Глава 1 Теоретические аспекты изучения особенностей переживания чувства одиночества у подростков с диагнозом «сахарный диабет» 12
1.1 Подходы к изучению понятия «одиночество» в психологии 12
1.2 Психологический портрет подростка с диагнозом сахарный
диабет 22
1.3 Подростковый период и его особенности 26
Глава 2 Эмпирическое исследование особенностей переживания чувства
одиночества у подростков с диагнозом «сахарный диабет» 35
2.1 Организация и методы исследования 35
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования изучения
переживания чувства одиночества у подростков с диагнозом «сахарный диабет» 43
2.3 Методические рекомендации по психологическому сопровождению
подростков с диагнозом «сахарный диабет» 57
Заключение 62
Список использованной литературы 64
Приложения 74
Актуальность проблемы исследования обусловлена двумя факторами: во-первых, это широкая распространенность сахарного диабета среди детей и подростков, диагноз сахарный диабет (далее СД) является одним из самых распространенных заболеваний эндокринной системы. По актуальным данным Росстата в настоящее время в России СД болеют 9,6 миллионов человек (5,7% населения). Из них детей и подростков насчитывается 48,8 тыс. По официальным прогнозам Министерства здравоохранения РФ к 2030 году число больных СД удвоится. Статистика заболеваемости среди населения в возрасте до 18 лет свидетельствует о том, что наиболее часто СД встречается среди детей и подростков с 9 до 15 лет. В данной возрастной категории крайне высокий процент тяжелых осложнений, которые приводят к ранней инвалидизации (Г.И. Сивоус, Э.А. Очирова 2003).
В подростковом возрасте СД протекает тяжелее, чем во взрослом. Это обусловлено перестраиванием работы гормональной системы. Подростки намного более остро переживают психофизиологические состояния гипогликемии и гипергликемии. Поскольку сахарный диабет для медицинской науки и системы здравоохранения нашей страны является одной из приоритетных проблем, современный уровень медицины дает возможность пациентам с СД достигнуть оптимального уровня компенсации здоровья. Это значит, что такие люди могут сохранять социальную активность и качество жизни на одном уровне со здоровыми людьми. Однако, результаты лечения часто остаются неудовлетворительными, несмотря на постоянную разработку и внедрение новых методов лечения (М.И. Балаболкин, 2007).
Как отмечают многие авторы, очень большое влияние на ход лечения оказывает включенность самого пациента в освоение навыков лечебных мероприятий, а также высокий уровень самоконтроля. Эти качества во многом обусловлены личностными особенностями пациента, его психическим состоянием и когнитивными способностями (М.Б. Анциферов, Ю.Г. Масойлова, С.Е. Хампсон). Многие врачи и психологи, работающие с диабетиками, отмечают, что огромную роль в лечении СД и профилактики сопутствующих осложнений играет личный настрой самого пациента. Поскольку лечение предполагает проявление силы воли и строгую самодисциплин, на наш взгляд, работа по психологическому сопровождению должна заключаться в мотивировании пациента на лечение, а также поиске внутренних ресурсов, которые будут способствовать психологической стабильности пациента [13].
Второй фактор, обуславливающий актуальность данного исследования это нарастающая проблема одиночества. Современная социальна ситуация в обществе такова, что социальные сети плотно укоренились в нашей жизни и во многом такое опосредованное общение заменяет реальное. В связи с этим у подростков часто возникают сложности при установлении «живого» контакта. Особенно это проявляется в среде сверстников, где налаживание межличностных отношений является чуть ли ни ключевым моментом всего возрастного периода, т.к. ведущий вид деятельности в подростковом возрасте именно интимно-межличностное общение [31]. Посредствам
межличностного общения у подростка формируется адекватная самооценка, устанавливается иерархия мотивов в ценностно-смысловой сфере, реализуется потребность в признании и развивается основное новообразование этого периода - чувство взрослости [37].
Переживание одиночества является, в какой-то степени, естественным процессом в период подросткового возраста ведь в этот момент происходит поиск смыслов, жизненных ориентиров и ценностей. С другой стороны способом преодоления одиночества все еще являются дружеские отношения. Кроме того, в процессе общения подросток получает возможность для того чтобы выразить себя, поделиться своими, мыслями, чувствами, получить одобрение ит.д. Отсюда вытекает конфликт между потребностью дистанцироваться от социума, оставаясь в нем. Поэтому в период подросткового возраста наблюдается обострение переживания одиночества. Несколько другая картина наблюдается у подростков с СД. Они находятся в вынужденной ситуации самоконтроля, жестких ограничений в питании и физической активности. Установлено, что самооценка такого подростка подвергается трансформации и появлению «комплекса отличия»[65]. Это ведет за собой появление склонности к интроверсии, замкнутости, что связывается с чувством незащищенности и уязвимости. Негативные последствия от болезни дополняются проживаниями кризиса подросткового возраста, это в совокупности может создать большие, трудности в социальной адаптации подростка. Следует понимать, что в таком случае речь идет об изменении не только физического или психического состояния подростка с СД, а об изменении всей системы мировосприятия, смены картины мира [10].
В настоящей работе мы хотим рассмотреть проблему переживания чувства одиночества у подростков с диагнозом сахарным диабетом. По мнению многих ученых переживание одиночества носит субъективный характер, т.е. может ощущаться как ресурсное состояние или, например, негативное ощущение изолированности или отчуждения. Мы планируем исследовать конструктивную сторону переживания чувства одиночества, а также установить его роль в качестве психологического ресурса, способствующего успешному лечению сахарного диабета.
Степень изученности проблемы исследования
Интерес к изучению феномена одиночества привлек внимание зарубежных ученых в середине двадцатого столетия. Первые концепции базировались на основе наблюдений и теоретических исследований (Фромм- Ричман, 1959; Мустакис, Белл, 1956, 1961; Абрахамс, 1972 и др.). В 60-80 годы двадцатого столетия были предложены классификации видов и причин одиночества (Вейс 1973г; Пепло и Перлман,1980; Садлер и Джонсон,1980; Джонс 1981). В 70-80-х годах проблема одиночества стала предметом социально-психологических теоретических зарубежных исследований. Феномен одиночества изучался как негативное эмоциональное состояние и депрессия (Янг, 1978, 1982; Рубинстейн, Шейвер, 1979), состояние связанное с социальной изоляцией (Таунсенд, 1968; Джонсон, Садлер, 1969). Было установлено, что одиночество имеет ряд признаков: остроту, предел и тип переживания (Вейс, 1978; Перлман, Пепло, 1980; и др.).
Представители различных научных школ и направлений описывают различные причины и особенности переживания одиночества: как
патологическое и болезненное состояние психики человека, связанное с негативной реализацией стремлений к межличностному общению (психодинамическиая теория - Г. Салливан, Д. Зилбург, Ф. Фромм-Рейхман); как непринятие человеком самого себя на различных уровнях (физиологическом и психологическом) и неудовлетворенность качеством межличностных отношений (феноменологическое направление - К.Роджерс); как следствие уникальности человеческой личности, особенности его внутренней природы, реализации потенциала и творчества, как результат стремления к позитивному росту и самосовершенствованию (экзистенционально-гуманистическое направление - А. Маслоу, И. Ялом); как результат блоков, которые образуются в начале жизни и ведут к срыву естественного развития человека (К. Хорни, Х.С. Салливан, Э. Фромм, К. Роджерс и Р. Мэй); как отсутствие социальной потребности в общении, связях с людьми, потребности в самоутверждении, привязанности (Э. Фромм); как отсутствие определенных жизненных ценностей и смыслов (В. Франкл); как результат невозможности общества удовлетворять потребности его членов (социологический подход к одиночеству - К. Боумен, Д. Рисмен, Ф. Слейтер; интеракционистский подход - Р.С. Вейс); как осознание индивидом несоответствия между желаемым и достигнутым уровнем собственных социальных контактов (когнитивный подход - Г. Пепло); как результат утраты человеком личностно значимых связей (интегративная модель У. Садлера).
В последнее десятилетие вновь возрос интерес к проблеме одиночества. Среди современных работ можно выделить научные комментарии Андре (Andre, 1991), утверждающие позитивный смысл природы переживания одиночества; исследование Рокача и Брока (A. Rokach, R. Broek., 1996), выявляющее стратегии преодоления и факторы одиночества.
В отечественной психологии проблема одиночества затрагивалась в контексте социально-демографических исследований (А.А. Афанасьева), изучалось проявление данного феномена в экстремальных условиях (O.A. Кузнецов, В.И. Лебедев, Б.Ф. Ломов, В.Н. Мясищев, Н.Ю. Хрящева, С.Т. Юрских и др.). В последнее время проблема одиночества в нашей стране рассматривается во взаимосвязи с проблематикой семейных отношений (С.Т. Афанасьева) развитием и воспитанием человека (Ю.М. Швалб, О.В. Данчева), анализом истоков мужского и женского одиночества (Н. Хамитов), в связи с психологическими последствиями разводов и потерь, негативных результатов взаимодействия субъектов (A.B. Гозман, Г.С. Гурко, Л.А. Коростылева и др.), невозможности найти эмоциональный отклик (К.А. Абульханова-Славская, А.Г. Ковалев, И.С. Кон, Е.И. Головаха, Б.Д. Парыгин и др.), в контексте ситуации тяжелой утраты у пожилых людей (О.Ю. Сузая), в контексте общения (А.У. Хараш), как ресурс личностного развития (А.А. Аратамонова, Е.В. Неумоева, А.Р. Кирпиков).
Представленные теории в большинстве своем считают основной причиной одиночества человека недостаточность общения, потерю социальных контактов или неудовлетворенность имеющимися социальными контактами. Так же в настоящее время описан ряд позитивных аспектов переживания чувства одиночества, в которых оно рассматривается как ресурс личностного развития.
Таким образом, мы хотим определить особенности переживания чувства одиночества у подростков страдающих таким хроническим заболеванием как сахарный диабет, есть ли какие-то существенные отличия в переживании одиночества между болеющими и здоровыми подростками, а также рассмотреть взаимосвязь субъективного переживания одиночества с особенностями социальной активности
Цель исследования - изучить содержательные особенности переживания чувства одиночества у подростков с диагнозом «сахарный диабет» в контексте фрустрационных реакций.
Объект исследования - феномен одиночества.
Предмет исследования - переживания одиночества подростков с диагнозом «сахарный диабет».
В процессе научного исследования были решены следующие задачи:
1) Проанализировать научные взгляды авторов отечественной и зарубежной психологии по проблеме переживания чувства одиночества в подростковом возрасте.
2) Проанализировать психологические особенности подростков, имеющих хроническое заболевание сахарный диабет.
3) Разработать программу эмпирического исследования и осуществить подбор специальных методик, направленных на изучение особенностей переживания чувства одиночества у подростков с диагнозом «сахарный диабет».
4) Эмпирическим путем выявить особенности переживания одиночества у подростков с диагнозом «сахарный диабет» и проанализировать содержательные характеристики особенностей переживания одиночества.
5) Разработать методические рекомендации по программе профилактики психологического сопровождения подростков с диагнозом «сахарный диабет».
Гипотезы данного исследования строилась на предположении о том, что:
- существуют различия в особенностях переживания чувства одиночества у подростков с диагнозом сахарный диабет, и подростков, не имеющих хронических заболеваний;
- выраженность содержательных особенностей в переживании чувства одиночества у подростков с диагнозом сахарный диабет будут взаимосвязаны с фрустрационными реакциями.
Теоретико-методологические основания исследования
- Понимание одиночества как субъективного переживания,
предложенное Е.Н. Заворотных;
- экзистенциальный подход в изучение феномена одиночества (И. Ялом, В. Франкл, Е.Н. Осин, Д.А. Леонтьев);
- ведущие теоретические обоснования развития личности ребенка на различных возрастных этапах (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин).
Методы и методические инструменты исследования
1) Анализ теоретико-методологических источников по проблеме исследования - абстракция и конкретизация, анализ и синтез, сравнение, классификация и обобщение изученной информации.
2) Методы сбора эмпирических данных:
a) Методика «Дифференциальный опросник переживания
одиночества» (авторы Е.Н. Осин, Д.А. Леонтьев);
b) Тест Розенцвейга. Методика рисуночной фрустрации (модификация Н.В.Тарабриной);
c) Проективная методика исследования личности
«Несуществующее животное» (автор М.3. Друкаревич).
3) Математико-статистические методы обработки данных в
программе статистической обработки данных 8Р88 20.00 с помощью критерия и Манна-Уитни, корреляционного анализа Пирсона,
эксплораторного факторного анализа (метода главных компонент) и регрессионного анализа.
Описание выборочной совокупности
В исследовании принимали участие подростки в возрасте от 13 до 15 лет. Из них 75 человек, подростки, не имеющие тяжелых хронических заболеваний, учащиеся МБОУ «СОШ №125» г. Барнаула, 75 человек в возрасте от 13 до 15 лет подростки с диагнозом «сахарный диабет», стоящие на учете в КГБУЗ «Алтайский краевой клинический центр охраны материнства и детства» (обучающиеся в разных школах Алтайского края). Все подростки принимали участие в психологическом исследовании с письменного согласия родителей (их законных представителей).
Научная новизна исследования.
1) доказана взаимосвязь структурных компонентов переживания чувства одиночества у подростков с диагнозом «сахарный диабет», раскрывающихся в фрустрационных реакциях: ресурсного уединения, определяющего заниженную самооценку.
2) показано, что переживания чувства одиночества у подростков с диагнозом «сахарный диабет» не описано в научные литературы.
Теоретическая значимость исследования заключается в
систематизации, обобщении и углублении представлений о психологических особенностях подростков с диагнозом сахарный диабет, а также об особенностях переживания одиночества подростками с диагнозом сахарный диабет в контексте фрустрационных реакций.
Практическая значимость исследования заключается в том, что предложена программа психологического сопровождения подростков с диагнозом сахарный диабет, которая будет полезна для образовательных организаций, внедряющих положения инклюзивного образования.
Достоверность результатов исследования обеспечена проведением исследования на теоретическом и практическом уровнях; методами, адекватными предмету, цели и задачам исследования; использованием качественной и количественной оценки результатов; статистическим подтверждением значимости полученных данных.
Положения, выносимые на защиту
1. В качестве структурных компонентов переживания одиночества подростков с диагнозом «сахарный диабет» выступают определенные фрустрационные реакции.
2. Конструктивное переживание одиночества у подростков с диагнозом «сахарный диабет» определяется такими самоощущениями, как ресурсное уединение и радость уединения, которые во многом определяют самооценку.
3. Переживания одиночества у подростков с «диагнозом сахарный» диабет и страх потерять значимые социальные контакты выступают в качестве взаимосвязанных факторов, объясняющих состояние подростка. Апробация результатов исследования
Материалы исследования были представлены на:
- всероссийской научно-практической конференции «Дни науки» в АлтГУ (Барнаул, апрель, 2020);
- научно-практической конференции «Преемственная система инклюзивного образования: теоретические и практические аспекты», КИУ им. В.Г. Тимирясова (Казань, март, 2020).
Данные исследования внедрены в практику работы педагога-психолога МБОУ СОШ № 125 г. Барнаула.
Структура диссертации
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений. Текст рукописи иллюстрирован 4 рисунками и 4 таблицами.
Список использованной литературы содержит 108 наименование, из которых 3 на иностранном языке. Общий объем диссертации составляет 112 страниц, из них 38 страниц приложений
Таким образом, на основе теоретико-методологического осмысления одиночества как сложного чувства, в первую очередь связанного с субъективным восприятием этого феномена, нами было спланировано и проведено исследование, которое позволило выявить особенности переживания чувства одиночества у подростков с диагнозом «сахарный диабет». В работе изучены особенности переживания одиночества подростками с СД в сравнении со здоровыми подростками, а также разработаны методические рекомендации по психологическому сопровождению детей подросткового возраста с СД, переживающих одиночество.
На основании результатов эмпирического исследования сделаны следующие выводы:
1. В связи с особенностями заболевания подростки вынуждены принудительно ограничивать свою социальную активность, что может усиливать негативное переживание чувства одиночества.
2. Развитие навыков рефлексии и самоощущения у больных сахарным диабетом является неотъемлемой частью успешного лечения.
3. В подростковом возрасте необходимо найти баланс между пребыванием в социуме и возможностью оставаться в одиночестве, т.к. в состоянии одиночества у подростка появляется возможность наладить контакт с самим собой, переоценить происходящие с ним события и гармонизировать внутреннее состояние.
4. Подростки с СД более остро переживают чувство одиночество, им свойственно в большей степени ощущать нехватку близких и значимых контактов с окружающими людьми и больше испытывать негативные эмоции от переживания одиночества.
5. Переживание одиночества у подростков с диагнозом «сахарный диабет» связано с фрустрационными реакциями и субъективной потребностью в социальных контактах. Им в большей степени свойственно избегание конфликтных и трудных ситуаций, они больше ждут помощи и избегают ответственности за решение проблемных ситуаций. Таким образом, чем больше подросток ощущает потребность в контакте, тем больше он стремиться к тому, чтобы избежать одиночества и оценивает его как негативное проявление.
6. Самооценка подростка с диагнозом «сахарный диабет» взаимосвязана с фрустрационными реакциями и самоощущением подростка. Таким образом, если подросток ощущает себя одиноким человеком, проявляет низкую социальную активность и избегает трудных ситуаций, то его самооценка будет низкой. И наоборот, чем больше подросток видит в одиночестве ресурсов для развития, чем комфортнее ему находиться с самим собой, тем меньше у него потребности в социальных контактах и тем выше его самооценка.
1. Абрамов Г. С. Возрастная психология. М.: Академия, 2001. 463 с.
2. Агеев В. С. Влияние факторов культуры на восприятие и оценку человека человеком // Вопросы психологии. 1985. № 3. С. 12-23.
3. Айзенк Г. Психологические теории тревожности // Тревога и тревожность: хрестоматия / сост. и общ. ред. В. М. Астапова. М. 2008. С. 217-241.
4. Айвазян Л. Ю. Понятие одиночества как методологическая проблема в современной психологии // АРККЖ!. Серия: Гуманитарные науки. 2014. № 2. С.35-42.
5. Алейникова О. С. Проблема одиночества: истоки и современное прочтение// Новый человек: радость и печаль существования: межвуз. сб. Ростов н/Д, 2005. С. 141- 147.
6. Амбрумова А. Г. Личность. Психология одиночества и суицид. Актуальные вопросы суицидологии. М.: ЭКСМО, 1988. 254с.
7. Артамонова А.А. Переживание одиночества как фактор развития личностного потенциала студентов - первокурсников: Дис. ... канд. псих. наук: 19.00.01. М., 2008. 169с.
8. Бердяев Н. А. Я и мир объектов. Опыт философии одиночества и общения. М.: АСТ, 2003. 347с.
9. Блинова В.Л., Лопухова О. Г., Шишова Е.О. Стратегии преодоления трудных жизненных ситуаций как детерминанты саморазвития и личностного роста // Образование и саморазвитие. 2015. № 1 (43). С. 58-63.
10. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте СПб.: Питер, 2008. 400с.
11. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Под редакцией Д.И. Фельдштейна. 2-е изд. М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. 385 с.
12. Братусь Б.С. Психологические аспекты нравственного развития личности. М.: «Знание», 1977. 64 с.
13. Ваулина С.А., Султанова Л.М. Компенсация сахарного диабета у детей и подростков // Казанский медицинский журнал. 2005. Т.86. № 5. С. 427 - 429.
14. Воскобойников А. Э., Рашидов Т.Р. Понятие «одиночество» сквозь призму философских категорий // Знание. Понимание. Умение. 2010. № 2. С. 201 - 206.
15. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. СПб.: Союз, 2004. 220 с.
16. Выготский Л.С. Психология развития человека. М.: Смысл; Эксмо, 2005. 1136 с.
17. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 4. Детская психология / Под ред. Д.Б. Эльконина. М.: Педагогика, 1984. 432 с.
18. Вовненко К.Б. Диагностика эмоциональных и поведенческих проблем детей младшего школьного возраста, больных сахарным диабетом первого типа [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование. 2009. № 4. 1Ж1/ ййр://рзуейи. ги/]оигна1/2009/4/Уоунепко.рй1ш1 (дата обращения: 30.07.2020г.
19. Гизатуллина А.Г. Одиночество - дефицит открытости в ситуации изменений // Вестник Томского государственного университета. 2013. № 367. С. 136 - 138.
20. Гуткина Н.И. Личностная рефлексия как один из механизмов самосознания // Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту. М.: Наука, 1987. 328 с.
21. Дикевич Л.Л., Кульша И.В. Возрастные особенности отношения к одиночеству // В сборнике: XIX Кирилло-Мефодиевские чтения Материалы научно-практической конференции. Смоленский гуманитарный университет, ООО «Универсум». 2013. С. 205-208.
22. Димитрюк А.А. Особенности переживания чувства одиночества личности // Научные труды 8'№ог1ё. 2014. Т. 18. № 1. С. 5 - 8.
23. Демина Л.Д. Психология личностных проявлений в процессе жизнеосуществления человека / Л.Д. Демина, И.А. Ральникова, Д.В. Труевцев. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2009. 359 с.
24. Еникеев М.И. Психологическая диагностика.
Стандартизированные тесты. М.: «Приор-издат», 2003. 288 с.
25. Ермолаева М. В. Основы возрастной психологии и акмеологии: Учебное пособие. М.: Ось-89, 2003. 300с.
26. Журавлева Е. А., Филиппова Е. Б., Анипович З. Н. Методика диагностики и профилактики психологического неблагополучия в семье подростка (Методическое пособие для специалистов муниципальных служб). М: МГУ, 2003. 195 с.
27. Заворотных Е.Н. Социально-психологические особенности одиночества как субъективного переживания: дис. ... канд. психол. наук. СПб., 2009. 199 с.
28. Интчама Л.В. Одиночество как социальная проблема // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. 2013. Т. 19. № 6. С. 141-144.
29. Ильин И. Подростковое одиночество // Школьный психолог. 2002. № 8 - 2. С.13-16.
30. Ильина В.А. Анализ переживания хронического одиночества как отношения // Вопросы гуманитарных наук. 2008. №4 (37).С. 134-137.
31. Каширский Д. В. Структура одиночества как психологического феномена // Психология зрелости и старения. 2012. № 1. С. 5-26.
32. Киселева В. Подростковое одиночество // Школьный психолог. 2002. № 8.С. 25-29
33. Колесов Д. В. Предупреждение вредных привычек у детей. Москва: Педагогика, 1980. 98 с.
34. Колышко А. М. Психология самоотношения: Учеб. Пособие. Гродно: ГрГУ, 2004. 102 с.
35. Кон И.С. Психология юношеского возраста: проблемы
формирования личности. М.: Мысль, 2009. С. 58-60.
36. Кон И.С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989. 254 с.
37. Королева А.Ф., Королева Н.С. // Социально - психологические особенности подросткового возраста / Новая наука: стратегии и векторы развития. № 118-3. 2016. С. 76-78.
38. Коротеева Е. М. Ситуационные, личностные детерминанты и типы одиночества подростков: дис. ... канд. психол. наук. Краснодар., 2011. 187 с.
39. Корчагина С.Г. Генезис, виды и проявления одиночества. М.: Московский психолого-социальный институт. 2005. С. 14-18.
40. Корчагина С.Г. Психология одиночества: учебное пособие. М.: МПСИ, 2008. 228 с.
41. Корчагина С.Г. Исследование содержания переживания одиночества // Вестник российского нового университета. Серия: человек в современном мире.2012. №1. С. 64-69.
42. Королева А.Ф., Королева Н.С. Социально - психологические особенности подросткового возраста // Новая наука: стратегии и векторы развития.2016. №118-3. С. 76-78.
43. Крайг Г. Одинокие люди: мифы и реальность// Психология развития. СПб.: Питер, 2003. С.704-705.
44. Крайг Г. Психология развития. СПб: Питер, 2005. 459 с.
45. Кузнецов О. Н., Лебедев В. И. Психология и психопатология одиночества М.: Книга по Требованию, 2013. 336 с.
46. Кузьмина А.С., Чижова Е.А., Шамардина М.В., Турганбаева Б.Ш. Сравнительный анализ переживания одиночества подростков в возрасте 15 лет // Вестник психологии и педагогики алтайского государственного университета. 2019. №4. С. 29-39.
47. Лабиринты одиночества: Пер. с англ. / Сост., общ. ред. и предисл. Н. Е. Покровского. М.: Прогресс, 1989. 624 с.
48. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.:
Политиздат, 1975, 304 с.
49. Леонтьев А. Н. Избранные психологические труды. М.:
Педагогика, 1983. 318 с.
50. Леонтьев А. Н. Потребности, мотивы и эмоции. М.: МГУ, 1971. 40 с.
51. Леонтьев Д. А. Внутренний мир личности // Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб.: Питер. 2000. С. 372 - 377.
52. Лисина М. И. Формирование личности ребенка в общении. СПб.: Питер, 2009. 318 с.
53. Манакова Е.А. Типы переживания одиночества в контексте психологического здоровья личности у девушек-студенток// Педагогическое образование на Алтае.2014. №2. С. 114 - 115.
54. Манакова Е.А. Типы переживания одиночества в контексте психологического здоровья личности у девушек-студенток: Дис. ... канд. псих. наук: 19.00.13. М. 2015. 204 с.
55. Малышева, С.В. О диагностике и коррекции переживаний одиночества у подростков // Вестник Московского университа. Сер. 1 4. Психология. 2003. № 3. С. 61-68.
56. Макаренкова И. В. Социальная дезадаптация детей и подростков
(психолого-педагогические основы коррекционно-профилактической
работы) М.: АРГУС, 2004. 267 с.
57. Макеев Г. А. Семейная жизнь и дети. Волгоград: Просвещение, 1987. 253 с.
58. Малышева С. В., Рожденственская Н.А. Особенности чувства одиночества у подростков // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 2001. № 3. С.63-68.
59. Малышева С. В. "Образ Я" и представление о сверстнике у подростков, переживающих одиночество: Автореф. дис. ... канд. психол.наук .М., 2003. 25 с.
60. Мид М. Одиночество, самостоятельность и взаимозависимость в контексте американской культуры // Лабиринты одиночества / Под ред. Н. Е. Покровского. М.: Прогресс. 1989. С. 107-112.
61. Михайлова Э.А., Мителев Д.А., Матковская Т.Н. Психологические особенности детей и подростков, больных сахарным диабетом 1 типа // Украинский журнал детской эндокринологии. 2019. №4 (32). С.43-50.
62. Миюскович Б. Одиночество; междисциплинарный подход // Лабиринты одиночества / Под ред. Н. Е. Покровского. М.: Прогресс, 1989. С. 64-65.
63. Митина О.В., Михайловская И. Б. Факторный анализ для психологов. М.: Учебно-методический коллектор «Психология». 2001. 169 с.
64. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. 9-е изд., стереотип. М.: Академия, 2004. 608 с.
65. Нагибина Н.Л., Грекова Т.Н. Психологические типы. Системный подход. Стратегии развития. М.: МГСА, 2002. Ч. 3. 48 с.
66. Нагибина Н.Л., Миронычева А.В. Психологические типы.
Системный подход. Тело и душа. М.: МГСА, 2002. Ч. 2. 132 с.
67. Наследов А.Д. 8Р88: Компьютерный анализ данных в
психологии и социальных науках. СПб.: Питер, 2005. 416 с.
68. Неумоева Е.В. Одиночество как психический феномен и ресурс развития личности в юношеском возрасте: Дис. ... канд. псих. наук: 19.00.05. М. 2005. 233 с.
69. Новоселова А. С. Специфика воспитательной работы с педагогически запущенными подростками. Пермь : ПГПИ, 1988. 78 с.
70. Оди Дж. Рэлф. Человек - существо одинокое: биологические корни одиночества // Лабиринты одиночества. Под ред. Н. Е. Покровского. - М.: Прогресс, 1989. С. 147-148.
71. Омарова М.К. Взаимосвязь переживания одиночества с личностными качествами в раннем юношеском возрасте // сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: наука, образование, общество: проблемы и перспективы развития. Тамбов, 29 марта 2013 года. С. 111-112.
72. Орестова В.Р., Бастрон А.А. Применение статистического пакета анализа данных SPSS Statistics в психологических исследованиях на примере факторного анализа // История и архивы. 2017. С. 38-51.
73. Осин Е. Н., Леонтьев Д. А. Дифференциальный опросник переживания одиночества: структура и свойства // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2013. Т. 10. № 1. С. 55-81.
74. Педагогическая психология. Учебное пособие. Под. ред. И. Ю. Кулагиной. М.: ТЦ Сфера, 2008.
75. Пантилеев С. Р. Строение самоотношения как эмоционально-оценочной системы: Дис. ... канд. псих. наук: 19.00.01. М., 1989. 202 с.
76. Петрова Л. И. Самосознание и самопознание подростка
Дополнительное образование. 2004. № 4. С. 39-45.
77. Петрова Н. Н. Психосоматические и соматопсихические взаимосвязи у детей в условиях соматогенной витальной угрозы с позиции качества жизни // Вестник клинической психологии. 2003. Т. 1. № 2. С. 215-219.
78. Покрасс М. Л. Освоение одиночества: О чем молчат любимым. Самара: Бахрах, 2005. 279 с.
79. Полищук Ю. И. Состояния одиночества и ассоциированные с ними расстройства депрессивного спектра у лиц пожилого возраста// Клиническая геронтология. 1999. № 8.С. 45-49.
80. Пузанова, Ж.В. Проблема одиночества: социологический аспект измерения. М.: РУДН, 2008. - 186 с.
81. Психология: Словарь /Сост. Л. А. Карпенко; Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. — 2-е изд., испр. и доп. М.: Политиздат, 1990. 495 с.
82. Психология самосознания. Хрестоматия / Ред.-сост. Д. Я. Райгородский. Самара: Издательский дом «Бахрах-М», 2007. 672 с.
83. Ральникова И.А., Шамардиа М.В. Жизненные перспективы подростков и их трансформация в период болезни сахарный диабет // Материалы XVI Всероссийской научно-практической конференции: «Развитие личности в образовательном пространстве». Бийск, 18 мая 2018 года. С. 233-239.
84. Ральникова И.А., Шамардина М.В. Тренинг проектирования жизненных перспектив для подростков с диагнозом сахарный диабет. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2015. 153 с.
85. Роджерс К. Эллен Вест и одиночество // Московский психотерапевтический журнал. 1993. № 3.
86. Росс А. Как победить одиночество. Ростов н/Д.: Феникс, 2002. 320 с.
87. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2009. 720 с
88. Рузова Л.А. Социально-философские аспекты проблемы одиночества в современном обществе // Проблемы гуманизации вуз. образования. 2000. Вып. 6, ч. 3. С. 85-88.
89. Савельев С.В., Чекавская В.В., Селищева А.А., Прощина А.Е., Кривова Ю.С. Неврологические причины и механизмы развития сахарного диабета 1 типа // Клиническая больница. 2013. № 1 (4). С. 128-129.
90. Садлер У. А. От одиночества к аномии / У.А. Садлер, Т.Б. Джонсон // Лабиринты одиночества. М.: Прогресс, 1989. С. 25-27.
91. Сайко Э. В. Самоотношение как уникальная способность человека и условие его человеческого самоосуществления (самоопределения, самопознания, самоактуализации и т.д.) // Мир психологии. 2005. № 3. С. 3¬10.
92. Самоукина, Н.В. Несколько слов об одиночестве // Московский психологический журнал. 2007. № 6. С. 16-19.
93. Слободчиков И.М. Современные исследования переживания одиночества / И.М. Слободчиков // Психологическая наука и образование. - 2007. № 3. С. 27-35.
94. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека. М.: Высшая школа, 2000. 415с.
95. Славутская Е.В., Славутский Л.А. Факторный анализ взаимосвязи индивидуально-психологических и личностных характеристик младших подростков с уровнем школьной дезадаптации // Экспериментальная психология. 2013. Т. 6. № 4. С. 40-51.
96. Социальная адаптация детей в школьных учреждениях / под ред. Р. В. Тонковой-Ямпольской. М.: Педагогика, 1980. 121 с.
97. Столин В.В. Самосознание личности. М.: Педагогика, 1983. 284 с.
98. Такирова А.Т. Сахарный диабет у детей и подростков: распространенность, заболеваемость, первичная инвалидность // Медицина и экология. 2009. №3. С. 41-45.
99. Тихонов, Геннадий Михайлович. Одиночество: стереотип и реальность. Ижевск: ИжГТУ, 2005. 374 с.
100. Фельдштейн Д.И. Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте // Вопросы психологии. 1988. №6. С. 31 - 41.
101. Харина Е.В. Психологические особенности подросткового возраста // Студенческий. 2021. № 3-2 (131). С. 72-73.
102. Хорни К. Наши внутренние конфликты. СПб.: Лань, 1997. 240 с.
103. Хьелл Л. Теории личности (основные положения, исследование и применение). СПб.: Питер Пресс, 1997. 608 с.
104. Шаповаленко И.В. Специфика возникновения и переживания одиночества // Ученые записки российского государственного социального университета. 2009. №11(74). С.47-50.
105. Шмелев Р.В. Взаимозависимость девиантного поведения и состояния одиночества в подростковом возрасте: Дис.... канд. психол. наук 19.00.05. Ульяновск. 2004. 182 с.
106. Юнг К. Г. Психологические типы // Психология индивидуальных различий / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. 3-е изд., перераб. и доп. М.: АСТ: Астрель, 2008. С. 680-696.
107. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. М.: Прогресс, 2000. 544 с.
108. Coopersmith S. A. Method for Determing Types of Self-Esteem // Journal of Abnormal and Social Psychology. 1959. Vol. 59. No. 1.
109. Jones S. Self and Interpersonal Evaluations: Esteem Theories vs. Consistency Theories // Psychological Bulletin. 1973. Vol. 79. No. 3.
110. Hardie E. Self-coping complexity: role of self-construal in relational., individual and collective coping styles and health outcomes / E. Hardie, C. Critchley, Z. Morris // Asian Journal of Social Psychology. 2006. Vol. 9. P. 224- 235.