отношении выявления и устранения реестровых ошибок, так и в отношении проблем «ранее учтенных» земель.
Многие муниципалитеты, имея правовые основания и даже обязательства, к осуществлению комплексных кадастровых работ, в большинстве случаев просто не имеют финансовой возможности. Поэтому, целесообразно рассмотреть возможность проведение комплексных кадастровых работ при финансировании государством, в том числе за счет субсидий из федерального бюджета.
Мероприятия, направленные на повышение эффективности осуществления учетно-регистрационных действий в отношении земель сельскохозяйственного назначения позволят упорядочить систему управления такими землями как на региональном так и на государственном уровне.
1. Земельный кодекс Российской Федерации Федеральный закон принят 25.10.2001 № 136-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс] //
Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях Федеральный закон принят 30.12.2001 № 195 - ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс] // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
3. Федеральный закон «О государственной регистрации
недвижимости» принят 13.07.2015 № 218-ФЗ (последняя редакция)
[Электронный ресурс] // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
4. Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости» принят 24.07.2007 № 221-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс] // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
5. Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» принят 24.07.2002 № 101-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс] // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
6. Федеральный закон «О введении в действие Земельного кодекса
Российской Федерации» принят 25.10.2001 № 137-ФЗ (последняя редакция)
[Электронный ресурс] // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
7. Федеральный закон «О землеустройстве» принят 18.06.2001 № 78-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс] // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
8. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации» принят 30.12.2020 № 518-ФЗ [Электронный ресурс] // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
9. Федеральный закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества» от 30.06.2006 № 93-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс] // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
10. Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» принят 21.07.1997 № 122-ФЗ (утратил силу) [Электронный ресурс] // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
11. Указ Президента «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» РФ принят 27.10.1993 N 1767 (утратил силу) [Электронный ресурс] // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
12. Постановление Правительства РФ «О проведении в 2021 году эксперимента по созданию Единого информационного ресурса о земле и недвижимости» принято 31.12.2020 № 2429 [Электронный ресурс] // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
13. Постановление Правительства РФ «Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения» принято 19.03.1992 № 177 (утратило силу) [Электронный ресурс] // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
14. Приказ Росреестра от 04.09.2020 № П/0329 «Об утверждении форм выписок из Единого государственного реестра недвижимости, состава содержащихся в них сведений и порядка их заполнения, требований к формату документов, содержащих сведения Единого государственного реестра недвижимости и предоставляемых в электронном виде, а также об установлении иных видов предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости» (последняя редакция) [Электронный ресурс] // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
15. Приказ Росреестра от 30.05.2016 № П/0263 «Об утверждении положений о территориальных органах Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по субъектам Российской Федерации» (последняя редакция) [Электронный ресурс] // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
16. Приказ Минэкономразвития России от 07.06.2017 № 278 «Об
утверждении Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество» [Электронный ресурс] // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
17. Приказ Минэкономразвития России от 24.11.2015 № 877 "Об
утверждении порядка кадастрового деления территории Российской Федерации, порядка присвоения объектам недвижимости кадастровых номеров, номеров регистрации, реестровых номеров границ» (последняя редакция) [Электронный ресурс] // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
18. Постановление Совмина РСФСР «Об утверждении форм Государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей» принят 17.09.1991 № 493 (утратил силу) [Электронный ресурс] // Доступ из справ.- правовой системы «КонсультантПлюс».
19. Приказ Министерства экономического развития РФ «Об утверждении порядка описания местоположения границ объектов землеустройства» принят 03.07. 2011 № 267 (последняя редакция) [Электронный ресурс] // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
20. СОГЛАШЕНИЕ о взаимодействии между краевым автономным учреждением «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Алтайского края», Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю и филиалом Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Алтайскому краю от 20.07.2020 [Электронный ресурс] // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
21. Письмо Росреестра «О проведении комплексных кадастровых работ в отношении объектов недвижимости, расположенных на территории Российской Федерации» от 21.07.2020 N 18-6421-АШ/20 [Электронный ресурс] // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
22. Письмо Минэкономразвития РФ «По вопросу уточнения местоположения границ ранее учтенных объектов недвижимости» № ОГ-Д23- 4496 от 18.04.2017 [Электронный ресурс] // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
23. Письмо Минэкономразвития России «Об уточнении границ земельных участков и применении части 2 статьи 43 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ» от 06.11.2018 № 32226-ВА/Д23и [Электронный ресурс] // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
24. Официальный сайт органов власти Алтайского края // www.altairegion22.ru Дата обращения: 30.05.2022.
25. Аврунев Е.И., Вылегжанина В.В., Гиниятов И.А. Совершенствование кадастровых работ по уточнению границ ранее учтенных земельных участков // Вестник СГУГиТ. - 2017. - Т. 22, № 4. - С. 126-135.
26. Алакоз В.В. Доклад о проблемах кадастра недвижимости и их
преодолении [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http: //www.racz.ru/qkn_probl .html.
27. Антонов А.А. Порядок выделения земельных участков в счет земельных долей из земель сельскохозяйственного назначения в свете правовых позиций Конституционного Суда РФ // Российская юстиция. 2009. № 6. С. 20.
28. Варламов А.А., Гатаулина Л.А. Проблемы развития кадастровых систем в Российской Федерации // Имущественные отношения в РФ. - 2013. - № 11. - С. 72.
29. Варламов А.А., Гальченко С.А., Антропов Д.В. Проблемы развития современных российских кадастровых систем в сфере недвижимости // Имущественные отношения в РФ. - 2017. - № 6. - С. 42.
30. Волков Г.А. Гарантии прав на земельные участки в случае их изъятия для государственных или муниципальных нужд // Законодательство. 2015. № 12.
31. Газиева Э.М. Защита прав землевладельцев и землепользователей по законодательству Российской Федерации // Инновационное развитие землеустройства: сборник научных трудов Межвузовской научно-практической конференции. 2017. С. 23-26.
32. Желясков, А.Л. Экономическая целесообразность вовлечения в оборот неиспользуемых сельскохозяйственных угодий / А.Л. Желясков, Н.С. Денисова, Д.Э. Сетуридзе // Российское предпринимательство. - № 15 (261). -
2014. - С. 85-94.
33. Карпик А.П., Ветошкин А.П., Архипенко О.П. Анализ современного состояния государственного кадастра недвижимости в России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/analiz-sovremennogo- sostoyaniya-gosudarstvennogo-kadastra-nedvizhimosti-v-rossii/viewer
34. Карпик А.П., Ветошкин Д Н., Архипенко О.П. Совершенствование модели ведения государственного кадастра недвижимости // Вестник СГГА. - 2013. - Вып. 3 (23). - С. 53-59.
35. Кирилочкин И.В. Кадастровая ошибка в сведениях государственного кадастра недвижимости [Текст] / И. В. Кирилочкин // Образование, экономика, общество №3-4 (49-50), 2015. - СПб.: Национальный информационный канал,2015.- С. 117-119.
36. Клюшниченко В.Н. Особенности ведения государственного кадастра на современном этапе: монография. - Новосибирск: СГГА, 2011. - 138 с.
37. Кряхтунов А.В. Уточнение (установление) границ между субъектами Российской Федерации в целях внесения сведений в единый государственный реестр объектов недвижимости //Московский экономический журнал.-2020.- №5.
38. Липски, С.А. Актуальные проблемы развития земельного законодательства и смежных отраслей: монография / С.А. Липски, С.А. Боголюбов, Ю.Г. Жариков и др. - Москва: ИП Ким Л. А., 2018. -186 с.
39. Литвиненко М.В. 2018. Практические аспекты исправления реестровых ошибок при наложении границ нескольких смежных земельных участков. Известия высших учебных заведений. Геодезия и аэрофотосъемка, 62 (5): 530-535. DOI: 10.30533/0536-101X-2018-62-5-530-535.
40. Локтева Ж.В., Самойлова Г.С. и др. АЛТАЙСКИЙ КРАЙ // Большая
российская энциклопедия. Электронная версия (2020);
https://bigenc.ru/geography/text/52149577ysclidH3sdg1qlec Дата обращения: 30.05.2022.
41. Максимова Е.В. Проблемы оборота земель сельскохозяйственного назначения // Российское право: образование, практика, наука. 2010. № 5-6. С. 64.
42. Мотлохова Е.А. Кадастровая ошибка в сведениях государственного кадастра недвижимости: понятие и способы устранения [Текст] / Е.А. Мотлохова // Вестник Хабаровской Государственной академии экономики и права - Хабаровск: Хабаровская государствен-ная академия экономики и права, 2015. - С. 166-171.
43. Самойленко, Д.В. О некоторых проблемах исправления реестровых ошибок в сведениях Единого государственного реестра недвижимости // Современные проблемы землепользования и кадастров. 2019. С. 326-331.
44. Селивановская Ю.И., Сбоева И.М. К вопросу об ответственности за ненадлежащую правовую экспертизу документов при государственной регистрации прав на недвижимое имущество // Проблемы экономики и юридической практики - 2017. - №2. - С. 164- 166.
45. Тотров Ц.К. вопросу о законодательном регулировании процедуры изменения границы между субъектами Российской Федерации // Ленинградский юридический журнал. 2018. № 1. С. 70 - 76.
46. Черкашина Е.Г. Некоторые особенности использования земель сельскохозяйственного назначения в России // Политика и право. Благовещенск, 2007. Вып. 7. С. 150.
47. Чертков А.Н. Правовое регулирование установления и изменения границ субъектов Российской Федерации как пространственного предела их территорий / А.Н. Чертков // Журнал российского права. 2009. N 9(153). С. 17 - 25.