Оценка качества предоставляемой помощи семьям, воспитывающим детей с ментальными нарушениями, в Алтайском крае
|
Глава I. Теоретике - методологические основы исследования помощи, предоставляемой семьям, воспитывающим детей с ментальными нарушениями. 11
1.1. Теоретико - методологический анализ помощи, предоставляемой семьям,
воспитывающим детей с ментальными нарушениями 11
1.2. Нормативно - правовые основы предоставления помощи семьям,
воспитывающим детей с ментальными нарушениями, в РФ и Алтайском крае 19
1.3. Системы помощи, предоставляемой семьям, воспитывающим детей с
ментальными нарушениями, в Алтайском крае 30
Глава II. Качество предоставляемой помощи семьям, воспитывающим детей с ментальными нарушениями, в Алтайском крае 47
2.1. Методика оценки качества предоставляемой помощи семьям,
воспитывающим детей с ментальными нарушениями, в Алтайском крае .. 47
2.2 Анализ результатов исследования качества предоставляемой помощи семьям, воспитывающим детей с ментальными нарушениями, в Алтайском
крае 54
Заключение 92
Список литературы 95
Приложение 105
1.1. Теоретико - методологический анализ помощи, предоставляемой семьям,
воспитывающим детей с ментальными нарушениями 11
1.2. Нормативно - правовые основы предоставления помощи семьям,
воспитывающим детей с ментальными нарушениями, в РФ и Алтайском крае 19
1.3. Системы помощи, предоставляемой семьям, воспитывающим детей с
ментальными нарушениями, в Алтайском крае 30
Глава II. Качество предоставляемой помощи семьям, воспитывающим детей с ментальными нарушениями, в Алтайском крае 47
2.1. Методика оценки качества предоставляемой помощи семьям,
воспитывающим детей с ментальными нарушениями, в Алтайском крае .. 47
2.2 Анализ результатов исследования качества предоставляемой помощи семьям, воспитывающим детей с ментальными нарушениями, в Алтайском
крае 54
Заключение 92
Список литературы 95
Приложение 105
Работа подготовлена в рамках командного выполнения проектов полного жизненного цикла. В 2019 г. между КГБУСО «Краевой реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями Родник» и Алтайским государственным университетом был заключен договор оказания услуг в рамках мероприятия «Разработка программы, инструментария и проведение независимой оценки качества и результативности предоставляемой помощи семьям, воспитывающим детей с ментальными нарушениями, в том числе с синдромом Дауна» Комплекса мероприятий пилотного проекта по формированию единой региональной системы взаимодействия между органами исполнительной власти, организациями и семьями, воспитывающими детей с ментальными нарушениями, в том числе с синдромом Дауна, «Шаг навстречу» (Приложение 1). Кафедра социальной работы является исполнителем данного договора (Приложение 2). Научное руководство проектом: Чудова С.Г., к.с.н., доцент, заведующая кафедрой социальной работы института социальных наук АлтГУ, Сиротина Т.В., к.с.н., доцент кафедры социальной работы института социальных наук АлтГУ; научный консультант проекта: Калинина Ю.А., к.с.н., доцент кафедры социальной работы института социальных наук АлтГУ (Приложение 3).
Результаты проведенного исследования представлены в выпускных квалификационных работах студентов:
1. Гаршина А.А., группа 1062 по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа;
2. Нагих А.Ю., группа 1092М по направлению подготовки 39.04.02 Социальная работа.
Актуальность темы исследования. В настоящее время в России наблюдается тенденция увеличения численности детей-инвалидов, о чем свидетельствуют данные Федеральной службы государственной статистики РФ: численность детей с инвалидностью на январь 2020 г. почти на 18 тыс. человек больше по сравнению с числом детей с инвалидностью на январь 2019 г. [58]. На январь 2021 г. почти на 15 тыс. человек больше, чем на январь 2020 г. В Алтайском крае с 2019 - 2021 г. количество детей с инвалидностью увеличилось на 247 человек.
Согласно данным службы государственной статистики наиболее распространенным причинами, обусловившими возникновение детской инвалидности, являются ментальные нарушения.
Ментaльные нарушения у ребенка означают наличие интеллектуальных нарушений и/или нарушений психического здоровья, в силу которых он сталкивается с различными барьерами (социальными, средовыми, психологическими и др.), которые мешают полному и эффективному участию ребенка в жизни общества наравне с другими и которые обуславливают необходимость применения мер защиты и дополнительных гарантий для преодоления таких барьеров [63].
Ближайшее окружение детей с ментальной инвалидностью, а именно их родители, - не меньше своих детей сталкиваются с определенными трудностями. Зачастую инвалидность ребенка становится причиной глубокой и продолжительной социальной дезадаптации всей семьи. Перед семьей, воспитывающей особенного ребенка, возникает ряд проблем: это медицинские, экономические, психологические, социальные проблемы, трудности, связанные с обучением и др. [72].
Увеличение количества детей с ментальными нарушениями обусловило рост внимания к проблемам таких детей и их семей. Хотя в современном российском обществе активно развиваются меры социальной политики в отношении детей с ментальными нарушениями и их семьями, данные меры нуждаются в совершенствовании.
Выявить проблемные зоны в сфере оказания услуг организациями разной ведомственной принадлежности отдельно, позволит независимая оценка качества. Устойчивый интерес к проблеме оценки связан с тем, что любой вид человеческой деятельности предполагает достижение определенного результата, по которому оценивается проделанная работа.
Оценка качества предоставляемой помощи семьям, воспитывающих детей с ментальными нарушениями, позволит обеспечить обратную связь, необходимую для любой устойчивой и способной к развитию системы, предоставить базу для анализа и принятия управленческих решений, позволит найти уязвимые места в работе разных ведомств и организаций, с целью улучшения их работы, способствует повышению уровня осведомленности семей, воспитывающих детей с особенностями в развитии, об услугах, предоставляемых таким семьям.
Степень научной разработанности темы. Данная тема не становилась в научной литературе объектом самостоятельного анализа. В то же время изучались отдельные аспекты, а именно:
• исследование исторических и современных моделей инвалидности, влияющих на конструирование социальной политики в отношении лиц с инвалидностью (Л. Доминелли, Е.Р. Ярская-Смирнова, У. Рот, Э.К. Наберушкина, Е.А. Тарасенко и др.);
• исследование особенностей социального обслуживания лиц с ментальной инвалидностью (Л. Доминелли, Д. Завиржек, Е.Р. Ярская- Смирнова, П.В. Романов и др.);
• выявление критериев оценки эффективности деятельности учреждений системы социального обслуживания населения (Л.Г. Гуслякова, М.Б. Лига, Ю.А. Калинина, И.В. Давыдов и др.).
• изучение проблем социальной поддержки семей с детьми с ментальными нарушениями (М.А. Костенко, И.А. Городицка, Г.И. Журавлева, Г.Е. Сагитова и др.)
В целом, характеризуя теоретическую разработанность данной темы, стоит отметить, что многие авторы в своих исследованиях описывают различный опыт работы с семьями, имеющими детей с ментальными нарушениями, но при этом на сегодняшний день в научной литературе отсутствует комплексное исследование, направленное на потребительскую оценку качества помощи, предоставляемой организациями здравоохранения, социальной защиты, образования таким семьям.
Объект исследования - помощь, предоставляемая семьям, воспитывающим детей с ментальными нарушениями.
Предмет исследования - качество помощи, предоставляемой семьям, воспитывающим детей с ментальными нарушениями, в Алтайском крае.
Цель исследования - оценить качество помощи, предоставляемой семьям, воспитывающим детей с ментальными нарушениями, в Алтайском крае.
Задачи исследования:
1. Проанализировать теоретико-методологические основы исследования помощи, предоставляемой семьям, воспитывающим детей с ментальными нарушениями;
2. Рассмотреть нормативно-правовые основы предоставления помощи семьям, воспитывающим детей с ментальными нарушениями;
3. Провести анализ систем помощи, предоставляемой семьям, воспитывающим детей с ментальными нарушениями, в Алтайском крае;
4. Разработать методику оценки качества помощи, предоставляемой семьям, воспитывающим детей с ментальными нарушениями, в Алтайском крае;
5. Проанализировать результаты оценки качества помощи, предоставляемой семьям, воспитывающим детей с ментальными нарушениями, в Алтайском крае.
Гипотезы исследования:
1. Вероятно, оптимальным теоретико-методологическим основанием исследования помощи, предоставляемой семьям, воспитывающим детей с ментальными нарушениями, является теория структурного функционализма и экосистемная теория.
2. Скорее всего, в федеральных и региональных нормативно-правовых документах РФ и Алтайского края не определено понятие «ментальные нарушения».
3. Возможно, к основным системам помощи семьям, воспитывающим детей с ментальными нарушениями, в регионе следует отнести: медицинскую помощь; помощь в системе социальной защиты и образования.
4. Вероятно, семьи, воспитывающие детей с ментальными нарушениями, в большей степени удовлетворены качеством предоставляемой им помощи в Алтайском крае.
5. Возможно, наличие общих проблем во всех системах помощи, предоставляемой семьям, воспитывающим детей с ментальными нарушениями, в Алтайском крае.
Теоретико-методологические основы исследования:
• Экосистемная модель социальной работы (У.
Бронфенбреннер) позволяет проанализировать возможность получения семьями, воспитывающими детей с ментальными нарушениями, своевременной системной помощи.
• Теория структурного функционализма (Т. Парсонс, Р. Мертон) помогает выявить проблемы взаимодействия различных элементов систем, проанализировать функции и дисфункции систем помощи, что позволяет более точно определять уровни вмешательства для улучшения качества и результативности помощи, оказываемой семьям, воспитывающим детей с ментальными нарушениями.
Методы исследования:
• традиционный анализ научной литературы, нормативно-правовых документов, анализ статистических данных, методы математической обработки данных;
• анкетирование законных представителей детей с ментальными нарушениями.
Эмпирическую базу исследования составили данные, полученные в результате проведённого опроса законных представителей детей с ментальными нарушениями, проживающих в Алтайском крае, в 2019-2020 гг. (N=221).
Основные положения, выносимые на защиту:
• Теория структурного функционализма (Т. Парсонс и Р. Мертон) и экосистемная модель социальной работы (У. Бронфенбреннер) является оптимальным теоретико-методологическим основанием исследования помощи, предоставляемой семьям, воспитывающим детей с ментальными нарушениями, так как позволяет более точно определить уровни вмешательства для улучшения качества помощи, оказываемой семьям, воспитывающим детей с ментальными нарушениями.
• В действующих нормативно-правовых документах Российской Федерации и Алтайского края отсутствует определение понятия «ментальные нарушения», в то же время оно дано в проекте Концепции развития системы комплексной реaбилитации и aбилитации инвалидов и детей-инвалидoв.
• Основными системами помощи семьям, воспитывающим
детей с ментальными нарушениями, в регионе являются: медицинская помощь; ранняя помощь; помощь в системе социальной защиты; помощь в системе образования; помощь, предоставляемая законным
представителям детей с ментальными нарушениями.
• Законные представители детей с ментальными нарушениями в Алтайском крае в большей степени удовлетворены качеством получаемой помощи в системе социальной защиты; образования; в меньшей степени качеством медицинской помощи, ранней помощи и помощи, предоставляемой законным представителям.
• Общими проблемами для всех систем помощи,
предоставляемой семьям, воспитывающим детей с ментальными нарушениями, в Алтайском крае являются: недостаточная
информированность семей о предоставляемых услугах; нехватка квалифицированных специалистов; недостаточный объем
предоставляемых услуг.
Теоретическая значимость магистерской диссертации заключается в том, что результаты исследования вносят вклад в развитие теоретико-методологических основ исследования помощи, предоставляемой семьям, воспитывающим детей с ментальными нарушениями, организациями разной ведомственной принадлежности, а также могут быть использованы в преподавании курсов по инвалидности, социальному обслуживанию, квалитологии.
Практическая значимость магистерской диссертации определяется тем, что положения и выводы работы способствуют улучшению помощи, предоставляемой семьям, воспитывающим детей с ментальными нарушениями, организациями разной ведомственной принадлежности; могут быть использованы в т.ч. для совершенствования нормативно-правовых документов в регионе в данной сфере.
Апробация результатов исследования:
1. Помощь семье, воспитывающей ребенка с ментальными нарушениями: теоретический анализ // Социология в современном мире: наука, образование, творчество: сборник статей/ под ред. О.Н. Колесниковой, Е.А. Попова. Вып.12. Барнаул: изд-во Алт. ун-та, 2020. - С. 236 - 238.
2. Качество предоставляемой помощи семьям, воспитывающим детей с ментальными нарушениями (в сфере образования, на примере г. Барнаула) // Социальная интеграция и развитие этнокультур в евразийском пространстве: сборник материалов международной научной конференции / отв. ред. С. Г. Максимова. - Вып. 9. Том 3. - Барнаул: ИП Колмогоров И. А., 2020. - С. 175 - 178.
3. Независимая оценка качества предоставляемой помощи
семьям, воспитывающим детей с ментальными нарушениями, как инструмент общественного контроля в Алтайском крае // Традиционные и новые социальные конфликты в XXI веке: XIV Международная научная конференция «Сорокинские чтения - 2020». Сборник материалов / - Москва: МАКС Пресс, 2020. - С. 1468 - 1471.
4. Независимая оценка качества и результативности предоставляемой помощи семьям, воспитывающим детей с ментальными нарушениями (в т.ч с синдромом Дауна) в г. Барнауле // Альманах научно-исследовательских работ студентов и молодых ученых [Электронный ресурс]: матер. Всерос. науч.- практ. конф. «Детство в современном мире - 2020». Вып. 8 / Отв. за вып. Л.В. Коломийченко, О.Р. Ворошнина, О.Н. Тверская; Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. - Пермь, 2020. - С. 113 - 115.
5. Методические материалы для оценки качества и результативности помощи, предоставляемой семьям, воспитывающими детей с ментальными нарушениями (Алтайский край) / Взаимодействие органов исполнительной власти, организаций и семей, воспитывающих детей с ментальными нарушениями. М.: Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, 2020. - С. 161-166. Структура и объем магистерской диссертации. Диссертация состоит из
введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Результаты проведенного исследования представлены в выпускных квалификационных работах студентов:
1. Гаршина А.А., группа 1062 по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа;
2. Нагих А.Ю., группа 1092М по направлению подготовки 39.04.02 Социальная работа.
Актуальность темы исследования. В настоящее время в России наблюдается тенденция увеличения численности детей-инвалидов, о чем свидетельствуют данные Федеральной службы государственной статистики РФ: численность детей с инвалидностью на январь 2020 г. почти на 18 тыс. человек больше по сравнению с числом детей с инвалидностью на январь 2019 г. [58]. На январь 2021 г. почти на 15 тыс. человек больше, чем на январь 2020 г. В Алтайском крае с 2019 - 2021 г. количество детей с инвалидностью увеличилось на 247 человек.
Согласно данным службы государственной статистики наиболее распространенным причинами, обусловившими возникновение детской инвалидности, являются ментальные нарушения.
Ментaльные нарушения у ребенка означают наличие интеллектуальных нарушений и/или нарушений психического здоровья, в силу которых он сталкивается с различными барьерами (социальными, средовыми, психологическими и др.), которые мешают полному и эффективному участию ребенка в жизни общества наравне с другими и которые обуславливают необходимость применения мер защиты и дополнительных гарантий для преодоления таких барьеров [63].
Ближайшее окружение детей с ментальной инвалидностью, а именно их родители, - не меньше своих детей сталкиваются с определенными трудностями. Зачастую инвалидность ребенка становится причиной глубокой и продолжительной социальной дезадаптации всей семьи. Перед семьей, воспитывающей особенного ребенка, возникает ряд проблем: это медицинские, экономические, психологические, социальные проблемы, трудности, связанные с обучением и др. [72].
Увеличение количества детей с ментальными нарушениями обусловило рост внимания к проблемам таких детей и их семей. Хотя в современном российском обществе активно развиваются меры социальной политики в отношении детей с ментальными нарушениями и их семьями, данные меры нуждаются в совершенствовании.
Выявить проблемные зоны в сфере оказания услуг организациями разной ведомственной принадлежности отдельно, позволит независимая оценка качества. Устойчивый интерес к проблеме оценки связан с тем, что любой вид человеческой деятельности предполагает достижение определенного результата, по которому оценивается проделанная работа.
Оценка качества предоставляемой помощи семьям, воспитывающих детей с ментальными нарушениями, позволит обеспечить обратную связь, необходимую для любой устойчивой и способной к развитию системы, предоставить базу для анализа и принятия управленческих решений, позволит найти уязвимые места в работе разных ведомств и организаций, с целью улучшения их работы, способствует повышению уровня осведомленности семей, воспитывающих детей с особенностями в развитии, об услугах, предоставляемых таким семьям.
Степень научной разработанности темы. Данная тема не становилась в научной литературе объектом самостоятельного анализа. В то же время изучались отдельные аспекты, а именно:
• исследование исторических и современных моделей инвалидности, влияющих на конструирование социальной политики в отношении лиц с инвалидностью (Л. Доминелли, Е.Р. Ярская-Смирнова, У. Рот, Э.К. Наберушкина, Е.А. Тарасенко и др.);
• исследование особенностей социального обслуживания лиц с ментальной инвалидностью (Л. Доминелли, Д. Завиржек, Е.Р. Ярская- Смирнова, П.В. Романов и др.);
• выявление критериев оценки эффективности деятельности учреждений системы социального обслуживания населения (Л.Г. Гуслякова, М.Б. Лига, Ю.А. Калинина, И.В. Давыдов и др.).
• изучение проблем социальной поддержки семей с детьми с ментальными нарушениями (М.А. Костенко, И.А. Городицка, Г.И. Журавлева, Г.Е. Сагитова и др.)
В целом, характеризуя теоретическую разработанность данной темы, стоит отметить, что многие авторы в своих исследованиях описывают различный опыт работы с семьями, имеющими детей с ментальными нарушениями, но при этом на сегодняшний день в научной литературе отсутствует комплексное исследование, направленное на потребительскую оценку качества помощи, предоставляемой организациями здравоохранения, социальной защиты, образования таким семьям.
Объект исследования - помощь, предоставляемая семьям, воспитывающим детей с ментальными нарушениями.
Предмет исследования - качество помощи, предоставляемой семьям, воспитывающим детей с ментальными нарушениями, в Алтайском крае.
Цель исследования - оценить качество помощи, предоставляемой семьям, воспитывающим детей с ментальными нарушениями, в Алтайском крае.
Задачи исследования:
1. Проанализировать теоретико-методологические основы исследования помощи, предоставляемой семьям, воспитывающим детей с ментальными нарушениями;
2. Рассмотреть нормативно-правовые основы предоставления помощи семьям, воспитывающим детей с ментальными нарушениями;
3. Провести анализ систем помощи, предоставляемой семьям, воспитывающим детей с ментальными нарушениями, в Алтайском крае;
4. Разработать методику оценки качества помощи, предоставляемой семьям, воспитывающим детей с ментальными нарушениями, в Алтайском крае;
5. Проанализировать результаты оценки качества помощи, предоставляемой семьям, воспитывающим детей с ментальными нарушениями, в Алтайском крае.
Гипотезы исследования:
1. Вероятно, оптимальным теоретико-методологическим основанием исследования помощи, предоставляемой семьям, воспитывающим детей с ментальными нарушениями, является теория структурного функционализма и экосистемная теория.
2. Скорее всего, в федеральных и региональных нормативно-правовых документах РФ и Алтайского края не определено понятие «ментальные нарушения».
3. Возможно, к основным системам помощи семьям, воспитывающим детей с ментальными нарушениями, в регионе следует отнести: медицинскую помощь; помощь в системе социальной защиты и образования.
4. Вероятно, семьи, воспитывающие детей с ментальными нарушениями, в большей степени удовлетворены качеством предоставляемой им помощи в Алтайском крае.
5. Возможно, наличие общих проблем во всех системах помощи, предоставляемой семьям, воспитывающим детей с ментальными нарушениями, в Алтайском крае.
Теоретико-методологические основы исследования:
• Экосистемная модель социальной работы (У.
Бронфенбреннер) позволяет проанализировать возможность получения семьями, воспитывающими детей с ментальными нарушениями, своевременной системной помощи.
• Теория структурного функционализма (Т. Парсонс, Р. Мертон) помогает выявить проблемы взаимодействия различных элементов систем, проанализировать функции и дисфункции систем помощи, что позволяет более точно определять уровни вмешательства для улучшения качества и результативности помощи, оказываемой семьям, воспитывающим детей с ментальными нарушениями.
Методы исследования:
• традиционный анализ научной литературы, нормативно-правовых документов, анализ статистических данных, методы математической обработки данных;
• анкетирование законных представителей детей с ментальными нарушениями.
Эмпирическую базу исследования составили данные, полученные в результате проведённого опроса законных представителей детей с ментальными нарушениями, проживающих в Алтайском крае, в 2019-2020 гг. (N=221).
Основные положения, выносимые на защиту:
• Теория структурного функционализма (Т. Парсонс и Р. Мертон) и экосистемная модель социальной работы (У. Бронфенбреннер) является оптимальным теоретико-методологическим основанием исследования помощи, предоставляемой семьям, воспитывающим детей с ментальными нарушениями, так как позволяет более точно определить уровни вмешательства для улучшения качества помощи, оказываемой семьям, воспитывающим детей с ментальными нарушениями.
• В действующих нормативно-правовых документах Российской Федерации и Алтайского края отсутствует определение понятия «ментальные нарушения», в то же время оно дано в проекте Концепции развития системы комплексной реaбилитации и aбилитации инвалидов и детей-инвалидoв.
• Основными системами помощи семьям, воспитывающим
детей с ментальными нарушениями, в регионе являются: медицинская помощь; ранняя помощь; помощь в системе социальной защиты; помощь в системе образования; помощь, предоставляемая законным
представителям детей с ментальными нарушениями.
• Законные представители детей с ментальными нарушениями в Алтайском крае в большей степени удовлетворены качеством получаемой помощи в системе социальной защиты; образования; в меньшей степени качеством медицинской помощи, ранней помощи и помощи, предоставляемой законным представителям.
• Общими проблемами для всех систем помощи,
предоставляемой семьям, воспитывающим детей с ментальными нарушениями, в Алтайском крае являются: недостаточная
информированность семей о предоставляемых услугах; нехватка квалифицированных специалистов; недостаточный объем
предоставляемых услуг.
Теоретическая значимость магистерской диссертации заключается в том, что результаты исследования вносят вклад в развитие теоретико-методологических основ исследования помощи, предоставляемой семьям, воспитывающим детей с ментальными нарушениями, организациями разной ведомственной принадлежности, а также могут быть использованы в преподавании курсов по инвалидности, социальному обслуживанию, квалитологии.
Практическая значимость магистерской диссертации определяется тем, что положения и выводы работы способствуют улучшению помощи, предоставляемой семьям, воспитывающим детей с ментальными нарушениями, организациями разной ведомственной принадлежности; могут быть использованы в т.ч. для совершенствования нормативно-правовых документов в регионе в данной сфере.
Апробация результатов исследования:
1. Помощь семье, воспитывающей ребенка с ментальными нарушениями: теоретический анализ // Социология в современном мире: наука, образование, творчество: сборник статей/ под ред. О.Н. Колесниковой, Е.А. Попова. Вып.12. Барнаул: изд-во Алт. ун-та, 2020. - С. 236 - 238.
2. Качество предоставляемой помощи семьям, воспитывающим детей с ментальными нарушениями (в сфере образования, на примере г. Барнаула) // Социальная интеграция и развитие этнокультур в евразийском пространстве: сборник материалов международной научной конференции / отв. ред. С. Г. Максимова. - Вып. 9. Том 3. - Барнаул: ИП Колмогоров И. А., 2020. - С. 175 - 178.
3. Независимая оценка качества предоставляемой помощи
семьям, воспитывающим детей с ментальными нарушениями, как инструмент общественного контроля в Алтайском крае // Традиционные и новые социальные конфликты в XXI веке: XIV Международная научная конференция «Сорокинские чтения - 2020». Сборник материалов / - Москва: МАКС Пресс, 2020. - С. 1468 - 1471.
4. Независимая оценка качества и результативности предоставляемой помощи семьям, воспитывающим детей с ментальными нарушениями (в т.ч с синдромом Дауна) в г. Барнауле // Альманах научно-исследовательских работ студентов и молодых ученых [Электронный ресурс]: матер. Всерос. науч.- практ. конф. «Детство в современном мире - 2020». Вып. 8 / Отв. за вып. Л.В. Коломийченко, О.Р. Ворошнина, О.Н. Тверская; Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. - Пермь, 2020. - С. 113 - 115.
5. Методические материалы для оценки качества и результативности помощи, предоставляемой семьям, воспитывающими детей с ментальными нарушениями (Алтайский край) / Взаимодействие органов исполнительной власти, организаций и семей, воспитывающих детей с ментальными нарушениями. М.: Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, 2020. - С. 161-166. Структура и объем магистерской диссертации. Диссертация состоит из
введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Увеличение числа детей с ментальными нарушениями ставит перед государством новые задачи, требующие незамедлительного решения в области защиты прав и интересов детей и их семей.
Семья с особенным ребенком нуждается в предоставлении ей различной помощи. В данной работе помощь, предоставляемая семьям с детьми, имеющими ментальные нарушения, анализируется с точки зрения экосистемной теории (У. Бронфенбреннер и др.), позволяющей увидеть взаимодействие семьи ребенка с другими социальными структурами; теории нормализации (В. Вольфенсбергер и др.), делающей акцент на исследовании механизмов нормализации и повышения качества жизни лиц с ограниченными возможностями; и структурно-функционального подхода (Т. Парсонс и др.), тесно связанной с понятием системы, каждая часть которой обладает функциями, вносящими свой вклад в работу целого.
Проанализированные нормативно-правовые акты позволяют увидеть, что государственная политика в сфере социальной защиты детей-инвалидов осуществляется на международном, федеральном и региональном уровнях. Защита их прав и интересов осуществляется посредством лекарственного обеспечения, оснащения различными средствами реабилитации, социальной адаптации, денежными выплатами, а также предоставлением необходимых услуг ведомствами здравоохранения, образования, социальной защиты, различными общественными организациями и др.
Однако людям с ментальными нарушениями помощь не всегда гарантирована законом. Ментальные нарушения не всегда означают непосредственно «инвалидность» в том виде, как она определена в ст. 1 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». В связи с этим поднимается вопрос о необходимости закрепления понятия «ментальные нарушения» на законодательном уровне, позволяющей четко определять данную категорию и учитывать их неоднородность при предоставлении услуг.
Существует множество систем помощи, направленных на поддержку не только особенного ребенка, но и его семьи. Одним из мероприятий пилотного проекта «Шаг навстречу», реализующегося на территории Алтайского края и направленного на формирование единой региональной системы взаимодействия между органами исполнительной власти, организациями и семьями, воспитывающими детей с ментальными нарушениями, было проведение оценки качества помощи, предоставляемой организациями разной ведомственной принадлежности, семьям с детьми с ментальными нарушениями.
Результаты проведенного исследования показали проблемные зоны: В сфере здравоохранения законным представителям хотелось бы обеспечения большего объема бесплатной медицинской помощи. В сфере социальной защиты - увеличение количества разнообразия занятий с детьми и их ориентация на детей с разными нарушениями разного возраста, в том числе с тяжелыми нарушениями и подросткового возраста. В сфере образования - расширение спектра дополнительного образования, необходимость тьюторов для сопровождения детей в образовательных учреждениях.
Подведя итог, можно сказать о том, что цель достигнута, задачи решены, гипотезы о том, что оптимальным теоретико-методологическим основанием исследования помощи, предоставляемой семьям, воспитывающим детей с ментальными нарушениями, является теория структурного функционализма и экосистемная теория, о том, что в федеральных и региональных нормативно-правовых документах Российской Федерации и Алтайского края не определено понятие «ментальные нарушения», о том, что к основным системам помощи семьям, воспитывающим детей с ментальными нарушениями, в регионе следует отнести медицинскую помощь, помощь в системе социальной защиты и образования, о том, что семьи, воспитывающие детей с ментальными нарушениями, в большей степени удовлетворены качеством предоставляемой им помощи в Алтайском крае, о том, что во всех системах помощи, предоставляемой семьям, воспитывающим детей с ментальными нарушениями, в Алтайском крае присутствует наличие общих проблем,- подтвердились.
Семья с особенным ребенком нуждается в предоставлении ей различной помощи. В данной работе помощь, предоставляемая семьям с детьми, имеющими ментальные нарушения, анализируется с точки зрения экосистемной теории (У. Бронфенбреннер и др.), позволяющей увидеть взаимодействие семьи ребенка с другими социальными структурами; теории нормализации (В. Вольфенсбергер и др.), делающей акцент на исследовании механизмов нормализации и повышения качества жизни лиц с ограниченными возможностями; и структурно-функционального подхода (Т. Парсонс и др.), тесно связанной с понятием системы, каждая часть которой обладает функциями, вносящими свой вклад в работу целого.
Проанализированные нормативно-правовые акты позволяют увидеть, что государственная политика в сфере социальной защиты детей-инвалидов осуществляется на международном, федеральном и региональном уровнях. Защита их прав и интересов осуществляется посредством лекарственного обеспечения, оснащения различными средствами реабилитации, социальной адаптации, денежными выплатами, а также предоставлением необходимых услуг ведомствами здравоохранения, образования, социальной защиты, различными общественными организациями и др.
Однако людям с ментальными нарушениями помощь не всегда гарантирована законом. Ментальные нарушения не всегда означают непосредственно «инвалидность» в том виде, как она определена в ст. 1 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». В связи с этим поднимается вопрос о необходимости закрепления понятия «ментальные нарушения» на законодательном уровне, позволяющей четко определять данную категорию и учитывать их неоднородность при предоставлении услуг.
Существует множество систем помощи, направленных на поддержку не только особенного ребенка, но и его семьи. Одним из мероприятий пилотного проекта «Шаг навстречу», реализующегося на территории Алтайского края и направленного на формирование единой региональной системы взаимодействия между органами исполнительной власти, организациями и семьями, воспитывающими детей с ментальными нарушениями, было проведение оценки качества помощи, предоставляемой организациями разной ведомственной принадлежности, семьям с детьми с ментальными нарушениями.
Результаты проведенного исследования показали проблемные зоны: В сфере здравоохранения законным представителям хотелось бы обеспечения большего объема бесплатной медицинской помощи. В сфере социальной защиты - увеличение количества разнообразия занятий с детьми и их ориентация на детей с разными нарушениями разного возраста, в том числе с тяжелыми нарушениями и подросткового возраста. В сфере образования - расширение спектра дополнительного образования, необходимость тьюторов для сопровождения детей в образовательных учреждениях.
Подведя итог, можно сказать о том, что цель достигнута, задачи решены, гипотезы о том, что оптимальным теоретико-методологическим основанием исследования помощи, предоставляемой семьям, воспитывающим детей с ментальными нарушениями, является теория структурного функционализма и экосистемная теория, о том, что в федеральных и региональных нормативно-правовых документах Российской Федерации и Алтайского края не определено понятие «ментальные нарушения», о том, что к основным системам помощи семьям, воспитывающим детей с ментальными нарушениями, в регионе следует отнести медицинскую помощь, помощь в системе социальной защиты и образования, о том, что семьи, воспитывающие детей с ментальными нарушениями, в большей степени удовлетворены качеством предоставляемой им помощи в Алтайском крае, о том, что во всех системах помощи, предоставляемой семьям, воспитывающим детей с ментальными нарушениями, в Алтайском крае присутствует наличие общих проблем,- подтвердились.
Подобные работы
- Доступность услуг для инвалидов в организациях социального обслуживания (на примере КГБУСО «Комплексный центр социального обслуживания г. Новоалтайск»)
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2022





