Модель процессов при организации ортодонтической помощи в государственных учреждениях здравоохранения стоматологического профиля. Риск-ориентированный подход.
Модель процессов при организации ортодонтической помощи в государственных учреждениях здравоохранения стоматологического профиля. Риск-ориентированный подход.
Список используемой литературы
В 2016 году произошел полный переход государственных учреждений здравоохранения стоматологического профиля на работу в рамках подушевого финансирования в системе ОМС. Быстрый переход и отсутствие опыта работы в новых экономических реалиях породил большое количество перекосов и недоработок. Часть деятельности подверглось жесткому регулированию и мониторингу со стороны учредителей организаций, но «белых пятен» осталось немало.
В частности, такой вид специализированной медицинской помощи как ортодонтия оказался внутри одноканального финансирования. Несмотря на то, что за последние 20 лет в Россию пришли новые технологии и новые подходы к лечению, в большей части государственных медицинских организаций (МО), оказывающих стоматологическую помощь, они не востребованы.
В территориальных программах ОМС перечень работ очень ограниченный и не соответствует реальным объемам оказания помощи населению. Внебюджетная сторона деятельности слабо регламентирована.
А тема непосредственной организации ортодонтической помощи оказалась в подвешенном состоянии, нормативная база недостаточная, стандарты диагностики и лечения, а также клинические рекомендации Минздрава отсутствуют, профстандарты и утвержденные документы профессиональных сообществ эти вопросы не затрагивают.
1. Абакаров, С.И., Тумасян Г.С., Гринин В.М., Сорокин Д.В., Сафарян М.М. Ресурсное обеспечение врачебной численности стоматологической службы в период рыночных отношений (обзор литературы) // Институт Стоматологии. - 2011. - № 53. - С. 8.
2. Алимова, М.Я. Организация специализированной ортодонтической помощи / М.Я. Алимова, М.А. Губин // Метод. рекомендации. - Воронеж, 2004. - 46 с.
3. Алимова, М.Я. Эволюция в ортодонтии / М.Я. Алимова, Л.С. Персин, М.А. Губин . - Воронеж: из-во «Новый взгляд», 2004. - С. 114-118.
4. Алимский, А. В. Медико-социальные и организационные аспекты обращаемости и оказания ортодонтической помощи в современных условиях /А.В. Алимский, И.В. Гуненкова, С.В. Текучева // Экономика и менеджмент в 130 стоматологии. - 2011. - №3 (35). - С. 38-43.
5. Антипова, Н.В. Принципы организации и регулирование деятельности современной ортодонтической зуботехнической лаборатории: автореферат дис. ... кандидата медицинских наук: 14.00.21. // Наталья Владимировна Антипова. – Москва, 2008. - 25 с.
6. Ахметов Е.М. Работа частной стоматологической компании в системе государственного заказа: дис. … к.м.н. - Омск, 2009. - 191 с.
7. Вагнер, В. Д. Экспертная оценка стоматологических учреждений при лицензировании и текущем контроле за их деятельностью / В. Д. Вагнер, А. В. Захаров // Экономика и менеджмент в стоматологии. -2001. – №3(5).- С.43- 46.
8. Вагнер, В.Д. Методические рекомендации по вопросам организации, лицензирования и аккредитации медицинских организаций при виде деятельности по специальности ортодонтия / В.Д. Вагнер, В.Д. Персин, Г.Б.Оспанова, И.В. Гуненкова, М.В. Семериева, В.А. Дистель, Е.Н. Лукьянова // М.: - 2006. - 60 с.
9. Вагнер, В.Д. Состояние нормативно-правовой базы по оказанию стоматологической терапевтической помощи населению/В.Д. Вагнер, Д.А. Умарова // «Журнал Дентал Юг» г. Краснодар. -2011. - №1-2.
10. Вишняков Н.И., Данилов Е.О., Михайлов И.В. Изучение качества ортопедической помощи по результатам социологического опроса пациентов // Институт Стоматологии. - 2001. - № 1. - С. 6-10.
11. Гринин В.М., Касимовская Н.А. Организация стоматологической помощи населению. Глава 6 // Общественное здоровье и здравоохранение, экономика здравоохранения. - М., Изд. ГЭОТАР-Медиа, 2013. - 688 с. - С. 399-428.
12. Канукоева Е.Ю. Медико-организационная характеристика врачебного состава стоматологических учреждений и потребность в их последипломном обучении; дис. …к.м.н. - М., 2008. - 114 с.
13. Карлова П.О., Казанцев В.С., Брыксина Н.В. К проблеме оценки качества работы консультативнодиагностических поликлиник // Проблемы управления здравоохранением. - 2011. - № 2 (57). - С. 26-30.
14. Карпова О.В. Организация и качество стоматологической помощи в оценках медицинских работников // Здравоохранение РФ. - 2015. - № 1(59) - С. 36-39.
15. Каялов Р.М., Абакаров С.И., Гринин В.М. Качество стоматологической хирургической помощи и удовлетворённость ею пациентов государственных и муниципальных поликлиник // Стоматология. - 2017. - № 5 (96). - С. 24-27.
16. Кицул И.С., Лебеденко И.Ю., Арутюнов С.Д. Прогнозирование потребности населения Российской Федерации в ортопедическом стоматологическом лечении полного отсутствия зубов // Российский вестник дентальной имплантологии. - 2010. - № 1. - С. 113-117.
17. Кузьменко В.А. Неценовые способы повышения конкурентоспособности предприятия в условиях рыночной экономики: автореф. дис. … к.э.н. - М., 2001. - 21 с.
18. Кулаков А.А., Шестаков В.Т., Бутова В.Г. Экспертиза качества стоматологической помощи (организационные аспекты). - М: ФГУ «ЦНИИС и ЧЛХ» Минздравсоцразвития России, 2010. - 383 с.
19. Курбанов О.Р., Абакаров С.И., Гринин В.М. Особенности маркетинговых стратегий для негосударственных стоматологических учреждений // Стоматология. - 2006. - № 4. - С. 48-51.
20. Курбанов О.Р., Гринин В.М., Абакаров С.И., Тумасян Г.С., Ерканян И.М. Клинико-организационные особенности обращаемости пациентов на терапевтическом стоматологическом приёме в учреждениях разных форм собственности // Стоматолог. - 2007. - № 8. - С. 7-12.
21. Кусов С.В. Цена медицинской услуги как средство повышения доступности и качества помощи // Главврач. - 2007. - № 12. - С. 80-83.
22. Кустов И.Н. Совершенствование организации ортопедической помощи населению в негосударственных стоматологических организациях: дис. …к.м.н. - М., 2005. - 116 с.
23. Лаврова Г. Н., Меликян Л. Т. Анализ рынка стоматологических услуг города Владимира // Экономика и управление: проблемы и решения. - 2021. - № 7(115). - С. 70-74.
24. Малыгин, Ю. М. Клинико-лабораторное обоснование топикоморфометрической диагностики зубочелюстно-лицевых аномалий и совершенствование методов их лечения: автореф. дис. … док. мед. наук: 14.00.21 / Малыгин Юрий Михайлович: - Москва, 1991. - 32 с.
25. Малыгин, Ю. М. Планирование объема, срока и стоимости ортодонтического лечения в зависимости от степени его трудности / Ю.М. Малыгин // Достижения в стоматологии и пути совершенствования постдипломного стоматологического образования. - М.: - 2001. - С. 75- 79.
26. Мурзова Т.В. Социологическое исследование мнения пациентов с целью повышения качества стоматологической помощи // Проблемы управления здравоохранением. - 2010. - № 4. - С. 34-42.
27. Мушников Д.Л., Васильева Т.П., Сазанов В.В., Осипов М.Ю., Живой А.И., Водолажская С.В., Васильев М.Д. Методологические и тактические аспекты комплексной оценки культуры медицинского учреждения // Проблемы управления здравоохранением. - 2011. - № 1 (56). - С. 26-30.
28. Назаренко Г.И., Полубенцева Е.И. Управление качеством медицинской помощи. - М., Медицина, 2000. - 368 с.
29. Найговзина Н.Б., Лучинский А.В. Государственные гарантии на медицинскую стоматологическую помощь в амбулаторных условиях // Стоматология. - 2015. - № 4. - С. 12-15.
30. Оспанова, Г.Б. Развитие материальной базы ортодонтической клиники / Г.Б. Оспанова, О.И. Арсенина, М.В. Пшеничный, и др // Стоматология. - 1997. - № 6. - С. 61-64.
31. Персин, Л.С. Аккредитация стоматологических учреждений и организаций для обеспечения качества ортодонтической помощи / Л.С. Персин, И.В. Гуненкова, В.Д. Вагнер, Г.Б. Оспанова, Е.Н. Лукьянова Е.Н. // Ортодонтический реферативный журнал. - 2004.- №3. - 46 с.
32. Персин, Л.С. История ортодонтии: предпосылки к возникновению специальности / Л.С. Персин, М.Я. Алимова // Стоматология. - 2004. - №3. - С. 78- 80.
33. Персин, Л.С. Материально-техническое обеспечение рабочего места врача - стоматолога для оказания ортодонтической помощи / Л.С. Персин, И.В. Гуненкова, В.Д. Вагнер, Г.Б. Оспанова, Е.Н. Лукьянова // Ортодонтический реферативный журнал. - 2004. - №3. - 43 с.
34. Петрова, Н.Г., Балохина С.А., Мартиросян М.М. Мнение пациентов как важный критерий качества медицинской помощи // Проблемы управления здравоохранением. - 2009. - № 1. - С. 59-61.
35. Попов, Д.Н. Российские инструменты для зубных техников / Д.Н. Попов // Стоматология для всех. - 1997. - № 1. - С.61.
36. Предтеченский, Н.Н. Клинико-организационное изучение оказания ортопедической стоматологической помощи населению в стоматологических учреждениях негосударственного сектора: дис. … к.м.н. - Тверь, 2004. - 146 с.
37. Пухов, С.Е. Научное обоснование системы контроля качества медицинской помощи в стоматологической медицинской организации: дис. … к.м.н. - СПб., 2004. - 139 с
38. Семенюк, В.М., Ахметов Е.М., Федоров В.Е. Результаты организации эффективности ортопедического лечения и качества зубных протезов (данные социологического исследования) // Институт Стоматологии. - 2017. - №1. - С. 26-29.
39. Смайловская, М.С. Маркетинговые подходы к управлению здравоохранением. - дис. … д.э.н. - М., 2006. - 340 с.
40. Суслин, С.А. Современные подходы к определению качества медицинской помощи // Здравоохранение. - 2010. - № 9. - С. 25-32.
41. Тамазян, Н.Г. Обзор проблем в оказании стоматологической помощи и пути их решения // Международный студенческий научный вестник. - 2016. - № 2. - С. 48
42. Филимонов, А.В. Социальная роль частной стоматологии в современных условиях; дис. … к.м.н. - Волгоград, 2008. - 139 с.
43. Хайруллина, И.С. Обоснование способов обеспечения населения бесплатными медицинскими услугами: дис. …к.э.н. - СПб, 2011. - 192 с.
44. Хорошилкина, Ф. Я. Ортодонтия. Лечение зубочелюстно - лицевых аномалий современными ортодонтическими аппаратами. Клинические и технические этапы их изготовления. Книга 1 / Ф.Я. Хорошилкина, Л.С. Персин. - М.: ООО «Ортодетн-Инфо», 1999. - С. 84-93.
45. Хорошилкина, Ф.Я. Отечественная ортодонтия. Прошлое, настоящее, будущее / Ф.Я. Хорошилкина, Л.С. Персин, В.П. – Краснодар: Советская Кубань, 2009. - С. 75-112.
46. Шляпников, В.В., Калмыков А.А. Обеспечение реализации Программы государственных гарантий в здравоохранении при оказании медицинской помощи контингенту негосударственных коммерческих медицинских организаций // Экономика здравоохранения. - 2011. - № 5-6 (156). - С. 15-18.
47. Шматов, К.В. Научное обоснование совершенствования системы управления частной стоматологической организацией: дис. … к.м.н. - Оренбург, 2012. - 147 с
48. Щепин В.О., Габуева Л.А. Экономическая и правовая основы государственного и частного здравоохранения // Здравоохранение. - 2005. - № 4. - С. 23-25.