ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ КОММУНИКАЦИИ ЗДОРОВЬЯ 5
1.1 Принципы интернет-коммуникаций 5
1.2 Специфика коммуникаций здоровья 7
1.3 Традиции коммуникации 9
1.4 Анализ направлений коммуникаций здоровья 12
1.5 Выводы по главе 37
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ И РЕАЛИЗАЦИЯ
КОММУНИКАЦИОННЫХ ПРОГРАММ ДЛЯ МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ «БСМП №2» 38
2.1 Рекомендации по разработке коммуникационных программ для медицинской организации «БСМП №2» 38
2.2 Модернизация интернет-коммуникаций «БСМП №2» 57
2.3 Анализ результатов модернизированных интернет-коммуникаций «БСМП №2» 67
2.4 Выводы по главе 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 77
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Актуальность проблемы и темы исследования. Актуальность темы определена тем, что на сегодняшний день проблемы здоровья населения являются ценностью государственной политики на организационном, управленческом и ресурсообразующем уровнях. На данный период можно наблюдать, что развитая медиасфера дает возможность государству в коммуникативном плане выстраивать вектор положительных мировоззренческих убеждений общества относительно проблем здравоохранения в масштабах личности и государства.
Министерством здравоохранения РФ и его структурными подразделениями, реализуются целевые проекты, программы и целые коммуникационные кампании, основные задачи которых сводятся к популяризации здорового образа жизни, профилактике негативных явлений, продвижению идей заботы о своем здоровье и здоровье своей семьи. Но одна из наиболее важных проблем, с которым приходится сталкиваться отечественному здравоохранению, заключается в отсутствие у общественности достоверных источников информации о состояние дел в бюджетных учреждениях здравоохранения.
В последнее время значимость коммуникаций по поводу здоровья актуальна не только на уровне государство - пациент, но и клиника - пациент Кризис общественного здравоохранения за последнее время, пандемия подчеркивает необходимость эффективного информирования о состоянии здоровья и рисках. Именно коммуникация по поводу здоровья может предоставить знания и навыки, необходимые для разработки эффективных сообщений о рисках, которые улучшают результаты коммуникации, повышают доверие к медицинской организации, снижают общественное беспокойство и помогают ключевым заинтересованным сторонам принимать более эффективные решения. На сегодняшний период рост важности темы продвижения платных услуг в государственных медицинских структурах. Это в главную очередь обусловливается формированием бюджета медицинской организации и становлением конкуренции на рынке медицинских услуг. Разнообразие медицинских услуг и медицинских организаций подводит к использованию программ продвижения. Министерство здравоохранения оценило использования социальных медиа как и для информирования пациентов, так и для упрощения получения медицинских услуг. Поэтому сейчас наиболее важно рассмотреть понимание процессов коммуникации по поводу здоровья и возможности ее применения на практическом уровне в медицинских организациях.
Объектом исследования - система коммуникаций КГБУЗ «Краевая клиническая больница скорой медицинской помощи №2».
Предметом исследования - формы и модели организации процесса коммуникации медицинского учреждения с пациентами.
Цель - внедрения технологий коммуникаций здоровья в систему коммуникаций регионального медицинского учреждения «Краевая клиническая больница скорой медицинской помощи №2».
Для достижения цели работы были решены следующие задачи:
- рассмотреть специфику информационных моделей коммуникации;
- провести коммуникационный аудит медицинской организации БСМП №2;
- описать имеющиеся технологи интернет-коммуникации в БСМП №2;
- оценить коммуникативные качества имеющихся технологий;
- разработать предложения по модернизации имеющихся интернет- технологий и внедрению технологий коммуникации здоровья .
Методы исследования: традиционный анализ литературы, контент- анализ, анализ версии сайтов интернет-СМИ.
Научная новизна исследования заключается в:
а) системном анализе коммуникаций медицинского учреждения с учетом его функционального присутствия в региональном пространстве информационных коммуникаций;
б) в оценке роли технологий «коммуникации здоровья» и их применения для организации системы коммуникаций регионального медицинского учреждения.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что полученные результаты могут быть применены для стабилизации обратной связи медицинского учреждения с пациентами, разработки коммуникационных моделей для организаций подобного типа. Результаты анализа позволят повысить уровень доверия пользователя к деятельности организации.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
В ходе проведённого исследования были рассмотрены основные принципы интернет коммуникации, рассмотрено понятие и специфика технологии коммуникации здоровья. Изучены основные традиции коммуникации в рамках коммуникации здоровья и обсуждены основные коммуникационные модели, применение которых имеет большую значимость в их внедрении. Мы рассмотрели теоретическую составляющую коммуникационного процесса и всех её членов. Было отмечено, что участники процесса не претерпевают большого отличия от коммуникационных процессов в других сферах и она остается неизменной.
Рассмотрев теорию коммуникации в области моделей коммуникации от различных авторов, был определено, как происходит процесс коммуникации по поводу здоровья, какая модель и схема коммуникации наиболее соответствует современным реалиям. В моделях коммуникации, которые представляли известные исследователи, не нашлось той, которая отражала всю схему коммуникации, протекающих в медицинской организации и учитывает все факторы влияния на эту коммуникацию в современных реалиях.
Был проведён анализ основных направлений коммуникаций здоровья для выбора тех, которые возможно применить на практике учитывая ресурсы медицинской организации. Произведено описание исследуемого объекта и проведён анализ имеющихся технологий. Были внедрены и модернизированы доступные технологии коммуникации по поводу здоровья.
В результате проделанной работы было внедрено три дополнительных способов интернет-коммуникации и модернизирован один способ. Модернизирована визуальная составляющая медицинской организации БСМП №2, был разработан фирменный стиль и логотип медицинского учреждения. Статистика по данным способам показало увеличение активности пользователей в социальных сетях и на сайте, что является положительной динамикой для коммуникации.
Необходимость применения технологий коммуникации здоровья в организационном менеджменте БСМП №2 обуславливалась следующими причинами:
- неблагоприятный имидж российского здравоохранения, сложившийся в результате финансирования по остаточному принципу на протяжении многих лет;
- отсутствие единого информационного пространства;
- стремительный рост конкуренции;
- низкий уровень обеспокоенности граждан свои здоровьем;
- низкий уровень информирования населения по вопросом
профилактики и предупреждения заболеваний.
Подводя итог можно уверенно сказать, что для достижения цели работы мы решили следующие задачи:
1. Рассмотрены принципы интернет-коммуникации медицинской
организации с пациентом;
2. Рассмотрены варианты среды взаимодействия медицинской
организации с пациентом;
3. Рассмотрены 6 моделей коммуникации;
4. Описаны имеющиеся технологии для оценки успешности внедрения коммуникаций по поводу здоровья;
5. Произведена оценка состояния имеющихся интернет -технологий медицинского учреждения;
6. Разработан план по модернизации имеющихся интернет- технологий.
7. Были даны рекомендации ИТ-отделу для устранения недостатков связанных с сайтом организации.
В результате данной работы цель дипломной работы была достигнута, все задачи были выполнены.
1. Указ Президента РФ от 6 июня 2019 г. № 254 «О Стратегии развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года» [Интернет] URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/44326.
2. План деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации на период 2019 - 2024г. (утв. Министерством здравоохранения РФ 28 января 2019г.). [Интернет] URL:http://base.garant.ru/72205924/.
3. Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации: федеральный закон от 29 ноября 2010г. № 326-ФЗ [Интернет]. URL:http://www.rg.ru/2010/12/03/oms-dok.html(Дата обращения 26.04.2022).
4. Баранов В. Н. Социальные сети // Транспортное дело России Выпуск №12/2010. - С. 232.
5. Барматова С. П. Изменение места и роли коммуникации в современном мире / Барматова С. П. - Киев: Изд-во КНУ 2009. - 168 с.
6. Бирюкова Е. А. Интернет-коммуникация как средство межкультурного общения: жанровые и языковые особенности // Язык. Словесность. Культура. 2014. № 6. - С. 75-98.
7. Боголюбова Н.М., Николаева Ю.В. Межкультурная коммуникация и межкультурный обмен: учебное пособие. СПб.: Санкт- Петербургское культурологическое общество; 2009. 416 с.
8. Богомягкова Е.С., Искандерова Л.В. Взаимодействие врачей и пациентов на медицинских интернет-форумах: анализ дискурсивных практик. - изд., испр. - СПб.: Интернет и современное общество: сборник тезисов докладов конференции, 2020. - 22-24 с.
9. Бердышев С.Н. Искусство оформления сайта. Практическое пособие. Москва: Дашков и. Ко; 2010. 100 с.
10. Василика М. А. Основы теории коммуникации: Учебник / Василика М. А. — М.: Гардарики, 2003. — 615 с.
11. Викулом Л. Г. Основы теории коммуникации: практикум / Викулова Л.Г. — М.: ACT: ACT МОСКВА: Восток — Запад, 2008. - 316 с.
12. Витч Р. Модели моральной медицины в эпоху революционных изменений // Вопросы философии. - 1994. - № 3.
13. Гавра Д. П. Основы теории коммуникации: Учебное пособие. Стандарт третьего поколения. / Гавра Д. П. - СПб.: Питер, 2011. - 288 с.
14. Дмитриева Е.В. Социология здоровья: методологические
подходы и коммуникационные программы. - М.: Центр, 2002.
15. Дмитриева Е.В. Теоретико-методологические и методические основы социологии здоровья: дис ... д-ра социол. наук. - М.: РГБ, 2005.
16. Докучаев И. И. Общение и коммуникация в истории культуры / Докучаев И. И. — Комсомольск-на-Амуре: Изд-во КнАГТУ, 2005. — 144 с.
17. Дронова Л.А., Тумилевич Е.Н. Исследование систем управления. Часть11: учебное пособие. Хабаровск: Хабаровская академия экономики и права; 2006. 132 с.
18. Зверинцев, Андрей Борисович. Коммуникационный менеджмент: Рабочая кн. менеджера PR / А. Зверинцев. - 2. изд., испр. - СПб. : Союз, 1997. - 286 с.; 20 см.; ISBN 5-87852-054-0.
19. Коммуникация врача и пациента: прошлое, настоящее, будущее / К.В. Кузьмин, Е.В. Семенова, Л.Е. Петрова, А.Г. Закроева. — Екатеринбург: Изд-во УГМУ, 2016. — C. 119—130.
20. Корженко А.А., Петрушечкина В.В. Анализ распространения коммуникации в социальных сетях: модель Шеннона-Уивера и модель де флера // Ценности и интересы современного общества Международная научно-практическая конференция. 2014. С. 86-91.
21. Куярова Л. А. Управление брендом. Учебное пособие. Серия:
Бакалавриат. Учебные пособие. / Куярова Л. А. — М.: Московский
государственный университет имени М.В. Ломоносова, 2013. — 256 с.
22. Мельник Г. С. Новые (тактические) медиа как структурный компонент мобилизационных технологий // Гуманитарный вектор. Серия: История, политология. Выпуск №3 (39) / 2014. - С. 130-135.
23. Морис М. Интернет как масс-медиа. Маркетинговые коммуникации 2006; (46): 42-45.
24. Назарова И.Б. Взаимоотношения «врач — пациент»: правовые и социальные аспекты // Социологические исследования. — 2004. — № 7. — C. 142—147.
25. Назарова М. М., «Массовая коммуникация и общество». / М. М. Назарова — М.: Либроком, 2014. — 354 с.
26. Новоселов В. П., Удальцова М. В., Полунина С. Ю. Коммуникации в здравоохранении. - 2000.
27. Сапожкова Ж. Ю. Самопрезентация языковой личности врача в жанрах интернет-коммуникации // Лабораторная и клиническая медицина. Фармация. 2021. Т. 1, № 2. С. 04 - 22.
28. Сенаторов А. А. Битва за подписчика «ВКонтакте»: SMM- руководство. / А. Сенаторов — М.: Альпина Паблишер, 2015. — 168 с.
29. Сборник научных трудов «Теория и практика коммуникации». Вестник Российской коммуникативной ассоциации, выпуск 2 / под общей редакцией И. Н. Розиной. - Ростов/н-Д: ИУБиП, 2004. - 244 с. - C. 94-102.
30. Тюхлова И.Н., Протько Н.Н. Современные подходы к организации санитарного просвещения населения // Актуальные проблемы медицины: материалы научно-практической конференции, посвященной 55- летию учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет» (3—4 октября 2013 г.): в 2 ч. / отв. ред. В .А. Снежицкий. — Гродно: ГрГМУ, 2013. — Ч. 2. — C. 325.
31. Чумиков А.Н., Бочаров М.П. Связи с общественностью: теория и
практика: Учеб. пособие. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Дело, 2006. - 552 с. (С. 388-391). Ефремова А.А. ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИЯ КАК СРЕДСТВО МОБИЛИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА // Международный студенческий научный вестник. - 2017. - № 1.
32. Харрис Р. Психология массовых коммуникаций. / Харрис Р. -М.: «ОЛМА-ПРЕСС», 2002. - 113 с.
33. Azjen I. From intentions to action: a theory of planned behaviour / Action Control: From Cognitions to Behaviors. Kuhl J., Beckman J. (eds). New York: Springer Verlag. 1985.
34. Barnlund, D.C. (2008). A transactional model of communication. In. C.D. Mortensen (Eds.), Communication theory (2nd ed., pp. 47-57). New Brunswick, New Jersey: Transaction.
35. Berry D. Health Communication: Theory and Practice.
Maidenhead:Open University Press, 2007.
36. Berry D. Health Communication: Theory and Practice.
Maidenhead:Open University Press, 2007.
37. Becker M.H., Rosenstock I.M. Compliance with medical advice / Healthcare and Human Behaviour. Steptoe A., Mathews A. (eds). London: Academic Press. 1984.
38. Delia Mioara Popescu, Ion Pargaru, Constanta Popescu, Daniel Mihai, A multidisciplinary approach of communication. Theoretical and Applied Economics Volume XXII (2015), No. 2(603), Summer, pp. 65-76 SNSPA, p. 31.
39. Dowse, R., Barford, K., and Browne, S. H. (2014). Simple, illustrated medicines information improves ARV knowledge and patient self-efficacy in limited literacy South African HIV patients. AIDS Care 26, 1400-1406.
40. Handbook of health communication. In: T.L. Thompson, A. Dorsey, K. Miller eds. Mahwah, NJ, Lawrence Erlbaum Associates Publ., 2003, pp. 47-53.
41. National Cancer Institute. Making Health Communications Programs Work. — Washington DC: National Institutes of Health, 2008. — 19 p.
42. Health Thomas R K. A Pratictioner's Guide. New York: Springer;
2008. Services Marketing.
43. Kotler P., McDougall G. H. G. Marketing essentials. - Englewood Cliffs, NJ : Prentice-Hall, 1984. - Т. 556.
44. Larson EB, Yao X. Clinical empathy as emotional labor in the patient-doctor relationship. Journal of American Medical Association. 2005; 293(9):1000- 1006.
45. Lasswell H.D. The Structure and Function of Communication in Society. 1948.
46. Nageshwar Rao, Rajendra P. Das, Communication skills, Himalaya Publishing House, 9789350516669, p. 48.
47. Sass H.M. E-Health, Health Promotion and Wellness Communities in Cyberspace // Eubios Journal of Asian and International Bioethics. 2004. № 14.
48. Soe Ch. Cyber medicine, the third wave // Myanmar Medical Journal. 2004. Vol. 4.
49. Windahl S., Signitzer B., Olson J.T. Using Communication Theory: An Introduction to Planned Communication. London: Sage. 1992.
50. White R.W., Horvitz E. Cyberchondria: Studies of the Escalation of Medical Concerns in Web Search // ACM Transactions on Information Systems.
2009. Vol. 27. № 4. Article 23.
51. Shannon C., Weaver W. The Mathematical Theory of
Communication. 1949. [Электронный ресурс] -
URL: http://raley.english.ucsb.edu/wp-content/Engl800/ Shannon-Weaver.pdf. / - Загл. с экрана (дата обращения 14.11.2019).
52. The Status and Scope of Health Communication // [Электронный
ресурс] Journal of Health Communication / Режим доступа:
https://www.researchgate.net/publication/12374144_The_Status_and_Scope_of_H ealth_Communication / - Загл. с экрана (дата обращения 12.12.2018).
53. Алешкевич Д. События в Северной Африке и на Ближнем Востоке в декабре 2010 - марте 2011 гг. через призму ведения информационной войны - URL: http://enews.md/articles/view/1191/(дата обращения: 28.01.2022).
54. «Алиса, домой! Как часто россияне используют геосервисы» // [Электронный ресурс] / Институт общественного мнения «Анкетолог». Режим доступа:https://iom.anketolog.ru/2020/02/12/geoservisy - Загл. с экрана (дата обращения 06.04.2022).
55. Варнавская Е. В. Сетевой медицинский дискурс в блогосфере: социолект и специфика онлайн общения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2019. - № 5 (май). - С. 206-216. - URL: http://e-koncept.ru/2019/195017.htm.
56. Долгова В. И., Мельник Е. В., Петрова Н. М. Феномен эмпатии в
психологических исследованиях // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 31.- С. 86-90.- URL:http://e-
koncept.ru/2015/95524.htm.
57. «Обратная связь» // [Электронный ресурс] / Пресс-служба. Всероссийский специализированный журнал. Режим доступа: http://www.press-service.ru/article/138/- Загл. с экрана (дата обращения 12.12.2018).
58. Пользование Интернетом // ВЦИОМ [Электронный ресурс]. URL: https://wciom.ru/news/ ratings/polzovanie_internetom/ (Дата посещения: 22.02.2020).
59. «Статистика социальных сети в России 2021» // [Электронный ресурс] / Сервис для комплексной работы с социальными сетями «LiveDune». Режим доступа:https://livedune.ru/blog/statistika socsetej v rossii - Загл. с экрана (дата обращения 07.04.2022).
60. ЯндексРадар [Электронный ресурс]. URL:
https://radar.yandex.ru/browsers(Дата посещения: 20.02.2022).