Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Ценностно-смысловые ориентации ветеранов боевых действий в зрелом возрасте

Работа №88744

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы91
Год сдачи2021
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
180
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Глава 1. Теоретико-методологические подходы к изучению ценностно-смысловых ориентаций ветеранов боевых действий зрелого возраста. ...8
1.1. Понятие ценностно-смысловых ориентации в психологической науке 8
1.2. Исследования личности ветеранов боевых действий 18
1.3. Психологический портрет мужчин зрелого возраста 25
Выводы по 1 главе 31
Глава 2. Эмпирическое исследование ценностно-смысловых ориентации ветеранов боевых действий зрелого возраста 33
2.1. Организация и методы исследования 33
2.2. Анализ результатов исследования ценностно-смысловых ориентации у
ветеранов боевых действий зрелого возраста 44
Выводы по 2 главе 56
Заключение 58
Список литературы 60
Приложение 65

Актуальность. Одним из главных негативных психологических последствий экстремальных травматических событий является потеря ценностно-смысловых ориентаций личности. Проблема психологических последствий участия в боевых действиях является достаточно актуальной в условиях современной политической нестабильности и увеличивающегося числа вооруженных конфликтов во всем мире. Актуальность проблемы изучения ценностно-смысловых ориентации личности ветеранов боевых действий зрелого возраста как содержательной характеристики определяется высокой значимостью для функционирования в социуме и социальной адаптации в целом. Рядом авторов отмечается значительная роль ценностей в жизнедеятельности человека, поскольку они придают осмысленность всей жизни человека (С.Л.Рубинштейн, В.Франкл, Д.А.Леонтьев).
Таким образом, изучения особенностей трансформации системы жизненных ценностей мужчин зрелого возраста, принимавших участие в боевых действиях, определяется ее высокой значимостью для решения важнейших вопросов адаптации в современном мире после участия в военных локальных конфликтах, а также возможность использования этих закономерностей при решении прикладных задач психологии определяют актуальность настоящего исследования.
В настоящее время исследования психологии все чаще обращаются к ценностно-смысловой составляющей личности. Смысловая позиция личности представляет собой схему понимания предмета, модель его представления. Понятие ценностно-смысловая позиция представлено разными позициями авторами: «жизненная позиция» (К.А.Альбуханова), «смысловая позиция» (Г.М.Кучинский), «смысловая установка» (Д.А.Леонтьев) и др.
Степень изученности проблемы.
Рядом авторов отмечается значительная роль ценностей в жизнедеятельности человека, поскольку они придают осмысленность всей жизни человека (С.Л.Рубинштейн, В.Франкл, Д.А.Леонтьев). С.Л.Рубинштейн в работе «Человек и его мир» показал роль высших бытийных ценностей в существовании и развитии личности, экзистенциальном поиске ценностей и смыслов человеческого бытия.
В современной психологии понятие и сущность термина «ценности» рассматривали М.И.Бобнева, Ф.Е.Василюк, Е.И.Головаха, А.А.Дергач, А.И.Донцов, О.Г.Дробницкий, Д.А.Леонтьев, Н.И.Непомнящая,
Р.Х.Шакуров, Е.В.Шорохова, В.А.Ядов и другие). Смысловая сфера личности по определению Д.А.Леонтьева - это особым образом организованная совокупность смысловых образований и связей между ними, обеспечивающая смысловую регуляцию целостной жизнедеятельности субъекта во всех ее аспектах.
Цель исследования - выделить особенности ценностно-смысловых ориентации личности ветеранов зрелого возраста с учётом семейного положения.
Объект исследования - ценностно-смысловые ориентации личности.
Предмет исследования - ценностно-смысловые ориентации личности ветеранов боевых действий зрелого возраста.
Гипотеза исследования строилась на предположении о том, что существуют различия в структуре ценностно-смысловых ориентаций личности ветеранов боевых действий зрелого возраста с разным семейным положением.
Частные гипотезы:
- ценностно-смысловые ориентации ветеранов боевых действий зрелого возраста имеют отличительный рисунок корреляционных связей в зависимости от семейного положения;
- вероятно, ценностно-смысловые ориентации личности ветеранов боевых действий зрелого возраста имеют отличия от мужчин, не проходивших воинскую службу.
Для достижения цели эмпирического исследования и проверки выдвинутых гипотез решаются следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретико-методологические основания ценностно-смысловых ориентаций личности ветеранов боевых действий в зрелом возрасте и провести анализ научной литературы по теме исследования.
2. Разработать и апробировать программу эмпирического исследования по изучению особенностей ценностно-смысловых ориентации личности ветеранов боевых действий в зрелом возрасте, подобрать соответствующий диагностический инструментарий.
3. Эмпирически определить особенности ценностно-смысловых ориентации личности ветеранов боевых действий в зрелом возрасте, разного семейного положения. Провести интерпретацию и анализ полученных в результате исследования данных.
Теоретическая и методологическая основа исследования:
- изучение «ценностно-смысловой сферы личности» с позиций Д.А.Леонтьева, Л.В.Серого, М.С.Яницкого;
- принцип системности в изучении личности (Б.Г.Ананьев, А.Г.Асмолов, А.Н.Леонтьев, Б.Ф.Ломов, К.К.Платонов и др.);
- возрастная периодизация Э.Эриксона.
Методы исследования.
1. Теоретические методы: анализ психологической литературы по проблеме исследования, обобщение.
2. Эмпирические методы: методы сбора эмпирических данных: анкетирование, биографический метод, психологическое тестирование: методика диагностики степени готовности к риску (А.М.Шуберта), методика «Индекс жизненного стиля» (Р.Плутчик, Х.Келлерман и Х.Р.Конте), опросник склонности к агрессии Басса-Перри (А.Басс, М.Перри), тест смысложизненных ориентаций (Д.А.Леонтьев), миссисипская шкала посттравматического стрессового расстройства (военный вариант) (Т.М.Кеапе.), томский опросник ригидности (Г.В.Залевский), опросник ценностей KVS-2 (Д.В.Каширский).
3. Методы математико-статистической обработки данных (Критерий Манна-Уитни, Т-Критерий Стьюдента, корреляционный анализ Спирмена) с использованием программы компьютерной обработки статистических данных «IBM SPSS Statistics 23.0».
4. Качественный анализ и содержательная интерпретация результатов.
Эмпирическая база и выборка исследования.
Для выделения особенностей сферы ценностно-смысловых ориентаций ветеранов боевых действий зрелого возраста были отобраны мужчины в составе 123 человек, которые были разделены:
1) отобраны мужчины - ветераны вооружённых конфликтов в Афганистане и Чечне - от 35 лет до 60 лет, общее количество 64 испытуемых, в том числе:
- мужчины - ветераны боевых действий в зрелом возрасте с семейным статусом «Женат» - в количестве 34 человек;
- мужчины - ветераны боевых действий в зрелом возрасте с семейным статусом «Разведён» - в количестве 30 человек.
2) контрольная группа, состоящая из мужчин, не участвовавших в вооружённых конфликтах зрелого возраста - от 35 до 60 лет, общее количество 59 испытуемых.
Исследование было проведено на базе Краевого государственного бюджетного учреждения социального обслуживания «Центр социальной реабилитации инвалидов и ветеранов боевых действий» города Барнаул.
Структура работы.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 65 источников. Текст работы содержит 9 рисунков, 7 приложений.
Апробация и внедрение результатов исследования.
1. Материалы исследования были представлены на научных конференциях:
- всероссийской научно-практической конференции «Дни науки» в АлтГУ (Барнаул, апрель 2020).

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Исходя из анализа теоретических подходов и проведённого исследования, можно сказать, что фактически, каждый ветеран проходит определенный жизненный путь, переполненный кризисами (психическими травмами), которые разрушают довоенные представления о себе и мире; травматическое переживание «ломает» всю психологическую систему защиты личности. В результате на познавательном уровне жизнь делится на две половины (не всегда равные) - жизнь до травмы и после неё. При этом первая половина жизни («жизнь до травмы»), предопределяет вторую - «жизнь после травмы». Причиной этой поломки является как стресс - феномен настолько неизвестный, насколько и исследованный, так и своеобразная «личностная предиспозиция».
Вся проведённая работа показывает, что в качества участников и ветеранов боевых действий зависят от самой личности, а также от условий, в которых она находится. И под этими влияниями опасной внешней среды личностные качества, которые были присуще личности, подлежат изменению.
Таким образом, участие в военных действиях, перенесенный стресс еще долго оказывает свое влияние на участников боевых действий. Поэтому актуальным является необходимость проведения психосоциальной работы с участниками боевых действий. Психолого-социальная реабилитация и социальная поддержка должны являться основными направлениями работы с данной категорией населения для их успешной адаптации к условиям мирной жизни.
Неотъемлемой частью социально-психологической реабилитации участников боевых действий к условиям мирной жизни, повышающей уровень их адаптации и эффективность жизнедеятельности, является восстановление их социально-трудового статуса.
Таким образом, гипотезы исследования доказаны, задачи реализованы, цель достигнута.


1. Абульханова-Славская К.А. Личность в процессе деятельности и общения. Психология личности: В 2 т. Хрестоматия. Самара, 2002. С. 301-330.
2. Абдурахманов Р.А., Съедин С.И. Психологические последствия воздействия боевой обстановки: краткая история изучения психологических последствий участия в боевых действиях. Армия и общество, 1999. № 2., с. 67-73.
3. Авдеенко А.С., Ибрагимова Э.Ф., Соболева Е.В. Социально¬
психологическая помощь ветеранам. Вестник совета молодых ученых и специалистов Челябинской области, 2017. №2, 179 с.
4. Алексеева В.Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности. Психол. журн. 1984. № 5. С. 63-70.
5. Ананьев Б.Г., Дворяшина М.Д., Кудрявцева Н.А. Индивидуальное развитие и константность восприятия. Просвещение, 1968. 162 с.
6. Ананьев Б.Г. Избранные труды: В 2-х т., 1980. 232 с.
7. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. 1968. 338 с.
8. Асмолов А.Г. Психология звук личности: ввод учебник. Изд-во кипа МГУ, вволю, 2005. 178 с.
9. Батурин Н.А. Оценочная функция психики. Издательство института психологии РАН, 1997. 306 с.
10. Батюта М.Б., Пепеляева С.В. Исследование жизненных смыслов и ценностных ориентаций зрелых людей. Современные проблемы науки и образования, 2015. № 1, с. 49-55.
11. Белинский А.В., Лямин М.В. Медико-психологическая реабилитация участников боевых действий. 1997. С. 35-37.
12. Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. 1978. 312с.
13. Бодалев А.А. Личность и общение. Международная педагогическая академия, 1995. 328 с.
14. Будинайте Г.Л., Корнилова Т.В. Личностные ценности и личностные предпосылки субъекта. Вопросы психологии, 1993. С. 99-105.
15. Василюк Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций), 1984. 200 с.
16. Воронцова М.В. Социальная реабилитация в социальных службах: метод. пособие, 2015. 302 с.
17. Генгер М.А. Особенности личности военнослужащих, учавствовавщих в боевых действиях. Армия и общество, 2013. С.33.
18. Губарева О.В., Табурова Т.С. Особенности ценностей и совладающего поведения ветеранов боевых действий. Психология стресса и совладающего поведения: ресурсы, здоровье, развитие. Материалы IV Международной конференции, 2016. Том 1.
19. Дробиницкий О.Г. Мир оживших предметов. Проблема ценностей и марксистская философия, 1967. С. 44-45.
20. Еремина Т.И., Крюков Н.П., Логинова Ю.Ю. Социально-психологическая адаптация граждан, принимавших участие в боевых действиях, 2006.
21. Зелянина А.Н. Динамика индивидуально-психологических особенностей ветеранов боевых действий с различным характером военной травмы: автореф. дис. канд. псих. наук, 2013. С. 3-6.
22. Истомин И.Н. Ценностные ориентации в системе регуляции поведения. Психологические механизмы регулирования социального поведения, 1979 252 с.
23. Карпушина, Л.В. Психология ценностей российской молодежи: монография, 2009. 252 с.
24. Кирилова Н.А. Ценностные ориентации в структуре интегральной индивидуальности старших школьников. Вопросы психологии, 2000. С. 29.
25. Клименко И.Ф. Генезис ценностных ориентаций, исследование отношения к норме социального поведения на разных этапах социального развития человека. К проблеме формирования ценностных ориентаций и социальной активности личности, 1992. С. 3-12
26. Козлов А.А., Лисовский В.Т., Сикевич З.В. Ценностный мир современного студенчества (социальный портрет явления), 1992. С. 40.
27. Колов С.А. Значение боевого и постбоевого стрессов в психопатологии комбатантов. Российский психиатрический журнал, 2010. С. 70-75.
28. Кончугов А.В. Социальное обеспечение и социальная защита: некоторые вопросы теории и практики, 2017. С. 117-122.
29. Круглов Б.С. Социальная направленность личности. Формирование личности старшеклассника, 1989. С. 12-14.
30. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность, 1975. 304 с.
31. Леонтьев В.Г. Психологические механизмы мотивации. Новосибирск, 1992. 216 с.
32. Леонтьев Д.А. Возвращение к человеку. Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии, 1997. 438 с.
33. Леонтьев Д.А. В.Франкл в борьбе за смысл. Вступит. стат. к книге В.Франкл. Человек в поисках смысла, 1990. С. 5-22.
34. Леонтьев Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций, 1992. С. 17.
35. Ломов Б.Ф. Личность как продукт и субъект общественных отношений. Психология личности в социалистическом обществе: Активность и развитие личности, 1989. С.6-23.
36. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии, 1984. 448 с.
37. Маклаков А.Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях. Психологический журнал, 2001. Т. 22.№ 1. С. 10-23.
38. Маслоу А. Самоактуализация. Психология личности. Тексты под ред. Гиппенрейтер Ю.Б., Пузырея А.А., 1982. С. 108-118.
39. Момов В. Человек, мораль, воспитание (теоретико-методологические проблемы), 1975. 163 с.
40. Мясищев В.Н. Личность и отношения человека. Материалы симпозиума “Проблемы личности”, 1970. С. 63-73.
41. Немов Р.С. Психология, 1994. 576 с.
42. Николаичева Б.О., Титаренко А.И. Моральные ценности и личность. Под ред. Титаренко А.И., Николаичева Б.О., 1994. 176 с.
43. Оллпорт Г. Личность в психологии. СПб., 1998. 345 с.
44. Пергаменщик Л.А. Социально-психологическая адаптация человека к кризисным событиям жизненного пути: автореф. докт. псих. наук. Минск, 1999. С. 32.
45. Пермогорская Е.М., Падун М.А. Посттравматический стресс и семейные отношения у сотрудников ОВД-участников контртеррористических операций на Северном Кавказе. Психологические исследования: электронный научный журнал, 2011.
46. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. Словарь. «ФЕНИКС», 1998. С. 290.
47. Прангишвили А.С. Исследование по психологии установки. Тбилиси: Изд-во "Мецниереба", 1967. 203 с.
48. Решетников М.М. Психопатология героического прошлого и будущие поколения. Всерос. конференция, 1997. С. 32-35.
49. Рокич М. Большая энциклопедия психологических тестов. Москва: Эксмо, 2009. С. 26-28.
50. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. 2-е изд., 1976. 416 с.
51. Сапогова Е.Е. Фундаментальная психология. Москва: Смысл, 2013. 767 с.
52. Сержантов В.Ф. Человек, его природа и смысл бытия, 1990. 360 с.
53. Серый А.В., Яницкий М.С. Ценностно-смысловая сфера личности: уч.пособие. Кемерово: Кемеров. Гос.ун-т, 1992, 92 с.
54. Соловьев И.В. Жизнь после войны. Преодоление психологических последствий. Пермь, 2000. С. 43-45.
55. Суркова И.Ю. Участники контртеррористических операций в мирной жизни, 2015. С.84-94.
56. Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. Инст. практ. психологии, 1966. 402 с.
57. Франкл В. Поиск смысла жизни и логотерапия. Психология личности. МГУ, 1982. С. 118-126.
58. Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник. Общ. Ред. Гозмана Л.Я. и Леонтьева Д.А., 1990. 368 с.
59. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность: в 2-х т. Под ред. Величковского Б.М., 1986. 408 с.
60. Эриксон Э. 8 стадий человеческой жизни. Когнито-центр, 1996. С.56 -70.
61. Ядов В.А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности, 1979. 263 с.
62. Anderson P.E., Davenport E., Watson G.G. The relatioships between prenilitary school recordand data and risk for posttraumatic stress disorder among Vietnam war veterans J.Nerv. Ment. Dis, 1998. 186 р.
63. Rachel Dekel. Being a Wife of a Veteran with Posttraumatic Stress Disorder. Family Relations, 2005. P. 24-36.
64. Sogomonyan F., Cooper J.L. Trauma faced by children of military families. Brief report. NCCP Mailman School of Public Health at Columbia University, 2010. 75 p.
65. Tolman E.C. Behavior and Psychological Man: Essays in Motivation and Learning. University of California Press, 1958. 286 p.



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ