Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


«Передышка» как инновационная социальная услуга для семей, воспитывающих детей с ТМНР, в Алтайском крае

Работа №88770

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

социальная работа

Объем работы83
Год сдачи2021
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
253
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Глава I. Теоретико-методологические основы исследования «Передышки» как инновационной социальной услуги, предоставляемой семьям, воспитывающим детей с ТМНР 11
1.1. Особенности функционирования семей, воспитывающих детей с
ТМНР 11
1.2. «Передышка» как инновационная социальная услуга для семей,
воспитывающих детей с ТМНР: теоретико-методологический анализ 16
1.3. Нормативно-правовые основы предоставления социальной услуги
«Передышка» семьям, воспитывающим детей с инвалидностью, в Алтайском крае 21
1.4. Опыт предоставления «Передышки» семьям, воспитывающим
детей с ТМНР, в регионах Российской Федерации 33
Глава II. Возможности и ограничения реализации «Передышки» как инновационной социальной услуги, предоставляемой семьям, воспитывающим детей с ТМНР, в Алтайском крае 39
2.1. Методика исследования возможностей и трудностей реализации
«Передышки» как инновационной социальной услуги для семей, воспитывающих детей с ТМНР, в Алтайском крае 39
2.2. Анализ результатов исследования возможностей и трудностей реализации «Передышки» как инновационной социальной услуги для семей,
воспитывающих детей с ТМНР, в Алтайском крае 43
Заключение 62
Список литературы 65
Приложение 1 75
Приложение 2 76
Приложение 3 77


Работа подготовлена в рамках выполнения проектов полного жизненного цикла. В 2019 - 2021 гг. автор работы является участником международного проекта «Наставники и ученики» Благотворительного фонда «Фонд поддержки слепоглухих «Со-единение» (Приложение 1). Научное руководство: Сиротина Т.В., к.с.н., доцент кафедры социальной работы института социальных наук АлтГУ. Научные консультанты проекта: Саломатина И.В., к.п.н., доцент ФГНУ «Институт коррекционной
педагогики» РАО; Душкина В.А., руководитель молодежных проектов БАНО «Ясенева Поляна» (Приложение 2).
Актуальность исследования.
Семья ребенка с нарушениями слуха и зрения и иными тяжелыми и множественными нарушениями развития (далее - ТМНР) ничем кардинально не отличается от любой другой семьи. Но появление такого ребенка - сложнейшее испытание, при котором семья нуждается в объективной информации, поддержке значимых людей, социальных ресурсах и квалифицированной помощи специалистов. Невозможно точно предсказать, как повлияют на семью нарушения того или иного типа. Помимо вида и степени нарушений важную роль в приспособлении семьи играют иные факторы. На реакцию семьи влияют исходная картина болезни, ее течение, прогноз и другие, связанные с ней переменные. Исследователи отмечают, что особое значение для судьбы семьи особого ребенка имеют количество и качество доступных семейных и общественных ресурсов помощи и поддержки. У большинства таких детей отсутствуют навыки самообслуживания: без помощи близких они не могут принять пищу, сходить в туалет, умыться и даже поспать. Наличие сенсорных, двигательных и иных нарушений у детей затрудняет и процесс их коммуникации с родителями. Современный ребенок с ТМНР - это чаще всего ребенок с тяжелой формой детского паралича, осложненной соматическими, сенсорными, интеллектуальными и речевыми нарушениями [36].
Социальная значимость инновационной социальной услуги «Передышка» делает актуальным вопрос включения данной услуги в число поддерживаемых государством социальных услуг. Реализация услуги позволит семьям, воспитывающим детей с инвалидностью, посвятить время самореализации, заняться интересными делами, улучшить качество их жизни. Инновационная социальная услуга «Передышка» является в настоящее время особо востребованной среди семей, воспитывающих детей с ТМНР. Все это обуславливает актуальность исследования возможностей и ограничений реализации «Передышки» как инновационной социальной услуги семьям, воспитывающим детей с ТМНР, в Алтайском крае.
Степень научной разработанности темы
В исследованиях, проведенных В.А. Вишневским, Б.А. Воскресенским, Р.Ф. Майрамян, И.А. Скворцовым, Л.М. Шипициной и др., описывается психотравмирующее влияние ребенка с нарушениями развития на отношения в семье.
Теоретические и практические аспекты проблем детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих ребенка с нарушениями развития, представлены в работах Т.Г. Богдановой, А.И. Захарова, Б.Д. Корсунской, Н.В. Мазуровой, Е.М. Мастюковой, А.Г. Московкиной, А.Р. Маллера, А.Н. Смирновой, А.С. Спиваковской, Л.М. Шипицыной и др. Данной проблеме посвящены работы таких зарубежных авторов, как Д. Добсон, Р. Скиннер, Д. Клингз, Н. Финни, К. Флейк Хобсон и др. Эти исследования в основном касаются разработки специальных мер, направленных на реабилитацию детей конкретных нозологий.
Вопросы изучения взаимоотношений в семье, особенностей семейного воспитания, направлений и форм работы с семьями, воспитывающими детей с нарушениями развития, отражены в трудах В.В. Ткачевой, И.Ю. Левченко, Е.А. Стребелевой, Г.А. Мишиной, А.С. Спиваковской, Э.Г Эйдмиллера и др.
Особое влияние на исследование вопроса психологического сопровождения детей со сложными нарушениями в семье оказали научные труды Т.А. Басиловой. Проблеме детско-родительского общения в семьях глухих детей уделяется особое внимание в работах А.Ю. Хохловой. Подробному описанию опыта консультирования семьи, воспитывающей ребёнка с врожденной слепотой, посвящены исследования М. Брамбинга. Вопросам развивающего ухода за детьми с ТМНР посвящены работы под ред. А. Л. Битовой, О. С. Бояршиновой.
При этом научно-исследовательских работ, касающихся реализации «Передышки» как инновационной социальной услуги семьям, воспитывающим детей с ТМНР, нет.
Объектом исследования является «Передышка» как инновационная социальная услуга, предоставляемая семьям, воспитывающим детей с ТМНР.
Предметом исследования выступают возможности реализации «Передышки» как инновационной социальной услуги, предоставляемой семьям, воспитывающим детей с ТМНР, в Алтайском крае.
Цель исследования заключается в выявлении возможностей и ограничений реализации «Передышки» как инновационной социальной услуги семьям, воспитывающим детей с ТМНР, в Алтайском крае.
Задачи:
1. Проанализировать особенности функционирования семей, воспитывающих детей с ТМНР.
2. Провести теоретико-методологический анализ «Передышки» как инновационной социальной услуги, предоставляемой семьям, воспитывающим детей с ТМНР.
3. Проанализировать нормативно-правовые возможности
предоставления «Передышки» как инновационной социальной услуги семьям, воспитывающим детей с ТМНР, в Алтайском крае.
4. Проанализировать опыт предоставления «Передышки» как социальной услуги семьям, воспитывающим детей с ТМНР в регионах России.
5. Разработать методику исследования возможностей и ограничений реализации «Передышки» как инновационной социальной услуги, предоставляемой семьям, воспитывающим детей с ТМНР, в Алтайском крае.
6. Проанализировать возможности и трудности реализации «Передышки» как инновационной социальной услуги, предоставляемой семьям, воспитывающим детей с ТМНР, в регионе.
Гипотезы:
1. Скорее всего, особенности функционирования семей, воспитывающих детей с ТМНР, проявляются на психологическом, соматическом, социальном уровнях.
2. Вероятно, оптимальной теоретико-методологической основой исследования «Передышки» как инновационной социальной услуги, предоставляемой семьям, воспитывающим детей с ТМНР, является экосистемная модель социальной работы.
3. Возможно, в нормативно-правовых документах Алтайского края присутствует социальная услуга, характеристика которой отчасти соответствует услуге «Передышка».
4. Скорее всего, опыт предоставления «Передышки» как инновационной социальной услуги, предоставляемой семьям, воспитывающим детей с ТМНР, в других регионах России является положительным.
5. Предположительно, что реализация «Передышки» как инновационной социальной услуги, предоставляемой семьям, воспитывающим детей с ТМНР, в Алтайском крае возможна при методической и консультационной помощи специалистам организаций социального обслуживания.
6. Вероятно, трудности реализации «Передышки» как инновационной социальной услуги, предоставляемой семьям, воспитывающим детей с ТМНР, в Алтайском крае заключаются в недостатке навыков и знаний у специалистов для предоставления данной услуги .
Теоретико-методологические основы исследования:
Экосистемная модель социальной работы позволяет исследовать взаимодействие между семьей и системой социального обслуживания, государственными и негосударственными поставщиками услуг. Идеи, которые служат основой теории семейных систем и социально- экологической модели, были выдвинуты Ури Бренфенбреннер, Аланом Пинкусом, Анной Минахан, Милтоном Селигманом, Бенджамином Дарлингом и др.
Методы исследования:
• анализ научной литературы, анализ нормативно-правовых документов;
• анкетирование специалистов организаций социального обслуживания, НКО Алтайского края и волонтеров.
Эмпирическую базу исследования составили данные, полученные в результате проведённого анкетирования специалистов организаций социального обслуживания Алтайского края, НКО и волонтеров, N=102.
Основные положения, выносимые на публичную защиту:
1. Особенности функционирования семей, воспитывающих детей с ТМНР, проявляются на психологическом, соматическом, социальном уровнях, а именно: законные представители испытывают большой уровень нагрузок, что приводит к различным соматическим заболеваниям; часто переживают чувство изолированности, подавленности и беспомощности, в семьях отмечается негативное психоэмоциональное состояние родителей ; социальные контакты семей ограничены.
2. Оптимальной теоретико-методологической основой
исследования «Передышки» как инновационной социальной услуги, предоставляемой семьям, воспитывающим детей с ТМНР, является экосистемная модель социальной работы, так как позволяет исследовать взаимодействие между семьей и системой социального обслуживания, государственными и негосударственными поставщиками социальных услуг.
3. В нормативно-правовых документах Алтайского края описана услуга кратковременного присмотра за детьми, характеристика которой отчасти соответствует социальной услуге «Передышка» для семей, воспитывающих детей с инвалидностью. Вместе с тем, условия реализации услуги кратковременного присмотра за детьми ограничены в регионе.
4. Существует успешный опыт внедрения «Передышки» как инновационной социальной услуги, предоставляемой семьям, воспитывающим детей с ТМНР, в список действующих технологий и услуг.
5. Возможностями реализации инновационной социальной услуги «Передышка» для семей, воспитывающих детей с ТМНР, в Алтайском крае являются: готовность специалистов обучаться предоставлению услуги на дому; оказание методической и консультационной помощи сотрудниками БФ «Фонд поддержки слепоглухих «Со-единение».
6. Основными трудностями внедрения «Передышки» как инновационной социальной услуги для семей, воспитывающих детей с ТМНР, в Алтайском крае являются: недостаток опыта и знаний у специалистов для предоставления данной услуги, нехватка ресурсов для предоставления услуги на дому на постоянной основе.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что ее результаты вносят вклад в развитие теоретико-методологических основ исследования «Передышки» как инновационной социальной услуги для семей, воспитывающих детей с ТМНР.
Практическая значимость работы определяется тем, что положения и выводы диссертационного исследования способствуют внедрению инновационной социальной услуги «Передышка» для семей, воспитывающих детей с ТМНР, в Алтайском крае; а также могут быть использованы в преподавании учебных курсов по инвалидности, социальному обслуживанию.
Апробация результатов исследования:
1. Дубровина, Я.Ю. Краткосрочный присмотр за детьми с нарушениями слуха и зрения в семье как технология социального обслуживания // Социология в современном мире: наука, образование, творчество: сборник статей / под ред. О.Н. Колесниковой, Е.А. Попова; Министерство науки и высшего образования РФ, Алтайский государственный университет. — Вып. 12. — Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2020.
2. Дубровина, Я.Ю. «Передышка» как инновационная социальная услуга для семей, воспитывающих детей с ТМНР, в Алтайском крае /Я.Ю. Дубровина, Т.В. Сиротина // Социальная интеграция и развитие этнокультур в евразийском пространстве: сборник материалов международной научной конференции / отв. ред. С. Г. Максимова. - Вып. 9. Том 3. - Барнаул: ИП Колмогоров И. А., 2020.
3. Дубровина, Я.Ю. Социальная интеграция семей с детьми с бисенсорными нарушениями (по результатам исследования в Алтайском крае) / Я.Ю. Дубровина, Т.В. Сиротина // Социальная интеграция и развитие этнокультур в евразийском пространстве. - 2019. - Т. 2. - №8. - С. 310-314.
4. Дубровина, Я.Ю. «Передышка» как инновационная социальная услуга для семей, воспитывающих детей с ТМНР, в Алтайском крае» Альманах научно-исследовательских работ студентов и молодых ученых: матер. Всерос. науч.-практ. конф. «Детство в современном мире - 2020». Вып. 8 / отв. за вып. Л.В. Коломийченко, О.Р. Ворошнина, О.Н. Тверская; Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. - Пермь, 2020.
5. Сиротина, Т.В. Доступность услуг для инвалидов в стационарных
организациях социального обслуживания Алтайского края: сравнительный анализ / Т.В. Сиротина, А.Ю. Нагих, Я.Ю. Дубровина, А.О. Щербинина // Социодинамика [Электронный ресурс] - 2020. - №12. - С. 86-95. DOI: 10.25136/2409-7144.2020.12.34538 - URL.:
https//nbpublish.com/library_read_article.php?i=34538. (дата обращения:
29.04.2021).
6. Дубровина, Я.Ю. ««Передышка» для семей, воспитывающих детей с ТМНР, в Алтайском крае: нормативно-правовое регулирование» / Я.Ю. Дубровина, ТВ. Сиротина //, DBI Review Russia. № 6. М.: Академия «Со-единение» [В печати].
Структура и объем работы:
Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. Основное содержание работы изложено на 83 страницах.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


На основании всей проделанной работы, можно сделать следующие выводы о том, что в первую очередь, проблема является и будет, является актуальной ещё долгое время. Даже после принятия приказа о внедрении данной социальной услуги в перечень социальных услуг Алтайского края должно пройти немало времени на усовершенствование предыдущих технологий работы с семьёй на дому, переквалифицирование специалистов социального обслуживания по работе с детьми с ТМНР, налаживание организации и предоставления данной услуги, согласование тарифов и объема ее предоставления. При анализе теоретического аспекта было выяснено, что главной целью всей работы и последующих исследований в этой области должно являться изменение самосознания родителей, формирования их позитивного восприятия детей с нарушениями слуха и зрения, это поможет наладить отношения с ребенком, нацелит родителей на обеспечение своим детям оптимальной социальной адаптации. Также, ко всему этому стоит добавить информирование родителей об имеющихся законах Российской Федерации, принятых, чтобы обеспечить нормальное функционирование детей с нарушениями слуха и зрения в обществе. Законные представители должны быть уверены в том, что их дети имеют права на получение различного рода социальных услуг в определённой форме и в определённых учреждениях социальной защиты населения. В законах РФ прописаны особенности деятельности специалистов, работающих с семьями с детьми с нарушениями слуха и зрения, права и обязанности самих законных представителей детей. Знание основных законов, правил и порядков получения и предоставления услуг в учреждениях полустационарного социального обслуживания даёт возможность законным представителям детей в полной мере пользоваться этими услугами, а специалистам удовлетворять потребности категорий граждан, в том числе лиц с ОВЗ и их семей.
При решении основной задачи проведения исследования и анализа результатов эмпирического исследования возможностей реализации «Передышка», как инновационной социальной услуги для семей, воспитывающих детей с ТМНР, мотивации и готовности специалистов к работе с семьями с детьми с ТМНР в Алтайском крае удалось выяснить на основе каких социальных услуг Алтайского края можно ввести данную инновационную социальную услугу в регион. Услуга «Передышка» включает в себя особенности социально-бытовых услуг, социально-психологических и педагогических услуг, а также услуг в целях повышения комммуникативного потенциала ребенка. Благодаря проведенному исследованию удалось выявить основные сложности и барьеры, возникающие и способные возникнуть при работе с такими семьями у специалистов социального обслуживания, которы непосредственно являются главными поставщиками данной социальной услуги на дому. В дальнейшем необходимо составление «дорожной карты» о внедрении данной социальной услуги в перечень социальных услуг Алтайского края. Основная цель «дорожной карты» - обеспечение доступности, существенное повышение эффективности и качества предоставления семьям с детьми с ТМНР социальной услуги «Передышка» в сфере социального обслуживания, а также внедрение современных форм и технологий работы в деятельность социальных учреждений.
Таким образом, проведенное исследование показало, что:
Большая часть респондентов готовы оказывать социальную услугу «Передышка» семьям с детьми с ТМНР на дому, а также проходить дополнительное обучение и повышение квалификации в рамках предоставления данной услуги.
В одной из гипотез исследования было сказано о том, что, вероятно, трудности реализации «Передышки» как инновационной социальной услуги, предоставляемой семьям, воспитывающим детей с ТМНР, в Алтайском крае заключаются в недостатке навыков и знаний у специалистов для предоставления данной услуги, нехватке ресурсов у учреждений социального обслуживания населения Алтайского края для предоставления услуги на постоянной основе. В ходе исследования эта гипотеза была подтверждена. Все гипотезы подтверждены.
Задачи по проведению теоретического анализа подходов к исследованию «Передышки» как социальной услуги, предоставляемой семьям, воспитывающим детей с ТМНР, анализу нормативно-правовых основ предоставления социальной услуги «Передышка», также задачи по разработке методики исследования и проведению самого исследования возможностей реализации «Передышка», как инновационной социальной услуги для семей, воспитывающих детей с ТМНР, мотивации и готовности специалистов к работе с семьями с детьми с ТМНР в Алтайском крае и анализу основных результатов исследования решены в полном объеме. Главная цель по выявлению возможностей и ограничений реализации «Передышки» как инновационной социальной услуги семьям, воспитывающим детей с ТМНР, в Алтайском крае достигнута.


1. Федеральный закон Российской Федерации от 28.12.2013 г. № 442 (ред. от 01.05.2019) «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_324030/. - Заглавие с экрана (дата обращения: 10.11.2020).
2. Федеральный закон Российской Федерации от 24.11.1995 г. N 181
(ред. от 29.07.2018) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_300850/. - Заглавие с экрана (дата обращения: 10.11.2020).
3. Закон Алтайского края от 01.12.2014 № 93-ЗС (в редакции Закона
Алтайского края от 05.03.2020 N 14-ЗС) «О перечне социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг в Алтайском крае» [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://docs.cntd.ru/document/423862481. - Заглавие с экрана (дата обращения:
10.11.2020) .
4. Постановление Правительства России от 25.09.2007 № 608 (ред.
от 18.11.2017) «О порядке предоставления инвалидам услуг по переводу русского жестового языка (сурдопереводу, тифлосурдопереводу)» [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_283464/. - Заглавие с экрана (дата обращения: 10.11.2020).
5. Приказ Главного управления Алтайского края по социальной
защите населения и преодоления последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне от 25.12.2014 №433 «Об утверждении
стандартов социальных услуг, предоставляемых в Алтайском крае» [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://docs.cntd.ru/document/423904761. - Заглавие с экрана (дата обращения:
10.11.2020) .
6. Приказ Главного управления Алтайского края по социальной
защите населения и преодоления последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне от 28.11.2014 №400 «О порядках предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг в Алтайском крае» [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://docs.cntd.ru/document/424033399. - Заглавие с экрана (дата обращения:
10.11.2020) .
7. Приказ Министерства труда и социальной защиты Алтайского
края от 04.04.2017 №152 «Об утверждении подушевых нормативов
финансирования социальных услуг в Алтайском крае» [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/2201201704060002. - Заглавие с экрана (дата обращения: 13.01.2021).
8. Распоряжение Правительства РФ от 30.12.2005 № 2347 - р (ред.
от 18.11.2017) «О федеральном перечне реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду» [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_283462/. - Заглавие с экрана (дата обращения: 10.11.2020).
9. Решение Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 21.06.2017 № 62 «Об утверждении тарифов на социальные услуги, предоставляемые гражданам государственными организациями социального обслуживания» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/450244898. - Заглавие с экрана (дата обращения: 10.11.2020).
10. Абрамова, И.А. Справочник для принимающих семей / И.А. Абрамова, Шмаевская А.Б. - Санкт-Петербургская ассоциация общественных объединений родителей детей-инвалидов ГАООРДИ. - Санкт- Петербург, 2016. - 216с.
11. Баенская, Е.Р., Либлинг, М.М. Психологическая помощь при нарушениях раннего эмоционального развития: Метод. пособие. - М.: Полиграф сервис, 2001. - 119 с.
12. Басилова, Т.А. Как помочь малышу со сложным нарушением развития: пособие для родителей / Т. А. Басилова, Н. А. Александрова. — М.: Просвещение, 2008. — 111 с.
13. Басилова, Т.А. Особенности глухих учащихся современной специальной школы и факторы, влияющие на сохранность их психического здоровья / Т.А. Басилова, И.В. Моисеева, Е.А. Саприна, А.Ю. Хохлова // Психологическая наука и образование. - 2010. - №2. - С. 82 - 90.
14. Басилова, Т.А. Слепоглухие дети / Т.А. Басилова // Специальная психология: учеб. для студентов высш. пед. учеб. Заведений, обучающихся по дефектол. Специальностям / В.И. Лубовский [и др.]; под ред. В.И. Лубовского. - 6-е изд., испр. И доп. - М.: Academia, 2009. - 407 с.
15. Битова, А.Л. Развивающий уход за детьми с тяжёлыми множественными нарушениями развития / А.Л. Битова, О.С. Бояршинова // Информационно - методический сборник для специалистов, Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, 2017. - 114с.
16. Бонкало, Т.И. Методические рекомендации по подготовке и организации профессионального ориентирования обучающихся с инвалидностью и ОВЗ в инклюзивных школах / Т.И. Бонкало, В.В. Пчелинова, Н.И. Никитина, М.Н. Цыганкова. - Москва: РГСУ, 2015. - 325 с.
17. Брамбринг, М. Ребенок с врожденной слепотой в семье: ранняя помощь и развитие в первые годы жизни / М. Брамбинг. - М.: Теревинф, 2019. - 196 с.
18. Бронников, В.А. Современные основы социальной и психологической реабилитации в учреждениях социального обслуживания / В.А. Бронников, М.С. Надымова . // Социальное обслуживание. - 2009. - №2. - С. 5 - 33.
19. Бурмистрова, Е.В. Семья с «особым ребенком»: психологическая и социальная помощь / Е.В. Бурмистрова // Вестник практической психологии образовании.- 2008. - №4. - С. 82-86.
20. Волкова, Е.Л. Особенности мотивационной сферы руководителей / Е.Л. Волкова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2008. - С. 324-328.
21. Выготский, Л.С. Проблемы дефектологии / Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 1995. - 62 с.
22. Головчиц, Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха / Л.А. Головчиц // Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 304 с.
23. Гукасова, М. П. Исследование толерантности специалиста, работающего с детьми, имеющие ограниченные возможности здоровья // Молодежь и образование XXI века: Материалы XVI Вузовской научно-практической конференции студентов и молодых ученых (24-27 апреля 2019 г., Ставрополь, СГПИ) / Под ред. А.А. Фокина, О.Н. Новиковой, А.Н. Копанева - Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2019. - С. 151-153.
24. Гукасова, М. П. Исследование психологических барьеров взаимодействия волонтёров и слепоглухих взрослых // материалы XV Международная научно-практическая конференция / под ред. от Л.Л. Редько, М.Ю. Чотчаева, А.В. Шумакова. - Ставрополь: АРГУС Ставропольский государственный аграрный университет, 2019. - С. 376-382.
25. Дементьева, Н.Ф. Социальная реабилитация: учеб.пособие. / Н.Ф, Дементьева, Е.И. Холостова . - М.: ИТК «Дашков и К», 2006. - 260 с.
26. Денискина, В.З. Инвалид в храме: помощь людям с проблемами слуха и зрения / В.З. Денискина, иеромонах Мелитон (Присада), Т.А.Соловьева. - М.: Лепта Книга, 2018. - 91 с.
27. Дубровина, Я.Ю. Социальная интеграция семей с детьми с бисенсорными нарушениями (по результатам исследования в Алтайском крае) / Я.Ю. Дубровина, Т.В. Сиротина // Социальная интеграция и развитие этнокультур в евразийском пространстве. - 2019. - Т. 2. - №8. - С. 310-314с.
28. Жиянова, П.Л. Семейно-центрированная модель ранней помощи детям с синдромом Дауна: Методическое пособие. - 2-е изд., исправленное и дополненное. - М. : Благотворительный фонд «Даунсайд Ап», 2014. - 248 с.
29. Зинченко, И.М. Инновации в социальной работе: краткосрочное размещение детей с особыми потребностями в профессиональные семьи / И.М. Зинченко, Д.А. Куликова // Социальное обслуживание семей и детей: научно-методический сборник. - 2015. - №6. - С.86-98.
30. Калачева, И.В Психологические аспекты организации
взаимодействия педагогов и родителей, воспитывающих детей раннего возрасте с нарушениями развития / И.В. Калачева // Дошкольное образование в современном изменяющемся мире: теория и практика. III Международная научно-практическая конференция: сборник статей. под ред. А.И.
Улзытуевой. - 2015. - С. 177-181.
31. Кашинская, О.В. Комплексное сопровождение семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, в условиях инклюзивной образовательной организации / О.В. Кашинская. Вестник науки и образования. - 2017. - №44 - С.168-171.
32. Кондратов, P.P. Теоретические вопросы психического развития индивида в исследованиях И.А.Соколянского и А.И.Мещерякова / Р.Р. Кондратов // Вопросы психологии. - 1982. - №2. - С.41 - 50.
33. Кондрашенкова, Е.А. Основные направления предоставления гражданам срочных социальных услуг / Е.А. Кондрашенкова // Актуальные вопросы функционирования экономики Алтайского края. - 2018. - №10. - С.110 - 118.
34. Кудинова, Н.А. Методическое пособие по услуге «Передышка» / Н.А. Кудинова, Бусева М.М, Федина А.С. // БФ «Фонд поддержки слепоглухих «Со-единение»», МБОО «Сообщество семей слепоглухих». - М, 2019. - 13 с.
35. Кудинова, Н.А. Комплексная модель работы с семьей,
воспитывающей ребенка с множественными нарушениями развития / Н.А. Кудинова // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. - 2020. -
№1(51) . - С.233-239.
36. Кулагина, Е.В. Адаптация семей с детьми-инвалидами. Гендерный аспект / Е.В. Кулагина. - М., 2014. - 152с.
37. Куфтяк, Е.В. Основы психологической работы с семьей / Е.В. Куфтяк. - М. - Берлин: Директ-Медиа, 2016. - 123с.
38. Левченко, И.Ю. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии / И.Ю. Левченко, В.В. Ткачева. - М.: Просвещение, 2008. - 240 с.
39. Леонгард, Э.И. Глухие и слабослышащие малыши в образовательном пространстве / Э.И. Леонгард // Современное дошкольное образование. Теория и практика. - 2008. - № 5 - С. 17 - 28.
40. Лубовский, В.И Особые образовательные потребности // Психологическая наука и образование. - 2013. - №5 - С.61-66.
41. Малярчук, Н.Н. Проблемы и ресурсы семей, воспитывающих детей с тяжелыми множественными нарушениями в развитии / Н.Н. Малярчук, Г.М. Криницына, Е.В. Пащенко, Н.И. Отева // Вестник Мининского университета. Социальные науки. ВАК. - 2019. - Том.7. - №2. - С. 1-14.
42. Мастюкова, Е. М. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии / Е.М. Мастюкова // Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Под ред. В.И.Селиверстова / Е.М. Мастюкова, А.Г. Московкина. - М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 408 с.
43. Мелях, А.С. Методические материалы для специалистов служб сопровождения замещающих семей: Методическое пособие / А.С. Мелях, Н.Л. Хейфец // Екатеринбург : Издательство АМБ, 2017. - 52 с.
44. Мещеряков, А.И. Слепоглухонемые дети / А.И. Мещеряков - М.: Педагогика, 1974. - 128 с.
45. Микшина, Е.П. Подготовка специалистов для служб ранней помощи в педагогическом университете // Научно-практическая конференция «Ранняя помощь детям с особыми потребностями и их семьям»: Материалы конференции / Под ред. Е.Б. Айвазян, Ю.А. Разенковой - М.: Полиграф Сервис, 2003. - Серия №1 - С.96-103.
46. Мильман, В.Э. Метод изучения мотивационной сферы личности /
B. Э. Мильман // Практикум по психодиагностике. Психодиагностика
мотивации и саморегуляции. - М., 1990. - 103с.
47. Монахов, М.В. Качество жизни семей, имеющих детей с ограниченными возможностями / М.В. Монахов // Информационно-аналитический вестник: Социальные аспекты здоровья населения». - 2009. -
C. 1-22.
48. Не один в темноте / Годовой отчет 2017 фонд поддержки слепоглухих «Со-единение». - М.: Пеликан, 2017. - 22 с.
49. Нестерова, Г.Ф. Проблемы семейного воспитания детей с ограниченными возможностями // Сб. материалов международной научно-практической конференции «Современные проблемы и перспективы развития региональной системы комплексной помощи ребенку». Архангельск. - 2000. - С. 1-18.
50. Николаева, Т.В. Комплексное психолого-педагогическое обследование ребенка раннего возраста с нарушенным слухом: Метод. пособие. - М.: Издательство «Экзамен», 2006. - 121с.
51. Овчарова, Р.В. Психологическое сопровождение родительства / Р.В. Овчарова // - М. : Изд- во Института Психотерапии, 2003. - 319с.
52. Остапенко, Р.И. Эмпирическое исследование особенностей мотивационных факторов трудовой деятельности работников педагогического коллектива // Государственный советник. - 2013. - №1 - С.87-97.
53. Полоухина, Е.А. Особенности семейного микроклимата в семьях с детьми-инвалидами / Е.А. Полоухина // Вестник Санкт-Петербургского университета. - 2008. - Сер.12. - Вып.3 - С.143-148.
54. Поташова, И.И. Современные аспекты психолого-педагогической работы с семьями, воспитывающими ребенка с ограниченными возможностями здоровья / И.И. Поташова // Электронный журнал «Психологическая наука и образование». - 2011. - №3 - С. 1-15с.
55. Радченко, Т.Е. Совершенствование межведомственного взаимодействия в программе комплексной реабилитации инвалидов / Т.Е. Радченко, С.Б. Абрамова // Вопросы управления. - 2018. - №3(52) - С.124-132.
56. Разенкова, Ю.А. Система ранней помощи: поиск основных векторов развития. Монография / Ю.А. Разенкова. - М.: Карапуз: Педагогика детства, 2011. - 96с.
57. Реут, М.Н. Особенности социализации неслышащей молодежи / М.Н. Реут // : диссертация кандидата социаологических наук : 23.00.00 / Моск. гос. заоч. пед. ин-т. - Москва, 2000. - 154 с.
58. Рязанова, А.В. Помощь семье, воспитывающей ребенка с нарушениями развития / А.В. Рязанова // Особый ребенок. Исследования и опыт помощи: Научно-практический сборник. - 2006. - Вып. 5 - С. 52-64.
59. Рязанова, А.В. Семья с «особым» ребёнком: внутренние процессы и социальные отношения / А.В. Рязанова // Аутизм и нарушения развития. - 2011. - №2 - С. 21 - 33.
60. Саломатина, И.В. Современное состояние организации помощи детям и взрослым с глубокими нарушениями слуха и зрения / И.В. Саломатина. - Дефектология. - 1998. - №5. - С. 92 - 95.
61. Селигман, М. Обычные семьи, особые дети / М. Селигман, Р.Б. Дарлинг / Под ред. Т.В. Ратынская, М.С. Дименштейн. - М.: Теревинф, 2018. - 54 с.
62. Сироткин, С.А. Слепоглухота: Классификация и проблемы / С.А, Сироткин, Э.К. Шакенова. - М.:ВОС, 1989. - 154с.
63. Скороходова, О.И. Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир / О.И. Скороходова. - М.: Педагогика, 1972. - 448 с.
64. Слюсарева, Е.С. Психологическая готовность специального психолога к психокоррекционной работе с детьми: Монография. - Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2010. - 152 с.
65. Слюсарева, Е.С. Преодоление барьеров в процессе формирования готовности специальных психологов к психокоррекционной работе с детьми: дис. канд. психолог. наук. - Ставрополь, 2007. - 212 с.
66. Суворов, А.В. Слепоглухонемой ребёнок на пути саморазвития В кн.: Развитие слепоглухонемых детей в семье и детском доме / А.В. Суворов // Под общ.ред. Р.Р. Кондратова. - М.:ВОС, 1986. - 291 с.
67. Татаурова, И.В. Методические материалы по модели сопровождения замещающих семей: методическое пособие / И.В. Татаурова, А.Н. Язовских, И.В. Маевская // Екатеринбург: Издательство АМБ, 2016. - 200 с.
68. Ткачева, В.В. Психологические особенности родителей, имеющих детей с детским церебральным параличом / В.В. Ткачева // Специальная психология. - 2009 - №1 (19) - С. 1-13.
69. Ткачева, В.В. Психологическое изучение семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями развития // Психолого- педагогическая диагностика; Учеб. Пособие для студентов высш. пед. учеб., заведений / под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забраминой // М.: Изд. Центр «Академия», 2003. - 152с.
70. Холостова, Е.И. Социальная работа с инвалидами: учебное пособие / Е.И. Холостова. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006. - 198 с.
71. Хохлова, А. Ю. Интеллектуальное развитие глухих детей из семей глухих и слышащих родителей / А.Ю. Хохлова // диссертация кандидата психологических наук : 19.00.10 / Моск. гос. психол. - пед. ин-т. - М., 2007. - 134 с.
72. Хохлова, А. Ю. Особенности детско-родительского взаимодействия в семьях, воспитывающих детей с нарушениями слуха / А.Ю. Хохлова, Ю.В. Никитина // Клиническая и специальная психология. - 2015. - Том.4. - №2 - С. 67 - 83.
73. Эффективные практики ранней помощи (Опыт реализации
программ Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в субъектах Российской Федерации): Информационно-методический сборник. - М.: Благотворительный фонд социальной
поддержки граждан «Соинтеграция», 2015. - 130 с.
74. McLennan John D., Doig J., Rasmussen C., Hutcheon E., & Urichuk L. (2012). Stress and Relief: Parents Attending a Respite Program // Journal of the Canadian Academy of Child and Adolescent Psychiatry. 21(4). November, 2012. P. 261-269.
75. Robertson J., Hatton C., Wells E., Collins M., Langer S., Welch V., & Emerson, E. (2010) The Impacts of short break provision on families with a disabled child: an international literature review // Health & Social Care in the Community. December, 2010. P. 337-371.



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ