Особенности переживания чувства одиночества у подростков с диагнозом «сахарный диабет»
|
Глава 1 Теоретические аспекты изучения особенностей переживания чувства одиночества у подростков с диагнозом «сахарный диабет» 12
1.1 Подходы к изучению понятия «одиночество» в психологии 12
1.2 Психологический портрет подростка с диагнозом сахарный
диабет 22
1.3 Подростковый период и его особенности 26
Глава 2 Эмпирическое исследование особенностей переживания чувства
одиночества у подростков с диагнозом «сахарный диабет» 35
2.1 Организация и методы исследования 35
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования изучения
переживания чувства одиночества у подростков с диагнозом «сахарный диабет» 43
2.3 Методические рекомендации по психологическому сопровождению
подростков с диагнозом «сахарный диабет» 57
Заключение 62
Список использованной литературы 64
Приложения 74
1.1 Подходы к изучению понятия «одиночество» в психологии 12
1.2 Психологический портрет подростка с диагнозом сахарный
диабет 22
1.3 Подростковый период и его особенности 26
Глава 2 Эмпирическое исследование особенностей переживания чувства
одиночества у подростков с диагнозом «сахарный диабет» 35
2.1 Организация и методы исследования 35
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования изучения
переживания чувства одиночества у подростков с диагнозом «сахарный диабет» 43
2.3 Методические рекомендации по психологическому сопровождению
подростков с диагнозом «сахарный диабет» 57
Заключение 62
Список использованной литературы 64
Приложения 74
Актуальность проблемы исследования обусловлена двумя факторами: во-первых, это широкая распространенность сахарного диабета среди детей и подростков, диагноз сахарный диабет (далее СД) является одним из самых распространенных заболеваний эндокринной системы. По актуальным данным Росстата в настоящее время в России СД болеют 9,6 миллионов человек (5,7% населения). Из них детей и подростков насчитывается 48,8 тыс. По официальным прогнозам Министерства здравоохранения РФ к 2030 году число больных СД удвоится. Статистика заболеваемости среди населения в возрасте до 18 лет свидетельствует о том, что наиболее часто СД встречается среди детей и подростков с 9 до 15 лет. В данной возрастной категории крайне высокий процент тяжелых осложнений, которые приводят к ранней инвалидизации (Г.И. Сивоус, Э.А. Очирова 2003).
В подростковом возрасте СД протекает тяжелее, чем во взрослом. Это обусловлено перестраиванием работы гормональной системы. Подростки намного более остро переживают психофизиологические состояния гипогликемии и гипергликемии. Поскольку сахарный диабет для медицинской науки и системы здравоохранения нашей страны является одной из приоритетных проблем, современный уровень медицины дает возможность пациентам с СД достигнуть оптимального уровня компенсации здоровья. Это значит, что такие люди могут сохранять социальную активность и качество жизни на одном уровне со здоровыми людьми. Однако, результаты лечения часто остаются неудовлетворительными, несмотря на постоянную разработку и внедрение новых методов лечения (М.И. Балаболкин, 2007).
Как отмечают многие авторы, очень большое влияние на ход лечения оказывает включенность самого пациента в освоение навыков лечебных мероприятий, а также высокий уровень самоконтроля. Эти качества во многом обусловлены личностными особенностями пациента, его психическим состоянием и когнитивными способностями (М.Б. Анциферов, Ю.Г. Масойлова, С.Е. Хампсон). Многие врачи и психологи, работающие с диабетиками, отмечают, что огромную роль в лечении СД и профилактики сопутствующих осложнений играет личный настрой самого пациента. Поскольку лечение предполагает проявление силы воли и строгую самодисциплин, на наш взгляд, работа по психологическому сопровождению должна заключаться в мотивировании пациента на лечение, а также поиске внутренних ресурсов, которые будут способствовать психологической стабильности пациента [13].
Второй фактор, обуславливающий актуальность данного исследования это нарастающая проблема одиночества. Современная социальна ситуация в обществе такова, что социальные сети плотно укоренились в нашей жизни и во многом такое опосредованное общение заменяет реальное. В связи с этим у подростков часто возникают сложности при установлении «живого» контакта. Особенно это проявляется в среде сверстников, где налаживание межличностных отношений является чуть ли ни ключевым моментом всего возрастного периода, т.к. ведущий вид деятельности в подростковом возрасте именно интимно-межличностное общение [31]. Посредствам
межличностного общения у подростка формируется адекватная самооценка, устанавливается иерархия мотивов в ценностно-смысловой сфере, реализуется потребность в признании и развивается основное новообразование этого периода - чувство взрослости [37].
Переживание одиночества является, в какой-то степени, естественным процессом в период подросткового возраста ведь в этот момент происходит поиск смыслов, жизненных ориентиров и ценностей. С другой стороны способом преодоления одиночества все еще являются дружеские отношения. Кроме того, в процессе общения подросток получает возможность для того чтобы выразить себя, поделиться своими, мыслями, чувствами, получить одобрение ит.д. Отсюда вытекает конфликт между потребностью дистанцироваться от социума, оставаясь в нем. Поэтому в период подросткового возраста наблюдается обострение переживания одиночества. Несколько другая картина наблюдается у подростков с СД. Они находятся в вынужденной ситуации самоконтроля, жестких ограничений в питании и физической активности. Установлено, что самооценка такого подростка подвергается трансформации и появлению «комплекса отличия»[65]. Это ведет за собой появление склонности к интроверсии, замкнутости, что связывается с чувством незащищенности и уязвимости. Негативные последствия от болезни дополняются проживаниями кризиса подросткового возраста, это в совокупности может создать большие, трудности в социальной адаптации подростка. Следует понимать, что в таком случае речь идет об изменении не только физического или психического состояния подростка с СД, а об изменении всей системы мировосприятия, смены картины мира [10].
В настоящей работе мы хотим рассмотреть проблему переживания чувства одиночества у подростков с диагнозом сахарным диабетом. По мнению многих ученых переживание одиночества носит субъективный характер, т.е. может ощущаться как ресурсное состояние или, например, негативное ощущение изолированности или отчуждения. Мы планируем исследовать конструктивную сторону переживания чувства одиночества, а также установить его роль в качестве психологического ресурса, способствующего успешному лечению сахарного диабета.
Степень изученности проблемы исследования
Интерес к изучению феномена одиночества привлек внимание зарубежных ученых в середине двадцатого столетия. Первые концепции базировались на основе наблюдений и теоретических исследований (Фромм- Ричман, 1959; Мустакис, Белл, 1956, 1961; Абрахамс, 1972 и др.). В 60-80 годы двадцатого столетия были предложены классификации видов и причин одиночества (Вейс 1973г; Пепло и Перлман,1980; Садлер и Джонсон,1980; Джонс 1981). В 70-80-х годах проблема одиночества стала предметом социально-психологических теоретических зарубежных исследований. Феномен одиночества изучался как негативное эмоциональное состояние и депрессия (Янг, 1978, 1982; Рубинстейн, Шейвер, 1979), состояние связанное с социальной изоляцией (Таунсенд, 1968; Джонсон, Садлер, 1969). Было установлено, что одиночество имеет ряд признаков: остроту, предел и тип переживания (Вейс, 1978; Перлман, Пепло, 1980; и др.).
Представители различных научных школ и направлений описывают различные причины и особенности переживания одиночества: как
патологическое и болезненное состояние психики человека, связанное с негативной реализацией стремлений к межличностному общению (психодинамическиая теория - Г. Салливан, Д. Зилбург, Ф. Фромм-Рейхман); как непринятие человеком самого себя на различных уровнях (физиологическом и психологическом) и неудовлетворенность качеством межличностных отношений (феноменологическое направление - К.Роджерс); как следствие уникальности человеческой личности, особенности его внутренней природы, реализации потенциала и творчества, как результат стремления к позитивному росту и самосовершенствованию (экзистенционально-гуманистическое направление - А. Маслоу, И. Ялом); как результат блоков, которые образуются в начале жизни и ведут к срыву естественного развития человека (К. Хорни, Х.С. Салливан, Э. Фромм, К. Роджерс и Р. Мэй); как отсутствие социальной потребности в общении, связях с людьми, потребности в самоутверждении, привязанности (Э. Фромм); как отсутствие определенных жизненных ценностей и смыслов (В. Франкл); как результат невозможности общества удовлетворять потребности его членов (социологический подход к одиночеству - К. Боумен, Д. Рисмен, Ф. Слейтер; интеракционистский подход - Р.С. Вейс); как осознание индивидом несоответствия между желаемым и достигнутым уровнем собственных социальных контактов (когнитивный подход - Г. Пепло); как результат утраты человеком личностно значимых связей (интегративная модель У. Садлера).
В последнее десятилетие вновь возрос интерес к проблеме одиночества. Среди современных работ можно выделить научные комментарии Андре (Andre, 1991), утверждающие позитивный смысл природы переживания одиночества; исследование Рокача и Брока (A. Rokach, R. Broek., 1996), выявляющее стратегии преодоления и факторы одиночества.
В отечественной психологии проблема одиночества затрагивалась в контексте социально-демографических исследований (А.А. Афанасьева), изучалось проявление данного феномена в экстремальных условиях (O.A. Кузнецов, В.И. Лебедев, Б.Ф. Ломов, В.Н. Мясищев, Н.Ю. Хрящева, С.Т. Юрских и др.). В последнее время проблема одиночества в нашей стране рассматривается во взаимосвязи с проблематикой семейных отношений (С.Т. Афанасьева) развитием и воспитанием человека (Ю.М. Швалб, О.В. Данчева), анализом истоков мужского и женского одиночества (Н. Хамитов), в связи с психологическими последствиями разводов и потерь, негативных результатов взаимодействия субъектов (A.B. Гозман, Г.С. Гурко, Л.А. Коростылева и др.), невозможности найти эмоциональный отклик (К.А. Абульханова-Славская, А.Г. Ковалев, И.С. Кон, Е.И. Головаха, Б.Д. Парыгин и др.), в контексте ситуации тяжелой утраты у пожилых людей (О.Ю. Сузая), в контексте общения (А.У. Хараш), как ресурс личностного развития (А.А. Аратамонова, Е.В. Неумоева, А.Р. Кирпиков).
Представленные теории в большинстве своем считают основной причиной одиночества человека недостаточность общения, потерю социальных контактов или неудовлетворенность имеющимися социальными контактами. Так же в настоящее время описан ряд позитивных аспектов переживания чувства одиночества, в которых оно рассматривается как ресурс личностного развития.
Таким образом, мы хотим определить особенности переживания чувства одиночества у подростков страдающих таким хроническим заболеванием как сахарный диабет, есть ли какие-то существенные отличия в переживании одиночества между болеющими и здоровыми подростками, а также рассмотреть взаимосвязь субъективного переживания одиночества с особенностями социальной активности
Цель исследования - изучить содержательные особенности переживания чувства одиночества у подростков с диагнозом «сахарный диабет» в контексте фрустрационных реакций.
Объект исследования - феномен одиночества.
Предмет исследования - переживания одиночества подростков с диагнозом «сахарный диабет».
В процессе научного исследования были решены следующие задачи:
1) Проанализировать научные взгляды авторов отечественной и зарубежной психологии по проблеме переживания чувства одиночества в подростковом возрасте.
2) Проанализировать психологические особенности подростков, имеющих хроническое заболевание сахарный диабет.
3) Разработать программу эмпирического исследования и осуществить подбор специальных методик, направленных на изучение особенностей переживания чувства одиночества у подростков с диагнозом «сахарный диабет».
4) Эмпирическим путем выявить особенности переживания одиночества у подростков с диагнозом «сахарный диабет» и проанализировать содержательные характеристики особенностей переживания одиночества.
5) Разработать методические рекомендации по программе профилактики психологического сопровождения подростков с диагнозом «сахарный диабет».
Гипотезы данного исследования строилась на предположении о том, что:
- существуют различия в особенностях переживания чувства одиночества у подростков с диагнозом сахарный диабет, и подростков, не имеющих хронических заболеваний;
- выраженность содержательных особенностей в переживании чувства одиночества у подростков с диагнозом сахарный диабет будут взаимосвязаны с фрустрационными реакциями.
Теоретико-методологические основания исследования
- Понимание одиночества как субъективного переживания,
предложенное Е.Н. Заворотных;
- экзистенциальный подход в изучение феномена одиночества (И. Ялом, В. Франкл, Е.Н. Осин, Д.А. Леонтьев);
- ведущие теоретические обоснования развития личности ребенка на различных возрастных этапах (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин).
Методы и методические инструменты исследования
1) Анализ теоретико-методологических источников по проблеме исследования - абстракция и конкретизация, анализ и синтез, сравнение, классификация и обобщение изученной информации.
2) Методы сбора эмпирических данных:
a) Методика «Дифференциальный опросник переживания
одиночества» (авторы Е.Н. Осин, Д.А. Леонтьев);
b) Тест Розенцвейга. Методика рисуночной фрустрации (модификация Н.В.Тарабриной);
c) Проективная методика исследования личности
«Несуществующее животное» (автор М.3. Друкаревич).
3) Математико-статистические методы обработки данных в
программе статистической обработки данных 8Р88 20.00 с помощью критерия и Манна-Уитни, корреляционного анализа Пирсона,
эксплораторного факторного анализа (метода главных компонент) и регрессионного анализа.
Описание выборочной совокупности
В исследовании принимали участие подростки в возрасте от 13 до 15 лет. Из них 75 человек, подростки, не имеющие тяжелых хронических заболеваний, учащиеся МБОУ «СОШ №125» г. Барнаула, 75 человек в возрасте от 13 до 15 лет подростки с диагнозом «сахарный диабет», стоящие на учете в КГБУЗ «Алтайский краевой клинический центр охраны материнства и детства» (обучающиеся в разных школах Алтайского края). Все подростки принимали участие в психологическом исследовании с письменного согласия родителей (их законных представителей).
Научная новизна исследования.
1) доказана взаимосвязь структурных компонентов переживания чувства одиночества у подростков с диагнозом «сахарный диабет», раскрывающихся в фрустрационных реакциях: ресурсного уединения, определяющего заниженную самооценку.
2) показано, что переживания чувства одиночества у подростков с диагнозом «сахарный диабет» не описано в научные литературы.
Теоретическая значимость исследования заключается в
систематизации, обобщении и углублении представлений о психологических особенностях подростков с диагнозом сахарный диабет, а также об особенностях переживания одиночества подростками с диагнозом сахарный диабет в контексте фрустрационных реакций.
Практическая значимость исследования заключается в том, что предложена программа психологического сопровождения подростков с диагнозом сахарный диабет, которая будет полезна для образовательных организаций, внедряющих положения инклюзивного образования.
Достоверность результатов исследования обеспечена проведением исследования на теоретическом и практическом уровнях; методами, адекватными предмету, цели и задачам исследования; использованием качественной и количественной оценки результатов; статистическим подтверждением значимости полученных данных.
Положения, выносимые на защиту
1. В качестве структурных компонентов переживания одиночества подростков с диагнозом «сахарный диабет» выступают определенные фрустрационные реакции.
2. Конструктивное переживание одиночества у подростков с диагнозом «сахарный диабет» определяется такими самоощущениями, как ресурсное уединение и радость уединения, которые во многом определяют самооценку.
3. Переживания одиночества у подростков с «диагнозом сахарный» диабет и страх потерять значимые социальные контакты выступают в качестве взаимосвязанных факторов, объясняющих состояние подростка. Апробация результатов исследования
Материалы исследования были представлены на:
- всероссийской научно-практической конференции «Дни науки» в АлтГУ (Барнаул, апрель, 2020);
- научно-практической конференции «Преемственная система инклюзивного образования: теоретические и практические аспекты», КИУ им. В.Г. Тимирясова (Казань, март, 2020).
Данные исследования внедрены в практику работы педагога-психолога МБОУ СОШ № 125 г. Барнаула.
Структура диссертации
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений. Текст рукописи иллюстрирован 4 рисунками и 4 таблицами.
Список использованной литературы содержит 108 наименование, из которых 3 на иностранном языке. Общий объем диссертации составляет 112 страниц, из них 38 страниц приложений
В подростковом возрасте СД протекает тяжелее, чем во взрослом. Это обусловлено перестраиванием работы гормональной системы. Подростки намного более остро переживают психофизиологические состояния гипогликемии и гипергликемии. Поскольку сахарный диабет для медицинской науки и системы здравоохранения нашей страны является одной из приоритетных проблем, современный уровень медицины дает возможность пациентам с СД достигнуть оптимального уровня компенсации здоровья. Это значит, что такие люди могут сохранять социальную активность и качество жизни на одном уровне со здоровыми людьми. Однако, результаты лечения часто остаются неудовлетворительными, несмотря на постоянную разработку и внедрение новых методов лечения (М.И. Балаболкин, 2007).
Как отмечают многие авторы, очень большое влияние на ход лечения оказывает включенность самого пациента в освоение навыков лечебных мероприятий, а также высокий уровень самоконтроля. Эти качества во многом обусловлены личностными особенностями пациента, его психическим состоянием и когнитивными способностями (М.Б. Анциферов, Ю.Г. Масойлова, С.Е. Хампсон). Многие врачи и психологи, работающие с диабетиками, отмечают, что огромную роль в лечении СД и профилактики сопутствующих осложнений играет личный настрой самого пациента. Поскольку лечение предполагает проявление силы воли и строгую самодисциплин, на наш взгляд, работа по психологическому сопровождению должна заключаться в мотивировании пациента на лечение, а также поиске внутренних ресурсов, которые будут способствовать психологической стабильности пациента [13].
Второй фактор, обуславливающий актуальность данного исследования это нарастающая проблема одиночества. Современная социальна ситуация в обществе такова, что социальные сети плотно укоренились в нашей жизни и во многом такое опосредованное общение заменяет реальное. В связи с этим у подростков часто возникают сложности при установлении «живого» контакта. Особенно это проявляется в среде сверстников, где налаживание межличностных отношений является чуть ли ни ключевым моментом всего возрастного периода, т.к. ведущий вид деятельности в подростковом возрасте именно интимно-межличностное общение [31]. Посредствам
межличностного общения у подростка формируется адекватная самооценка, устанавливается иерархия мотивов в ценностно-смысловой сфере, реализуется потребность в признании и развивается основное новообразование этого периода - чувство взрослости [37].
Переживание одиночества является, в какой-то степени, естественным процессом в период подросткового возраста ведь в этот момент происходит поиск смыслов, жизненных ориентиров и ценностей. С другой стороны способом преодоления одиночества все еще являются дружеские отношения. Кроме того, в процессе общения подросток получает возможность для того чтобы выразить себя, поделиться своими, мыслями, чувствами, получить одобрение ит.д. Отсюда вытекает конфликт между потребностью дистанцироваться от социума, оставаясь в нем. Поэтому в период подросткового возраста наблюдается обострение переживания одиночества. Несколько другая картина наблюдается у подростков с СД. Они находятся в вынужденной ситуации самоконтроля, жестких ограничений в питании и физической активности. Установлено, что самооценка такого подростка подвергается трансформации и появлению «комплекса отличия»[65]. Это ведет за собой появление склонности к интроверсии, замкнутости, что связывается с чувством незащищенности и уязвимости. Негативные последствия от болезни дополняются проживаниями кризиса подросткового возраста, это в совокупности может создать большие, трудности в социальной адаптации подростка. Следует понимать, что в таком случае речь идет об изменении не только физического или психического состояния подростка с СД, а об изменении всей системы мировосприятия, смены картины мира [10].
В настоящей работе мы хотим рассмотреть проблему переживания чувства одиночества у подростков с диагнозом сахарным диабетом. По мнению многих ученых переживание одиночества носит субъективный характер, т.е. может ощущаться как ресурсное состояние или, например, негативное ощущение изолированности или отчуждения. Мы планируем исследовать конструктивную сторону переживания чувства одиночества, а также установить его роль в качестве психологического ресурса, способствующего успешному лечению сахарного диабета.
Степень изученности проблемы исследования
Интерес к изучению феномена одиночества привлек внимание зарубежных ученых в середине двадцатого столетия. Первые концепции базировались на основе наблюдений и теоретических исследований (Фромм- Ричман, 1959; Мустакис, Белл, 1956, 1961; Абрахамс, 1972 и др.). В 60-80 годы двадцатого столетия были предложены классификации видов и причин одиночества (Вейс 1973г; Пепло и Перлман,1980; Садлер и Джонсон,1980; Джонс 1981). В 70-80-х годах проблема одиночества стала предметом социально-психологических теоретических зарубежных исследований. Феномен одиночества изучался как негативное эмоциональное состояние и депрессия (Янг, 1978, 1982; Рубинстейн, Шейвер, 1979), состояние связанное с социальной изоляцией (Таунсенд, 1968; Джонсон, Садлер, 1969). Было установлено, что одиночество имеет ряд признаков: остроту, предел и тип переживания (Вейс, 1978; Перлман, Пепло, 1980; и др.).
Представители различных научных школ и направлений описывают различные причины и особенности переживания одиночества: как
патологическое и болезненное состояние психики человека, связанное с негативной реализацией стремлений к межличностному общению (психодинамическиая теория - Г. Салливан, Д. Зилбург, Ф. Фромм-Рейхман); как непринятие человеком самого себя на различных уровнях (физиологическом и психологическом) и неудовлетворенность качеством межличностных отношений (феноменологическое направление - К.Роджерс); как следствие уникальности человеческой личности, особенности его внутренней природы, реализации потенциала и творчества, как результат стремления к позитивному росту и самосовершенствованию (экзистенционально-гуманистическое направление - А. Маслоу, И. Ялом); как результат блоков, которые образуются в начале жизни и ведут к срыву естественного развития человека (К. Хорни, Х.С. Салливан, Э. Фромм, К. Роджерс и Р. Мэй); как отсутствие социальной потребности в общении, связях с людьми, потребности в самоутверждении, привязанности (Э. Фромм); как отсутствие определенных жизненных ценностей и смыслов (В. Франкл); как результат невозможности общества удовлетворять потребности его членов (социологический подход к одиночеству - К. Боумен, Д. Рисмен, Ф. Слейтер; интеракционистский подход - Р.С. Вейс); как осознание индивидом несоответствия между желаемым и достигнутым уровнем собственных социальных контактов (когнитивный подход - Г. Пепло); как результат утраты человеком личностно значимых связей (интегративная модель У. Садлера).
В последнее десятилетие вновь возрос интерес к проблеме одиночества. Среди современных работ можно выделить научные комментарии Андре (Andre, 1991), утверждающие позитивный смысл природы переживания одиночества; исследование Рокача и Брока (A. Rokach, R. Broek., 1996), выявляющее стратегии преодоления и факторы одиночества.
В отечественной психологии проблема одиночества затрагивалась в контексте социально-демографических исследований (А.А. Афанасьева), изучалось проявление данного феномена в экстремальных условиях (O.A. Кузнецов, В.И. Лебедев, Б.Ф. Ломов, В.Н. Мясищев, Н.Ю. Хрящева, С.Т. Юрских и др.). В последнее время проблема одиночества в нашей стране рассматривается во взаимосвязи с проблематикой семейных отношений (С.Т. Афанасьева) развитием и воспитанием человека (Ю.М. Швалб, О.В. Данчева), анализом истоков мужского и женского одиночества (Н. Хамитов), в связи с психологическими последствиями разводов и потерь, негативных результатов взаимодействия субъектов (A.B. Гозман, Г.С. Гурко, Л.А. Коростылева и др.), невозможности найти эмоциональный отклик (К.А. Абульханова-Славская, А.Г. Ковалев, И.С. Кон, Е.И. Головаха, Б.Д. Парыгин и др.), в контексте ситуации тяжелой утраты у пожилых людей (О.Ю. Сузая), в контексте общения (А.У. Хараш), как ресурс личностного развития (А.А. Аратамонова, Е.В. Неумоева, А.Р. Кирпиков).
Представленные теории в большинстве своем считают основной причиной одиночества человека недостаточность общения, потерю социальных контактов или неудовлетворенность имеющимися социальными контактами. Так же в настоящее время описан ряд позитивных аспектов переживания чувства одиночества, в которых оно рассматривается как ресурс личностного развития.
Таким образом, мы хотим определить особенности переживания чувства одиночества у подростков страдающих таким хроническим заболеванием как сахарный диабет, есть ли какие-то существенные отличия в переживании одиночества между болеющими и здоровыми подростками, а также рассмотреть взаимосвязь субъективного переживания одиночества с особенностями социальной активности
Цель исследования - изучить содержательные особенности переживания чувства одиночества у подростков с диагнозом «сахарный диабет» в контексте фрустрационных реакций.
Объект исследования - феномен одиночества.
Предмет исследования - переживания одиночества подростков с диагнозом «сахарный диабет».
В процессе научного исследования были решены следующие задачи:
1) Проанализировать научные взгляды авторов отечественной и зарубежной психологии по проблеме переживания чувства одиночества в подростковом возрасте.
2) Проанализировать психологические особенности подростков, имеющих хроническое заболевание сахарный диабет.
3) Разработать программу эмпирического исследования и осуществить подбор специальных методик, направленных на изучение особенностей переживания чувства одиночества у подростков с диагнозом «сахарный диабет».
4) Эмпирическим путем выявить особенности переживания одиночества у подростков с диагнозом «сахарный диабет» и проанализировать содержательные характеристики особенностей переживания одиночества.
5) Разработать методические рекомендации по программе профилактики психологического сопровождения подростков с диагнозом «сахарный диабет».
Гипотезы данного исследования строилась на предположении о том, что:
- существуют различия в особенностях переживания чувства одиночества у подростков с диагнозом сахарный диабет, и подростков, не имеющих хронических заболеваний;
- выраженность содержательных особенностей в переживании чувства одиночества у подростков с диагнозом сахарный диабет будут взаимосвязаны с фрустрационными реакциями.
Теоретико-методологические основания исследования
- Понимание одиночества как субъективного переживания,
предложенное Е.Н. Заворотных;
- экзистенциальный подход в изучение феномена одиночества (И. Ялом, В. Франкл, Е.Н. Осин, Д.А. Леонтьев);
- ведущие теоретические обоснования развития личности ребенка на различных возрастных этапах (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин).
Методы и методические инструменты исследования
1) Анализ теоретико-методологических источников по проблеме исследования - абстракция и конкретизация, анализ и синтез, сравнение, классификация и обобщение изученной информации.
2) Методы сбора эмпирических данных:
a) Методика «Дифференциальный опросник переживания
одиночества» (авторы Е.Н. Осин, Д.А. Леонтьев);
b) Тест Розенцвейга. Методика рисуночной фрустрации (модификация Н.В.Тарабриной);
c) Проективная методика исследования личности
«Несуществующее животное» (автор М.3. Друкаревич).
3) Математико-статистические методы обработки данных в
программе статистической обработки данных 8Р88 20.00 с помощью критерия и Манна-Уитни, корреляционного анализа Пирсона,
эксплораторного факторного анализа (метода главных компонент) и регрессионного анализа.
Описание выборочной совокупности
В исследовании принимали участие подростки в возрасте от 13 до 15 лет. Из них 75 человек, подростки, не имеющие тяжелых хронических заболеваний, учащиеся МБОУ «СОШ №125» г. Барнаула, 75 человек в возрасте от 13 до 15 лет подростки с диагнозом «сахарный диабет», стоящие на учете в КГБУЗ «Алтайский краевой клинический центр охраны материнства и детства» (обучающиеся в разных школах Алтайского края). Все подростки принимали участие в психологическом исследовании с письменного согласия родителей (их законных представителей).
Научная новизна исследования.
1) доказана взаимосвязь структурных компонентов переживания чувства одиночества у подростков с диагнозом «сахарный диабет», раскрывающихся в фрустрационных реакциях: ресурсного уединения, определяющего заниженную самооценку.
2) показано, что переживания чувства одиночества у подростков с диагнозом «сахарный диабет» не описано в научные литературы.
Теоретическая значимость исследования заключается в
систематизации, обобщении и углублении представлений о психологических особенностях подростков с диагнозом сахарный диабет, а также об особенностях переживания одиночества подростками с диагнозом сахарный диабет в контексте фрустрационных реакций.
Практическая значимость исследования заключается в том, что предложена программа психологического сопровождения подростков с диагнозом сахарный диабет, которая будет полезна для образовательных организаций, внедряющих положения инклюзивного образования.
Достоверность результатов исследования обеспечена проведением исследования на теоретическом и практическом уровнях; методами, адекватными предмету, цели и задачам исследования; использованием качественной и количественной оценки результатов; статистическим подтверждением значимости полученных данных.
Положения, выносимые на защиту
1. В качестве структурных компонентов переживания одиночества подростков с диагнозом «сахарный диабет» выступают определенные фрустрационные реакции.
2. Конструктивное переживание одиночества у подростков с диагнозом «сахарный диабет» определяется такими самоощущениями, как ресурсное уединение и радость уединения, которые во многом определяют самооценку.
3. Переживания одиночества у подростков с «диагнозом сахарный» диабет и страх потерять значимые социальные контакты выступают в качестве взаимосвязанных факторов, объясняющих состояние подростка. Апробация результатов исследования
Материалы исследования были представлены на:
- всероссийской научно-практической конференции «Дни науки» в АлтГУ (Барнаул, апрель, 2020);
- научно-практической конференции «Преемственная система инклюзивного образования: теоретические и практические аспекты», КИУ им. В.Г. Тимирясова (Казань, март, 2020).
Данные исследования внедрены в практику работы педагога-психолога МБОУ СОШ № 125 г. Барнаула.
Структура диссертации
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений. Текст рукописи иллюстрирован 4 рисунками и 4 таблицами.
Список использованной литературы содержит 108 наименование, из которых 3 на иностранном языке. Общий объем диссертации составляет 112 страниц, из них 38 страниц приложений
Таким образом, на основе теоретико-методологического осмысления одиночества как сложного чувства, в первую очередь связанного с субъективным восприятием этого феномена, нами было спланировано и проведено исследование, которое позволило выявить особенности переживания чувства одиночества у подростков с диагнозом «сахарный диабет». В работе изучены особенности переживания одиночества подростками с СД в сравнении со здоровыми подростками, а также разработаны методические рекомендации по психологическому сопровождению детей подросткового возраста с СД, переживающих одиночество.
На основании результатов эмпирического исследования сделаны следующие выводы:
1. В связи с особенностями заболевания подростки вынуждены принудительно ограничивать свою социальную активность, что может усиливать негативное переживание чувства одиночества.
2. Развитие навыков рефлексии и самоощущения у больных сахарным диабетом является неотъемлемой частью успешного лечения.
3. В подростковом возрасте необходимо найти баланс между пребыванием в социуме и возможностью оставаться в одиночестве, т.к. в состоянии одиночества у подростка появляется возможность наладить контакт с самим собой, переоценить происходящие с ним события и гармонизировать внутреннее состояние.
4. Подростки с СД более остро переживают чувство одиночество, им свойственно в большей степени ощущать нехватку близких и значимых контактов с окружающими людьми и больше испытывать негативные эмоции от переживания одиночества.
5. Переживание одиночества у подростков с диагнозом «сахарный диабет» связано с фрустрационными реакциями и субъективной потребностью в социальных контактах. Им в большей степени свойственно избегание конфликтных и трудных ситуаций, они больше ждут помощи и избегают ответственности за решение проблемных ситуаций. Таким образом, чем больше подросток ощущает потребность в контакте, тем больше он стремиться к тому, чтобы избежать одиночества и оценивает его как негативное проявление.
6. Самооценка подростка с диагнозом «сахарный диабет» взаимосвязана с фрустрационными реакциями и самоощущением подростка. Таким образом, если подросток ощущает себя одиноким человеком, проявляет низкую социальную активность и избегает трудных ситуаций, то его самооценка будет низкой. И наоборот, чем больше подросток видит в одиночестве ресурсов для развития, чем комфортнее ему находиться с самим собой, тем меньше у него потребности в социальных контактах и тем выше его самооценка.
На основании результатов эмпирического исследования сделаны следующие выводы:
1. В связи с особенностями заболевания подростки вынуждены принудительно ограничивать свою социальную активность, что может усиливать негативное переживание чувства одиночества.
2. Развитие навыков рефлексии и самоощущения у больных сахарным диабетом является неотъемлемой частью успешного лечения.
3. В подростковом возрасте необходимо найти баланс между пребыванием в социуме и возможностью оставаться в одиночестве, т.к. в состоянии одиночества у подростка появляется возможность наладить контакт с самим собой, переоценить происходящие с ним события и гармонизировать внутреннее состояние.
4. Подростки с СД более остро переживают чувство одиночество, им свойственно в большей степени ощущать нехватку близких и значимых контактов с окружающими людьми и больше испытывать негативные эмоции от переживания одиночества.
5. Переживание одиночества у подростков с диагнозом «сахарный диабет» связано с фрустрационными реакциями и субъективной потребностью в социальных контактах. Им в большей степени свойственно избегание конфликтных и трудных ситуаций, они больше ждут помощи и избегают ответственности за решение проблемных ситуаций. Таким образом, чем больше подросток ощущает потребность в контакте, тем больше он стремиться к тому, чтобы избежать одиночества и оценивает его как негативное проявление.
6. Самооценка подростка с диагнозом «сахарный диабет» взаимосвязана с фрустрационными реакциями и самоощущением подростка. Таким образом, если подросток ощущает себя одиноким человеком, проявляет низкую социальную активность и избегает трудных ситуаций, то его самооценка будет низкой. И наоборот, чем больше подросток видит в одиночестве ресурсов для развития, чем комфортнее ему находиться с самим собой, тем меньше у него потребности в социальных контактах и тем выше его самооценка.






