Социальные сети как инструмент интернет-коммуникации политических партий (на примере регионального отделения в Алтайском крае политической партии «Новые люди»)
Введение 2
Глава 1. Интернет-коммуникации политических партий 5
1.1. Характеристика инструментов интернет-коммуникации в политике 5
1.2. Социальные сети: характеристика и особенности 18
1.3 Социальные сети политических партий 35
Глава 2. Продвижение политической партии в социальных сетях 44
2.1. Анализ коммуникационной деятельности регионального отделения
политической партии “Новые люди” в Алтайском крае. 44
2.2. Рекомендации для партии “Новые люди” для продвижения в
социальных сетях 54
Заключение 58
Список литературы 60
Начало XXI века ознаменовалось ускоряющимся процессом освоения и распространения новых технологий в области коммуникаций. Их воздействие касается образа жизни людей, их образования и работы, взаимодействия с государственными органами, бизнеса и общественности. Колоссальные изменения претерпела и политическая коммуникация. Главная причина этих изменений - рост числа пользователей сети Интернет. В 2000 году по данным Всемирного банка доля пользователей глобальной сети от мирового населения составляла 7% [66].
В 2012 году доступ к Интернету имел каждый третий житель планеты (34%). По данным Statista на апрель 2022, число пользователей Интернета выросло до 63% от населения Земли [69].
Интернет в развитых странах стал площадкой, объединяющей людей с разным уровнем дохода, отличающихся культурно и социально, обладающих разными политическими взглядами и мировоззрением. Интернет стал активно использоваться как площадка для рекламы и связей с общественностью благодаря распространенности, относительной дешевизне коммуникации и множеству технических возможностей, которые делают коммуникацию максимально эффективной. Политическая коммуникация не стала исключением. Сегодня каждая политическая партия имеет собственный сайт и аккаунты в социальных сетях, создаются персональные сайты и аккаунты политиков. Особенно важна интернет-коммуникация с избирателями в период проведения предвыборной кампании. Во многом результат партии или кандидата на выборах сегодня зависит от активности в интернет-пространстве.
Объект исследования: интернет-коммуникации политических партий в социальных сетях.
Предмет исследования: роль социальных сетей в коммуникации политических партий.
Цель исследования: разработка рекомендаций по совершенствованию работы политических партий в социальных сетях и использованию социальных сетей как эффективного инструмента интернет-коммуникаций.
Задачи исследования:
1. Изучить опыт использования социальных сетей как инструмента интернет-коммуникации
2. Выявить особенности социальных сетей как инструмента интернет-коммуникаций политических партий
3. Провести сравнительный анализ аккаунтов политических партий Алтайского края на предмет эффективности их работы в социальных сетях
4. Разработать рекомендации для улучшения эффективности коммуникации политических партий в социальных сетях
Методы исследования:
1. Анализ литературы
2. Сравнительный анализ
3. Моделирование
Актуальность работы обусловлена меняющимся политическим ландшафтом в Российской Федерации. На выборах в Государственную думу VIII созыва, которые состоялись в сентябре 2021 года, впервые за пятнадцать лет в нижнюю палату российского парламента прошли пять партий. Также происходят изменения в региональной политике. В сентябре 2022 года состоятся выборы в Барнаульскую городскую думу, партии готовятся к старту предвыборной кампании, и их результат будет зависеть от активной работы с электоратом в социальных сетях, информировании населения о своей деятельности, оперативного комментирования актуальной повестки и кризисных ситуаций, которые могут возникнуть в ходе предвыборной кампании. Эффективная интернет-коммуникация будет решающим фактором завоевания доверия избирателей.
Теоретическую и методологическую основу данной ВКР составляют труды российских и зарубежных исследователей в области коммуникации (М.Кастельс, Э.Бернейс, М.Гундарин)
Структура работы: ВКР состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения и списка литературы. В первой главе даётся характеристика инструментов интернет-коммуникации в политике, выявляются особенности социальных сетей политических партий.
Во второй главе автор проводит анализ коммуникационной деятельности регионального отделения партии “Новые люди” и даёт рекомендации по ведению аккаунтов в социальных сетях.
Использование социальных сетей является важной частью коммуникационной стратегии для политических партий. Однако, являться единственным коммуникационным каналом социальные медиа не могут. Успех коммуникации достигается за счет сочетания нескольких различных инструментов и каналов: традиционных СМИ, наружной рекламы, агитация оффлайн, интернет-рекламы и социальных сетей.
Социальные сети — концепт, изначально представлявший собой модель общества, с развитием такой информационной технологии, как Интернет, был воплощен на практике. Социальная сеть — область виртуальной среды, которая состоит из символических нематериальных элементов, выступающих аналогом реального мира. Сегодня социальные сети в онлайн-среде подразделяются на разные группы по таким признакам, как тематика, формат коммуникации, открытость для других участников,
В отличие от традиционных СМИ, социальные медиа уравнивают всех акторов коммуникации и дают им возможность потреблять и самостоятельно генерировать продукты массовой коммуникации, давать и получать обратную связь.
В коммуникациях политических партий социальные сети выполняют функцию мобилизации избирателей. Как инструмент политического влияния социальные сети удобны тем, что они доступны коммуникатору в любое время, в наиболее удобном для него формате. Новые медиа обладают рядом особенностей, среди которых интерактивность, оперативность, мультиформатность, доступность, а потому они более эффективны чем традиционные средства коммуникации. Социальные сети используются как парламентскими партиями, так и несистемными оппозиционными партиями.
Социальные сети способствую развитию демократического процесса.
Анализ коммуникации политических партий региона показывает, что для политических акторов важно умение встроиться в местную повестку. Ввиду особенностей политической системы Российской Федерации, большинство партий транслируют похожие популистские лозунги, поэтому их целевая аудитория размывается. Локальная повестка - единственный шанс для многих партий чтобы отстроиться от конкурентов и показать свою эффективность избирателям. Telegram
Партии “Новые люди” необходимо активизировать коммуникацию во всех крупных социальных сетях, не упуская ресурсы, аудитория которых является политически активной. Прежде всего, партии нужно создать аккаунт в “Одноклассниках”. Такому субъекту коммуникации как политическая партия, важно присутствие на разных площадках.
Также, партии необходимо разнообразить контент, использовать больше интерактива, быть ближе к потенциальному избирателю.
1. 6 лет Telegram: от семейного мессенджера до популярного во всем мире медиа, [Электронный ресурс] / Электрон. журнал. — Режим доступа к жур.:/https://www.sostav.ru/publication/telegram-38688.html
2. 17 полезных сервисов для маркетинга в оечественных социальных сетях, [Электронный ресурс] / Электрон. журнал. — Режим доступа к жур.:/https: //www.cossa.ru/imarketing/306945/
3. Акопов Г.Л. Информационное право: Учебное пособие. — Ростов н/Д: Феникс, 2008. С -348
4. Алиаскарова Жамиля Агыновна Социальные сети в арсенале популистских партий Европы // ПОЛИТЭКС. 2019. №4.
5. Андросова Любовь Александровна, Сараева Вера Петровна Средства и инструменты продвижения кандидата // Наука. Общество. Государство.
2018. №1 (21).
6. Баранов А. Б. Виртуальная коммуникация в Социальной Сети: основные понятия и модель взаимодействия // Всероссийский журнал научных публикаций. 2011. №1 (2).
7. Борис Немцов — первый политик в российском интернете, [Электронный ресурс] / Электрон. журнал. — Режим доступа к жур.:/https://nemtsov-most.org/2020/05/15/boris-nemtsov-is-the-first- politician-on-the-russian-internet/
8. Бродовская Елена Викторовна ЦИФРОВОЙ МЕНЕДЖМЕНТ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИЙСКИХ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ: ПРОБЛЕМНОЕ ПОЛЕ УПРАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫМИ ПОТОКАМИ В СОЦИАЛЬНЫХ МЕДИА // Власть. 2020. №6.
9. Вершинин, М.С. Политическая коммуникация в информационном обществе: перспективные направления исследований [Текст] / М.С. Вершинин / Актуальные проблемы теории коммуникации: сб. научн. трудов. СПб.: Изд- во СПбГПУ, 2004. С. 98-107.
10. Виртуальная коммуникация в социальной сети, [Электронный ресурс] /
Электрон. журнал. — Режим доступа к
жур.:/https: //cyberleninka.ru/article/n/virtualnaya-kommunikatsiya-v- sotsialnoy-seti-osnovnye-ponyatiya-i-model-vzaimodeystviya-1
11. Всё, что нужно знать о таргетинге, [Электронный ресурс] / Электрон.
журнал. — Режим доступа к
жур.:/https://spark.ru/startup/callbackhunter/blog/14922/vsyo-chto-nuzhno- znat-o-targetinge
12. Выборы мэра Москвы (ХРОНИКА) МГИК, — [Электронный ресурс] /
Электрон. журнал. — Режим доступа к
жур.:/https://novayagazeta.ru/amp/articles/2013/09/08/73753-vybory-mera- moskvy-hronika-mgik-obrabotano-100-protokolov-sobyanin-51-37- navalnyy-27-24-alyans-nablyudateley-sobyanin-49-7-navalnyy-28-3
13. Горизонталь власти: как в СССР появился интернет и почему
программисты не боялись цензуры, [Электронный ресурс] / Электрон. журнал. — Режим доступа к
жур.:/https://theoryandpractice.ru/posts/14852-gorizontal-vlasti-kak-v-sssr- poyavilsya-internet-i-pochemu-programmisty-ne-boyalis-tsenzury
14. Губернаторы разобрали соцсети, [Электронный ресурс] / Электрон.
журнал. — Режим доступа к
жур.:/https://www.kommersant.ru/doc/5251821
15. Демичева Ксения Александровна Понятие и классификация социальных сетей в контексте взаимодействия в сети интернет // International scientific review. 2015. №3 (4).
16. Диков А.В. Эволюция интернета от начала до наших дней и далее // Школьные технологии. 2019. №2. С. 3-8.
17. Булах Евгений Васильевич, Алексеев Даниил Юрьевич, Васильева Татьяна Александровна Преимущества Интернета как среды политической коммуникации в современном обществе // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). 2015. №3 (36).
18. Единая Россия | Алтайский край | ВКонтакте, [Электронный ресурс] / Электрон. журнал. — Режим доступа к жур.:/ https://vk.com/edinros22
19. Ефанова Елена Владимировна СОЦИАЛЬНЫЕ МЕДИА В
АМЕРИКАНСКОЙ ПУБЛИЧНОЙ ПОЛИТИКЕ (НА ПРИМЕРЕ
СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ TWITTER) // Вестник ВолГУ. Серия 4, История. Регионоведение. Международные отношения. 2020. №3.
20. Интернет: Официальное определение термина, [Электронный ресурс] /
Электрон. журнал. — Режим доступа к
жур.:/https://medium.com/bazanov-org/интернет-официальное- определение-термина-е8374398892
21. Калинин А. Мнение специалистов o PR в социальных сетях. М., 2010. С. 4.
22. Кастельс М. Галактика Интернет: Размышления об Интернете, бизнесе и обществе. - Екатеринбург: У-Фактория, 2004.
23. Кашпур Виталий Викторович, Барышев Алексей Андреевич, Чудинов
Сергей Иванович, Щекотин Евгений Викторович, Сербина Галина Николаевна СПОСОБЫ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ РАДИКАЛЬНОГО КОНТЕНТА В УСЛОВИЯХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
АНТИЭКСТРЕМИСТКОЙ ЦЕНЗУРЫ НА МАТЕРИАЛЕ
СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ «ВКОНТАКТЕ» // Вестник Удмуртского университета. Социология. Политология. Международные отношения. 2022. №1.
24. Коммунисты онлайн. Первшие шаги политических партий в Рунете, [Электронный ресурс] / Электрон. журнал. — Режим доступа к жур.:/ https://secretmag.ru/stories/kommunisty-onlain-pervye-shagi-politicheskikh- partii-v-runete. htm
25. КОММУНИСТЫ РОССИИ Алтай (Бийск, Барнаул) | ВКонтакте, [Электронный ресурс] / Электрон. журнал. — Режим доступа к жур.:/https://vk.com/altkomros
26. КПРФ Алтайский край | ВКонтакте, [Электронный ресурс] / Электрон. журнал. — Режим доступа к жур.:/ https://vk.com/kprf22
27. Лавров И. А. ПАРТИИ В ЦИФРОВЫХ ДЖУНГЛЯХ // Вестник ГУУ. 2021. №12.
28. ЛДПР Алтайский край | ВКонтакте, [Электронный ресурс] / Электрон. журнал. — Режим доступа к жур.:/ https://vk.com/altaikrai_ldpr
29. Левин Л.М. Социальные сети: основные понятия, характеристики и современные исследования // Проблемы современного образования.
2019. №4.
30. Малиновский С.С. Политическая коммуникация в Рунете как фактор российского политического процесса: дисс.... канд. полит. наук, 2013.
31. Мальчёнков, И.Е. Виртуальная реальность сети Интернет:
социологический аспект / И.Е. Мальчёнков // Философия и социальные науки. — 2014. — № 1. — С. 53-57.
32. Мельникова Мария Сергеевна, Яковлев Игорь Петрович Понятие «Социальная сеть» в социологических теориях и интернет-практиках // Вестник СПбГУ. Язык и литература. 2014. №1.
33. Муращенков Сергей Викторович Социальные сети как инструмент организации эффективной политической коммуникации гражданского общества и органов власти в современной России // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. 2016. №4.
34. Н. А. Инькова, Е. А. Зайцева, Н. В. Кузьмина, С. Г. Толстых С58 Создание Web-сайтов: Учебно-методическое пособие. Ч. 5.Тамбов: Изд- во Тамб. гос. техн. ун-та, 2002. 56 с
35. Народная программа «Единой России», [Электронный ресурс] / Электрон. журнал. — Режим доступа к жур.:/ https://er.ru/party/program
36. Новые Люди | Алтай | ВКонтакте, [Электронный ресурс] / Электрон. журнал. — Режим доступа к жур.:/https://vk.com/newpeoplealtay
37. Ольшевский Дмитрий SMM-продвижение как эффективный инструмент интернет-маркетинга // Наука и инновации. 2017. №175.
38. Предвыборная программа ЛДПР 2021, [Электронный ресурс] / Электрон. журнал. — Режим доступа к жур.:/ https://altai.ldpr.ru/party
39. Программа партии «Коммунисты России», [Электронный ресурс] /
Электрон. журнал. — Режим доступа к
жур.:/https: //komros.org/ustav/programma-partii/
40. Продающие посты и баннеры: как работала реклама в 1990-х, а как - сейчас, [Электронный ресурс] / Электрон. журнал. — Режим доступа к жур.:/https://kub.media/news/3665-prodayuschie-posty-bannery-kak- rabotala/
41. Программа партии «Новые люди», [Электронный ресурс] / Электрон.
журнал. — Режим доступа к жур.:/
https: //newpeople.ru/program_newpeople
42. Программа партии, [Электронный ресурс] / Электрон. журнал. — Режим доступа к жур.:/ https://kprf.ru/party/program
43. Российский медиаландшафт, [Электронный ресурс] / Электрон. журнал.
— Режим доступа к жур.:/ https://www.levada.ru/2021/08/05/rossijskij- medialandshaft-2021/
44. Сморгунов, Л.В. ; Шерстобитов, А.С. / Политические сети: теория и методы анализа. Учебник. Москва : Издательство "Аспект Пресс", 2014. стр 224-234
45. Социальные сети: кто туда ходит и зачем,[Электронный ресурс] / Электрон. журнал. — Режим доступа к жур.:/https://wciom.ru/analytical- reviews/analiticheskii-obzor/soczialnye-seti-kto-tuda-khodit-i-zachem
46. Социальная сеть,[Электронный ресурс] / Электрон. журнал. — Режим
доступа к жур.:/https://www.e-
xecutive.ru/wiki/index.php/Социальная_сеть
47. Социальные сети в России: цифры и тренды, [Электронный ресурс] / Электрон. журнал. — Режим доступа к жур.:/https://vc.ru/social/182436- socialnye-seti-v-rossii-cifry-i-trendy
48. СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ в Алтайском крае, [Электронный ресурс] / Электрон. журнал. — Режим доступа к жур.:/https: //vk.com/spravedlivo_altay
49. Справедливая Россия, [Электронный ресурс] / Электрон. журнал. — Режим доступа к жур.:/https://spravedlivo.ru/
50. Федеральный закон об информации, информационных технологиях и о защите информации (Ст.2 П.13)
51. Федеральный закон от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи» // СПС КонсультантПлюс
52. Федеральный закон от 28.07.2012 N 139-ФЗ (ред. от 14.10.2014) "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" // СПС КонсультантПлюс
53. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс
54. Хецелиус Валерия Евгеньевна Социальные сети как инструмент политической коммуникации // Наука без границ. 2019. №5 (33). Жуков Артём Владимирович НОВЫЕ ФАКТОРЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МОБИЛИЗАЦИИ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ // Гуманитарий Юга России. 2020. №4.
55.Чижов Дмитрий Вячеславович Формирование имиджа российских политических партий в сети Интернет // Мониторинг. 2016. №1 (131).
56.ЧИЖОВ, . Д. В. (2020). Интернет-коммуникации политических партий: типологические черты и инструменты . Информационное общество, (4), 46-61
57.Что такое веб-сайт, [Электронный ресурс] / Электрон. журнал. — Режим доступа к жур.:/https://semantica.in/blog/chto-takoe-veb-sajt.html
58. Шестова Татьяна Львовна, Кузьмин Виктор Андреевич Значение "новых медиа" в современном политическом процессе // Вестник Московского университета. Серия 27. Глобалистика и геополитика. 2019. №2.Шерстобитов А. С., Брянов К. А. Технологии политической мобилизации в социальной сети «ВКонтакте»: Сетевой анализ протестного и провластного сегментов // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: «Грамота», 2013. № 10 (36), часть I. C. 196-202
59. Щербина Валентина Евгеньевна Язык геймеров как компонента молодежного сленга // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2018. №3-2 (81).
60. Энциклопедия интернет-маркетинга, [Электронный ресурс] / Электрон. журнал. — Режим доступа к жур.:/https://www.seonews.ru/glossary
61. Юзабилити по Якобу Нильсену, [Электронный ресурс] / Электрон.
журнал. — Режим доступа к
жур.:/https://skillbox.ru/media/design/yuzabiliti_po_yakobu_nilsenu/
62. Andreessen, Marc; Bina, Eric, "NCSA Mosaic: A Global Hypermedia System," Internet Research:Electronic Networking Applications and Policy, vol. 4, no. 1, 1994, pp. 7-17
63. Couldry, N. (2012) Media, Society, World: Social Theory and Digital Media Practice. Cambridge: Polity Press
64. Digital 2022: The Russian Federation, [Электронный ресурс] / Электрон. журнал. — Режим доступа к жур.:/https://datareportal.com/reports/digital- 2022-russian-federation?rq=russia
65. Google впервые раскрыл выручку YouTube, [Электронный ресурс] / Электрон. журнал. — Режим доступа к жур.:/https://vc.ru/media/104952- google-vpervye-raskryla-vyruchku-youtube- 15-mlrd-v-god
66. Individuals using the Internet, [Электронный ресурс] /Электрон.журнал.
— Режим доступа к
жур.:/https://data.worldbank.org/indicator/IT.NET.USER.ZS?end=2020&start=1960&type=shaded&view=chart&year=1998
67.Internet: Definitions, [Электронный ресурс] / Электрон. журнал. — Режим доступа к жур.:/https://www.cs.columbia.edu/~hgs/intemet/definition.html
68.Olson T., Nelson T. The Internet's Impact on Political Parties and Campaigns // KAS International Reports. 2010. N 6. P. 50-65.
69. Penetration rate of the Internet by region, [Электронный ресурс] /
Электрон.журнал. — Режим доступа к
жур.:/https://www.statista.com/statistics/269329/penetration-rate-of-the- internet-by-region/
70. Rayport J. F., Jaworski B. J. Introduction to e-commerce. Boston, McGraw- Hill Irwin Marketspace, 2003.
71. Russia's Most Popular Social Media Networks, [Электронный ресурс] /
Электрон. журнал. — Режим доступа к жур.:/
https://www.statista.com/chart/26988/most-popular-social-media-in-russia/
72. ЗММ.Разбор соцсетей: куда какому бизнесу идти, [Электронный ресурс]
/ Электрон. журнал. — Режим доступа к
жур.:/https: //www.nic.ru/info/blog/smm/
73.SNS (Social network service) - definition, [Электронный ресурс] / Электрон. журнал. — Режим доступа к
жур.:/https://www.gsmarena.com/glossary.php3?term=sns
74. Social Networking Definition, [Электронный ресурс] / Электрон. журнал.
— Режим доступа к жур.:/https://www.investopedia.com/terms/s/social- networking.asp
75. Social networks Definition and meaning, [Электронный ресурс] / Электрон. журнал. — Режим доступа к жур.:/https://www.merriam- webster.com/dictionary/social%20network
76. The history of online advertising, [Электронный ресурс] / Электрон. журнал. — Режим доступа к жур.:/https://oko.uk/blog/the-history-of- online-advertising