Глава 1 Теоретико-методологический анализ иррациональных установок и факторов суицидального риска 9
1.1 Особенности суицидального поведения в юношеском периоде 9
1.2 Психологическая характеристика юношеского периода и факторы
суицидального риска 18
1.3 Понятие иррациональных установок 28
Глава 2 Эмпирическое исследование взаимосвязи иррациональных установок с факторами суицидального риска 45
2.1 Программа и методы исследования 45
2.2 Результаты эмпирического исследования иррациональных установок
юношей и девушек в контексте рисков суицидального поведения 48
2.2.1 Иррациональные установки как фактор суицидального риска у юношей
и девушек 66
2.2.2 Иррациональные установки юношей и девушек в контексте
мотивационной составляющей суицидального риска 66
2.2.3 Иррациональные установки юношей и девушек в контексте
поведенческой составляющей суицидального риска 74
2.2.4 Иррациональные установки юношей и девушек в контексте
эмоциональной составляющей суицидального риска 79
Заключение 90
Список использованной литературы 96
Приложения 104
Актуальность исследования. Основным фактором, изучаемым в диссертации, суицидального риска в юношеском периоде являются взаимосвязь с иррациональными установками. Юность, является
сенситивным периодом активного становления ценностно-смысловой сферы личности именно в этом периоде иррациональные установки могут являться характерным фактором суицидального риска. Ряд исследователей (Е.И. Исаев, Н.А. Кириллова, И.С. Кон, Г. Крайг, В.С. Собкин, В.И. Слободчиков) подчеркивают факт интенсивного формирования системы ценностных ориентаций и иррациональных установок именно в этом возрасте. Одной из главных особенностей данного периода является установка на поиск своих ценностно-смысловых и смысложизненных оснований и ориентация на индивидуализацию линий собственного поведения [4, с. 23].
Иррациональные убеждения ведут к возникновению проблем в эмоциональной и поведенческой сферах индивида. Характеристики иррационального суждения таковы: они неистинны, не соответствуют реальности ни количественно, ни качественно, категоричны, приводят к длительным и сильным негативным переживаниями и, наконец, не способствуют достижению цели.
Поэтому в наших интересах было выявить суицидальные факторы с условием присутствия у испытуемых иррациональных установок и так же показать их взаимосвязь.
Степень изученности:
Степень изученности такого явление как иррациональные установки со взаимосвязью с мотивационными, поведенческими и эмоциональными факторами суицидального риска в юношеском возрасте раннее в исследованиях зарубежной и отечественной психологии рассматривались как предполагаемый фактор причинно-следственной связи между установкой и факторами безнадежности, тревожности, депрессивности, затрагиваемые в общей возрастной категории.
Ранее изучением иррациональных установок и их влияние на психологию поведение человека рассматривались такими учеными как А. Бек, А. Эллис, Холмагорова, Н.Г. Гаранян. Основоположником теории иррациональных установок и деление их на виды, является А. Эллис. В отечественной психологии данная тема прослеживалась в научных работах А.В. Хухорева и Н.Г. Гаранян, ученые произвели попытку связать иррациональные установки с тревожным, депрессивным и соматоформным синдромом. Авторы полагали, что можно говорить лишь о возможных тенденциях, но не о жестоко причинно-следственных связях.
Цель исследования: изучение иррациональных установок у юношей и девушек во взаимосвязи с мотивационными, эмоциональными, поведенческими составляющими суицидального риска.
Объект исследования: психологические риски суицидального
поведения в юности.
Предмет исследования: иррациональные установки юношей и
девушек как фактор риска суицидального поведения.
Задачи:
1. Провести научный анализ психологической литературы по проблемам суицидального поведения и рисков его воспроизводства в период юношеского возраста, факторов, определяющих формирование суицидальных намерений; вопросам иррациональных установок, особенностям их проявления в юности; проанализировать психологические характеристики юношеского возраста.
2. Разработать программу и методы исследования иррациональных установок в контексте суицидального риска в юношеском возрасте.
3. Изучить особенности иррациональных установок юношей и девушек в контексте мотивационных, эмоциональных, поведенческих аспектов суицидального риска; определить, обусловленные иррациональными установками характерные суицидальные риски у юношей и девушек.
4. Разработать программу психологического тренинга на тему «рациональность мышления»
Гипотезы:
1. Иррациональные установки юношей и девушек могут объективировать себя в качестве предикторов мотивационных, эмоциональных, поведенческих аспектов суицидального риска.
2. Ведущие иррациональные установки у юношей и девушек будут различаться.
Теоретико-методологические основания исследования: типология иррациональных установок (А. Эллис); концепция о факторах риска в юношеском возрасте (Г. Крайг); возрастная периодизация (В.И. Слободчиков).
Методы исследования.
Методы сбора научной информации: метод тестов (тест суицидальная мотивация Ю.Р. Вагин, тест определения иррациональных установок А. Эллиса); метод письменного опроса (опросник для определения вида одиночества С.Г. Корчагиной, опросник определения депрессии М. Ковач, опросник склонности подростков к суицидальному поведению М.В. Горской, шкала безнадежности Т. Бека)
Методы математико-статистически обработки данных: анализа таблиц сопряженности с использованием Т-критерия Стьюдента сравнения для двух независимых выборок, корреляционный по Спирмену и регрессионный анализ с применением Microsoft Excel и IBM SPSS Statistics 20.
Выборка:
В исследовании приняли участие 60 испытуемых в возрасте от 14 до 20 лет, в том числе 34 девушек (57%) и 26 юношей (43%). Все испытуемые, принявшие участие в исследовании, являются учащимися различных учебных заведений города Барнаул.
Научная новизна исследования.
Доказано, что иррациональные установки выступают в качестве предикторов суицидального риска в юношеском возрасте.
Выявлены различия в доминирующих иррациональных установках у юношей и девушек.
Показано, что иррациональные установки у юношей и девушек, отличаются и объективируют себя в качестве специфичных гендерных предикторов мотивационных, эмоциональных, поведенческих аспектов суицидального риска.
Теоретическая значимость.
Результаты исследования вносят вклад в область психологии личности с точки зрения объяснения факторов, лежащих в основе формирования суицидальных намерений; расширения понимания гендерных различий в аспекте специфики иррациональных убеждений и факторов суицидальных рисков, углубления научного осмысления закономерностей возрастного развития на этапе юности.
Практическая значимость.
Полученные результаты могут быть применены в практической работе психологов в психологической диагностике суицидального риска и его предикторов у юношей и девушек; психологическом консультировании по проблемам потери смысла жизни, острого одиночества, депрессии, тревоги, фрустрации, безнадежности, мотивации смерти, самопожертвования, склонности к самонаказанию и наказанию других посредством своей смерти; тренинговой работе по вопросам совладения с одиночеством, затруднениями в изменении намеченных целей и стратегий поведения в условиях, объективно требующих их перестройки. Разработана программа психологического тренинга для юношей и девушек «рациональность мышления», направленная на профилактику суицидального поведения среди юношей и девушек с использованием диагностики иррациональных установок во взаимосвязи с факторами суицидального риска.
Положения, выносимые на защиту.
1. Поведение юношей и девушек обусловлено иррациональными установками, в первую очередь установками катастрофизации, долженствования в отношении себя и невозможностью находиться во фрустрирующих ситуациях.
2. Основным предиктором суицидальной мотивации среди юношей, в
преобладающей аутопунитической и альтруистической
суицидальной мотивации, являются иррациональные установки: катастрофизация и долженствование в отношении себя. Среди группы девушек предиктором суицидальной мотивации, с преобладанием у испытуемых анемической и аутопунитической суицидальной мотивации, является иррациональная установка катастрофизация.
3. Иррациональные установки, в характерном преобладании катастрофизации и долженствование в отношении себя, являются предикторами суицидального поведения среди юношей и девушек, у обеих испытуемых групп в разной степени. Среди группы юношей установка долженствование в отношении себя является предиктором шкалы ригидности, среди девушек катастрофизация выступает предиктором шкалы агрессии.
4. Иррациональные установки имеют прямое влияние на
эмоциональный фактор суицидального риска, в том числе
одиночества, депрессивности и безнадежности. В двух группах испытуемых наблюдается разное проявление иррациональных установок во взаимосвязи с эмоциональными факторами. Таким образом предиктором эмоционального фактора в группе юношей является установка катастрофизации и долженствования в отношении себя, среди девушек катастрофизаци и долженствование в отношении других.
Апробация результатов исследования:
Основные результаты диссертационного исследования были представлены на II Международном научно-практическом форуме по безопасности и сотрудничеству в Евразии.
По теме диссертации опубликована 1 статья, в которой нашли отражение теоретические принципы и результаты работы.
Тема дипломной работы иррациональные установки как фактор суицидального риска в юношеском периоде. В данной исследовательской работе была предпринята попытка доказать выдвинутую гипотезу. Основная гипотеза диссертации говорит о том, что фактором проявления мотивационных, поведенческих и эмоциональных аспектов суицидального риска является характерная взаимосвязь с иррациональными установками личности.
В ходе достижения поставленной цели проводился теоретико - методологический анализ психологической литературы,
специализирующейся в изучении суицидологии, иррациональных установок и юношеского периода, акцентируя внимание на специфике проявления иррациональных установок и мотивационных, поведенческих, эмоциональных суицидальных факторов в юности.
Анализ литературы показал, что можно встретить широкий спектр различных определений иррациональных установок в зависимости от теоретической концепции ученого. Основной концепцией от которого отталкивались в ходе написания диссертации были работа А. Эллиса. Он полагал, что иррациональные убеждения - это жёсткие эмоционально-когнитивные связи, имеющие характер требования, предписания и приказа имеют абсолютистский характер. Именно по данной причине иррациональные убеждения не соответствуют реальности.
Важную роль в проявлении суицидальных факторов в юношеском периоде являются поведенческие, мотивационные и эмоциональные факторы в становлении своего внутреннего «Я» так как в данном возрасте юноши и девушки подвергаются большему проявлению стрессовых ситуаций. Так Д. Элкинд считал, что главная причина возникновения суицидальных попыток и собственно суицида - это давление родителей на юношей и девушек с целью заставить их добиваться успеха.
Анализ литературы позволил предположить, что между двумя испытуемыми группами юношей и девушек прослеживается проявление иррациональных установок, которые в свою очередь имеют взаимосвязь с мотивационными, поведенческими и эмоциональными факторами суицидального риска. Для подтверждения выдвинутой гипотезы проводилось эмпирическое исследование взаимосвязи иррациональных установок и факторов суицидального риска.
Полученные данные мы обработали с помощью корреляции, которая позволяет выявить взаимосвязь между изучаемыми факторами. Для подтверждения корреляции использовалась линейная регрессия. Исследование помогло выявить следующее:
1. Предиктором суицидальной мотивации среди юношей, в преобладающей аутопунитической и альтруистической суицидальной мотивации, выражающиеся в самонаказании и смертью ради других, являются иррациональные установки: катастрофизация и долженствование в отношении себя. В результате наблюдения группы девушек предиктором суицидальной мотивации, с преобладанием у испытуемых анемической и аутопунитической суицидальной мотивации, характерной чертой которой является невыносимостью страданий и самонаказание, является иррациональная установка катастрофизация.
2. Предикторами риска суицидального поведения у юношей, в частности шкалы ригидности являются иррациональные установки: катастрофизация и долженствование в отношении себя. Данный феномен объясняется тем, что в случае при проявлении у личности установок преувеличения проблемных ситуаций и завышенным требованиям к самому себе предиктором суицидального поведения у юношей будет проявление ригидности, затрудненность в изменении намеченной субъектом деятельности в условиях, объективно требующей ее перестройки. Предиктором суицидального поведения среди девушек являются катастрофизация и долженствование в отношении других. В условиях наличия среди девушек данных установок наблюдается агрессивное суицидальное поведение.
3. Результаты изучения эмоционального фактора суицидального риска одиночество показали, что предиктором одиночества в группе юношей, в частности преобладания диффузного и отчуждающего вида одиночества, является иррациональная установка катастрофизация, так же в случае отчуждающего вида одиночества предиктором так же выступает долженствование в отношении себя. В группе девушек эмоциональный фактор суицидального риска одиночество, в преобладании субъективно положительного вида одиночества, предиктором является катастрофизация и долженствование в отношении себя.
4. Предиктором депрессивности как эмоционального фактора суицидального риска, в преобладании неэффективности и негативной самооценки, в группе юношей является катастрофизация и долженствование в отношении себя. В результате исследования группы девушек предиктором являются иррациональные установки катастрофизация и долженствование в отношении других, в преобладании шкал негативное настроение, неэффективность и негативная самооценка.
5. Предиктором безнадежности в группе юношей, при преобладании умеренного уровня безнадежности, являются иррациональные установки катастрофизация и долженствование в отношении себя. В группе девушек предиктором выступает иррациональная установка катастрофизация и долженствование в отношении других, в условиях преобладании легкой формы безнадежности. Данные показатели можно охарактеризовать как выраженную взаимосвязь у девушек при обнаружении катастрофизации с эмоциональным фактором безнадежности, как раз таки отличительно выделяющимся безвыходным положением из ситуации, в то время как для юношей имеет более скрытое проявление чувству безнадежности при данной иррациональной установки.
Таким образом полученные результаты в ходе корреляционного анализа доказывают выдвинутую гипотезу о том, что между иррациональными установками прослеживается взаимосвязь с мотивационными, поведенческими и эмоциональными факторами суицидального риска.
Завершающим этапом нашего исследования стала разработка программы тренинга о профилактике суицидального риска с определением у учащихся школ и ВУЗов иррациональных установок тем самым предотвращая фактор проявления суицидального риска.
1. Абульханова - Славская К. А., Жизненные перспективы личности: сб. статей. М.: Наука, 2014. 145 с.
2. Абульханова - Славская К. А., Стратегия жизни. М.: Мысль. 2011.301 с.
3. Акопов Г. В. Методы профилактики суицидального поведения. Самара-Ульяновск, 2005
4. Алексеева В. Г., Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности // Психологический журнал. 2011. Том 5, № 5. С. 63-70.
5. Амбрумова А. Г., Тихоненко В. А. Диагностика суицидального поведения. М.: Наука, 1980. 48 с.
6. Амбрумова А.Г., Психология самоубийства // Психологический журнал. 1996. Том 6, № 4. С. 14-20.
7. Андреева Г. М. Социальная психология: учебное пособие. М.: Аспект Пресс, 2001. С. 384.
8. Аптер А. Самоубийства и суицидальные попытки у молодежи. М.: Смысл, 2005. С. 192-208.
9. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М.: Прогресс- Универс, 2005.
10. Всероссийской научно - практической конференции по экзистенциальной психологии: материалы/ М.: Российский гуманитарный научный фонд,2010. С. 61-73.
11. Е. Ф. Бажин, Е. А. Голыкина, А. М. Эткинд // Психол. журн. 1984. Том 5, № 3. С. 152-162.
12. Бачериков Н. Е., Згонников П. Т. Клинические аспекты суицидологии. - К.: Здоров'я, 1989. С. 456-479.
13. Бачериков Н. Е., Воронцов М. П., Петрюк П. Т., Цыганенко А. Я. Эмоциональный стресс в этиологии и патогенезе психических и психосоматических заболеваний. Харьков: Изд-во Основа, 1995. С. 276.
14. Бебик М.А., Бирюкова И.В., Варга А.Я., Вроно Е.М. Азбука чувств. М: Луч, Центр развития межличностных коммуникаций, 2015. С. 200.
15. Билле-Браге У., Чуприков А.П., Пилягина Г.Я., Войцех В. Ф., Крыжановская Л.А., Жабокрицкий С.В., Сонник Г.Т. Глоссарий суицидологических терминов. М.: Российский гуманитарный научный фонд. 2010. С. 61-73.
16. Василюк, Ф. Е. Психология переживания. М.: из-во «МГУ», 1984. 200 с.
17. Вихристюк О.В. Что нужно знать родителям о подростковых суицидах? М.: МГППУ, 2013. С. 67.
18. Вроно Е.М. Поймите своего ребенка. М.: Дрофа, 2002. С. 224.
19. Вроно Е.М. Предотвращение самоубийства подростков. Руководство для подростков. М., Академический проект, 2001. С. 40.
20. Выготский, Л. С. Педагогическая психология. М.: Педагогика. Пресс, 1999. С. 536.
21. Выготский Л.С. Собрание соч. Том 4. М.: Педагогика, 1986. С. 432.
22. Гаранян Н. Г., Структура перфекционизма // Московский психотерапевтический журнал. 2016. № 4. С. 32-40.
23. Головаха Е. И., Жизненная перспектива и ценностные ориентации личности. СПб. : Питер, 2014. С.258-259.
24. Голубева М. Г., Психологические факторы преодоления кризисов профессионального становления юношей и девушек: Астраханский гос. ун-т. - Астрахань, 2016. С. 191.
25. Грачева И. И., Адаптация методики «Многомерная шкала перфекционизма» // Психологический журнал. 2015. Том 27, № 6. С. 73-89.
26. Гроф С. Хэлифакс Д. Человек перед лицом смерти. М., 1996. С. 154.
27. Дарвиш О.Б., Возрастная психология. М.: Владос, 2004. С. 264.
28. Девятовская И. В., Психология выученной беспомощности личности: практико-ориентированная монография; Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург: 2014. С. 156.
29. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. СПб., 2003. С. 542.
30. Ежова, Н. Н. Рабочая книга практического психолога. Ростов н/Д : Феникс, 2013. С. 314.
31. Жданова С. Ю., Стиль учебной деятельности и его развитие: на материале исследования студентов-филологов и математиков: автореферат дис. кандидата психологических наук. Пермь, 1997. С. 24.
32. Жебрун Я. О., Социальные установки как фактор формирования Я-образа студента-перфекциониста // Вестник Бурятского государственного университета. 2015. № 5. С.20-25.
33. Зайцева О. И., Использование когнитивной ориентации при измерении социальной установки студента вуза на профессиональную мотивацию. М.: НИУ ВШЭ, 2014. VIII. С. 427-428.
34. Зайцева О. И., Методология и методика изучения состояния социальной установки студентов в отношении мотивации будущей профессиональной деятельности. М., 2012. № 3. С. 97-115.
35. Збанацкая А. Б., Личностные характеристики студентов вуза как основа индивидуального стиля учебной деятельности. Москва, 2011. С. 208.
36. Зимбардо Ф., Социальное влияние. СПб.: Питер, 2000. С. 427.
37. Зимняя И. А., Педагогическая психология: учебник для вузов. 2-е изд., доп., испр. и перераб. М.: Логос, 2013. С. 384.
38. Змановская Е. В., Девиантология. М., 2003. С. 543.
39. Индивидуальные и стилевые особенности личности: сб. науч. ст. тр. / Юж.-рос. гуманит. ин-т. фак. практ. психологии; под ред. Т. Ю. Синченко. Ростов н/д, 2002. С. 249.
40. Исследования социальной установки в общей психологии [Электронный ресурс] // РзуШБ ПРЕ: http://psylist.net/ socpsy /00117.htm (дата обращения: 11.01.2021).
41. Кирьяков А. В., Теория ориентации личности в мире ценностей: монография. Оренбург: ОГУ, 2010. С. 188.
42. Киселевская, Н. А. Стили саморегуляции учебной деятельности и их формирование у студентов вуза; М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования "Восточно-Сибирская гос. акад. образования". Иркутск: ВСГАО, 2013. С. 124.
43. Клейберг, Ю.А., Психология девиантного поведения: Учебное пособие. М.: 2001. С. 152.
44. Клейберг Ю.А., Социальные нормы и отклонения. М.,1997.
45. Климко Н.В., Развитие у студентов среднего профессионального учебного заведения навыков самоорганизации в учебном процессе. М.: 2015. №7. С. 49.
46. Климов Е.А., Психология индивидуальных различий. М.: изд-во МГУ, 1982. С. 74-77.
47. Козлов А.А., Молодой человек: становление образа жизни. М.:
Политиздат. 1986. С. 168.
48. Колеченко А.К. Психология и технологии воспитания. [Электронный ресурс]: монография. Санкт-Петербург: КАРО. 2016. С. 416.
49. Конончук, Н. В. Формирование стиля разрешения жизненных трудностей в условиях неправильного воспитания // Психол. журн. 1985. Том 6. № 3. С. 117-122.
50. Кондрашенко В.Т. Девиантное поведение у подростков: социально-психологические и психиатрические аспекты. Минск.: 2008. С. 206.
51. Конончук Н.В., Мягер В.К., Психологические особенности как фактор риска суицида у больных с пограничными состояниями. Методические рекомендации. М.: Просвещение, 1989. С. 212.
52. Кондрашенко В.Т., Девиантное поведение у подростков: социально-психологические и психиатрические аспекты. Минск.: 2008. С. 206.
53. Корнетов А.Н., Мониторинг суицидальных попыток среди лиц подростково-юношеского возраста. М.: 2001. С. 33-38.
54. Куттер П., Современный психоанализ. СПб.: 1997. С. 512.
55. Левченко, И.Ю. Патопсихология: теория и практика. М.: Уч. пос. 2000. С. 312
56. Либерман Дэвид Дж., Как изменить любого человека: проверенные методы, позволяющие изменить отношение, чувства, поведение и убеждения любого человека. Москва: Эксмо. 2012. С. 237.
57. Лукашук А.В., Филиппова М.Д., Сомкина О.Ю., Характеристика детских и подростковых суицидов // Российский медико-биологический вестник имени академика И.П. Павлова. М.: 2016. № 2. С. 137-143.
58. Майерс Д., Социальная психология. СПб.: Прайм-Еврознак. 2012. С. 512.
59. Мандель Б. Р., Современная психология массовых коммуникаций: история, теория, проблематика. Москва.: Берлин: Директ-Медиа. 2016. С. 437.
60. Маслоу А. Г., Мотивация и личность. СПб.: Питер, 2013. С. 352.
61. Матвеева О. В., Влияние личностных характеристик на результаты контроля уровня знаний студентов вуза. Москва.: 2009. С. 134.
62. Менделевич В.Д., Психология девиантного поведения. учеб. пособие. СПб.: 2005. С. 152.
63. Митяева А. М., Развитие индивидуальных стилей учебной деятельности студентов в вузе. Орел.: Картуш, 2005. С. 175.
64. Морозов А. В., Деловая психология. Курс лекций. СПб.: 2000. С. 423.
65. Молодежь в России. М.: ИИЦ «Статистика России», 2010. С. 166.
66. Мотивация и деятельность: Под ред. Б. М. Величковского; Предисловие Л. И.; Анцыферовой Б. М.; .М.: Педагогика, 1986. С. 392.
67. Мудрик А.В., Социализация человека: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2004. С. 304.
68. Мясищев В. Н., О связи проблем психологии отношения и психологии установки. Тбилиси.: 1971. С.150-158.
69. Обозов H.H., Психологическое обеспечение учебно-воспитательной работы в вузе // Психологическое обеспечении учебно-воспитательного процесса в вузе. JI.: 1985. С. 218.
70. Парфенова З. А., Методы психологического воздействия: учеб. пособие. Новосибирск.: СибАГС. 2014. С. 419.
71. Понятие установки, ее структура и функции [Электронный ресурс] //
Psyznaika.ru. 1Ж1/ Ййр://р8у7па1ука.пе1/8осю-11сйпо81.й1ш1?1д==28 (дата
обращения: 13.12.2021).
72. Почебут Л.Г., Социальная психология. Питер.: 2010. С. 665.
73. Психология: Учебник для педагогических вузов. М.: Высшее
образование, 2016. С. 660.
74. Ротенберг В.С., Стресс и поисковая активность. М.: 1979. № 4. С. 117-127.
75. Ротенберг В.С., Межполушарная асимметрия мозга и проблема интеграции культур. М.: 1984. № 4. С. 78-86.
76. Ротенберг В.С., Поисковая активность и адаптация. М.: 1984. С. 192.
77. Ротенберг, В.С. Сновидения, гипноз и деятельность мозга. М.: Центр гуманитарной литературы РОН, 2001. С. 254.
78. Сагиев Р.Р., Индивидуально-стилевые особенности саморегуляции в учебной деятельности студентов. Москва.: 1993. С. 177.
79. Семечкин Н.И., Психология социального влияния. Москва.: Директ- Медиа, 2014. С. 394.
80. Семечник Н. И., Социальная психология: учебник для вузов. СПб.: Питер, 2014. С. 217.
81. Сидоренко Е.В., Методы математической обработки в психологии. СПб. 2006. С. 645.
82. Слепухина Г.В., Нравственное развитие старшеклассников в социально¬педагогическом процессе. Москва.: 2006. С. 187.
83. Слободчиков В.И., Психологические проблемы становления внутреннего мира человека. М.: 1986. № 6. С. 14-22.
84. Мандель Б.Р. Современная психология массовых коммуникаций: история, теория, проблематика: учебное пособие для обучающихся в магистратуре. М.: Берлин: Директ-Медиа, 2016. С. 437.
85. Социальная психология личности: социальные установки, стереотипы, социализация личности [Электрон. ресурс] // Мир психологии. 1Ж1/ http://www.psyworld.ru/for-students/cards/general-psychology/943-2010-10-01 - 09-30-17.html (дата обращения: 20.03.2021).
86. Тренькаева Н.А., Социальная адаптация в юношеском возрасте: возможности и перспективы изучения // Сибирский психологический журнал. 2006. № 23. С. 63- 66.
87. Узнадзе Д. Н., Психология установки. СПб.: Питер, 2011. С. 416.
88. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально - психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: 2005. С. 243.
89. Фельдштейн Д. И., Теория установки: история и актуальные проблемы исследования М.: 1988. №5. С.174-178.
90. Фельдштейн Д. И., Человек в современном мире: тенденции и потенциальные возможности развития. М.: НПО «Модек» 2018. С. 15.
91. Харитонов М. В., Психология массовых коммуникаций: учеб. пособие Санкт-Петербург: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2016. С. 71.
92. Хачатурян С.Д. Психологические условия эффективности функционирования “Телефонов Доверия”. Владимир.: 2000. С. 421.
93. Хевигхерст Р. Задачи развития подросткового возраста. N.Y.: 1967. С. 365.
94. Хельмут Ремшидт, Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. М.: Мир, 1994. С. 320.
95. Холмс Д. Анормальная психология. СПб.: 2003. С. 142.
96. Хухорева А.В., Индивидуальные ценности в структуре сознания: Москва.: 2011. С. 158.
97. Черникова Т.В., Социально-психологические установки и карьерные притязания студентов юридических специальностей. Воронеж.: Известия ВГПУ, 2011. С. 131.
98. Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков. М.: 2005. С. 241.
99. Шихирев П. Н. Современная социальная психология. М.: ИП РАН; КСП+; Академический Проект, 1999. С. 260.
100. Щепкина Е. В., Социологические исследования мотивации поступления в вуз. М.: НИИВО. Деп. N277-95 от 26.XII.1995. Объем 1,0 п.л.
101. Bandura A. Regulation of cognitive processes through perceived self-efficacy, DP, 1989. - № 25, p. 729.
102. Bandura A. Social cognitive theory of moral thought and action. In W. M. Kurtiness (Ed.) Handbook of moral behavior and development, Vol. 1. 1991. pp. 45-103.
103. Blatt S. The Destructiveness of Perfectionism: Implication for the treatment of Depression / S. Blatt // American Psychologist. 1996. No. 12. P. 24-39.