Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психологическая готовность к школе детей дошкольного возраста с диагнозом сахарный диабет

Работа №88756

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы106
Год сдачи2021
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
198
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Глава 1. Теоретико-методологические подходы к определению психологической готовности к школе детей дошкольного возраста с диагнозом сахарный диабет 11
1.1 Изучение психологической готовности к школе в психологической
науке 11
1.2 Психологическая готовность к школе детей дошкольного возраста с
диагнозом сахарный диабет 22
1.3 Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста
Глава 2. Эмпирическое изучение психологической готовности к школе детей дошкольного возраста с диагнозом сахарный диабет
2.1 Программа и методика исследования 2.2 Анализ результатов эмпирического исследования психологической
готовности к школе у детей дошкольного возраста с диагнозом сахарный диабет
2.3 Нейропсихологическая коррекция произвольного внимания детей дошкольного возраста с диагнозом сахарный диабет
51
Заключение 68
Список использованной литературы 71
Приложение 82


Актуальность исследования:
Переход из детского сада в школу - очень важный и ответственный момент в жизни ребенка. Особенность, отличающая дошкольника от школьника, заключается в том, что для школьника обучение выходит на первый план, является обязательной, социально значимой деятельностью. Ученик несет ответственность как перед семьей, так и перед учителем. Поэтому важно отметить, что жизнь школьника структурирована и подчиняется системе строгих правил, которые одинаковы для всех детей. Его основное содержание - это усвоение знаний, общих для всех детей, и соответствующих каждой отдельной дисциплине и обучению в целом.
Между учителем и учеником складывается совершенно особый, новый и уникальный тип отношений. Учитель - это не просто взрослый, который может нравиться или не нравиться ребенку, но носитель системы знаний и требований, прав и обязанностей. Оценка, которую ученик получает во время урока, является не выражением какого-либо особого отношения учителя, а объективной мерой знаний ребенка, выполнения им своих учебных обязанностей. Отношения детей в классе также существенно отличаются от тех, которые развиваются в игре в дошкольном возрасте.
Основной формой организации учебной деятельности дошкольников является урок, который ограничен строгим промежутком времени. На уроке все дети должны следовать тому, что говорит, делает и требует учитель, очень четко выполнять его указания, не отвлекаясь на посторонние дела. Все эти требования касаются развития различных аспектов личности, психических качеств, знаний и навыков.
Школьнику необходим не только комплекс качеств, организующих способность к обучению, но и умение произвольно использовать эту систему навыков. Это включает в себя понимание смысла и требований учебных заданий, их отличий от практических, осознание того, как именно выполнять требуемые действия, а также наличие навыков самоконтроля и самооценки.
Важным аспектом психологической готовности к школе является достаточный уровень волевого развития дошкольника. Этот уровень отличается для разных детей. Волевые качества каждого ребенка развиваются на разном уровне, но типичной чертой, отличающей детей шести-семи лет, является подчиненность мотивов, что позволяет ребенку произвольно контролировать свое поведение.
Личностная и социально-психологическая готовность - еще одна из предпосылок успешного обучения в школе. Она включает формирование у ребенка готовности к принятию новой «социальной позиции», формирование которой обуславливается новым отношением окружающих к ребенку. Взрослые изменяют требования к ребенку: от него теперь настойчиво ждут большей серьезности, внимательности, усидчивости, ответственного отношения к самообслуживанию и т. д. У старшего дошкольника впервые появляется представление о себе как члене общества. О субъективной готовности к новой социальной позиции или наличии внутренней позиции школьника можно судить по общему стремлению ребенка пойти в школу, сопряженному с его ориентацией на сущностные моменты школьно-учебной действительностью.
Однако именно уровень развития познавательных интересов и познавательной активности дошкольника, а не сами знания и умения в их количественном разнообразии, свидетельствуют о готовности к усвоению школьной программы. Познавательные интересы формируются не спонтанно, а постепенно, в течение длительного периода времени и не могут возникнуть сразу при поступлении в школу, если в дошкольном возрасте их воспитанию не уделялось достаточного внимания. Зарубежные и отечественные исследования показывают, что наибольшие трудности в начальной школе испытывают не дети, имеющие недостаточные знания и навыки к концу дошкольного возраста, а те, кто проявляет интеллектуальную пассивность, у кого отсутствует желание и привычка мыслить, решать проблемы, непосредственно не связанные с какой-либо игровой или жизненной ситуацией, которая интересует ребенка.
Также очень важным в психологической готовности к школе является соматическое здоровье дошкольников. Дети с хроническими заболеваниями не только обладают уникальными личностными чертами, но и могут иметь отличительные особенности психической деятельности и уровень развития высших психических функций.
В настоящее время растет число детей дошкольного возраста с сахарным диабетом. Статистика показывает, что за последние 12-15 лет общее число пациентов всех возрастов, страдающих диабетом, удвоилось. Среди больных сахарным диабетом дети и подростки составляют 3-8%.
Дети с диагнозом сахарный диабет требуют особого внимания при поступлении в школу, так как сопровождающий диагноз сахарного диабета включает в себя постоянные измерения сахара, инъекции инсулина, подсчет углеводов в различных продуктах питания, а также частые корректировки питания.
Таким образом, внимание дошкольников с диагнозом сахарный диабет сосредоточено на поддержании стабильного соматического состояния. Эта особенность влияет на распределение внимания в целом, что может отвлечь ребенка от реальной учебной деятельности.
На современном этапе развития психологической науки существует недостаточное количество работ, посвященных отношению людей с диагнозом «сахарный диабет» к своему заболеванию. Кроме того, недостаточно внимания уделяется изучению этого вопроса в дошкольном возрасте.
Именно поэтому проблемой исследования стала психологическая готовность к обучению в школе у дошкольников с диагнозом «сахарный диабет».
Степень научной изученности:
Вопросы психологической готовности к школе изучены в работах зарубежных (А. Анастази, Я. Йирасек, С. Стрембел) и отечественных (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, И.Ю. Кулагина) исследователей наибольший интерес представляют работы отечественных психологов (В.Д. Менделевич, С.Л. Соловьева), посвященные изучению влияния соматической болезни на психику человека.
Исследование данной проблематики активно осуществляется на практическом уровне, а результаты находят свое практическое отражение в деятельности психолога. Актуальность проблемы и недостаточная степень ее разработанности определили в итоге тему данного диссертационного исследования.
Научная проблема: в настоящее время в психологической науке существует достаточное количество научных работ, раскрывающих проблему психологической готовности к обучению в школе. Однако изучения психологической готовности к обучению в школе у детей с диагнозом сахарный диабет, на сегодняшний день, недостаточно. В связи с увеличением роста больных с сахарным диабетом, данная работа является значимой и актуальной в современном обществе.
Цель исследования: выявить составляющие психологической
готовности к школе у детей дошкольного возраста с диагнозом сахарный диабет.
Объект исследования: психологическая готовность к школе.
Предмет исследования: психологическая готовность детей
дошкольного возраста с диагнозом сахарный диабет к школе.
Реализация поставленной цели предполагает решение ряда задач:
1. Изучить научно - психологическую литературу по следующим вопросам: психологическая готовность; особенности дошкольного возраста; различные подходы в понимании диагноза «сахарный диабет» в дошкольном детстве.
2. Разработать и апробировать методику исследования.
3. Выявить и описать особенности психологической готовности детей дошкольного возраста с диагнозом сахарный диабет к школе, описать сформированность критериев готовности к школе детей дошкольного возраста с диагнозом сахарный диабет.
4. В качестве внедрения результатов исследования провести нейропсихологическую коррекцию произвольного внимания с детьми дошкольного возраста с диагнозом сахарный диабет.
Гипотезы исследования:
1. Предположительно, психологическая готовность к школе детей дошкольного возраста с диагнозом «сахарный диабет» будет выражена в изменениях определенных ее компонентах, таких как эмоционально-волевая сфера;
2. Вероятно, психологическая готовность к школе у детей дошкольного возраста с диагнозом «сахарный диабет» будет определяться в сниженных показателях произвольного внимания.
3. Возможно, дошкольники, заболевшие сахарным диабетом в дошкольном возрасте, будут иметь более низкий уровень мотивационной готовности к школе в сравнении с контрольной группой.
Теоретико-методологические основания исследования:
- теория психосоматических заболеваний (И.Г. Малкина-Пых),
- психосоматические концепции возникновения диабета (В.Д. Менделевич, С.Л. Соловьева),
- возрастная периодизация личности (Л.С. Выготский).
Методы исследования: анализ литературных источников, анкетный опрос, психологическое тестирование по методикам:
Методика «Нарисуй себя в школе» для определения показателя мотивационное готовности к школе.
Методика «Домик» (Н. И. Гуткина) для изучения произвольной регуляции и особенностей внимания.
Методика «Сапожки» (Н. И. Гуткина) оценивает интеллектуально- речевую сферу дошкольника.
Субтест Весклера «Последовательные картинки» направлен на выявление антиципации мышления и речи.
Методика запоминания 10 слов А.Р. Лурия для изучения показателя памяти.
Математико-статистические методы обработки данных:
- И-критерий Манна-Уитни для выявления различий в группах испытуемых;
- корреляционный анализ Спирмена для выявления взаимосвязей между показателями психологической готовности к школе.
Выборка: в исследовании приняли участие 41 дошкольник из них:
- 1 группа - 9 девочек и 11 мальчиков в возрасте 6 - 7 лет, с диагнозом сахарный диабет;
- 2 группа - 10 девочек и 11 мальчиков не имеющих хронических заболеваний.
В исследовании принимали участие дети дошкольного возраста с добровольного письменного согласия родителей (законных представителей).
Научная новизна исследования:
1. Определены различия в показателях психологической готовности к школе детей дошкольного возраста с диагнозом сахарный диабет.
2. Обнаружены сниженные показатели произвольного внимания у дошкольников с диагнозом сахарный диабет;
3. Выявлены взаимосвязи между мотивационной готовностью к школе и показателем произвольного внимания у детей дошкольного возраста с диагнозом сахарный диабет.
Теоретическая значимость:
- расширены и конкретизированы научные представления о психологической готовности к школе детей дошкольного возраста с диагнозом сахарный диабет;
- выделены изменения в критериях психологической готовности к школе детей дошкольного возраста с диагнозом сахарный диабет;
- выявлено изменение динамики запоминания в контексте психологической готовности к школе детей дошкольного возраста с диагнозом сахарный диабет.
Практическая значимость:
Результаты данного исследования могут быть использованы психологами, социальными работниками, педагогами, медиками для организации и оказания психологической помощи дошкольникам и их семьям, испытывающим трудности при последующей адаптации в школе детей с диагнозом сахарный диабет.
Проведена нейропсихологическая коррекция показателя произвольного внимания в структуре психологической готовности к школе детей дошкольного возраста с диагнозом сахарный диабет, направленная на оптимизацию компонентов мотивационной готовности к школе и произвольной регуляции.
Положения, выносимые на защиту:
1. Дети дошкольного возраста с диагнозом сахарный диабет достоверно имеют более низкие показатели мотивационной готовности к школе и произвольного внимания в сравнении с контрольной группой.
2. Применение нейропсихологической коррекции эффективно для развития произвольного внимания дошкольников с диагнозом сахарный диабет.
Апробация и внедрение результатов исследования.
Основные положения и результаты диссертационного исследования представлены на научно-практических конференциях: региональной
молодёжной конференции «Мой выбор — НАУКА!» (Барнаул, 2021). По теме диссертации опубликована 1 печатная научная работа, в научных рецензируемых сборниках.
По материалам эмпирического исследования проведена нейропсихологическая коррекция произвольного внимания дошкольников с сахарным диабетом по методике «Школа внимания» Н.М. Пылаевой, Т.В. Ахутиной.
Магистерская диссертация состоит из введения, 2 глав, заключения, списка использованной литературы -116 источников, из них -11 (на иностранном языке), 4 рисунков, 4 таблиц и 1 приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В данной выпускной квалификационной работе (магистерской диссертации) была исследована и проанализированная проблема психологической готовности к школе детей дошкольного возраста с диагнозом сахарный диабет.
Изучена научно - психологическую литература по вопросам: психологической готовности к школе, особенностям дошкольного возраста, различные теоретические подходы в понимании диагноза сахарный диабет в дошкольном детстве. Разработана и апробирована программа эмпирического исследования. Выявлены и описаны особенности психологической готовности дошкольников с диагнозом сахарный диабет к обучению в школе, описана сформированность критериев готовности к школе дошкольников с диагнозом сахарный диабет. В качестве внедрения результатов исследования проведена нейропсихологическая коррекция произвольного внимания с дошкольниками с сахарным диабетом.
Гипотезы исследования подтверждены. Психологическая готовность к школе дошкольников с диагнозом «сахарный диабет» будет выражена в изменениях определенных ее компонентах, таких как эмоционально-волевая сфера, связана со снижением мотивационной готовности к школе и показателя произвольного внимания
По результатам проведенного исследования нами были сделаны следующие выводы:
1. Психологическая готовность к школе - это комплексное, многофакторное понятие, которое включает в себя как непосредственно психологическую, так и умственную, и физическую готовность к школьному обучению.
2. Соматическое здоровье и физическое состояние играет значимую роль в комплексе готовности ребенка к школьному обучению и влияет на процесс адаптации к школе. Развитие личности в условиях сахарного диабета непосредственно влияет на уровень психологической готовности к обучению в школе. Болезнь сопровождается снижением внимания, скорости обработки информации и организующих функций, а у детей с повторяющимися тяжелыми гипогликемиями отмечается снижение интеллектуальных параметров, в первую очередь внимания.
3. Дошкольники с сахарным диабетом демонстрируют достоверно более низкие показатели по мотивационной готовности к школе в сравнении с дошкольнками контрольной группы. Для дошкольников с сахарным диабетом более характерна тревога и опасения по поводу обучения в школе.Для дошкольников группы норма характерно в целом благополучное эмоциональное отношение к обучению в школе, они рисуют себя внутри школы, рядом с учителем за партой, рисуют ситуацию урока.
4. Дошкольники с сахарным диабетом демонстрируют достоверно более низкие показатели внимания, чем дошкольники контрольной группы. Дети дошкольного возраста с диагнозом сахарный диабет часто отвлекаются, для них достоверно характерен более низкий объем внимания, они чаще допускают ошибки, неточности в работе. В процессе деятельности они чаще истощаются и можно наблюдать снижение продуктивности интеллектуальной деятельности к концу занятия, такое снижение внимания оказывает влияние на качество выполнения заданий.
5. Выявлена положительная корреляционная взаимосвязь показателя внимания и мотивационной готовности к школе. Высокий уровень произвольной регуляции психической деятельности, хороший показатель внимания связан с развитием позитивной мотивации к обучению в школе у дошкольников сахарным диабетом.
6. Применение нейропсихологической коррекции произвольного внимания дошкольников с сахарным диабетом по методики «Школа внимания» Н.М. Пылаевой, Т.В. Ахутиной позволило повысить улучшить показатели внимания дошкольников с сахарным диабетом и повысить их мотивационную готовность к школе, что выразилось в повышении уверенности, желании обучаться в школе, снижению тревожности и страхов у дошкольников с сахарным диабетом.
Таким образом, цель, поставленная в работе достигнута, задачи решены, выдвигаемые гипотезы подтверждены.


1. Александер Ф. Психосоматическая медицина. Принципы и практическое применение / Пер. с англ. С. Могилевского. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. 352 с.
2. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2 т. М., 2007. Т.2.
3. Анастази А. Психологическое тестирование. М.: Речь, 2006. 210 с.
4. Андриянова Е.А., Киреева С.А., Проценко О.Ю. Особенности психологического сопровождения семей, воспитывающих ребенка с сахарным диабетом 1 типа // Психосоматические и интегративные исследования. 2018. № 4. С. 1-2.
5. Анциферов М.Б., Мельникова О.Г., Дробижев М.Ю., Захарчук Т.А. Сахарный диабет и депрессивные расстройства // Русский медицинский журнал. 2003. №27. С.45-64
6. Безбах В.Н. Стратегия лечения и особенности клиники психических
расстройств и психосоциальных проблем у больных сахарным диабетом. Социально-психиатрические аспекты сахарного диабета [Электронный ресурс] // Новости медицины. 2020. Том 10. №2. С. 24-57. ПВЕ:
http://endocrinology.mif-ua.com/ (дата обращения: 22.05.2020).
7. Безруких М.М, Ефимова С.П. Ребенок идет в школу. М.: Академия,
2008. 256с.
8. Битянова М., Барчук О. Диагностика дошкольной зрелости // Школьный психолог. 2005. №30. С. 9-11.
9. Богомолов М.В., Вагина И.М., Розина Н.В., Серебренникова О.Н.
Механизмы психологической защиты в структуре внутренней картины болезни при сахарном диабете [Электронный ресурс] // Российская
диабетическая ассоциация. 2019. Том 24. №10. С. 53-86. ПРЕ: http://diabetes.org.ru/ (дата обращения: 16.04.2020).
10. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков: Москва, 1972. 236с.
11. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2008. 400 с.
12. Божович Л.И. Психологические вопросы готовности ребенка к школьному обучению // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста/ Под ред. А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца. М: 1995. С. 45-62.
13. Болотина Л.Р., Баранов, С.П., Комарова, Т.С. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. 2-е изд., испр. и доп. М.: Академический Проект: Культура, 2005. 240 с.
14. Брюлина Е. Сахарный диабет и психологическое состояние детей [Электронный ресурс] // Российская психология «Вестник». 2019. Том 10. №
3. С. 92-114. ИВЕ: http://psyhelp.rodim.ru/ (дата обращения: 02.05.2021).
15. Буре Р.С. Готовим детей к школе: Москва, 1987. 236 с.
16. Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидере А.Г. Опыт психологического консультирования детей дошкольного возраста//Вестник Московского университета, Психология. 1986. № 3. С. 45-58.
17. Бухвалов В.А. Технология педагогического творчества. М.: Смысл, 1993. 126с.
18. Варга А.Я. Введение в системную семейную психотерапию. М.: Когито-Центр, 2017. 187 с.
19. Венгер А.Л., Слободчиков В.И., Эльконин Б.Д. Проблемы детской психологии и научное творчество Д.Б. Эльконина //Вопросы психологии. 1988. №3. С. 86-92.
20. Венгер А.А. Ваш ребенок идет в школу. М.: Речь, 2009. С. 3 - 59.
21. Вовненко К.Б. Диагностика эмоциональных и поведенческих проблем детей младшего школьного возраста, больных сахарным диабетом первого типа [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование.
2009. Том №4. №6. С. 72-81 ЦКТ: http://psyedu.ru/ (дата обращения:
22.02.2021).
22. Выборных Д.Э. Психические нарушения при сахарном диабете. // Мед. помощь. 1994. № 5. С. 35-37.
23. Выготский Л. С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте//Избранные психологические исследования. М.: Речь, 1956. 254с.
24. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Речь, 1989. 452с.
25. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. СПб.: Союз, 2007. 452с.
26. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка // Вопросы психологии. 2006. №6. С. 4-8.
27. Выготский Л.С. Психология М.: ЭКСМО-Пресс. 2000. 1008с.
28. Гаврилова Т.П. О кризисах в психическом развитии личности ребенка // Психологические особенности формирования личности школьник. М.: Речь, 1983. 254с.
29. Гальперин П.Я., Запорожец А.В., Карпова С.Н. Актуальные проблемы возрастной психологии. М.: Смысл, 1978. 278с.
30. Гарбузов В.И. Воспитание ребенка в семье: советы психотерапевта. СПб.: Речь, 2006. С. 291-294.
31. Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопросы психологии, 1994. С. 25-45.
32. Головей Л.А. Детско-родительские отношения в стабильные и кризисные периоды детства // Психологический журнал. 2015. С. 32-43.
33. Гуткина Н.И. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучения. М.: МГППУ, 2002. 154с.
34. Гуткина Н.И. Несколько случаев из практики школьного психолога. М: Знание. 1991. 124с.
35. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. М.: Академический Проект, 2000. 3-е изд., перераб. и доп. 184 с.
36. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др. СПб.: Детство-Пресс, 2005. 244 с.
37. Дорожевец Т.В. Психологические особенности школьной адаптации воспитанников детского сада. Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 2005.
38. Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника. М.: Мозаика- Синтез, 2008. 254с.
39. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. СПб.: Издательство «Питер», 2000. 560 с.
40. Елфимова Е.В. Сахарный диабет и депрессия // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2003. №12. С. 66-70.
41. Запорожец А.В. Значение ранних периодов детства для формирования детской личности // Принцип развития в психологии. Москва, 1978. 254с.
42. Запорожец А.В. Интеллектуальная подготовка детей к школе // Дошкольное воспитание. 1977. № 8. С. 45-65.
43. Запорожец А.В. Развитие произвольных движений // Избр. психол. труды. Т. 1 - Москва, 1986. 451с.
44. Захарчук Т.А. Депрессивные состояния у больных сахарным диабетом (клиника, психосоматические соотношения, лечение). Автореф. дисс. канд. мед. наук. - М., 2007.
45. Ижванова Е.М. Проблемы детско-родительских отношений: монография. М.: Смыл, 2016. 86 с.
46. Ильин Е.П. Психофизиология состояний человека. СПб.: Питер, 2005. 412 с.
47. Ильина Г.В. Взаимосвязь развития познавательных способностей и физических качеств у старших дошкольников и младших школьников // Сибирский педагогический журнал. 2011. № 10. С. 197-203.
48. Ингенкамп К. Педагогическая диагностика/ Пер. с нем. М.: Эксмо, 2001. 240 с.
49. Исследование индивидуальных особенностей и организаторских
способностей личности: Учебное пособие / Ю.А. Логинов, И.В.
Овчинникова, С.В. Смирнова: Под ред. Т.В. Рябчиковой. Иваново, 2005. 132 с.
50. Как подготовить ребенка к школе. Ситуации, упражнения,
диагностика/ Волков Б.С., Волкова Н.В. М.: Ось-89, 2004. 412с.
51. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Психология детей шестилетнего возраста. Минск: Университетская. 2009. 316 с.
52. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. Книга для учителя - М.: Просвещение, 2008. 190 с.
53. Кошанская А.Г. Роль коррекции эмоционально-личностных особенностей в комплексном лечении больных сахарным диабетом II типа. [Электронный ресурс] // Психология и педагогика. 2019. Том № 10. № 3. С.
42-81. URL: http://pedfak.adygnet.ru/ (дата обращения: 22.02.2021).
54. Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе. М: Знание, 1987. 123с.
55. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М.: Речь,2009. 562с.
56. Кузнецова Л.В. Особенности мотивационной готовности детей с задержкой психического развития и обучения в школе // Дефектология. 2007. № 1. С.45-56.
57. Кулагина И.Ю. «Возрастная психология». М.: Речь, 1991. 241с.
58. Лакосина Н.Д., Ушаков Г.К. Медицинская психология. - 2-е изд., перераб. и доп. М.: Медицина, 1984. 272 с.
59. Лидере А.Г., Поздеева О. Сплоченность и гибкость как интегративные параметры семейной системы, методика диагностики // Журнал практического психолога. 2011. № 2. С. 42-76.
60. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М.: Педагогика, 1986. 214с.
61. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. СПб.: Питер, 2009. 320 с.
62. Маликова Т.В., Михайлов Л.А., Соломин В.П., Шатровой О.В. Психологическая защита: направления и методы: Учебное пособие. СПб.: Речь, 2008. 231 с.
63. Малкина-Пых И.Г. Психосоматика: Справочник практического психолога. М.: Изд-во Эксмо, 2004. 992 с.
64. Менегетти А. Психосоматика. Новейшие достижения. М.: ННБФ «Онтопсихология», 2004. 360 с.
65. Морозов Г.В., Шуйский Н.Г. Введение в клиническую психиатрию (пропедевтика в психиатрии). Н. Новгород: Изд-во НГМА, 1998. 426 с.
66. Мосина Е.С. Психологическая поддержка и сопровождение семей, имеющих ребенка с сахарным диабетом 1 типа, методами интегративной сказкотерапии на начальном этапе заболевания // Клиническая и специальная психология. 2014. Том 3. № 4. С. 24-54.
67. Мухина В. С. Детская психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов/ Под ред. Л. А. Венгера, 2-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 2006. 272 с.
68. Мухина В.С. Что такое готовность к учению? // Начальная школа До и После. 2010. № 4. С. 25-27.
69. Мягков И.Ф., Боков С.Н. Медицинская психология: основы психопатологии и патопсихологии. М.: издательская корпорация «Логос», 1999. 232с
70. Никберг И.И. Психологический аспект профессиональной ориентации детей и подростков с сахарным диабетом // Диабет. Образ жизни.
2012. № 6. С. 32-34.
71. Никольская И.М., Коломиец И.Л. Уровень невротизации и стили совладающего поведения матерей детей, больных сахарным диабетом // Российский семейный врач. 2011. Том 15. С. 40-45.
72. Обухова Л.Ф. Детская психология. М.: Издательство Юрайт МГППУ, 2011. 460 с.
73. Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста / Под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Вегнера. Москва, 1988. № 2. С. 163-190.
74. Павлова Л.Б. Психологические проблемы и личностные особенности подростков с сахарным диабетом // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008. № 76-2. С. 191-197.
75. Парамонова Л.А. Качество современного дошкольного образования. М.: Наука, 2008, С. 4-19.
76. Первый опыт исследований: учебно-методическое пособие / сост. Л.В. Сибилева, Б.А. Артёменко. Челябинск, 2015. 47 с.
77. Программа обучения пациентов с сахарным диабетом. Опыт работы школы психофизической саморегуляции при Российской Диабетической Ассоциации / Сост. М.В. Богомолов. М.: КУбКа, 1996. 452с.
78. Психиатрические аспекты сахарного диабета. Trigwell Peter & Peveler Robert // Advances in Psychiatric Treatment (1988), vol.4, pp.159-166.
79. Пушкина Т.П. Медицинская психология. Методические указания. - Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ. 1996. 254с.
80. Радченко Л.Е. Модель управления системой адаптации больных в современных условиях: социологический аспект. Автореф. дисс. канд. социол. наук. М.: Речь, 2006. 22 с.
81. Ральникова И. А., Шамардина М. В., Першина Н. А. Заболевание сахарным диабетом в подростковом возрасте как переломное жизненное событие // Мир науки, культуры, образования. 2016. № 2. С. 295-299.
82. Рубенштейн С.Л. Основы общей психологии Спб.: изд. «Питер», 2000г.
83. Сазонова А. Диагностика психологической готовности ребенка к школе // Дошкольная педагогика, 2003. № 1. С. 10-15.
84. Самойлова Ю.Г., Кравец Е.Б., Олейник О.А. Роль психологических факторов в достижении адекватного гликемического контроля у детей и подростков с сахарным диабетом типа 1 // Бюллетень сибирской медицины. 2010. №1. С.97-103.
85. Сафронов Д.А., Сурьянинова Т.И., Фетисова А.С. Особенности психологической адаптации детей, больных сахарным диабетом // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2020. № 1. С. 52-57.
86. Сибилева Л.В. Психологическое исследование детей дошкольного возраста: учебно-практическое пособие. Челябинск: Издательство Челяб. гос. пед.ун-та, 2015. 225с.
87. Сидоров П.И., Новикова И.А. Психосоматические заболевания: концепции, распространенность, качество жизни, медико-социальная помощь больным [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России. 2010. Том № 4. № 1. С. 45-65. ПВЬ: http://ysmu.ru/ru/ (дата обращения: 14.12.2020).
88. Сидоров П.И., Соловьев А.Г., Мулькова Н.Н., Новикова И.А. Качество жизни больных сахарным диабетом // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2007. №2. С.20-23.
89. Собчик Л.Н. Психология индивидуальности. Теория и практика психодиагностики. СПб.: Издательство «Речь», 2005. 624 с.
90. Старшенбаум Г.В. Психосоматика и психотерапия. Исцеление души и тела. М.: Изд-во Института психотерапии, 2005. 496 с.
91. Сунцов Ю. И., Дедов И. И. Государственный регистр больных сахарным диабетом- основная информационная система для расчета экономических затрат государства на сахарный диабет и их прогнозирование // Сахарный диабет. 2005. № 2. С. 75-89.
92. Сурьянинова Т.И., Фетисова А.С. Методика исследования самооценки, пространства семейных, школьных оценок первоклассников во взаимосвязи с успешностью обучения // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. № 12-10. С. 1877-1882.
93. Ушинский К.Д. О времени начала учения. Избр. пед. Соч.: В 2 т. - М., 2003. Т.2. - С. 629 - 632.
94. Фалеева В.В. Психосоматика: взгляд на причины болезней. М.: Речь,
2008. 254с.
95. Физиология человека. В 3-х томах. Т. 2. Пер. с англ. / Под ред. Р. Шмидта и Г. Тевса. М.: Мир, 1996. - 313 с.
96. Холмогорова А., Гаранян Н. Эмоциональные расстройства и современная культура на примере соматоформных, депрессивных и тревожных расстройств // Московский психотерапевтический журнал, 1999, №2, С. 61-90.
97. Холодова Е.А., Мохорт Т.В. и др. Методические рекомендации для преподавателей школ сахарного диабета. Минск, 2000. 67 с.
98. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. 3-е изд. / Пер. С. Меленевской, Д. Викторовой. СПб.: Питер, 2006. 607 с.
99. Чазова Т.Е. Основные принципы лечения сахарного диабета 1 типа // Русский медицинский журнал, 2003 №24. С. 1504-1532.
100. Шамардина М. В. Психологическое здоровье семей, воспитывающих подростков с диагнозом «сахарный диабет» // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. 2019. № 5. С. 25-32.
101. Шаталова Е.Ю., Багаева Г.Н. Групповая психотерапия как необходимый компонент обучения больных сахарным диабетом, осложненным синдромом диабетической стопы. //Российская диабетическая ассоциация. 2003. № 2. С. 45-85.
102. Щукина Е.Г., Бибикова Е.А. Некоторые психологические особенности детей и подростков с сахарным диабетом// Экология человека. 2000, № 3. С. 41-58.
103. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Смысл, 1989, 287с.
104. Эльконин Д.Б. Некоторые вопросы диагностики психического
развития детей // В кн.: Диагностика учебной деятельности и
интеллектуального развития детей. М.: Педагогика, 1981. 124с.
105. Ялтонский В.М., Самарина М.А. Особенности мотивационного уровня внутренней картины болезни подростков с сахарным диабетом (1 типа) // Материалы V Международного конгресса «Молодое поколение XXI века» / под ред. А.А. Северного, Ю.С. Шевченко. М.: OOO ONEBOOK.RU,
2013. С.150-151.
106. Babarakhimova S.B., Sharipova F.K. Efficacy using the psychology and pedagogical help to teenagers with diabetes of the 1st type // Education and Psychology. 2017. № 3. Р. 77-80.
107. Babarakhimova S.B., Sharipova F.K. The psychology and pedagogical help to teenagers with diabetes of the 1 type // Personality in Changing World: Health, Adaptation, Development. 2017. №3. Р. 381-390.
108. Bandura A. Principles of Behavior Modification. N. Y., 1969г.
109. Delamater A.M. Psychological care of children and adolescents with diabetes // Pediatr Diabetes. 2009. №10. P. 175-84.
110. Ellis D., Naar-King S., Templin T. Multisystemic therapy for adolescents with poorly controlled type 1 diabetes: reduced diabetic ketoacidosis admissions and related costs over 24 months // Diabetes Care. 2008. №31. Р. 1746-1767.
111. Fischl A.F.R., Herman W.H., Sereika S.M. Impact of a preconception counseling program for teens with type 1 diabetes (READY-Girls) on patient-provider interaction, resource utilization, and cost // Diabetes Care. 2010. №33. P. 701-705.
112. Hsin O., La Greca A.M., Valenzuela J. Adherence and glycemic control among hispanic youth with type 1 diabetes: role of family involvement and acculturation // Pediatr Psychol. 2009. №35. P. 156-66.
113. Mehta S.N., Volkening L.K., Anderson B.J. Dietary behaviors predict glycemic control in youth with type 1 diabetes // Diabetes Care. 2008. №31. P.1318-1320.
114. Meunier J., Dorchy H., Luminet O. Does family cohesiveness and parental alexithymia predict glycaemic control in children and adolescents with diabetes? // Diabetes Metab. 2008. №34. P.473-481.
115. Sherifali D., Ciliska D., O’Mara L. Parenting children with diabetes: exploring parenting styles on children living with type 1 diabetes // Diabetes Educ
2009. №35. P.476-483.
116. Urbach S.L., LaFranchi S., Lambert L. Predictors of glucose control in children and adolescents with type 1 diabetes mellitus // Pediatr Diabetes 2005. №6. P. 69-74.



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ