Наставничество как инновационная технология социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в специализированных учреждениях
|
Глава I. Теоретико-методологические основы анализа социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в специализированных учреждениях 12
1.1 Специфика социализации и адаптации детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей 12
1.2. Организационные формы и технологии социализации и адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 17
1.3 Система наставничества в работе с детьми-сиротами. Этические нормы, права и обязанности наставников 28
Глава II. Наставничество как технология социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в специализированных учреждениях 38
2.1 Опыт реализации системы наставничества в Российской Федерации 38 2.2Исследование потребности воспитанников центров помощи детям в
реализации технологии наставничества в КГБУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оказывающее социальные услуги «Барнаульский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, №1 и №2» 54
2.3 Программа обучения наставников «Наставничество» 58
Заключение 68
Список литературы 71
Приложение1 1
Приложение 2 2
Приложение 3 3
Приложение 4 4
Приложение 5 5
Приложение 6 9
Приложение 7 13
1.1 Специфика социализации и адаптации детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей 12
1.2. Организационные формы и технологии социализации и адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 17
1.3 Система наставничества в работе с детьми-сиротами. Этические нормы, права и обязанности наставников 28
Глава II. Наставничество как технология социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в специализированных учреждениях 38
2.1 Опыт реализации системы наставничества в Российской Федерации 38 2.2Исследование потребности воспитанников центров помощи детям в
реализации технологии наставничества в КГБУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оказывающее социальные услуги «Барнаульский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, №1 и №2» 54
2.3 Программа обучения наставников «Наставничество» 58
Заключение 68
Список литературы 71
Приложение1 1
Приложение 2 2
Приложение 3 3
Приложение 4 4
Приложение 5 5
Приложение 6 9
Приложение 7 13
Работа подготовлена в рамках командного выполнения проектов полного жизненного цикла. С 2020 года Алтайская краевая женская общественная организация «Отклик» при поддержке Детского благотворительного фонда «Солнечный Город» начала проводить подготовительные работы по внедрению в Алтайском крае проекта «Наставничество». В марте 2021 г. было подписано соглашение о сотрудничестве с Министерством образования и науки Алтайского края, заключены договора с КГБУ «Барнаульский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей №1» КГБУ «Барнаульский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей № 2» (Приложение 5,6,7).
Со стороны Алтайского государственного университета были привлечены преподаватели и студенты института социальных наук. Руководитель проекта: Чудова С.Г., к.соц.н., заведующая кафедрой социальной работы института социальных наук АлтГУ, ЗММ специалист Великжанина К.А., ст. преподаватель кафедры социальной работы института социальных наук АлтГУ, Тимофееева Д.А., магистрант группы 1092М кафедры социальной работы института социальных наук АлтГУ, Баёва А.А. магистрант группы 1092М кафедры социальной работы института социальных наук АлтГУ.
Актуальность. На сегодняшний день сиротство по-прежнему остается острой и насущной проблемой современного общества в России. Для большинства детей такой категории «домом» является специализированное учреждение, строго регламентирующее распорядок дня ребенка, организующее его деятельность, ограничивающее контакты с взрослыми и сверстниками. Воспитание ребенка вне семьи приводит к удручающим последствиям, затрагивающим личностные качества, психические, социальные качества ребенка, слабая сформированность которых, становится причиной неподготовленности выпускника к жизни в социуме.
В закрытом учреждении у детей складывается свой особый тип общения с взрослыми и сверстниками, который проявляется в различных конфликтных ситуациях: ситуациях запрета, столкновения интересов, замечаний взрослых, обвинений со стороны сверстников и т.п. Для детей-сирот характерно пассивное приспособление к среде. В своем поведении выпускники повторяют привычное поведение родителей, усвоенное еще в их раннем детстве, для них неблагополучный социум становится нормой жизни. Главной проблемой в таком случае становится преодоление последствий психических травм, семейной депривации (в плане социализации), помощь в процессе адаптации к благополучной жизни, духовно-нравственное воспитание ребенка.
Новой формой сопровождения детей из детских домов выступает наставничество. Такое взаимодействие требует значительно большей включенности, ответственности и самоотдачи. Наставничество предполагает регулярное взаимодействие волонтера с одним конкретным ребенком на протяжении длительного времени. Наставник может стать значимым взрослым в жизни ребенка для сопровождения в процессе взросления, выбора образовательного пути, перехода к самостоятельной жизни. Важна возможность получения ребенком опыта предсказуемых, надежных отношений с признанием ценности его как личности.
Наставник помогает выстраивать отношения с другими людьми, помогает повышать уровень социальной адаптации. Кроме того, в случае установления длительных отношений с наставником, ребенок, выходя из детского дома, имеет возможность обратиться к более опытному взрослому за помощью на первых этапах самостоятельной жизни. Взаимодействие осуществляется через неформальное общение и эмоциональную связь участников. Все эти факторы способствуют ускорению процесса передачи социального опыта, быстрому развитию новых компетенций, органичному становлению полноценной личности. Важно популяризовать роль наставника среди общественных организаций; сообществ выпускников школ, ПОО, вузов, детских домов; компаний-партнеров; ассоциаций психологов и психотерапевтов; волонтерских и благотворительных организаций; социальных сетей и т.п. Рассказывать о преимуществах роли наставника: возможностях личностного и социального роста, получения новых знаний и навыков.
Степень изученности проблемы. Согласно анализу литературы по данной проблематике феномен наставничества изучен не в полной мере, даже несмотря на разнообразие применения данного метода в различных сферах. Говоря о применении инструмента наставничества в социальной сфере для социализации и адаптации детей-сирот видно, что это звено исследовано еще в меньшей степени.
В трудах таких авторов как А. Агавелян, Э. Альбрехт, С. Ежов, Н. Коломинский, А. Корниенко, В. Мерлин, Т. Миронова, В. Синев и др. рассматривается концепция социально-психологических особенностей социализации как процесса активного усвоения индивидом социальных норм, образцов поведения.
Игровая деятельность рассматривается как наиболее доступный и эффективный метод социализации ребенка при его собственной активной позиции, связанный с инициативой, фантазией, творчеством. Многочисленные исследования отечественных педагогов и психологов (А.С. Макаренко, Д.Б. Эльконин, А.С. Спиваковская, С.А. Шмаков, А.И. Усовой и др.) доказывают уникальные возможности игровой деятельности в процессе физического, нравственного воспитания детей, формирования их умения ориентироваться в окружающей действительности, а также утверждают, что игра по своей сути социальна и является действенным средством социализации детей, орудием воспитания социальных навыков и умений, открывающих просторы для творчества социальных отношений.
Вопрос о том, что наставник должен понимать и знать свои обязанности, обладать необходимыми навыками в работе с детьми; должен проходить специальные обучения для знания своего будущего занятия, нести ответственность за свои действия; уметь организовывать процесс своей работы с ребенком, во избежание конфликтных и отрицательных ситуаций освещался в некоторых публикациях таких авторов как Антипин С.Г., Басюк В.С., Гоголева Г.С., Панченко Е. Н., Степанова В. А. и др.
Объект - технологии социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в специализированных учреждениях
Предмет - наставничество как инновационная технология социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в специализированных учреждениях.
Цель - выделение сущностных характеристик наставничества как инновационной технологии социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в специализированных учреждениях и разработка программы по обучению наставников.
Задачи:
1) Раскрыть специфику, организационные формы и технологии социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих учреждении;
2) Рассмотреть наставничество в контексте институционального подхода;
3) Изучить опыт реализации системы наставничества в РФ, а также провести вторичный анализ исследования эффективности проекта «Наставничество»;
4) Исследовать мнение детей, проживающих в специализированных учреждениях, относительно сферы наставничества;
5) Разработать программу по обучению наставников.
Гипотезы исследования:
1) Вероятно, особенность социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в учреждении, определяется условиями депривации, дефицитом адекватного общения, особым психологическим образованием (деление на «своих» и «чужих»);
2) Возможно, наиболее адекватным теоретическим основанием для исследования наставничества является институциональный подход;
3) Вероятно, при использовании технологии наставничества эффективность наблюдается в таких сферах жизни ребенка, как взаимоотношения с другими людьми, личностное развитие;
4) Вероятно, большинство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в учреждениях, нуждаются в наставнике.
Теоретико-методологической основой для изучения феномена наставничества выступает институциональный подход, который представляет собой систему познавательных принципов ориентирующих на интерпретацию действительности институциональных теорий в области социального знания. Социальный институт имеет некоторые признаки, а именно, сложившиеся образцы поведения, а также установки; символы культурного характера, кодексы поведения устной и письменной направленности; утилитарные культурные компоненты, идеологию. Данные компоненты также можно рассмотреть в наставничестве, где имеются свои кодексы поведения, правила взаимодействия наставника с ребенком, особенности организации встреч наставника и подопечного, «изюминка» каждой наставнической пары.
Также социальный институт выполняет функции закрепления и воспроизводства общественных отношений, регулятивную, интегративную, транслирующую, коммуникативную, социализирующую, функцию
удовлетворения потребностей. Наставничество включает в себя эти функции той же мере. Например, с помощью наставничества удовлетворяются потребности ребенка в общении, в принятии, в близких отношениях. Также удовлетворяются потребности наставника в оказании помощи, в принесении пользы. С помощью наставничества ребенок социализируется и движется к интеграции в социум. В процессе взаимодействия наставника и подопечного выполняется коммуникативная, транслирующая (передача жизненного опыта), регулятивная функция.
Преимущество институционального подхода состоит в том, что он позволяет рассматривать социальную жизнь в целом, воссоздавая ее в форме упорядоченного и повторяющегося поведения и устойчивых моделях институтов. Данный подход позволяет рассмотреть наставничество в ключе института со своими целями и задачами работы. Институциональный подход наиболее адекватен при рассмотрении наставничества, так как со своей сложившейся социальной практикой, технология представляет собой целенаправленную деятельность по подготовке и обучению к самостоятельному, качественному и инициативному выполнению обязанностей в различных сферах жизни.
Методы исследования. Для достижения цели работы, решения поставленных задач и проверки гипотез нами использована следующая методическая база исследования: анализ научной литературы; вторичный анализ данных; метод социологического опроса (анкетирование); метод статистической обработки результатов исследования с помощью программы SPSS.
Эмпирическую базу исследования составили данные, полученные в результате проведенного анкетного опроса среди восемнадцати воспитанников центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей и вторичный анализ данных проекта «Наставничество» благотворительного фонда «Солнечный город».
Положения, выносимые на защиту:
1) Особенность социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заключается в недоверии к окружающим, отсутствии навыков адекватного общения, в слаборазвитых представлениях о перспективах будущего, депривации, привычке к внешнему контролю, несформированности внутреннего плана действий, в заниженной самооценке, в недостатке возможности усвоения социального опыта родителей;
2) Институциональный подход является наиболее адекватным для рассмотрения наставничества, так как последний обладает признаками социального института. В основе наставничества лежит: а) сформировавшиеся эталоны поведения, а также установки (наставничеству присуще стремление к установкам адекватной коммуникации с подопечным); б) кодексы поведения устной и письменной направленности (к примеру, этический кодекс наставника); в) идеология (взаимопонимание, помощь, поддержка); г) культурные черты и символы (специфика организации встреч наставника и подопечного, уникальность во взаимоотношениях каждой пары «наставник- ребенок»).
3) Основные положительные эффекты программы «Наставничество» проявляются в таких сферах, как психологическое состояние и настроение, ценностные ориентиры, отношения с другими людьми, сфера личностного развития.
4) Дети, проживающие в КГБУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оказывающее социальные услуги «Барнаульский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, №1 и №2» готовы принять в свою жизнь наставника, который будет весёлый, добрый, умный, внимательный и отзывчивый, честный и общительный.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что результаты исследования расширяют научное понимание механизмов формирования взаимодействия наставника и ребенка; получены новые данные о предпочитаемых качествах наставника и методов его отбора. Исследование расширило теоретическое понимание процесса социализации и социальной адаптации ребенка в условиях проживания в учреждении интернатного типа.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученная информация может использоваться для прогнозирования успехов социализации; коррекции эмоционального состояния воспитанников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Результаты исследования дали возможность понять, как жители Алтайского края определяют портрет подростка-сироты и наставника для него. На основании внедрения программы «Наставничество» в Алтайском крае в учреждениях для детей-сирот, разработана программа по профилактике эмоционального выгорания для наставников, чтобы процесс взаимодействия ребенка и наставника носил продуктивный и эффективный характер.
Апробация результатов исследования. Основные положения выпускной квалификационной работы были апробированы автором в 2020-2021 гг. на 5 научно-практических конференциях различного уровня (международный, региональный). По теме исследования опубликовано в открытой печати 4 научные работы.
Участие в научно-практических конференциях:
1. VII региональная конференция «Мой выбор - наука!», 2019 г., город Барнаул;
2. XXVII Международная конференция студентов, аспирантов и молодых учёных «Ломоносов», 2020 г., город Барнаул;
3. XXII Международная научно-практическая конференция «Наука и инновации в XXI веке: актуальные вопросы открытия и достижения», 2020 г., город Пенза;
4. IX Международная научно-практическая конференция
«Фундаментальны основы инновационного развития науки и образования», 2020 г, город Пенза;
5. Международная практическая конференция «Проблемы и
перспективы современной гуманитаристики: педагогика, методика
преподавания, филология», 2020 г., города Андижан, Ташкент.
Статьи в научно-периодических изданиях:
1) Баёва, А.А. Наставничество как инновационный метод поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без печения родителей [Текст] / А.А. Баёва, Д.А Тимофеева // Наука и инновации в XXI веке: актуальные вопросы открытия и достижения: сборник статей XXII международной научно-практической конференции. - Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение». - 2020. - С. 170-172.
2) Тимофеева, Д.А. Опыт реализации наставничества детей-сирот и
детей, оставшихся без печения родителей, проживающих в специализированных учреждениях как инновационный аспект педагогики в России [Текст] / Д.А Тимофеева, А.А. Баёва // Фундаментальны основы инновационного развития науки и образования: сборник статей ХХмеждународной научно-практической конференции. - Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение». - 2020. - С. 193-196.
3) Тимофеева, Д.А. Инновационные педагогические технологии
социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в специализированных учреждениях [Электронный ресурс] / Д.А Тимофеева, А.А. Баёва // Студенческий: научный журнал. - № 39(125). - Часть 4. - С. 10-12. - URL:https://sibac.info/journal/student/125 (дата обращения
25.06.2021).
4) Баёва, А.А. Опыт реализации наставничества детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, проживающих в специализированных учреждениях в России как инновационный аспект современной педагогики [Текст] / А.А. Баёва, Д.А Тимофеева // Проблемы и перспективы современной гуманитаристики: педагогика, методика преподавания,
филология: сборник материалов международной научно-практической
конференции. - Андижан-Ташкент, 2021. - С. 127-131.
Структура работы. Магистерская диссертация состоит из введения, двух глав (в каждой из которых по 3 параграфа), заключения, списка литературы и приложений.
Со стороны Алтайского государственного университета были привлечены преподаватели и студенты института социальных наук. Руководитель проекта: Чудова С.Г., к.соц.н., заведующая кафедрой социальной работы института социальных наук АлтГУ, ЗММ специалист Великжанина К.А., ст. преподаватель кафедры социальной работы института социальных наук АлтГУ, Тимофееева Д.А., магистрант группы 1092М кафедры социальной работы института социальных наук АлтГУ, Баёва А.А. магистрант группы 1092М кафедры социальной работы института социальных наук АлтГУ.
Актуальность. На сегодняшний день сиротство по-прежнему остается острой и насущной проблемой современного общества в России. Для большинства детей такой категории «домом» является специализированное учреждение, строго регламентирующее распорядок дня ребенка, организующее его деятельность, ограничивающее контакты с взрослыми и сверстниками. Воспитание ребенка вне семьи приводит к удручающим последствиям, затрагивающим личностные качества, психические, социальные качества ребенка, слабая сформированность которых, становится причиной неподготовленности выпускника к жизни в социуме.
В закрытом учреждении у детей складывается свой особый тип общения с взрослыми и сверстниками, который проявляется в различных конфликтных ситуациях: ситуациях запрета, столкновения интересов, замечаний взрослых, обвинений со стороны сверстников и т.п. Для детей-сирот характерно пассивное приспособление к среде. В своем поведении выпускники повторяют привычное поведение родителей, усвоенное еще в их раннем детстве, для них неблагополучный социум становится нормой жизни. Главной проблемой в таком случае становится преодоление последствий психических травм, семейной депривации (в плане социализации), помощь в процессе адаптации к благополучной жизни, духовно-нравственное воспитание ребенка.
Новой формой сопровождения детей из детских домов выступает наставничество. Такое взаимодействие требует значительно большей включенности, ответственности и самоотдачи. Наставничество предполагает регулярное взаимодействие волонтера с одним конкретным ребенком на протяжении длительного времени. Наставник может стать значимым взрослым в жизни ребенка для сопровождения в процессе взросления, выбора образовательного пути, перехода к самостоятельной жизни. Важна возможность получения ребенком опыта предсказуемых, надежных отношений с признанием ценности его как личности.
Наставник помогает выстраивать отношения с другими людьми, помогает повышать уровень социальной адаптации. Кроме того, в случае установления длительных отношений с наставником, ребенок, выходя из детского дома, имеет возможность обратиться к более опытному взрослому за помощью на первых этапах самостоятельной жизни. Взаимодействие осуществляется через неформальное общение и эмоциональную связь участников. Все эти факторы способствуют ускорению процесса передачи социального опыта, быстрому развитию новых компетенций, органичному становлению полноценной личности. Важно популяризовать роль наставника среди общественных организаций; сообществ выпускников школ, ПОО, вузов, детских домов; компаний-партнеров; ассоциаций психологов и психотерапевтов; волонтерских и благотворительных организаций; социальных сетей и т.п. Рассказывать о преимуществах роли наставника: возможностях личностного и социального роста, получения новых знаний и навыков.
Степень изученности проблемы. Согласно анализу литературы по данной проблематике феномен наставничества изучен не в полной мере, даже несмотря на разнообразие применения данного метода в различных сферах. Говоря о применении инструмента наставничества в социальной сфере для социализации и адаптации детей-сирот видно, что это звено исследовано еще в меньшей степени.
В трудах таких авторов как А. Агавелян, Э. Альбрехт, С. Ежов, Н. Коломинский, А. Корниенко, В. Мерлин, Т. Миронова, В. Синев и др. рассматривается концепция социально-психологических особенностей социализации как процесса активного усвоения индивидом социальных норм, образцов поведения.
Игровая деятельность рассматривается как наиболее доступный и эффективный метод социализации ребенка при его собственной активной позиции, связанный с инициативой, фантазией, творчеством. Многочисленные исследования отечественных педагогов и психологов (А.С. Макаренко, Д.Б. Эльконин, А.С. Спиваковская, С.А. Шмаков, А.И. Усовой и др.) доказывают уникальные возможности игровой деятельности в процессе физического, нравственного воспитания детей, формирования их умения ориентироваться в окружающей действительности, а также утверждают, что игра по своей сути социальна и является действенным средством социализации детей, орудием воспитания социальных навыков и умений, открывающих просторы для творчества социальных отношений.
Вопрос о том, что наставник должен понимать и знать свои обязанности, обладать необходимыми навыками в работе с детьми; должен проходить специальные обучения для знания своего будущего занятия, нести ответственность за свои действия; уметь организовывать процесс своей работы с ребенком, во избежание конфликтных и отрицательных ситуаций освещался в некоторых публикациях таких авторов как Антипин С.Г., Басюк В.С., Гоголева Г.С., Панченко Е. Н., Степанова В. А. и др.
Объект - технологии социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в специализированных учреждениях
Предмет - наставничество как инновационная технология социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в специализированных учреждениях.
Цель - выделение сущностных характеристик наставничества как инновационной технологии социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в специализированных учреждениях и разработка программы по обучению наставников.
Задачи:
1) Раскрыть специфику, организационные формы и технологии социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих учреждении;
2) Рассмотреть наставничество в контексте институционального подхода;
3) Изучить опыт реализации системы наставничества в РФ, а также провести вторичный анализ исследования эффективности проекта «Наставничество»;
4) Исследовать мнение детей, проживающих в специализированных учреждениях, относительно сферы наставничества;
5) Разработать программу по обучению наставников.
Гипотезы исследования:
1) Вероятно, особенность социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в учреждении, определяется условиями депривации, дефицитом адекватного общения, особым психологическим образованием (деление на «своих» и «чужих»);
2) Возможно, наиболее адекватным теоретическим основанием для исследования наставничества является институциональный подход;
3) Вероятно, при использовании технологии наставничества эффективность наблюдается в таких сферах жизни ребенка, как взаимоотношения с другими людьми, личностное развитие;
4) Вероятно, большинство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в учреждениях, нуждаются в наставнике.
Теоретико-методологической основой для изучения феномена наставничества выступает институциональный подход, который представляет собой систему познавательных принципов ориентирующих на интерпретацию действительности институциональных теорий в области социального знания. Социальный институт имеет некоторые признаки, а именно, сложившиеся образцы поведения, а также установки; символы культурного характера, кодексы поведения устной и письменной направленности; утилитарные культурные компоненты, идеологию. Данные компоненты также можно рассмотреть в наставничестве, где имеются свои кодексы поведения, правила взаимодействия наставника с ребенком, особенности организации встреч наставника и подопечного, «изюминка» каждой наставнической пары.
Также социальный институт выполняет функции закрепления и воспроизводства общественных отношений, регулятивную, интегративную, транслирующую, коммуникативную, социализирующую, функцию
удовлетворения потребностей. Наставничество включает в себя эти функции той же мере. Например, с помощью наставничества удовлетворяются потребности ребенка в общении, в принятии, в близких отношениях. Также удовлетворяются потребности наставника в оказании помощи, в принесении пользы. С помощью наставничества ребенок социализируется и движется к интеграции в социум. В процессе взаимодействия наставника и подопечного выполняется коммуникативная, транслирующая (передача жизненного опыта), регулятивная функция.
Преимущество институционального подхода состоит в том, что он позволяет рассматривать социальную жизнь в целом, воссоздавая ее в форме упорядоченного и повторяющегося поведения и устойчивых моделях институтов. Данный подход позволяет рассмотреть наставничество в ключе института со своими целями и задачами работы. Институциональный подход наиболее адекватен при рассмотрении наставничества, так как со своей сложившейся социальной практикой, технология представляет собой целенаправленную деятельность по подготовке и обучению к самостоятельному, качественному и инициативному выполнению обязанностей в различных сферах жизни.
Методы исследования. Для достижения цели работы, решения поставленных задач и проверки гипотез нами использована следующая методическая база исследования: анализ научной литературы; вторичный анализ данных; метод социологического опроса (анкетирование); метод статистической обработки результатов исследования с помощью программы SPSS.
Эмпирическую базу исследования составили данные, полученные в результате проведенного анкетного опроса среди восемнадцати воспитанников центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей и вторичный анализ данных проекта «Наставничество» благотворительного фонда «Солнечный город».
Положения, выносимые на защиту:
1) Особенность социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заключается в недоверии к окружающим, отсутствии навыков адекватного общения, в слаборазвитых представлениях о перспективах будущего, депривации, привычке к внешнему контролю, несформированности внутреннего плана действий, в заниженной самооценке, в недостатке возможности усвоения социального опыта родителей;
2) Институциональный подход является наиболее адекватным для рассмотрения наставничества, так как последний обладает признаками социального института. В основе наставничества лежит: а) сформировавшиеся эталоны поведения, а также установки (наставничеству присуще стремление к установкам адекватной коммуникации с подопечным); б) кодексы поведения устной и письменной направленности (к примеру, этический кодекс наставника); в) идеология (взаимопонимание, помощь, поддержка); г) культурные черты и символы (специфика организации встреч наставника и подопечного, уникальность во взаимоотношениях каждой пары «наставник- ребенок»).
3) Основные положительные эффекты программы «Наставничество» проявляются в таких сферах, как психологическое состояние и настроение, ценностные ориентиры, отношения с другими людьми, сфера личностного развития.
4) Дети, проживающие в КГБУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оказывающее социальные услуги «Барнаульский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, №1 и №2» готовы принять в свою жизнь наставника, который будет весёлый, добрый, умный, внимательный и отзывчивый, честный и общительный.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что результаты исследования расширяют научное понимание механизмов формирования взаимодействия наставника и ребенка; получены новые данные о предпочитаемых качествах наставника и методов его отбора. Исследование расширило теоретическое понимание процесса социализации и социальной адаптации ребенка в условиях проживания в учреждении интернатного типа.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученная информация может использоваться для прогнозирования успехов социализации; коррекции эмоционального состояния воспитанников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Результаты исследования дали возможность понять, как жители Алтайского края определяют портрет подростка-сироты и наставника для него. На основании внедрения программы «Наставничество» в Алтайском крае в учреждениях для детей-сирот, разработана программа по профилактике эмоционального выгорания для наставников, чтобы процесс взаимодействия ребенка и наставника носил продуктивный и эффективный характер.
Апробация результатов исследования. Основные положения выпускной квалификационной работы были апробированы автором в 2020-2021 гг. на 5 научно-практических конференциях различного уровня (международный, региональный). По теме исследования опубликовано в открытой печати 4 научные работы.
Участие в научно-практических конференциях:
1. VII региональная конференция «Мой выбор - наука!», 2019 г., город Барнаул;
2. XXVII Международная конференция студентов, аспирантов и молодых учёных «Ломоносов», 2020 г., город Барнаул;
3. XXII Международная научно-практическая конференция «Наука и инновации в XXI веке: актуальные вопросы открытия и достижения», 2020 г., город Пенза;
4. IX Международная научно-практическая конференция
«Фундаментальны основы инновационного развития науки и образования», 2020 г, город Пенза;
5. Международная практическая конференция «Проблемы и
перспективы современной гуманитаристики: педагогика, методика
преподавания, филология», 2020 г., города Андижан, Ташкент.
Статьи в научно-периодических изданиях:
1) Баёва, А.А. Наставничество как инновационный метод поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без печения родителей [Текст] / А.А. Баёва, Д.А Тимофеева // Наука и инновации в XXI веке: актуальные вопросы открытия и достижения: сборник статей XXII международной научно-практической конференции. - Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение». - 2020. - С. 170-172.
2) Тимофеева, Д.А. Опыт реализации наставничества детей-сирот и
детей, оставшихся без печения родителей, проживающих в специализированных учреждениях как инновационный аспект педагогики в России [Текст] / Д.А Тимофеева, А.А. Баёва // Фундаментальны основы инновационного развития науки и образования: сборник статей ХХмеждународной научно-практической конференции. - Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение». - 2020. - С. 193-196.
3) Тимофеева, Д.А. Инновационные педагогические технологии
социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в специализированных учреждениях [Электронный ресурс] / Д.А Тимофеева, А.А. Баёва // Студенческий: научный журнал. - № 39(125). - Часть 4. - С. 10-12. - URL:https://sibac.info/journal/student/125 (дата обращения
25.06.2021).
4) Баёва, А.А. Опыт реализации наставничества детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, проживающих в специализированных учреждениях в России как инновационный аспект современной педагогики [Текст] / А.А. Баёва, Д.А Тимофеева // Проблемы и перспективы современной гуманитаристики: педагогика, методика преподавания,
филология: сборник материалов международной научно-практической
конференции. - Андижан-Ташкент, 2021. - С. 127-131.
Структура работы. Магистерская диссертация состоит из введения, двух глав (в каждой из которых по 3 параграфа), заключения, списка литературы и приложений.
Наставничество - новая социальная практика для России и Алтайского, которая находится на стадии внедрения и оценки эффективности. Проведенный теоретико-методологический анализ и эмпирическое исследование позволяет сделать следующие выводы.
Процесс социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, особен и зависит от их формы жизнеустройства. По результатам многочисленных исследований дети в основном закрыты и необщительны, их кругозор не даёт полного представления об окружающем мире. Особое значение для социального развития ребенка имеет процесс формирования его ценностных ориентаций, материального, морального и духовного порядка. Ребёнку, который не проживает в семье, тяжело анализировать самого себя, их способности непредсказуемы в решении социальных проблем. Включение детей-сирот в социальную деятельность является целым процессом, в ходе которого происходят такие изменения, как формирование личного отношения и мнения к какой-либо ситуации, приобретение жизненного опыта. Существует разнообразие технологий социализации и социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Постинтернатные технологии, базирующиеся на учреждениях социального типа и внутриинтернатные, которые основаны на взаимодействии педагогов с воспитанниками во время обучения и проживания в детском доме. Мер, принимаемых для социализации детей в учреждении, не хватает для полноценной адаптации ребенка после выпуска из образовательной организации. Поэтому, предлагается внедрять инновационную технологию социализации и адаптации детей-сирот - наставничество, которая в наибольшей степени окажет содействие в формировании жизненно необходимых навыков и умений.
В Российской Федерации большинство программ и проектов, реализуемых в сфере сиротства, направлены на материальную помощь детям, проживающим в домах-интернатах. Для социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, после выпуска из детского дома необходимо вести работу еще в учреждении. Для этого необходимо в жизнь ребенка привлекать взрослого, который бы смог передать ему свой жизненный опыт, обучить навыкам самостоятельной жизни и просто стать близким другом. Одной из таких социальных практик является наставничество, проведенаоценка эффективности благотворительного фонда «Солнечный город» за 2020 год, где можно говорить о стабильных положительных результатах проекта «Наставничество», количество пар наставник -ребенок за пять лет возросло в 10 раз, всё больше регионов РФ начинают реализацию данной технологии. Новосибирск, Уфа и Иркутск занимают лидирующие позиции в работе и развитии данного проекта-технологии. Отмечены позитивные результаты в нескольких сферах жизни, как детей, так и сотрудников. Первостепенным для всех является улучшение психологического состояния и настроения, далее возрастают ценностные ориентиры, отношения с другими людьми и сфера личностного развития.
По результатам анкетирования воспитанников, специализированных учреждений города Барнаула, где технология наставничество начала внедряться с 2021 года, сделаны выводы, о том, что большинство детей хотят себе наставника, а главное, чтобы он был и другом, и учителем для них. Все пожелания детей простые и элементарные, что говорит об обычной нехватке внимания и заботы, каждому воспитаннику. Подростки хотят, проводить с наставником как можно больше времени, общаться на любые темы, вместе учиться новому, ставить и достигать цели, помогать решать трудности, заниматься вместе спортом, много гулять, посещать интересные места, играть в различные активные игры. Общее представление о том, как дети видят наставника и какого хотят, у них тоже есть. Активный, добрый и весёлый это самое главное, что нужно ребёнку. Совсем скоро у ребят, воспитывающихся в центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей, появятся волонтеры-наставники. К сожалению, не у всех детей есть шанс найти новых маму и папу. Но у всех должна быть возможность найти настоящего друга. По результатам проведенного исследования была разработана программа по обучению наставников. Цель, которой формирование компетенций наставника для подростка из специализированного учреждения.
Проанализировав наставничество как инновационную технологию социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в специализированных учреждениях, можно заключить, что цель работы достигнута, задачи решены, одна из гипотез подтверждена частично, остальные - полностью.
Процесс социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, особен и зависит от их формы жизнеустройства. По результатам многочисленных исследований дети в основном закрыты и необщительны, их кругозор не даёт полного представления об окружающем мире. Особое значение для социального развития ребенка имеет процесс формирования его ценностных ориентаций, материального, морального и духовного порядка. Ребёнку, который не проживает в семье, тяжело анализировать самого себя, их способности непредсказуемы в решении социальных проблем. Включение детей-сирот в социальную деятельность является целым процессом, в ходе которого происходят такие изменения, как формирование личного отношения и мнения к какой-либо ситуации, приобретение жизненного опыта. Существует разнообразие технологий социализации и социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Постинтернатные технологии, базирующиеся на учреждениях социального типа и внутриинтернатные, которые основаны на взаимодействии педагогов с воспитанниками во время обучения и проживания в детском доме. Мер, принимаемых для социализации детей в учреждении, не хватает для полноценной адаптации ребенка после выпуска из образовательной организации. Поэтому, предлагается внедрять инновационную технологию социализации и адаптации детей-сирот - наставничество, которая в наибольшей степени окажет содействие в формировании жизненно необходимых навыков и умений.
В Российской Федерации большинство программ и проектов, реализуемых в сфере сиротства, направлены на материальную помощь детям, проживающим в домах-интернатах. Для социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, после выпуска из детского дома необходимо вести работу еще в учреждении. Для этого необходимо в жизнь ребенка привлекать взрослого, который бы смог передать ему свой жизненный опыт, обучить навыкам самостоятельной жизни и просто стать близким другом. Одной из таких социальных практик является наставничество, проведенаоценка эффективности благотворительного фонда «Солнечный город» за 2020 год, где можно говорить о стабильных положительных результатах проекта «Наставничество», количество пар наставник -ребенок за пять лет возросло в 10 раз, всё больше регионов РФ начинают реализацию данной технологии. Новосибирск, Уфа и Иркутск занимают лидирующие позиции в работе и развитии данного проекта-технологии. Отмечены позитивные результаты в нескольких сферах жизни, как детей, так и сотрудников. Первостепенным для всех является улучшение психологического состояния и настроения, далее возрастают ценностные ориентиры, отношения с другими людьми и сфера личностного развития.
По результатам анкетирования воспитанников, специализированных учреждений города Барнаула, где технология наставничество начала внедряться с 2021 года, сделаны выводы, о том, что большинство детей хотят себе наставника, а главное, чтобы он был и другом, и учителем для них. Все пожелания детей простые и элементарные, что говорит об обычной нехватке внимания и заботы, каждому воспитаннику. Подростки хотят, проводить с наставником как можно больше времени, общаться на любые темы, вместе учиться новому, ставить и достигать цели, помогать решать трудности, заниматься вместе спортом, много гулять, посещать интересные места, играть в различные активные игры. Общее представление о том, как дети видят наставника и какого хотят, у них тоже есть. Активный, добрый и весёлый это самое главное, что нужно ребёнку. Совсем скоро у ребят, воспитывающихся в центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей, появятся волонтеры-наставники. К сожалению, не у всех детей есть шанс найти новых маму и папу. Но у всех должна быть возможность найти настоящего друга. По результатам проведенного исследования была разработана программа по обучению наставников. Цель, которой формирование компетенций наставника для подростка из специализированного учреждения.
Проанализировав наставничество как инновационную технологию социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в специализированных учреждениях, можно заключить, что цель работы достигнута, задачи решены, одна из гипотез подтверждена частично, остальные - полностью.
Подобные работы
- Наставничество как инновационная технология социализации детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в
специализированных учреждениях
Магистерская диссертация, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2021 - Наставничество детей-сирот как направление добровольческой деятельности
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2022





