Психологическая готовность к школе детей дошкольного возраста с диагнозом сахарный диабет
|
Глава 1. Теоретико-методологические подходы к определению психологической готовности к школе детей дошкольного возраста с диагнозом сахарный диабет 11
1.1 Изучение психологической готовности к школе в психологической
науке 11
1.2 Психологическая готовность к школе детей дошкольного возраста с
диагнозом сахарный диабет 22
1.3 Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста
Глава 2. Эмпирическое изучение психологической готовности к школе детей дошкольного возраста с диагнозом сахарный диабет
2.1 Программа и методика исследования 2.2 Анализ результатов эмпирического исследования психологической
готовности к школе у детей дошкольного возраста с диагнозом сахарный диабет
2.3 Нейропсихологическая коррекция произвольного внимания детей дошкольного возраста с диагнозом сахарный диабет
51
Заключение 68
Список использованной литературы 71
Приложение 82
1.1 Изучение психологической готовности к школе в психологической
науке 11
1.2 Психологическая готовность к школе детей дошкольного возраста с
диагнозом сахарный диабет 22
1.3 Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста
Глава 2. Эмпирическое изучение психологической готовности к школе детей дошкольного возраста с диагнозом сахарный диабет
2.1 Программа и методика исследования 2.2 Анализ результатов эмпирического исследования психологической
готовности к школе у детей дошкольного возраста с диагнозом сахарный диабет
2.3 Нейропсихологическая коррекция произвольного внимания детей дошкольного возраста с диагнозом сахарный диабет
51
Заключение 68
Список использованной литературы 71
Приложение 82
Актуальность исследования:
Переход из детского сада в школу - очень важный и ответственный момент в жизни ребенка. Особенность, отличающая дошкольника от школьника, заключается в том, что для школьника обучение выходит на первый план, является обязательной, социально значимой деятельностью. Ученик несет ответственность как перед семьей, так и перед учителем. Поэтому важно отметить, что жизнь школьника структурирована и подчиняется системе строгих правил, которые одинаковы для всех детей. Его основное содержание - это усвоение знаний, общих для всех детей, и соответствующих каждой отдельной дисциплине и обучению в целом.
Между учителем и учеником складывается совершенно особый, новый и уникальный тип отношений. Учитель - это не просто взрослый, который может нравиться или не нравиться ребенку, но носитель системы знаний и требований, прав и обязанностей. Оценка, которую ученик получает во время урока, является не выражением какого-либо особого отношения учителя, а объективной мерой знаний ребенка, выполнения им своих учебных обязанностей. Отношения детей в классе также существенно отличаются от тех, которые развиваются в игре в дошкольном возрасте.
Основной формой организации учебной деятельности дошкольников является урок, который ограничен строгим промежутком времени. На уроке все дети должны следовать тому, что говорит, делает и требует учитель, очень четко выполнять его указания, не отвлекаясь на посторонние дела. Все эти требования касаются развития различных аспектов личности, психических качеств, знаний и навыков.
Школьнику необходим не только комплекс качеств, организующих способность к обучению, но и умение произвольно использовать эту систему навыков. Это включает в себя понимание смысла и требований учебных заданий, их отличий от практических, осознание того, как именно выполнять требуемые действия, а также наличие навыков самоконтроля и самооценки.
Важным аспектом психологической готовности к школе является достаточный уровень волевого развития дошкольника. Этот уровень отличается для разных детей. Волевые качества каждого ребенка развиваются на разном уровне, но типичной чертой, отличающей детей шести-семи лет, является подчиненность мотивов, что позволяет ребенку произвольно контролировать свое поведение.
Личностная и социально-психологическая готовность - еще одна из предпосылок успешного обучения в школе. Она включает формирование у ребенка готовности к принятию новой «социальной позиции», формирование которой обуславливается новым отношением окружающих к ребенку. Взрослые изменяют требования к ребенку: от него теперь настойчиво ждут большей серьезности, внимательности, усидчивости, ответственного отношения к самообслуживанию и т. д. У старшего дошкольника впервые появляется представление о себе как члене общества. О субъективной готовности к новой социальной позиции или наличии внутренней позиции школьника можно судить по общему стремлению ребенка пойти в школу, сопряженному с его ориентацией на сущностные моменты школьно-учебной действительностью.
Однако именно уровень развития познавательных интересов и познавательной активности дошкольника, а не сами знания и умения в их количественном разнообразии, свидетельствуют о готовности к усвоению школьной программы. Познавательные интересы формируются не спонтанно, а постепенно, в течение длительного периода времени и не могут возникнуть сразу при поступлении в школу, если в дошкольном возрасте их воспитанию не уделялось достаточного внимания. Зарубежные и отечественные исследования показывают, что наибольшие трудности в начальной школе испытывают не дети, имеющие недостаточные знания и навыки к концу дошкольного возраста, а те, кто проявляет интеллектуальную пассивность, у кого отсутствует желание и привычка мыслить, решать проблемы, непосредственно не связанные с какой-либо игровой или жизненной ситуацией, которая интересует ребенка.
Также очень важным в психологической готовности к школе является соматическое здоровье дошкольников. Дети с хроническими заболеваниями не только обладают уникальными личностными чертами, но и могут иметь отличительные особенности психической деятельности и уровень развития высших психических функций.
В настоящее время растет число детей дошкольного возраста с сахарным диабетом. Статистика показывает, что за последние 12-15 лет общее число пациентов всех возрастов, страдающих диабетом, удвоилось. Среди больных сахарным диабетом дети и подростки составляют 3-8%.
Дети с диагнозом сахарный диабет требуют особого внимания при поступлении в школу, так как сопровождающий диагноз сахарного диабета включает в себя постоянные измерения сахара, инъекции инсулина, подсчет углеводов в различных продуктах питания, а также частые корректировки питания.
Таким образом, внимание дошкольников с диагнозом сахарный диабет сосредоточено на поддержании стабильного соматического состояния. Эта особенность влияет на распределение внимания в целом, что может отвлечь ребенка от реальной учебной деятельности.
На современном этапе развития психологической науки существует недостаточное количество работ, посвященных отношению людей с диагнозом «сахарный диабет» к своему заболеванию. Кроме того, недостаточно внимания уделяется изучению этого вопроса в дошкольном возрасте.
Именно поэтому проблемой исследования стала психологическая готовность к обучению в школе у дошкольников с диагнозом «сахарный диабет».
Степень научной изученности:
Вопросы психологической готовности к школе изучены в работах зарубежных (А. Анастази, Я. Йирасек, С. Стрембел) и отечественных (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, И.Ю. Кулагина) исследователей наибольший интерес представляют работы отечественных психологов (В.Д. Менделевич, С.Л. Соловьева), посвященные изучению влияния соматической болезни на психику человека.
Исследование данной проблематики активно осуществляется на практическом уровне, а результаты находят свое практическое отражение в деятельности психолога. Актуальность проблемы и недостаточная степень ее разработанности определили в итоге тему данного диссертационного исследования.
Научная проблема: в настоящее время в психологической науке существует достаточное количество научных работ, раскрывающих проблему психологической готовности к обучению в школе. Однако изучения психологической готовности к обучению в школе у детей с диагнозом сахарный диабет, на сегодняшний день, недостаточно. В связи с увеличением роста больных с сахарным диабетом, данная работа является значимой и актуальной в современном обществе.
Цель исследования: выявить составляющие психологической
готовности к школе у детей дошкольного возраста с диагнозом сахарный диабет.
Объект исследования: психологическая готовность к школе.
Предмет исследования: психологическая готовность детей
дошкольного возраста с диагнозом сахарный диабет к школе.
Реализация поставленной цели предполагает решение ряда задач:
1. Изучить научно - психологическую литературу по следующим вопросам: психологическая готовность; особенности дошкольного возраста; различные подходы в понимании диагноза «сахарный диабет» в дошкольном детстве.
2. Разработать и апробировать методику исследования.
3. Выявить и описать особенности психологической готовности детей дошкольного возраста с диагнозом сахарный диабет к школе, описать сформированность критериев готовности к школе детей дошкольного возраста с диагнозом сахарный диабет.
4. В качестве внедрения результатов исследования провести нейропсихологическую коррекцию произвольного внимания с детьми дошкольного возраста с диагнозом сахарный диабет.
Гипотезы исследования:
1. Предположительно, психологическая готовность к школе детей дошкольного возраста с диагнозом «сахарный диабет» будет выражена в изменениях определенных ее компонентах, таких как эмоционально-волевая сфера;
2. Вероятно, психологическая готовность к школе у детей дошкольного возраста с диагнозом «сахарный диабет» будет определяться в сниженных показателях произвольного внимания.
3. Возможно, дошкольники, заболевшие сахарным диабетом в дошкольном возрасте, будут иметь более низкий уровень мотивационной готовности к школе в сравнении с контрольной группой.
Теоретико-методологические основания исследования:
- теория психосоматических заболеваний (И.Г. Малкина-Пых),
- психосоматические концепции возникновения диабета (В.Д. Менделевич, С.Л. Соловьева),
- возрастная периодизация личности (Л.С. Выготский).
Методы исследования: анализ литературных источников, анкетный опрос, психологическое тестирование по методикам:
Методика «Нарисуй себя в школе» для определения показателя мотивационное готовности к школе.
Методика «Домик» (Н. И. Гуткина) для изучения произвольной регуляции и особенностей внимания.
Методика «Сапожки» (Н. И. Гуткина) оценивает интеллектуально- речевую сферу дошкольника.
Субтест Весклера «Последовательные картинки» направлен на выявление антиципации мышления и речи.
Методика запоминания 10 слов А.Р. Лурия для изучения показателя памяти.
Математико-статистические методы обработки данных:
- И-критерий Манна-Уитни для выявления различий в группах испытуемых;
- корреляционный анализ Спирмена для выявления взаимосвязей между показателями психологической готовности к школе.
Выборка: в исследовании приняли участие 41 дошкольник из них:
- 1 группа - 9 девочек и 11 мальчиков в возрасте 6 - 7 лет, с диагнозом сахарный диабет;
- 2 группа - 10 девочек и 11 мальчиков не имеющих хронических заболеваний.
В исследовании принимали участие дети дошкольного возраста с добровольного письменного согласия родителей (законных представителей).
Научная новизна исследования:
1. Определены различия в показателях психологической готовности к школе детей дошкольного возраста с диагнозом сахарный диабет.
2. Обнаружены сниженные показатели произвольного внимания у дошкольников с диагнозом сахарный диабет;
3. Выявлены взаимосвязи между мотивационной готовностью к школе и показателем произвольного внимания у детей дошкольного возраста с диагнозом сахарный диабет.
Теоретическая значимость:
- расширены и конкретизированы научные представления о психологической готовности к школе детей дошкольного возраста с диагнозом сахарный диабет;
- выделены изменения в критериях психологической готовности к школе детей дошкольного возраста с диагнозом сахарный диабет;
- выявлено изменение динамики запоминания в контексте психологической готовности к школе детей дошкольного возраста с диагнозом сахарный диабет.
Практическая значимость:
Результаты данного исследования могут быть использованы психологами, социальными работниками, педагогами, медиками для организации и оказания психологической помощи дошкольникам и их семьям, испытывающим трудности при последующей адаптации в школе детей с диагнозом сахарный диабет.
Проведена нейропсихологическая коррекция показателя произвольного внимания в структуре психологической готовности к школе детей дошкольного возраста с диагнозом сахарный диабет, направленная на оптимизацию компонентов мотивационной готовности к школе и произвольной регуляции.
Положения, выносимые на защиту:
1. Дети дошкольного возраста с диагнозом сахарный диабет достоверно имеют более низкие показатели мотивационной готовности к школе и произвольного внимания в сравнении с контрольной группой.
2. Применение нейропсихологической коррекции эффективно для развития произвольного внимания дошкольников с диагнозом сахарный диабет.
Апробация и внедрение результатов исследования.
Основные положения и результаты диссертационного исследования представлены на научно-практических конференциях: региональной
молодёжной конференции «Мой выбор — НАУКА!» (Барнаул, 2021). По теме диссертации опубликована 1 печатная научная работа, в научных рецензируемых сборниках.
По материалам эмпирического исследования проведена нейропсихологическая коррекция произвольного внимания дошкольников с сахарным диабетом по методике «Школа внимания» Н.М. Пылаевой, Т.В. Ахутиной.
Магистерская диссертация состоит из введения, 2 глав, заключения, списка использованной литературы -116 источников, из них -11 (на иностранном языке), 4 рисунков, 4 таблиц и 1 приложения.
Переход из детского сада в школу - очень важный и ответственный момент в жизни ребенка. Особенность, отличающая дошкольника от школьника, заключается в том, что для школьника обучение выходит на первый план, является обязательной, социально значимой деятельностью. Ученик несет ответственность как перед семьей, так и перед учителем. Поэтому важно отметить, что жизнь школьника структурирована и подчиняется системе строгих правил, которые одинаковы для всех детей. Его основное содержание - это усвоение знаний, общих для всех детей, и соответствующих каждой отдельной дисциплине и обучению в целом.
Между учителем и учеником складывается совершенно особый, новый и уникальный тип отношений. Учитель - это не просто взрослый, который может нравиться или не нравиться ребенку, но носитель системы знаний и требований, прав и обязанностей. Оценка, которую ученик получает во время урока, является не выражением какого-либо особого отношения учителя, а объективной мерой знаний ребенка, выполнения им своих учебных обязанностей. Отношения детей в классе также существенно отличаются от тех, которые развиваются в игре в дошкольном возрасте.
Основной формой организации учебной деятельности дошкольников является урок, который ограничен строгим промежутком времени. На уроке все дети должны следовать тому, что говорит, делает и требует учитель, очень четко выполнять его указания, не отвлекаясь на посторонние дела. Все эти требования касаются развития различных аспектов личности, психических качеств, знаний и навыков.
Школьнику необходим не только комплекс качеств, организующих способность к обучению, но и умение произвольно использовать эту систему навыков. Это включает в себя понимание смысла и требований учебных заданий, их отличий от практических, осознание того, как именно выполнять требуемые действия, а также наличие навыков самоконтроля и самооценки.
Важным аспектом психологической готовности к школе является достаточный уровень волевого развития дошкольника. Этот уровень отличается для разных детей. Волевые качества каждого ребенка развиваются на разном уровне, но типичной чертой, отличающей детей шести-семи лет, является подчиненность мотивов, что позволяет ребенку произвольно контролировать свое поведение.
Личностная и социально-психологическая готовность - еще одна из предпосылок успешного обучения в школе. Она включает формирование у ребенка готовности к принятию новой «социальной позиции», формирование которой обуславливается новым отношением окружающих к ребенку. Взрослые изменяют требования к ребенку: от него теперь настойчиво ждут большей серьезности, внимательности, усидчивости, ответственного отношения к самообслуживанию и т. д. У старшего дошкольника впервые появляется представление о себе как члене общества. О субъективной готовности к новой социальной позиции или наличии внутренней позиции школьника можно судить по общему стремлению ребенка пойти в школу, сопряженному с его ориентацией на сущностные моменты школьно-учебной действительностью.
Однако именно уровень развития познавательных интересов и познавательной активности дошкольника, а не сами знания и умения в их количественном разнообразии, свидетельствуют о готовности к усвоению школьной программы. Познавательные интересы формируются не спонтанно, а постепенно, в течение длительного периода времени и не могут возникнуть сразу при поступлении в школу, если в дошкольном возрасте их воспитанию не уделялось достаточного внимания. Зарубежные и отечественные исследования показывают, что наибольшие трудности в начальной школе испытывают не дети, имеющие недостаточные знания и навыки к концу дошкольного возраста, а те, кто проявляет интеллектуальную пассивность, у кого отсутствует желание и привычка мыслить, решать проблемы, непосредственно не связанные с какой-либо игровой или жизненной ситуацией, которая интересует ребенка.
Также очень важным в психологической готовности к школе является соматическое здоровье дошкольников. Дети с хроническими заболеваниями не только обладают уникальными личностными чертами, но и могут иметь отличительные особенности психической деятельности и уровень развития высших психических функций.
В настоящее время растет число детей дошкольного возраста с сахарным диабетом. Статистика показывает, что за последние 12-15 лет общее число пациентов всех возрастов, страдающих диабетом, удвоилось. Среди больных сахарным диабетом дети и подростки составляют 3-8%.
Дети с диагнозом сахарный диабет требуют особого внимания при поступлении в школу, так как сопровождающий диагноз сахарного диабета включает в себя постоянные измерения сахара, инъекции инсулина, подсчет углеводов в различных продуктах питания, а также частые корректировки питания.
Таким образом, внимание дошкольников с диагнозом сахарный диабет сосредоточено на поддержании стабильного соматического состояния. Эта особенность влияет на распределение внимания в целом, что может отвлечь ребенка от реальной учебной деятельности.
На современном этапе развития психологической науки существует недостаточное количество работ, посвященных отношению людей с диагнозом «сахарный диабет» к своему заболеванию. Кроме того, недостаточно внимания уделяется изучению этого вопроса в дошкольном возрасте.
Именно поэтому проблемой исследования стала психологическая готовность к обучению в школе у дошкольников с диагнозом «сахарный диабет».
Степень научной изученности:
Вопросы психологической готовности к школе изучены в работах зарубежных (А. Анастази, Я. Йирасек, С. Стрембел) и отечественных (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, И.Ю. Кулагина) исследователей наибольший интерес представляют работы отечественных психологов (В.Д. Менделевич, С.Л. Соловьева), посвященные изучению влияния соматической болезни на психику человека.
Исследование данной проблематики активно осуществляется на практическом уровне, а результаты находят свое практическое отражение в деятельности психолога. Актуальность проблемы и недостаточная степень ее разработанности определили в итоге тему данного диссертационного исследования.
Научная проблема: в настоящее время в психологической науке существует достаточное количество научных работ, раскрывающих проблему психологической готовности к обучению в школе. Однако изучения психологической готовности к обучению в школе у детей с диагнозом сахарный диабет, на сегодняшний день, недостаточно. В связи с увеличением роста больных с сахарным диабетом, данная работа является значимой и актуальной в современном обществе.
Цель исследования: выявить составляющие психологической
готовности к школе у детей дошкольного возраста с диагнозом сахарный диабет.
Объект исследования: психологическая готовность к школе.
Предмет исследования: психологическая готовность детей
дошкольного возраста с диагнозом сахарный диабет к школе.
Реализация поставленной цели предполагает решение ряда задач:
1. Изучить научно - психологическую литературу по следующим вопросам: психологическая готовность; особенности дошкольного возраста; различные подходы в понимании диагноза «сахарный диабет» в дошкольном детстве.
2. Разработать и апробировать методику исследования.
3. Выявить и описать особенности психологической готовности детей дошкольного возраста с диагнозом сахарный диабет к школе, описать сформированность критериев готовности к школе детей дошкольного возраста с диагнозом сахарный диабет.
4. В качестве внедрения результатов исследования провести нейропсихологическую коррекцию произвольного внимания с детьми дошкольного возраста с диагнозом сахарный диабет.
Гипотезы исследования:
1. Предположительно, психологическая готовность к школе детей дошкольного возраста с диагнозом «сахарный диабет» будет выражена в изменениях определенных ее компонентах, таких как эмоционально-волевая сфера;
2. Вероятно, психологическая готовность к школе у детей дошкольного возраста с диагнозом «сахарный диабет» будет определяться в сниженных показателях произвольного внимания.
3. Возможно, дошкольники, заболевшие сахарным диабетом в дошкольном возрасте, будут иметь более низкий уровень мотивационной готовности к школе в сравнении с контрольной группой.
Теоретико-методологические основания исследования:
- теория психосоматических заболеваний (И.Г. Малкина-Пых),
- психосоматические концепции возникновения диабета (В.Д. Менделевич, С.Л. Соловьева),
- возрастная периодизация личности (Л.С. Выготский).
Методы исследования: анализ литературных источников, анкетный опрос, психологическое тестирование по методикам:
Методика «Нарисуй себя в школе» для определения показателя мотивационное готовности к школе.
Методика «Домик» (Н. И. Гуткина) для изучения произвольной регуляции и особенностей внимания.
Методика «Сапожки» (Н. И. Гуткина) оценивает интеллектуально- речевую сферу дошкольника.
Субтест Весклера «Последовательные картинки» направлен на выявление антиципации мышления и речи.
Методика запоминания 10 слов А.Р. Лурия для изучения показателя памяти.
Математико-статистические методы обработки данных:
- И-критерий Манна-Уитни для выявления различий в группах испытуемых;
- корреляционный анализ Спирмена для выявления взаимосвязей между показателями психологической готовности к школе.
Выборка: в исследовании приняли участие 41 дошкольник из них:
- 1 группа - 9 девочек и 11 мальчиков в возрасте 6 - 7 лет, с диагнозом сахарный диабет;
- 2 группа - 10 девочек и 11 мальчиков не имеющих хронических заболеваний.
В исследовании принимали участие дети дошкольного возраста с добровольного письменного согласия родителей (законных представителей).
Научная новизна исследования:
1. Определены различия в показателях психологической готовности к школе детей дошкольного возраста с диагнозом сахарный диабет.
2. Обнаружены сниженные показатели произвольного внимания у дошкольников с диагнозом сахарный диабет;
3. Выявлены взаимосвязи между мотивационной готовностью к школе и показателем произвольного внимания у детей дошкольного возраста с диагнозом сахарный диабет.
Теоретическая значимость:
- расширены и конкретизированы научные представления о психологической готовности к школе детей дошкольного возраста с диагнозом сахарный диабет;
- выделены изменения в критериях психологической готовности к школе детей дошкольного возраста с диагнозом сахарный диабет;
- выявлено изменение динамики запоминания в контексте психологической готовности к школе детей дошкольного возраста с диагнозом сахарный диабет.
Практическая значимость:
Результаты данного исследования могут быть использованы психологами, социальными работниками, педагогами, медиками для организации и оказания психологической помощи дошкольникам и их семьям, испытывающим трудности при последующей адаптации в школе детей с диагнозом сахарный диабет.
Проведена нейропсихологическая коррекция показателя произвольного внимания в структуре психологической готовности к школе детей дошкольного возраста с диагнозом сахарный диабет, направленная на оптимизацию компонентов мотивационной готовности к школе и произвольной регуляции.
Положения, выносимые на защиту:
1. Дети дошкольного возраста с диагнозом сахарный диабет достоверно имеют более низкие показатели мотивационной готовности к школе и произвольного внимания в сравнении с контрольной группой.
2. Применение нейропсихологической коррекции эффективно для развития произвольного внимания дошкольников с диагнозом сахарный диабет.
Апробация и внедрение результатов исследования.
Основные положения и результаты диссертационного исследования представлены на научно-практических конференциях: региональной
молодёжной конференции «Мой выбор — НАУКА!» (Барнаул, 2021). По теме диссертации опубликована 1 печатная научная работа, в научных рецензируемых сборниках.
По материалам эмпирического исследования проведена нейропсихологическая коррекция произвольного внимания дошкольников с сахарным диабетом по методике «Школа внимания» Н.М. Пылаевой, Т.В. Ахутиной.
Магистерская диссертация состоит из введения, 2 глав, заключения, списка использованной литературы -116 источников, из них -11 (на иностранном языке), 4 рисунков, 4 таблиц и 1 приложения.
В данной выпускной квалификационной работе (магистерской диссертации) была исследована и проанализированная проблема психологической готовности к школе детей дошкольного возраста с диагнозом сахарный диабет.
Изучена научно - психологическую литература по вопросам: психологической готовности к школе, особенностям дошкольного возраста, различные теоретические подходы в понимании диагноза сахарный диабет в дошкольном детстве. Разработана и апробирована программа эмпирического исследования. Выявлены и описаны особенности психологической готовности дошкольников с диагнозом сахарный диабет к обучению в школе, описана сформированность критериев готовности к школе дошкольников с диагнозом сахарный диабет. В качестве внедрения результатов исследования проведена нейропсихологическая коррекция произвольного внимания с дошкольниками с сахарным диабетом.
Гипотезы исследования подтверждены. Психологическая готовность к школе дошкольников с диагнозом «сахарный диабет» будет выражена в изменениях определенных ее компонентах, таких как эмоционально-волевая сфера, связана со снижением мотивационной готовности к школе и показателя произвольного внимания
По результатам проведенного исследования нами были сделаны следующие выводы:
1. Психологическая готовность к школе - это комплексное, многофакторное понятие, которое включает в себя как непосредственно психологическую, так и умственную, и физическую готовность к школьному обучению.
2. Соматическое здоровье и физическое состояние играет значимую роль в комплексе готовности ребенка к школьному обучению и влияет на процесс адаптации к школе. Развитие личности в условиях сахарного диабета непосредственно влияет на уровень психологической готовности к обучению в школе. Болезнь сопровождается снижением внимания, скорости обработки информации и организующих функций, а у детей с повторяющимися тяжелыми гипогликемиями отмечается снижение интеллектуальных параметров, в первую очередь внимания.
3. Дошкольники с сахарным диабетом демонстрируют достоверно более низкие показатели по мотивационной готовности к школе в сравнении с дошкольнками контрольной группы. Для дошкольников с сахарным диабетом более характерна тревога и опасения по поводу обучения в школе.Для дошкольников группы норма характерно в целом благополучное эмоциональное отношение к обучению в школе, они рисуют себя внутри школы, рядом с учителем за партой, рисуют ситуацию урока.
4. Дошкольники с сахарным диабетом демонстрируют достоверно более низкие показатели внимания, чем дошкольники контрольной группы. Дети дошкольного возраста с диагнозом сахарный диабет часто отвлекаются, для них достоверно характерен более низкий объем внимания, они чаще допускают ошибки, неточности в работе. В процессе деятельности они чаще истощаются и можно наблюдать снижение продуктивности интеллектуальной деятельности к концу занятия, такое снижение внимания оказывает влияние на качество выполнения заданий.
5. Выявлена положительная корреляционная взаимосвязь показателя внимания и мотивационной готовности к школе. Высокий уровень произвольной регуляции психической деятельности, хороший показатель внимания связан с развитием позитивной мотивации к обучению в школе у дошкольников сахарным диабетом.
6. Применение нейропсихологической коррекции произвольного внимания дошкольников с сахарным диабетом по методики «Школа внимания» Н.М. Пылаевой, Т.В. Ахутиной позволило повысить улучшить показатели внимания дошкольников с сахарным диабетом и повысить их мотивационную готовность к школе, что выразилось в повышении уверенности, желании обучаться в школе, снижению тревожности и страхов у дошкольников с сахарным диабетом.
Таким образом, цель, поставленная в работе достигнута, задачи решены, выдвигаемые гипотезы подтверждены.
Изучена научно - психологическую литература по вопросам: психологической готовности к школе, особенностям дошкольного возраста, различные теоретические подходы в понимании диагноза сахарный диабет в дошкольном детстве. Разработана и апробирована программа эмпирического исследования. Выявлены и описаны особенности психологической готовности дошкольников с диагнозом сахарный диабет к обучению в школе, описана сформированность критериев готовности к школе дошкольников с диагнозом сахарный диабет. В качестве внедрения результатов исследования проведена нейропсихологическая коррекция произвольного внимания с дошкольниками с сахарным диабетом.
Гипотезы исследования подтверждены. Психологическая готовность к школе дошкольников с диагнозом «сахарный диабет» будет выражена в изменениях определенных ее компонентах, таких как эмоционально-волевая сфера, связана со снижением мотивационной готовности к школе и показателя произвольного внимания
По результатам проведенного исследования нами были сделаны следующие выводы:
1. Психологическая готовность к школе - это комплексное, многофакторное понятие, которое включает в себя как непосредственно психологическую, так и умственную, и физическую готовность к школьному обучению.
2. Соматическое здоровье и физическое состояние играет значимую роль в комплексе готовности ребенка к школьному обучению и влияет на процесс адаптации к школе. Развитие личности в условиях сахарного диабета непосредственно влияет на уровень психологической готовности к обучению в школе. Болезнь сопровождается снижением внимания, скорости обработки информации и организующих функций, а у детей с повторяющимися тяжелыми гипогликемиями отмечается снижение интеллектуальных параметров, в первую очередь внимания.
3. Дошкольники с сахарным диабетом демонстрируют достоверно более низкие показатели по мотивационной готовности к школе в сравнении с дошкольнками контрольной группы. Для дошкольников с сахарным диабетом более характерна тревога и опасения по поводу обучения в школе.Для дошкольников группы норма характерно в целом благополучное эмоциональное отношение к обучению в школе, они рисуют себя внутри школы, рядом с учителем за партой, рисуют ситуацию урока.
4. Дошкольники с сахарным диабетом демонстрируют достоверно более низкие показатели внимания, чем дошкольники контрольной группы. Дети дошкольного возраста с диагнозом сахарный диабет часто отвлекаются, для них достоверно характерен более низкий объем внимания, они чаще допускают ошибки, неточности в работе. В процессе деятельности они чаще истощаются и можно наблюдать снижение продуктивности интеллектуальной деятельности к концу занятия, такое снижение внимания оказывает влияние на качество выполнения заданий.
5. Выявлена положительная корреляционная взаимосвязь показателя внимания и мотивационной готовности к школе. Высокий уровень произвольной регуляции психической деятельности, хороший показатель внимания связан с развитием позитивной мотивации к обучению в школе у дошкольников сахарным диабетом.
6. Применение нейропсихологической коррекции произвольного внимания дошкольников с сахарным диабетом по методики «Школа внимания» Н.М. Пылаевой, Т.В. Ахутиной позволило повысить улучшить показатели внимания дошкольников с сахарным диабетом и повысить их мотивационную готовность к школе, что выразилось в повышении уверенности, желании обучаться в школе, снижению тревожности и страхов у дошкольников с сахарным диабетом.
Таким образом, цель, поставленная в работе достигнута, задачи решены, выдвигаемые гипотезы подтверждены.
Подобные работы
- ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИППОТЕРАПИИ В ФОРМИРОВАНИИ АДАПТАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4935 р. Год сдачи: 2017 - Особенности эмоционального развития младших школьников с ОВЗ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2017






