Введение 3
Глава 1 Теоретические основы исследования стратегий продвижения бизнеса в социальных сетях 6
1.1 Продвижение: понятие, функции, стратегии 6
1.2 Основные технологии продвижения в социальных сетях 14
Глава 2 Продвижение стоматологической клиники «Семья» в социальных сетях 32
2.1 Оценка организационно-экономической и коммуникационной
деятельности стоматологической клиники «Семья» 32
2.2 Проект продвижения стоматологической клиники «Семья» в социальных сетях 43
Заключение 58
Список используемой литературы 60
Актуальность данной темы обуславливается тем, что роль социальных сетей укрепляется и становится приоритетной в современном информационном обществе. Разработка стратегии продвижения в социальных сетях актуальна тем, что, во-первых, посредством стратегии продвижения можно оценить возможные риски предпринимательской деятельности. Во-вторых, мы можем выбрать правильное направление в дальнейшей работе, проведя анализ продукции, а также целевой аудитории и конкурентов. В третьих, мы можем рассчитать бюджет, основываясь на полученные данные, заказчик сможет определиться в том, что посильно ему это предложение в данный момент или же стоит все-таки выбрать другой канал продвижения. Без стратегии SMM-маркетинг не будет успешным; отсутствие системы способно погубить любую идею и остудить любой энтузиазм. Разработка стратегии продвижения в социальных сетях в конечном итоге приводит к прибыли.
Степень научной разработанности: данная работа посвящена разработке проекта по продвижению в социальных сетях. В научной литературе проблеме формирования коммуникаций в социальных медиа уделяется определенное внимание. Для глубокого понимания прорабатываемого вопроса, были изучены теоретические аспекты данного процесса в трудах Р. Бландела, С.В. Карповой, Ф. Котлера, Г. Армстронга, В. Вонга, Д. Сондерса, Е.П. Голубкова, М.Л. Калужского, Д.А. Шевченко и других.
Объектом исследования данной работы является процесс продвижения организации в социальных сетях.
Предметом исследования данной работы является стратегия продвижения в социальных сетях.
Целью данной работы является разработка стратегии продвижения стоматологической клиники «Семья» в социальных сетях.
В соответствии с поставленной целью в работе нами были выдвинуты следующие задачи:
- рассмотреть определения понятия продвижение;
- охарактеризовать основные технологии продвижения в социальных сетях; провести анализ деятельности стоматологической клиники «Семья» и ее ключевых организационно-экономических и коммуникационных показателей;
- дать оценку текущей политике продвижения стоматологической клиники «Семья»;
- разработать рекомендации по совершенствованию продвижения стоматологической клиники «Семья» в социальных сетях и представить обоснование целесообразности их внедрения.
Методами исследования данной выпускной квалификационной работы являются: конкурентный анализ, анализ внешней и внутренней
коммуникационной среды, синтез, метод обобщения, системно-структурный метод.
В работе использованы данные с личной страницы стоматологической клиники в социальных сетях, представлена статистика.
Теоретическую основу работы составили труды отечественных и зарубежных исследователей в области коммуникаций в социальных сетях.
Практическая значимость настоящей работы состоит в том, что предложенные в работе рекомендации могут быть использованы стоматологической клиникой «Семья» для осуществления собственного продвижения в социальных сетях.
Результаты проведенного исследования были апробированы путем реализации проекта в стоматологической клинике «Семья».
Структура работы определяется целями и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. В первой главе рассматривается трактовка понятия «продвижение», проанализированы современные подходы к организации продвижения в социальных сетях, анализу результатов по определенным метрикам. Вторая глава содержит анализ деятельности стоматологической клиники «Семья» и разработку рекомендаций по совершенствованию продвижения данной организации.
Современное состояние рынка услуг характеризуются повышенной нестабильностью, нарастанием неопределенности внешней среды, в связи с чем следует сокращение бюджетного финансирования и усиление конкурентной борьбы. В настоящее время бизнесу приходится часто адаптироваться под быстроизменяющуюся обстановку и постоянно совершенствовать текущие рекламные инструменты, искать новые или отказываться от старых.
Это исходит из-за того, что люди большую часть своего времени стали проводить в интернете, что подтверждает статистика, приведенная в главе 1. Это в свою очередь приводит к большему спросу рекламы именно в социальных сетях. Большее число покупок совершаются через интернет, отсюда и следует, что нужно продвигать товар и услуги через интернет.
Итак, в первой главе были рассмотрены понятие продвижения, охарактеризованы основные технологии продвижения в социальных сетях, выявили возможности социальных сетей как рекламных площадок для осуществления рекламно-коммуникационного продвижения, а также определили особенности продвижения. Во второй главе был проведен анализ деятельности стоматологической клиники «Семья» и его ключевых финансово-экономических показателей, дана оценка текущей политики продвижения стоматологической клиники «Семья». Специалисты клиники «Семья» имеют большой опыт работы в сфере стоматологии, чем привлекают аудиторию. Кроме того, стоит заметить, что в данной клинике больший упор делается на детский прием. Это позволяет делать необходимые акценты в коммуникации с реальными и потенциальными клиентами.
В ходе работы были разработаны рекомендации по совершенствованию продвижения стоматологической клиники «Семья» в социальных сетях и представлено обоснование целесообразности их внедрения, а также проанализированы действия в связи с блокировкой социальной сети 58
Instagram (запрещенная в России организация). Работа включила в себя этапы по настройке и оформлению профиля до момента блокировки этой социальной сети, а также этапы по реализации антикризисной стратегии в период после блокировки.
Основными этапами после блокировки ключевой для клиники социальной сети можно считать:
1) Выход на новую платформу и тестирование возможностей таргетированной рекламы в рамках ее деятельности
2) Сотрудничество с блогерами в социальной сети Instagram, для поддержания уровня охвата и привлечения новых подписчиков без возможности настройки таргетированной рекламы
3) Рекламные посты в крупных сообществах.
Итак, были достигнуты поставленные ранее цели и решены поставленные задачи.
1) Абрамов В.С. Стратегический менеджмент. Часть 2. Функциональные стратегии: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / В.С. Абрамов. - М.: Издательство Юрайт, 2017. - 246 с.
2) Антонова Л. Г., Жданова Т. А. Новые модели интернет-коммуникации в социальных сетях // Социальные и гуманитарные знания. 2017. Т. 3. № 1. С. 63-68
3) Архипова Ю.В. Реклама в социальных сетях (социокультурный аспект) Ярославский педагогический вестник - 2019 - № 5 (110) С. 212.
4) Ашманов И. Оптимизация и продвижение в поисковых системах. 4-е изд. - СПб.: Питер, 2019. С. 447-448
5) Багаев А.Н. Как манипулировать покупателем. Практические рекомендации. - М.: Феникс, 2020. - 224 с.
6) Башмачникова Е. Современная сфера услуг: определение,
классификация, задачи // Проблемы теории и практики управления. 2013. № 5. С. 123-132.
7) Бекешева, С.Е. Разработка маркетинговой стратегии продвижения продукции на рынок // Молодой ученый. - 2020. - № 14 (304). - С. 289-292.
8) Беляев В. И. Маркетинг: основы теории и практики : учебник / В.И. Беляев. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : КНОРУС, 2018. — 676 с
9) Бландел, Р. Эффективные бизнес-коммуникации: Теория и практика в эпоху информации / Р. Бландел - Санкт-Петербург: Сфера, 2018. - 261 с.
10) Бородин С. А. Аудитория социальных сетей: где ваш клиент? // [Электронный ресурс] /Режим доступа: http://samsebegu.ru/auditorii-sotsialnykhsetei-gde-vashi-klienty(дата обращения 15.01.2022).
11) Васильцова, Л. И. Экономика управления персоналом: учебное пособие /Л. И. Васильцова, Н. А. Александрова, С. В. Радионова, Е. А.
Скворцов; науч. ред. Л. И. Васильцова. - Екатеринбург: Уральский ГАУ, 2016. - 165 с.
12) Виды рекламы в интернете // [Электронный ресурс] / Сайт Digital-
агентства AMDG amdg.ru- Электрон. дан. - Заглавие с экрана. - Режим доступа : https://amdg.ru/blog/vidy-internet-reklamy/(дата
обращения 01.04.2022).
13) Вылегжанин, Д. А. Теория и практика паблик рилейшнз : учебное пособие / Д. А. Вылегжанин. — 4-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА,
2019. — 371 с.
14) Гермогенова, Л. Ю. Эффективная реклама в России: Практика и рекомендации / Л. Ю. Гермогенова- Москва: Рус-Партнер Лтд, 2017. - 252с.
15) Голубков, Е.П. Маркетинговые исследования: теория,
методология и практика /Е. П. Голубков — Москва: Издательство «Финпресс», 2018. — 416с.
16) Голубцов П. С., Фомин А. А. Рынок Интернет-рекламы в России, Столыпинский Вестник №1.2020. - С. 216-217.
17) Гуреева А.Н. Медиакоммуникации высшей школы // [Электронный ресурс] / Электронная библиотека Googleкниги - Электрон. дан. - Заглавие с экрана. - Режим доступа :https://www.google.ru/books/edition/%D0%9C%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%BC%D1%83%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8_%D0%B2%D1%8B/Ocg7EAAAQBAJ?hl=ru&gbpv=1&dq=%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D 1 %81 %D 1 %81 %D0%B8%D 1 %84%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D1 %86%D0%B8%D 1 %8F+%D 1 %81 %D0%BE%D 1 %86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D 1 %8C%D0%BD%D 1 %8B%D 1 %85+%D 1 %81 %D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B9&pg=PT30&printsec=fronteover(дата обращения 01.04.2022).
18) Гуров П. Учись, юный падаван: 17 советов новичкам от SMM-
джедаев // [Электронный ресурс] / Статья - Электрон. дан. - Заглавие с экрана. - Режим доступа: ййр8://пе1о1оду.ги/Ь1од/8шш-]еШ(дата
обращения 01.04.2022).
19) Денисова В.А., Романович В.К. Комплекс продвижения продукта на рынок. Теория и практика. Монография / под научной редакцией д.э.н., проф., Д.И. Валигурского. - М.: ИТК корпорация «Дашков и К»,
2020. - С. 212-218
20) Дорнхайм Л. Как поколение Z ведет себя в Интернете: что смотрят, тратят ли деньги и как относятся к рекламе // [Электронный ресурс] / Интернет-журнал Esquire- Электрон. дан. - Заглавие с экрана.
- Режим доступа:https://esquire.ru/artic1es/141614-kak-poko1enie-z-vedet-sebya-v-internete-chto-smotryat-tratyat-li-dengi-i-kak-otnosyatsya-k-rek1ame/#part0 (дата обращения 05.01.2022).
21) Евстафьев, В. А.Что, где и как рекламировать. Практические советы /В. А. Евстафьев, В. Н. Ясонов - Санкт-Петербург: Питер,
2017. - 183 с.
22) Ерёмин, В.Н. Маркетинг: основы и маркетинг информации / В.Н. Ерёмин — Москва: КНОРУС, 2016. — 656 с.
23) Жабина, С. Б. «Маркетинг продукции и услуг. Общественное питание» учеб, пособие для СПО / С. Б. Жабина. — Москва: Академия,
2018. — 224 с.
24) Заякина Р.А. Синтетическая топология социальных сетей: монография / Р.Я. Заякина. - Новосибирск: Издательство НГТУ, 2018.
- 251 с.
25) Зырянов Б. В. Стратегии продвижения персонального аккаунта в Instagram / Б. В. Зырянов // Вопросы теории и практики журналистики.
- 2018. — Т. 7, № 3. — С. 539-556.
26) Инстаграм больше не работает в России // [Электронный ресурс] / Интернет-журнал «Плас» - Электрон. дан. - Заглавие с экрана. - Режим доступа: https://plusworld.ru/daily/tehnologii/instagram-bolshe-ne- rabotaet-v-
rossii/#:~:text=%D0%A0%D0%BE%D 1 %81 %D0%BA%D0%BE%D0%B C%D0%BD%D0%B0%D0%B4%D0%B7%D0%BE%D1%80%20%D0%B 7%D0%B0%D0%B1 %D0%BB%D0%BE%D0%BA%D0%B8%D 1 %80%D 0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BB%20Instagram.,%D0%BA%20%D0% BD%D0%B0%D 1 %81 %D0%B8%D0%BB%D0%B8%D 1 %8E%20%D0% B2%20%D0%BE%D 1 %82%D0%BD%D0%BE%D 1 %88%D0%B5%D0% BD%D0%B8%D0%B8%20%D 1 %80%D0%BE%D 1 %81 %D 1 %81 %D0%B
8%D1%8F%D0%BD. (дата обращения 12.04 .2022)
27) Какие соцсети в России выгодно использовать для бизнеса и инвестирования в 2022 году // [Электронный ресурс] / Интернет- издание vc.ru- Электрон. дан. - Заглавие с экрана. - Режим доступа: https://vc.ru/social/393008-kakie-socseti-v-rossii-vygodno-ispolzovat-dlya-biznesa-i-investirovaniya-v-2022-godu(дата обращения 09.04.2022).
28) Калужский М.Л. Практический маркетинг: учебное пособие / М.Л. Калужский. - 3-е изд., перераб. и доп. . - ОмГТУ. - М.; Берлин: Директ-Медиа, 2017 с76-77.
29) Каменева, Н.Г. Маркетинговые исследования / Н.Г. Каменева, В.А. Поляков. - Москва: ВЗФЭИ, 2017. - 220 с.
30) Карпова, С.В. Инновационный маркетинг: учебник для
бакалавриата и магистратуры / С. В. Карпова - Москва: Издательство Юрайт, 2016. - 457 с.
31) Кеннеди Д. Жесткий SMM: Выжать из соцсетей максимум. - М.: Альпина Диджитал, 2019. - 881 c.
32) Кметь, Е.Б. Маркетинговые коммуникации: уч. пос. / Е. Б. Кметь - Владивосток: Дальрыбвтуз, 2018. - 200 с.
33) Колесникова Е. Социальные сети для бизнеса: откуда и как доставать лиды в новой реальности// [Электронный ресурс] Интернет- издание rb.ru- Электрон. дан. - Заглавие с экрана. - Режим доступа:
https://rb.ru/opinion/social-networks-for-business/(gaTa обращения
09.04.2022).
34) Комаров А.С. Особенности и методы B2B маркетинга // Экономика и управление в XXI веке: тенденции развития. - 2018. - № 26. - с. 60-63
35) Комиссаров К. Эффективные методы продвижения услуг // Блог о
маркетинге: сетевой журн. 2018. // [Электронный ресурс] /Блог о
маркетинге ActualMarketing-Электрон. дан. - Заглавие с экрана. - Режим доступа: https://www.actualmarketing.ru/management/metodyi-
prodvizheniya-uslug/ (дата обращения 19.01.2021)
36) Коноплев Д.И. Telegram как новая среда коммуникации в СМИ и соцсетях // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2017. №3 (25). С.198-200
37) Коноплицкий С. Введение в контент-маркетинг. Теория и практика. /Электронная библиотека ЛитРес - Электрон. дан. - Заглавие с экрана. -https://www.litres.ru/sergey-konoplickiy/vvedenie-v-kontent-marketing-teoriya-i-praktika/chitat-onlayn/(дата обращения 05.04.2022).
38) Костецкий, А.Н., «Учебное пособие. Основные темы маркетинга» / А. Н. Костецкий - Москва: Издательство Юрайт, 2016. - 156с.
39) Костина М. Г. Продвижение услуг в социальных сетях: плюсы,
минусы, возможности. // [Электронный ресурс] / Статья - Электрон. дан. - Заглавие с экрана. - Режим
доступа: http://www.bestseoblog.ru/prodvizhenie-sajta-v-socialnyxsetyax(дата обращения 09.04.2022).
40) Котин, М. И ботаники делают бизнес / М. Котин - Москва: Издательство «Феникс», 2017. - 250 с.
41) Котлер, Ф., Армстронг Г., Вонг В., Сондерс Д. Основы маркетинга / Ф. Котлер, Г. Армстронг, В. Вонг, Д. Сондерс - Москва: Издательство Юрайт,2018. - 944 c.
42) Крылова М. Н. Язык современного интернет-общения (на материале интеллектуального контента социальной сети «ВКонтакте») // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики.
2019. № 1. С. 128-137.
43) Кузнецова, Ю. В. Мерчандайзинг: основные функции и
целесообразность применения в продвижении товаров» // «Экономика России: управление макро - и микропроцессами (Межвузовский
сборник научных трудов), Вып. IV. Саранск, Ковылкинская
типография, 2016. - С. 97-101.
44) Лидовская, О.П. «Оценка эффективности маркетинга и рекламы» / О. П. Лидовская - Санкт- Петербург: Питер, 2018. - 144 с.
45) Мельник О. Как заставить SMM работать: инструменты,
возможности и проблемы для новичков// [Электронный ресурс] / Образовательная платформа Skillbox- Электрон. дан. - Заглавие с экрана. - Режим доступа:
Ьйрз://зкШЬох.ги/шеШа/шагке1тд/как_гаЬо1ае1_зшт/(дата обращения
01.04.2022).
46) Минко, И.С., Степанова А.А. Маркетинг: Учеб. Пособие / И.С. Минко, А. А. Степанова - Санкт-Петербург: НИУ ИТМО; ИХиБТ, 2018. - 155 с.
47) Миткевич А. Лавочку прикрыли: как предпринимательницы
уходят в новые соцсети, спасая свой бизнес // [Электронный ресурс] / Интернет-портал Forbes - Электрон. дан. - Заглавие с экрана. - Режим доступа: Ьйрз://’№№№.ГогЬез.ги/1?огЬез-’№Ошап/460797-1ауоски-рпкгуЬ-
как-рге4рпшша1е1-шсу-иЬойа1-у-поууе-зосзей-зразаа-зуо]-Ы7пез (дата
обращения 27.04.2022).
48) Михайлова В.М., Куренова Д.Г., Кривошеева Е.В., Кузнецова О.А. New-normal маркетинг в условиях нормальности // Международный научно-исследовательский журнал, 2019. - № 2(80). - С. 109-116.
49) Назайкин А. Н. Копирайтинг: XXI век. Как создавать современные тексты. М.: КДУ, 2017. 316 с
50) Олешко В. Ф., Таушканова А. Е. Практики представления эффективных текстов в социальных сетях (на примере сообществ «Вконтакте») // Известия уральского федерального университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. 2019. № 2. С. 33¬39.
51) Особенности создания публикаций для разных социальных сетей // [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://netology.ru/blog/smm-differences(дата обращения 01.05.2022).
52) Панкратов,В. Г. «Основы рекламы»: учебник - 8-е изд. / Ф. Г. Панкратов, В. Г. Шахурин - Москва: Юрайт, 2018. - 526с.
53) Провоторов Д. 3 шага для создания ваших первых
инфопродуктов// [Электронный ресурс] Интернет-издание rb.ru-
Электрон. дан. - Заглавие с экрана. - Режим доступа: https://rb.ru/opinion/social-networks-for-business/(дата обращения
15.04.2022).
54) Радыгина Е. Г. Интернет как пространство маркетинговой коммуникации, Государственный Советник №3, 2019. - С.113
55) Романович В.К., Бурынина И.К. Маркетинговая деятельность предприятия в современных рыночных условиях // «Коммерция, маркетинг, менеджмент в современных условиях», материалы междунар. науч. конф. 14 декабря 2018. - М.: Издательско- торговая корпорация «Дашков и К». - С. 217-229.
56) Сергеева Ю. Интернет и соцсети в России в 2021 году — вся статистика // [Электронный ресурс] / Сайт digital-агентства WebCanape - Электрон. дан. - Заглавие с экрана. - Режим доступа: https://www.web-canape.ru/business/internet-i-socseti-v-rossii-v-2021-godu-vsya-statistika/ (дата обращения 01.05.2022).
57) Синяева, И.М., Маслова В.М., Синяев В.В. Сфера PR в маркетинге: Учебное пособие / И. М. Синяева, В. М. Маслова, В.М. Синяев - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. - 184 с.
58) Смирнова Т.В. Особенности коммуникации в социальных сетях Научный журнал «Экономика. Социология. Право», 2021, №1(21), - С. 58-61
59) Смолина В.А. SMM с нуля. Секреты продвижения в социальных сетях / В.А. Смолина, М.: Инфра-Инженерия, 2019. - 252 с.
60) Султанов А.Ж., Сарсенбаева Ж., Айткенова М.К. Социальные сети в системе массовой связи, наука и реальность № 1(5), 2021 - С. 55¬56
61) Сурова Е. Э., Васильева М. А. Влияние Интернет среды на репрезентационные и идентификационные стратегии. // Международный научно-исследовательский журнал. 2017. No. 3-1 (57). С. 97-99.
62) Тихонова А.В. Способы продвижения в социальных сетях и их преимущества, Вестник магистратуры. 2019. № 4-4(91), С. 69-71
63) Ухова Л. В. Продвигающий текст: понятие, особенности, функции // Верхневолжский филологический вестник. 2018. № 3. С. 71-82.
64) Файзулина Э «Это не конец света»: после блокировки Instagram
россияне начали осваивать альтернативные площадки// [Электронный ресурс] Портал Вести Татарстан - Электрон. дан. - Заглавие с экрана. - Режим доступа:https://trt-tv.ru/news/eto-ne-konec-sveta-posle-blokirovki-instagram-rossiyane-nachali-osvaivat-alternativnye-ploshhadki/ (дата
обращения: 12.04.2022)
65) Фатеева, Т.А. Современные проблемы интернет-маркетинга на рынке B2B / Т.А. Фатеева // Современные научные исследования и разработки. - 2019. - № 8 (16). - с. 561-562
66) Федотов, С.У. «Экономика сферы услуг» / С. У. Федотов - Москва: Профиздат, 2018. - 611 с.
67) Челотканов И. Продвижение в социальных сетях: форматы и
методы // [Электронный ресурс] / Интернет-издание vc.ru- Электрон. дан. - Заглавие с экрана. - Режим доступа:
https://vc.ru/marketing/173255-prodvizhenie-v-socialnyh-setyah-formaty-i-теФду(дата обращения 02.04.2022).
68) Что такое продвижение: цели и примеры // [Электронный ресурс]
/ Единая платформа для маркетинга и продаж- Электрон. дан. - Заглавие с экрана. - Режим доступа:
https://sendpulse.com/ru/support/glossary/promotion(дата обращения
15.04.2022).
69) Что такое SMM? Руководство. // [Электронный ресурс] Единая платформа для маркетинга и продаж- Электрон. дан. - Заглавие с экрана. - Режим доступа:https://sendpulse.com/ru/support/glossary/social-media-marketing(дата обращения 05.04.2022).
70) Шевченко, Д.А. Реклама. Маркетинг. PR: учеб. - справ, пособие изд. 3-е / Д. А. Шевченко - Москва: «РГГУ», 2017. - 639 с.
71) Щепакин М.Б. и др. Маркетинговые инструменты управления
конкурентоспособностью производственных предприятий:
монография. - Краснодар, 2019. - С. 43.
72) Штукарева Е.Б. Языковые особенности маркетингового текста в социальных сетях, Вестник МГЛУ. Гуманитарные науки. Вып. 2 (831) / 2020,- С. 185-192
73) Эстрина Ю. Ю. Социальные сети как новая социокультурная
реальность: векторы социологического исследования // Вестник
Удмуртского университета. Социология. Политология.
Международные отношения. - 2018. - №2. - С. 148-154.
74) Amelia C.Couture Bue The looking glass selfie: Instagram use frequency predicts visual attention to high-anxiety body regions in young women // Computers in Human Behavior. - 2020. - №108.
75) Pang A. et al. Building effective relations with social media influencers in Singapore //Media Asia. - 2016. - Т. 43. - №. 1. - С. 56-68
76) Serafinelli E. Analysis of Photo Sharing and Visual Social
Relationships: Instagram as a case study / E. Serafinelli // Photographies. — 2017. — Vol. 10, no. 1. — P. 91-111.