Введение 3
Глава 1. Теоретические основы репортажной фотографии 6
1.1 Информационное сопровождение проектов 6
1.2. Специфика фоторепортажа 12
1.3. Инструменты воздействия в современных репортажах 20
Глава 2. Фоторепортаж в медиапространстве Алтайского края 29
2.1. Анализ фоторепортажей новостных порталов «Алтапресс»,
«ТОЛК» и «Амител» 29
2.2. Глубинное интервью специалиста фоторепортажа 45
2.3. Требования к фотосопровождению мероприятий для специалистов
«Амитела» 46
2.4. Апробация выработанных рекомендаций в авторских
фоторепортажах для издания «Амител» 48
Заключение 67
Библиографический список 70
Приложение 1 75
Приложение 2 79
Приложение 3 80
Приложение 4 82
Приложение 5
Информационное сопровождение событий актуально для многих областей коммуникационного пространства. За последние десятилетия в связи увеличением субъектов коммуникации (активной роли не только СМИ, но и организаций как трансляторов информации) качественное информационное сопровождение приобретает все большую значимость, так как позволяет отдельным событиям и компаниям быть заметными для аудитории. Значимую роль в этом процессе играет фотография, такой способ информационного сопровождения наиболее эффективен в формировании представлений аудитории. Человек быстрее всего считывает информацию именно с фотографии, воспринимает взгляд фотокорреспондента на происходящее.
Фоторепортаж является одним из главных видов информационного сопровождения. Он помогает решить задачи СМИ и PR, поскольку в СМИ фотография помогает с новой стороны взглянуть на событие и показать его с разных ракурсов, а в PR фотография помогает повысить лояльность аудитории, к примеру, тем, что фотография показывает объективную реальность без преувеличения и целевая аудитория продвигаемого бренда верит тому, что изображено на фото.
Роль фотографии в освещении событий рассматривали такие авторы как И.М. Дзялошинский, Е.А. Абрамкова, В.Д. Пак, О.Л. Лаврик, В.Н. Куницына, Сонтаг С., Ганюшин А.А., Голуб В.А., Таран А..
Фоторепортаж как жанр рассматривали в своих работах И.Д. Бальтерманц, Л.А. Ковалева, А.В. Колесниченко, Н.И. Ворон, В.М. Березин А. Оводов, Шимолин В.И., Беленький А., Гуртовая Е.А., Кадыкова М..
Специфике построения событийной фотографии посвящены работы таких авторов: С.И. Симакова, Доренский Л.М., Дыко Л., Каримова О., Лаврентьев А.Н., Морозов С., Розов Г.Д., Панферов Ю., Запольская А.Б., Кранк Э.О., Шишканова Е.А.. А также рассмотрены фоторепортажи следующих фотографов: Кривин С., Земляниченко А., Семин В., Груер Г.
Также методологическая база дипломной работы была подкреплена следующими книгами: «Литературная энциклопедия терминов и понятий» авторства А.Н. Николюткина, «Социально-коммуникационные технологии: сегодня и завтра» авторства Д. П. Г авра, «Управление проектом» Ф. Бэгьюли и «Психология коммуникации» О.А. Гулевич.
Объектом настоящего исследования является фоторепортаж, выстроенный по законам жанра.
Предмет исследования - принципы построения фоторепортажей на ведущих медиаплощадках региона.
Основная цель исследования - рассмотреть принципы использования фотографии в информационном сопровождении мероприятий на медиаплощадках Алтайского края.
Данная цель определила постановку следующих задач исследования:
• Изучить основы информационного сопровождения;
• Рассмотреть специфику фоторепортажа как жанра;
• Выявить инструменты воздействия в современных репортажах;
• Проанализировать фоторепортажи на медиаплощадках региона;
• Провести глубинное интервью с фотокорреспондентом для выявления специфики работы;
• Разработать список рекомендаций для осуществления успешного фоторепортажа;
• Рассмотреть собственные фоторепортажи с точки зрения выделенных рекомендаций.
В процессе исследования использовались такие методы, как: теоретический (такой как анализ литературных источников и синтез) и эмпирические (такие как интервью, контент-анализ, сравнительный анализ).
Практическая значимость данного исследования определяется тем, что разработанные в ходе исследования рекомендации по созданию качественного фоторепортажа, который поможет успешно воздействовать на аудиторию, могут быть использованы различными медийными площадками для организации работы и выстраивании требований к исполнителям этого вида деятельности в редакции.
Результаты исследования прошли апробацию на следующих научных конференциях: XII городская научно-практическая конференция молодых ученых «Молодежь - Барнаулу» 9 ноября 2021 года; фестиваль рекламы, PR и медиа на Алтае на секции «Медиа, реклама и PR в изменяющемся мире» 21 апреля 2022 года.
Структура работы обусловлена целью и задачами исследования. Выпускная квалифицированная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и источников, состоящего из 51 единицы, и приложений.
Информационное сопровождение является обязательным компонентом для всех сфер нашей жизни. Под данным термином мы понимаем не только сопровождение новостных жанров, но и эффективный вариант в продвижении продукта или услуги.
Информационное сопровождение актуально на протяжении долгих десятилетий и с каждым днем больше приобретает популярность.
В рамках настоящего исследования можно сделать вывод, что фотография стоит не на одном из важных мест, а на первом месте по созданию положительного образа организации. Фотография всегда объективна и человек моментально верит увиденному на фотографии и не смеет усомниться в этом.
Репортаж - это обширный и сложный процесс, который наделен рядом правил, которые мы выделили путем анализа большого количества трудов репортеров. Фотография - это главный инструмент в информационном сопровождении.
Фоторепортаж имеет огромный ряд тонкостей, которые мы выделили в дипломной работе. Соблюдая данные правила, фотокорреспондент создает обширный фоторепортаж с разными ракурсами и деталями, который помогает аудитории прочувствовать атмосферу мероприятия без физического присутствия на нем.
На основе анализа трудов популярных фотожурналистов выделены следующие рекомендации:
1. Действия на площадке. Важно не только видеть поставленный кадр и правильно обращаться с фотоаппаратом, но и правильно вести себя на событии. Нельзя ничего не упускать, предугадывать момент и присутствовать на мероприятии с начала до конца;
2. Наглядность. Фотограф показывает объективную картинку. В фоторепортаже невозможно соврать. На снимке сразу видно объект, которому свойственны данному объекту;
3. Технические условия. Техника также играет большую роль в совершении успешного фоторепортажа. Важно правильно работать с фокусом, иметь удобное управление. Работать с теле-объективом и светосильным объективом поможет сделать фоторепортаж более качественным;
4. Детальность. Детальная и предметная съемка помогают фоторепортажу стать более разнообразным в глазах аудитории.
Также мы выделили ряд рекомендаций, который помогут лучше воздействовать на аудиторию для повышения лояльности к организации:
1. Эмоциональность. Эмоции присутствующих на мероприятии людей помогут аудитории, которая смотрит в интернете фоторепортаж, прочувствовать атмосферу события;
2. Масштабность. Если показать аудитории большое количество человек на фотографии с репортажа мероприятия, то она может сделать вывод, что данная организация или мероприятие интересно жителям их города и будут более лояльны к ней;
3. Документальность. Почти в каждом мероприятии можно проследить сюжет, поэтому очень важно отразить это в фоторепортаже;
4. Разнообразие поколений. Если в фоторепортаже видно, что на событие пришли люди разных возрастов, то аудитория может сделать вывод, что на это событие может понравиться любому;
5. Ракурсы и планы. Данные приемы в фотографии помогут разнообразить фоторепортаж и избежать однотипности фотографий.
Проведя анализ региональных медиаплощадок, мы сделали вывод, что фотокорреспонденты в Алтайском крае далеко не всегда пытаются соответствовать тем правилам, которые необходимо выполнять для того, чтобы фоторепортаж был успешным и в наилучшем образе влиял на человека.
При проведении глубинного интервью и просмотра ряда должностных обязанностей для фотокорреспондента ИА «Амител» мы выявили ряд дополнительных правил для фотокорреспондента, чтобы сделать репортаж более целостным:
1. Стараться предугадать момент, чтобы успеть его запечатлеть;
2. Необходимо присутствовать от начала и до конца мероприятия, чтобы ничего не пропустить. Иногда даже можно прийти на мероприятие заранее, чтобы сфотографировать закулисье.
На основе выделенных нами рекомендаций мы совершили апробацию собственных фоторепортажей для подтверждения важности этих правил. Результатом стало то, что с получением опыта в репортажной съемке можно успешно выполнить данные рекомендации для того, чтобы читателю было интересно наблюдать за ходом событий, которые показаны в фоторепортаже и чтобы он захотел присутствовать на событии в следующий раз.
Результатом нашего исследования стал список вышеперечисленных рекомендаций. Анализ фоторепортажей региональных средств массовой информации показал, что региональные СМИ далеко не всегда соблюдают требования, которые делают фоторепортаж успешным.
Также в ходе текущего исследования была проведена собственная попытка соответствовать требованиям. Было выполнено четыре фоторепортажа («Крестный ход», «Открытие планетария», «Чемпионат по бодибилдингу» и «Цветение маральника») по заказу ИА «Амител», проведен самоанализ, отражающий повышение качества фоторепортажа в результате следования сформулированным требованиям.
В перспективе мы планируем расширить направление репортажной фотографии Алтайского края на фоторепортажи других более крупных регионов и таким образом сравнить их прогресс с нашим и постепенно пополнять список рекомендаций для фотокорреспондента.
1. Бальтерманц, И.Д. Специфика содержания и формы фотожурналистики [Текст] / И.Д. Бальтерманц. - Москва : МГУ, 1981. - 64 с.
2. Березин, В.М. Фотожурналистика [Текст] / В.М. Березин. - Москва : Издательство Российского университета дружбы народов, 2016. - 226 с.
3. Бэгьюли, Ф. Управление проектом [Текст]/ Ф. Бэгьюли: пер. с англ. - Москва: Гранд ФАИР-ПРЕСС, 2002. - 202 с.
4. Ворон, Н.И. Жанры фотожурналистики [Текст] / Н.И. Ворон. - Москва : Факультет журналистики МГУ, 2012. - 145 с.
5. Гавра, Д.П. Социально-коммуникативные технологии: сегодня и завтра [Текст] / Д.П. Гавра. - Санкт-Петербург : СПбГУ, 2003. - 22 с.
6. Гулевич, О.А. Психология коммуникации [Текст]/ О.А. Гулевич. - Москва: Московский Психолого-социологический институт, 2007. - 384 с.
7. Доренский, Л.М. Том 27. Динамичность фотокадра [Текст]/Л.М. Доренский. - Москва: Искусство, 2005. - 180 с.
8. Дыко, Л. Фотография, ее техника и искусство [Текст]/ Л. Дыко, Е. Иофис. - Москва: Искусство, 1990. - 496 с.
9. Дыко, Л.П. Основы композиции в фотографии [Текст]/ Л.П. Дыко. - Москва: Высшая школа, 1998. - 132 с.
10. Каримова, О. Основы фотографии [Текст]/ О. Каримова. - Москва: Самоиздат, 2011. - 188 с.
11. Колесниченко, А.В. Настольная книга журналиста [Текст] / А.В. Колесниченко. - Москва : Аспект Пресс, 2013. - 334 с.
12. Куличкина, Г.В. Технологические основы социально-культурной деятельности. Масс-медиа [Текст] / Г.В. Куличкина. - 2-е изд. - Москва : Юрайт, 2019. - 197 с.
13. Куницына, В.Н. Межличностное общение [Текст]/ В.Н. Куницына, Н.В. Казаринова, В.М. Поголыпа. - Санкт-Петербург: Питер, 2001. - 383 с.
14. Лаврентьев, А.Н. Ракурсы Родченко [Текст]/ А.Н. Лаврентьев. - Москва: Искусство, 1992. - 222 с.
15. Морозов, С. Композиция в фоторепортаже [Текст] / С. Морозов. - Москва: Фотохроника ТАСС, 1941. - 92 с.
16. Николюткин, А.Н. Литературная энциклопедия терминов и понятий [Текст]/ А.Н. Николюткин. - Москва : Российская академия наук, 2001. - 799 с.
17. Панферов, Ю. Фоторетушь [Текст]/ Ю. Панферов. - Москва: Легпромбытиздат, 1990. - 192 с.
18. Розов, Г.Д. Как снимать: искусство фотографии [Текст]/ Г.Д. Розов. - Москва: АСТ: Астрель, 2011. - 416 с.
19. Симакова, С.И. Тенденции визуализации журналистского контента в современных СМИ [Текст] / С.И. Симакова - Вестник Северо-Осетинского государственного университета, 2015. - 220 с.
20. Сонтаг, С. О фотографии [Текст]/ С. Сонтаг. - Москва: Ад Маргинем Пресс, 2014. - 272 с.
21.Чапник, Г. Правда не нуждается в союзниках. Фотожурналистика изнутри [Текст]/ Г. Чапник ; пер. В. Шрага. - Санкт-Петербург : Клаудберри, 2016. - 456 с.
22. Шимолин, В.И. Основы фотожурналистики: учебно-методический комплекс [Текст]/В.И. Шимолин. - Минск: БГУ, 2009. - 263 с.
23. Абрамкова, Е.А. Специфика создания социального фоторепортажа для интернет-изданий [Электронный ресурс] / Е.А. Абрамкова// Медиасреда. -URL:https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/spetsifika-sozdaniya-sotsialnogo-fotoreportazha-dlya-internet-izdaniy(дата обращения: 02.01.2022).
24. Беленький, А. Учимся снимать репортаж [Электронный ресурс]/А.
Беленький// PRORHOTOS. - URL:https:ZZprophotos.ruZlessonsZ7831-s-emka-reportazha(дата обращения: 15.04.2022)
25. Ваганов, А. Репортажная съемка [Электронный ресурс] / А. Ваганов // Canon. - URL:https: ZZmycanon. canon.ruZartworkshopZlearningZdetailsZ92(дата обращения: 15.01.2022)
26. Ганюшин, А.А. Перспективы развития визуальной коммуникации средствами цифровой фотографии [Электронный ресурс]/А.А. Ганюшин// Знание. Понимание. Умение. - URL:
https:ZZcyberleninka.ruZarticleZn/perspektivy-razvitiya-vizualnoy-kommunikatsii-sredstvami-tsifrovoy-fotografii(дата обращения: 13.05.2022)
27. Голуб, В.А. Проблемы современной фотожурналистики в контексте прогресса цифровых фотографических технологий [Электронный ресурс]/ В.А. Голуб// Вестник ТГУ. Филология. - URL:
https:ZZcyberleninka.ruZarticleZn/problemy-sovremennoy-fotozhurnalistiki-v-kontekste-progressa-tsifrovyh-fotograficheskih-tehnologiy(дата обращения: 6.10.2021)
28. Гуртовая, Е.А. Жанровые трансформации цифровой фотожурналистики [Электронный ресурс]/ Е.А. Гуртовая// Труды БГТУ. - URL: https://cyberleninka.ru/articleZn/zhanrovye-transformatsii-tsifrovoy-fotozhurnalistiki(дата обращения: 1.02.2022)
29. Гусева, И.Е. Трансформация репортажного фото в рамках современных коммуникаций [Электронный ресурс] /И.Е. Гусева // образование и культура - URL:https :ZZcyberleninka. ru/article/n/transformatsiya-reportazhnogo-foto-v-ramkah-sovremennyh-kommunikatsiy(дата обращения: 15.03.2022)
30. Дзялошинский, И.М. От информационного сопровождения к информационному партнерству [Электронный ресурс] / И.М. Дзялошинский, М.И. Дзялошинская // Вопросы теории и практики журналистики. - URL:https://cyberleninka.ru/articleZn/ot-informatsionnogo-soprovozhdeniya-k-informatsionnomu-partnerstvu(дата обращения: 07.04.2022)
31. Запольская, А.Б. Производство новостной фотографии: аналитические ресурс социальных наук [Электронный ресурс]/А.Б. Запольская//Вестник СамГУ. - URL: https://cyberleninka.ru/articleZn/proizvodstvo-novostnoy-fotografii-analiticheskie-resursy-sotsialnyh-nauk(дата обращения: 30.12.2021)
32.Захаров, С.В. Тенденции и проблематика фотоиллюстрирования местных периодических изданий [Электронный ресурс]/ С.В. Захаров// Журналистский ежегодник. - URL: https://cyberleninka.ru/articleZn/tendentsii-i-problematika-fotoillyustrirovaniya-mestnyh-periodicheskih-izdaniy(дата обращения: 5.01.2022)
33. Информационное сопровождение [Электронный ресурс] // Комус. - URL:https: //www.komus-contact.ru/info/informatsionnoe-soprovozhdenie.php(дата обращения: 21.01.2022)
34. Кадыкова, М. Репортаж как жанр фотожурналистики: как снимать [Электронный ресурс]/ М. Кадыкова// PROPHOTOS. - URL: https://prophotos.ruZlessons/3094-reportazh(дата обращения: 26.04.2022)
35. Ковалева Л.А. Роль жанра «фоторепортаж» в новой медиакоммуникационной среде[Электронный ресурс] /Л.А. Ковалева// Знак: проблемное поле медиаобразования. - URL: https://cyberleninka.ru/articleZn/rol-zhanra-fotoreportazh-v-novoy-mediakommunikatsionnoy-srede(дата обращения: 16.02.2022)
36. Ковалева, Л.А. Место и роль фотоизображений в современных методах передачи информации [Электронный ресурс] /Л.А. Ковалева//Знак: проблемное поле медиаобразования. - URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/mesto-i-rol-fotoizobrazheniy-v-sovremennyh-metodah-peredachi-informatsii(дата обращения: 24.11.2021)
37. Коньков, В.И. Изображение и образ в медийной среде [Электронный
ресурс]/ В. И. Коньков// Медиасреда. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/izobrazhenie-i-obraz-v-mediynoy-srede(дата обращения: 10.10.2021)
38. Кранк, Э.О. Объектные трансформации в фотографии [Электронный ресурс] / Э.О. Кранк// Вестник КазГУКИ. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/obektnye-transformatsii-v-fotografii(дата обращения: 12.02.2022)
39. Лаврик, О.Л. Содержание понятий «информационное обеспечение», «информационное сопровождение», «поддержка научных исследований» как этапы информационного обслуживания ученых [Электронный ресурс] /О.Л. Лаврик, Т.А. Калюжная // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. - URL:https://cyberleninka. ru/article/n/soderzhanie-ponyatiy-informatsionnoe-obespechenie-informatsionnoe-soprovozhdenie-podderzhka-nauchnyh-issledovaniy-kak-etapy(дата обращения: 22.04.2022)
40. Максимишин, С. 54 репортажных фотографа, рекомендуемых к просмотру[Электронный ресурс] / С. Максимишин // Фотография как источник сил. - URL:https://www.si-foto.com/54-reportazhnyih-fotografa-rekomenduemyih-k-prosmotru-sergeem-maksimishinyim/(дата обращения: 25.03.2022).
41. Оводов, А. Творчество в репортажной фотографии [Электронный ресурс] /А. Оводов // Алексей Оводов. - URL:
http://www.ovodovfoto.ru/tvorchestvo.html(дата обращения: 17.01.2022)
42. Пак,. В.Д. Что такое проект? Определение и признаки [Электронный ресурс] /В.Д. Пак, Н.И. Нужнина// МНИЖ. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/chto-takoe-proekt-opredelenie-i-priznaki(дата обращения: 13.10.2021)
43. Понятие «проект» [Электронный ресурс] // Pandia. - URL: https://pandia.ru/365896/(дата обращения: 4.10.2021)
44. Различные планы в фотографии: крупный, средний и общий [Электронный ресурс]// fotokto. - URL:http://fotokto.ru/blogs/razlichnie-plani-v-fotografii-krupnii-srednii-i-obshhii-10555.html(дата обращения: 29.04.2022)
45. Симакова, С.И. «Цивилизация глаза»: специфика визуальной репрезентации события [Электронный ресурс] /С.И. Симакова//
Гуманитарный вектор. - URL:
https: //cyberleninka.ru/article/n/tsivilizatsiya- glaza-spetsifika-vizualnoy-reprezentatsii-sobytiya(дата обращения: 4.04.2022)
46. Симакова, С.И. Визуализация в СМИ: вынужденная необходимость или объективная реальность? [Электронный ресурс] /С.И. Симакова// Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. - URL:https://cyberleninka.ru/article/n/vizualizatsiya-v-smi-vynuzhdennaya-neobhodimost-ili-obektivnaya-realnost(дата обращения: 25. 03.2022)
47. Симакова, С.И. Влияние новых технологий на визуальный контент журналистских материалов [Электронный ресурс]/ С.И. Симакова// Вестник ЧелГУ. - URL:https: //cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-novyh-tehnologiy-na-vizualnyy-kontent-zhurnalistskih-materialov(дата обращения: 17.05.2022)
48. Старицына, О.А. Клиповое мышление как условие успешности информационных войн [Электронный ресурс]/О.А. Старицына// АНИ: экономика и управление. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/klipovoe-myshlenie-kak-uslovie-uspeshnosti-informatsionnyh-voyn(дата обращения: 6. 02.2022)
49. Таран, А. Фотография в контексте публикации [Электронный ресурс]/А. Таран// Вестник СПбГУ. Язык и литература. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fotografiya-v-kontekste-publikatsii(дата обращения: 27.03.2022)
50. Третьякова, Е.А. К вопросу о классификации жанров оперативно-новостных текстов в интернет-СМИ [Электронный ресурс]/ Е.А. Третьякова, В.В. Антропова // Знак: проблемное поле медиобразования.
- URL:https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-klassifikatsii-zhanrov-operativno-novostnyh-tekstov-v-internet-smi(дата обращения: 14.04.2022)
51. Шишканова, Е.А. Прием детализации в репортаже [Электронный ресурс]/Е.А. Шишканова// Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания. - URL:https: //cyberleninka.ru/article/n/priem-detalizatsii-v-reportazhe(дата обращения: 5.03.2022)