Введение…………………………………………………………………………...3
1. Философско-антропологические основания юридической науки…………..4
2. Гносеологическая специфика обоснования в юридической науке…………..9
3. Место гносеологии в юридической методологии…………………………...12
Заключение……………………………………………………………………….19
Список используемой литературы……………………………………………...20
Актуальность исследования. Юридическая наука сегодня утрачивает признаки науки, становясь все более автономной и информационно ограниченной. Требования современного мира не позволяют дать волю рассуждению, свободу мысли в действиях правоведов, работников государственной службы и иных юристов, как теоретиков, так и практиков. Юриспруденция требует глубокой проработки, изменений в духе времени, а для этого необходимо использовать философское знание.
В своей деятельности юристы проходят по уже знакомым тропам, выполняя действия по примеру, по предыдущему образу и подобию, не позволяя себе размышлять, использовать другие примеры и правила. Общество унифицирует законодательство, разрабатывает алгоритмы действия, стандартизирует меры по борьбе с преступностью, при этом видя только конечный результат, забывая об истине и формировании новых знаний.
Степень научной разработанности темы исследования. Проблемы юридической гносеологии выступают в качестве одного из ключевых аспектов современного изучения научного знания о праве и государстве, одновременно являясь недостаточно изученными.
Теоретико-методологическая база исследования. В работе использовались общенаучные методы исследования (анализ, обобщение, синтез).
Цель исследования – проанализировать особенности юридической гносеологии.
Исходя из поставленной цели, сформулируем следующие задачи исследования: 1) рассмотреть философско-антропологические основания юридической науки; 2) охарактеризовать гносеологическую специфику обоснования в юридической науке; 3) проанализировать место гносеологии в юридической методологии.
В результате проведенного исследования сделаем следующие выводы.
Право – это сложная линейная и нелинейная система, управляемая и хаотичная, способная к воспроизводству и саморегуляции, характеризующаяся непрерывностью (синехеологичностью), дискретностью и цикличностью, открытостью по отношению к окружающей среде и воздействию человека. При этом объективной тенденцией права является превращение его в орудие компромисса, защиты, профилактики, а не силы, подавления и страха. Происходит переход от «юридизации силы» (Н.С. Бондарь) к гибкому, «мягкому» договорному праву диалога, коммуникации, саморегулирования. Право – это не только нормы, но и принципы, идеи, доктрины, ценности.
Сила права – в его авторитетности, демократичности, справедливости, свободе, равенстве, объективности, истинности, правде, гуманистических возможностях для человека. Идея, конструкция и метод должны выступать в единстве. Их онтологической основой служит философия всеединства, соборности, богочеловечности, коллективизма и сострадания. Цифровая экономика, вместе с духовным возрождением, с соблюдением традиций национальной культуры, составляет основу нашего развития и процветания.