Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Кафедра социальной психологии Психологический портрет специалистов, сопровождающих девиантных подростков (на примере работников антитеррористического центра)

Работа №88752

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы120
Год сдачи2021
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
153
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Теоретико-методологические подходы к изучению личностных качеств специалистов, сопровождающих девиантных подростков 10
1.1 Изучение профессионально-важных качеств в психологической науке
10
1.2 Девиантное поведение: особенности сопровождения и требования к
специалистам работающим с девиантными подростками 20
1.3 Фо рмы и методы ра боты с ли ца ми , я вляю щими ся поте нци альны ми
у ча стни ка ми экстре ми стски х о бъе ди не ни й (на при мере РА НМЦ Юри ди ческо го и нститу та А лтГУ ) 32
Глава 2 Эмпирическое исследование личностных особенностей специалистов антитеррористи ческо го центра разного возраста, работающих с девиантными подростками 47
2.1 Програ мма и методы и ссле до ва ни я 47
2.2 Ана ли з ре зультатов и сследова ни я ли чностны х особе нносте й
спе ци алистов РА НМЦ ра зного возра ста , ра бота ю щи х с де виантны ми подростка ми 51
2.3 Ме тоди че ски е рекоме нда ци и о рга ни за ци и гру ппового
пси хо логи че ско го консу льти рова ни я для спе ци а ли сто в, ра бота ю щи хс де ви а нтными подростка ми 71
Заключение 86
Список использованной литературы 91
Приложения 98


Актуальность темы исследования определяется тем, что в результате «изоляции», объявленной в России в марте 2020 года, многие люди были «вырваны» из привычного образа жизни, разрушены устоявшиеся связи и отношения, что привело к активизации преступников, которые переместили свою деятельность в цифровую сферу. На этой волне увеличилась и статистика скулшутинга, терроризма и кибертерроризма.
Это естественные последствия гибридно-информационной войны, идущей на международном уровне. Интернет активно вербует молодежь в экстремистские и террористические организации, активизируются националистические сообщества.
Отсюда мы можем увидеть достаточно угрожающую картину обострения криминогенной обстановки в России, в частности, в сфере молодежной преступности.
Ответом на эти процессы стало фактически стихийное появление во многих субъектах РФ институтов гражданского общества, направленных на противодействие деструктивным силам и работу с потенциальными участниками экстремистских и террористических объединений. К ним относятся кибердружины, волонтерские отряды и антитеррористические центры. Однако, до сих пор нет ни нормативной базы работы подобных объединений, ни точных рекомендаций к подготовке подобных специалистов, к развитию их профессионально-важных качеств.
Актуальность проблемы исследования для современного мира определило изучение человека в рамках трудовой деятельности Л.В. Боброва, О.А. Маринова (2012). Так Б.И. Беспалов (2014) выделил два подхода к пониманию «психологического ресурса» деятельности человека - это компетентностный и деятельностный, оба эти подходы взаимодополняют друг друга [10].
Деятельностный подход представлен в трудах А.Н. Леонтьева (1975), где деятельность - это форма сознательного (психологического) взаимодействия человека с миром, которая побуждается и направляется предметами и потребностями (мотивами) [17].
Компетентностный подход описан С.М. Спенсером (2005), через понятие «базовое качество» личности необходимое в деятельности, которое складывается через устойчивую совокупность свойств человека реализуемых в поведении и в рабочих ситуациях [3, 6]. Содержание этого определения демонстрирует соответствие с понятием «профессионально-важные качества» (далее ПВК), где ПВК - обозначается как система мотивационных, личностных и индивидуально-типологических свойств человека состоящая из профессиональных ценностей и способов выстраивания коммуникаций в профессиональной деятельности [6].
В.Д. Шадриков (1996) подчеркивает, что ПВК выступают как «индивидуальные качества субъекта деятельности», определяющие эффективность человека в определенной деятельности или способность обучению операциям и стандартам работы в профессии.
В.А. Бодров (2006) выделяет составляющие ПВК через «совокупность психологических качеств личности и физиологических характеристик человека» [13,14].
Обобщая сказанное можно сделать вывод, что для определенной профессиональной деятельности существует специфический набор индивидуально-типологических личностных качеств, позволяющих качественному выполнению должностных обязанностей.
Таким образом, изучение психологического портрета работника антитеррористической сферы актуально для решения ключевых вопросов юридической и криминолого-психологической практики - повышении производительности труда при работе с девиантными подростками как потенциальными участниками экстремистских и террористических объединений, для адаптации к меняющимся условиям труда в условиях отсутствия нормативных стандартов работы антитеррористического центра.
К кандидатам в области криминолого-психологической работы предъявляется целая система требований, как к практическому опыту, так и к психологическим качествам личности, ее общему развитию, физическому здоровью.
Однако, непосредственно в России четкий стандарт требований к подготовке специалистов антитеррористических центров отсутствует. Отчасти это можно объяснить тем, что такие структуры еще достаточно редки, однако практика создания антитеррористических центров постепенно растет, и требует, как юридического, так и психологического оформления.
Обобщая подходы исследований, посвященных анализу ПВК в отечественной и зарубежной литературе наиболее целостное воплощение данный вопрос получил в рамках деятельностного подхода, базирующегося на работах А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, С.Л. Рубинштейна и др., выделяющих аспекты профессиональной деятельности.
В психологии существует как минимум два подхода к составу ПВК.
В первом подходе (Э.Ф. Зеер, Д. Мартенс, А. Шелтен, С.Е. Шишов и др.) выделяются ключевые компетенции, то есть универсальные качества, которые находят применение не в одной, а в группе смежных профессий [21,22,23,16,17,18,70].
Во втором подходе (Е.А. Климов, Н.С. Пряжников и др.) признается возможность определения комплексов ПВК для каждой отдельно взятой профессии, кроме того, эффективным считается индивидуальный подход к личности специалиста [33,34,46]. Обзор психологических исследований относительно того, какие индивидно-личностные характеристики считать профессионально важными, показал отсутствие однозначного решения данной проблемы.
Важно, однако, выделить составляющие психологического портрета специалиста антитеррористического центра, для того чтобы подбирать специалистов, способных работать с девиантными подростками в ссоциальной сфере.
Объект исследования: индивидуально-психологические особенности личности.
Предмет исследования: личностные качества специалистов
антитеррористического центра, работающие на сопровождении девиантных подростков.
Целью исследования является изучение личностных качеств специалистов антитеррористического центра, имеющих разный стаж работы, специализирующихся на сопровождении девиантных подростков.
Для достижения цели эмпирического исследования и проверки выдвинутых гипотез нами решались следующие задачи:
1) раскрыть существующие теоретические подходы исследования,
провести анализ научной литературы по проблеме исследования, а именно изучение индивидуально-психологических характеристик и
профессионально-важных качеств специалистов антитеррористического центра, работающих с девиантными подростками.
2) разработать программу эмпирического исследования по изучению личностных характеристик и профессионально-важных качеств на примере работников антитеррористического центра, подобрать соответствующий диагностический инструментарий;
3) эмпирически определить особенности индивидуально -
психологических характеристик специалистов антитеррористического центра. Провести интерпретацию и анализ полученных результатов проведенного исследования;
4) разработать проект программы психологического сопровождения для специалистов антитеррористического центра зрелого возраста.
Гипотезы исследования строились на предположениях о том, что:
1) вероятно существуют определенные личностные характеристики специалистов антитеррористического центра имеющих разный стаж работы с девиантными подростками;
2) возможно у специалистов антитеррористического центра в зависимости от стажа работы и возраста, будут проявляться различные стратегии поведения, что можно будет наблюдать в сравнении с группой специалистов, не работающих в подобных антитеррористических центрах;
3) индивидуально-типологические особенности специалистов
антитеррористического центра разного возраста с разным стажем работы имеют различия в факторной структуре.
Теоретико-методологические основания работы
- теоретические положения субъектно-деятельностного подхода (С.Л. Рубинштейн, К.А. Абульханова - Славская, А.В. Брушлинский);
- базовые положения психологической теории деятельности (А. Н. Леонтьев),
- представление о деятельности как основе общего психического и профессионального развития человека (С.Л. Рубинштейн);
- подход к изучению профессионально-важных качеств с позиции выделения ключевых компетенций (Э.Ф. Зеер, Д. Мартенс, А. Шелтен, С.Е. Шишов);
- подход к изучению профессионально-важных качеств (Е.А. Климов, Н.С. Пряжников).
Методы исследования
Анализ научной литературы (отечественных и зарубежных исследований) по проблеме исследования.
В состав психодиагностического инструментария для проведения исследования вошли: Опросник «Адаптивные стратегии поведения» (АСП) (Н.Н. Мельникова (2000), опросник «Проактивного совладающего поведения (копинга)» (Greenglas, Schwarzer и Taubert (1999), в адаптации Е.С. Старченковой (2009), методика «Большая пятерка личностных качеств» (Р. МакКрае, П. Коста (1985), в адаптации А.Г. Грецова).
Методы описательной статистики: статистический анализ
(корреляционный анализ Пирсона, t-критерий Стьюдента, факторный анализ).
Статистическая обработка данных осуществлялась с помощью программных средств Microsoft Excel и SPSS 23.0.
Достоверность результатов и выводов исследования обеспечивается обоснованностью исходных теоретико-методологических позиций, репрезентативностью выборки, применением комплекса методов, использованием математико-статистических процедур обработки данных в соответствии с целью и задачами исследования, соблюдением требований, предъявляемых к валидности и надежности используемых методов исследования.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В работе нами были рассмотрены категории профессионально-важных качеств и индивидуально-психологических особенностей работника антитеррористического центра, а также выявлена их взаимосвязь.
Теоретический анализ обозначенной проблемы показал, что в настоящее время работа антитеррористических центров как вид
деятельности, еще не имеет в достаточной мере четкую структуру профессионально -важных качеств, и не оформлена в нормативном порядке . Если мы относим деятельность антитеррористических центров к образовательной сфере, то опираемся на то, что работники сферы образования интерпретируют объективную реальность через структуру своей личности. Поэтому в психологической науке появляется множество отечественных и зарубежных работ касательно проблемы психологических качеств личности работника сферы образования. Профессионально важные качества в работе рассматриваются как проявления психологических особенностей личности специалистов социальной сферы , занятых в антитеррористическом центре на работе с девиантными подростками, как потенциальными участниками экстремистских и террористических
организаций. Несмотря на это, вопрос структуры психологических особенностей остается мало изученным. Отсутствуют исследования общей структуры психологических особенностей личности специалиста сферы образования. Также отсутствуют исследования по данному вопросу у работников антитеррористических центров. Личностные качества
специалистов по антитеррористической и контрпропагандистской работе являются базисными при становлении профессионального мастерства.
На первом этапе нашей работы был осуществлен теоретический анализ зарубежной и отечественной литературы подходов к изучению психологических свойств личности, необходимых для осуществления своих профессиональных обязанностей.
Также были выделены специфические характеристики
профессиональной деятельности специалистов антитеррористического центра.
На втором этапе была разработана и осуществлена программа эмпирического исследования .
На третьем этапе были проведены работы по обработке и интерпретации полученных данных, подведению итогов исследования , описанию выводов и заключений.
В процессе работы нами были решены поставленные задачи .
Проведен анализ литературы по проблеме исследования, выявлены сущностные характеристики и определения психологических свойств личности, необходимых для осуществления своих профессиональных обязанностей на примере работников антитеррористического центра .
В работе сделаны следующие выводы:
1. Стимулом и условием развития личности выступает
деятельность, соответственно, профессиональная деятельность
детерминирует развитие личности в профессии. Можно выделить много подходов к понятию ПВК. Общим в них будет именно то, что ПВК выступает основой личности, соединяющие характеристики, свойства , качества (психические, психологические, физические и пр.). Поэтому ПВК выделяются через такие условия профессии, которые предъявляют специалисту требования к личности и меняют его .
2. Становление профессиональной компетенции заключается в
системном единстве специальных и психолого -акмеологических знаний, опыта, свойств и личностных качеств специалистов, позволяющих эффективно осуществлять профессиональную деятельность и
целенаправленно организовывать процессы профессионального общения предполагающих личностное развитие и совершенствовани е
профессиональной деятельности .
3. На сегодняшний день в России не разработаны требования к работникам антитеррористических центров в связи с отсутствием нормативной базы данных структур. Неясен статус антитеррористического центра - должен он выступать государственной организацией, силовым ведомством или это специфический институт гражданского общества. Нет четкого понимания, к какой сфере должна относиться работа подобных организаций - социальной либо правоохранительной.
На основе анализа деятельности существующих в субъектах РФ на данный момент антитеррористических центров мы можем сказать, что это структуры, созданные на базе юридических факультетов ВУЗов, функционирующие в качестве опорных центров по методической, научно - исследовательской работе и проведению региональных профилактических мероприятий антитеррористической направленности. Также направлением их деятельности является непрерывный мониторинг социальных сетей на предмет обнаружения потенциально экстремистского либо
террористического контента и работа с его распространителями, каковыми, в подавляющем большинстве случаев, могут быть отнесены подростки с девиантным поведением.
В состав антитеррористических центров обычно входят сотрудники антитеррористических комиссий субъектов РФ, преподаватели юридических
факультетов ВУЗов, психологи и социальные педагоги. Сюда же относятся и студенческие волонтерские антитеррористические организации ,
осуществляющие вспомогательную деятельность, обеспечивающую работу антитеррористических центров.
Как правило, данные структуры не зарегистрированы в качестве официальных организаций либо оформлены как структурные подразделения кафедр факультетов. Соответственно, антитеррористические центры нельзя отнести к правоохранительному звену , это, скорее, специфический вспомогательный институт гражданского общества. Отсюда, можно сделать вывод, что антитеррористический центр можно отнести к учреждениям образовательной сферы, сотрудничающим с правоохранительными органами .
4. При отборе кандидатов в антитеррористический центр важную
роль играет уровень сформированности профессиональных качеств личности, необходимых для работы в агрессивной среде, и в дальнейшем, с учетом объективных условий профессиональной деятельности (стаж работы , условия организации труда) индивидуально -психологически е
характеристики работников антитеррористического центра оттачиваются и становятся все более выраженными .
5. В зависимости от стажа работы в антитеррористическом центре (более трех лет) и возраста специалиста, в его поведении проявляются неадаптивные стратегии, что можно увидеть в сравнении с группами контраста. Именно поэтому необходим постоянный контроль риска формирования неадаптивных стратегий поведения с помощью программы психологического сопровождения работников антитеррористического центра зрелого возраста .
Задачи, поставленные в работе выполнены, гипотезы доказаны,
цель работы достигнута.


1. Аболин Л.М. Психологические механизмы эмоциональной
устойчивости человека. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1987. 261 с.
2. Аведисова A.C., Канаева Л.С., Ибрагимов Д.Ф. Копинг и механизмы его реализации: аналитический обзор // Российский психиатрический журнал. 2017. № 4. С. 59-64.
3. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. 2015. № 1. С. 3-18.
4. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. Санкт-Петербург: Питер, 2001. 260 с.
5. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Санкт-Петербург: Питер, 2001. 282 с.
6. Березовская Р.А. Профессиональное благополучие: проблемы и перспективы психологических исследований // Психологические исследования. 2016. № 9(45). С. 12-16.
7. Беспалов Б.И. Профессионально важные компоненты
деятельности человека и подходы к их психодиагностике // Организационная психология. 2014. № 4. С. 12-50.
8. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности.
Москва: ПЕР СЭ, 2006. 511 с.
9. Бодров В.А. Психология профессиональной деятельности:
теоретические и прикладные проблемы. Москва: ИП РАН, 2006. 622 с.
10. Галкина О.И. Информационная поисковая система
«Профессиография»: методические рекомендации. Москва: ПЕР СЭ, 1973. 311 с.
11. Григорьев Д.А. Определение понятия «профессионал» как основа проектирования процесса профессионализации // Проблемы проектирования образования в работах аспирантов ИПИ РАО за 1994 г. Москва: Педагогика, 1995. С. 9-21.
12. Григорьева М. В. Психология труда. Москва: Высшее
образование, 2006. 112 с.
13. Деркач А. А., Зазыкин В.Г. Профессиональная деятельность в особых и экстремальных условиях (психолого - акмеологические основы). Москва: РАГС, 1998. 152 с.
14. Деркач А.А. Основы общей и прикладной акмеологии: учебное пособие для вузов. Москва: Аспект, 2016. 264 с.
15. Диянова З.В. Психология личности. Закономерности и механизмы развития личности: учебное пособие для вузов. Москва: Издательство Юрайт, 2020. 173 с.
16. Долгова В.И., Долгов П.Т., Латюшин Я.В. Волонтеру- консультанту антинаркотических программ: монография. Челябинск: Изд-во ГОУ ВПО «ЧГПУ», 2005. 308 с.
17. Долгова В.И., Мельник Е.В. Эмпатия и коммуникативная
компетентность. Челябинск: Изд-во «АТОКСО», 2007. 253 с.
18. Долгова В.И., Напримеров А.А., Латюшин Я.В. Формирование эмоциональной устойчивости личности. Санкт-Петербург: РГПУ им. А.И. Герцена, 2002. 167 с.
19. Дружинин В. Н. Психодиагностика общих способностей.
Москва: Издательский центр «Академия», 1996. 224 с.
20. Елисеев О.П. Конструктивная типология и психодиагностика личности. Псков: Изд-во Псков. обл. ин-та усоверш. учителей, 1994. С.72-74.
21. Зеер Э . Ф. Психология профессий: учебное пособие для студентов вузов. Москва: Академический проект 3 - е изд., 2005. 105 с.
22. Зеер Э . Ф., Павлова А.М., Зольников А.П. Практикум по
психологии профессий. Москва: РГППУ , 2002. 173 с.
23. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э . Кризисы профессионального становления личности // Психологический журнал. 1997. № 6. С. 35-36.
24. Зимняя И.А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека // Профессиональное образование. 2006. № 2. С. 18¬21.
25. Иванов Д.А. Компетентностный подход в образовании .
Проблемы, понятия, инструментарий. Москва: АПКиПРО, 2003. 101 с.
26. Ильин Е.П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности. Санкт-Петербург: Питер, 2016. 428 с.
27. Иванова Е.М. Психологическая системная профессиография . Москва: ПЕР СЭ, 2003. 208 с.
28. Иванова Е.М. Основы психологического изучения
профессиональной деятельности. Москва: Издательство МГУ, 1987. 207 с.
29. Кашапов М. М. Акмеология : учебное пособие для
академического бакалавриата. Москва: Издательство Юрайт, 2019. 106 с.
30. Корнеенков С.С. Психология и этика профессиональной деятельности: учебное пособие для среднего профессионального образования . Москва: Издательство Юрайт, 2020. 304 с.
31. Коссов Б.Б Психология личности: проблемы теории ,
диагностики и развития. Москва: Академический Проект, 2020. 304 с.
32. Коссов Б. Б. Актуальные проблемы и перспективы
развития психодиагностики // Психологический журнал. 1985. № 4. С. 12-13.
33. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учебное пособие для студентов вузов. Ростов-на-Дону: Феникс. 1996. 509 с.
34. Климов Е.А. Психология профессионала. Москва: Издательство Институт практической психологии, 1996. 400 с.
35. Клищевская M.B., Солнцева Г.Н. Профессионально-важные качества как необходимые и достаточные условия прогнозирования успешности деятельности // Вестник МГУ. 1999. № 4. С. 21-34.
36. Клищевская М.В., Солнцева Г.Н. Профессионально важные качества как необходимые и достаточные условия прогнозирования успешности деятельности // Вестник МГУ. 1999. № 4. С. 28.
37. Ковалев А.Г. Психология личности. Ленинград: ЛГУ, 1963. 234 с.
38. Крайг Г. Психология развития. Санкт-Петербург: Питер, 2001. 992 с.
39. Крысько В. Г. Социальная психология: словарь-справочник. Москва: АСТ, 2001. 415 с.
40. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. Москва: Издательство МГУ , 1971. 40 с.
41. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. Москва: Политиздат, 1975. 304 с.
42. Львов Л.В. Формирование профессиональных умений у
студентов вузов: (Еще раз о «ЗУНах»): В помощь преподавателю .
Челябинск: Изд-во Челяб. гос. ун-та, 2004. 44 с.
43. Маркова А.К. Психология профессионализма. Москва: РАГС,
1996. 158 с.
44. Митина Л. Н. Личностное и профессиональное развитие
человека в новых социально -экономических условиях // Вопросы
психологии. 1977. № 4. С. 29-32.
45. Мясищев В.Н. Психология отношений. Москва: Издательство Институт практической психологии, 1995. 356 с.
46. Пряжников Н. С. Профессиональное и личностное
самоопределение. Москва: Издательство ИПИ, 1996. 126 с.
47. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Санкт-Петербург: Питер, 2002. 705 с.
48. Рубинштейн С.Л. Теоретические вопросы психологии и
проблемы личности. Москва: Издательство МГУ, 1985. С. 28-34.
49. Рыбалко Е. Ф. Возрастная и дифференциальная психология: учебное пособие. Ленинград: Издательство ЛУ, 1990. 256 с.
50. Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология: учебное пособие. Ленинград: Издательство ЛУ, 1990. С. 155- 158.
51. Столяренко Л.Д. Общая психология: учебник для
академического бакалавриата. Москва: Издательство Юрайт, 2018. 355 с.
52. Соколков Е. А. Профессиональное становление личности
специалиста - гуманитария. Москва: Университетская книга, 2009. 479 с.
53. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов-на Дону:Феникс,
1997. С. 554-557.
54. Шадриков В. Д. Психология деятельности и способности человека: учебное пособие. Москва: Издательская корпорация «Логос», 1996. 320 с.
55. Шамардина М.В. Кадровый менеджмент: практикум для студентов, психол. спец. вузов. [Электронный ресурс]. Барнаул: АлтГУ, 2018. URL: http://elibrary.asu.ru/handle/asu/4913
56. Шелепова Е. С. К проблеме профессионально - важных качеств субъекта трудовой деятельности // Вестник ТГУ. 2008. № 2. С. 35-42.
57. Элкинд Д., Эриксон Э. 8 стадий человеческой жизни. Москва: Когнито - центр, 1996. 20 с.
58. Ярышева Т. Модели образования. Компетентностная модель в системе высшего образования / Материалы Международной научно-практической конференции. ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова. Барнаул, 2016. С. 104-106.
59. Ясюкова Л.А. Взаимосвязь индивидуально-психологических характеристик в структуре профессиональных способностей // Вопросы психологии. 1990. № 5. С.37-45.
60. Arnold J. Career decidedness and psychological well-being: а two- cohort longitudinal study of undergraduates // Journal of Occupational Psychology. 1989. № 62 (2). P. 163-176.
61. Daniel J., Shado I. Psychological burnout in professional with permanent communication // Studia - Psychologica. 1993. № 35. P. 124-126.
62. Digman J. Personality structure: Emergence of the five-factor model // Annual Review of Psychology. 1999. № 41. P. 417-440.
63. Hogan R. Personality assessment. In R.S. Barrett (Ed.) // Fair employment strategies in human resources management. 1996. № 5. P.144-152.
64. Mirvis P.H. Psychological success and the boundaryless career // Journal of Organizational Behavior. 1994. № 15. P. 365-380.
65. Mischel W. The self as a psycho-social dynamic processing system: A meta-perspective on a century of the self in psychology. London: The Guildford Press, 2003. P. 15-43.
66. Myers R.A. Effects of an Educational and Career Exploration System (ECES) on Vocational Maturity // Journal of vocational behavior. 1975. № 6. P. 245-254.
67. Neisser U. Concepts and self-concepts. Cambridge: Cambridge University Press, 1997. P.3-12.
68. Newstead S.E. Psychology Teaching in Europe // European Psychologist. 1997. №1. P. 3-10.
69. Salgado J. The Big Five personality dimensions and counterproductive behaviors // International Journal of Selection and Assessment. 2002. №10. P. 117-125.
70. Schelten A. Einfuring in die Beruspedagogic. Stuttgart, 1991. P. 16¬35


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ