Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. История любви Троила и Крессиды у У. Шекспира…………………...5
Глава 2. Герои Троил и Крессида Дж. Чосера…………………………………....9
Заключение……………………………………………………………………….14
Список литературы………………………………………………………………16
Актуальность исследования. В курсовой работе сравнивается интерпретация средневекового сюжета о любви Троила и Крессиды в поэме Дж. Чосера «Троил и Крессида» и одноименной драме У. Шекспира.
В античной литературе не было сюжета о любви Троила и Крессиды, история которых относится к Троянскому сражению. Сюжет появился в произведениях европейских авторов XII-XIII вв. Поэма Чосера «Троил и Крессида» (XIV в.) считается лучшим художественным воплощением любви троянских героев в средневековой традиции и высоко оценивается с точки зрения психологизма и искусства детализации повествования.
Если Чосер сохраняет оригинальный сюжет, хотя и придает ему более мирской характер, то Шекспир отступает как от эпической, так и от куртуазной традиции. Он создает «проблемную пьесу», органично соединяющую трагические и комические элементы. Шекспир изображает войну, которая разрушает как любовь Троила и Крессиды, так и окружающий их мир, средствами сатиры достигая снижения героев и повествования в целом. Многие века эта пьеса Шекспира была редкой гостьей на театральной сцене. Тем не менее, в настоящее время происходит значительный рост интереса к этой пьесе Шекспира в современных театрах, не исключая отечественные театры. Наряду с различиями рассматриваемых произведений в курсовой работе отмечается сходство в общем характере художественных исканий авторов, находящее выражение в синтетической природе жанра, принципах композиции, снижении куртуазного канона, философском насыщении темы.
Степень изученности проблемы исследования. Тема исследования недостаточно изучена в научных источниках.
Объект исследования – «Троил и Крессида» Дж. Чосера и «Троил и Крессида» У. Шекспира.
Предметом исследования выступают образы Троила и Крессиды в одноименных произведениях Дж. Чосера и у. Шекспира.
Цель исследования – воссоздать на основании критического изучения произведений Дж. Чосера и У. Шекспира образы Троила и Крессиды.
Исходя из поставленной цели, сформулируем следующие задачи исследования:
1) рассмотреть образы Троила и Крессиды, описанные Лж. Чосером;
2) охарактеризовать образы Троила и Крессиды У. Шекспира.
Методология исследования определена взаимосвязями эпистемологических полей смежных дисциплин, в рамках которых в разных аспектах представлена тема исследования.
Сопоставление рассмотренных текстов позволяет увидеть, что к сюжету о любви Троила и Крессиды оба автора обратились на этапе своей художественной зрелости в поисках обновления жанровых форм, поэтому не случайно в том и в другом случае мы видим произведения, отличающиеся экспериментальной жанровой природой, объединяющей в едином синтезе разные жанровые элементы. В «Троиле и Крессиде» Чосера обнаруживаются элементы куртуазной поэмы, трагедии, психологического романа, комедии; в шекспировской драме ощущается тяготение к трагедии, исторической хронике, трагикомедии, комедии. Заключительный элемент представленных структур (комедия) на первый взгляд выглядит общим. Но его художественное воплощение составляет принципиальную разницу. Комическая ирония у Чосера не снижает персонажей, а служит скорее более живой, непосредственной передаче чувств героев, авторского отношения к ним и к читателю. Комическое начало в драме Шекспира снижено до сатиры и сарказма, которые, однако, затрагивают не столько главных героев, сколько их окружение, представителей как греческого, так, за редким исключением, и троянского воинства. Для обоих текстов характерна подчеркнутая композиционная стройность, в основе которой очевидно просматриваются принципы восходящего и нисходящего развития с параллельным соотношением частей и сцен, симметричным расположением персонажей, что свидетельствует о заданности композиционных приемов и возлагаемых на них авторами важных художественных функций. Как было отмечено выше, оба рассмотренных текста выделяются в традиции художественного освоения сюжета о любви Троила и Крессиды также философской интерпретацией фабулы. Философское осмысление изображаемых событий как у Чосера, так и у Шекспира отмечено включением истории любви героев в структуру и систему мироздания. При этом организующей силой этой системы у Чосера выступает Любовь в ее готической устремленности к Богу, и герой в финале поэмы проникается первостепенной значимостью Любви небесной. У Шекспира иерархический порядок Бытия определяет Время. Однако первоначально намеченный в речи Улисса вертикальный вектор, ведущий цепь бытия к Богу, в итоге сводится к горизонтальному фокусу, представлению земного хаоса, разрушившего звенья «Великой цепи».
1. Акройд П. Чосер. Биография / П. Акройд; пер. с англ. Е. Осеневой. – М.: КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2012. – 240 с.
2. Горбунов А.Н. «Горести царевича Троила» (Чосер, Хенрисон и Шекспир о троянских влюбленных) // Джеффри Чосер. Троил и Крессида; Роберт Хенрисон. Завещание Крессиды; Уильям Шекспир. Троил и Крессида. – М.: Наука. 2001. – 711 с.
3. Горбунов А.Н. Примечания к драме У. Шекспира «Троил и Крессида»// Джеффри Чосер. Троил и Крессида; Роберт Хенрисон. Завещание Крессиды; Уильям Шекспир. Троил и Крессида. – М.: Наука. 2001. – 746 с.
4. Никола М.И. «Троил и Крессида» Дж. Чосера и «Троил и Крессида» У. Шекспира: опыт сравнительного анализа // Знание. Понимание. Умение. – 2015. – № 4. – С. 271-283.
5. Шекспир У. Троил и Крессида. Пер. Т. Гнедич // Джеффри Чосер. Троил и Крессида; Роберт Хенрисон. Завещание Крессиды; Уильям Шекспир. Троил и Крессида. – М.: Наука. 2001. – 536 с.