Продвижение программ центра дополнительного профессионального образования на рынке образовательных услуг (на примере Алтайского государственного университета)
Введение 3
ГЛАВА 1. СИСТЕМА КОММУНИКАЦИЙ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ 7
1.1 Коммуникация в сфере образования: общая характеристика, виды,
специфика
1.2 Система коммуникаций дополнительных образовательных услуг . 22
ГЛАВА 2. СИСТЕМА ПРОДВИЖЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 38
2.1 Анализ продвижения программ дополнительного
профессионального образования АлтГУ
2.2 Разработка стратегии продвижения программ дополнительного профессионального образования АлтГУ
Заключение 61
Список использованной литературы и источников 64
В процессе коммуникаций со всеми заинтересованными сторонами формируются конкурентные преимущества организации. В данной работе будет рассмотрено значение эффективного управления коммуникациями на примере образовательных учреждений. В последние годы тема конкуренции в сфере образовательных услуг становится все более актуальной, а факторы конкурентоспособности в этой области активно исследуются учеными различных направлений. Что касается продвижения образовательных услуг, то в научной литературе этой проблеме уделяется определенное внимание. Сейчас учебные заведения начали заниматься работой по формированию тактики и стратегии коммуникационной деятельности. Профессиональный и продуманный подход к средствам продвижения образовательных услуг к потребителю, формирование планов маркетинговой и коммуникационной деятельности, проведение маркетинговых исследований, эффективная организация рекламной деятельности - являются факторами и ресурсами успешного развития образовательной организации
В современном мире человеку необходимо постоянно адаптироваться к постоянно меняющимся условиям жизни, связанным с активным экономическим развитием. Чтобы быть востребованным специалистом и квалифицированным сотрудником, нужно постоянно обучаться и наращивать свои компетенции. Постоянные изменения условий рынка труда могут негативно сказываться на самоценности сотрудников, путать или пугать их, заставлять задумываться о своей роли в профессиональной сфере и переосмысливать эту роль. Если же человек на протяжении всей жизни обучается чему-то новому, то и глобальные перемены ему будут не страшны в виду гибкости мышления. Исходя из этого, возникает необходимость в дополнительном профессиональном образовании, с помощью которого можно не только удовлетворить потребности человека, но и потребности рынка, адаптироваться под новые условия.
Актуальность выпускной квалификационной работы определяется тем, что развития центра дополнительного профессионального образования может позитивно сказаться на развитии экономики и достижении необходимых государственных целей, а также сфера дополнительного образования может помочь в становлении личности и адаптации её профессионального пути, достижении карьерного роста. Стоит отметить, что для того, чтобы реализовать себя в новом направлении деятельности и получить новые навыки в более узких сферах, необходимо продолжать обучение на протяжении всей жизни. Программы ДПО как раз могут помочь в достижении этой цели и имеют большие перспективы в рамках развития страны.
В рамках постоянно изменяющихся экономических условий даже уверенно чувствующий себя специалист рано или поздно столкнется с необходимостью в повышении своей профессиональной квалификации несколько раз на протяжении всей жизни. Компетенции, которые получает работник, должны также постоянно меняться и обновляться, чтобы соответствовать условиям рынка труда. В условиях рыночной экономики государства возрастает необходимость постоянной оперативной переквалификации для создания новых профессий и кадров, которых раньше не было. Исходя из всего вышеперечисленного, можно сделать вывод о том, что продвижение программ дополнительного образования среди взрослого населения является актуальной задачей для получения квалифицированных и конкурентоспособных кадров.
Развитие программ центра дополнительного образования - приоритетное направление развития государственной экономики. Главной преградой для достижения данного процесса является недостаточная мотивация среди взрослого населения страны, а также непонимание необходимости повышения профессиональной квалификации.
Соответственно, чтобы донести необходимость программ дополнительного профессионального образования, нужно разработать грамотную стратегию продвижения центра дополнительного профессионального образования.
Методологическая база выпускной квалификационной работы включает в себя работы таких авторов как Абабков Ю.И., Брезе Ю.В., Волошина И.А., Галкина Е.А., Грязнов С.А., Колесник Е.А., Коновалова И.А., Лаптева Л.С., Пашкус Н.А., Серебренникова О. А.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы выступает центр дополнительного профессионального образования Института гуманитарных наук Алтайского государственного университета.
Предметом исследования выпускной квалификационной работы выступает продвижения программ дополнительного профессионального образования.
Целью исследования выпускной квалификационной работы является выявление востребованности программ дополнительного профессионального образования по основным направлениям подготовки в Алтайском государственном университете и разработать стратегию по продвижению программ дополнительного профессионального образования во внешней среде.
Исходя из данной цели выпускной квалификационной работы, можно выделить следующие задачи исследования:
1. Выявить особенности образовательных услуг как продукта для продвижения;
2. Изучить специфику маркетинга образовательных услуг;
3. Провести аналитику продвижения программ дополнительного профессионального образования;
4. Сформировать стратегию продвижения программ
дополнительного профессионального образования.
Теоретическая значимость данного исследования заключается в том, что изучаются особенности продвижения в сфере образования, выявляется специфика продвижения центров дополнительного профессионального образования, а также предлагается стратегия продвижения центра дополнительного профессионального образования Института гуманитарных наук Алтайского государственного университета.
Методы исследования, применяемые в данной работе: анализ отечественных и иностранных источников, дескриптивный метод, сравнение, синтез, анализ.
Структура работы обусловлена целью и задачами исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и источников.
В ходе данного исследования мы провели анализ конкурентов Центра непрерывного образования Института гуманитарных наук Алтайского государственного университета, из которого выявили, что ВУЗы Барнаула не занимаются продвижением программ дополнительного профессионального образования.
Помимо этого, проанализировав направления подготовки ИГН, АлтГТУ и РАНХиГС, мы выявили, что направления, предлагаемые для получения дополнительного профессионального образования Институтом гуманитарных наук Алтайского государственного университета, являются уникальными, современными и востребованными, а также не пересекаются с направлениями, которые предлагают ВУЗы-конкуренты.
Основываясь на этих данных, мы выделили следующие сильные стороны Центра непрерывного образования Института гуманитарных наук Алтайского государственного университета:
1) Современные направления: от IT до fashion-иллюстрации;
2) Возможность выбора той специализации, которая наиболее близка: центр предлагает более 40 направлений подготовки;
Также можно выделить следующие слабые стороны Центра непрерывного образования Института гуманитарных наук Алтайского государственного университета:
1) Отсутствие отдельного сайта Центра;
2) Отсутствие группы Центра в социальных сетях;
3) Отсутствие продвижения в сети Интернет в целом и в социальных сетях в частности.
Помимо этого, мы провели анализ целевой аудитории Центра непрерывного образования Института гуманитарных наук Алтайского государственного университета, в ходе которого выявили четыре основных сегмента аудитории:
1) Мамы, ведущие личный блог в социальных сетях;
2) Студенты гуманитарных направлений;
3) Собственники бизнеса;
4) Школьники (если программы ДПО предполагают возможность обучения лиц младше 18 лет).
В ходе анализа сегментов аудитории мы выявили их поводы к покупке образовательной услуги, скрытые мотивы от получения услуги, возможные возражения, особенности поведения и интересов и социально-демографические характеристики. На данные сегменты аудитории можно опираться при создании рекламной кампании Центра непрерывного образования Института гуманитарных наук Алтайского государственного университета.
Основываясь на этих данных, наиболее востребованными и актуальными способами продвижения, исходя из специфики организации и её целевой аудитории, мы выбрали создание полноценного сайта организации и её представленность в социальных сетях.
В ходе данной выпускной квалификационной работы мы разработали структуру для сайта, который на данный момент находится в разработке. Преимуществами предложенной нами структуры можно назвать наличие актуальной информации по всем возникающим вопросам потенциальных клиентов.
Помимо этого, мы предлагаем использовать социальную сеть ВКонтакте для постоянной коммуникации с аудиторией. В рамках данной выпускной квалификационной работы нами была разработана обложка для группы, её описание, контент-план для ведения социальной сети на месяц работы, а также визуальные решения по оформлению публикаций и сторис в социальной сети.
Также еще одним актуальным способом продвижения услуг Центра непрерывного образования Института гуманитарных наук Алтайского государственного университета мы выделили использование контекстной и таргетированной рекламы. С помощью контекстной рекламы мы можем выстроить коммуникацию с той частью аудитории, которая уже заинтересована в получении актуальных компетенций. С помощью таргетированной рекламы мы можем настроить взаимодействие с сегментами аудитории, которые могут заинтересоваться предложенными Центром непрерывного образования Института гуманитарных наук Алтайского государственного университета образовательными услугами.
1. Абабков Юрий Николаевич, Павлова Галина Анатольевна
Маркетинговые коммуникации образовательного учреждения // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2010. №4 (6) . URL: https://cyberleninka.ru/article/n/marketingovye-kommunikatsii-
obrazovatelnogo-uchrezhdeniya (дата обращения: 06.04.2022).
2. Абабкова М.Ю., Васильева О.О. Концепция маркетинга
инноваций в высшем образовании // ТДР. 2016. №6. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptsiya-marketinga-innovatsiy-v-vysshem- obrazovanii(дата обращения: 06.04.2022).
3. Атаева Таибат Амирахмедовна Маркетинг и реклама в сфере
образования // Вопросы структуризации экономики. 2012. №1. URL:
https://cyberleninka.rU/article/n/marketing-i-reklama-v-sfere-obrazovaniya(дата обращения: 06.04.2022).
4. Афанасьев К. С. Система маркетинговых коммуникаций в сфере
образования как основа управления знаниями // Царскосельские чтения. 2016. №XX. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sistema-marketingovyh-
kommunikatsiy-v-sfere-obrazovaniya-kak-osnova-upravleniya-znaniyami (дата обращения: 06.04.2022).
5. Баженов Сергей Витальевич, Баженова Елена Юрьевна Массовое онлайн-образование и национальная безопасность России // Гуманизация образования. 2015. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/massovoe-onlayn- obrazovanie-i-natsionalnaya-bezopasnost-rossii(дата обращения: 06.04.2022).
6. Баженова Валентина Семеновна Система дополнительного
профессионального образования // Высшее образование в России. 2012. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sistema-dopolnitelnogo-professionalnogo-
obrazovaniya-1 (дата обращения: 06.04.2022).
7. Баранов Марк Анатольевич, Леденцова Екатерина Алексеевна Маркетинговые коммуникации в продвижении дополнительных
образовательных услуг // Контентус. 2014. №7 (24). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/marketingovye-kommunikatsii-v-prodvizhenii- dopolnitelnyh-obrazovatelnyh-uslug(дата обращения: 06.04.2022).
8. Богомолова Н.Н. Маркетинговые коммуникации образовательной
услуги в системе непрерывного профессионального образования «Колледж- вуз» // Гуманизация образования. 2012. №1. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/marketingovye-kommunikatsii-obrazovatelnoy- uslugi-v-sisteme-nepreryvnogo-professionalnogo-obrazovaniya-kolledzh-vuz(дата обращения: 06.04.2022).
9. Брезе Юлия Владимировна Исследование предложения и специфики продвижения организаций на рынке дополнительного профессионального образования // Вестник АГТУ. Серия: Экономика. 2012. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-predlozheniya-i-spetsifiki- prodvizheniya-organizatsiy-na-rynke-dopolnitelnogo-professionalnogo- obrazovaniya(дата обращения: 06.04.2022).
10. Васильева И.А. СТРАТЕГИИ И ТАКТИКИ ПРОДВИЖЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ БЮДЖЕТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // PRРИМРА. 2021. №24. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/strategii-i-taktiki-prodvizheniya-gosudarstvennyh- byudzhetnyh-organizatsiy-dopolnitelnogo-obrazovaniya(дата обращения: 06.04.2022).
11. Веберова Ирина Игоревна Исследование рынка потребителей как основа позиционирования и продвижения программы дополнительного профессионального образования // Доклады ТУСУР. 2010. №1 -2 (21). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-rynka-potrebiteley-kak-osnova- pozitsionirovaniya-i-prodvizheniya-programmy-dopolnitelnogo-professionalnogo(дата обращения: 06.04.2022).
12. Волошина Ирина Анатольевна, Котлярова Ирина Олеговна,
Тягунова Юлия Владимировна Маркетинг в дополнительном образовании // Высшее образование в России. 2010. №12. URL:
https://cyberleninka.rU/article/n/marketing-v-dopolnitelnom-obrazovanii (дата
обращения: 06.04.2022).
13. Гагарина С.Н., Садовникова А.С. ПРОДВИЖЕНИЕ УСЛУГ В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ // Экономика и бизнес: теория и практика. 2021. №6-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/prodvizhenie-uslug- v-sfere-vysshego-obrazovaniya(дата обращения: 06.04.2022).
14. Галеева Р. Б. Маркетинг в образовании // КПЖ. 2005. №5. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/marketing-v-obrazovanii(дата обращения: 06.04.2022).
15. Галкина Е.А. Анализ инструментов продвижения в сфере дополнительного онлайн-образования // Экономика и бизнес: теория и практика. 2020. №5-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-instrumentov- prodvizheniya-v-sfere-dopolnitelnogo-onlayn-obrazovaniya-1(дата обращения: 06.04.2022).
16. Геращенко Людмила Андреевна, Иноземцева Екатерина
ОСОБЕННОСТИ И СЛОЖНОСТИ СОЗДАНИЯ САЙТОВ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЦЕНТРОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ // Интерактивная наука. 2020. №4 (50). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-i-slozhnosti-sozdaniya-saytov- obrazovatelnyh-tsentrov-povysheniya-kvalifikatsii(дата обращения: 06.04.2022).
17. Гриненко Светлана Викторовна Разработка системы
маркетинговых коммуникаций на рынке труда выпускников системы профессионального образования // Университетское управление: практика и анализ. 2012. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razrabotka-sistemy-
marketingovyh-kommunikatsiy-na-rynke-truda-vypusknikov-sistemy- professionalnogo-obrazovaniya (дата обращения: 06.04.2022).
18. Грязнов С.А. МЕТОДЫ РЕКЛАМЫ НА РЫНКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2021. №12-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metody- reklamy-na-rynke-obrazovatelnyh-uslug(дата обращения: 06.04.2022).
19. Даньшина С.А. Инновации в дополнительном профессиональном
образовании // Преподаватель ХХ! век. 2010. №3. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsii-v-dopolnitelnom-professionalnom- obrazovanii(дата обращения: 06.04.2022).
20. Денисенко Игорь Анатольевич Особенности и тенденции
продвижения дополнительных профессиональных образовательных услуг // Сервис +. 2019. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-i-
tendentsii-prodvizheniya-dopolnitelnyh-professionalnyh-obrazovatelnyh-uslug (дата обращения: 06.04.2022).
21. Дополнительное профессиональное образование // Вестник ЮУрГУ. Серия: Образование. Педагогические науки. 2010. №3 (179). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dopolnitelnoe-professionalnoe-obrazovanie(дата обращения: 06.04.2022).
22. Ермолаева А.Н. Социальная реклама как направление PR
деятельности администрации муниципальных образований // Инновационная наука. 2016. №4-5 (16). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnaya-
reklama-kak-napravlenie-pr-deyatelnosti-administratsii-munitsipalnyh- obrazovaniy (дата обращения: 06.04.2022).
23. Жарская Ирина Александровна Система маркетинговых
коммуникаций учреждения высшего образования: сочетание «Классических» и «Цифровых» инструментов // БИ. 2019. №12 (503). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/sistema-marketingovyh-kommunikatsiy- uchrezhdeniya-vysshego-obrazovaniya-sochetanie-klassicheskih-i-tsifrovyh- instrumentov(дата обращения: 06.04.2022).
24. Завалько Наталья Александровна Коммуникационный процесс с
точки зрения маркетинговых коммуникаций образовательных услуг // КЭ. 2012. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kommunikatsionnyy-protsess-s- tochki-zreniya-marketingovyh-kommunikatsiy-obrazovatelnyh-uslug (дата
обращения: 06.04.2022).
25. Изотова Лидия Евгеньевна Уровни дополнительного профессионального образования // Ученые записки университета Лесгафта. 2018. №12 (166). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/urovni-dopolnitelnogo- professionalnogo-obrazovaniya(дата обращения: 06.04.2022).
26. Ионова М. А. Формирование маркетинговой стратегии по
продвижению образовательного продукта на рынок туристского образования // Сервис в России и за рубежом. 2008. №2. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-marketingovoy-strategii-po- prodvizheniyu-obrazovatelnogo-produkta-na-rynok-turistskogo-obrazovaniya(дата обращения: 06.04.2022).
27. Колесник Елена Андреевна Маркетинг высшего образования: тенденции развития // Здоровье и образование в XXI веке. 2016. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/marketing-vysshego-obrazovaniya-tendentsii- razvitiya(дата обращения: 06.04.2022).
28. Коновалова Ирина Александровна, Газаева Фатима Мухамедовна
Развитие маркетинга в сфере образования // Экономика и современный менеджмент: теория и практика. 2013. №31. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-marketinga-v-sfere-obrazovaniya(дата обращения: 06.04.2022).
29. Краснопольская Марина Юрьевна ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА
ПРОЦЕСС РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ //
Педагогическая перспектива. 2022. №1 (5). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/faktory-vliyayuschie-na-protsess-razvitiya- professionalnoy-kompetentnosti-prepodavatelya-dopolnitelnogo-obrazovaniya(дата обращения: 06.04.2022).
30. Лаптева Л.С., Цветкова Г.С. АНАЛИЗ ИНТЕГРИРОВАННЫХ
МАРКЕТИНГОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ УЧРЕЖДЕНИЯ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Вестник магистратуры. 2017. №1¬4 (64). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-integrirovannyh- marketingovyh-kommunikatsiy-uchrezhdeniya-dopolnitelnogo-obrazovaniya (дата обращения: 06.04.2022).
31. Матюхина Татьяна Васильевна Методические особенности
оценки эффективности маркетинговых коммуникаций учреждений сферы образования // Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса. 2011. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodicheskie-osobennosti-otsenki-effektivnosti- marketingovyh-kommunikatsiy-uchrezhdeniy-sfery-obrazovaniya (дата
обращения: 06.04.2022).
32. Нарижная Надежда Вячеславовна МАРКЕТИНГ В СФЕРЕ
ОБРАЗОВАНИЯ // Инновации в науке. 2016. №4-2 (53). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/marketing-v-sfere-obrazovaniya-1 (дата
обращения: 06.04.2022).
33. Пахомов А., Иванов В. Дополнительное профессиональное
образование в вузе // Высшее образование в России. 2004. №8. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/dopolnitelnoe-professionalnoe-obrazovanie-v-vuze(дата обращения: 06.04.2022).
34. Пашкус Наталия Анатольевна, Старобинская Надежда
Михайловна, Бончукова Дарья Анатольевна Инновации в вузах: от продвижения до стратегии инновационного развития // Universum: Вестник Герценовского университета. 2012. №3. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsii-v-vuzah-ot-prodvizheniya-do-strategii- innovatsionnogo-razvitiya(дата обращения: 06.04.2022).
35. Петрова Т. А. Связи с общественностью как инструмент
взаимодействия образовательного учреждения и работодателя // МНКО. 2012. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/svyazi-s-obschestvennostyu-kak-
instrument-vzaimodeystviya-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-i-rabotodatelya (дата обращения: 06.04.2022).
36. Родина Анастасия Артуровна, Куликова Елена Сергеевна SMM
КАК ПЛОЩАДКА ДЛЯ БИЗНЕСА // Международный журнал прикладных наук и технологий «Integral». 2020. №5. URL:
https://cyberleninka.rU/article/n/smm-kak-ploschadka-dlya-biznesa (дата
обращения: 06.04.2022).
37. Серебренникова Ольга Андреевна ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ
ИНСТРУМЕНТОВ ИНТЕРНЕТ ПРОДВИЖЕНИЯ И РЕКЛАМНЫХ КАНАЛОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В ИНТЕРНЕТ СРЕДЕ // Скиф. 2021. №5 (57). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-effektivnosti-
instrUmentov-internet-prodvizheniya-i-reklamnyh-kanalov-obrazovatelnyh-UslUg- v-internet-srede (дата обращения: 06.04.2022).
38. Силаева В. В. Организация маркетинговой деятельности в системе
высшего образования // Вестник БГУ. 2011. №3. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-marketingovoy-deyatelnosti-v- sisteme-vysshego-obrazovaniya(дата обращения: 06.04.2022).
39. Смехнова Г. П. Реклама в маркетинге образования //
Царскосельские чтения. 2010. №XIV. URL:
https://cyberleninka.rU/article/n/reklama-v-marketinge-obrazovaniya (дата
обращения: 06.04.2022).
40. Смирнова Жанна Венедиктовна, Ваганова Ольга Игоревна,
Иляшенко Любовь Киряловна Теоретические основы продвижения услуг учреждений дополнительного образования // Управление образованием: теория и практика. 2019. №1 (33). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-osnovy-prodvizheniya-uslug- uchrezhdeniy-dopolnitelnogo-obrazovaniya(дата обращения: 06.04.2022).
41. Смотрова Людмила Фёдоровна Реклама, маркетинг и менеджмент:
взаимосвязь предметов и знаний // ОНВ. 2013. №1 (115). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/reklama-marketing-i-menedzhment-vzaimosvyaz- predmetov-i-znaniy(дата обращения: 06.04.2022).
42. Соколова Дарья Валерьевна СТРАТЕГИИ ДИСТРИБУЦИИ НОВОСТНОГО КОНТЕНТА В МЕССЕНДЖЕРЕ TELEGRAM // Меди@льманах. 2020. №4 (99). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/strategii- distributsii-novostnogo-kontenta-v-messendzhere-telegram (дата обращения: 06.04.2022).
43. Солопенко Алена Олеговна, Плужникова Ирина Ивановна Маркетинг в сфере образования // Вопросы науки и образования. 2019. №1 (42). URL: https://cyberleninka.rU/article/n/marketing-v-sfere-obrazovaniya(дата обращения: 06.04.2022).
44. Старков Ф., Умрихин В. Система дополнительного
профессионального образования // Высшее образование в России. 2005. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sistema-dopolnitelnogo-professionalnogo-
obrazovaniya (дата обращения: 06.04.2022).
45. Султалиева З. М. Маркетинговые коммуникации в системе
высшего профессионального образования // Вопросы структуризации экономики. 2010. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/marketingovye-
kommunikatsii-v-sisteme-vysshego-professionalnogo-obrazovaniya (дата
обращения: 06.04.2022).
46. Танцев А.А. Маркетинг в профессиональном образовании //
Образование. Карьера. Общество. 2012. №1 (33). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/marketing-v-professionalnom-obrazovanii(дата обращения: 06.04.2022).
47. Тимохович Александра Николаевна Особенности маркетинговых
коммуникаций в сфере образования // Социология. 2010. №2. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-marketingovyh-kommunikatsiy-v- sfere-obrazovaniya(дата обращения: 06.04.2022).
48. Топилина Ирина Ивановна Маркетинг образования в условиях
экономики знаний // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. 2010. №2с. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/marketing-obrazovaniya-v-
usloviyah-ekonomiki-znaniy (дата обращения: 06.04.2022).
49. Трифонова О. К. PR И РЕКЛАМА В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ: НОВЫЕ ТРЕНДЫ // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. 2019. №.
URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pri-reklama-v-sfere-obrazovaniya-novye-
trendy (дата обращения: 06.04.2022).
50. Урал Рамазанович Мусин, Ильмир Вилович Нусратуллин, Ирина
Рудольфовна Кандаурова Управление продвижением муниципального образования // Московский экономический журнал. 2019. №1. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/upravlenie-prodvizheniem-munitsipalnogo- obrazovaniya(дата обращения: 06.04.2022).
51. Фролов А. Г., Гаврилов А. В. Маркетинг образовательных услуг в
сфере дистанционного обучения преподавателей высшей школы // ОТО. 2006. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/marketing-obrazovatelnyh-uslug-v-
sfere-distantsionnogo-obucheniya-prepodavateley-vysshey-shkoly (дата
обращения: 06.04.2022).
52. Хурумова Т. Г. Особенности маркетинга в сфере высшего
образования // Пространство экономики. 2013. №3-3. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-marketinga-v-sfere-vysshego- obrazovaniya(дата обращения: 06.04.2022).
53. Царегородцев Е.И. Реклама в сфере образования // Статистика и
экономика. 2004. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/reklama-v-sfere-
obrazovaniya (дата обращения: 06.04.2022).
54. Цой Марина Евгеньевна, Иванова Анна Андреевна, Нагайцев
Алексей Леонидович Анализ инструментов продвижения в сфере дополнительного онлайн образования // Российское предпринимательство. 2017. №21. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-instrumentov-
prodvizheniya-v-sfere-dopolnitelnogo-onlayn-obrazovaniya (дата обращения: 06.04.2022).
55. Часовская Людмила Александровна, Курносова Ольга Борисовна ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИОННЫЕ СТРАТЕГИИ ПРОДВИЖЕНИЯ БРЕНДА МАССМЕДИА // Столыпинский вестник. 2020. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/internet-kommunikatsionnye-strategii- prodvizheniya-brenda-massmedia(дата обращения: 06.04.2022).
56. Чугунова Александра Сергеевна Некоммерческий маркетинг в
образовании // Вестник УлГТУ. 2018. №2 (82). URL:
https://cyberleninka.rU/article/n/nekommercheskiy-marketing-v-obrazovanii(дата обращения: 06.04.2022).
57. Шемякин А. С. Выбор оптимальной стратегии продвижения
образовательной услуги // Труды Кольского научного центра РАН. 2010. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vybor-optimalnoy-strategii-prodvizheniya-
obrazovatelnoy-uslugi (дата обращения: 06.04.2022).
58. Шталь Татьяна Валерьевна, Дмитриев Георгий Богданович SMM как современные технологии маркетинга // БИ. 2019. №12 (503). URL: https://cyberleninka.rU/article/n/smm-kak-sovremennye-tehnologii-marketinga(дата обращения: 06.04.2022).
59. Шумакова Елена Артемьевна Особенности SMM-продвижения
научно-образовательных проектов // Медиасреда. 2017. №12. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-smm-prodvizheniya-nauchno- obrazovatelnyh-proektov(дата обращения: 06.04.2022).
60. Яковлев Лев Сергеевич, Рангелова Цветелина Стефанова
Перспективы креативной рекламы в системе высшего образования
(компаративный анализ на примере России и Болгарии) // Вестник ПАГС. 2016. №4 (55). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/perspektivy-kreativnoy-
reklamy-v-sisteme-vysshego-obrazovaniya-komparativnyy-analiz-na-primere- rossii-i-bolgarii (дата обращения: 06.04.2022).