Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Профессиональные перспективы курсантов летного училища на разных стадиях обучения

Работа №88790

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы108
Год сдачи2021
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
190
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Глава 1. Теоретико-методологические основания изучения
профессиональных перспектив курсантов летного училища 9
1.1. Теоретические подходы к изучению профессиональной перспективы как
компонента жизненной перспективы личности 9
1.2. Психологические особенности курсантов летных училищ 14
1.3.Особенности профессиональной деятельности военных летчиков 25
Глава 2. Эмпирическое исследование профессиональных перспектив
курсантов лётного училища на разных стадиях обучения 32
2.1. Организация и методы исследования 32
2.2. Результаты исследования 42
Заключение 72
Библиографический список 75
Приложения 82

Актуальность проблемы исследования. Сегодня становление и развитие отношений личности к своим перспективам осложняется проявлением кризисных и посткризисных условий существования общества, тем самым затрудняя связь опыта прошлого и ценностей сегодняшнего дня, задавая ощущение зыбкости настоящего, вселяя тревогу за завтрашний день. Все это создает благоприятные условия для деформаций профессиональных перспектив, которые проявляются в отсутствии образа профессионального будущего, наделенного смыслом и обладающего мотивирующим значением, что выражается в негативном, пессимистическом отношении человека к собственному профессиональному будущему, его слабой позитивной насыщенности, низкой стратегии профессионального планирования, неуверенности в осуществлении задуманного. Зачастую профессиональные перспективы трансформируются при столкновении с трудными жизненными ситуациями, а в некоторых случаях - экстремальными ситуациями. В частности, работа военных летчиков тесно связана с риском, частым нахождением в экстремальных условиях, характеризующихся психотравмирующим воздействием. Такая деятельность характеризуется воздействием значительного числа стрессогенных факторов, снижающих эффективность её выполнения, приводящих к возникновению у сотрудников стрессовых и постстрессовых состояний и, что немаловажно,
профессиональной деформации, выгоранию.
Ю.С. Шойгу [66] указывает на то, что профессиональные деформации возникают уже на этапе профессионального обучения, когда целенаправленно формируются профессионально важные качества и системы этих качеств, позволяющих в дальнейшем стать эффективным профессионалом. С одной стороны, деформации личности являются необходимым условием усвоения системы ценностей и освоения операционально-технической стороны профессиональной деятельности, вхождения и развития в профессии. К профессиональным деформациям можно отнести и изменения структуры личности при переходе от одной стадии профессионального становления к другой. С другой стороны, чрезмерное, гипертрофированное деформирование может привести к нарушению профессионального здоровья. И в этом случае можно говорить о профессиональных деструкциях, которые возникают в процессе многолетнего выполнения одной и той же профессиональной деятельности. В этом случае чрезмерное, искаженное профессиональное развитие отдельных профессионально важных качеств в ущерб другим порождает профессионально нежелательные качества.
Так проблема личностного потенциала летчика определяется, во- первых, несоответствием опережающего развития авиационной техники возможностям летчика, что требует от человека полной реализации профессиональных и личностных ресурсов, высокого уровня мотивации на саморазвитие и адаптации к изменяющимся условиям летной деятельности. Во-вторых, глубинными изменениями психики, которые касаются деформаций личности и определяются нестабильностью и социально-психологической напряженностью современного общества. В-третьих, сокращением численности летного состава ВВС, что предусматривает составление долгосрочного прогноза развития личности летчика на основе комплексного изучения его профессионально важных качеств, личностных особенностей, мотивации и нравственности.
Степень изученности проблемы. На современном этапе развития психологического знания, изучение жизненных перспектив личности получило широкое распространение и прошло серьезный путь научного поиска теоретических, методологических оснований для исследования данной проблемы. В настоящее время принято выделять ряд подходов к осмыслению понятия «жизненная перспектива» следующих авторов: Ж. Нюттен [48], К.А. Абульханова-Славская [9], Е.И. Головаха [20], К. Левин [36] и Б.В. Зейгарник [23], Н.С. Пряжников [52]. Сопоставление различных подходов к определению понятия « жизненная перспектива» во многом похожи по смыслу. Так, в работах всех вышеперечисленных авторов рассматриваются представления человека о своем собственном будущем и его содержательных характеристиках.
Но, на наш взгляд, в понимании жизненной перспективы личности нужно выделить ее компонент - профессиональную перспективу личности, потому как ее представления о своем профессиональном будущем определенным образом корректируют ее жизненные цели и актуальные ценности, привносят изменения в ее жизненную перспективу.
В последние годы появились публикации отечественных авторов, в которых уделяется внимание изучению профессиональной перспективы (С.Г. Исханова [28]).
С.Г. Исханова предлагает следующее определение понятию «профессиональные перспективы»: это целостная картина
профессионального будущего во взаимосвязи программируемых и ожидаемых событий, опирающейся на ценностные ориентации личности и имеющей субъективное мотивационное измерение, которое поддерживает выполнение задач деятельности в сфере карьеры. Автор подчеркивает, что в планировании личностью своего будущего в профессиональной сфере, важную роль играют такие факторы как ценности, ценностные ориентации, мотивы и личностные смыслы [28].
Через систему перспективных жизненных целей личность имеет возможность жизни осуществления не по какому-то заданному масштабу, а всесторонне. Ее реальный жизненный процесс обретает в такой ситуации динамичный и насыщенный характер, ибо перспективные жизненные цели обладают эффектом стимулирования жизненной энергии и жизненной активности и тем самым повышения продуктивности жизни.
Таким образом, личная профессиональная перспектива приобретает собственную побудительную силу, оказывая мощное обратное влияние на развитие личности человека.
Говоря о профессиональных перспективах, нам бы хотелось рассмотреть их содержание у курсантов-летчиков, находящихся на разных этапах обучения, ведь они очень часто сталкиваются с экстремальными ситуациями, стрессогенными факторами, что может привести к деформации перспектив своего профессионального будущего.
Многообразие подходов в определении становления курсанта-летчика помогает рассмотреть его как систему, которая включает разные уровни: личностный - развитие курсанта летчика, как личность, процессуальный - процесс обучения и военно-профессиональной подготовки, системный - как элемента системы военного образования.
Важным компонентом системы становления считается результат, который возможно оценивать по критериям и показателям. Так, основой профессиональной подготовки летчика считается личность человека во всей ее взаимосвязи с социальной и учебной обстановкой. Главным профессиональным качеством представляется интеллект, что помогает видеть в приоритетах перспективного развития системы становления современных способов и технологий.
Невзирая на то, что основные принципы летной подготовки почти не поменялись за последние десятки лет и остаются довольно результативными, современные условия требуют модификации классических подходов к профессиональной подготовке летного состава, даже в связи с незначительными меняющимися требованиями система отбора и профессиональной подготовки стала требовать более детального изучения личности военного летчика.
Цель - специфика содержания ценностно-смыслового, когнитивного, эмоционального, организационно-деятельностного измерений
профессиональных перспектив курсантов летного училища на разных стадиях обучения.
Объект - профессиональные перспективы личности.
Предмет - профессиональные перспективы курсантов летного училища.
Для достижения цели необходимо решение следующих задач:
1. Проанализировать теоретические подходы к изучению профессиональной перспективы как компонента жизненной перспективы личности.
2. Выделить психологические особенности курсантов летных училищ.
3. Охарактеризовать специфику профессиональной деятельности военных летчиков.
4. Разработать и апробировать программу эмпирического исследования профессиональных перспектив курсантов летного училища.
5. Описать и проинтерпретировать результаты исследования.
6. Разработать программу психологического тренинга по формированию оптимальных профессиональных перспектив для курсантов летного училища.
Гипотезы исследования:
1. Вероятно, профессиональные перспективы учащихся школы начальной летной подготовки характеризуются большей конфликтностью в системе профессиональных ценностей, противоречивым эмоциональным отношением к будущему, ориентацией на прошлый отрезок времени при планировании будущего.
2. Скорее всего, профессиональные перспективы учащихся 1-2 курсов летного училища характеризуются тенденцией к формированию ценностного вакуума, ориентацией при планировании будущего на настоящее, позитивным отношением к будущему.
3. Предположительно, профессиональные перспективы учащихся 4¬5 курсов летного училища характеризуются ориентацией на материальные ценности, более позитивным отношением к будущему, ориентацией при планировании будущего на прошлое и настоящее.
Теоретико-методологические основания: подход к рассмотрению жизненных И.А. Ральниковой [59], Е.А. Ипполитовой [58]; и профессиональных перспектив Е.А. Климова [31], Н.С. Пряжникова [52]; анализ психологических особенностей курсантов летных училищ в работах С.Г. Исхановой [28], Н.Н. Черной [28]; характеристика специфики профессиональной деятельности военных летчиков в работах Ф.В. Мальчинского [40].
Эмпирическая база исследования. В исследовании приняли участие 75 обучающихся:
- 10-11класс КГБОУ «Алтайская школа-интернат с
первоначальной летной подготовкой им.Героя Советского Союза К.Г.Павлюкова» - 22 человека.
- 1-2 курс «Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков имени Героя Советского Союза А.К.Серова» - 25 человек.
- 4-5 курс «Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков имени Героя Советского Союза А.К.Серова» - 28 человек.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 71 источник. Текст работы содержит 37 рисунков, 2 таблицы, 4 приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


При рассмотрении проблемы изучения профессиональных перспектив курсантов летного училища на разных стадиях обучения, мы проанализировали психологическую литературу. В первой главе был проведен анализ подходов к определению понятия «профессиональные перспективы личности», рассмотрены психологические особенности курсантов летных училищ, исследованы особенности профессиональной деятельности военных летчиков. По итогу, нами были выбраны рабочие определения понятий, которыми мы оперировали в дальнейшем, а также выявлены психологические особенности профессиональной деятельности, на которые мы могли опираться при описании результатов.
Кроме того, был проведен обзор исследований, направленных на изучение психологии летчиков. Однако исследователями не были изучены различия профессиональных перспектив курсантов летного училища в зависимости от стадии обучения.
Во второй главе представлены статистические данные по представленности ценностного, когнитивного и эмоционального компонента среди курсантов летного училища, а также по их способности организовывать свою деятельность и восприятию времени. Кроме того, в данной главе представлена корреляционная плеяда взаимосвязей между стадией обучения и профессиональными перспективами
Итак, можно сделать следующие выводы:
1. Профессиональные перспективы, являющиеся одной из подсистем жизненной перспективы, представляют собой в разной мере осознанные надежды, планы, проекты, стремления, опасения, связанные с более или менее отдаленным будущим. Оптимальное построение профессиональных перспектив необходимо на каждом этапе обучения военных летчиков, поскольку это связано с одной стороны с эффективностью выполнения профессиональной деятельности, с другой стороны со снижением вероятности возникновения в будущем разного рода профдеформаций.
2. Профессиональные перспективы учащихся школы начальной летной подготовки характеризуются ориентацией на ценности, связанные с активной, деятельной жизнью, уверенностью в себе и свободой. Данная группа воспитанников планирует свою профессиональную деятельность на средне удаленное и удаленное будущее и представляет ее лишь в положительном свете.
3. Профессиональные перспективы учащихся 1-2 курсов летного училища характеризуются наличием ориентации на сферу счастливой семейной жизни, познанием (возможностью расширения своего образования, кругозора, общей культуры, а также интеллектуального развития) и сферой любви, то есть духовной и физической близостью с любимым человеком, показатели которых отличаются в сравнении с первой группой. Данная группа курсантов планирует свою профессиональную деятельность на удаленное и средне удаленное будущее, и представляет ее в положительном свете.
4. Профессиональные перспективы учащихся 4-5 курсов летного училища характеризуются наличием ориентации на сферу материальные ценности, творчество и увлекательная работа. Также курсанты оценивают свое будущее более позитивно, в сравнении с другими группами. Курсанты 4-5 курса ориентированы на настоящее и будущее, стремятся к планированию и достижению будущих целей.
5. В качестве практического применения результатов исследования была разработана программа психологического тренинга, направленного на оптимизацию процесса профессионального планирования для тех, кто уже начал познавать военно-летную сферу, для учеников школы-интерната с первоначальной летной подготовкой (приложение 3).
Таким образом, гипотезы подтверждены, задачи решены, цель достигнута. В будущих исследованиях можно изучать данные взаимосвязи, используя другие методики, а так же вводить дополнительные переменные.



1. Абреу М. Нюттен Ж. Пайшау М. Мотивация, действие и
перспектива будущего. Современная личность: Психологические
исследования. М.: ИП РАН, 2020. 158 с.
2. Абульханова-Славская К.А. Проблема соотношения личности, индивидуальности, субъекта. Современная личность: Психологические исследования. М.: ИП РАН, 2012. 214 с.
3. Абульханова-Славская К.А. Субъект и субъектность: проблема определения качеств. Развитие психологии в системе комплексного человекознания. М.: Институт психологии РАН, 2012. 174 с.
4. Абульханова-Славская К.А., Брушлинский А. Московский период жизни и творчества С. Л. Рубинштейна. Философско- психологическое наследие С.Л. Рубинштейна. . М.: Институт психологии РАН, 2011. 298 с.
5. Абульханова-Славская К.А. Соотношение индивидуальности и личности в свете субъектного подхода. Мир психологии. Научно-методический журнал. 2011. № 1. С. 22-31.
6. Абульханова-Славская К.А. Проблема индивидуальности в психологии. Психология индивидуальности: новые модели и концепции. Коллективная монографияпод ред. Е.Б. Старовойтенко, В.Д. Шадрикова. М.: МПСИ, 2009, 126 с.
7. Абульханова-Славская К.А. Принцип субъекта в отечественной психологии. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2015. Т.2. №4. С. 3-21.
8. Абульханова-Славская К.А. Социальное мышление личности. Современная психология: состояние и перспективы исследований. Часть 3. Социальные представления и мышление личности. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2012. 215 с.
9. Абульханова-Славская К.А., Сайко Э.В., Розин В.М. и др. Субъект действия, взаимодействия, познания. Психологические, философские, социокультурные аспекты. М.Юнити, 2017. 214 с.
10. Абульханова-Славская К.А., Березина Т.Н. Время личности и время жизни, Монография. СПб.: Алетейя, 2001. 512 с.
11. Асмолов А.Г., Братусь Б.С., Зейгарник Б.В., Петровский В.А., Субботский Е.В., Хараш А.У., Цветкова Л.С. О некоторых перспективах исследования смысловых образований личности . Вопросы психологии 2014. №4. С. 36-45.
12. Бодров В.А., Лукьянова П.Ф. Психологическая диагностика уровня сплоченности летных экипажей. Психологический журнал. 1982. Т.3. №5. С. 96-99
13. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности: учеб. пособие для вузов. М.: ПЕРСЭ, 2001.258 с.
14. Бордунов С.В. Развитие теории и практики подготовки офицерского состава в военной школе дореволюционной России второй половины XIX -начала XX века: Дис. . канд. пед. наук. М.: ГАВС, 1992. 214 с.
15. Буг С.В. Об оценке эффективности подготовки военных специалистов. Военная мысль. 2001. № 1. С. 51-52.
16. Бурлачук Л.Ф., Коржова Е.Ю. Психология жизненных ситуаций. М., 1998. 263 с.
17. Выготский Л. С. Психология развития. Избранные работы. М.: Издательство Юрайт, 2021. 281 с.
18. Давыдов В. А. Лучше меньше да лучше? Военное образование. 2004. №11. С. 152-159
19. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. Мир психологии. Научно-методический журнал. 2011. № 1. С. 22-31.
20. Головаха Е.И. Психологическое время личности.
Психологический журнал. 2009. Т. 30. № 1. С. 32-41.
21. Головаха Е.И. Профессиональное самоопределение молодежи. Мир психологии. Научно-методический журнал. 2020. № 6. С. 29-40.
22. Дергач А.А. Акмеологические основы развития
профессионализма - М., 2004. 752 с.
23. Зейгарник Б.В. К вопросу о механизмах развития личности. Вестник Московского университета. Сер. Психология. 1979. №1. С. 3-8.
24. Зейгарник Б.В. Теория личности К. Левина. М.: Изд-во
Московского Университета, 1981. 152 с.
25. Зейгарник Б.В., Рубинштейн С.Я., Психология в годы войны. Вестник Московского университета. Сер. Психология. 1985. №2. С. 8-12.
26. Зимбардо Ф. Ляйппе М. Социальное влияние. М.: Наука, 1980. 196 с.
27. Иванова Н. Л. Профессиональная идентичность и профессиональное пространство, 2004. № 2. С. 148-156.
28. Ихсанова С.Г., Черная Н.Н. Взаимосвязь уровня притязаний и самооценки с профессиональной эффективностью летчиков. Самара, 2007, 114 с.
29. Казаков Н.П., Лесничий В.В., Карпухин А.П. Наука и военная безопасность. 2019. № 3 (18). С. 82-90.
30. Карелин А. К. Большая энциклопедия психологических тестов. М., 2005. 415 с.
31. Климов Е.А. Психология профессионала. М., 1996. 481 с.
32. Коротких В.А. Научно-исследовательская деятельность как фактор личностного и профессионального развития студентов. Материалы международной студенческой научно-практической конференции среди образовательных учреждений СПО. 2018. С. 190-194.
33. Кроник А. Психология человеческих отношений. М.: Институт психологии РАН, 2012. 125 с.
34. Кривин Д.В. Известия высших учебных заведений. 2020. № 3 (55). С. 113-126.
35. Куликова Н.Р. Проблемы и перспективы развития образования. Материалы IX Международной научной конференции. 2018. С. 4-7.
36. Левин К. Теория поля в социальных науках. СПб.: Речь, 2000. 196 с.
37. Левин К. Разрешение социальных конфликтов. СПб.: Речь, 2000. 215 с.
38. Левин К. Динамическая психология: Избранные труды / Под общ. ред. Д. А. Леонтьева и Е. Ю. Патяевой; [сост., пер. с нем. и англ. яз. и науч. ред. Д. А. Деонтьева, Е. Ю. Патяевой]. М.: Смысл, 2001. 215 с.
39. Мальчинский Ф.В. Ведущие параметры внутренней позиции личности курсанта. Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Педагогика и психология. Майкоп: Изд-во АГУ. 2009. Вып. 4. С. 257-262.
40. Мальчинский Ф.В., Огиенко О.Е. О роли субъектов деятельности в возникновении волнующих их событий. Инновационные технологии в образовательном процессе: сб. докл. Краснодар: Изд-во КВАИ, 2004. С. 230¬235.
41. Мандрикова Е.Ю. Прикладная психология как ресурс социально¬экономического развития современной России.: Материалы
межрегиональной научно-практической конференции. Москва, 2005. С. 259-260.
42. Мандрикова Е.Ю. Разработка опросника самоорганизации деятельности (ОСД). Психологическая диагностика. 2010. №2. С. 59-83
43. Маралов В. Г. Психология саморазвития : учебник и практикум для вузов. — 2-е изд., испр. и доп.М.: Издательство Юрайт, 2021. 320 с.
44. Методические рекомендации по организации и проведению профессионального психологического отбора в военно-учебных заведениях Министерства Обороны Российской Федерации. М., 2000. 89 сю
45. Молчанов С. В. Психология подросткового и юношеского
возраста : учебник для вузов . М.: Издательство Юрайт, 2021. 351 с.
46. Науменко А.А. Юность. Наука. Перспектива. Сборник статей Всероссийской студенческой научно-практической конференции. 2020. С. 96¬100.
47. Носс И.Н. Профессиональная психодиагностика:
психологический отбор персонала. И.Н.Носс. М.: «Психотерапия», 2009. - С.358.
48. Нюттен Ж. Мотивация, планирование и действие. М.: Институт психологии РАН, 2012. 258 с.
49. Подготовка офицеров в военных образовательных учреждениях профессионального образования Министерства Обороны Российской Федерации: справочник специальностей (для военных комиссариатов) под общ. ред. Н.А. Панкова. М.: Воениздат, 2004. 255 с.
50. Пономаренко В.А. Воздушный транспорт. 2010. № 10. С. 157-162
51. Практическая психодиагностика: методики и тесты: учеб. Пособие, ред.-сост. Д.Я. Райгородский. Самара: БАХРА-М, 2001. 188 с.
52. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства: учеб. пособие для вузов. М.: Академия, 2004. 199 с.
53. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. — М.: Ин-т практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.—256с.
54. Психические состояния: Хрестоматия/составитель Л.В.Куликов. — СПб.: Питер, 2000. С.56-76.
55. Психология экстремальных ситуаций : хрестоматия / сост. А.Е. Тарас, К.В. Сельченок. М. ; Минск, 2001. 479 с.
56. Психология экстремальных ситуаций : хрестоматия / сост. А.Е. Тарас, К.В. Сельченок. М. ; Минск, 2001. 479 с.
57. Психология в 2 ч. Часть 2. Возрастная и педагогическая психология : учебник для вузов Б. А. Сосновский [и др.] ; под редакцией Б. А. Сосновского. — 3-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2021. 347 с.
58. Психология служебной деятельности : учебник и практикум для вузов А. В. Кокурин [и др.] ; под общей редакцией А. В. Кокурина, В. Е. Петрова, В. И. Екимовой, В. М. Позднякова. М.: Издательство Юрайт, 2021. 375 с.
59. Ральникова И.А., Гурова О.С., Ипполитова Е.А. Жизненные перспективы личности: риски воспроизводства девиантного поведения: монография. Барнаул, 2012. 286 с.
60. Ральникова И.А. Жизненные перспективы личности (психологический контекст) : монография. Барнаул, 2002. 152 с.
61. Ральникова И.А., Гурова О.С., Ипполитова Е.А. Психология жизненного пути человека : учебное пособие И.А. Ральникова. — Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2014. — 237с.
62. Рыжков В.П. Анализ состояния безопасности полетов и профилактической работы в частях армейской авиации за последние 10 лет (1988-1997 гг.)Проблемы безопасности полетов. 1998. № 6. С. 45-57.
63. Фанталова Е.Б. // Диагностика и психотерапия внутреннего конфликт М.: Наука, 2011. 512 с.
64. Фанталова Е.Б. Диагностика ценностей и внутренних конфликтов в общей и клинической психологии. Клиническая и специальная психология. 2013. №1. С. 18-23
65. Феоктистова С. В. Психология : учебное пособие для вузов. 2-е изд., испр. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2021. 234 с.
66. Хомкин А.А.Военная мысль. 2020. № 5. С. 112-120.
67. Шойгу Ю.С. Психология экстремальных ситуаций для спасателей и пожарных. Под общей ред. Ю.С. Шойгу. М.: Смысл, 2007. — 319 с.
68. Anderson, T.W. Introduction to Multivariate Statistical Analisis T.W. Anderson. -N.Y: John Wiley 1958. - 347 p.
69. Lens W., Paixao M., Herrera D., Grobler A. Future time perspective as a motivational variable : content and extension of future goals affect the quantity and quality of motivation . Japanese psychological research. 2012. Vol. 54. N3. P 321-333.
70. Lewin K. Time perspective and morale . Civilian morale. N.Y., 1942.
71. Nuttin J.R. The time perspective in human motivation and learning: proceedings of 17-th international congress of psychology. Amsterdam, 1964. 23 P.
72. Zaleski Z. Personal future in hope and anxiety perspective Psychology of future orientation. Lublin, 1994.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ