ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗЕМЕЛЬНОГО НАДЗОРА В РОССИИ 7
1.1. Историческое развитие государственного земельного надзора в
России 7
1.2. Сущность, содержание и основы организации (осуществления)
государственного земельного надзора 13
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И РЕГУЛИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗЕМЕЛЬНОГО НАДЗОРА В РОССИИ И ПЕРВОМАЙСКОМ РАЙОНЕ АЛТАЙСКОГО КРАЯ 17
2.1. Основы нормативно-правового регулирования государственного
земельного надзора 17
2.2. Нормативные основы и порядок организации государственного
земельного надзора на территории Первомайского района 22
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО
ЗЕМЕЛЬНОГО НАДЗОРА НА ТЕРРИТОРИИ ПЕРВОМАЙСКОГО РАЙОНА 29
3.1. Природно-экономические характеристики и земельный фонд
Первомайского района 29
3.2. Анализ направлений и особенностей проведения государственного
земельного надзора на территории Первомайского района 34
3.3. Показатели деятельности Межмуниципального Новоалтайского
отдела Управления Росреестра по Алтайскому краю и анализ правонарушений 38
ГЛАВА 4. ПРОБЛЕМЫ И СПОСОБЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗЕМЕЛЬНОГО НАДЗОРА 49
4.1. Основные проблемы государственного земельного надзора в России,
Алтайском крае и муниципалитетах (на примере Первомайского района) 49
4.2. Способы повышения эффективности и пути совершенствования государственного земельного надзора 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 65
Проблема участия органов управления и надзорных структур государства как публичного собственника на территории России в земельных отношениях и сфере распоряжения земельными ресурсами имеет длительную историю становления и развития и на современном этапе построения информационного общества с использованием новейших технологий не утратила своего значения.
Актуальность научной и практической разработки избранной темы выпускной квалификационной работы (далее - ВКР) магистранта обусловлена разнообразием определенных фактических и научно-теоретических, методологических обстоятельств и факторов.
Во-первых, органы земельного контроля и надзора, их территориальные подразделения в отдельных муниципалитетах, как специфические представители политической власти в социуме выступают базисом соблюдения имущественных и земельных прав граждан, публичных и общественных формирований в рамках функционирования социально-экономических отношений, способствуют стабилизации и пресечению нарушений в земельной сфере. Во-вторых, развитие и совершенствование административного и земельного законодательства свидетельствует о значительном изменении нормативной модели участия публичных образований в контрольно-надзорных отношениях путем сужения репрессивных, проверочных и санкционных функций . В-третьих, контрольно-надзорные функции в сфере земельных правоотношений закреплены в компетенции сразу трех федеральных структур и их территориальных подразделений. А, значит, на практике постоянно могут возникать вопросы, касающиеся разделения сферы компетенции и влияния. В-четвертых, информатизация и цифровизация всех процессов в сфере контрольно-надзорной деятельности приводит к отдельным трудностям закрепления и обмена публичной информацией в удаленных муниципалитетах, в том числе, Первомайском районе Алтайского края. В- пятых, на современном этапе развития земельного и надзорно-административного законодательства (2021-2022 гг.) принимаются нормативные акты различной юридической силы, но единообразная практика применения данных правовых документов пока не сложилась в работе Межмуниципального Новоалтайского отдела Управления Росреестра по Алтайскому краю. В-шестых, хотя исследованию проблем института организации использования земельных ресурсов и регулирования земельных отношений посвящено значительное количество работ, территориальный аспект контрольно-надзорной деятельности подразделений и структур Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии представлен в научных изысканиях пока весьма слабо, не комплексно и часто противоречиво.
Объект исследования - отношения по реализации государственных надзорных полномочий в сфере земельных процессов Межмуниципальным Новоалтайским отделом Управления Росреестра по Алтайскому краю.
Предмет - направления и деятельность Межмуниципального Новоалтайского отдела Управления Росреестра по Алтайскому краю в сфере осуществления государственного земельного надзора в Первомайском районе Алтайского края.
Целью работы является изучение государственного земельного надзора на территории Первомайского района.
Цель исследования предопределила постановку и решение следующих задач: изучить теоретические и методологические аспекты осуществления государственного земельного надзора в РФ; исследовать работу органов, осуществляющих надзор, а также порядок его осуществления в Первомайском районе; выявить проблемы в осуществлении государственного земельного надзора на современном этапе и пути их решения.
В ходе проведенного исследования применялись разнообразные приемы и методы: статистико-экономического анализа; монографические и экспертной оценки; сравнительный анализ; системно-структурный анализ; обобщения и синтеза.
Научная новизна исследования заключается в доказательстве необходимости и возможности управления региональными земельными ресурсами на основе их эффективного пользования; в разработке системы мер, направленных на повышение эффективности проведения земельного надзора в рыночных условиях Межмуниципальным Новоалтайским отделом Управления Росреестра по Алтайскому краю.
Особенности государственного управления земельными отношениями были предметом исследования в работах таких ученых, как Г.В. Атаманчук, А.В. Пикулькин, Л.Л. Попов, и др.
Нормативная база исследования основывается на нормах: Конституции РФ; Федеральных законов; указов Президента РФ и постановлений и распоряжений Правительства РФ; иных нормативных правовых актов федерального значения, региональных актах. В процессе исследования использовались также данные по деятельности Межмуниципального Новоалтайского отдела Управления Росреестра по Алтайскому краю, а иные различные документы.
Научная и практическая значимость. Выводы и предложения, сформулированные автором, учитывают потребности теории и практики государственного управления, современное состояние российского административного и гражданского законодательства и могут быть использованы законодательными и правоприменительными органами, а также органами исполнительной власти регионов и муниципалитетов.
Структура работы предопределена целями исследования и включает в себя введение, четыре главы, заключение, список использованной литературы и источников.
Проведенное исследование позволяет определить проблемы организации государственного земельного надзора на уровне отдельной территории, его цели, задачи и функции, а также выявить структуру компетенции надзорного органа на примере Межмуниципального Новоалтайского отдела Управления Росреестра по Алтайскому краю. В результате установлены общие проблемы административно-правового и экономического регулирования земельных отношений территории и перспективы развития в области надзора за земельной собственностью.
Осуществление государством надзорной деятельности в земельной сфере, в частности, различными земельными ресурсами муниципальных территорий, характеризуется рядом особенностей, зависящих как от содержания данной сферы государственного управления, так и от объектов собственности, которыми выступают объекты земельного имущества.
Использование земельных ресурсов и регулирование земельных отношений являются важнейшим условием обеспечения жизнедеятельности и целенаправленного развития общественных и природных систем. Движение общественных и природных систем основано на собственных объективных законах развития и подчинено соответствующим формам управления.
Причем государственное управление в виде осуществления надзора в сфере земельных отношений является важнейшей разновидностью социального управления.
Проблемы организации управления земельными отношениями и рационального использования земельных ресурсов, их сущности и содержания, являются одними из центральных в науке, поскольку дают ключ к пониманию деятельности государства и механизмов осуществления государственной власти.
Непосредственно государственное управление в земельной сфере выражается в практической деятельности по реализации социально-экономической политики государства, обеспечению его интересов. При этом выполняются функции организации, координации, анализа, контроля, надзора и др. Применяются методы как убеждения, стимулирования, так и принуждения, как административно-плановые, так и рыночные рычаги. Достижения информатики и вычислительной техники предоставляют возможность для прогнозирования в национальном и международном масштабах, оперативного реагирования на изменение рыночной конъюнктуры и принятия правильных решений.
Проблемы управляемости и подконтрольности, надзора по стороны публичных органов власти во всех аспектах становятся важнейшими вопросами современной нормативной экономики.
Системное влияние на эффективность процесса управления земельными отношениями при реализации контрольно-надзорных полномочий Межмуниципальным Новоалтайским отделом Управления Росреестра по Алтайскому краю оказывают целый ряд негативных факторов и условий, которые необходимо в ближайшее время предотвратить оперативными мерами.
Подводя итоги, можно указать, что четыре актуальные проблемы, - финансовые, правовые, временные и кадровые вопросы, как представляется, нуждаются в дополнительном и всестороннем исследовании. Их решение, безусловно, оптимизирует процесс осуществления государственного земельного надзора, повысит эффективность проводимых в его рамках мероприятий. Проведя анализ проблемных аспектов, отметим, что последнее время они активно обсуждаются на различных совещаниях и рабочих встречах при Управлении Росреестра по Алтайскому краю.
1. Конституция Российской Федерации: принята всенар. голосованием от 12 дек. 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020 // Собрание законодательства РФ.-2014.-№ 15.- Ст. 1691.
2. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ (ред. от 16.02.2022) // Собрание законодательства РФ. - 2001. - № 44. - Ст. 4147.
3. Водный кодекс Российской Федерации от 03.06.2006 № 74-ФЗ (ред. от 02.07.2021) // Собрание законодательства РФ. - 2006. - № 23. - Ст. 2381.
4. Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 № 200-ФЗ (ред. от 02.07.2021) // Собрание законодательства РФ. - 2006. - № 50. - Ст. 5278.
5. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ (ред. от 02.07.2021) // Собрание законодательства РФ. - 2005. - № 1 (часть 1). - Ст. 16.
6. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ (ред. от 28.06.2021) // Собрание законодательства РФ. - 2005. - № 1 (часть 1). - Ст. 14.
7. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от
30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 25.02.2022) // Собрание законодательства
Российской Федерации. - 1994. - № 32. - Ст. 3301.
8. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая): федеральный закон от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 01.07.2021, с изм. от 08.07.2021) // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 5. - Ст. 410.
9. О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации: федеральный закон от 25.10.2001 № 137-ФЗ (ред. от 14.03.2022) // Собрание законодательства РФ. - 2001. - № 44. - Ст. 4148.
10. О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации: Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ (ред. от 06.12.2021, с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022) // Собрание законодательства РФ. - 2020. - № 31 (часть I). - Ст. 5007.
11. О землеустройстве: федеральный закон от 18.06.2001 № 78-ФЗ (ред. от 30.12.2021) // Собрание законодательства РФ. - 2001. - № 26. - Ст. 2582.
12. О кадастровой деятельности: федеральный закон от 24.07.2007 № 221-ФЗ (ред. от 30.12.2021) // Собрание законодательства РФ. - 2007. - № 31. - Ст. 4017.
13. О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую: федеральный закон от 21.12.2004 № 172-ФЗ (ред. от 30.12.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2022) // Собрание законодательства РФ. - 2004. - № 52 (часть 1). - Ст. 5276.
14. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 30.12.2021)// Собрание законодательства РФ. - 2003. - № 40. - Ст. 3822.
15. О техническом регулировании: федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ (ред. от 02.07.2021) // Собрание законодательства РФ. -2002. - № 52 (ч. 1). - Ст. 5140.
16. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций: федеральный закон от 01.04.2020 № 98 // Собрание законодательства РФ. - 2020. - № 14 (ч. I). - Ст. 2028.
17. О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года: указ Президента РФ от 19.04.2017 № 176 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2017. - № 17. - Ст. 2546.
18. Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля: постановление Правительства РФ от 10.03.2022 № 336 (ред. от 24.03.2022) // Собрание законодательства РФ. - 2022. - № 11. - Ст. 1715.
19. О федеральном государственном земельном контроле (надзоре) (вместе с Положением о федеральном государственном земельном контроле (надзоре): постановление Правительства РФ от 30.06.2021 № 1081 (ред. от 07.02.2022) // Собрание законодательства РФ. - 2021. - № 28 (часть I). - Ст. 5511.
20. Основы государственной политики использования земельного
фонда Российской Федерации на 2012-2020 годы: распоряжение
Правительства Российской Федерации № 297 - р // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2012. - № 12, ст. 1425; 2014. - № 36. - ст. 4880.
21. О федеральном государственном контроле (надзоре) в области геодезии и картографии: Постановление Правительства РФ от 25.06.2021 № 1001 (ред. от 01.12.2021, с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2022) // Консультант Плюс: справочно-правовая система. - Электрон.текст. дан. - URL: www.consultant.ru. (дата обращения: 07.04.2022).
22. Об утверждении Правил формирования и ведения единого реестра
контрольных (надзорных) мероприятий и о внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2015 г. № 415: постановление Правительства РФ от 16.04.2021 № 604 // Консультант Плюс: справочно-правовая система. - Электрон.текст. дан. - URL:
www.consultant.ru. (дата обращения: 07.04.2022).
23. О распоряжении имуществом, обращенным в собственность государства (вместе с "Положением о распоряжении имуществом, обращенным в собственность государства"): постановление Правительства РФ от 23.09.2019 № 1238 (ред. от 19.06.2021) // Собрание законодательства РФ. - 2019. - № 39. - Ст. 5437.
24. Об утверждении Инструкции о порядке осуществления привода:
Приказ МВД России от 21.06.2003 № 438 (ред. от 01.02.2012) //
Официальный интернет-портал правовой информации. - Электрон.текст. дан. - [Москва], 2005-2022. - URL: www.http://pravo.gov.ru/(дата обращения: 07.05.2022).
25. Об утверждении Административного регламента осуществления
Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии государственного земельного надзора: приказ Росреестра от 18.06.2019 №П/0240 // Официальный интернет-портал правовой информации. -
Электрон.текст. дан. - [Москва], 2005-2022. - URL: www.http://pravo.gov.ru/(дата обращения: 07.05.2022).
26. О регулировании отдельных отношений в области оборота земель сельскохозяйственного назначения: закон Алтайского края от 14 марта 2003 года № 8-ЗС (ред. от 02.03.2022 № 12-ЗС) // Официальный интернет-портал правовой информации. - Электрон.текст. дан. - [Москва], 2005-2022. - URL: www.http://pravo.gov.ru/(дата обращения: 07.05.2022).
27. О Межмуниципальном Новоалтайском отделе Управления
Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю: положение, утверждено приказом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю от 09.12.2021 № П/319. - URL:
https://rosreestr.gov.ru/about/struct/territorialnye-organy/upravlenie-rosreestra-po- altayskomu-krayu/. (дата обращения: 12.04.2022).
Литература
28. Азаматов, А.И. Государственный земельный надзор в системе экологического надзора и контроля / А.И. Азаматов // Экология и природопользование: прикладные аспекты: XI Международная научно-практическая конференция, Уфа, 01-04 апреля 2021 года. - Уфа: Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, 2021.-С. 11¬14.
29. Андреева, Г.Н. Институт собственности в конституциях зарубежных стран и Конституции Российской Федерации / Г.Н. Андреева. - М.: БЕК, 2014. - 584 с.
30. Атаманчук, Г.В. Государственное управление (организационно-функциональные вопросы) / Г.В. Атаманчук. - Москва: Проспект, 2020. - 547 с.
31. Атаманчук, Г.В. Теория государственного управления: Курс лекций / Г.В. Атаманчук. - М.: Юридическая литература, 2019. - 590 с.
32. Ботобаев, А.А. Прокурорский надзор за соблюдением земельного законодательства / А.А. Ботобаев, Р.Ж. Тургунбаев // Известия Иссык- Кульского форума бухгалтеров и аудиторов стран Центральной Азии. - 2021. - № 3(34). - С. 184-187.
33. Булдакова, С.А. Государственный земельный надзор в Удмуртской Республике / С.А. Булдакова // Научные труды студентов Ижевской ГСХА / ФГБОУ ВО Ижевская ГСХА. - Ижевск: Ижевская государственная сельскохозяйственная академия, 2021. - С. 224-227.
34. Бутаева, Е.М. Риск-ориентированный подход при осуществлении государственного земельного надзора / Е.М. Бутаева // Гражданин и право. - 2020. - № 1. - С. 65-74.
35. Вакула, А.И. Теория и практика осуществления государственного
земельного надзора: новые подходы и старые проблемы / А.И. Вакула, М.И. Парковская // Наука и образование: хозяйство и экономика;
предпринимательство; право и управление. - 2021. - № 11(138). - С. 45-47.
36. Василенко, О. История развития ограниченного вещного права на земельный участок в истории российского права / О. Василенко, О. Н. Низамиева // Молодежь и наука: шаг к успеху: сборник научных статей 3-й Всероссийской научной конференции перспективных разработок молодых ученых: в 5 томах, Курск, 21-22 марта 2019 года / Юго-Западный государственный университет, Московский политехнический университет. - Курск: Закрытое акционерное общество "Университетская книга", 2019. - С. 305-309.
37. Викин, С.С. Государственный земельный надзор на территории Костромской области / С.С. Викин // Модели и технологии природообустройства (региональный аспект). - 2021. - № 2(13). - С. 31-39.
38. Викин, С.С. Особенности осуществления муниципального земельного контроля / С.С. Викин, Ю.Р. Дмитриева // Теория и практика инновационных технологий в землеустройстве и кадастрах: материалы IV национальной научно-практической конференции, Воронеж, 30 сентября 2021 года. - Воронеж: Воронежский государственный аграрный университет им. Императора Петра I, 2021. - С. 18-25.
39. Винницкий, А.В. Публичная собственность / А.В. Винницкий. - Москва: Статут, 2019. - 339 с.
40. Винницкий, А.В. Участие публичных образований в
имущественных отношениях: проблемы сбалансированности
административно-правового и гражданско-правового регулирования / А.В. Винницкий // Административное и муниципальное право. - 2010. - № 11. - С. 82-91.
41. Гаджиев, Г.А. Конституционные основы современного права собственности / Г.А. Гаджиев. - М.: Проспект, 2014. - 489 с.
42. Дудина, А.А. Изменения в сфере государственного земельного контроля (надзора) / А.А. Дудина, Н.В. Ширина, В.С. Каребина // Вектор ГеоНаук. - 2022. - Т. 5. - № 1. - С. 50-54.
43. Еремин, С.Г. Актуальные вопросы управления государственной и муниципальной собственностью / С.Г. Еремин.-Москва: Проспект, 2020.-436 с.
44. Жеребцова, К.В. Общая характеристика гарантий прав юридических лиц при осуществлении государственного земельного надзора / К.В. Жеребцова // Современные гуманитарные исследования. - 2021. - № 6(103). - С. 52-53.
45. Земельный надзор как средство обеспечения рационального использования и охраны земель в Российской Федерации / А.М. Иванов, К.В. Купченко, О.Н. Лазаренко [и др.] // Юридическая наука. - 2022. - № 1. - С. 74-77.
46. Зорин, Д.М. Организация земельного контроля в Российской Федерации / Д.М. Зорин, Д.В. Кондратьев, С.Н. Суетин // Управление эффективностью и безопасностью деятельности хозяйствующих субъектов и публичных образований: Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной памяти заслуженного экономиста Российской Федерации, д.э.н., профессора М.И. Шишкина, Ижевск, 25 января 2022 года. - Ижевск: Общество с ограниченной ответственностью "Издательство "Шелест", 2022. - С. 254-260.
47. Иванов, В.Н. Основы специального управления / В.Н. Иванов. - Москва: БЕК, 2019. - 386 с.
48. История государства и права России: учебник / И.А. Исаев. - 4-е изд., стер. - Москва: Норма : ИНФРА-М, 2019. - 647 с.
49. Кан, А.Н. Проблемы прокурорского надзора в области земельного законодательства / А.Н. Кан // E-Scio. - 2020. - № 4(43). - С. 439-443.
50. Капыльский, Ю.М. История создания и развития регистра стоимости земель, земельных участков государственного земельного кадастра / Ю.М. Капыльский // Земля Беларуси. - 2019. - № 4. - С. 13-16.
51. Кирпита, К.Г. Современные проблемы правоприменительной практики при осуществлении государственного земельного надзора / К.Г. Кирпита // Современные проблемы в развитии земельного законодательства: Сборник материалов научной конференции студентов, аспирантов, молодых ученых и специалистов «Научные исследования и разработки молодых ученых для развития АПК», посвященной 100-летию со дня рождения д.т.н., профессора кафедры аэрофотогеодезии Московского института инженеров землеустройства Б.Н. Родионова Б.Н.», Москва, 21 апреля 2021 года. - Москва: Государственный университет по землеустройству, 2021. - С. 56-60.
52. Князев, Б.Е. К вопросу о государственном земельном надзоре за качественным состоянием земель / Б.Е. Князев, Е.Ю. Колбнева // Модели и технологии природообустройства (региональный аспект). - 2021. - № 1(12). - С. 56-60.
53. Королев, С.Ю. Земельный надзор: трансформация в рамках государственной политики использования земельного фонда Российской Федерации / С.Ю. Королев // Правовая политика и правовая жизнь. - 2021. - № 2. - С. 16-25.
54. Костенко, Е.А. Актуальные проблемы форм и методов земельного контроля и надзора / Е.А. Костенко // Юридическая наука. - 2022. - № 2. - С. 4-8.
55. Костенко, Е.А. Проблемы субъектного состава органов, осуществляющих государственный надзор и муниципальный контроль целевого использования земельных участков / Е.А. Костенко // Юридическая наука. - 2021. - № 10. - С. 22-26.
56. Кошкин, В.И. Управление государственной собственностью / В.И. Кошкин. - Москва: БЕК, 2020. - 438 с.
57. Мазаев, В.Д. Публичная собственность в России: конституционные основы / В.Д. Мазаев. - М.: Юристъ, 2021. - 437 с.
58. Мамонтова, С.А. Организация и ведение государственного земельного надзора органами Россельхознадзора на территории Красноярского края / С.А. Мамонтова, М.А. Подъявилова // Столыпинский вестник. - 2021. - Т. 3. - № 1. - С. 17.
59. Миклашевская, О.В. Совершенствование муниципального земельного контроля в Московском регионе / О.В. Миклашевская // Использование и охрана природных ресурсов в России. - 2021. - № 2(166). - С. 32-37.
60. Носова, Ю.Б. Дисциплинарная ответственность государственных гражданских служащих Российской Федерации: монография / Ю.Б. Носова. — Воронеж: Изд-во Воронеж.гос. ун-та, 2019. - 493 с.
61. Олейникова, Э.Ю. Контрольно-надзорная деятельность при осуществлении земельного надзора на землях сельскохозяйственного назначения / Э.Ю. Олейникова, Е.Л. Уварова // Вестник факультета землеустройства Санкт-Петербургского государственного аграрного университета. - 2020. - № 6. - С. 77-82.
62. Пикулькин, А.В. Система государственного управления / А.В.
Пикулькин.- 6-е изд., перераб. и доп. - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2020. - 539 с.
63. Пуряева, А.Ю. Проблемы применения конструкции "народное достояние" на примере лесного и земельного законодательства в истории России / А.Ю. Пуряева // Государство и право. - 2019. - № 5. - С. 141-149.
64. Рябухин, М.А. Роль государственного земельного надзора в управлении земельными ресурсами / М.А. Рябухин, Н.А. Сафиуллин // Актуальные проблемы государственного и муниципального управления в условиях цифровой трансформации экономики : Научные труды II Всероссийской (национальной) научно-практической конференции, посвященной 100-летию Казанского ГАУ, Казань, 25-26 января 2022 года. - Казань: Казанский государственный аграрный университет, 2022. - С. 286¬291.
65. Сальникова, Е.А. Особенности и ценности осуществления государственного земельного надзора / Е.А. Сальникова, М.В. Кузьмина // Молодой ученый. - 2021. - № 53 (395). - С. 118-120.
66. Сливкина, М.Е. Значение юридической техники при регулировании земельных отношений (на примере регламентации сервитута и государственного земельного надзора) / М.Е. Сливкина, П.С. Олейченко // Студенческий вестник. - 2021. - № 19-4(164). - С. 35-37.
67. Суворов, И.С. Проблемы доказывания самовольного занятия земель при осуществлении государственного земельного надзора / И.С. Суворов // Молодой ученый. - 2021. - № 10(352). - С. 121-123.
68. Сухова, Е.А. Модернизация государственного земельного надзора как необходимое условие совершенствования земельного правопорядка в России / Е.А. Сухова // Право. Законодательство. Личность. - 2013. - № 2(17). - С. 129-137.
69. Управление государственной и муниципальной собственностью: право, экономика, недвижимость и природопользование: монография / А.И. Галкин, С.Г. Еремин, Г.М. Кадырова и др.; под ред. С.Е. Прокофьева, О.В.
Паниной, С.Г. Еремина. - Москва: Проспект, 2020. - 594 с.
70. Чернова, А.И. Взаимодействие органов государственного
земельного контроля (надзора) и органов муниципального земельного контроля / А.И. Чернова // Основные принципы развития землеустройства и кадастров : материалы XVIII Всероссийской научно-практической
конференции, Новочеркасск, 27-29 апреля 2021 года. - Новочеркасск: Новочеркасский инженерно-мелиоративный институт имени А.К. Кортунова ФГБОУ ВПО «Донской государственный аграрный университет», 2021. - С. 251-255.
71. Черных, Е.Г. Статистический инструментарий в обосновании и интерпретации результатов государственного земельного надзора / Е. Г. Черных // Известия высших учебных заведений. Геодезия и аэрофотосъемка. - 2020. - Т. 64. - № 6. - С. 718-724.
72. Эффективность осуществления государственного земельного надзора в регионе / М.М. Гераськин, О.А. Сорокина, Р.А. Захаркина, В.И. Каргин // Московский экономический журнал. - 2021. - № 2. - С.44-47.