«Передышка» как инновационная социальная услуга для семей, воспитывающих детей с ТМНР, в Алтайском крае
|
Глава I. Теоретико-методологические основы исследования «Передышки» как инновационной социальной услуги, предоставляемой семьям, воспитывающим детей с ТМНР 11
1.1. Особенности функционирования семей, воспитывающих детей с
ТМНР 11
1.2. «Передышка» как инновационная социальная услуга для семей,
воспитывающих детей с ТМНР: теоретико-методологический анализ 16
1.3. Нормативно-правовые основы предоставления социальной услуги
«Передышка» семьям, воспитывающим детей с инвалидностью, в Алтайском крае 21
1.4. Опыт предоставления «Передышки» семьям, воспитывающим
детей с ТМНР, в регионах Российской Федерации 33
Глава II. Возможности и ограничения реализации «Передышки» как инновационной социальной услуги, предоставляемой семьям, воспитывающим детей с ТМНР, в Алтайском крае 39
2.1. Методика исследования возможностей и трудностей реализации
«Передышки» как инновационной социальной услуги для семей, воспитывающих детей с ТМНР, в Алтайском крае 39
2.2. Анализ результатов исследования возможностей и трудностей реализации «Передышки» как инновационной социальной услуги для семей,
воспитывающих детей с ТМНР, в Алтайском крае 43
Заключение 62
Список литературы 65
Приложение 1 75
Приложение 2 76
Приложение 3 77
1.1. Особенности функционирования семей, воспитывающих детей с
ТМНР 11
1.2. «Передышка» как инновационная социальная услуга для семей,
воспитывающих детей с ТМНР: теоретико-методологический анализ 16
1.3. Нормативно-правовые основы предоставления социальной услуги
«Передышка» семьям, воспитывающим детей с инвалидностью, в Алтайском крае 21
1.4. Опыт предоставления «Передышки» семьям, воспитывающим
детей с ТМНР, в регионах Российской Федерации 33
Глава II. Возможности и ограничения реализации «Передышки» как инновационной социальной услуги, предоставляемой семьям, воспитывающим детей с ТМНР, в Алтайском крае 39
2.1. Методика исследования возможностей и трудностей реализации
«Передышки» как инновационной социальной услуги для семей, воспитывающих детей с ТМНР, в Алтайском крае 39
2.2. Анализ результатов исследования возможностей и трудностей реализации «Передышки» как инновационной социальной услуги для семей,
воспитывающих детей с ТМНР, в Алтайском крае 43
Заключение 62
Список литературы 65
Приложение 1 75
Приложение 2 76
Приложение 3 77
Работа подготовлена в рамках выполнения проектов полного жизненного цикла. В 2019 - 2021 гг. автор работы является участником международного проекта «Наставники и ученики» Благотворительного фонда «Фонд поддержки слепоглухих «Со-единение» (Приложение 1). Научное руководство: Сиротина Т.В., к.с.н., доцент кафедры социальной работы института социальных наук АлтГУ. Научные консультанты проекта: Саломатина И.В., к.п.н., доцент ФГНУ «Институт коррекционной
педагогики» РАО; Душкина В.А., руководитель молодежных проектов БАНО «Ясенева Поляна» (Приложение 2).
Актуальность исследования.
Семья ребенка с нарушениями слуха и зрения и иными тяжелыми и множественными нарушениями развития (далее - ТМНР) ничем кардинально не отличается от любой другой семьи. Но появление такого ребенка - сложнейшее испытание, при котором семья нуждается в объективной информации, поддержке значимых людей, социальных ресурсах и квалифицированной помощи специалистов. Невозможно точно предсказать, как повлияют на семью нарушения того или иного типа. Помимо вида и степени нарушений важную роль в приспособлении семьи играют иные факторы. На реакцию семьи влияют исходная картина болезни, ее течение, прогноз и другие, связанные с ней переменные. Исследователи отмечают, что особое значение для судьбы семьи особого ребенка имеют количество и качество доступных семейных и общественных ресурсов помощи и поддержки. У большинства таких детей отсутствуют навыки самообслуживания: без помощи близких они не могут принять пищу, сходить в туалет, умыться и даже поспать. Наличие сенсорных, двигательных и иных нарушений у детей затрудняет и процесс их коммуникации с родителями. Современный ребенок с ТМНР - это чаще всего ребенок с тяжелой формой детского паралича, осложненной соматическими, сенсорными, интеллектуальными и речевыми нарушениями [36].
Социальная значимость инновационной социальной услуги «Передышка» делает актуальным вопрос включения данной услуги в число поддерживаемых государством социальных услуг. Реализация услуги позволит семьям, воспитывающим детей с инвалидностью, посвятить время самореализации, заняться интересными делами, улучшить качество их жизни. Инновационная социальная услуга «Передышка» является в настоящее время особо востребованной среди семей, воспитывающих детей с ТМНР. Все это обуславливает актуальность исследования возможностей и ограничений реализации «Передышки» как инновационной социальной услуги семьям, воспитывающим детей с ТМНР, в Алтайском крае.
Степень научной разработанности темы
В исследованиях, проведенных В.А. Вишневским, Б.А. Воскресенским, Р.Ф. Майрамян, И.А. Скворцовым, Л.М. Шипициной и др., описывается психотравмирующее влияние ребенка с нарушениями развития на отношения в семье.
Теоретические и практические аспекты проблем детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих ребенка с нарушениями развития, представлены в работах Т.Г. Богдановой, А.И. Захарова, Б.Д. Корсунской, Н.В. Мазуровой, Е.М. Мастюковой, А.Г. Московкиной, А.Р. Маллера, А.Н. Смирновой, А.С. Спиваковской, Л.М. Шипицыной и др. Данной проблеме посвящены работы таких зарубежных авторов, как Д. Добсон, Р. Скиннер, Д. Клингз, Н. Финни, К. Флейк Хобсон и др. Эти исследования в основном касаются разработки специальных мер, направленных на реабилитацию детей конкретных нозологий.
Вопросы изучения взаимоотношений в семье, особенностей семейного воспитания, направлений и форм работы с семьями, воспитывающими детей с нарушениями развития, отражены в трудах В.В. Ткачевой, И.Ю. Левченко, Е.А. Стребелевой, Г.А. Мишиной, А.С. Спиваковской, Э.Г Эйдмиллера и др.
Особое влияние на исследование вопроса психологического сопровождения детей со сложными нарушениями в семье оказали научные труды Т.А. Басиловой. Проблеме детско-родительского общения в семьях глухих детей уделяется особое внимание в работах А.Ю. Хохловой. Подробному описанию опыта консультирования семьи, воспитывающей ребёнка с врожденной слепотой, посвящены исследования М. Брамбинга. Вопросам развивающего ухода за детьми с ТМНР посвящены работы под ред. А. Л. Битовой, О. С. Бояршиновой.
При этом научно-исследовательских работ, касающихся реализации «Передышки» как инновационной социальной услуги семьям, воспитывающим детей с ТМНР, нет.
Объектом исследования является «Передышка» как инновационная социальная услуга, предоставляемая семьям, воспитывающим детей с ТМНР.
Предметом исследования выступают возможности реализации «Передышки» как инновационной социальной услуги, предоставляемой семьям, воспитывающим детей с ТМНР, в Алтайском крае.
Цель исследования заключается в выявлении возможностей и ограничений реализации «Передышки» как инновационной социальной услуги семьям, воспитывающим детей с ТМНР, в Алтайском крае.
Задачи:
1. Проанализировать особенности функционирования семей, воспитывающих детей с ТМНР.
2. Провести теоретико-методологический анализ «Передышки» как инновационной социальной услуги, предоставляемой семьям, воспитывающим детей с ТМНР.
3. Проанализировать нормативно-правовые возможности
предоставления «Передышки» как инновационной социальной услуги семьям, воспитывающим детей с ТМНР, в Алтайском крае.
4. Проанализировать опыт предоставления «Передышки» как социальной услуги семьям, воспитывающим детей с ТМНР в регионах России.
5. Разработать методику исследования возможностей и ограничений реализации «Передышки» как инновационной социальной услуги, предоставляемой семьям, воспитывающим детей с ТМНР, в Алтайском крае.
6. Проанализировать возможности и трудности реализации «Передышки» как инновационной социальной услуги, предоставляемой семьям, воспитывающим детей с ТМНР, в регионе.
Гипотезы:
1. Скорее всего, особенности функционирования семей, воспитывающих детей с ТМНР, проявляются на психологическом, соматическом, социальном уровнях.
2. Вероятно, оптимальной теоретико-методологической основой исследования «Передышки» как инновационной социальной услуги, предоставляемой семьям, воспитывающим детей с ТМНР, является экосистемная модель социальной работы.
3. Возможно, в нормативно-правовых документах Алтайского края присутствует социальная услуга, характеристика которой отчасти соответствует услуге «Передышка».
4. Скорее всего, опыт предоставления «Передышки» как инновационной социальной услуги, предоставляемой семьям, воспитывающим детей с ТМНР, в других регионах России является положительным.
5. Предположительно, что реализация «Передышки» как инновационной социальной услуги, предоставляемой семьям, воспитывающим детей с ТМНР, в Алтайском крае возможна при методической и консультационной помощи специалистам организаций социального обслуживания.
6. Вероятно, трудности реализации «Передышки» как инновационной социальной услуги, предоставляемой семьям, воспитывающим детей с ТМНР, в Алтайском крае заключаются в недостатке навыков и знаний у специалистов для предоставления данной услуги .
Теоретико-методологические основы исследования:
Экосистемная модель социальной работы позволяет исследовать взаимодействие между семьей и системой социального обслуживания, государственными и негосударственными поставщиками услуг. Идеи, которые служат основой теории семейных систем и социально- экологической модели, были выдвинуты Ури Бренфенбреннер, Аланом Пинкусом, Анной Минахан, Милтоном Селигманом, Бенджамином Дарлингом и др.
Методы исследования:
• анализ научной литературы, анализ нормативно-правовых документов;
• анкетирование специалистов организаций социального обслуживания, НКО Алтайского края и волонтеров.
Эмпирическую базу исследования составили данные, полученные в результате проведённого анкетирования специалистов организаций социального обслуживания Алтайского края, НКО и волонтеров, N=102.
Основные положения, выносимые на публичную защиту:
1. Особенности функционирования семей, воспитывающих детей с ТМНР, проявляются на психологическом, соматическом, социальном уровнях, а именно: законные представители испытывают большой уровень нагрузок, что приводит к различным соматическим заболеваниям; часто переживают чувство изолированности, подавленности и беспомощности, в семьях отмечается негативное психоэмоциональное состояние родителей ; социальные контакты семей ограничены.
2. Оптимальной теоретико-методологической основой
исследования «Передышки» как инновационной социальной услуги, предоставляемой семьям, воспитывающим детей с ТМНР, является экосистемная модель социальной работы, так как позволяет исследовать взаимодействие между семьей и системой социального обслуживания, государственными и негосударственными поставщиками социальных услуг.
3. В нормативно-правовых документах Алтайского края описана услуга кратковременного присмотра за детьми, характеристика которой отчасти соответствует социальной услуге «Передышка» для семей, воспитывающих детей с инвалидностью. Вместе с тем, условия реализации услуги кратковременного присмотра за детьми ограничены в регионе.
4. Существует успешный опыт внедрения «Передышки» как инновационной социальной услуги, предоставляемой семьям, воспитывающим детей с ТМНР, в список действующих технологий и услуг.
5. Возможностями реализации инновационной социальной услуги «Передышка» для семей, воспитывающих детей с ТМНР, в Алтайском крае являются: готовность специалистов обучаться предоставлению услуги на дому; оказание методической и консультационной помощи сотрудниками БФ «Фонд поддержки слепоглухих «Со-единение».
6. Основными трудностями внедрения «Передышки» как инновационной социальной услуги для семей, воспитывающих детей с ТМНР, в Алтайском крае являются: недостаток опыта и знаний у специалистов для предоставления данной услуги, нехватка ресурсов для предоставления услуги на дому на постоянной основе.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что ее результаты вносят вклад в развитие теоретико-методологических основ исследования «Передышки» как инновационной социальной услуги для семей, воспитывающих детей с ТМНР.
Практическая значимость работы определяется тем, что положения и выводы диссертационного исследования способствуют внедрению инновационной социальной услуги «Передышка» для семей, воспитывающих детей с ТМНР, в Алтайском крае; а также могут быть использованы в преподавании учебных курсов по инвалидности, социальному обслуживанию.
Апробация результатов исследования:
1. Дубровина, Я.Ю. Краткосрочный присмотр за детьми с нарушениями слуха и зрения в семье как технология социального обслуживания // Социология в современном мире: наука, образование, творчество: сборник статей / под ред. О.Н. Колесниковой, Е.А. Попова; Министерство науки и высшего образования РФ, Алтайский государственный университет. — Вып. 12. — Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2020.
2. Дубровина, Я.Ю. «Передышка» как инновационная социальная услуга для семей, воспитывающих детей с ТМНР, в Алтайском крае /Я.Ю. Дубровина, Т.В. Сиротина // Социальная интеграция и развитие этнокультур в евразийском пространстве: сборник материалов международной научной конференции / отв. ред. С. Г. Максимова. - Вып. 9. Том 3. - Барнаул: ИП Колмогоров И. А., 2020.
3. Дубровина, Я.Ю. Социальная интеграция семей с детьми с бисенсорными нарушениями (по результатам исследования в Алтайском крае) / Я.Ю. Дубровина, Т.В. Сиротина // Социальная интеграция и развитие этнокультур в евразийском пространстве. - 2019. - Т. 2. - №8. - С. 310-314.
4. Дубровина, Я.Ю. «Передышка» как инновационная социальная услуга для семей, воспитывающих детей с ТМНР, в Алтайском крае» Альманах научно-исследовательских работ студентов и молодых ученых: матер. Всерос. науч.-практ. конф. «Детство в современном мире - 2020». Вып. 8 / отв. за вып. Л.В. Коломийченко, О.Р. Ворошнина, О.Н. Тверская; Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. - Пермь, 2020.
5. Сиротина, Т.В. Доступность услуг для инвалидов в стационарных
организациях социального обслуживания Алтайского края: сравнительный анализ / Т.В. Сиротина, А.Ю. Нагих, Я.Ю. Дубровина, А.О. Щербинина // Социодинамика [Электронный ресурс] - 2020. - №12. - С. 86-95. DOI: 10.25136/2409-7144.2020.12.34538 - URL.:
https//nbpublish.com/library_read_article.php?i=34538. (дата обращения:
29.04.2021).
6. Дубровина, Я.Ю. ««Передышка» для семей, воспитывающих детей с ТМНР, в Алтайском крае: нормативно-правовое регулирование» / Я.Ю. Дубровина, ТВ. Сиротина //, DBI Review Russia. № 6. М.: Академия «Со-единение» [В печати].
Структура и объем работы:
Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. Основное содержание работы изложено на 83 страницах.
педагогики» РАО; Душкина В.А., руководитель молодежных проектов БАНО «Ясенева Поляна» (Приложение 2).
Актуальность исследования.
Семья ребенка с нарушениями слуха и зрения и иными тяжелыми и множественными нарушениями развития (далее - ТМНР) ничем кардинально не отличается от любой другой семьи. Но появление такого ребенка - сложнейшее испытание, при котором семья нуждается в объективной информации, поддержке значимых людей, социальных ресурсах и квалифицированной помощи специалистов. Невозможно точно предсказать, как повлияют на семью нарушения того или иного типа. Помимо вида и степени нарушений важную роль в приспособлении семьи играют иные факторы. На реакцию семьи влияют исходная картина болезни, ее течение, прогноз и другие, связанные с ней переменные. Исследователи отмечают, что особое значение для судьбы семьи особого ребенка имеют количество и качество доступных семейных и общественных ресурсов помощи и поддержки. У большинства таких детей отсутствуют навыки самообслуживания: без помощи близких они не могут принять пищу, сходить в туалет, умыться и даже поспать. Наличие сенсорных, двигательных и иных нарушений у детей затрудняет и процесс их коммуникации с родителями. Современный ребенок с ТМНР - это чаще всего ребенок с тяжелой формой детского паралича, осложненной соматическими, сенсорными, интеллектуальными и речевыми нарушениями [36].
Социальная значимость инновационной социальной услуги «Передышка» делает актуальным вопрос включения данной услуги в число поддерживаемых государством социальных услуг. Реализация услуги позволит семьям, воспитывающим детей с инвалидностью, посвятить время самореализации, заняться интересными делами, улучшить качество их жизни. Инновационная социальная услуга «Передышка» является в настоящее время особо востребованной среди семей, воспитывающих детей с ТМНР. Все это обуславливает актуальность исследования возможностей и ограничений реализации «Передышки» как инновационной социальной услуги семьям, воспитывающим детей с ТМНР, в Алтайском крае.
Степень научной разработанности темы
В исследованиях, проведенных В.А. Вишневским, Б.А. Воскресенским, Р.Ф. Майрамян, И.А. Скворцовым, Л.М. Шипициной и др., описывается психотравмирующее влияние ребенка с нарушениями развития на отношения в семье.
Теоретические и практические аспекты проблем детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих ребенка с нарушениями развития, представлены в работах Т.Г. Богдановой, А.И. Захарова, Б.Д. Корсунской, Н.В. Мазуровой, Е.М. Мастюковой, А.Г. Московкиной, А.Р. Маллера, А.Н. Смирновой, А.С. Спиваковской, Л.М. Шипицыной и др. Данной проблеме посвящены работы таких зарубежных авторов, как Д. Добсон, Р. Скиннер, Д. Клингз, Н. Финни, К. Флейк Хобсон и др. Эти исследования в основном касаются разработки специальных мер, направленных на реабилитацию детей конкретных нозологий.
Вопросы изучения взаимоотношений в семье, особенностей семейного воспитания, направлений и форм работы с семьями, воспитывающими детей с нарушениями развития, отражены в трудах В.В. Ткачевой, И.Ю. Левченко, Е.А. Стребелевой, Г.А. Мишиной, А.С. Спиваковской, Э.Г Эйдмиллера и др.
Особое влияние на исследование вопроса психологического сопровождения детей со сложными нарушениями в семье оказали научные труды Т.А. Басиловой. Проблеме детско-родительского общения в семьях глухих детей уделяется особое внимание в работах А.Ю. Хохловой. Подробному описанию опыта консультирования семьи, воспитывающей ребёнка с врожденной слепотой, посвящены исследования М. Брамбинга. Вопросам развивающего ухода за детьми с ТМНР посвящены работы под ред. А. Л. Битовой, О. С. Бояршиновой.
При этом научно-исследовательских работ, касающихся реализации «Передышки» как инновационной социальной услуги семьям, воспитывающим детей с ТМНР, нет.
Объектом исследования является «Передышка» как инновационная социальная услуга, предоставляемая семьям, воспитывающим детей с ТМНР.
Предметом исследования выступают возможности реализации «Передышки» как инновационной социальной услуги, предоставляемой семьям, воспитывающим детей с ТМНР, в Алтайском крае.
Цель исследования заключается в выявлении возможностей и ограничений реализации «Передышки» как инновационной социальной услуги семьям, воспитывающим детей с ТМНР, в Алтайском крае.
Задачи:
1. Проанализировать особенности функционирования семей, воспитывающих детей с ТМНР.
2. Провести теоретико-методологический анализ «Передышки» как инновационной социальной услуги, предоставляемой семьям, воспитывающим детей с ТМНР.
3. Проанализировать нормативно-правовые возможности
предоставления «Передышки» как инновационной социальной услуги семьям, воспитывающим детей с ТМНР, в Алтайском крае.
4. Проанализировать опыт предоставления «Передышки» как социальной услуги семьям, воспитывающим детей с ТМНР в регионах России.
5. Разработать методику исследования возможностей и ограничений реализации «Передышки» как инновационной социальной услуги, предоставляемой семьям, воспитывающим детей с ТМНР, в Алтайском крае.
6. Проанализировать возможности и трудности реализации «Передышки» как инновационной социальной услуги, предоставляемой семьям, воспитывающим детей с ТМНР, в регионе.
Гипотезы:
1. Скорее всего, особенности функционирования семей, воспитывающих детей с ТМНР, проявляются на психологическом, соматическом, социальном уровнях.
2. Вероятно, оптимальной теоретико-методологической основой исследования «Передышки» как инновационной социальной услуги, предоставляемой семьям, воспитывающим детей с ТМНР, является экосистемная модель социальной работы.
3. Возможно, в нормативно-правовых документах Алтайского края присутствует социальная услуга, характеристика которой отчасти соответствует услуге «Передышка».
4. Скорее всего, опыт предоставления «Передышки» как инновационной социальной услуги, предоставляемой семьям, воспитывающим детей с ТМНР, в других регионах России является положительным.
5. Предположительно, что реализация «Передышки» как инновационной социальной услуги, предоставляемой семьям, воспитывающим детей с ТМНР, в Алтайском крае возможна при методической и консультационной помощи специалистам организаций социального обслуживания.
6. Вероятно, трудности реализации «Передышки» как инновационной социальной услуги, предоставляемой семьям, воспитывающим детей с ТМНР, в Алтайском крае заключаются в недостатке навыков и знаний у специалистов для предоставления данной услуги .
Теоретико-методологические основы исследования:
Экосистемная модель социальной работы позволяет исследовать взаимодействие между семьей и системой социального обслуживания, государственными и негосударственными поставщиками услуг. Идеи, которые служат основой теории семейных систем и социально- экологической модели, были выдвинуты Ури Бренфенбреннер, Аланом Пинкусом, Анной Минахан, Милтоном Селигманом, Бенджамином Дарлингом и др.
Методы исследования:
• анализ научной литературы, анализ нормативно-правовых документов;
• анкетирование специалистов организаций социального обслуживания, НКО Алтайского края и волонтеров.
Эмпирическую базу исследования составили данные, полученные в результате проведённого анкетирования специалистов организаций социального обслуживания Алтайского края, НКО и волонтеров, N=102.
Основные положения, выносимые на публичную защиту:
1. Особенности функционирования семей, воспитывающих детей с ТМНР, проявляются на психологическом, соматическом, социальном уровнях, а именно: законные представители испытывают большой уровень нагрузок, что приводит к различным соматическим заболеваниям; часто переживают чувство изолированности, подавленности и беспомощности, в семьях отмечается негативное психоэмоциональное состояние родителей ; социальные контакты семей ограничены.
2. Оптимальной теоретико-методологической основой
исследования «Передышки» как инновационной социальной услуги, предоставляемой семьям, воспитывающим детей с ТМНР, является экосистемная модель социальной работы, так как позволяет исследовать взаимодействие между семьей и системой социального обслуживания, государственными и негосударственными поставщиками социальных услуг.
3. В нормативно-правовых документах Алтайского края описана услуга кратковременного присмотра за детьми, характеристика которой отчасти соответствует социальной услуге «Передышка» для семей, воспитывающих детей с инвалидностью. Вместе с тем, условия реализации услуги кратковременного присмотра за детьми ограничены в регионе.
4. Существует успешный опыт внедрения «Передышки» как инновационной социальной услуги, предоставляемой семьям, воспитывающим детей с ТМНР, в список действующих технологий и услуг.
5. Возможностями реализации инновационной социальной услуги «Передышка» для семей, воспитывающих детей с ТМНР, в Алтайском крае являются: готовность специалистов обучаться предоставлению услуги на дому; оказание методической и консультационной помощи сотрудниками БФ «Фонд поддержки слепоглухих «Со-единение».
6. Основными трудностями внедрения «Передышки» как инновационной социальной услуги для семей, воспитывающих детей с ТМНР, в Алтайском крае являются: недостаток опыта и знаний у специалистов для предоставления данной услуги, нехватка ресурсов для предоставления услуги на дому на постоянной основе.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что ее результаты вносят вклад в развитие теоретико-методологических основ исследования «Передышки» как инновационной социальной услуги для семей, воспитывающих детей с ТМНР.
Практическая значимость работы определяется тем, что положения и выводы диссертационного исследования способствуют внедрению инновационной социальной услуги «Передышка» для семей, воспитывающих детей с ТМНР, в Алтайском крае; а также могут быть использованы в преподавании учебных курсов по инвалидности, социальному обслуживанию.
Апробация результатов исследования:
1. Дубровина, Я.Ю. Краткосрочный присмотр за детьми с нарушениями слуха и зрения в семье как технология социального обслуживания // Социология в современном мире: наука, образование, творчество: сборник статей / под ред. О.Н. Колесниковой, Е.А. Попова; Министерство науки и высшего образования РФ, Алтайский государственный университет. — Вып. 12. — Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2020.
2. Дубровина, Я.Ю. «Передышка» как инновационная социальная услуга для семей, воспитывающих детей с ТМНР, в Алтайском крае /Я.Ю. Дубровина, Т.В. Сиротина // Социальная интеграция и развитие этнокультур в евразийском пространстве: сборник материалов международной научной конференции / отв. ред. С. Г. Максимова. - Вып. 9. Том 3. - Барнаул: ИП Колмогоров И. А., 2020.
3. Дубровина, Я.Ю. Социальная интеграция семей с детьми с бисенсорными нарушениями (по результатам исследования в Алтайском крае) / Я.Ю. Дубровина, Т.В. Сиротина // Социальная интеграция и развитие этнокультур в евразийском пространстве. - 2019. - Т. 2. - №8. - С. 310-314.
4. Дубровина, Я.Ю. «Передышка» как инновационная социальная услуга для семей, воспитывающих детей с ТМНР, в Алтайском крае» Альманах научно-исследовательских работ студентов и молодых ученых: матер. Всерос. науч.-практ. конф. «Детство в современном мире - 2020». Вып. 8 / отв. за вып. Л.В. Коломийченко, О.Р. Ворошнина, О.Н. Тверская; Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. - Пермь, 2020.
5. Сиротина, Т.В. Доступность услуг для инвалидов в стационарных
организациях социального обслуживания Алтайского края: сравнительный анализ / Т.В. Сиротина, А.Ю. Нагих, Я.Ю. Дубровина, А.О. Щербинина // Социодинамика [Электронный ресурс] - 2020. - №12. - С. 86-95. DOI: 10.25136/2409-7144.2020.12.34538 - URL.:
https//nbpublish.com/library_read_article.php?i=34538. (дата обращения:
29.04.2021).
6. Дубровина, Я.Ю. ««Передышка» для семей, воспитывающих детей с ТМНР, в Алтайском крае: нормативно-правовое регулирование» / Я.Ю. Дубровина, ТВ. Сиротина //, DBI Review Russia. № 6. М.: Академия «Со-единение» [В печати].
Структура и объем работы:
Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. Основное содержание работы изложено на 83 страницах.
На основании всей проделанной работы, можно сделать следующие выводы о том, что в первую очередь, проблема является и будет, является актуальной ещё долгое время. Даже после принятия приказа о внедрении данной социальной услуги в перечень социальных услуг Алтайского края должно пройти немало времени на усовершенствование предыдущих технологий работы с семьёй на дому, переквалифицирование специалистов социального обслуживания по работе с детьми с ТМНР, налаживание организации и предоставления данной услуги, согласование тарифов и объема ее предоставления. При анализе теоретического аспекта было выяснено, что главной целью всей работы и последующих исследований в этой области должно являться изменение самосознания родителей, формирования их позитивного восприятия детей с нарушениями слуха и зрения, это поможет наладить отношения с ребенком, нацелит родителей на обеспечение своим детям оптимальной социальной адаптации. Также, ко всему этому стоит добавить информирование родителей об имеющихся законах Российской Федерации, принятых, чтобы обеспечить нормальное функционирование детей с нарушениями слуха и зрения в обществе. Законные представители должны быть уверены в том, что их дети имеют права на получение различного рода социальных услуг в определённой форме и в определённых учреждениях социальной защиты населения. В законах РФ прописаны особенности деятельности специалистов, работающих с семьями с детьми с нарушениями слуха и зрения, права и обязанности самих законных представителей детей. Знание основных законов, правил и порядков получения и предоставления услуг в учреждениях полустационарного социального обслуживания даёт возможность законным представителям детей в полной мере пользоваться этими услугами, а специалистам удовлетворять потребности категорий граждан, в том числе лиц с ОВЗ и их семей.
При решении основной задачи проведения исследования и анализа результатов эмпирического исследования возможностей реализации «Передышка», как инновационной социальной услуги для семей, воспитывающих детей с ТМНР, мотивации и готовности специалистов к работе с семьями с детьми с ТМНР в Алтайском крае удалось выяснить на основе каких социальных услуг Алтайского края можно ввести данную инновационную социальную услугу в регион. Услуга «Передышка» включает в себя особенности социально-бытовых услуг, социально-психологических и педагогических услуг, а также услуг в целях повышения комммуникативного потенциала ребенка. Благодаря проведенному исследованию удалось выявить основные сложности и барьеры, возникающие и способные возникнуть при работе с такими семьями у специалистов социального обслуживания, которы непосредственно являются главными поставщиками данной социальной услуги на дому. В дальнейшем необходимо составление «дорожной карты» о внедрении данной социальной услуги в перечень социальных услуг Алтайского края. Основная цель «дорожной карты» - обеспечение доступности, существенное повышение эффективности и качества предоставления семьям с детьми с ТМНР социальной услуги «Передышка» в сфере социального обслуживания, а также внедрение современных форм и технологий работы в деятельность социальных учреждений.
Таким образом, проведенное исследование показало, что:
Большая часть респондентов готовы оказывать социальную услугу «Передышка» семьям с детьми с ТМНР на дому, а также проходить дополнительное обучение и повышение квалификации в рамках предоставления данной услуги.
В одной из гипотез исследования было сказано о том, что, вероятно, трудности реализации «Передышки» как инновационной социальной услуги, предоставляемой семьям, воспитывающим детей с ТМНР, в Алтайском крае заключаются в недостатке навыков и знаний у специалистов для предоставления данной услуги, нехватке ресурсов у учреждений социального обслуживания населения Алтайского края для предоставления услуги на постоянной основе. В ходе исследования эта гипотеза была подтверждена. Все гипотезы подтверждены.
Задачи по проведению теоретического анализа подходов к исследованию «Передышки» как социальной услуги, предоставляемой семьям, воспитывающим детей с ТМНР, анализу нормативно-правовых основ предоставления социальной услуги «Передышка», также задачи по разработке методики исследования и проведению самого исследования возможностей реализации «Передышка», как инновационной социальной услуги для семей, воспитывающих детей с ТМНР, мотивации и готовности специалистов к работе с семьями с детьми с ТМНР в Алтайском крае и анализу основных результатов исследования решены в полном объеме. Главная цель по выявлению возможностей и ограничений реализации «Передышки» как инновационной социальной услуги семьям, воспитывающим детей с ТМНР, в Алтайском крае достигнута.
При решении основной задачи проведения исследования и анализа результатов эмпирического исследования возможностей реализации «Передышка», как инновационной социальной услуги для семей, воспитывающих детей с ТМНР, мотивации и готовности специалистов к работе с семьями с детьми с ТМНР в Алтайском крае удалось выяснить на основе каких социальных услуг Алтайского края можно ввести данную инновационную социальную услугу в регион. Услуга «Передышка» включает в себя особенности социально-бытовых услуг, социально-психологических и педагогических услуг, а также услуг в целях повышения комммуникативного потенциала ребенка. Благодаря проведенному исследованию удалось выявить основные сложности и барьеры, возникающие и способные возникнуть при работе с такими семьями у специалистов социального обслуживания, которы непосредственно являются главными поставщиками данной социальной услуги на дому. В дальнейшем необходимо составление «дорожной карты» о внедрении данной социальной услуги в перечень социальных услуг Алтайского края. Основная цель «дорожной карты» - обеспечение доступности, существенное повышение эффективности и качества предоставления семьям с детьми с ТМНР социальной услуги «Передышка» в сфере социального обслуживания, а также внедрение современных форм и технологий работы в деятельность социальных учреждений.
Таким образом, проведенное исследование показало, что:
Большая часть респондентов готовы оказывать социальную услугу «Передышка» семьям с детьми с ТМНР на дому, а также проходить дополнительное обучение и повышение квалификации в рамках предоставления данной услуги.
В одной из гипотез исследования было сказано о том, что, вероятно, трудности реализации «Передышки» как инновационной социальной услуги, предоставляемой семьям, воспитывающим детей с ТМНР, в Алтайском крае заключаются в недостатке навыков и знаний у специалистов для предоставления данной услуги, нехватке ресурсов у учреждений социального обслуживания населения Алтайского края для предоставления услуги на постоянной основе. В ходе исследования эта гипотеза была подтверждена. Все гипотезы подтверждены.
Задачи по проведению теоретического анализа подходов к исследованию «Передышки» как социальной услуги, предоставляемой семьям, воспитывающим детей с ТМНР, анализу нормативно-правовых основ предоставления социальной услуги «Передышка», также задачи по разработке методики исследования и проведению самого исследования возможностей реализации «Передышка», как инновационной социальной услуги для семей, воспитывающих детей с ТМНР, мотивации и готовности специалистов к работе с семьями с детьми с ТМНР в Алтайском крае и анализу основных результатов исследования решены в полном объеме. Главная цель по выявлению возможностей и ограничений реализации «Передышки» как инновационной социальной услуги семьям, воспитывающим детей с ТМНР, в Алтайском крае достигнута.





