Глава 1 Теоретико-методологический анализ изучения особенностей трансформации системы жизненных ценностей мужчин, принимавших участие в боевых действиях
1.1 Изучение трансформации жизненных ценностей в различных актуальных
ситуациях в психологической науке 11
1.2 Индивидуально-психологические детерминанты личности мужчин
участников боевых действий 20
1.3 Психологический портрет мужчин зрелого возраста, принимавших
участие в боевых действиях 26
Глава 2 Эмпирическое исследование особенностей трансформации системы жизненных ценностей мужчин зрелого возраста, принимавших участие в боевых действиях
2.1 Организация и методы исследования 37
2.2 Анализ результатов исследования особенностей трансформации системы
жизненных ценностей мужчин зрелого возраста, принимавших участие в боевых действиях 44
2.3. Методические рекомендации к проведению занятий по программе «Восстановление и поддержание психического здоровья инвалидов и ветеранов боевых действиях 61
Заключение 66
Список использованной литературы 68
Приложения 78
Актуальность выбранной нами темы исследования обусловлена тем, что в большинстве работ, посвященных особенностям личности участников боевых действий представлен односторонней взгляд, изучающий постравматический стресс, и его влияние на дезадаптацию ветеранов и участников боевых действий в современном мире. Необходимость рассмотрения системы жизненных ценностей и ее трансформации в связи с пережитым ранее травматическим стрессом (в период участия в боевых действиях), анализ особенностей динамической стороны их образования, и других факторов воздействия на личность (в том числе социологических: место дислокации войск, период участия в боевых действиях и др.).
Таким образом, изучения особенностей трансформации системы жизненных ценностей мужчин зрелого возраста, принимавших участие в боевых действиях, определяется ее высокой значимостью для решения важнейших вопросов адаптации в современном мире после участия в военных локальных конфликтах, а также возможность использования этих закономерностей при решении прикладных задач психологии определяют актуальность настоящего исследования.
Сегодня кризисы и участившиеся экстремальные ситуации стали основным содержанием жизни современного человека. Такие ситуации ставят перед личностью задачу актуализации собственных возможностей, понимание человеком своей роли и места в жизни, что неизбежно ведет к трансформации жизненных ценностей.
Смысловая позиция личности демонстрирует схему, модель представления личности, понимания действительности, в данное понятие разными авторами включена и «жизненная позиция» (К.А. Альбуханова) и «смысловая позиция» (Г.М. Кучинский), а также «смысловая установка» (Д. А. Леонтьев) и др. Ценностно-смысловая позиция личности является структурным психологическим образованием.
Вопросы изменения личности под воздействием психотравмирующих факторов, экстремальных ситуаций рассматриваются в рамках концепции реакций на травматический стресс (И.О. Котенев, Е.О. Лазебная, М.Ш. Магомед-Эминов и др.), авторами выделены показатели изменений личности участников локальных военных конфликтов.
Исследования показали, что среди ветеранов боевых действий значительно большой процент мужчин проявляют впоследствии различные формы дезадаптивного поведения [22, с. 3-5].
Поэтому становится актуальным изучение личности, системы жизненных ценностей военнослужащего, принимавшего участие в боевых действиях для оптимизации адаптивных возможностей личности. Работы, в которых изучены участники боевых действий исследуют проблемы постравматического стресса (Р.А. Абдурахманов, В.В. Березовец, В.В. Знаков, И. Котенев, Е.О. Лазебная, М.Ш. Магомед-Эминов, А.Г. Маклаков, Н.В. Тарабрина, Э.Р. Яппарова, А.М. Гринкер, С. М. Горовиц, А.В. Белинский, М.В. Лямин, Ю.С Голов, Е.В. Салмон и др. Среди зарубежных психологов данный вопрос изучали Ж. Ференци, Г. Зимель, Г. Арчибальд, Р. Таденхем и др. [22, с. 3-5].
Степень изученности проблемы исследования
Впервые в отечественной психологии изучены в динамике индивидуально-психологические характеристики участников боевых действий в отдаленном периоде после возвращения к мирной жизни в зависимости от характера военной травмы, под которым понимается сочетание следующих показателей: интенсивность боевого опыта, факт наличия и тяжести ранения, а также характер локальной войны (Афганистан, I Чеченская война).
А.Н. Зеляниной установлено, что индивидуально-психологические характеристики и их динамика у ветеранов войны в Афганистане отличаются от индивидуально-психологических характеристик участников боевых действий в Чеченской Республике.
Анализ литературы установил, что из всех изучаемых личностных характеристик ветеранов и участников боевых действий в наибольшей степени подвержены изменениям система жизненных ценностей, при этом их снижение со временем свойственно в большей степени лицам, принимавшим участие в военных действиях на территории Северо-Кавказского региона, а также тем ветеранам, чей травматический опыт характеризуется получением ранения во время войны. Также подтверждается, что в отличие от характеристик осмысленности жизни, самооценка ветеранов боевых действий остается стабильной на протяжении нескольких лет.
Таким образом, можно сказать что участники боевых действий могут длительно переживать отпечаток боевого опыта, существенно влияющий на психологическое состояние, социальную и профессиональную адаптацию, межличностные отношения с ближайшим окружением. А социально-психологическая дезадаптация ветеранов боевых действий обусловлена наличием у них комплекса посттравматических стрессовых расстройств, и действием вторичных стрессовых факторов - социальном отвержением ветеранов в обществе, проявляющемся в негативном имидже этой социальной группы, ее неопределенном социальном статусе, низком уровне социальной незащищенности.
Целью исследования стало выявить и описать содержательные аспекты особенностей трансформации системы жизненных ценностей мужчин зрелого возраста, принимавших участие в боевых действиях в республике Афганистан и Чеченская республика.
Объект исследования: система жизненных ценностей личности.
Предмет исследования - особенности системы жизненных ценностей мужчин зрелого возраста, принимавших участие в боевых действиях.
Для достижения цели и проверки выдвинутых гипотез решались следующие задачи исследования:
1. Провести анализ теоретико-методологических подходов к изучению системы жизненных ценностей мужчин зрелого возраста, принимавших участие в боевых действиях, сделать анализ научной литературы по теме исследования.
2. Разработать и апробировать программу эмпирического исследования по изучению особенностей системы жизненных ценностей мужчин зрелого возраста, принимавших участие в боевых действиях, подобрать соответствующий диагностический инструментарий.
3. Эмпирически определить особенности системы жизненных ценностей мужчин в зрелом возрасте, принимавших участие в боевых действиях. Провести интерпретацию и анализ полученных в результате исследования данных.
4. Показать практическое применение полученных эмпирических результатов в практической работе организационного психолога: предложить методические рекомендации к проведению программы тренинга по саморегуляции для ветеранов зрелого возраста, принимавших участие в боевых действиях.
Гипотезой исследования стало предположение о том, что система смысло-жизненных ценностей мужчин зрелого возраста, принимавших участие в боевых действиях взаимосвязана с посттравматическим синдромом, и имеет ряд содержательных особенностей, которые демонстрируют взаимосвязь определенных компонентов.
Частные гипотезы
- жизненные ценности мужчин зрелого возраста, принимавших участие в боевых действиях, могут выступать предиктами постравматического синдрома;
- существуют различия в структуре системы жизненных ценностей мужчин зрелого возраста, принимавших участие в боевых действиях выделившиеся в детерминантах актуальных ценностных ориентаций, механизмах психологических защит и могут зависеть от места боевых действий (республика Афганистан и Чеченская республика).
Теоретико-методологические основания:
- субъектно-деятельностный подход в психологии, основные идеи которого отражены в работах С.Л. Рубинштейна и А.В. Брушлинского;
- изучение «ценностно-смысловой сферы личности» с позиций Д.А. Леонтьева, А.В. Серого, А.С. Шарова, М.С. Яницкого;
- системно-ситуационный подход к изучению посттравматического стресса Е.О. Лазебной и М.Е. Зеленовой;
- принцип системности в изучении личности (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов и др.);
- возрастная периодизация Э. Эриксона.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ психологической литературы по теме исследования.
2. Эмпирические методики исследования: в работе использован комплекс методов исследования: анкетный опрос, психодиагностическое тестирование методика диагностики степени готовности к риску (А.М. Шуберт), методика «Индекс жизненного стиля», опросник склонности к агрессии Басса-Перри (Арнольд Басс, Марк Перри), тест смысложизненных ориентаций (Д.А. Леонтьев), Миссисипская шкала посттравматического стрессового расстройства (военный вариант) (Т.М. Кеапе с соавт.), Томский опросник ригидности (Г.В. Залевский).
3. Статистический анализ (^критерий Стьюдента, корреляционный анализ Спирмена, регрессионный анализ).
4. Качественный анализ и содержательная интерпретация результатов.
Статистические расчеты выполнены с использованием пакета прикладных компьютерных программ универсальной обработки табличных данных Microsoft Excel ХР и пакета статистического анализа SPSS for Windows 13.0.7.
Достоверность результатов и выводов исследования обеспечивается обоснованностью исходных теоретико-методологических позиций,
репрезентативностью выборки, применением комплекса методов, адекватных психологической сущности изучаемых явлений, использованием математико¬статистических процедур обработки данных в соответствии с целью и задачами исследования, соблюдением требований, предъявляемых к валидности и надежности используемых методов исследования.
Новизна исследования:
В ходе проведенного исследования выявлено, что происходит трансформация системы жизненных ценностей мужчин зрелого возраста, принимавших участие в боевых действиях определяется разными социально¬психологическими факторами, в том числе и местом боевых действий военных конфликтов (Афганистан и Чеченская республика).
Выявлено своеобразие системы жизненных ценностей мужчин зрелого возраста, принимавших участие в боевых действиях военных конфликтах (Афганистан и Чеченская республика).
Теоретическая значимость:
В результате проведенного исследования дана содержательная психологическая характеристика системы жизненных ценностей, ведущих механизмов психологических защит ветеранов зрелого возраста, принимавших участие в боевых действиях.
Определены особенности социально-психологических факторов ветеранов зрелого возраста, принимавших участие в боевых действиях, показывающих трансформацию жизненных ценностей. Установлено, что трансформация представляет собой определенное состояние человека, его настрой, желание на данный момент осуществлять рискованные действия.
Практическая значимость:
Полученные результаты позволяют рекомендовать использование изученных данных в результате проведенного исследования при определении упражнений для оптимизации адаптационных способностей организма ветеранов зрелого возраста, принимавших участие в боевых действиях.
Полученные теоретические и эмпирические данные, а также выработанные практические рекомендации могут быть использованы психологами реабилитационных центров, работающими с ветеранами и участниками боевых действий.
Положения, выносимые на защиту:
1. Участие в боевых действиях, посттравматический синдром определяет трансформацию жизненных ценностей мужчин зрелого возраста.
2. Система жизненных ценностей ветеранов боевых действий имеет различия, которые зависят от места участия в боевых действиях в горячих точках (Афганистан, Чеченская республика).
3. Индивидуально-психологические детерминанты личности мужчин зрелого возраста участников боевых действий, являются определяющими в трансформации системы жизненных ценностей.
Эмпирическая база исследования.
В эмпирическом исследовании принимали участие мужчины (с их письменного добровольного согласия), воевавшие на территории Чеченской республики или республики Афганистан, которые обращались в Краевое государственное бюджетное учреждение социального обслуживания Центр социальной реабилитации инвалидов и ветеранов боевых действий (всего 80 человек).
Возраст ветеранов боевых действий, которые приняли участие в исследовании от 27 до 60 лет.
Выборка исследования представляет собой 3 группы:
1 группа - мужчины ветераны боевых действий в Афганистане -
25 человек;
2 группа - мужчины ветераны боевых действий в Чечне - 25 человек;
3 группа - мужчины, не участвующие в боевых действиях - 25 человек.
У мужчин, участвующих в исследовании различный период пребывания в боевых действиях военных конфликтах (Афганистан и Чеченская республика).
Апробация и внедрение результатов исследования.
Материалы исследования были представлены на научных конференциях:
- всероссийской научно-практической конференции «Дни науки» в АлтГУ (Барнаул, апрель, 2021).
Опубликованы материалы исследования:
- Посттравматический стресс участников боевых действий в контексте социально-психологической адаптации // Наука и образование: проблемы и перспективы. Материалы XXII Международной научно-практической конференции молодых ученых и студентов. Электронный ресурс. 2020. С. 201-204.
- Технологии психологической реабилитации инвалидов и ветеранов боевых действий // Журнал социальное обслуживание. № 2/2021.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка литературы, 7 приложений. Содержание работы излагается на 104 страницах, включая 4 таблицы, 4 диаграмм и 2 рисунка. Список литературы содержит 103 наименований, из них 8 — на иностранном языке. Структура диссертации соответствует изложенным целям и задачам, поставленным в диссертационном исследовании.
Исходя из анализа теоретических подходов и проведённого исследования можно сказать, что фактически, каждый ветеран проходит определенный жизненный путь, переполненный кризисами (психическими травмами), которые разрушают довоенные представления о себе и мире; травматическое переживание «ломает» всю психологическую систему защиты личности. В результате на познавательном уровне жизнь делится на две половины (не всегда равные) - жизнь до травмы и после нее. При этом первая половина жизни («жизнь до травмы»), предопределяет вторую - «жизнь после травмы». Причиной этой поломки является как стресс - феномен настолько неизвестный, насколько и исследованный, так и своеобразная «личностная предиспозиция».
Вся проведённая работа показывает, что все качества участников и ветеранов боевых действий зависят от самой личности, а также от условий, в которых она находится.
Таким образом, перенесенный стресс, участие в военных действиях еще долго оказывает свое влияние на участников боевых действий. До сих пор остается актуальным проведение психосоциальной работы с участниками боевых действий.
Психолого-социальная реабилитация и социальная поддержка должны являться основными направлениями работы с данной категорией населения для их успешной адаптации и социализации к условиям мирной жизни.
На первом этапе нашей работы был осуществлен теоретически анализ зарубежной и отечественной литературы подходов к изучению темы исследования. Выделены специфические характеристики личности ветеранов боевых действий, проходивших службу в республике Чечня и Афганистан.
На втором этапе была разработана и реализована программа эмпирического исследования.
На третьем этапе были проведены работы по обработке и интерпретации полученных данных, подведению итогов исследования, описанию выводов и заключений.
Задачи, поставленные в работе выполнены, гипотезы доказаны, цель работы достигнута.
1. Абраменкова В.В. Альтруизм // Социальная психология. Словарь /под. ред. М.Ю. Кондратьева - М.: ПЕР СЭ, 2006. С. 176
2. Аверин В.А. Психология личности: учебное пособие. СПб. Изд-во Михайлова В.А., 1999. 89 с.
3. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. М.: Аспект-пресс, 2001. 290 с.
4. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуации и психологическая защита // Психологический журнал. 1994. Т. 15. №1. С. 3-18.
5. Артюхова И.С. Проблема выбора профиля обучения в старшей школе: Первичное профессиональное самоопределение //Педагогика, 2004, №2. С.28-33
6. Бассин Ф.В. Проблема бессознательного (О неосознаваемых формах высшей нервной деятельности). - М.: Медицина, 1963. С. 438.
7. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О. А. Социальная психология
личности// Учебное пособие для вузов, М., Аспект Пресс, 2001. С. 303.
8. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология
личности. Учебное пособие для вузов. М.: Аспект-пресс, 2001. 301 с.
9. Белинский А.В., Лямин М.В Медико - психологическая реабилитация участников боевых действий. Ек-г., 1997. С. 35-37.
10. Белоус С.А. Индивидуально-психологические детерминанты эмоционального типа личности, Новосибирск, 2013. С. 111-113.
11. Братусь Б.С. Аномалии личности. М. 1988. 304 с.
12. Будасси С.А. Защитные механизмы личности. Программа спецкурса.- М.: Просвещение, 1998. С. 354.
13. В.Г. Ромек, В.А. Конторович, Е.И. Крукович. Психологическая помощь в кризисных ситуациях. Изд-во Речь. Санкт-Петербург. - 2007.
14. Головин С.Ю. Словарь практического психолога. // Минск: «Харвест», 1997. 799 с.
17. Грачев Г.В. Информационно-психологическая безопасность личности: состояние и возможности ; психологической защиты. - М.: МГУ, 1998. С. 220.
15. Гурова О.С. Психологические особенности субъективных представлений о жизненных перспективах участников локальных войн: дис. канд. психол. наук : 19.00.01 / О.С. Гурова ; Алтайский гос. ун-т. Барнаул, 2004.
16. Даутова, О. Б. Самоопределение личности школьника в выборе профессии, М., КАРО, 2006. С. 34.
17. Дедова К.Н. Роль посттравматического стрессового расстройства в
патогенезе органических эмоционально-личностных нарушений у комбатантов в периоде отдалённых последствий боевой психической травмы: афтореф. дис. канд. мед. наук : 14.01.06 / К.Н. Дедова ;
Психоневрологический ин-т им. Бехтерева. СПб, 2012. 28 с.
18. Демина Л.Д. Введение в психологические проблемы социальной
практики. - М.: ЭКСМО, 1994. С. 209.
19. Демина Л.Д. Введение в психологические проблемы социальной
практики. М.: ЭКСМО, 1994. С. 209.
20. Демина Л.Д., Ральникова И.А. Психическое здоровье и защитные механизмы личности. М.: АКАДЕМИЯ, 2000. С. 289-302.
21. Демина Л.Д., Ральникова И.А. Психическое здоровье и защитные механизмы 'личности. - М.: АКАДЕМИЯ, | 2000. С.289- 302.
22. Ениколопов С.Н. Психометрический анализ русскоязычной версии Опросника диагностики агрессивности М. Басса и А. Перри. / С.Н. Ениколопов, Н.П. Цибульский // Психологический журнал. 2007. №1. С. 115-124.
23. Еремина Т.И., Крюкова Н.П., Логинова Ю.Ю. Социально-психологическая адаптация граждан, принимавших участие в боевых действиях, 2003. С. 45-52.
24. Ермолаева А.В. Психологические особенности личности
военнослужащего-участника боевых действий// Электронный журнал «Психологическая наука и образование». М., 2013. С. 3-5.
25. Журбин В.И. Понятие психологической защиты в концепциях З. Фрейда и К. Роджерса // Вопросы психологии. 1990. №4. С. 14-23.
26. Зеер Э.Ф,, Павлова А.М., Зольников А.П. Практикум по психологии профессий. Екатеринбург,2002.
27. Зеленова М.Е. Характер посттравматической адаптации и особенности смысложизненных ориентаций у ветеранов боевых действий в Афганистане [Электронный ресурс]. 2004. иРЕ: http://psychology.net.ru (дата обращения: 12.04.2004).
28. Зелянина А. Н. Динамика индивидуально-психологических особенностей ветеранов боевых действий с различным характером военной травмы : автореф. дис. ... канд. псих. наук : 19.00.13
29. Знаков В.В. Психологические причины непонимания «афганцев» в межличностном общении // Понимание в мышлении, общении, человеческом бытии. М.: Институт психологии РАН, 2007. С. 238-242.
30. И. Ю. Лепешинский, В. В. Глебов, В. Б. Листков, В. Ф. Терехов. Основы военной педагогики и психологии, М., 2011. С. 34.
31. Иванников В.А. Основы психологии. Курс лекций. СПб.: Питер, 2010. 336 с. (Серия «Мастера психологии»).
32. Иванов А.Л., Жуматий Н.В., Рубцов В.В. Опыт Всероссийского
реабилитационного центра по социально-психологической
реабилитации военнослужащих, получивших тяжелые ранения и увечья при выполнении служебного долга в Чеченской республике // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 2003. N 4. С. 21-34.
33. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. СПб.: Питер, 2001. 752 с.
34. Караяни А. Г. Психологические последствия войны и социально-психологическая реадаптация участников боевых действий / А.Г. Караяни, Ю.М. Караяни // Психология служебной деятельности. 2014. Т. 7, №4. С. 59-66.
35. Карвасарский Б. Д. Психотерапия. — М.: Медицина, 1985.С. 304.
36. Карвасарский Б.Д. Психотерапия. М.: Медицина, 1985. С. 304.
37. Киндрас Г.П. Влияние посттравматических стрессовых расстройств на адаптацию воинов-ветеранов войны в Афганистане / Г.П. Киндрас, А.М. Тураходжаев // Социальная и клиническая психиатрия. 1992. №1. С. 33-36.
38. Китаев-Смык Л.А. Психология Чеченской войны. М.: Наука, 2002.
39. Клюева Н.В. Ассоциативные и диссоциативные механизмы ПТСР у сотрудников правоохранительных органов// Серия гуманитарные науки. -
40. Колов С.А. Экспериментально-психологическая и клиническая оценка состояния гнева у ветеранов боевых действий / С.А. Колов, А.В. Остапенко // Вестник СПбГУ. Сер. 11, 2010, вып. 1. С. 69-76.
41. Колов С.А. Клинические, психологические и социальные
характеристики участников боевых действий и их динамика в процессе групповой психотерапии: автореф. дис. ... канд. мед. наук. СПб., 2007.
42. Комер Р. Основы патопсихологии. 2001. 579 с.
43. Лазебная Е.О. Военный травматический стресс / Е.О. Лазебная, М.Е. Зеленова // Психологический журнал. 1999. Т. 20. №5. С. 68-72.
44. Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2001. 256 с.
45. Личность в трудных жизненных ситуациях как актуальное научное направление копинг-исследований в России: материалы Всероссийской научнопрактической конференции с международным участием, посвященной 35-летию Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского) / под ред. Л.И. Дементий. Омск: Изд-во Ом. гос. ун-та, 2009. 394 с.
46. Магомед-Эминов М.Ш. Триада «Расстройство - стойкость - рост» как последствия экстремальной ситуации // Акмеология. 2009. №1. С. 53¬63. 29
47. Магомед-Эминов М.Ш. Феномен экстремальности // Вестник СПбГУ. Сер 12, 2010. вып. 1. С. 28-38. 27. Миронов В. Я был на этой войне. М.: ЭКСМО, 2001.
48. Маклаков А. Г. Общие основы психологии, М., 1998,№2. С. 45-52.
49. Маклаков А. Г. Личностный адаптационный потенциал: его
мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях // Психологический журнал. 2001. Т. 22.№ 1. С. 10-23.
50. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб.: 2008.С.583
51. Маклаков А.Г. Психологические основы обеспечения
профессионального здоровья военнослужащих: автореф. дис. док. психол. наук. СПб., 1996. 30 с. 26. Магомед-Эминов М.Ш. Определение экстремальной ситуации // Российский психологический журнал. 2009. Т. 6. №1. С. 13-24.
52. Маслов В.В. Военно-травматический стресс и его последствия// Статья в сборнике трудов конференции// Самара, 2014
53. Менинжер В., Лиф М. Психические механизмы // Самосознание и
защитные механизмы личности: хрестоматия. Самара: Изд.
дом«Бахрах-М», 2003. С. 509-526.
54. Муздыбаев К. Оптимизм и пессимизм личности // Социологические исследования, 2003. № 12. С. 87-96.
55. Мусаева Э. Жизнь после жизни: Записки о поисках смысла выживания в Чечне. / Э. Мусаева // Травма:Пункты: сб. ст. / Сост. С. Ушакин и Е. Трубина. М.: Новое литературное обозрение, 2009. 936 с.: ил.
56. Налчаджян А.А. Психологические защитные механизмы// Самосознание и защитные механизмы личности: хрестоматия. Самара: Изд. дом«Бахрах-М», 2003. С. 395-480.
57. Налчаджян А.А. Социально-психическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегии). * Ереван, 1988. С. 125 - 126.
58. Новые аспекты психотерапии посттравматического стресса / М.Ш. Магомед-Эминов, А.Т. Филатов, Г.И. Кадук [и др.] Х., 1990. 29 с.
59. Падун М.А. Особенности базисных убеждений у лиц, переживших травматический стресс: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Москва, 2003.
60. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. Словарь / Ростов-на- Дону: «ФЕНИКС», 1998.С. 290.
61. Пожидаев Д. Д. От боевых действий - к гражданской жизни // Социс. 1999.№ 2. С. 23
62. Пожидаев Д. Д. От боевых действий - к гражданской жизни // Социс. 1999. № 2.
63. Правовое обеспечение деятельности психолога [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие /АлтГУ : сост. М.В. Шамардина. - Барнаул: АлтГУ. 2018. URI: http: //elibrarv.asu.ru/handle/asu/5768
64. Психология личности. Учебное пособие / под ред. проф. П.Н. Ермакова, проф. В.А. Лабунской. М.: Эксмо, 2007. 653 с.
65. Психосоциальная работа с участниками локальных боевых действий: Метод. пособие / Сост. М. А. Костенко, Н. Б. Костенко, А. В. Урезков. http: //arw.asu.ru/nko/man/2 .ru.html.
66. Пушкарев А.Л., Доморацкий В.А., Гордеева Е.Г. Посттравматическое
стрессовое расстройство: диагностика, психофармакотерапия,
психотерапия. - М.: Изд-во Института психотерапии, 2000. - 128 с.
67. Ресик П.А. Посттравматическое стрессовое расстройство // П.А. Ресик, К.С. Калхаун // Клиническое руководство по психическим расстройствам / под ред. Д. Барлоу. 3-е изд. СПб: Питер, 2008. 912 с.: ил.
68. Савенко Ю.С. Проблема психологических механизмов и их типология // Самосознание и защитные механизмы личности: хрестоматия. Самара: Изд. дом«Бахрах-М», 2003. С. 622-639.
69. Сапольски Р. Психология стресса. 3-е изд. СПб: Питер, 2015. 480 с.: ил. (Серия «Мастера психологии»).
70. Селье Г. На уровне целого организма. М.: «Наука», 1972. 130 с.
71. Сенявская Е. Войны ХХ столетия: социальная роль, идеология, психология комбатантов и посттравматический синдром // История. 1999. № 43. (http://archive.1september.ru/his/1999/his43.htm.).
72. Серый А.В., Ясницкий М.С. Ценностно-смысловая сфера личности: учебное пособие. Кемерово: Кемеровский гос. Ун-т., 1999. 92 с.
73. Слотина Т.В. Психология личности: учебное пособие. СПб.: Питер, 2008. 304 с.
74. Соловьев И. В. Жизнь после войны// Преодоление психологических последствий. Пермь, 2000. С. 43-45.
75. Столин В.В. Самосознание личности. М.: Изд-во Московского гос. Ун¬та, 1983. 288 с.
76. Сидоров П.И., Зелянина А.Н. Личностные особенности и субъективное отношение ветеранов локальных войн к боевому опыту. В кн.: Материалы IV Всероссийского симпозиума по проблемам боевого стресса «Механизмы стресса в экстремальных условиях». Москва.
2005. с. 25-28.
77. Стресс, выгорание и совладание в современном контексте / под ред. А.Л. Журавлёва, Е.А. Сергиенко. М.: Из-во «Институт психологии РАН», 2011. 512 с.
78. Субботина Л.Ю. Психологическая защита и стресс. - Харьков: Гуманит.центр, 2013.С. 300 6.
79. Сычёв О.А. Психология оптимизма: учебно-методическое пособие. Бийск: БПГУ им. В.М. Шукшина, 2008. 69 с.
80. Тадевосян М.Я. Посттравматическое стрессовое расстройство у ветеранов войны: данные катамнестического наблюдения. / М.Я. Тадевосян // 30
81. Тарабрина Н.В. Практикум по психологии посттравматического
стресса. СПб.: Питер, 2001. 272 с.: ил. (Серия «Практикум по
психологии»).
82. Тарабрина Н.В., Лазебная Е.О. Синдром посттравматических
стрессовых нарушений: современное состояние проблемы //
Психологический журнал. - 1992. - Т.13. № 2. - С.14-26.
83. Теплов Б, М. Ум полководца / Избранные труды: в 2-х т. М., 1985. - Т. 1.
84. Толочек В.А. Современная психология труда. СПб., 2005.
85. Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М., 1986. С. 125-467.
86. Фрейд 3. Психология Я и защитные механизмы. - Мл Знание, 1993. С.204.
87. Фрейд А. Форма альтруизма // Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы./ Пер с англ. - М.: Педагогика, 1993. С.329.
88. Фрейджер Р., Фэйдимен Д. Теории личности и личностный рост. М.: ОЛМА ПРЕСС, 2004. 657 с.
89. Холл К.С., Линдсей Г.Теории личности. / Пер. с англ. И.Б.Гриншпун. - М.: Психотерапия, 2008. С.409.
90. Цыбаева Л.А. психологические особенности я"- концепции личности офицеров, участников боевых действий, уволенных в запас : автореф. дис.канд. псих. наук : 19.00.01 / Цыбаева Л.А. ; Хабаровск, 2005. С. 1-5.
91. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1998. - 512с.
92. Шлыков В. И. Постстрессовые состояния с позиции теории
интегральной индивидуальности.
http: //www.de gacom. ru/~pmt/konf/konf97.htm.
93. Штрихи к портрету больного синдромом посттравматических
стрессовых расстройств на примере участников боевых действий в зонах локальных конфликтов.
http://www.fortunecity.com/millenium/scooby/454 /Psy/Got/ptsd.htm.
94. Шумков Г.Е. Психика бойцов во время сражений // Общество ревнителей военных знаний - 1908. - № 3. - С. 18
95. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. СПб.: Питер,
2006. 256 с.
96. Begic D., Jokic-Begic N. Aggressive behavior in combat veterans with post¬traumatic stress disorder // Mil. Med. 2001. Vol. 66, № 8. P. 671-688.
97. Bruce, E. Levine Teaching "Positive Thinking" to the Troops; How
Psychologists Profit on Unending U.S. Wars. -
http://chelseagreen.com/blogs/ brucelevine/2010/07/23/teaching-positive- thinking-tothe-troops-how-psychologists-profit-on-unending-uswars/ (время обращения: июнь 2014).
98. Creamer, M., Burgess, P., & Pattison, P. (1992). Reaction to trauma: A cognitive processing model. Journal of Abnormal Psychology, 101, 453-459.
99. Deffenbacher J. L., Deffenbacher D. M., Lynch R. S., Richards T. Anger, aggression, and risky behavior: a comparison of high and low anger drivers // Beh. Res. Ther. 2003. № 41. P. 701-718.
100. Eidelson, R. The Army's Flawed ResilienceTraining Study: A Call for
Retraction: http://royeidelson.wordpress.com/2012/06/11/thearmys-flawed-
resilience-training-study-a-call-forretraction/(bpeMa обращения: июнь
2014).
101. Galovski T., Lyons J. A. Psychological sequelae of combat violence: A review of the impact of PTSD on the veteran’s family and possible interventions // Agg. Viol. Beh. 2004. Vol. 9. P. 477-501.
102. Hjelle L., Ziegler D. Personality Theories: Basic Assumptions, Research, and Applications, 3th ed., 1992.
103. Orth U., Wieland E. Anger, hostility, and posttraumatic stress disorder in trauma-exposed adults: A meta-analysis // J. Consul. Clinic. Psychol. 2006. Vol. 74, № 4. P. 698-706.